Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься
Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься
Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды. Но и в воде отражается все та же сплошная зелень.
Висит над водой старая, черная, как уголь, коряга. Отзвенела, отшумела свое. Отдрожала дождевыми каплями на весенних листьях, отсорила в воду ярко-желтыми глянцевыми листочками. Угольное отражение ее четко лежит на воде, перерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок. Зелень этих листьев не может не совпадать, не сливаться с отраженной вокруг лесной зеленью. У черемух выросли до своей величины будущие ягоды. Теперь они гладкие, жесткие, как все равно вырезаны из зеленой кости и отполированы. Листья ракиты повернуты то своей ярко-зеленой, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего все дерево, вся его крона, все, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.
Но всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Еще и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
Вообще-то говоря, сидя с удочкой, ни о чем больше не думаешь, как только о клеве, о поплавке, если можно назвать думанием сосредоточенное, напряженное ожидание хотя бы легкого шевеления. Страстный рыболов Антон Павлович Чехов не так уж прав, говоря, что во время уженья приходят в голову светлые, хорошие мысли. Ничуть не бывало! Последние жалкие обрывки деваются неизвестно куда.
— Кто их знает! Полно их растет: и на реке, и в лесных оврагах. А как называются. Да тебе на что? Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. Нюхать и без названия можно.
. Встретившись в Москве с моим другом и земляком из соседнего села Сашей Косицыным, мы начинаем вспоминать наш лес Журавлиху, нашу речушку Воршу, наш Долгий омут, затерявшийся в Журавлихе.
Вариант 32
Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды.
Нам известно множество прекрасных строк о природе, нам известно множество великолепных картин и пейзажей – все они приносят нам эстетическое удовольствие, однако не каждый из нас по-настоящему способен видеть и чувствовать окружающий мир во всем его разнообразии и во всей его красоте. В данном тексте В.А. Солоухин поднимает проблему восприятия окружающего мира.
Автор с трепетом описывает близкие его сердцу «глухие и укромные места», однако через мгновенье обращает наше внимание на то, что как бы ни любил он созерцать прекрасные пейзажи, по сути, все мы «равнодушны ко всему, что окружает нас на земле». В.А. Солоухин делает акцент на том, что именно поэтому у большинства людей природа не вызывает никаких эмоций: для них мир состоит их двух частей – «из зелени и воды», в редких случаях картина способна наполняться чем-то еще. А ведь в окружающем нас мире каждая деталь имеет огромное значение! И даже сам писатель, как бы ни любил и не ценил он природу, к собственному стыду, ловит себя на мысли, что не знает названий огромного количества цветов, грибов, птиц – можно ли такое отношение к природе назвать любовью? Автор приводит в пример реку своего детства: на ней росли «пышные груды цветов», которые, к сожалению, вызывали в поэте лишь чувство нелепости, потому как даже спустя много лет он так и не узнал их названия – ни из учебников, ни от других, более опытных жителей, «ценителей» природы.
В.А. Солоухин считает, что, к сожалению, зачастую человек не воспринимает окружающий его мир природы как источник созидания, красоты и жизненной силы.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что окружающий нас мир нужно воспринимать как неотъемлемую часть нашей жизни, как неиссякаемый источник вдохновения и жизненных сил, но, к сожалению, не все способны на такую любовь к природе, ведь она требует самоотдачи.
Проблему восприятия окружающего мира поднимает в своем рассказе «Зимний дуб» Ю. Нагибин. Главный герой, Савушкин, в силу своего возраста, имел необычный взгляд на природу: зимний лес был для него отдельным миром, волшебной страной, источником вдохновения и эмоций, а дуб – живым существом, таким же, как и все люди. Совсем другое видение имеет учительница мальчика, Анна Васильевна, она не просто не считает дуб живым существом, она пытается доказать Савушкину, что он не прав и неверно воспринимает окружающий мир – однако попав в зимний лес, учительница забрала свои слова обратно. Оказавшись в этой сказке, в невероятной красоты зимнем лесу, Анна Васильевна обрела другое видение, осознала свою ошибку и стала на шаг ближе к верному, по-детски чистому и искреннему восприятию природы.
Своим восприятием окружающего мира, своей близостью к миру природы известна героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстова «Война и мир». Девушка умела замечать прекрасное во всех деталях пейзажа, вдохновляться ими и впитывать уверенность, стремление и чистоту. Природа помогала Наташе поддерживать веру в свою мечту, а сама героиня, благодаря своему душевному богатству, умела благодарить окружающий мир своей невероятной эмоциональной отдачей, единением и искренностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас по-своему любит и ценит природу. Правильно воспринимать окружающий мир – значит видеть его во всех красках, во всех деталях и с трепетом и уважением к ним относиться.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Текст Солоухина В.
(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.
(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.
(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
(12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает. (17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
– (20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно.
«(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» – «(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость».
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (2)На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды.
(З)Будем теперь по капелькам увеличивать наше внимание. (4)При этом почти одновременно с водой и зеленью увидим, что, как ни узка речка, как ни густо сплелись над её руслом ветки, всё же и небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. (5)Оно то серое, когда ещё самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное — перед торжественным выходом солнца* то золотое, то золотисто-синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня.
(6)В следующую долю внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. (7)И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зелёную парусину, то-то была бы дивная красота, то-то восклицали бы мы: «Земная благодать!»
(8)Страстный рыболов Антон Павлович Чехов был не так уж прав, говоря, что во время уженья приходят в голову светлые, хорошие мысли.
(9)Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения. (10)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (11)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу — выделяю из всех остальных цветов. (12)А вот спроси меня, как они называются, — не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия от других, тоже здесь выросших людей. (13)0дуванчвк, ромашка, василек, подорожник, колокольчик, ландыш — на это нас еще хватает. (14)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (15)Впрочем, может быть, один лишь я и не знаю? (16)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
— Кто их знает! (17)Полно их растет: и на реке, и в лесных оврагах. (18)А как называются. (19)Да тебе на что?
(24)«Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» — (25)«То есть как это как? (26)Ну там. какой-нибудь пырей или одуванчик». — (27)»Какой же тут пырей? (28)Всмотрись повнимательнее.
(29)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (З0)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость. (31)Пусть об атом знают хотя бы специалисты. (32)Но названия, конечно, не мешало бы знать».
(ЗЗ)Из двухсот пятидесяти видов грибов, что растут повсеместно в наших весах, начиная с апреля и кончая заморозками (кстати, почти вое они съедобны, исключав лишь несколько видов), мы знаем «в лицо» и по названиям едва ли четвертую часть. (34)Про птиц не говорю. (35)Кто мне подтвердит, какая их этих двух птиц малиновка-пересмешница, какая крапивница, я какая мухоловка-пеструшка? (З6)Кто-нибудь, конечно, подтвердит, но каждый ли? (87)Но каждый ли третий, но каждый ли пятый — вот вопрос!
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997 гг.) русский поет и писатель.
Хузина Эвелина (группа 2 уровня)
Природа играет важную роль в жизни людей. Связь с ней должна прививаться человеку с детства, ведь природа оказывает огромное влияние на формирование духовного мира.
Автор поднимает проблему восприятия окружающего мира. Этот вопрос особенно актуален в современном мире, так как в наше время темп городской жизни просто не оставляет людям времени на духовное уединение с природой.
Данную проблему мы можем наблюдать в эпизоде, когда герой сидел у воды, он чувствовал себя в «обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире».
Автор считает, что люди стали немного равнодушны к тому, что окружает их на земле. Они стали меньше воспринимать природу как источник созидания, красоты и жизненной силы. Солоухин призывает читателей пересмотреть своё отношение к природе, ведь душевная связь человека и окружающей среды крайне важна.
Невозможно не согласиться с позицией автора. Связь природы и человека играет важную роль в жизни людей с самого детства. Если человек воспринимает природу с потребительской точки зрения и относится к ней равнодушно, это сказывается на его душевном равновесии и внутренних качествах. Человека уже вряд ли можно назвать добрым и благожелательным, скорее циничным и эгоистичным.
Примером может послужить произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой не мог обрести душевного спокойствия в какой-то степени оттого, что имел равнодушное отношение к природе. Татьяна же, наоборот, любила природу, потому в сложных жизненных ситуациях была человеком духовно сильным.
Также можно привести в пример роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Молодой нигилист Базаров считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Герой отрицает духовную связь человека и природы, полагая, что она служит людям лишь для удовлетворения их потребностей.
Таким образом, людям стоит пересмотреть своё отношение к природе. Ведь восприятие человеком окружающего мира сказывается на его душевном состоянии и личностных качествах.
Проблема восприятия окружающего мира
сочинение по тексту ЕГЭ
Вступление
Часто мы не замечаем волшебство и уникальность окружающего нас мира. Особенно это касается красоты природы, растущих вокруг, привычных глазу растений и цветов. Каждая травинка, каждый колосок уникален. И даже если мы обращаем внимание на их неповторимость, название растений оказывается неизвестным. Поэтому мы не способны поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми.
Проблема
Автор рассматриваемого текста Владимир Алексеевич Солоухин, русский писатель и поэт, задается вопросом восприятия людьми окружающего мира, а точнее, поднимает проблему человеческого равнодушия к окружающей природе.
Комментарий
Стив Хэнкс. Красота природы.
Писатель повествует о цветах, которыми «невозможно не залюбоваться». Он думает, что имя этих необыкновенных растений должно быть известно всем, но выясняется, что это далеко не так. Те, кто живет в тесном соприкосновении с природой, настолько привыкают к ее красоте, что не замечают необыкновенной прелести окружающих растений. Для них это нечто само собой разумеющееся. Их не интересует мир вокруг, главное «просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака». Людям не важно, как называется эта трава, какими свойствами она обладает. Автор приходит к выводу о том, что человечество стало равнодушным по отношению к окружающему миру и его удивительной красоте.
Авторская позиция
Писатель с сожалением замечает, что люди утратили былой интерес к тайнам мирозданья, к природе, ее законам и особенностям. Автору приходится часто слышать высказывания о любви к растительному и животному миру и восхищение его красотой, но на самом деле человечество остается равнодушным. Иначе люди знали бы название каждого растения и цветка.
Своя позиция
Мне близка позиция В.А. Солоухина. Я верю, что многие из нас достаточно равнодушны к природе, хоть и скрывают это за маской заинтересованности. Мы должны уделять больше внимания миру, отслеживать появление новых видов растений, охранять экземпляры, которых остались считанные единицы на планете. Ведь если мы прекратим наслаждаться природой и интересоваться ей, вскоре совсем утратим смысл существования.
Аргумент №1
Многие художники слова, представители русской классической литературы поднимали проблему восприятия человеком окружающего мира. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой Евгений Базаров пытается из волшебного храма природы сделать лабораторию для исследований и научных экспериментов. Другими словами, он старается не замечать красоту окружающего мира и отрицает ее влияние на душу человека, его самочувствие и настроение. И только лишь перед лицом смерти он начинает осознавать всю ошибочность собственных взглядов и жалеть о прошлом отношении к природе.
Аргумент №2
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» изображен герой Андрей Болконский, который напротив вовремя осознает всю бесцельность собственной жизни, всю пустоту своих устремлений и желаний, когда над ним разворачивается бесконечное небо во время боевого ранения на Аустерлице. Вглядываясь в красоту природы, в ее необъятные просторы и осознавая ее величие, Андрей начинает постигать настоящие жизненные ценности. Л.Н. Толстой очень тонко показывает неразрывную взаимосвязь душевных терзаний человека и красоту окружающего мира.
Заключение
Мы должны отдавать себе отчет в том, что мы – часть природы. И равнодушие к ней выдает отсутствие у человечества интереса к самому себе. Наша миссия – беречь красоту окружающего мира, постигать все новое, что в нем происходит, осознавать себя лучшей частью мирозданья.