Есть о чем тужить как не с кем рожь молотить
Есть о чем тужить как не с кем рожь молотить
Пословица про волю и неволю:
Есть о чем тужить, как не с кем рожь молотить.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про волю и неволю. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про волю и неволю
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Есть о чем тужить как не с кем рожь молотить
ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА
Обозначение ударения: \’а, \’ю и т. п.
«Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка».
Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и он напечатан.
По заведенному порядку, следовало бы пуститься в розыск: что такое пословица; откуда она взялась и к чему пригодна; когда и какие издания пословиц у нас выходили; каковы они; какими источниками пользовался нынешний собиратель. Ученые ссылки могли бы подкрасить дело, потому что, кажется, уже Аристотель дал определение пословицы.
Но всего этого здесь найдется разве только весьма понемногу.
Ученые определения ныне мало в ходу, век школярства прошел, хотя мы все еще не можем стряхнуть с себя лохмотьев степенной хламиды его.
Времена, когда объясняли во введении пользу науки или знания, коему книга посвящалась, также миновали; ныне верят тому, что всякий добросовестный труд полезен и что пользе этой россказнями не подспоришь.
Ученые розыски, старина, сравнения с другими славянскими наречиями — все это не по силам собирателю.
Разбор и оценка других изданий должны бы кончиться прямым или косвенным скромным признанием, что наше всех лучше.
Источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и — главнейше — живой русский язык, а более речь народа.
Ни в какую старину я не вдавался, древних рукописей не разбирал, а вошедшая в этот сборник старина попадала туда из печатных же сборников. Одну только старую рукопись я просматривал и взял из нее то, что могло бы и ныне идти за пословицу или поговорку; эта рукопись была подарена мне гр. Дм. Ник. Толстым, мною отдана М. П. Погодину, а оттуда она целиком напечатана, в виде прибавления, при сборнике пословиц И. М. Снегирева.
При сем случае я должен сказать душевное спасибо всем доброхотным дателям, помощникам и пособникам; называть никого не смею, боясь, по запамятованию, слишком многих пропустить, но не могу не назвать с признательностью гр. Дм. Ник. Толстого, И. П. Сахарова и И. М. Снегирева.
Когда сборник последнего вышел, то мой был уже отчасти подобран: я сличил его издание со сборником Княжевича и попользовался тем, чего не было там и не нашлось у меня и что притом, по крайнему разумению моему, можно и должно было принять.
В собрании Княжевича (1822 г.) всего 5300 (с десятками) пословиц; к ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500; вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны по наслуху, в устной беседе.
При этом сличении и выборе не раз нападали на меня робость и сомнение. Что ни говорите, а в браковке этой произвола не миновать, а упрека в ней и подавно. Нельзя перепечатывать слепо всего того, что, под названием пословиц, было напечатано; искажения, то умничаньем, то от недоразумений, то просто описками и опечатками, не в меру безобразны. В иных случаях ошибки эти явны, и если такая пословица доставалась мне в подлинном виде своем, то поправка или выбор не затрудняли; но беда та, что я не мог ограничиться этими случаями, а должен был решиться на что-нибудь и относительно тех тысяч пословиц, для исправления коих у меня не было верных данных, а выкинуть их вон — не значило бы исправить.
Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо. После нескольких подобных случаев или открытий поневоле оробеешь, подумаешь: «Кто дал тебе право выбирать и браковать? Где предел этой разборчивости? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник» и начинаешь опять собирать и размещать все сподряд; пусть будет лишнее, пусть рассудят и разберут другие; но тогда вдруг натыкаешься на строчки вроде следующих:
Возьмем два-три примера: «Бог не поберег вдоль и поперек»; по три коротких меж двух долгих, а размер хорош. «Рано встала, да мало напряла»; по долгому с коротким на концах, а две средние стопы — долгий с двумя короткими. «Хоть вдвое, хоть втрое, не споро худое»; по одному долгому меж двух коротких. «Всякая небылица в три года пригодится»; «На
— всякого мирянина по семи жидовин»; в этих двух пословицах, в сущности тонических, метрический счет, однако, показывает вот какие особенности: первая начинается долгим, вторая — коротким слогом; в обеих по четыре стопы: один долгий с одним коротким, долгий с двумя, с тремя и с четырьмя короткими. В следующей — замечательная, весьма складная смесь анапеста и дактиля; один только короткий слог, во втором стихе, будто лишний; но он на месте, а пропущен в первом стихе весьма кстати; тут, как будто поневоле изумляясь, сделаешь расстановку:
Сбил, сколотил — вот колесо;
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад — одни спицы лежат!
Это сложено удивительно складно: внезапный переход, на третьем стихе, к двум кратким, когда готовишься на долгий слог, как нельзя лучше выражает изумление того, кто оглянулся. Нельзя также не согласиться, что во всех размерах этих не в пример более свободы и раздолья, чем в тяжких, однообразных путах бессмысленного ямба или хорея.
Рифма или простое созвучие не всегда бывают в конце стиха или каждой из двух частей пословицы, как, например: «Много лихости, мало милости»; «Не проси у богатого, проси у тороватого»; «Ни то, ни се кипело, да и то пригорело»; «Взвыла да пошла из кармана мошна» и пр., а иногда и на других словах, среди стиха, но всегда на таких, кои требуют отлики, ударения, внимания:
«И скатал было и сгладил, да все врозь расползлось».
«От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся».
«Видал, как мужик мед едал — ин мне не дал».
Бывает и по нескольку рифм сряду:
«Сам тощ, как хвощ, и живет тоненько, да помаленьку»;
«Я за кочан — меня по плечам. Я за вилок — меня за висок»;
«Сало было, стало мыло»;
«Рушай варено, слушай говорено»; в двух последних что ни слово, то рифма.
«Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом» — шесть одинаковых рифм. Есть созвучия целого слова и полные рифмы в два и три слога: «Ему — про Тараса, а он: полтораста»; «Не под дождем, подождем». Но большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера; лад или мера в них, однако, есть, как во всякой складной, короткой речи, и лад этот дает ей певучесть и силу.
Игра слов, по обоюдности их значений, не совсем в нашем вкусе, но местами попадается: «Для почину выпить по чину»; «Спать долго — жить с долгом»; «Тут прут, а там жгут»; прут — напирают и розга; жгут — палят огнем и витень, плеть. «Что будет, то будет; а еще и то будет, что и нас не будет». «Обедал бы, да не объедал бы». «Пригоден лук и к бою и ко щам» и пр.
Ко внешней одежде пословиц надо отнести и личные имена. Они большею частию взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр. Может быть, некоторые имена и взяты начально с известных в самом тесном кругу лиц, а пословицы сделались общими; нередко также имена эти попадали из сказок, рассказов, где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка; Марко богач. От этих понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть, одурачить простачка; обсережить, поддеть ловко, хитро; фомкою, на языке мошенников, зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков; подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть и пр.
А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (Из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
• 1. Каких знакомых героев русских сказок ты встретил в этом тексте?
• 2. Как ты думаешь, Пушкин любил русские сказки? Как ты об этом узнал?
1. Лукомо?рье – старинное народное название морского залива, бухты.
Ты видел лук со стрелами? Вспомни, какой он формы. Теперь ты понимаешь, почему залив моря называют лукоморьем? Нарисуй его.
2. Брег – берег. Злата?я – золотая.
Старинные славянские слова «златой» (вместо современного слова «золотой») и «брег» (вместо современного «берег») придают стихотворной речи торжественность.
Найди в тексте парные слова к следующим словам: чередой —… золото —…
3. Как ты понимаешь значение слова «ту?жит»?
Тужи?ть – горевать, крушиться, кручиниться, сокрушаться, печалиться, скорбеть, тосковать, грустить, болеть, жалеть. Вот сколько в нашем языке слов, близких по значению! В этом проявляется богатство языка, его выразительность.
О чём тому тужить, кому есть чем жить?
Есть о чём тужить, как не с кем рожь молотить.
рожь молотить
Смотреть что такое «рожь молотить» в других словарях:
Рожь молотить — (иноск.) усиленно колотить, бить по чему нибудь (намекъ на молотьбу гороха или ржи). Ср. Голикъ По платью барскому безъ устали колотить, И на кафтанахъ онъ какъ будто рожь молотитъ. Крыловъ. Голикъ. Ср. Battre comme blé vert.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
На обухе рожь молотить. — Из песку веревки вить. На обухе рожь молотить. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Есть о чем тужить, как не с кем рожь молотить. — Есть о чем тужить, как не с кем рожь молотить. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
На обухе рожь молотить — Устар. Неодобр. Обогащаться нечестным путём, делать всё, чтобы разбогатеть. Обе стороны с одинаковым усердием старались молотить рожь на обухе. Филипп (IV) чеканил фальшивую монету… [Бонифаций] торговал епископскими должностями (Писарев. Перелом… … Фразеологический словарь русского литературного языка
На обухе рожь молотить — 1. Прост. Устар. Прибегать к самым крайним мерам, делать всё, чтобы обогатиться. ФСРЯ, 253. 2. Волог. Быть ловким, изворотливым. СВГ 4, 91 … Большой словарь русских поговорок
МОЛОТИТЬ — МОЛОТИТЬ, молотнуть, молачивать что, бить зря, колотить плашмя, с плеча, с маху; выбивать зерно из колоса. Сеют плачут; молотят скачут. С дураком говорить в стену молотить (солому молотить). Жнет не сеяв, а молотит по чужим токам. Ни жнет, ни… … Толковый словарь Даля
молотить — на обухе рожь молотит, зерна не обронит.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. молотить размолачивать, примолачивать, бузовать, сторновать, измолачивать, промолачивать, лупить … Словарь синонимов
МОЛОТИТЬ — МОЛОТИТЬ, очу, отишь; оченный; несовер. 1. что. Извлекать, выбивать зёрна, семена из колосьев, метёлок, початков, стручков. М. рожь, горох. 2. кого (что). Бить, колотить, ударять (разг.). М. кулаками. М. в дверь. | сущ. молотьба, ы, жен. (к 1… … Толковый словарь Ожегова
молотить — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я молочу, ты молотишь, он/она/оно молотит, мы молотим, вы молотите, они молотят, молоти, молотите, молотил, молотила, молотило, молотили, молотящий, молотимый, молотивший, молоченный, молотя; св.… … Толковый словарь Дмитриева
Кабы свинье бычий рог да конское копыто.
И куслива собака, да хвост поджимает.
Сердит еж, да весь дерма ком.
Ровно у гусака: сердце маленькое, а печенка большая.
Бодлива корова, да комола. С бодливого рога сбивают.
Из кармана кукиш казать. Воробьиным сердцем не возьмешь.
Уродится не уродится, а паши. Не родит, да не бросать пашни.
На авось мужик и пашню пашет (и хлеб сеет).
На авось казак на конь садится, на авось его и конь бьет.
Есть о чем тужить, как не с кем рожь молотить.
Расчистил б чащобу, да одолела трущоба.
Воин не сможет, и свинья переможет.
Лошадка в хомуте везет по могуте.
Через силу и конь не ступит (не прянет, не скачет).
Не срубишь дуба, не отдув губы.
Заяц от лисицы, а лягушка от зайца бежит.
Черепашка с зайцем навыпередки пошла.
И больного волка с овцу станет.
Волк и больной овце не корысть.
С год бедного не станет, а с день сможет.
На век нас не станет, а на год станет.
Сделать бы не устать, да не разорваться стать.
Крепился, да с ног свалился. Порываемся, да осекаемся.
Кто как (когда) хочет, а журавль в спасовку (или: со спасова дня, т. е. летит в отлет).
Перхота да чихота не своя охота.
По полукринке все сливки; а захочу, все в сметану оборочу.
Свои ножки, что дрожки; встал да пошел.
Свой клобук, куда хочу, туда поворочу.
Брат он мой, а ум (т. е. воля) у него свой.
Один у одного на разуме не бывает (не бывали).
Оженился Тарас, не спросясь нас (да не нас и оженил).
В рай за волоса не тянут. Чья воля, того и ответ.
При войсковой булаве, да при свой голове.
Живем, не тужим, никому не служим.
Безданно, беспошлинно. Беспопенно, безвыводно.
Своя воля, своя большина (т. е. воля, начальство, голова).
Хоть ешь, хоть не ешь, а за обед почтут.
Хоть пей, хоть ешь, хоть ножом режь (хоть только поскреби, да прочь пойди).
Дан попу колокол, хоть совсем (хоть разбей) его об угол.