Есть ли основания утверждать что нередко физики дописывают историю
НаукаPRO
«Убили ли Моцарта или он умер собственной смертью?
Сколько было копий поломано в спорах об этом, сколько было написано художественных произведений: «Моцарт и Сальери», добро и зло и т. д. Наконец, физики решили ответить на этот вопрос. Локон волос Моцарта хранится в музее Венской оперы; он был срезан после его смерти. Умер знаменитый композитор молодым, ему было чуть больше 30-ти лет.
Медальон с прядью волос Моцарта, выставленный на продажу аукционном «Сотбис» в Нью-Йорке
В 2004 году российские физики из одного ядерного центра обратились в музей Венской оперы с просьбой выдать им из локона один волосок длиной в 10 сантиметров. Им его выдали. Они разрезали волосок на кусочки по сантиметру, и каждый кусочек был запаян в отдельную ампулу. Мы знаем, с какой скоростью растёт волос у человека – примерно 1 сантиметр в месяц. Поэтому волосок длинной 10 сантиметров по 1-му сантиметру означает, что у нас есть почти год от даты смерти, разложенный по месяцам. То есть каждый сантиметр говорит нам о том, что этот волосок был за месяц до смерти, за 2 месяца до смерти, за 3 месяца и т. д.
Далее каждая из этих ампул была помещена в мощный поток нейтронов. Это происходило в одном из атомных исследовательских реакторов, и использовался метод под названием нейтронно-активационный анализ. Искали один из изотопов ртути. Человеческий волос обладает способностью накапливать всё, что есть в человеческом организме, в том числе и ртуть. И, если бы Моцарт был бы отравлен ртутью, то ртуть, несомненно, содержалась бы в его волосах. Под действием нейтронов стабильный изотоп ртути захватывается с очень малой концентрацией, вследствие чего образуется нестабильный изотоп ртути, который можно обнаружить по гамма-излучениям, что он испускает. Таким образом, был исследован каждый сантиметр этого волоска, и была определена концентрация ртути, причем очень маленькая, которая никакими другими методами определиться не может. Только нейтронно-активационным методом и только под очень большим потоком нейтронов. Исходя из этого исследования, был построен график зависимости концентрации нейтронов от времени, поскольку каждый месяц нам известен.
Вольфганг Амадей Моцарт
Далее ученые взяли историю болезни Моцарта, так как врачи, которые лечили Моцарта, по дням записывали в истории болезни его состояние и записывали, какое лекарство ему давали. Оказалось, что в те дни, когда в его волосах имелась повышенная концентрация ртути, врачи фиксировали очень сильное ухудшение состояния его здоровья. Интересно, что в истории болезни прописано, что ртутные препараты (в те времена ртуть считалась лекарством) Моцарту не давали. Они были исключены из приёма. Из этого следует вывод – Моцарт был отравлен. Никакой естественной смерти не было. Кто виновник? Кто убийца? Этот вопрос уже адресован не к физикам, а к историкам и криминалистам.
Г. Н. О’Нил: «Последние часы жизни Моцарта»
То есть, таким вот образом, физики помогают устанавливать какие-то исторические факты. Таким же способом было установлено, что шведский король Эрик XIV, когда его останки были вскрыты спустя 300 лет после его смерти, оказывается, тоже был отравлен своими наследниками. На острове Святой Елены, где находится могила Наполеона, выяснилось, что он тоже был отравлен, так как в его волосах было обнаружено значительное содержание мышьяка.
Эрик XIV – король Швеции, правивший с 1560 по 1568 год
И что интересно – в волосах Ньютона тоже была обнаружена ртуть, таким же образом, как и у Моцарта. Однако он не был убит, он умер естественной смертью, а то, что ртуть содержалась в его волосах после смерти – это остатки его увлечения алхимией. Ньютон, кроме того, что он был физиком, он ещё и увлекался алхимией. Алхимики очень много работали с ртутью, пытаясь вывести из неё золото. Ньютон также много работал с ртуть и, таким образом, в его организме были обнаружены пары ртути.
Изотопы свинца рассказывают о бронзовом веке.
Изотопные метки древнегреческого мрамора.
.
.
Синтезировали ли кристаллы во времена Нефертити?
В Ахтетатоне творил придворный ваятель Тутмес, увековечивший в камне царственную чету. Мастерская Тутмеса занимала несколько помещений, в них трудились многочисленные помощники главного скульптора, хранились куски камня различных пород, формовался гипс, готовились краски, отдельно размещались готовые и забракованные статуи. В специальной комнате располагались модели самых лучших творений, среди которых и были чудом уцелевшие бюсты Нефертити, спрятанные от человеческих взоров в течение более трех тысяч лет.
Реформы Эхнатона оказались недолговечными, вскоре после его смерти был восстановлен прежний порядок. Все, что было связано с прославлением божественного солнца, с именами Эхнатона и Нефертити, беспощадно уничтожалось. Город Ахтетатон был превращен в развалины. И лишь мастерской Тутмеса повезло, она пострадала сравнительно немного.
В 1912 г. Германское общество изучения Востока направило в Египет археологическую экспедицию, которую возглавил Людвиг Борхардт. Экспедиция начала раскопки на территории бывшего Ахтетатона, в местности, называемой сейчас Амарна. Никто не предполагал, что здесь будут найдены памятники, которые дадут возможность прочесть неизвестные страницы истории Древнего Египта.
Было уже раскопано множество остатков домов древней столицы Эхнатона, когда в центральной части города археологи наткнулись на кирпичную стену, ограждавшую ряд построек. Почти повсюду им стали попадаться фрагменты статуэток, каменные заготовки для скульптур, гипсовые маски. Это определенно указывало на род деятельности, которой занимались здесь в далекие времена. В конце концов нашли предмет из слоновой кости, по-видимому, часть крышки небольшого ящика, на ней можно было прочесть: «Хвалимый благим богом начальник работ скульптор Тутмес».
Через несколько дней была вскрыта комната с бюстами фараона и членов его семьи. Первым обнаружили сделанный в натуральную величину бюст Эхнатона. Он был раскрашен, но лицо расколото на мелкие куски. Затем удалось найти скульптурные портреты Нефертити. Один из них, как показывала манера исполнения, предназначался быть парным бюсту Эхнатона с разбитым лицом. К счастью, он почти полностью уцелел. Это изображение также сделано в натуральную величину из известняка, местами дополненного гипсом, поверх которого лежат хорошо сохранившиеся краски.
В 1920 г. бюст «синеволосой» Нефертити был помещен в один из берлинских музеев, в 1945 г. отряд американских оккупационных войск нашел его в глубокой соляной шахте, где он был спрятан вместе с другими сокровищами. Сейчас этот бюст причисляется к главным экспонатам Египетского музея в Западном Берлине.
Рис. 37. Скульптурный портрет Нефертити, синяя краска для которого изготовлена путем синтеза кристаллов [80].
Судя по формуле, можно было предполагать, что исходным материалом для египетской лазури служила смесь природных минералов, а именно кальцита или известняка с азуритом и кварцевым песком. Однако было неизвестно, умели ли древнеегипетские мастера создавать кристаллическую форму лазури. Только в том случае, если этот вид краски состоит из микрокристаллов, выращенных в оптимальном режиме, характерные оттенок и яркость будут сочетаться с высокой стойкостью синего цвета. Знали ли в Древнем Египте, в каких соотношениях надо брать исходные компоненты, каковы должны быть температурные условия, какие требуются ингредиенты в качестве катализаторов реакции? С помощью современных методов анализа и контроля удалось не только получить детальные сведения о составе и структуре вещества древнеегипетских красок, но и воспроизвести технологию синтеза кристаллов, которую применяли более трех тысяч лет назад.
В комплекс методов, использованных учеными в Цюрихе, входили рентгеноструктурный анализ, электронная микроскопия и электронное микрозондирование, а также термогравиметрия с дифференциальным термическим анализом. Дирекция Египетского музея в Западном Берлине разрешила взять со скульптурного портрета Нефертити образцы краски. Общая масса образцов составляла всего несколько сотых долей грамма, никакие следы повреждений на экспонате заметить было нельзя. Чувствительность применявшихся методов была вполне достаточной для работы с такими малыми количествами вещества.
Синтез сложного силиката можно было осуществить, если взять по одной части окислов кальция и меди и четыре части окисла кремния. Тогда реакцию синтеза можно записать в следующем виде:
Чтобы воспроизвести эту реакцию в тех же условиях, в которых работали древние египтяне, надлежало использовать доступное в те времена сырье. Швейцарские исследователи взяли измельченные известняк и азурит в смеси с кварцевым песком. В дальнейшем оказалось, что пригоден далеко не всякий песок, например песок, привезенный из пустыни, был забракован из-за слишком большого содержания в нем железа.
Опыты по синтезу повторяли много раз, пока не установили все оптимальные физико-химические условия получения высококачественного лазурного кристаллического кальциево-медного силиката. Выяснилось, что температура в печи не должна превышать 1000°С, иначе происходит разложение уже готового вещества с необратимой потерей его цвета. Оказалось, что во время заключительного этапа реакции обстановка в печи должна быть окислительной, в противном случае двухвалентная медь в окисле восстанавливается до одновалентной, а это дает бурый цвет. Если не добавлялись катализаторы, то кристаллы вырастали слишком мелкими, и цвет краски получался бледным. В качестве катализаторов были испробованы поваренная соль, бура, сульфат натрия, папирусный пепел. Все они действовали примерно одинаково, кристаллы в их присутствии росли быстрее и достигали размеров в несколько десятков микрометров, что обеспечивало яркость лазури.
Теперь нет сомнений, что практически все это было хорошо известно в Древнем Египте, где в течение многих веков владели секретом изготовления особой египетской лазури, служившей для украшения скульптур, стен зданий, текстов.
Исследование древнеримских монет.
Древнеримских монет в музейных и частных коллекциях значительно больше, чем древнегреческих. В последние годы древнеримские монеты изучались неоднократно с помощью различных физических методов. Полученные данные проливают новый свет на историю и экономику Древнего Рима.
Монеты облучались стопками по 25 экземпляров в потоке реакторных нейтронов плотностью 10 12 на квадратный сантиметр в секунду. Врем.я облучения каждой партии составляло 10 секунд. Поскольку серебро интенсивно поглощает нейтроны, приходилось учитывать снижение потока нейтронов, действующих на монеты внутри стопки. Для контроля за этим снижением между монетами помещались одинаковые кусочки серебряной фольги. По активности мониторных фольг можно было судить о величине потока нейтронов, облучавших каждый экземпляр.
В результате захвата нейтронов образуются два коротко живущих изотопа серебра ( 108 Ag и 110 Ag, периоды полураспада которых равны соответственно 2,4 минуты и 25 секунд) и один долгожпвущий изомер ( 110m Ag с периодом полураспада в 253 дня). Измерения активности короткоживущих изотопов затруднялись тем, что во всех монетах присутствовала медь, а излучение изотопов 66 Cu и 64 Cu, периоды полураспада которых составляют 5 минут и 13 часов, создавало в спектрах слишком большой фон. Поэтому определения серебра велись по активности долгоживущего изомера и начинались через несколько дней после облучения, когда оба изотопа меди полностью распались.
Для проверки правильности методики определялись содержания серебра в шестипенсовых монетах чеканки 1872-1873 гг. (время правления королевы Виктории) и 1921-1925 гг. (период правления короля Георга V). В этих монетах концентрация серебра известна. Она составляет 92,5% в викторианских и 50% в монетах Георга V. Нейтронно-активационный анализ выявил (92,2+/-1,8)% содержания серебра для первых и (50,6+/-0,4)% для вторых монет. Таким образом, использованная методика была безусловно правильной и точной.
Таким образом, исследование древнеримских монет выявило колоссальную инфляцию, отражавшую важнейшие события в истории Древнего Рима.
Флит исследовал монеты Древнего Рима, представлявшие различные периоды его истории. Список начинали монеты времен республики, 1 в. до н.э., и завершали монеты середины III в. и. э. Закономерное и все более ощутимое обеднение серебром в монетах поздней чеканки четко прослеживается по
данным табл. 2. Самые высокие концентрации серебра характерны для республиканских монет, а ускорение темпа инфляции приурочено к середине II в. н. э. Как прежние, так и новые данные свидетельствуют о том, что к середине III в. н. э. содержание серебра в римских монетах снизилось до 20%.
Содержание серебра (в %) в 41 древнеримской монете, относящейся к периодам республики и империи, по данным измерения их удельной теплоемкости [34]
Император | Ориентировочные годы чеканки | Количество монет | Содержание серебра |
Республика | |||
90-88 до н.э. | 2 | 94-87 | |
Империя | |||
Марк Антоний | 42-30 до н.э. | 7 | 96-77 |
Вителлий | 69 н. э. | 1 | 84 |
Веспасиан | 69- 79 н. э. | 2 | 82-80 |
Домициан | 81-96 н.э. | 1 | 89 |
Нерва | 96-98 н. э. | 2 | 87-77 |
Адриан | 117-138 н.э. | 4 | 89-65 |
Антоний Пий | 138-161 н.э. | 3 | 86-69 |
Марк Аврелий | 161-180 н.э. | 2 | 70-65 |
Септимий Север | 193-211 н.э. | 6 | 49-33 |
Каракалла | 198-217 н.. э. | 2 | 49-43 |
Элагабалус | 218-222 н. э. | 4 | 47-35 |
Север Александр | 222-235 н.э. | 3 | 30-27 |
Траян Дециус | 249-251 н. э. | 1 | 24 |
Валериан II | 253-255 н. э. | 1 | 19 |
Нужно сказать, что методика исследования монет, предложенная Флитом, будучи очень простой, не лишена недостатков.
Для облучения использовался пониженный поток нейтронов, его плотность составляла 2,5*10 10 на квадратный сантиметр в секунду, время облучения равнялось двум минутам. Эффект снижения (депрессии) нейтронного потока контролировался и учитывался для каждой монеты. Как и раньше, количество серебра выявлялось по его долгоживущему изомеру 110m Ag. Кроме серебра в монетах определялись содержания меди и золота.
Содержание серебра (в %) в 1776 древнеримских монетах I в. до н. э. по данным нейтронно-активационного анализа [75]