Если сотрудник не выбрал вид трудовой книжки что делать
Переход на электронные трудовые книжки. Актуальные вопросы
Интернет-конференция со специалистами Отделения Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю с сайта «КПрим: КонсультантПлюс»: http://kprim.ru/internet-interview/internet-interview_183.html
Вопрос: Работодатель передает информацию только по кадровым движениям после 1 января 2020 года. Теперь как быть с теми работниками, которые написали заявление о переходе на электронную трудовую книжку? Откуда в ней появятся данные прошлых лет и прошлых работодателей?
Ответ: Законодательно не предусмотрено полностью перевод всей трудовой книжки из бумажной в электронную. Определено действовать с 1 января 2020 года.
Поэтому все кадровые мероприятия будут попадать в электронном виде с 1 января 2020 года. Все, что было до этого периода, остается на бумажной трудовой книжке, и везде зарегистрировано о том, что лицо, устраиваясь на работу, где требуется подтвердить стаж до 2020 года, показывает свою трудовую книжку, которую он хранит у себя.
Вопрос: Сотрудник принес заявление о переходе на электронную трудовую книжку. В какой срок ему надо предоставить бумажный вариант?
Ответ: Письмо Минтруда и Соцзащиты РФ от 12 февраля 2020 года № 14-2/Б-150 информирует, как делается запись, в какие сроки, как выдается бумажная трудовая книжка на руки.
Согласно письму бумажная трудовая книжка выдается в день подачи заявления. И в этом же письме подробно написано о том, что сотрудники кадровых мероприятий должны заполнить в своей документации в данном случае.
Вопрос: Ни один сотрудник нашей организации не написал заявление о переходе на электронную трудовую книжку. Надо ли по нему сдавать форму в случае каких-либо кадровых движений: увольнение, перевод на другую должность и так далее?
Ответ: Если работник не написал заявление о выборе электронной трудовой книжки или выбрал бумажную трудовую книжку, страхователь продолжает вести бумажную трудовую книжку.
В том числе, у страхователя есть обязанность представлять электронную трудовую книжку в Пенсионный фонд. Таким образом, страхователь ведет две трудовые книжки: бумажную трудовую книжку и сдает в электронном виде в Пенсионный фонд электронную трудовую книжку.
Вопрос: В организации у некоторых работников оформлено внутреннее совмещение, не совместительство. Надо ли направлять СЗВ-ТД в случае такого оформления или о прекращении?
Ответ: По внутреннему совмещению, например, на время декретного отпуска, новые трудовые договоры не заключаются с работниками на данный вид работы и поэтому такие записи не вносятся в бумажную трудовую книжку. Поэтому раз не вносятся в бумажную трудовую книжку, то не заполняются и в электронную трудовую книжку.
Вопрос: Должен ли работодатель уведомить внешних совместителей о переведении трудовой книжки в электронную или в бумажный вариант?
Ответ: Ст. 66 Трудового Кодекса РФ, о ведении трудовой книжки на бумаге, прописано о том, что внесение записей в бумажную трудовую книжку можно только по желанию самого работника. В ст. 66.1 ТК РФ данная норма отсутствует, то есть на всех внешних совместителей страхователь обязан сдавать в Пенсионный фонд электронную трудовую книжку, с данными о том, что принял на работу по совместительству на такую-то должность.
Вопрос: Сотрудник был принят на работу 10 лет назад, за все эти годы никаких кадровых изменений не было. Он увольняется в 2020 году. Что надо указать в СЗВ-ТД, если был перевод на другую должность, например, в 2018 году?
Ответ: Когда работодатель впервые представляет форму электронной трудовой книжки в Пенсионный фонд, неважно. Он должен ее сдавать в случае, если человек написал заявление о выборе трудовой книжки – бумажной или электронной, либо было какое-то кадровое мероприятии, страхователь обязан сдать форму СЗВ-ТД в Пенсионный фонд.
И при первичном направлении данной формы он должен указать предыдущие кадровые мероприятия у данного страхователя, поэтому если 10 лет назад он был принят на работу и не было никаких кадровых мероприятий, а в 2020 году он уже увольняется, страхователь сдает форму СЗВ-ТД, где в первой записи указывается последняя запись о кадровом мероприятии из трудовой книжки. Это прием на работу, перевод на другую должность и второй строкой указывает увольнение в 2020 году данного страхователя.
Если было бы переименование страхователя, то оно уже не указывается.
Вопрос: Работник устроился в 2018 году в ООО «Ромашка», в 2019 году ООО «Ромашка» переименовалась в ООО «Василек», о чем сделана запись в трудовой книжке. Что следует указать в СЗВ-ТД при увольнении работника?
Ответ: Прием на работу должен быть указан, что сотрудник был принят в ООО «Ромашка», но так как было переименование, то второй строкой желательно указать это переименование и последней третьей строкой – увольнение в 2020 году с ООО «Василек».
Чтобы было видно в трудовой книжке, что он был принят правильно, и было переименование организации.
Вопрос: Работник отказался от бумажной трудовой книжки у первого работодателя, на новое место пришел с электронной трудовой книжкой, в которой сведения от предыдущего работодателя. Вопрос – где взять сведения о полном страховом стаже для расчета будущего?
Ответ: Если человек выбирает электронную трудовую книжку, работодатель выдает ему на руки бумажную трудовую книжку. Застрахованное лицо обязано ее хранить у себя и в случае его перехода на новое место работы, где требуется подтвердить стаж до 2020 года, действует бумажная трудовая книжка, которая у него есть на руках, он ее предоставляет работодателю, и работодатель берет себе копию документов, которые необходимы и рассчитывает больничный лист.
Вопрос: Если работник выбрал бумажный вариант, надо ли выдавать ему СТД-Р при увольнении?
Ответ: СТД-Р – это сведения о трудовой деятельности у работодателя. Работодатель обязан выдать только тому работнику, который выбрал ведение электронной трудовой книжки. Если бы продолжали вести бумажную трудовую книжку, работодатель выдает ему бумажную трудовую книжку на руки без предоставления формы СТД-Р.
Вопрос: Сейчас работодатель может увидеть в бумажной трудовой книжке, где и на каких должностях трудился раньше работник. В случае перехода на электронную трудовую книжку такой возможности не будет. Может ли работодатель получить сведения из электронной базы ПФР самостоятельно без участия работников?
Ответ: Нет, такой возможности у страхователя не будет, потому что действует ФЗ № 152 «О Персональных данных». Данные о лицевом счете, о работе сотрудника, о его стаже являются конфиденциальными и не подлежат предоставлению третьим лицам.
Поэтому в случае, если недостаточно сведений в бумажной трудовой книжке, которую должен иметь на руках работник, всегда можно попросить самого работника принести выписку из данного лицевого счета, где находятся все сведения обо всех работодателях. Работник может также взять ее в любом Управлении Пенсионного фонда, МФЦ, а также на сайте Пенсионного фонда, на портале Госуслуги и принести своему работодателю.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, у которого нет работников, должен предоставлять отчетность для электронных трудовых книжек?
Ответ: Нет, форма отчетности СЗВ-ТД сдается только на тех работников, с которыми заключен трудовой договор. Если заключены гражданско-правовые договора, то такие сведения не сдаются.
Вопрос: Пришел устраиваться на работу человек и заявил, что он нигде раньше не работал. Как можно это проверить?
Ответ: Работник обязан вам предоставить бумажную трудовую книжку. Если он вам её не предоставляет, говорит, что он нигде не работал, то можно его также попросить принести выписку из лицевого счета, и вы увидите, что человек на самом деле нигде не работал, она пустая.
Вопрос: В течение 2020 года никаких кадровых движений по работнику не было, и заявление о переходе на электронную трудовую книжку он не писал. Надо ли подавать какие-то сведения по нему?
Ответ: В случае отсутствия у работника в 2020 году каких-то кадровых мероприятий, либо человек в 2020 году по разным причинам не написал заявление о выборе трудовой книжки, на таких сотрудников работодатель обязан предоставить сведения о трудовой деятельности до 15 февраля 2021 года.
Так как не будет заявлений и кадровых мероприятий, он должен будет указать только последнюю запись из трудовой книжки по данному работнику. Но на всех он обязан предоставить до 15 февраля 2021 года.
Прием «молчуна»: что делать, если он еще не выбрал между бумажной и электронной трудовой?
Фирма берет на работу сотрудника, который до 31 декабря 2020 года не подал заявление об отказе от ведения бумажной трудовой книжки. Но и переходить на электронную тоже не собирается. В связи с этим у бухгалтера возникли вопрос: должен ли он вести бумажную трудовую книжку при приеме на работу такого сотрудника.
Кому разрешено подавать заявление о выборе ЭТК в 2021 году
До 31 декабря 2020 года работодателю нужно было подать письменное заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки либо электронной трудовой в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса.
После этого времени некоторым лицам разрешено подавать такое заявление в любое время, притом как по прежнему месту работы, так и при новом трудоустройстве.
К ним, в частности, относятся работники, которые до 31 декабря 2020 года не подали одно из указанных письменных заявлений вследствие того, что не могли исполнять свои трудовые обязанности и ранее, но за ними в это время сохранялось место работы, в том числе на период:
Также вправе поступить и лица, у которых уже есть трудовой стаж, но по состоянию на 31 декабря 2020 года они нигде не работали.
Такое правило установлено в части 6 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ.
Что делать при приеме на работу лица, который не подал заявление о выборе книжки
Нередки случаи, когда сотрудник, не подавший до начала 2021 года заявление о выборе между бумажной либо электронной трудовой, меняет место работы.
Бухгалтера не знают, что делать в этой ситуации, поскольку лица, которые не определились с выбором книжки и не отказались от ведения бумажной без вышеперечисленных причин, в части 6 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ не указаны.
Специалисты Роструда при этом полагают, что работодателям надо продолжать вести бумажные трудовые книжки и далее.
Поскольку непоступление от работника в срок до 31 декабря 2020 года заявления о продолжении ведения его трудовой книжки не освобождает работодателя, как прежнего, так и нового, от выполнения этой обязанности.
Поэтому, в случае если работник не подал ни одного из требуемых заявлений, работодатель должен продолжать вести его бумажную трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса.
Бумажные книжки не положены только тем, кто впервые в жизни принят на работу в 2021 году.
Чиновники ведомства пришли к такому же выводу, вспомним правило о том, что вести трудовые книжки надо на каждого сотрудника, который трудится на фирме свыше 5-ти дней, кроме случаев, когда в установленных случаях трудовую книжку можно не вести (ч. 3 ст. 66 Трудового кодекса).
Однако, в сложившейся ситуации, работодателю не стоит забывать о дисциплинарной ответственности, к которой может привести несоблюдение работником возложенных на него обязанностей.
По мнению Минтруда, если работник не выбрал способ ведения трудовой книжки, в отношении него могут применить меры дисциплинарного взыскания.
Возможность выбора книжки у лица, которое не сделало это в прошлом году, в 2021 году сохранена.
Специалисты Роструда разъясняют, что сотрудник, не отказавшийся от ведения бумажной трудовой книжки, вправе сделать это в любой момент после 31 декабря 2020 года.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Истек срок уведомления об «электронных трудовых». Что дальше?
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Ответим на главные вопросы работодателей и кадровиков
В октябре 2020 года завершился срок, в который работодатели были обязаны уведомить работников о выборе ведения трудовой книжки и собрать у них заявления. Как теперь принимать на работу?
Используйте правильную терминологию. «Электронная трудовая книжка» — это обывательское понятие, его не существует в нормативных правовых актах. Вспоминайте, мы говорили об этом на вебинарах и уроках весь 2020 год. И в статье мы используем единую терминологию: «предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ». Будем говорить профессионально и грамотно — это не так сложно, как кажется.
1. Спрашивать ли работников о способе ведения трудовой книжки после 31.10.2020?
С одной стороны, работодатели при приеме на работу после этой даты больше не обязаны уведомлять работников о происходящих изменениях в законодательстве.
С другой стороны, работник обязан до 2021 года сделать выбор и написать заявление:
Согласитесь, есть некая рассогласованность.
Предлагаем на выбор два варианта:
В конце статьи есть шпаргалка
2. Останется ли у работников после 2020 года возможность подавать заявления о дальнейшем ведении бумажной трудовой книжки или отказе от нее?
Законодатели не забыли о тех, кто не имел возможности написать заявление в 2020 году:
Работники, которые пожелали остаться с бумажными трудовыми книжками и написали заявления об этом, не утратили права изменить свое решение в последующем. А это значит, что даже после 2020 года они смогут обратиться к своему работодателю с заявлением о выборе предоставления им сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
3. Как узнать, предоставлял или нет работник заявление о выборе варианта внесения сведений о трудовой деятельности на предыдущем месте работы?
Кажется, что в теории вопрос очевиден. Если работодатель знает, а главное соблюдает законодательство, то при приеме на работу работник предъявляет трудовую книжку с последней записью о подаче заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ и (или) форму СТД-Р или СТД-ПФР.
Но на практике может возникнуть ситуация, когда работник приносит трудовую книжку, в которой последняя запись о расторжении (прекращении) трудового договора. Возможны как минимум два варианта развития событий:
4. Как быть, когда у работника две трудовые книжки или прежний работодатель не внес соответствующие записи?
Законодатели это не учли, но. На практике у работника может быть несколько трудовых книжек:
Также есть работодатели или работники кадровых служб, которые не отследили изменения или не поняли их:
В итоге у нас есть работники, которые писали заявления об отказе ведения бумажной трудовой книжки, но в их в трудовой это не отражено. Если работодатель все же сдавал по ним отчетность, то информация будет внесена в информационную систему ПФР. Но работодатель, к которому этот работник устраивается, из документов, предъявляемых при приеме на работу, этого не узнает.
Законодательно вопрос не решен. Но не стоит паниковать. Оснований для привлечения текущего работодателя к ответственности нет. Если вы столкнетесь с такой ситуацией, просто продолжите вести на работника трудовую книжку, предоставите отчет СЗВ-ТД с информацией о приеме на работу в ПФР. Риск здесь лишь в дополнительной ответственности за ведение, учет, хранение, выдачу трудовой книжки, которая на самом деле должна храниться у работника. Ну и, конечно же, это лишняя работа для вас.
Выводы
В статье мы дали практические рекомендации, как поступать работодателям с работниками, которые устраиваются на работу после 31.10.2020, в части изменений, связанных с переходом на предоставление сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
В 2021 году нас ждут изменения в форме СЗВ-ТД. Будем держать вас в курсе и давать практические рекомендации по работе.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Примеры записей в трудовую (оформление титульного листа, внесение исправлений, совместительство становится основным) 632.6 КБ
Последние публикации
Новости
Главные темы месяца
Если работник не выберет ни бумажную трудовую книжку, ни «электронную»
Наверняка не осталось ни одного человека, кто бы не слышал про выбор формы трудовой книжки в 2020 году. Кто-то оставит привычную бумажную книжку, кто-то уйдет в цифровой формат. Свое решение работники закрепляют в заявлении. Есть и те, кто не хочет вообще ничего: ни менять, ни писать. Такое вообще возможно?
В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» предусмотрено:
«2. Каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации…»
Используется достаточно мягкая формулировка, слов «должен», «обязан» мы тут не видим. Получается, что работник вроде как должен определиться, но не очень-то и обязан.
Далее. В п. 6 ст. 2 данного закона указано о праве лиц, не имевших возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из письменных заявлений, сделать это в любое время. Также указаны категории лиц, которые не имеют возможности это сделать:
1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:
а) временной нетрудоспособности;
в) отстранения от работы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из письменных заявлений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи…»
Снова нет категоричности, да и список не закрытый. Формулировки «в частности», «в том числе» предполагают и иные случаи.
За неподачу заявления относительно судьбы своей трудовой книжки ответственность не предусмотрена ни дисциплинарная, ни административная, ни какая-либо иная.
О работодателе позаботились и подстраховали его на этот случай. Он должен проинформировать работника об изменениях в законодательстве. Пока нет заявления, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 ТК РФ. Ответственность за бездействие работника в данном случае работодатель не несет.
С другой стороны, некоторые опасаются, что работник-«молчун» впоследствии не сможет перейти на ЭТК (если когда-нибудь решится). В п. 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ указано:
«5. Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации».
Если заявление он не подавал, значит, формально эта норма к нему неприменима.
Право сделать выбор в будущем есть у лиц, не имевших возможности по 31 декабря 2020 года включительно подать работодателю одно из письменных заявлений. Если объективно возможность написать заявление у работника была, то можно сделать вывод, что отказаться от бумажной трудовой книжки и перейти на ЭТК он уже не сможет.
Мы не готовы полностью согласиться с таким подходом. Во-первых, нет в законодательстве такой строгости. Во-вторых, есть п. 2 ст. 2:
«…В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации».
А значит, фактически закон относит такого работника к категории тех, кто продолжает вести трудовую книжку в бумажном формате. И тогда к такому работнику вполне применимы нормы п. 5.
Лояльны в этом вопросе и консультанты портала Роструда:
«…Если работник до 31.12.2020 не сделал выбор в пользу ведения трудовой книжки в электронной форме и не обращался к работодателю с каким-либо заявлением, то работодателю следует продолжать ведение трудовой книжки работника в бумажном виде. Полагаем, что право на переход на электронную книжку работник не теряет…» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.рф», вопрос № 135841 от 20.08.2020).
«…Работник до 31.12.2020 не подал ни одного заявления (ни о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, ни о предоставлении сведений в электронном виде), при этом работник не относится к категориям, описанным в части 6 статьи 2 439-ФЗ (т.е. имел возможность подать заявление, был трудоустроен в течение всего 2020 года и не отсутствовал). Текущий работодатель продолжает вести его бумажную трудовую книжку на основании части 2 статьи 2 439-ФЗ. Данный работник увольняется в январе 2021 года. Правильно ли мы понимаем, что при трудоустройстве к другому работодателю в феврале 2021 года такой работник не имеет права на продолжение ведения бумажной трудовой книжки, а работодатель сразу начинает передавать сведения в ПФР в электронном виде, не принимая к учету и хранению его бумажную книжку? Спасибо!
Ответ: Нет, неправильно. Если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 ТК РФ. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям…» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.рф», вопрос № 131424 от 05.06.2020).
Но, учитывая нечеткие формулировки (отсутствие «долга» и в то же время ограничение круга лиц, которые имеют право подавать заявление после 2020 года), все-таки убеждайте работников подавать одно из заявлений: либо о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ, либо о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ. Если работник сомневается, советуйте оставить бумажную трудовую книжку. В таком случае в будущем он сможет изменить свой выбор. А вот вернуться с ЭТК обратно к трудовой книжке уже нельзя, законодательство это не позволяет.