Если сливки плохи то что же молоко
Смысл названия романа и основной конфликт
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» отражена эпоха шестидесятых годов девятнадцатого века. Книга явилась откликом на самые жгучие политические и нравственные проблемы этого времени. Основным конфликтом в романе стали противоречия между представителями различных политических партий. В конфликте участвуют герои, идеологические споры которых разделяют их не только на либералов и демократов, но и на «отцов» и «детей», так как оппоненты принадлежат к разным возрастным группам.
И.С. Тургенев стремился отразить в романе трагический характер назревших в обществе проблем. Растерянность, непонимание или бездеятельность в сложившейся ситуации надвигавшегося социального кризиса могли привести к хаосу, катастрофе. Люди, не равнодушные к судьбам страны и народа, высказывали собственные мнения по злободневным вопросам современности. Подобные споры изображены и на страницах романа «Отцы и дети».
Представителями «отцов» являются Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы (позднее станет ясно, что и Аркадий присоединится к ним). Павел Петрович выступает защитником программы либералов, основанной на традиционно высоких и благородных идеалах, но не может объяснить, почему хорошие идеи не приводят к желаемым результатам. А Базаров, представитель «детей», обвиняет русских аристократов-либералов в пустословии и нежелании выполнять свои обязанности. Дворяне Кирсановы признают необходимость реформ, Николай Петрович даже пытается внести изменения в жизнь крестьян, но делает это неумело, вяло, не понимая смысла предстоящих перемен. Его брат произносит патетические речи о роли аристократов в истории, но сам ничего не делает для пользы Отечеству. Он рассуждает о земледельческой общине и важности законотворчества, о борьбе с невежеством мужиков, однако сам старается держаться подальше от крестьян, морщится от запахов и носит с собой одеколон. Этот аристократ вообще любит во всем комфорт и оберегает себя от неустроенности деревенской жизни.
Базаров указывает Павлу Петровичу на его фальшивую озабоченность положением крестьянства и говорит, что народ скорее в нём признает соотечественника, чем в дворянине Кирсанове, что можно ругать народ, но «возиться с ним», если действительно добра желаешь. И действительно, позднее демократы, позиция которых близка тому, о чём говорит Базаров, будут работать с народом («хождение в народ»).
Дворяне-либералы в 50-60-ые годы XIX века обнаружили свою несостоятельность в вопросах политики и экономики, поэтому в «Отцах и детях» И.С.Тургенева они являются слабой стороной в конфликте героев, не выдерживая натиска молодежи, в данном случае нигилиста Базарова. Сам автор об этом противостоянии писал так: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Н.П., П.П. и Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» Это высказывание объясняет иронию автора в изображении «отцов», братьев Кирсановых, а также других дворян и временного попутчика Базарова – Аркадия. Он не был готов к настоящей работе по реформированию общественно-политической системы России, хотя какое-то время примыкал к модному нигилистическому течению.
Важная роль в романе отведена идеологическим спорам героев, то есть основному конфликту. В спорах выявляется победитель, и дворянство здесь проигрывает, хотя симпатии автора в некоторых вопросах на стороне дворян, культуру и традиции которых хотел бы уничтожить нигилист Базаров. Он называет чепухой поэзию и музыку: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Он многое отвергает, чтобы «место расчистить» и строить потом что-то новое, но «строить будут другие».
Таким образом, Тургенев своим романом не дал ответа на спорные вопросы современности, но многие люди, в том числе и критики, дали высокую оценку этому произведению. Д.И. Писарев увидел в «Отцах и детях» реальное отражение действительности: «Смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум. ». И роман оказался значимым не только для своего времени, он стал «всегдашним», по выражению критика Н.Н.Страхова. Читатели разных времен находили и находят в романе ответ на главный вопрос: почему конфликтуют «отцы» и «дети» и в каком случае они могли бы находить компромиссы.
Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «
В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».
Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «
В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».
Читать сочинение по русскому языку, культуре речи: «Проблематика романа Отцы и дети» Страница 4
Базаров — фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. «Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», — размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе.
На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». И далее: «Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко? «
Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: “. страстное, грешное, бунтующее сердце”. Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.
Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров — мое любимое детище».
Тургенев написал роман “Отцы и дети” в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов?Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.
Похожие работы
Тема: Проблематика романа И. С. Тургенева Отцы и дети |
Предмет/Тип: Русский язык культура речи (Сочинение) |
Тема: Смысл названия и проблематика романа Тургенева Отцы и дети |
Предмет/Тип: Русский язык культура речи (Сочинение) |
Тема: «Отцы и дети» |
Предмет/Тип: Русский язык культура речи (Сочинение) |
Тема: «Отцы и дети» |
Предмет/Тип: Литература (Сочинение) |
Тема: Тургенев Отцы и дети |
Предмет/Тип: Английский (Сочинение) |
Турнир поэтов 8 или Если сливки плохи.
Несмотря на советы не тратить время на просмотр этого, 8-ого выпуска «Турнира поэтов», по убедительным рекомендациям других авторов решил все-таки это время потратить.
Такое впечатление, что авторы проплатили свое участие, воспользовавшись опцией «предоставление платных услуг».
Один, слава Богу, что в трусах не вышел на связь по СКАЙПу — можно было бы, учитывая случай, одеться, все-таки, несколько подобающе случаю, несмотря на «удаленку» и «самоизоляцию». Представьте Евгения Сулеса в роли ведущего, одетого в вытянутые «треники», а Валерию Пустовую — в домашнем халате. Все-таки нужно уважать и соперника, и ведущего, и критика, и публику, в конце концов.
Второй — такой весь из себя важный и напыщенный, как будто его УЖЕ номинировали на «нобелевку» в области литературы.
Бедная Валерия Пустовая, это ж надо еще как-то изловчиться, чтобы ЭТО разбирать!
Но у Филиппа, хотя бы, с рифмами все хорошо, иногда даже интересно. Интересны его аллитерации, видно, что он работал именно в этой области, играя словами и звуками. Возможно, его цикл нужно неоднократно перечитывать-переслушивать, чтобы понять скрытый смысл? Но было бы странно и неоправданно затратно уделять так много времени, чтобы пытаться докопаться до того смысла, который в свои стихи автор, возможно, и не вкладывал. Стихи Филиппа Хаустова напоминают заготовку для детской книги-ужастика, если такие издаются, вообще. Удивило, насколько он по-детски рад себе, чтению, выступлению. Ну просто полная радость от себя любимого. В отличие от напыщенной серьезности Равиля. Может быть, таким важным видом Равиль хотел скрыть смущение? Не знаю. Но стихи его откровенно слабы, рифмы зачастую «условны», чтение искусственное, переигранное, какое-то надрывное, с попыкой быть душещипательным. Стихотворение о Петербурге, очевидно, должно было быть по замыслу Равиля «гвоздем программы», но. Все такое неоригинальное, неискреннее, наигранное. И рифмы можно было подобрать лучше, и образы.
В общем, голосовать ни за одного из авторов желания не возникло. Как там у И.С. Тургенева в «Отцах и детях»?
«Если сливки так плохи, то что же молоко?!»
Если Турнир поэтов скатился до таких претендентов, борющихся за право выхода в финал — а ведь все выступающие представляются кем-то из экспертного совета! — то в финале мы можем иметь «счастье» видеть какого-нибудь в лучшем случае Поэта Цветика, который с милой улыбкой будет с мониторов компьютеров посылать нам «всем приветик».