Если составили протокол об административном правонарушении за маску что будет

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например, многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказанием и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием. Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от дорожного движения до отдыха и рыбалки.

В этой связи каждому полезно знать базовые правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляет должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются. Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении (в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание или прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу — там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте, дома и т.п. — в зависимости от существа нарушения). Однако нередки и ситуации, когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола (это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях — например, вы не подали декларацию). Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам ответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколько исключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение) документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название — «постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его, виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.

— в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствует в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо, привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с наказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявления правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств

Протокол, согласно КоАП, является доказательством по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться против вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если административное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того, что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно знать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь в ситуации составления в отношении вас протокола об административном правонарушении.

1. Не имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по вызову для его составления (если протокол составляется не сразу). Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и себе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснить ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе. Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите, потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не разъяснили». Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально. В этом случае «до составления» — означает, что это первое, что делает должностное лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составление протокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вами протокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменных объяснений. Именно в такой последовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится с протоколом и что-то в нем пишет. Если вам передают протокол для ознакомления и подписания, то прочитав его, задайте вопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения) составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет — смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов с вашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z. Это нужно для того, чтобы после вашего ознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

5. Вы имеете право сделать замечания по содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все иные недостатки протокола. Он должен содержать указание на место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью закона, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение. Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы согласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью других достоверных доказательств. Также отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений. Если замечаний у вас нет или осталось свободное место — ставьте Z.

6. Не торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник, составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Дать объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужна юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела, необходима помощь защитника». Это правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы. Потом, в спокойной обстановке, вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола осталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который заполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужные отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас заберут в целях его направления для рассмотрения по существу. Если заполнение происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола. Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган административной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью защитника (адвоката или иного лица по доверенности). Такая помощь может оказываться не только при рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явка с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Источник

«Масочный режим». Почему он незаконен? И как себя вести при задержании?

Здравствуйте, дорогие друзья!

В данном посте я сделаю полный юридический разбор законности (скорее, наоборот) так называемого «масочного режима» и отвечу на злободневные вопросы:

❓По каким статьям нас привлекают?

А по каким реально могут привлечь?

❓Почему привлечение к ответственности (наложение штрафа) за отсутствие перчаток и масок незаконно?

❓Как вести себя при задержании, если вам предъявляют нарушение масочного режима?

❓Какими статьями апеллировать, чтобы от вас отстали и забыли про штраф?

❓Можно ли обжаловать штраф и как это сделать?

Речь в данном посте пойдёт исключительно о гражданах.

Ставьте «♥️» за полезность😉

🔻ПО КАКИМ СТАТЬЯМ ПРИВЛЕКАЮТ?

▪️Нарушители масочного режима попадают под санкции статьи 20.6.1 КоАП РФ: им грозит штраф от 1 до 30 тысяч рублей.

В разных регионах штрафы разные.

▫️4 000 руб. за нахождение в магазине без маски,

Штраф установлен ст.3.18.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Штрафовать в Москве на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ не имеют права!

В Подмосковье и Санкт-Петербурге сумма штрафа составит:

🔻ПОЧЕМУ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ «МАСОЧНОГО РЕЖИМА» НЕЗАКОННО?

Даю конкретные нормы, обосновывающие незаконность привлечения!

Потому, предупреждаю сразу, придётся поднапрячь голову🧠, если собираетесь самостоятельно отстаивать свои права.

▪️Начнем с того, что КоАП РФ не предусматривает привлечение к административной ответственности за отсутствие маски у гражданина при появлении в общественном месте или общественном транспорте!

(сейчас будет немного юридических терминов)

🤓Если вчитаться в норму статьи КоАП или норму московского КоАП (который, как раз, устанавливает размер регионального штрафа), то в диспозициях (содержаниях) данных статей нет ничего похожего на, например, следующую формулировку:

«Неприменение гражданином средств индивидуальной защиты при появлении в общественном месте влечет за собой административное наказание в виде. »

А то, что на данный момент в действующем КоАП РФ (как и в КоАПе Москвы) такого просто нет!

То есть, в законодательстве попросту не прописан состав правонарушения, за якобы совершение которого так усердно всем массово выписывают штрафы!😱

▪️В чём кроется подвох?

Ведь людей всё-таки привлекают.

Дел в том, что данные составы правонарушений очень часто квалифицируются сотрудниками полиции по ст. 20.6.1. КоАП РФ.

(сейчас случится небольшой «взрыв мозга», но вчитаться надо, чтобы грамотно впоследствии оперировать законом в свою защиту☝🏻)

За отсутствие маски гражданин получает штраф от 1 тысячи до 30 тысяч рублей.

Так в чём же тогда дело, ведь есть закон, есть установленный им размер штрафа. 🤔

Вы внимательно вчитались в формулировку статьи, которую я привела выше?

В России за все прошедшие месяцы не вводился режим чрезвычайной ситуации, а также и режим чрезвычайного положения, так как все это время действовал режим повышенной готовности и государство не имело оснований для ввода двух вышеуказанных режимов (большие затраты и совсем другие последствия для экономики).

Не стану вдаваться в подробности о том, что даже сама формулировка «режима повышенной готовности» весьма туманна и не регламентирована на федеральном уровне.

А то, что нигде не прописаны конкретные права и обязанности граждан во время действия режима повышенной готовности и не указано, какие меры ответственности применяются к тем, кто эти права нарушает (со стороны властей) и кто эти обязанности не исполняет (со стороны граждан).

Этот режим сейчас вводят субъекты федерации исключительно по своему собственному усмотрению, что. думаю, сами понимаете.

▪️Так вот ещё пара слов об этом.

Она гласит о том, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Теперь объясняю логику, почему введение такого режима субъектами РФ по своему усмотрению незаконно👇🏻

▫️В соответствии с ст.22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

«Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации».

Таким образом, права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (в нашем случае это ФЗ «О чрезвычайном положении» и ФЗ «О чрезвычайной ситуации»), но никак не постановление высшего исполнительного органа субъекта (правительства) за подписью высшего должностного лица (губернатора)❗️

▪️Какими ещё нормами закона можно апеллировать для своей защиты?

▫️Некоторые юристы апеллируют нормами Постановления Правительства от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

Согласно подпункту «в» пункта 3 вышеуказанного постановления:

«. при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций».

Кроме того, вышеуказанное постановление в соответствии со ст.115 Конституции РФ обязательно к исполнению в Российской Федерации!

▪️Также не стоит забывать, что в субъектах имеется свой закон об административных правонарушениях и региональные власти могут устанавливать свои размеры штрафов это важно знать❗️

Как я указала в самом начале, штрафовать в Москве на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ не имеют права!

Так, например Кунцевский районный суд города Москвы прекратил производство по делу, основываясь на том, что сотрудник полиции неверно квалифицировал нарушение. Вместо ст. 20.6.1 КоАП РФ, нужно было применить специальную норму, установленную п.2 ст. 3.18.1 КоАП РФ города Москвы (Определение от 15.05.2020 года).

🔻КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ?

▪️При обращении к гражданину сотрудник полиции должен обосновывать свои требования конкретными правовыми нормами☝🏻

▫️Например, что сотрудник при задержании должен пояснить:

-что именно нарушает гражданин и почему сотрудник решил, что гражданин именно нарушает (то есть, по каким конкретным признакам он определил, что гражданин совершил нарушение и ЧТО гражданин конкретно нарушил, а также, какими нормами закона это установлено).

За это можно такого сотрудника привлечь за превышение его должностных полномочий☝🏻

▫️Можно пояснить, что маски и перчатки должны быть предоставлены гражданам бесплатно при введении режима повышенной готовности, лишь при котором за отсутствие средств индивидуальной защиты могут в принципе оштрафовать.

Если вас остановил сотрудник полиции в общественном месте без маски и перчаток, то можно указать, что местные власти не обеспечили вас необходимым средством индивидуальной защиты.

Законом прямо это не предусмотрено, но при разговоре с сотрудником можно сослаться на пп. «в» п.3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 года №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при проведении режима повышенной готовности или ЧС».

* Привлечь могут лишь при введении режима повышенной готовности (опустим тот момент, что он вводится субъектами незаконно).

* Но при введении такого режима маски и перчатки должны предоставляться гражданам бесплатно.

Ссылаться на то, что нет средств на приобретение масок в том количестве, чтобы их носить постоянно и менять каждые 2 часа согласно рекомендациям, а власти вас ими не обеспечили.

А также ссылаться на всё вышеуказанное (если режим повышенной готовности введён, то где обеспечение властями вас средствами индивидуальной защиты).

▪️Кроме того, если уж дело дошло до составления протокола.

▫️Протокол должен быть составлен строго уполномоченным на то сотрудником, а согласно КоАП РФ и Распоряжению Правительства от 12.04.2020 №9750-р таковыми являются:

-Органы внутренних дел (полиции)

-Подразделения министерства чрезвычайных ситуаций

-Сотрудники Росгвардии (должность должна быть до техника военной автомобильной инспекции)

-Руководители структурного подразделения Минопромторга

-Руководители и их заместители противопожарных служб РФ.

▫️Протокол должен строго соответствовать нормам КоАП РФ, в том числе содержать необходимые сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Если какие-то сведения отсутствуют, то на основании протокола, оформленного с нарушениями, постановление не вынесут.

▫️Если сотрудник составляет протокол, то нужно обязательно указать, что вы с ним не согласны и представить свои аргументы.

* В графе «объяснения лица» укажите «НЕ согласен».

* В графе «права разъяснены» укажите «НЕ разъяснены».

▫️Нужно уточнить, правильно ли квалифицируется нарушение.

Если в регионе действует специальная норма, то должны применять ее, а не ст. 20.6.1 КоАП РФ.

▫️Обязательно нужно уточнить должность и звание сотрудника, составляющего протокол. Нередко протоколы составляются неуполномоченным лицом.

▫️Не соглашайтесь на уведомление вас о месте рассмотрения дела по телефону!

▪️Помимо этого у сотрудников полиции должны быть определенные доказательства вашей вины, что не всегда находится при обжаловании в суде.

⚖️Из судебной практики:

Пресненский районный суд г. Москвы не нашел состава административного правонарушения у женщины, в отношении которой составили протокол за отсутствие маски и перчаток при выходе из магазина.

Протокол был составлен недалеко от входа на улице, при этом женщина пояснила, что в магазине она была в маске и перчатке, но на выходе сняла их и выкинула.

Сотрудники не смогли предоставить убедительных доказательств вины женщины, а на улице ношение маски и перчаток необязательно (Определение от 18.05.2020 года).

Не забываем и про ст. 3.4. КоАП РФ.

▫️Согласно данной статье:

«Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба».

Суть в том, что если вы законопослушный гражданин и в первый раз совершили административное правонарушение, то вы можете рассчитывать на предупреждение в письменной форме, при условии, что ваши действия не повлекли вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Да, да, ни в одном регионе носить маску и перчатки на улице не требуется, соответственно состава административного правонарушения в таких действиях нет. Использование масок и перчаток обязательно в магазинах, торговых центрах, при поездке в общественном транспорте, на остановке.

Так что, никаких постановлений и штрафов!

Мой вам совет берегите себя и свое здоровье, носите с собой маску, чтобы избежать неприятностей и проблем с законом, не стоит тратить свое драгоценное время на пустые разбирательства в суде!🙏🏻

Источник

Памятка для тех, кто не хочет платить за отсутствие маски

Вполне вероятно, что в ближайшее время мэрию Москвы и других регионов завалят исками граждане, на которых правоохранители усердно составляют протоколы «за нарушение масочного режима». Рассказываем, что не так с этим положением.

Идея облачить в маски, а кое-где и в перчатки всё население в качестве чуть ли не главного способа уберечься от ковида – штука спорная сама по себе: эксперты-медики до сих пор не могут прийти к единому мнению, насколько это всё эффективно.

Более того, ряд специалистов, на которых, правда, очень быстро ставят клеймо «ковид-диссидентов», и вовсе уверены, что и то и другое несёт вред.

Даже Всемирная организация здравоохранения – структура, стоит оговориться, и так насквозь неоднозначная, но тем не менее выступающая международным «законодателем мод» во всём, что касается темы распространения и борьбы с коронавирусной инфекцией, несколько раз с весны «меняла показания».

То – маски следует носить лишь при наличии респираторных симптомов (как раз в это самое время шла «самодеятельность» относительно масочного режима по всему миру), то – о необходимости надевать их в местах с высоким риском заразиться (в медучреждениях, например), то – в определённых местах (в общественном транспорте, магазинах; причём рекомендации были выпущены летом, когда в России, например, постепенно начинали снимать ограничения).

Очередные рекомендации от ВОЗ поступили в начале декабря: теперь в них отмечается, что ношение маски необходимо как внутри, так и вне помещений – в том числе в магазинах, школах и офисах. Вообще там, где нет возможности соблюдать социальную дистанцию в один метр (у нас в стране пока за единицу дистанцирования принимают полтора-два метра) и в помещениях, в которых отсутствует проветривание.

Тем не менее всё это, ещё раз стоит подчеркнуть, – рекомендации. То есть не разнарядка, обязательная к исполнению. Поскольку (цитата из интервью представителя ВОЗ в России Мелиты Вуйнович агентству ТАСС) «ношение маски – предосторожность, которая сокращает риск (заболеть), но точно неизвестно, насколько».

И всё-таки масочный режим в России стал обязательным к исполнению. Более того, он сопровождается драконовскими карательными мерами для нарушителей. Причём, если в целом по стране за хождение без маски могут вынести предупреждение или штраф в тысячу рублей, то в столице страны, например, свой ценник (по собственному КоАП) – от 4 тысяч рублей и выше.

Решили пополнить казну за счёт «безмасочников»

На конец ноября МВД, которое, несмотря на наделение соответствующими полномочиями инспектором Роспотребнадзора, выписывает львиную долю административных протоколов, отчитывалось, что всего по стране за нарушение режимов повышенной готовности, карантина и самоизоляции (если кто позабыл, такое было – и сохраняется сейчас для людей старшего возраста, а также имеющих хронические заболевания), к ответственности привлекли свыше миллиона (!) человек.

И оштрафовали их в совокупности примерно на 1,7 млрд рублей: получается, в среднем назначали 1700 рублей на каждого нарушителя.

При этом ещё в середине октября власти Москвы сообщали, что за пять месяцев действия перчаточно-масочного режима (на тот момент, соответственно) оформили без малого сто тысяч протоколов непосредственно в столичном мегаполисе – на общую сумму в 480 млн рублей. И, как можно сделать вывод по динамике составления протоколов (10 тысяч за последние две недели отчётного периода), количество растёт.

Экономика просела, бизнес вопит о том, что еле выживает, масса людей осталась без работы, а городская казна зарабатывает – по-московски, цинично и жёстко, не обращая внимания ни на что. Полмиллиарда – будьте любезны!

Но – спокойно, граждане, спокойно.

Называя эти цифры, власти, мягко говоря, лукавят – точнее, весьма основательно вводят в заблуждение.

В реальности речь идёт не о назначенных судами штрафах (это и по всей стране, и по Москве в частности), а только о составленных полицией (инспекторами) административных протоколах – зачастую со скандалами, закручиванием рук и препровождением «особо опасных преступников» в участки.

Судебная практика говорит о другом.

В своё время, на заре пандемии, когда суды в регионах начали было штамповать штрафы по ч. 2 статьи 6.3 КоАП России («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), предусматривающей наказание от 15 до 40 тысяч рублей, Верховный суд вынужден был давать разъяснения – о том, что речь в этом нормативном акте идёт именно о тех, кто потенциально опасен для окружающих. То есть, получив, например, положительный тест на ковид, отправился «гулять».

К остальным рекомендовалось применять более мягкую статью 20.6.1 («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения»), в которой штраф начинается от тысячи рублей, а то и вовсе грозит только предупреждение.

И – да, важный момент: ВС предписывает соблюдать принцип соразмерности, пропорциональности и справедливости наказания.

Но Москва, например, посчитала, что федерального Кодекса об административных правонарушениях для жителей столицы маловато, и ввела собственную норму, в КоАП Москвы – ст. 3.18.1, предусматривающей наказание для «нарушителей режима повышенной готовности», введённое мэром Сергеем Собяниным.

И там штраф уже больше – 4 тысячи рублей.

Суды отменяют наказания

Вот только есть, что называется, нюансы. Во-первых, из почти 60 тысяч обжалованных москвичами административных протоколов (данные на середину октября, общая сумма требований – на 270 млн рублей) в 90 процентах рассмотренных случаев суд встал на сторону людей.

Причём, как следует из исследования Forbes, практически все отменённые наказания были назначены по московскому (привет мэрии!), а не по российскому законодательству.

А вот – аналитика сервиса DestraLegal, запустившего онлайн-услугу составления жалоб на подобные штрафы.

Мы собрали такую статистику. Половина получила предупреждения вместо штрафа в 5000 рублей, двадцати процентам штраф был снижен до 1000 рублей, остальным штраф оставили без изменений. В основном отменяют штрафы в случаях, когда человек только зашёл в метро и ещё не успел надеть маску или перчатки, но его уже сфотографировал сотрудник. Даже так бывало: люди засыпали в метро, и маска сползла, вследствие чего они получали штраф. Мы понимаем, что маски – это важно, но везде должны быть разумные пределы. Такие штрафы суды в Москве часто отменяют,

Во-вторых, статья 20.6.1 КоАП РФ указывает, что наказание следует за действия (или бездействие), «повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу». Но кто, простите, фиксирует, повлекло ли, скажем, отсутствие маски или перчаток то самое «причинение вреда» кому-либо?

Однако мэрия столицы, видимо, понимая как раз этот момент, руководствуясь указом Собянина от 25 сентября, указывает, что в Москве продолжают действовать «ограничения, установленные ранее», в том числе – обязательность «использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы)», по сути, повсеместно.

И вот здесь – уже третий любопытнейший момент.

Расшифровка, данная в скобочках (касательно СИЗов для органов дыхания), фактически. «дополняет» установленный государством ГОСТ 12.4.011-89, где (п. 2.2.) чётко прописано, что относится к перечню защитных средств: противогаз, респиратор, самоспасатель, пневмошлем, пневмомаска, пневмокуртка.

Иными словами, никаких масок там попросту нет! Совсем. И, к слову, производители масок указывают сами, что они не являются медицинскими и не предназначены для защиты от вирусов. Вот так-то.

А заставить восемь с лишним миллионов населения Москвы покупать респираторы. до этого, пожалуй, хватит прозорливости не дойти даже столичным властям.

А за что, собственно, на нас составляют протоколы?

По словам известного медицинского адвоката Дмитрия Айвазяна, фундаментальные – значит, основные – права и обязанности граждан указаны в соответствующем разделе Конституции и в декларации, ратифицированной нашей страной, по правам человека.

И, к удивлению некоторых, понятий «маски» и «перчатки» там нет.

Проще говоря, отсутствует обязанность изолироваться в ситуации, когда ты здоров.

Другое дело, когда имеются очевидные признаки заболевания, которое может потенциально быть опасным или вредным для окружающих. Эти положения прописаны и в санитарно-эпидемиологическом законодательстве, и в соответствующих нормативных актах, регламентирующих порядок поведения лиц, имеющих определённые заболевания: туберкулёз, сифилис, ВИЧ. То есть за заведомое нарушение правил грозит административная или даже уголовная ответственность,

И вот, если принимать во внимание законодательство местного самоуправления и регионов, вводящих подобные понятия, то они вступают в противоречие с федеральным законодательством: всё потому же – ввиду отсутствия там подобных норм.

«И если суд принимает к производству соответствующее административное дело, то там тоже есть разные обстоятельства: к примеру, лицо находилось без маски в месте скученности людей, и на него составили протокол в административном порядке. Что, по правилам, должно быть? Прежде всего – экспертиза: имелось ли у этого человека какое-либо заболевание, являлся ли он в это время заразным, опасным для окружающих?» – задаётся вопросом Айвазян.

А теперь просто рассуждаем логически.

Представляем себе теоретическую ситуацию: экспертиза всё-таки проводится и указывает, что человек, на которого составили протокол, был здоров. Соответственно, в этой ситуации не возникает никаких обстоятельств, когда его можно обвинить в нарушении закона!

Сам по себе масочный режим, надо понимать, он носит рекомендательный характер. У нас же, в силу правового нигилизма – незнания законов со стороны населения, всё это перевёрнуто, и вменяется в обязанность. Значит – очевидное и явное нарушение и ущемление основных прав и свобод: передвигаться свободно, не причиняя при этом ни реальный, ни потенциальный вред окружающим,

К сожалению, пока что нет официального обзора судебной практики по применению этих норм со стороны Верховного суда – иначе, считает Дмитрий Айвазян, это был бы нонсенс, если бы ВС или КС утвердили подобные «нарушения», поскольку разрушатся основы права.

В свою очередь, юристы коллегии адвокатов «Право вето» отмечают, что суды при рассмотрении административных дел за «нарушение масочного режима», например, в Ростовской области опираются на нормативно-правовой акт субъекта Федерации о «введении режима повышенной готовности», но такой режим и не предполагает обязательного ношения масок и перчаток.

Памятка для тех, на кого составили протокол за нарушение «масочного режима»

Мы составили, совместно с юристами, порядок действий для того чтобы оспорить наложение штрафа за нарушение масочного режима.

Первый – и самый, пожалуй, важный момент.

Ни в коем случае не стоит спорить с сотрудниками правоохранительных органов и провоцировать (с их точки зрения) служивых на агрессию по отношению к себе.

Да потому что они моментально расценят это как «неповиновение законным требованиям сотрудникам при исполнении». И про отсутствие маски все тут же забудут. Отвезут в отделение, составят другой совсем протокол. И вот там «состав» уже точно будет.

Второе.

Указать в протоколе, что вы, прежде всего, не считаете себя нарушителем административного законодательства (следует уточнить, по какой именно статье и какого кодекса составлен документ – КоАП РФ или КоАП Москвы).

отказ от ношения маски и перчаток или их отсутствие не может являться нарушением обеспечения режима повышенной готовности, потому что обязанность ношения маски и перчаток действующим законодательством РФ не предусмотрена.

Особо указать в комментарии к протоколу (это ваше право) обстоятельства, при которых вы были остановлены и на вас был составлен протокол.

Третье.

Обязательно следует попросить копии постановления и протокола на руки. Это ваше право по закону. Вам обязаны выдать эти копии. В случае, если вы надумаете обжаловать штраф, они пригодятся вам, юристам и суду. Срок обжалования постановления – 10 дней с момента получения.

Четвёртое.

Следует проанализировать обстоятельства, при которых штраф выносился.

Есть примеры, в частности, когда судьи удовлетворялись объяснением о наличии маски в момент составления протокола, которую человек попросту не успел надеть, войдя в помещение, либо если маска испортилась во время поездки, а запасной не было.

Пятое.

Если вы считаете, что штраф вынесен необоснованно, обжалуйте его. Для этого необходимо подготовить жалобу и направить её – внимание! – в суд по месту совершения правонарушения (оно указано в постановлении).

Шестое.

Отметить в жалобе (вариантов может быть несколько, один из них предлагается в электронной форме по ссылке), что на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности у вас не имелось заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19.

Седьмое.

Указать, что в силу ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности лишь за те правонарушения, в которых установлена его вина. А вот все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу того, в отношении кого ведётся административное производство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *