Есть ли что трудное для господа
Есть ли что трудное для Господа?
Господь вчера, сегодня и вовеки тот же,
Не изменяется Он никогда!
Как велика, друзья, к нам милость Божья,
Над нами Его сильная рука.
Есть ли что трудное для Господа? Скажите!
Нет ничего, Господь наш Всемогущ!
С любой проблемой вы к Нему спешите,
И Он поможет вам. Он так могуч!
Нет, не отяжелело Его ухо,
Чтоб слышать нас, чтоб миловать, спасать.
Скорей всего, у нас что-то со слухом:
Не можем голос Божий распознать.
К тебе Он обращается сегодня:
«Я тот же, слышишь Меня, Я твой Бог!
Вы Мой народ, наследие Господне,
Взывайте же ко Мне, чтоб Я помог.
Я тот же Бог, Который Аврааму
В глубокой старости ребёнка подарил,
Израиль из Египта вывел станом,
От рабства чудно их освободил.
Я их провел по морю, как по суше,
Я воду, мясо, манну им давал,
В пустыне, где нет ничего, послушай,
Я на руках носил их, охранял.
Одежда не рвалась и не ветшала,
И обувь сорок лет была годна.
Где солнце зноем землю иссушало,
Там из скалы у них вода текла.
Я солнце заставлял стоять на месте,
Я глыбами, как градом, осыпал
Врагов Израиля. Народ Мой, верьте!
Я стены Иерихона разрушал.
К ним воины не прикоснулись даже,
Я их разрушил сильною рукой.
Ты всё ещё не веришь? Ну что скажешь?
Я Бог Израиля, и Я Бог твой.
А помнишь, как Я помогал Давиду?
Как великана юноша сразил
Одним лишь камнем, где же взял он силу?
Давид Мне доверял, Меня любил.
Я повелел, чтоб вороны кормили
Пророка Илию, был голод на земле.
Прожорливые птицы приносили
Ему и хлеб, и мясо. Веришь Мне?
Ты разве не читал, разве не знаешь,
Как Я вдову Сарептскую кормил?
А ты всё ещё Мне не доверяешь,
И думаешь, что Я тебя забыл.
Ведь у неё была лишь капля масла
И маленькая горсточка муки.
Надеяться на жизнь было напрасно,
Но чудо, не кончалися они.
Я Илии огонь посылал с неба,
Пожравший жертву, жертвенник и ров,
Наполненный водой. Да, ты там не был,
Но это Я свершил, Бог Саваоф.
Помнишь – Седрах, Мисах и Авденаго,
Я сохранил их в огненной печи.
Огонь не опалил их, даже запах
Свой не оставил, хоть убиты палачи.
Я Даниила сохранил от львов голодных,
Я пасти этим хищникам закрыл.
Да, и животные, как видишь, Мне покорны.
Ведь это Я их, слышишь, сотворил.
Я проглотить киту велел Иону.
А после выплюнуть его сказал.
Моим природа повинуется законам.
Всему, что дышит, Я дыханье дал.
А помнишь ли, как укротил Я бурю,
Как от любой болезни исцелял.
Подвластны Мне стихии, ветры, море,
Я даже мертвых, помнишь, воскрешал.
Я из пяти хлебов и двух рыбёшек
Мог накормить пять тысяч человек,
Помимо женщин и детей, Мне всё возможно,
Я тот же Бог в ваш двадцать первый век…
Ты знаешь, твоей жизни б не хватило,
Чтоб перечислить все Мои дела,
Которые рука Моя свершила,
Я твой Господь, защита и скала.
А разве случаев и в вашей жизни мало,
Когда Я к вам навстречу выходил?
Так почему же веры в вас не стало?
О, сколько милостей Я вам явил.
Ты помнишь, как Я нежно постучался
В сердце твое в тот самый первый раз,
Как плакал ты передо Мною, сокрушался,
Как мы беседовали в поздний час?
Как сердце твое радость наполняла.
Ты растворялся весь в присутствии Моём,
Рука Моя тебя благословляла.
О, неужели ты забыл о том?
А сколько раз не мог ты встать с постели,
Прикованный к ней, тихо слёзы лил,
Боль сильная была в душе и в теле.
Кто поднимал тебя? Кто исцелил?
Я много раз хранил тебя от смерти.
Если б не Я, то где б ты был сейчас?
Я Бог живой! Я рядом! О, поверьте!
Я умер и воскрес лишь ради вас.
Я ваш Господь! Нет, Я не изменился.
Вы изменились, перестали доверять.
Я жду, чтобы ко Мне ты обратился,
Чтоб в Мои руки мог ты всё отдать.
Ну что ты плачешь? Почему стенаешь?
Ну разве нету у тебя Меня?
Так почему ты Мне не доверяешь?
Сын, дочь, как сильно Я люблю тебя!»
Есть ли что трудное для Господа, скажите?
Нет ничего, поверьте, ничего!
Доверьтесь же Ему, всё расскажите,
Он Бог живой, и всё в руках Его.
Он непременно выйдет к вам навстречу,
Какая бы проблема ни была.
Он слышит ночью, днем, в обед и в вечер,
Он совершит великие дела!
Первая книга Моисеева. Бытие, глава 18 Бытие, гл 18
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой, и поклонился до земли, и сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под этим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего». Они сказали: «Сделай так, как говоришь».
И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал ей: «Поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы».
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
И взял масла, и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: «Где Сарра, жена твоя?» Он отвечал: «Здесь, в шатре».
И сказал один из них: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». А Сарра слушала у входа в шатер, сзади него.
Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
Сарра внутренне рассмеялась, сказав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь это утешение? И господин мой стар».
И сказал Господь Аврааму: «Отчего это сама в себе рассмеялась Сарра, сказав: „Неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?“ Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын».
Сарра же не призналась, а сказала: «Я не смеялась». Ибо она испугалась. Но Он сказал ей: «Нет, ты рассмеялась».
И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре. Авраам же пошел с ними проводить их.
И сказал Господь: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом все, что сказал о нем».
И сказал Господь: «Вопль содомский и гоморрский – велик он, и грех их – тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю».
И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа.
И подошел Авраам и сказал: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места этого ради пятидесяти праведников в нем?
Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место это».
Авраам сказал в ответ: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел.
Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти; неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?» Он сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять».
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: «Может быть, найдется там сорок?» Он сказал: «Не сделаю того и ради сорока».
И сказал Авраам: «Да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?» Он сказал: «Не сделаю, если найдется там тридцать».
Авраам сказал: «Вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать?» Он сказал: «Не истреблю ради двадцати».
Авраам сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?» Он сказал: «Не истреблю ради десяти».
И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом. Авраам же возвратился в свое место.
Глава 18
Авраам под видом трех странников принимает Иегову и с Ним двух Ангелов
когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
Упоминание о времени этого богоявления, именно о том, что оно происходило не во сне, и не ночью, а днем и даже в середине дня, по мнению экзегетов, устанавливает его полную реальность. Самые же детали этой картины как нельзя лучше совпадают с обычаями и нравами древнего Востока, жители которого любили выходить в послеполуденные часы дневного зноя под прохладную тень своих палаток и поджидать здесь гостей, нуждающихся в подкреплении и покое ( Быт. 19:1 ).
Все эти глаголы «возвел», «взглянул», «увидел» еще больше усугубляют высшую реальность данного явления. Кто были «три мужа», явившиеся Аврааму? На это отвечают неодинаково: некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три лица Святой Троицы (Иустин Философ, Амвросий, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из этих странников был Лицом божественным, два же остальных были Ангелами ( Быт. 19:1 ). По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был «Ангел Иеговы», Логос или Второе Лицо Пресвятой Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое.
Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,
Все это признаки обычного, хотя и высокого, восточного гостеприимства, а отнюдь не доказательство того, что Авраам узнал в лице этих простых странников особых небесных гостей, как это думают некоторые. Против этого горячо восстает святой Иоанн Златоуст: «никто из слушающих это не унизит добродетели праведника, предполагая, будто он говорил так потому, что знал, кто были те путники. В таком случае, как я уже много раз говорил, не было бы ничего и великого. Но то дивно и необычайно, что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми» (Бес. 41). Действительно, приглашение Авраама посетить его кущу, омовение ног странникам и предложение им пищи – все это черты радушного гостеприимства, рассчитанного на обыкновенных людей. Аналогичные этому примеры можно находить и в др. местах Библии ( Быт. 23:7, 33:6, 7, 42:6 ).
Текст русской Библии, по-видимому, предполагает обращение со стороны Авраама к одному из странников, как к Господу. Равным образом стоящее здесь в еврейском тексте слово: «Адонай» (с гласной «камец») обычно составляет обращение к Богу, а не к простому человеку (наподобие нашего – «господин мой»). На вопрос, почему Авраам, видя трех мужей, обращается только к одному со своим приветственным приглашением, прекрасно отвечает святой Иоанн Златоуст, говоря: «Не удивляйся и тому, что праведник, принимая трех странников, говорит: «Господи», обращаясь как бы к одному. Может быть, один из пришедших казался важнее других; к нему поэтому и обращает праведник свою просьбу. Но далее он обращает свою речь ко всем вообще» (см. 4–5 ст.).
Омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь одни легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства ( Быт. 24:32, 43:24 ). «Сердце» в Библии рассматривается, как центр всех жизненных отправлений, и выражение – «подкрепить сердце» равносильно нашему «подкрепить силы» ( Суд. 19:5 ; Пс. 103:15 и др.).
Три саты составляли одну «ефу», приблизительно около 30 фунтов нашего веса; судя по другим местам Библии, можно думать, это было обычное количество муки, употреблявшееся у евреев для приготовления хлебов ( Мф. 13:33 ). Под пресными же хлебами здесь, очевидно, имеются ввиду те лепешки, которые и теперь обычно изготовляются арабами в несколько минут, при приемах почетных гостей.
По поводу тех мелких подробностей, которыми изображаются картины угощения Авраамом его неожиданных гостей, святой Иоанн Златоуст замечает: «смотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!»
Это не призрачное или только аллегорическое вкушение пищи, как то думали некоторые толкователи (Иосиф Флавий, Филон, Ионафан, Иустин Философ), но действительное и реальное ее принятие, наподобие того, как вкушал пищу и Господь Иисус Христос, являясь ученикам по Своем воскресении ( Лк. 24:43 ) со Своею преображенной плотью, проходившей даже через запертые двери ( Ин. 20:19 ).
Сарра получает новое откровение о рождении от нее сына и обличается в недостаточности ее веры
И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
Еще в предшествующем стихе речь шла о всех трех гостях Авраама; теперь же говорящим выступает один из них, и Он с 13-го стиха прямо называется Иеговой (ср. Быт. 18:3 ). То обстоятельство, что этот чудный гость Авраама оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он изрек обетование о рождении от нее сына, уже хорошо известное Аврааму по предшествующим богоявлениям ( Быт. 15:4, 17:19, 21 ), должно было открыть ему глаза на действительную природу этого небесного гостя. Исполнение слов самого обещания придти на следующий год в то же самое время справедливо видят в факте рождения Исаака, в котором, очевидно, сказалась чудодейственная рука Божия, на что уполномочивает и последующий контекст речи ( Быт. 21:1 ).
Вводное замечание бытописателя, служащее к объяснению и оправданию последующего поступка Сарры.
«Смех Сарры, – говорит митроп. Филарет, – не столь невинен, как смех Авраама в подобном же случае ( Быт. 17:17 ); но к ее оправданию можно сказать, что она еще не узнала Иеговы» (Властов).
и господин мой стар.
Прекрасное выражение того добровольного подчинения и послушания, в котором любящая жена должна стоять к своему мужу. За эту высокую черту своих супружеских отношений Сарра удостоилась стать образцом для подражания и христианским женам ( 1Пет. 3:6 ; 1Кор. 11:3 ).
Впервые здесь определенно и ясно первенствующий гость Авраама называется Господом, или с еврейского – «Иеговой». Он обращается с этим вопросом к Аврааму, так как Сарры здесь не было; но этим еще яснее обнаруживается всеведение говорившего, Который знал не только поступок Сарры, но и его сокровенные, внутренние мотивы.
Прекрасное выражение идеи божественного всемогущества, лучшей параллелью которому могут служить слова Ангела к Пресвятой Деве Марии, сказанные ей во время благовещения: «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1:37 ).
Чувство некоторого испуга или страха, как мучительного голоса совести и опасения наказания, есть естественное следствие греха ( Быт. 3:10 ) в душе людей, еще не успевших нравственно загрубеть и доступных покаянию. Подобное чистосердечное раскаяние в своем маловерии, без сомнения, принесла и Сарра, так как апостол впоследствии находит возможным похвалить ее за веру в обетование о рождении у нее сына ( Евр. 11:11 ).
Второго города нет в еврейской Библии, но он имеется в греческой и славянской; последнее чтение более правильно, так как основано на контексте речи ( Быт. 18:20 ).
Авраам же пошел с ними, проводить их.
Проводить гостя до границ своей земли – это последний долг восточного гостеприимства, радушно исполненный в данном случае и престарелым патриархом Авраамом. Согласно иудейскому преданию, Авраам провожал Господа и Ангелов по пути к Содому до места, называемого «Кафар-Варух», откуда вдоль по долине открывался вид на Мертвое море и окружающее его Пятиградие.
Бог открывает о предстоящей погибели Содома и Гоморры
Слова эти представляют собой обычное в Библии человекообразное выражение известной мысли, в данном случае – мысли о такой близости праведника к Богу, которая ставит его в положение друга, от которого нет секретов или тайн. Последних слов «раба Моего» нет в еврейском тексте и они внесены из перевода LXX. Но Филон и Апостол Иаков ( Иак. 2:23 ) делают некоторую поправку: вместо «раба Моего», имеют – «друга Моего», что более отвечает внутреннему характеру тех взаимоотношений, какие существовали между Богом и патриархами ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 и др.).
ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.
Эти слова Господа образуют своего рода введение к последующему пророчеству о погибели нечестивых городов. В нем Господь повторяет и раскрывает Свои предшествующие обетования Аврааму и его потомству ( Быт. 12:3, 13:16, 15:5, 17:5–6 ), причем указывает как цель избрания еврейского народа, так и условия или средства к достижению ее, а следовательно, и к получению всех обетований со стороны последнего, состоявшие в верности Всевышнему или в хождении по Его путям. Положительный результат такого поведения – это близость к Господу (по-еврейски – Иегове) и достижение всех обетований; а отрицательный, могущий наступить в случае неверности Ему и развращении Израиля, – это печальная участь, предстоящая нечестивым городам Содому и Гоморре.
Слова эти – снисхождение к нашей немощи, для более понятного выражения той мысли, что божественный суд основывается на самом полном и непосредственном знакомстве с самым предметом этого суда. ( Пс. 72:20 ; Ис. 11:3 ; Притч. 18:13 ; Мф. 7:1 ).
В Содом пошли не все три мужа, а только два Ангела, как это определенно указано ниже ( Быт. 19:1 ).
Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
Третий, оставшийся с Авраамом, спутник здесь прямо называется Господом; «стоять же пред лицем Господа» на языке св. писателя часто означает ходатайствовать или молить Господа за кого-либо ( 1Цар. 7:9 ; Пс. 105:23 ).
Авраам ходатайствует о сохранении этих городов
Весь этот заключительный раздел данной главы представляет любопытную и поучительную беседу Бога с Авраамом, свидетельствующую как о высоком дерзновении праведника, так и крайнем снисхождении Бога.
В самом вопросе Авраама слышится уже и ответ на него, ответ отрицательный – именно тот, что высшая божественная любовь и правда не допустят гибели своих избранников.
Установив в предшествующих словах общую мысль о высшей божественной правде, не допускающей незаслуженной гибели праведников, Авраам делает теперь применение ее к данному частному случаю, предполагая, что и в обреченном на погибель городе Содоме найдется значительное количество подобных праведников. Он даже выражает здесь надежду на то, что такое количество праведных искупит, до некоторой степени, преступление остальных и спасет и их от погибели.
Этот стих представляет собой один из важнейших членов патриархальной религии, заключая в себе торжественное исповедание веры в Бога, как всемогущего Судью всей вселенной, судящего мир по законами высшей правды, строго разделяющей виновных от невинных (ср. Втор. 10:17 ; Иов. 34:19 ; Иер. 31:29–30 ; Иез. 18:20 ; Мф. 13:28–29 ; Рим. 2:11 ; Еф. 6:9 ).
Снисходя к просьбе Авраама, Бог обещает явить спасение всем и нечестивым, ради пятидесяти благочестивых. Подобные мысли и даже примеры не чужды и другим местам Библии ( Притч. 11:11, 29:8 ; Ис. 37:35 ; Мф. 5:13, 24:22 и пр.).
может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
Ободренный успехом своей первой просьбы, Авраам продолжает свое заступничество с еще большим дерзновением, хотя и исполненным в то же время высокого смирения. Доказательством такого смирения перед величием Иеговы служит его сравнение с прахом и пеплом, сравнение – полное глубокого внутреннего значения, в смысле указания на начало («прах от земли», Быт. 2:7 ) и конец ( Еккл. 12:7 ) земного существования человека.
Параллельно с тем, как усиливается самая просьба Авраама, увеличивается и его смирение пред Богом, долготерпение Которого он искушает; но искушает не ради пустого и праздного любопытства, а по высоким побуждениям любви и сострадания к ближним, почему Господь благосклонно и принимает его посредничество.
Уступчивость Господа усиливает дерзновение Авраама и он, хотя и с большим смущением, решается понизить цифру праведников уже до двух десятков.
Это высшая степень дерзновенной молитвы Авраама, когда он просил Господа о сохранении города только ради одного десятка предполагаемых в нем праведников, и Бог по неизреченной Своей милости соглашается и на такую, крайнюю просьбу Своего верного раба. Но жители нечестивых городов настолько погрязли в нечестии и разврате, что не сохранилось в них и десяти праведников: таких, как видно из последующего контекста, нашлось только три человека – Лот и две его дочери, которые и были чудесно спасены Богом от всеобщей гибели (19 гл.).
Слова, указывающие на то, что богоявление окончилось и видение Иеговы исчезло.
Авраам же возвратился в свое место.
Т.е. он вернулся из долины Кафар-Варух, бывшей местом богоявления, к дубраве Мамре, близ Хеврона, служившей местом его преимущественного пребывания.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Первая книга Моисеева. Бытие, глава 18 Бытие, гл 18
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой, и поклонился до земли, и сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под этим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего». Они сказали: «Сделай так, как говоришь».
И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал ей: «Поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы».
И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
И взял масла, и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: «Где Сарра, жена твоя?» Он отвечал: «Здесь, в шатре».
И сказал один из них: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». А Сарра слушала у входа в шатер, сзади него.
Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
Сарра внутренне рассмеялась, сказав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь это утешение? И господин мой стар».
И сказал Господь Аврааму: «Отчего это сама в себе рассмеялась Сарра, сказав: „Неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?“ Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын».
Сарра же не призналась, а сказала: «Я не смеялась». Ибо она испугалась. Но Он сказал ей: «Нет, ты рассмеялась».
И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре. Авраам же пошел с ними проводить их.
И сказал Господь: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом все, что сказал о нем».
И сказал Господь: «Вопль содомский и гоморрский – велик он, и грех их – тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю».
И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа.
И подошел Авраам и сказал: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места этого ради пятидесяти праведников в нем?
Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место это».
Авраам сказал в ответ: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел.
Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти; неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?» Он сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять».
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: «Может быть, найдется там сорок?» Он сказал: «Не сделаю того и ради сорока».
И сказал Авраам: «Да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?» Он сказал: «Не сделаю, если найдется там тридцать».
Авраам сказал: «Вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать?» Он сказал: «Не истреблю ради двадцати».
Авраам сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?» Он сказал: «Не истреблю ради десяти».
И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом. Авраам же возвратился в свое место.