Если сорвал головку болта что делать
Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы
Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.
Выкручиваем сорванные болты и гайки
«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.
Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить
Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:
Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Эффективные способы откручивания сорванных болтов ГБЦ с слизанными гранями
Открутить болты ГБЦ с сорванной головкой и со слизанными гранями на автомобилях ВАЗ (и не только на них) можно разными способами.
При замене прокладки ГБЦ с данной проблемой сталкиваются и владельцы ВАЗ 2107 или Нива Шевроле, где болты головок ГБЦ имеют наружные грани, и владельцы ВАЗ 2108/2109 где грани у аналогичных болтов внутренние.
Общей особенностью болтов ГБЦ с наружными и внутренними гранями является слабость металла, который легко слизывается даже при незначительных нагрузках. Также они могут лопнуть, что принесет не мало хлопот.
Ниже перечислены различные способы откручивания сорванного болта ГБЦ, которые могут помочь решить проблему в той или иной ситуации.
Способ 1 – усадка болта
Подходит для ВАЗ 2107 (других моделей из классики), а также машин, где головка ГБЦ крепиться болтами с внешними гранями. На моделях серии 2108 и выше, данный способ тоже приемлем, но там на определенном этапе работ придется прибегнуть к сверлению.
Наша цель – с помощью сильных ударов усадить болт. В результате вибраций и других сложных физических процессов он ослабиться.
Но прежде чем бить, попытайтесь на болт со слизанными гранями набить головку на 11 и попробовать таким образом его выкрутить.
Если не помогло, то берем два молотка. Первый, плоской стороной ставим на проблемный болт, а вторым молотком сильно бьем по первому.
Далее на расплющенную шляпку набивается головка и с помощью большого рычага болт выкручивается.
Если первая попытка не удалась, то вторая, третья обязательно будет результативной. Как правило, на это может уйти до 20 минут.
Желательно, чтобы все другие болты ГБЦ били затянуты, чтобы максимально прижать головку. Более подробно способ описан в видео.
Способ 2 – высверливание и выкручивание с помощью зубила
Подойдет для болтов ГБЦ с внешними гранями, которые сорваны.
Способ 3 – наваривание гайки или головки
Со сваркой конечно дружат не все, но можно попросить знакомого. Суть метода заключается в наваривании на проблемный болт гайки и дальнейшее его выкручивание.
Но, в большинстве случаев эту гайку тоже срывает, поэтому многие спецы рекомендуют наварить вместо нее головку, желательно уже сломанную, чтобы было не так жалко.
Плюсы данного способа:
Идеальный вариант, это использование полуавтомата, для обычного инвертера берется электрод 2 мм.
После обварки подождите пока остынет металл. Затем вставляете в головку ключ с большим рычагом и начинайте выкручивать болт.
Способ 4 – использование перфоратора
Суть метода заключается в применении перфоратора и обычного сверла по бетону. Способ спорный, так как мелкий металл разлетается по всей поверхности двигателя попадает во все щели, что затрудняет его последующую очистку, но имеет право на жизнь.
Далее просверливается отверстие, в которое вставляется торекс на 25 и с помощью трубки-рычага болт выкручивается.
Способ 5 – сломался болт ГБЦ
Метод подходит для тех случаев, когда болт лопнул и часть его в виде шпильки осталась внутри блока цилиндров. Используем сварку, трубку, гайку.
Возьмите трубку с такими диаметрами:
Наварите на одну сторону трубки гайку на 17 – 19.
Другой способ если сломался болт ГБЦ.
Подходит для тех случаях, когда обломанная шпилька находится не глубоко, не более 5 см.
Для того, чтобы выкрутить шпильку из блока сначала используйте дрель и длинное сверло на 10 мм. Этим вы сможете выровнять и отцентровать ее поверхность. Далее с помощью сверла на 4 мм просверливаем в шпильке отверстие глубиною не менее 1 см.
Аккуратно вбиваем в шпильку ключ торекс на 25 и с помощью трубки-рычага откручиваем ее. Выкручивать нужно без рывков, постепенно увеличивая усилие на рычаг.
Способ 6 – высверливаем, используем шестигранник и рычаг
Подходит для моделей ВАЗ 2108, 2199 и других авто с болтами ГБЦ имеющих внутренние грани. Суть метода заключается в высверливании в болте отверстия и выкручивания его ключом. Отверстие сверлится для того, чтобы болт потерял жесткость.
Берем дрель мощностью не менее 750 Вт (чем больше, тем лучше) и сверло диаметром 10 мм. Глубина отверстия должна быть больше расстояния от верхней кромки болта до шайбы, то есть уходить ниже за последнею.
Далее осаживаем болт с помощью молотка и мощной проставки, которая вставляется в отверстие. Суть метода описана выше.
Далее в отверстие вбиваем четырех или шестигранник, или ключ торекс на 25.
С помощью трубки-рычага выкручиваем болт. Более подробно про данный способ рассказано в видео.
Способ 7 – специальные головки-экстракторы для слизанных граней
В продаже имеются специальные головки – экстракторы. Они как раз и предназначены для выкручивания сорванных болтов со слизанными гранями.
Но у таких головок есть своя особенность применения – их нельзя откручивать с помощью ударного инструмента, а только ключом с квадратом на 3/8 дюйма.
Алгоритм действий очень прост. Берется из набора головка-экстрактор подходящего размера и с помощью молотка насаживается на слизанную шапку болта, так, чтобы она на него налезла.
Далее берем ключ с квадратом на 3/8 дюйма, рычаг и выкручиваем болт.
Многие спрашивают, нужно ли менять прокладку если не удалось снять головку блока цилиндров из-за одного сорванного болта.
Большинство специалистов говорят, что да, нужно менять. Ведь если все болты были сорваны за исключением одного, то первый прижим прокладки был нарушен, и второй раз она может сесть неправильно и в дальнейшем протечь или прогореть. Поэтому если уже взялись за дело, то доводите его до конца. А как это сделать мы рассказали выше.
Как открутить сорванный крепеж?
Содержание
Ищем причины, предупреждаем аварии, даем надежду!
Недостараться и перестараться – одинаково плохо, если речь идет о ремонте автомобиля. А в особенности – о метрическом резьбовом крепеже, который встречается на ступице, колесных дисках, приемной трубе и других деталях. Кажется, что можно избежать распространенной проблемы сточенных граней крепежа, если обратиться в надежный автосервис. На деле разницы нет: что в официальном дилерском автоцентре, что в гаражной мастерской – везде могут сорвать крепеж. Но не всему виной автосервисы: с течением времени при регулярном обслуживании или ремонте крепеж изнашивается.
Форумы наполнены отчаянием автомобилистов: «Сточились грани гайки! Помогите открутить!». На запрос отвечают сотни «знатоков». Чей совет дельный, а чей усугубит ситуацию? Разобраться непросто. Кроме того, можно потратить много сил и времени, чтобы испробовать все способы. Возможно, что нужного приспособления, о котором говорят на форумах, у вас не найдется. А если вы его и купите, не факт, что метод подействует.
Что же делать со сточенными гранями крепежа?
Как быть, если скругленный болт намертво засел в резьбе?
Есть ли правильный подход к ржавым гайкам без риска порчи арсенала инструментов?
У нас есть ответы, как работать с проблемным крепежом. Мы постарались собрать информацию таким образом, чтобы вы узнали свою ситуацию и с первого раза подобрали подходящий способ. Мы поделимся лайфхаками, которые помогут разделаться с деформированными болтами и гайками. Есть приемы и для мелких, и для крупных соединений. Рекомендуем дочитать статью до конца: мы кое-что приготовили на десерт. А сейчас давайте пробовать!
По стопам опытных мастеров. Изучаем проверенные способы
Удар молотком
Как пользоваться?
Понадобится вороток и торцевая головка под размер крепежа. После установки конструкции на болт нужно взять молоток и несколько раз ударить по месту сгиба воротка. Параллельно с нанесением ударов инструмент вращают. Как правило, если болт не сильно закисший и ржавый, он тут же отходит и с легкостью вывинчивается.
Не подойдет для труднодоступных мест и крепежа малого размера.
Раскол гайки
Когда гайку ничего не берет или сохранять ее бессмысленно, в ход идет метод с применением силы. Его суть состоит в том, чтобы расширить крепеж в диаметре и деформировать его резьбу. Метод можно применять в труднодоступных местах.
Как пользоваться?
Чтобы сбить гайку с резьбы, понадобится зубило с молотком, пневмозубило или специальный инструмент – гайколом. Зубило прикладывают к одной из граней гайки и ударяют по нему молотком. В результате на крепежном элементе образуется глубокая насечка. Такую же насечку поможет сделать пневмозубило или гайколом. Резьба крепежа деформируется, гайка расширяется в диаметре, а потому легко снимается ключом или торцевой головкой с трещоткой.
Неприменим для болтов.
Не получится сохранить гайку целой.
С помощью клещей или разводного ключа
На переставных клещах типа кобра бывают острые зубчики, которые захватывают самый скругленный крепеж. Хорошо с этим справляется и разводной ключ.
Как пользоваться?
Нужно зажать крепежный элемент клещами и крутить по направлению резьбы, как обычным ключом. Как только вы поставите инструмент на болт или гайку, почувствуете надежный зацеп металла с металлом. Если переставные клещи новые, вы быстро справитесь с задачей.
Разводным ключом работают несколько по-другому. Гайку зажимают не полностью, а только кончиками губок, затем плотно затягивают винт на рабочей части. После этого ключ набивают на крепежный элемент, аккуратно постукивая по рукоятке молотком. Тем же молотком резким движением ударяют по рукоятке в сторону и срывают гайку. Стоит попробовать, если есть легкий доступ к крепежу!
Есть риск еще сильнее сточить грани, если ключ соскользнет.
С габаритными инструментами не подлезть в узкие места.
Напрессовка головки
Если грани гайки сточены, может помочь торцевая головка с 12-гранным профилем. Выбирайте насадку на размер меньше, чем диаметр шляпки болта.
Как пользоваться?
Молотком напрессуйте головку на сточенный крепеж. Насадка должна стать одним целым с гайкой. Возьмите трещотку и обычным способом открутите крепежный элемент.
Торцевая головка испортится.
Совет!
Если вы решите применить данный метод, лучше будет купить недорогую насадку отдельно.
Нарезание новых граней
Достаточно простой способ, для которого понадобится только напильник. Он заключается в том, чтобы выпилить новые грани на гайке. Не обязательно старательно выпиливать все шесть граней. Для захвата ключом будет достаточно двух-трех.
Как пользоваться?
Зачистите металл, чтобы на крепеже не оставалось ржавчины или накипи. Создайте напильником новые грани, а затем ключом наиболее подходящего размера захватите болт. Если резьба внутри соединения не проржавела, то он должен легко открутиться.
Если крепеж сильно прогнил с одной из сторон или изнутри, грани напилить не получится.
Если резьба шпильки повреждена, только лишь нарезание граней не поможет выкрутить болт.
Пропил для отвертки или биты
Один из любимых способов мастеров, которые постоянно сталкиваются с крепежом со сточенными гранями. Но применим он только к болтам. Если не получается ухватиться ключом за грани крепежа, его поможет выкрутить плоская отвертка или бита. Для этого нужно сделать пропил.
Как пользоваться?
Для пропила понадобится ножовка по металлу или болгарка. В середине болта аккуратно выпиливается борозда, подходящая под размер биты. Когда пропил готов, можно начинать откручивать.
Совет!
Для ржавого крепежа мы рекомендуем использовать именно биты, которые насаживаются на адаптер с трещоткой или гайковерт. Вряд ли получится справиться вручную с обычной отверткой, если соединение закисшее.
Этот способ подходит как для мелких, так и для крупных болтов.
Болгаркой и ножовкой не подобраться к труднодоступным местам.
Не подходит для гаек.
Сверло плюс экстрактор
Еще один метод заключается в просверливании шляпки болта. Скажем сразу, он не всегда срабатывает. Мастера к нему также относятся неоднозначно. Но зато метод применим не только к сточенным граням болта, но и к обломанным шпилькам.
Как пользоваться?
Вам понадобится экстрактор – это специальное приспособление для болтов со скругленными гранями. Представляет собой штырь с винтовой резьбой. Под него просверливают шляпку крепежного элемента. Сначала это делают тонким сверлом, чтобы наметить будущее отверстие и сделать выемку. Затем берут оснастку такого размера, чтобы экстрактор плотно вставлялся. Когда отверстие готово, приспособление вбивают резким ударом молотка в лунку.
Плашкой зажимают головку экстрактора и начинают вращать в сторону по направлению откручивания болта. Вы должны почувствовать максимальную затяжку – это будет значить, что крутящий момент вывернул застрявший или обломанный крепеж.
Не подходит для гаек.
Требует больших трудозатрат.
Часто не срабатывает.
Сварка
Если не сработали предыдущие способы, попробуйте сварку. Суть состоит в том, чтобы наварить на старый крепеж новую гайку, которая легко захватится ключом или торцевой головкой.
Как пользоваться?
Возьмите гайку большего диаметра, чем шляпка болта или старая гайка. С помощью сварочного аппарата приварите новый элемент к старому. Это обеспечит максимально надежное соединение – гайка не сможет сорваться, как если бы она была просто набита молотком. После возьмите подходящий к новому крепежу ключ или торцевую головку и открутите.
Требует специальных навыков сварки.
Не подходит для труднодоступных и мест рядом с электрокомпонентами.
Есть запущенные случаи?
В этих ситуациях воспользуйтесь «вэдэшкой». Так в народе называют спрей-смазку WD-40. Однако на рынке есть и другие производители состава с подобным действием. Средство проникает внутрь соединения и разрушает ржавчину. Нужно распылить состав на болт или гайку, подождать 5 – 10 минут, чтобы он успел подействовать, а затем открутить элемент.
Еще один способ – нагревание газовой горелкой. От воздействия высоких температур железо расширяется: крепеж увеличивается в диаметре, и его можно выкручивать без усилия. Если, например, заржавела гайка на приемной трубе, этот метод придется кстати. Установите газовую горелку на баллон и направляйте ее пламя непосредственно на крепеж. Прогревайте в течение 3 – 4 минут. Затем возьмите обычный рожковый ключ и открутите болт или гайку. Этот способ не подходит к крупному крепежу и к соединениям, которые находятся вблизи проводов.
У каждого метода есть достоинства и недостатки. Но ни один из них нельзя назвать универсальным. Так или иначе, есть риск повредить деталь в автомобиле, еще больше сточить грани крепежа, получить травму, потратить много времени и сил на бесполезные действия. Даже если вы уже выбрали для себя подходящий способ, не спешите пробовать! Как вы помните, мы обещали кое-что на десерт. О суперсовременном методе борьбы со сточенными гранями крепежа расскажем далее.
Увидеть, купить, быстро открутить проблемный крепеж!
Этот способ превосходит описанные выше на голову. Почему? С ним получается откручивать деформированные болты и гайки гораздо проще, чище, безопаснее и быстрее.
Не так давно появились инструменты, которые подходят для работы с крепежом, грани которого деформированы. А это значит, что торцевые головки и ключи способны захватывать практически круглые шляпки.
Торцевые головки нового поколения
Современные насадки имеют особый профиль. Они соприкасаются не с углами гаек и болтов, а с их гранями и стенками. Происходит равномерное распределение усилия по всей внешней площади элемента. Это позволяет откручивать крепеж со скругленными на 85% гранями, а главное – предупреждает стачивание.
Большое значение имеет материал изготовления торцевых головок. Раньше пользователи жаловались на мягкий металл – насадки не выдерживали нагрузок, и профиль деформировался. Качественные торцевые головки изготавливаются из хромованадиевой стали, которая проходит закалку. Поэтому современные инструменты надежны, долговечны и выдерживают многократные откручивания. Так, насадка Inforce выдержала 2755 откручиваний и при этом осталась в хорошем состоянии.
Немаловажно, какой трещоткой вы будете работать в паре с торцевой головкой. Количество зубцов в механизме влияет на угол поворота и возможность работы в труднодоступных местах. Например, у Inforce недавно вышла трещотка с 72-мя зубцами, что позволило превысить стандарт DIN относительно крутящего момента на 40%. Ее можно использовать совместно с ударным инструментом благодаря литой конструкции.
Производители стараются делать наборы инструментов как можно более функциональными, поэтому комплектуют их удлинителями, воротками, магнитными головками, карданными шарнирами, ключами и многим другим. С этими приспособлениями легче откручивать глубокий, труднодоступный, расположенный под углом крепеж. Зачем смотреть в прошлое и использовать дедовские методы, когда есть специально созданные инструменты?
Ключи с улучшенной формой зева
В последнее время появилось много новинок ключей: комбинированных, рожковых, накидных, шарнирных и трещоточных. Они также способны справляться со сточенным крепежом за счет твердости металла, которая достигает 46 HRC. Это позволяет использовать инструмент с молотком – конструкция из хромованадиевой стали не прогнется, а металл не деформируется. CrV-покрытие защищает от коррозии и ржавчины.
Современные инструменты по цене встанут чуть дороже гайколома, сварочных электродов, смазки или набора экстракторов. Но торцевые головки и ключи пригодятся не только в проблемных ситуациях, а помогут в решении повседневных стандартных задач. И самое главное, с их помощью можно безопасно, легко и быстро открутить крепеж со сточенными гранями, даже труднодоступный.
Предупреждайте стачивание, а не устраняйте последствия
Закрутить болт, на первый взгляд, сможет каждый. Несмотря на простоту операции, к делу нужно подходить со всей ответственностью. Особенно, когда это касается автомобиля. Правильное закручивание – залог вашей безопасности на дороге. Если плохо затянуть болт колеса при «переобувке», он может открутиться на ходу и создаст риск ДТП. Бывает, что крепеж заклинивает в ступице и создает две проблемы: и не держит деталь, и не выкручивается, чтобы можно было поставить другой. Почему так происходит?
Избежать проблем с резьбовыми соединениями поможет, в первую очередь, правильно подобранный инструмент. Очень важно выбирать качественные ключи и головки. Если брать по принципу «чем дешевле, тем лучше», можно нарваться на инструменты с кривым профилем из мягкого металла, которые и не сцепляются с крепежом, и портят его грани.
Лучше не дожидаться, пока гайки сточит неподходящий по типоразмеру, первый попавшийся под руку инструмент. Ключи и головки из хромованадиевого сплава со специальным профилем помогут забыть про проблемы сорванных граней у соединений. В этом можно убедиться, посмотрев видео.
Сорванный крепеж, на первый взгляд, кажется большой проблемой. Но теперь и вы знаете, что главное – правильный подход. Взять на заметку лайфхаки пользователей или работать профессиональными инструментами – это ваш выбор. А мы поможем подобрать идеальный набор под ваши задачи и бюджет. Желаем удачи в схватке со сточенными болтами и гайками!