Если я думаю что я существую

Я мыслю, следовательно я существую

Если я думаю что я существую. Смотреть фото Если я думаю что я существую. Смотреть картинку Если я думаю что я существую. Картинка про Если я думаю что я существую. Фото Если я думаю что я существую

Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую») — философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.

Аргумент не следуeт понимать как умозаключение [1] («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъекта (res cogitans — «вещи мыслящей»): всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями.

Содержание

Варианты формулировки

Cogito ergo sum является латинским переводом утверждения Декарта Je pense, donc je suis («Я мыслю, значит я есть»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637), написанном по-французски.

Фраза «Cogito ergo sum» не используется в наиболее значимой работе Декарта «Размышления о первой философии» [1] (1641), хотя часто эту формулировку ошибочно приводят в качестве аргумента, ссылаясь на данный труд. Декарт опасался, что эта формулировка, которую он использовал в более ранней работе, допускала толкование, отличное от того контекста, в котором он использовал её в своих умозаключениях. [2] Стремясь уйти от формулировки, создающей видимость логического вывода, тогда как подразумевается самоочевидность, непосредственное усмотрение утверждаемой истины, Декарт избавляется от первой части фразы и оставляет только «Я есть» («Я существую»): «всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (Размышление II).

В привычной форме Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») аргумент появляется в более поздней работе «Начала философии» (1644), написанной на латыни: « Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima. » (§ 7).

Августин: предшественник Декарта

Задолго до Декарта аналогичный аргумент предложил в полемике со скептиками Августин Блаженный в книге «О Граде Божьем» (кн. XI, 26): Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я существую»).

Однако существенное различие между Августин и Декартом заключается в контексте, целях и следствиях аргумента.

Августин начинает с утверждения, что, заглядывая в собственную душу, мы «в себе узнаем образ Бога… Ибо мы и существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание», — что соответствует тройственной природе Бога. Далее Августин пишет:

Если я думаю что я существую. Смотреть фото Если я думаю что я существую. Смотреть картинку Если я думаю что я существую. Картинка про Если я думаю что я существую. Фото Если я думаю что я существуюЯ не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: „А что если ты обманываешься?“ Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь.Если я думаю что я существую. Смотреть фото Если я думаю что я существую. Смотреть картинку Если я думаю что я существую. Картинка про Если я думаю что я существую. Фото Если я думаю что я существую

Августин, заглядывая в свою душу с верой, приходит в результате применения аргумента к Богу; Декарт заглядывает в свою душу с сомнением — и приходит к субъекту, сознанию, res cogitans (мыслящей субстанции), требованием которой является ясность и отчётливость. «В то время как cogito Августина умиротворяет, преображая все в Боге, cogito Декарта проблематизирует все остальное, в том смысле, что после обретения истины собственного существования нужно обратиться к завоеванию отличной от нашего „Я“ реальности, постоянно стремясь при этом к ясности и отчетливости». [3]

Источник

Мыслю, следовательно, существую

Если я думаю что я существую. Смотреть фото Если я думаю что я существую. Смотреть картинку Если я думаю что я существую. Картинка про Если я думаю что я существую. Фото Если я думаю что я существую

Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую») — философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.

Аргумент не следуeт понимать как умозаключение [1] («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъекта (res cogitans — «вещи мыслящей»): всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями.

Содержание

Варианты формулировки

Cogito ergo sum является латинским переводом утверждения Декарта Je pense, donc je suis («Я мыслю, значит я есть»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637), написанном по-французски.

Фраза «Cogito ergo sum» не используется в наиболее значимой работе Декарта «Размышления о первой философии» [1] (1641), хотя часто эту формулировку ошибочно приводят в качестве аргумента, ссылаясь на данный труд. Декарт опасался, что эта формулировка, которую он использовал в более ранней работе, допускала толкование, отличное от того контекста, в котором он использовал её в своих умозаключениях. [2] Стремясь уйти от формулировки, создающей видимость логического вывода, тогда как подразумевается самоочевидность, непосредственное усмотрение утверждаемой истины, Декарт избавляется от первой части фразы и оставляет только «Я есть» («Я существую»): «всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (Размышление II).

В привычной форме Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») аргумент появляется в более поздней работе «Начала философии» (1644), написанной на латыни: « Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima. » (§ 7).

Августин: предшественник Декарта

Задолго до Декарта аналогичный аргумент предложил в полемике со скептиками Августин Блаженный в книге «О Граде Божьем» (кн. XI, 26): Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я существую»).

Однако существенное различие между Августин и Декартом заключается в контексте, целях и следствиях аргумента.

Августин начинает с утверждения, что, заглядывая в собственную душу, мы «в себе узнаем образ Бога… Ибо мы и существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание», — что соответствует тройственной природе Бога. Далее Августин пишет:

Если я думаю что я существую. Смотреть фото Если я думаю что я существую. Смотреть картинку Если я думаю что я существую. Картинка про Если я думаю что я существую. Фото Если я думаю что я существуюЯ не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: „А что если ты обманываешься?“ Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь.Если я думаю что я существую. Смотреть фото Если я думаю что я существую. Смотреть картинку Если я думаю что я существую. Картинка про Если я думаю что я существую. Фото Если я думаю что я существую

Августин, заглядывая в свою душу с верой, приходит в результате применения аргумента к Богу; Декарт заглядывает в свою душу с сомнением — и приходит к субъекту, сознанию, res cogitans (мыслящей субстанции), требованием которой является ясность и отчётливость. «В то время как cogito Августина умиротворяет, преображая все в Боге, cogito Декарта проблематизирует все остальное, в том смысле, что после обретения истины собственного существования нужно обратиться к завоеванию отличной от нашего „Я“ реальности, постоянно стремясь при этом к ясности и отчетливости». [3]

Источник

Ereignis против Cogito ergo sum

Усомнимся в истинности этого утверждения и рассмотрим пример: я, приходя в сознание, открываю глаза и мне сразу дана вся картинка, хотя я уж точно не могу подумать о каждой ее детали, поскольку мыслей еще никаких нет.

Рассмотрим фразу по частям.

Отсюда вывод: Cogito ergo sum, как «Я мыслю, следовательно, я есмь» (или «Я мыслю, следовательно, я существую»), не является первичной истиной, или фундаментом построения здания достоверного знания. А в чем причина? Обратимся к первоисточнику.

«Словом cogito я объемлю всё то, что существует в нас таким образом, что мы непосредственно это осознаем. Так, все действия воли, интеллекта, воображения и чувств суть мысли.» (Т.2 с.127)

Первая часть этой фразы («Словом cogito я объемлю всё то, что существует в нас таким образом, что мы непосредственно это осознаем») не вызывает отторжения: в вышеприведенном примере было показано, что осознавание своего существования происходит в момент наступления Ereignis-а. Если cogito объемлет все то, что приводит к Ereignis-у, то все сходится. А вот вторая часть фразы («Так, все действия воли, интеллекта, воображения и чувств суть мысли») вызывает вопросы, поскольку Декарт этой фразой провозглашает субстанциональность мысли. Это значит, что мысли порождают мысли.

Из субстанциональности мышления следует, что мысль в процессе мышления начинается с мысли. Если конечный продукт мышления есть мысль, то получается замкнутый цикл: с мысли, как сущности, начался процесс мышления, и мыслью же, как сущим, этот процесс закончился. Возник парадокс самости («сам себя», «сам в себе» и др.), когда сущность переходит в сущее и наоборот, или, говоря языком Рассела, происходит переход элемента множества в само множество и наоборот.

Встает вопрос: а не является ли осознавание самого себя и осознавание единичного понятия мыслью?

Таким образом, Ereignis опровергает истинность смысла фразы Cogito ergo sum, вложенного Рене Декартом: процесс осознавания происходит раньше процесса обоснования мышлением непосредственно самого осознавания. Поэтому фразу Cogito ergo sum следует читать так: «я осознаю, следовательно, я есмь (существую)». И касается эта фраза только Ereignis-а.

Источник

Я мыслю, — значит, существую

Я мыслю, — значит, существую
С латинского: Cogito ergo sum (когито эрго сум|.
Слова французского философа Репе Декарта (1596—1650) из его сочинений «Рассуждение о методе» («Discours de la methode», 1637) и «Начала философии» («Principia philosophae», 1644).

Смотреть что такое «Я мыслю, — значит, существую» в других словарях:

Я мыслю, следовательно я существую — Рене Декарт (1596 1650) Cogito, ergo sum (лат. «Мыслю, следовательно, существую») философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени. Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность … Википедия

мыслю, следовательно, существую — нареч, кол во синонимов: 2 • cogito ergo sum (2) • я мыслю, значит, существую (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мыслю, следовательно, существую — Рене Декарт (1596 1650) Cogito, ergo sum (лат. «Мыслю, следовательно, существую») философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени. Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность … Википедия

мыслю, следовательно, существую — Ср. А хорошо говорил тот американец. Если я думаю, значит живу, он говорил, стало быть, я не умер. Мельников. На горах. 1, 17. Ср. У меня страсть к философии, как у Санхо Пансы к пословицам: мышлю, следственно существую, сказал Декарт. Курю,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Cogito ergo sum — Рене Декарт (1596 1650) … Википедия

ДЕКАРТ — (Descartes) Рене (латинизир. имя Картезий; Renatus Cartesius) (1596 1650) фр. философ и ученый, один из основателей философии и науки Нового времени. Основные философско методологические соч.: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой… … Философская энциклопедия

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… … История Философии: Энциклопедия

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

В произведениях Декарта

Рассуждение о методе

Фраза впервые появилась (на французском языке) в « Рассуждениях о методе» Декарта 1637 года в первом абзаце четвертой части:

Размышления о первой философии

В 1641 году Декарт опубликовал (на латинском языке) « Размышления о первой философии», в которых он упомянул суждение, хотя и не явно, как «cogito, ergo sum» в «Медитации II»:

Принципы философии

В 1644 году Декарт опубликовал (на латыни) свои « Принципы философии», где в части 1, статье 7 появляется фраза «ego cogito, ergo sum»:

Примечание Декарта на полях к вышеуказанному абзацу:

Non posse à nobis dubitari, quin existamus dum dubitamus; atque hoc esse primum, quod ordine philosophando cognoscimus.

Что мы не можем сомневаться в своем существовании, пока сомневаемся, и что это первое знание, которое мы приобретаем, когда философствуем по порядку.

В поисках истины

Декарт в менее известной посмертно опубликованной работе, датированной ок. 1647 и озаглавленный La Recherche de la Vérité par La Lumiere Naturale ( Поиск истины при естественном свете ) писал:

Другие формы

Перевод

«Я думаю» vs. «Я думаю»

Фумитака Судзуки пишет: «Принимая во внимание картезианскую теорию непрерывного творения, которая была разработана специально в Медитациях и Принципах, мы могли бы заверить, что« Я думаю, следовательно, я существую / существую »- это наиболее подходящий английский перевод слова« эго ». Мыслю, следовательно, существую’.»

«Я существую» vs. «Я есть»

Интерпретация

Как лаконично выразился Краут (1872): «То, что не думает, не может сомневаться, и то, что не может думать, чего не существует. Я сомневаюсь, я думаю, я существую».

Но я убедил себя, что в мире нет абсолютно ничего, ни неба, ни земли, ни умов, ни тел. Отсюда следует, что меня тоже не существует? Нет. Если я в чем-то себя убеждал [или вообще что-то думал], значит, я определенно существовал. Но есть обманщик высшей силы и хитрости, который сознательно и постоянно меня обманывает. В таком случае я тоже несомненно существую, если он меня обманывает; и пусть он обманывает меня так сильно, как только может, он никогда не добьется того, что я ничто, пока я думаю, что я что-то. Итак, после тщательного рассмотрения всего, я должен, наконец, прийти к заключению, что суждение « я есть, я существую» обязательно истинно, когда бы оно ни выдвигалось мною или зарождалось в моем уме. (AT VII 25; CSM II 16–17)

Архимед требовал только одну твердую и неподвижную точку, чтобы сдвинуть всю Землю; так что я тоже могу надеяться на великие дела, если мне удастся найти хотя бы одну вещь, пусть даже незначительную, которая является несомненной и непоколебимой. (AT VII 24; CSM II 16)

Предшественники

В начале пятого века нашей эры Августин Гиппопотам в De Civitate Dei (книга XI, 26) написал: «Если я ошибаюсь, то я ошибаюсь» ( Si… fallor, сумма ) и предвосхищал современные опровержения этой концепции. В 1640 году Декарт написал, чтобы поблагодарить Андреаса Колвия (друга наставника Декарта Исаака Бекмана ) за привлечение его внимания к Августину:

Критика

Использование «я»

Киркегор

Здесь cogito уже принял существование «я» как мыслящего. Для Кьеркегора Декарт просто «развивает содержание понятия», а именно то, что «я», которое уже существует, мыслит. Как утверждает Кьеркегор, правильный логический поток аргументов состоит в том, что существование уже предполагается или предполагается для того, чтобы мышление произошло, а не то, что существование выводится из этого мышления.

Уильямс

Хайдеггер

Джон Макмюррей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *