Если вы узнали что учащийся стал объектом кибербуллинга вы обязаны
Занятие «Профилактика кибербуллинга в ученической среде»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта занятия с элементами тренинга
Данные о педагоге: педагог – психолог Коровина К.И.
Место работы: МАОУ Яровская СОШ
Тип занятия: подгрупповое.
Тема занятия: «Профилактика кибербуллинга в ученической среде»
Цель: сформировать представление об опасностях, которые подстерегают подростков во время пользования Интернетом и другими ИКТ, закрепить знания информационной безопасности в использовании сети Интернет, воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки, умение работать в команде, ответственности в достижении цели, формировать чувства собственной ценности уникальности.
ознакомить учащихся с понятием кибербуллинга;
актуализировать знания о правилах безопасной работы в сети Интернет;
формировать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
Виды детской деятельности: метод мозгового штурма, работа в группах, упражнения.
Количественный состав группы : 4 человека
Оборудование: презентация для проектора, карточки с терминами, ситуации на выбор в мешочке/коробочке, чек-листы с памятками, шарик для пинг-понга, 2 графина с водой.
Психолог: «Ребята, рада вас приветствовать и видеть! Сегодня занятие пройдёт в комфортной и приятной атмосфере.
Давайте поздороваемся друг с другом, повернитесь лицом к своему соседу, посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь.
Вспомним правила работы в группе (дети отвечают, приходим к общему)
1. Говорить от своего имени
2. Быть доброжелательными и активными
6. Обсуждать действие, а не личность.
Психолог: У меня к вам есть несколько вопросов, ответьте да или нет
(Поднимают зеленый флажок – ДА; красный – НЕТ)
1. Ты являешься пользователем социальных сетей, форумов, чатов?
2. Ты испытываешь недостаток реального общения?
3. У тебя более 50 друзей в Интернете?
4. Ты добавляешь в друзья незнакомых людей?
5. Ты играешь в онлайн игры с незнакомыми людьми?
6. Ты общаешься в Интернете со своими одноклассниками, соседями и реальными друзьями?
Вывод: Если у тебя хотя бы 3 положительных ответа, значит, ты можешь попасться на удочку Интернет-дружбы.
А кто же все остальные?
Психолог: Судя по вашим ответам, можно сделать вывод, что нередко ваш круг друзей превращается в настоящую «свалку», ведь в общении реальном мы намного избирательнее.
Внимание на экран Дети смотрят социальный ролик #НЕТКИБЕРБУЛЛИНГУ
Психолог: Сталкивались вы с ситуациями оскорбления в сети?
Стоит ли обсуждать эту проблему? Для чего?
Как вы думаете, Можно ли как-то обезопасить себя и близких от этого явления?
Психолог: Явления, когда происходят нападения в социальных сетях, личных сообщениях, комментариях, мессенджерах называется кибербуллинг
В переводе с английского cyber означает всё, что связано с интернетом, а bullying (от слова Bull — «бык») переводится как «травля, приставания» или более дословно: «быкование»
В 90% случаев кибербуллинг переходит в реальную жизнь. Многие блогеры и не только сталкиваются с таким видом насилия, когда жертву буллинга выслеживают и начинают преследовать.
Почему это происходит? Рассмотрим как это предотвратить. Результатом занятия станет чек-лист, который вы сможете забрать с собой.
Психолог: Ребята, сейчас я предлагаю вам познакомиться с терминами, которые относятся к понятию кибербулинг. Выберите определение, с которым вам придётся работать
Индивидуальная работа. Каждый ребенок выбирает себе определение, к которому он должен подобрать термин.
Кибербуллинг — это целенаправленный и повторяющийся вред, наносимый кому-то с использованием интернет-технологий, компьютеров, гаджетов и других электронных девайсов.
Троллинг — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении.
Кибермоббинг —оскорбления и угрозы в сообщениях в течение продолжительного периода времени.
Кибертравля — причинение вреда человеку за счет длительного давления в интернет-пространстве: преследования, распространения слухов, запугивания.
Хейтинг — это негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.
Флэйминг — это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами, часто разгорается в чатах и комментариях в социальных сетях.
Киберсталкинг — использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения с намерением напугать жертву угрозой противозаконных действий или повреждений, которые могут быть осуществлены с получателем сообщений или членами его семьи.
Грифинг — это процесс, в котором игроки целенаправленно преследуют других игроков в многопользовательских онлайн-играх. Их цель не победить в игре, а лишить удовольствия от игры других.
Секстинг — это процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Чем старше дети, тем выше вероятность их вовлечения в секстинг.
Психолог: Мы познакомились с видами кибербуллинга. Как вы думаете, нужно ли отвечать на агрессию в сети? Дети отвечают на вопрос, заполняют первый пункт в чек-листе.
НЕ ОТВЧАЙТЕ НА АГРЕССИЮ
Комментарий психолога: Переписка с агрессором только усугубит ситуацию. Хочется защитить себя и ответить, но именно этого и ждут такие люди. Самая лучшая защита – не реагировать. Я сильный, поэтому не отвечаю на нападки, сильный понимает ситуацию, поэтому не распыляется на пакости, оскорбления и унижения.
Нам нужно 2 графина. Один с чистой водой, другой – окрашен черной гуашью, белый шарик для пинг-понга (предварительно натереть его воском от свечки). Рассказываем детям, что графин с чистой водой – это соц.сеть, шарик – ребенок. Опускаем шарик в воду – он чистый, не тонет. Начинаем переливать окрашенную воду (это негатив в сети) на шарик, он поднимается вверх и остается сухим. Объясняем детям метафору, шарик – это мы, не нужно реагировать на негатив и быть выше этого, пока мы не приняли это себе – это не наше, а того человека, который оскорбляет, не «мараемся».
Психолог: Разберемся, что чувствует человек, когда сталкивается с травлей в сети. Предлагаю выйти по одному представителю от группы.
Каждый участник вытаскивает бумажки с описанием одной ситуации (кому что попадется).
1. Ты видишь комментарий под фото: «Какая дурацкая аватарка! Наверное, мама тебя фоткала. »
2. Тебе пришло сообщение от незнакомого человека: «Ты зря думаешь, что нравишься Саше, с твоим-то носом)))»
3. Тебе пришло сообщение от знакомого: «А что тебя мама не отпустила на концерт? Ну ты и лохушка. »
4. Ты видишь комментарий под фото: «А что, у тебя совсем нет денег на свитер получше?! Эээ, наверное у мамы взяла. )))»
5. Ты видишь сообщение от друга: «Привет! Что-то на меня все ополчились! Ты видел комментарии под моими фото? Что случилось?»
Комментарий для ведущего: Хорошо, что ты поддержал друга! Даже один теплый комментарий среди десятков негативных бесценен.
6. Тебе пришло сообщение от незнакомого человека: «Ты че, мелкий, будешь мне хамить, я тебя офлайн достану! Я знаю, что ты живешь на улице Маяковского!».
7. Тебе пришло сообщение от незнакомого человека: «Взломаю твой профиль, если будешь сильно выпендриваться!».
8. Тебе пришло сообщение от незнакомого человека: «Че, вы там в своей школе совсем офигели?»
Учащийся зачитывает вслух
Психолог: Что ты почувствовал? Обратишься за поддержкой? Рискнем? Попросим помощи у своей группы. Как было сложнее? Справиться одному, или после обсуждения с друзьями? (дети отвечают)
Психолог: Так случается, что просто игнорировать бывает недостаточно, и тролли не просто издеваются, а
3) создают новые аккаунты, то ситуация может стать совсем тяжелой. Не бойтесь обращаться за помощью.
Ко взрослым, родителям, специалистам, людям, которым вы доверяете и которые могут вас поддержать. Просить помощи может только человек, который осознает ситуацию, в которой оказался. (ПРИМЕР). Когда ты болеешь – ты обращаешься к врачу, когда нужна помощь в оформлении документов – мы идем к юристу – это тоже помощь – профессиональная
(Добавляем 2 пункт чек-листа ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ)
Психолог: Что ещё мы можем сделать? Чтобы такие сообщения нам больше не поступали?
Вносим пункт 3. ЗАФИКСИРОВАТЬ И ЗАБЛОКИРОВАТЬ
Обязательно сделайте скриншот переписки или комментариев. Так у вас будут доказательства. После этого заблокируйте аккаунт, с которого поступают негативные высказывания в черный список. Знакома ли вам такая функция, пользовались ей?
Есть ещё один важный пункт, о котором не стоит забывать. В том, что пишут агрессоры – нет ничего про вас. Их поведение и поступки говорят только о них, а не о вас (Добавляют пункт «НЕ ВИНИТЕ СЕБЯ»)
Вспомним о шарике, который, находился в потоке негативной информации, но при этом не поддавался трансформации. Он не менял свои свойства, а оставался все тем же белым шариком.
Психолог: Давайте не будем троллить друг друга, поделимся своими чувствами, мыслями, настроением и приятными словами. Я начну с себя…
Рефлексия: Сейчас посмотрите друг другу в глаза, каждый из нас подарил частичку своего хорошего настроения, между нам зародилось тепло. Давайте сохраним это теплышко и будем помнить, что каждый из нас уникален, тем самым оберегая себя и других от негатива не только в реальной жизни, но и в сети
Давайте вспомним основные правила виртуального общения.
Основные правила, которые вы должны знать:
v Не желательно размещать персональную информацию в Интернете. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
v Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием. v Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.). Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
v Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности! v Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел. И конечно, вы должны стремиться к тому, чтобы завести новых друзей в реальной жизни.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что делать, если ребенок стал жертвой кибербуллинга. Cоветы родителям
Возможно, ребенок подвергается кибербуллингу, если:
Что делать
1. Убедитесь, что ребенок находится и чувствует себя в безопасности. Безопасность и благополучие вашего ребенка всегда должны быть на первом месте. Поддержите его. Покажите ему словами и действиями, что вы с ним хотите одного и того же: остановить кибербуллинг.
2. Поговорите с ребенком и выслушайте его. Спокойно предложите поговорить о том, что происходит. Не нервничайте и не ругайтесь. Выясните как можно точнее, что произошло, проясните детали ситуации. Не преуменьшайте ситуацию и не защищайте агрессора.
3. Соберите доказательства. Распечатайте скриншоты переписки или записи разговоров, сообщения, картинки, видео и все, что может служить явным доказательством того, что ваш ребенок подвергается кибертравле. Ведите учет всех случаев травли, это поможет в расследовании. Записывайте детали: где это случилось, как часто повторяется, каков вред, были ли третьи лица и свидетели, а также, что происходило перед этим.
4. Работайте вместе со школой. Если жертва и агрессор учатся в одной школе, попросите помочь школьную администрацию. Ваш ребенок имеет право чувствовать себя в безопасности, находясь в школе, а за нее отвечают педагоги, они должны отреагировать на происходящее и помочь разобраться.
5. Не нужно обращаться к родителям агрессора. Некоторые родители, столкнувшись с обвинениями в адрес своего ребенка, могут занять защитную позицию, и тогда они не услышат вас. Продумайте свою стратегию, чтобы не ухудшить ситуацию и избежать возможной мести агрессора.
6. Обратитесь в службу поддержки. Кибербуллинг нарушает Пользовательское соглашение всех крупных поставщиков услуг (сайтов, приложений, игровых сетей, Интернета, операторов сотовой связи). Независимо от того, может ли ваш ребенок определить, кто его преследует, или не может, обратитесь в Службу поддержки (Службу безопасности) соответствующей онлайн-платформы.
7. Если необходимо, обратитесь за консультацией. Возможно, вашему ребенку полезно поговорить с психологом. Иногда дети предпочитают говорить не с родителем, а с кем-то третьим, считая его точку зрения более объективной.
8. Если ребенка травят из-за пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе, вы можете обратиться в полицию. В России такие действия, совершенные публично, могут быть квалифицированы по статье о возбуждении ненависти и вражды (ст. 20.3.1 КоАП РФ)*.
9. Обратитесь в полицию, если есть угроза физической безопасности. В России нет отдельного закона, который касается угроз в интернете, однако любая угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью квалифицируется по ст. 119 УК РФ. В таком случае необходимо подать письменное заявление в полицию и предъявить доказательства факта угроз (см. совет №3). Если обращение в полицию не помогло, стоит обратиться в прокуратуру.
10. Примите меры, чтобы предотвратить повторение ситуации. Если ваш ребенок подвергается травле в социальных сетях (YouTube, Instagram, Snapchat, Twitter и т.д.), установите нужные настройки конфиденциальности, чтобы заблокировать агрессора и избежать контакта с ним, а также отправьте жалобу в Службу поддержки социальной сети (см. совет №6). Поощряйте своего ребенка и дальше делиться с вами небольшими сложностями, пока они не переросли в серьезные проблемы.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией
Перевод Натальи Пороховой
* Советы №8 и 9 адаптированы к особенностям законодательства РФ — прим. переводчика
Что такое кибербуллинг и как его избежать?
Буллинг – это агрессивное преследование одного члена коллектива остальными его членами. Это проблема является достаточно острой в современных школах, однако эксперты выделяют и буллинг в интернете, когда человек подвергается травле в социальных сетях и других ресурсах.
Как понять, что вы стали объектом кибербуллинга?
В интернете иногда очень сложно понять шутит ли человек либо целенаправленно пытается вас обидеть. Если человек продолжает «шутить», даже если его попросили это перестать делать, то можно с уверенностью считать, что он является зачинщиком травли.
На форуме или в соцсети к издевательству очень быстро могут присоединиться и другие пользователи, так как будут воспринимать это как забаву. Если вы попали в такую ситуацию, то ее не рекомендуется игнорировать.
Это связано с тем, что буллинг в интернете может крайне негативно влиять на психику человека. У объекта начинает складываться ощущение, что его преследуют повсюду. В результате его начинает одолевать злость, смущение, он попадает в стрессовую ситуацию.
Насмешки и травля могут стать причиной того, что жертвы боятся поделиться своей проблемой и привлечь специалистов для ее разрешения.
Что делать, если вы стали объектом кибербуллинга?
Если объектом травли стал ребенок, то ему необходимо обратиться к тем людям, которым он доверяет – родителям, близким родственникам. Для разговора лучше выбрать время, когда родители не заняты и могут уделить все свое внимание ребенку.
Даже если родители не смогут сразу дать совет, как действовать, то они в любом случае будут искать выход из сложившейся ситуации и вместе вы обязательно что-нибудь придумаете.
Если трудно говорить с родственниками, то можно позвонить на горячую линию и получить консультацию специалиста.
Когда травля происходит в соцсетях, то лучший вариант – заблокировать своего обидчика и дополнительно отправить на него жалобу в службу поддержки. Для доказательства некорректного поведения пользователя делайте скриншоты переписки.
Как помочь друзьям, которые стали жертвами кибербуллинга?
Если вы узнали, что кто-то из ваших друзей стал объектом травли в интернете, то попробуйте предложить свою помощь. Здесь главное – внимательно выслушать своего друга, узнать, что он чувствует и почему он не хочет помощи от взрослых.
Надо ли отключать интернет, чтобы остановить травлю?
Что делать, если для манипуляции или травли используется личная информация?
При использовании социальных сетей, различных приложений всегда надо думать о возможных последствиях размещения в них своей личной информации. Ни в коем случае нельзя сообщать адрес своего местожительства, номер телефона или, например, школы.
В социальных сетях доступны широкие возможности по настройке конфиденциальности:
Также вы всегда можете отправить жалобу на обидные и провокационные сообщения, комментарии и фотографии.
Предусмотрено ли какое-то наказание за травлю в интернете?
Большинство школ достаточно серьезно относятся к проблеме буллинга и травли в интернете и стараются своевременно реагировать на поступающие жалобы. Поэтому если ребенка травят одноклассники, то желательно об этом сообщить руководству учебного заведения.
В России за буллинг крайне сложно привлечь к ответственности, так как такого понятия в административном и уголовном праве нет. Однако для наказания обидчиков вполне подходят статьи, которые связаны с оскорблениями и унижениями человеческого достоинства.
Кроме того, многие интернет-компании для защиты своих пользователей применяют различные меры и поддерживают жертв буллинга в борьбе за свои права.
В целом для защиты от кибербуллинга существует много эффективных инструментов, которые доступны непосредственно на посещаемых интернет-площадках. Главное – знать их возможности и не стесняться ими пользоваться, а также своевременно уведомлять службу поддержки в некорректном поведении отдельных пользователей.
Информация для классных руководителей «Кибербуллинг и подросток»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Кибербуллинг и подростки
Кибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала. Если при обычном буллинге используются вербальные и физические акты насилия, в том числе и психологического, то для кибербуллинга нет необходимости личного присутствия. Все действия совершаются с использованием имейлов, сообщений в меседжерах и соцсетях, а также посредством выкладывания фото и видео-материалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть.
Кибербуллинг в социальных сетях и на других ресурсах осуществляется регулярно и довольно длительное время. Единичные случаи конфликтов и оскорблений не могут расцениваться, как кибербуллинг. Проявления могут включать оскорбления в комментариях, личных сообщениях и публичных беседах. Домогательства интимного, материального или любого другого характера могут исходить от реального ближайшего окружения, а также от совершенно незнакомых людей, случайно заметивших профиль жертвы. Подобному террору характерна настойчивость, вмешательство в личное время, особенно по ночам и наличие угроз.
Для того чтобы скомпрометировать человека могут создаваться страницы, копирующие его личную информацию, для дальнейшего оскорбления (например, учителей, родителей или друзей) якобы от его лица. С этой же целью может подбираться пароль к реальной странице человека. При неблагоприятном завершении отношений в качестве мести другим партнером могут быть опубликованы в сети интимные фотографии, банковские счета или разглашение любой другой личной информации.
Что это такое. Жертвы кибербуллинга обычно более уязвимы, чем те, кто подвергается непосредственным нападкам. Это объяснимо самими особенностями травли в интернет-пространстве, происходящей постоянно. Нет защиты в виде прекращения учебного дня – в личную жизнь могут вмешиваться постоянно, в любое время суток и по всевозможным источникам. Конечно, с одной стороны, агрессора можно заблокировать, добавить в черный список, однако не дает гарантии, что человек не станет использовать другой аккаунт или другую сеть общения. Спрятаться дома не получится, точно так же, как и попросить защиты у старших или руководящих – регламент общения онлайн не подразумевает вмешательства других людей.
Подвергаются такому нападению те, кто является жертвой и в реальной жизни. Чтобы человек ни разу не подвергся издевательству в школе, но страдал от атак в интернете, не бывает. Категория риска – подростки, для которых крайне важна оценка окружающих и собственная внешняя презентация в мире. Это повышает чувствительность к любым высказывания, начиная от характеристик личности и ума и заканчивая комментариями аватарки.
Кибербуллинг в социальных сетях не заметен для взрослых, а сами дети не спешат сознаваться в подобном и просить помощи. Понять, что происходит можно по косвенным признакам, таким как закрытость, уход человека в мир фантазий или компьютерных игр. В процессе постоянно действующих стрессовых факторов нарушается сон, снижается настроение, могут появляться различные боли, ухудшиться общее состояние здоровья. Поскольку в школьном возрасте кибербуллинг часто производится одноклассниками, то это может отражаться на посещаемости школы, а также успеваемости, могут пропадать личные вещи. Кроме этого, интернет-травля может сочетаться с непосредственным буллингом, тогда возможны ссадины и синяки от побоев.
Вычислить обидчика также трудно, ведь он может не обладать физической силой или авторитетом среди остальных сверстников, чтобы испортить кому-то жизнь, особенно если действия совершаются анонимно.
Причин для распространения подобного вида террора служит кажущаяся анонимность и безнаказанность, однако не многие знают, что за акты психологического насилия предусмотрена уголовная ответственность. Но вседозволенность и большие возможности сети лишь провоцируют к раскрытию уже имеющиеся качества или тенденции личности.
Первые агрессивные тенденции люди начинают проявлять из страха самому оказаться жертвой. Когда происходит массовое издевательство над кем-то, то инстинкт самосохранения подсказывает держаться тех, кто сильнее, а значит вести себя, как они. Кто-то подобным образом пытается завоевать себе авторитет, такие личности не используют анонимные аккаутны, а их стремление выделиться может распространяться не только на соцсети.
Объединение людей различных стран и культур в одном месте общения не только способно сближать, но является лишним раздражающим фактором для не толерантных людей. Те, кто просто непримирим с чужими традициями и культурой теперь могут преследовать человека исключительно по национальному признаку.
Кто-то имеет жестокое чувство юмора и при помощи издевательства над другими справляется со своей скукой. Яркое эмоциональное реагирование жертвы на постоянные уколы рождает интерес, повышает уровень адреналина, дает ложное ощущение власти. Такие люди играют в других, не осознавая, что с другой стороны экрана вполне живой человек, который от подобных действий может покончить с собственной жизнью.
Завершение любых отношений, зависть и ссоры способны вызвать желание мести, а вместе с тем и как размещение провокационной информации, так и преследование и с намерением вернуть.
Но стоит отметить, что любая внешняя ситуация не является достаточным обоснованием для насилия над другим человеком, для подобных действий всегда есть внутренние предпосылки, пример в семье или ощущение дозволенности.
Как бороться с кибербуллингом
При фактах угроз, преследований, шантажа и прочих вариантах необходимо сохранять страницу с данными сообщениями или материалами – лучше всего сделать скрин-шот или распечатать, чтобы остались доказательства, поскольку агрессор может потом все данные удалить. Единичные негативные акты, особенно от незнакомых, оптимально игнорировать – не получая должного отзыва и эмоциональной реакции, буллер не станет ввязываться в дальнейшее общение.
В случае продолжающихся атак в любом меседжере есть функция блокировки, также она присутствует во многих сетях и касается всего профиля. Такое прерывание общения может помочь избежать продолжения кибербуллинга, но бесполезно, если используется распространение видео или фотографий через другие сервисы общего доступа, например Ютуб. В этих случаях можно обратиться к администрации сайта, ведущим группы или чата, в зависимости от платформы размещения компрометирующей информации.
Никогда не стоит следовать требованиям агрессора, вступать в переговоры или пытаться откупиться – если нет понимания на уровне человеческого общения, то необходимо блокировать всякую связь и игнорировать поступающие сообщения. Содержание угроз, скорее всего, будет нарастать и тут главное удержаться и не ответить, тогда потеряв интерес, буллер оставит в покое жертву.
Когда атаки продолжаются, несмотря на блокировку (агрессор может писать с других страниц и адресов) или имеют прямые угрозы, то необходимо обращаться в правоохранительные органы, с фактами, подтверждающими факт угроз. Обращения в милицию заслуживают и случаи порнографического и интимного террора. Скорее всего, буллер не остановится после заявления в милицию – этот человек уже длительное время преследует и не понимает, что причиняет вред своим поведением. Важно понимать, что отступать или пытаться объяснить нельзя – при каждом следующем инциденте сообщайте в соответствующие органы.
Родителям стоит уделять больше внимания качеству отношений с ребенком, чтобы тот мог в любой момент посоветоваться относительно того, что отвечать обидчику. За то время, пока берется пауза на ответ можно и самому успокоиться и вместе с взрослым придумать такой вариант, который не только не удовлетворит агрессора, но и выставит его в смешном ракурсе.
Чтобы не допустить развитие простого спора в кибербуллинг необходимо научить ребенка грамотно реагировать на критику, а также разграничивать, когда уместно доказывать свое мнение, а когда лучше покинуть ресурс, в котором происходит общение. Сюда же стоит отнести культуру поведения в сети, поскольку многие не осознавая ответственности, могут вести себя довольно агрессивно или ранить другого человека неаккуратным высказыванием, за что потом получают длительную атаку.
Необходимо просвещать относительно интернет-грамотности, поскольку многим случаям шантажа и издевательства способствует неосторожность жертвы. Выкладывая в сеть всю информацию о себе, личные видео, фотографии о проведенных днях и тому подобное, без правильных настроек приватности, человек выставляет наиболее уязвимые места под атаку агрессоров. Отдельно внимание необходимо уделить паролям для учетных записей и устройств с персональной информацией (ноутбуки, смартфоны, планшеты и прочее), чтобы предотвратить возможность взлома или рассылки неподобающей информации от имени жертвы.
Чтобы предотвратить дальнейшее распространение кибербуллинга, необходимо сообщать о данных ситуациях администраторам сайтов и провайдерам услуг. Даже если самостоятельно удалось заблокировать человека и отделаться от него, чтобы уберечь себя и других от дальнейших инцидентов, необходимо обсуждать ситуацию с компанией. Обычно на основании заявлений пользователей разрабатываются новые алгоритмы защиты и решения подобных вопросов.