Есть вещи на порядок выше что значит
Что значит «на порядок больше»?
Часто говорят «на порядок больше», «на порядок меньше» или даже «больше/меньше на несколько порядков». Интуитивно понятно, что «на порядок больше» означает «сильно больше», «значительно больше» — но вот хотелось бы знать, на сколько именно? Если прочитаете эту статью, будете знать точно.
Любое действительное число… Простите… Возможно, не все помнят, что это такое. А знаете — неважно. Как сказал дядюшка Мерфи: «Если вы не понимаете какой-либо термин в технической статье или документации, смело его пропускайте — статья полностью сохранит свой смысл и без этого термина».
Ноль, кстати, невозможно записать таким способом, потому что мантисса, по определению, не ноль, а десятку в какую целую степень ни возводи, всё равно получится число, большее ноля, а произведение двух чисел, не равных нулю, не равно нулю.
Такой вид записи числа называют научным или стандартным. Он удобен, например, тем, что числа, записанные в такой нотации, удобно сравнивать: если числа имеют один и тот же знак (оба положительные или оба отрицательные), то сначала сравниваются экспоненты, и только потом, если экспоненты равны, сравниваются мантиссы.
Подумаешь, скажете вы, открыл Америку! И так понятно: смотрим, какое число «длиннее» — то и больше! В общем — да. Интуитивно данное понятие уже входило в круг ваших понятий, в этой статье мы просто оформили их и придали им большую чёткость.
Ещё парочка примеров:
пять миллиардов на три порядка больше семи миллионов;
скорость чтения/записи данных на жёсткий диск (миллисекунды, 10^(-3)) на три порядка меньше скорости доступа к оперативной памяти (микросекунды, 10^(-6)).
Вот, в первом приближении, и всё. Теперь вы можете с уверенностью щеголять этим термином. Или просто употреблять его грамотно и к месту. Последнее, пожалуй, предпочтительнее.
Почему «в первом приближении»? Хм… Есть довольно известная в кругах программистов шутка: для программиста «на порядок» означает «в два раза». Почему в два? Мы же только что рассказали, что «на порядок» — это «в десять раз»? Как вам сказать… Есть один нюанс. Но это уже тема другого разговора.
Порядок, это сколько? Что значит на порядок выше, ниже?
Порядок, это сколько? Что значит на порядок выше, ниже?
Одно из понятий, которые большинством понимаются и употребляются неверно.
Но это от неграмотности!
Чтоб понять, что такое порядок, нужно обратится к математике, как нас учили в школе.
В математике словом порядок обычно называют количество цифр в числе. То есть если говорят на порядок выше и прибавить на порядок, то имеют ввиду, что цифр в записанном числе будет на одну больше, или меньше, если говорят уменьшилось на порядок. А что такое цифры, из которых состоит любое число. Самая правая цифра, показывает сколько в числе единиц, следующая сколько десятков, потом сотен, тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов. Каждая новая цифра увеличивает число на порядок, но если увеличение от 5 рублей до 50, на один порядок, не очень заметно, то увеличение ста тысяч до миллиона уже ощутимо. То есть порядок зависит от размера числа.
Так как у нас принята десятичная система исчисления, то порядок определяется десятками. Первый порядок- десятки, второй- сотни, третий тысячи и т.д. Соответственно на порядок выше, значит надо умножить на 10, на прядок ниже- разделить на 10.
Но часто эту фразу произносят люди далёкие от математики и по отношению к вещам, которые нельзя выразить в цифрах. К примеру, уровень знаний этого ученика на порядок выше, чем у других детей в классе. В большинстве таких случаев «на порядок выше» можно заменить на «намного лучше», «в несколько раз лучше» и тд.
Это слово, «порядок» пришло к нам из математики. Где используется десятичная система. На порядок выше, или на порядок ниже-это значит на порядок больше или меньше. А именно к числу прибавляется или отнимается о. То есть в десять раз.
В народе, может быть да, несколько неверно трактуют это понятие. Имея ввиду то, что «на порядок»-это «раза в два, ну может в три больше». А на самом деле это в десять раз. А на два порядка, это уже будет в сто раз.
поиск информации по открытым источникам 5 000 р
создание социально-психологического портрета личности 4 000 р
проверка » особых » обстоятельств ведения бизнеса 120 000 р
проверка юридических лиц 12 000 р
проверка физических лиц 7 000 р
Гранаты бывают очень разные по сортам, размерам, есть с косточками, есть совсем без косточек. Так что можно лишь приблизительно сказать сколько косточек в гранате. Если гранат бескостные, то можно сказать точнее- 0 косточек. А если с косточками, то их приблизительно 200.
Лекарственный препарат «Канефрон» используют при заболеваниях в урологии, назначают его в следующих случаях:
Заболевания являются серьезными, поэтому не стоит его применять для лечения самостоятельно.
Таким образом, лечащий врач должен вам назначить срок приема.
Если рассматривать общие рекомендации по приему, то они указывают, что принимать препарат можно в течение полугода, с небольшими перерывами. Курс должен состоять из приема канефорона в течение четырех недель, а затем одни неделя перерыва и снова повторяется такой прием. Даже возможно прием этого лекарства в течение 5-6 лет, но под строгим присмотром врача, обязательно узнавайте у него сколько вам времени нужно его пить.
Есть вещи на порядок выше, российский МИД, слышишь?
Эпиграфом к этому тексту могли бы стать две классические фразы из советского кинематографа. Первая из «Собачьего сердца»: «Это какой-то позор!». А фраза вторая из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию»: «Ты чьих будешь?». Кстати, оба первоисточника принадлежат перу Михаила Булгакова.
Так или иначе, но именно эти две реплики пришли мне на ум, когда из тёмных вод медиа выплыла новость: «Старинная икона, которую министру иностранных дел России Сергею Лаврову подарил сербский член президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик, будет возвращена дарителю». Далее следует криминальный сюжет, потому что с иконой якобы не всё в порядке, и судьбу ее выяснит Интерпол.
Произошло же возвращение позолоченного образа в День Святого Николая, что тоже, согласитесь, символично. И у многих людей такой поступок российского МИД вызвал осуждение, переходящее в раздражение и даже гнев. Как можно отказываться от объекта собственного культурного наследия и подарка братского народа? Тут ведь проблема ещё и в том, что дипломаты РФ отличились со знаком «минус» в отношении сербов не впервые.
В начале сентября, к примеру, Мария Захарова зачем-то едко прокомментировала визит сербского президента Александра Вучича в Белый дом к Дональду Трампу. Тогда, напомню, представитель российского МИДа написала: «Если Вас позвали в БД, а стул подставили так, будто Вы на допросе, садитесь как на фото #2. Кем бы Вы ни были. Просто поверьте». Фото, упомянутое в её посте – это знаменитый кадр с Шэрон Стоун из «Основного инстинкта».
С подаренной иконой, да, всё не столь однозначно. Сообщается, к примеру, что она попала к Милораду Додику от значительной фигуры на боснийской таможне Здравко Цветиновича. И замешаны тут, как то говорится, «тёмные делишки». Вот только, как говаривал на плохом русском герой «клюквенного» шедевра «Красная жара»: «Какие ваши доказательства?». Земля ведь слухами полнится, а балканская – особенно.
По поводу иконы был сделан соответствующий запрос со стороны Украины. И глава МИД Боснии и Герцеговины Бисера Туркович пообещала провести соответствующее расследование. Киев считает, что икона является достоянием Украины и незаконно вывезена с её территории – из Луганска. Того самого Луганска, который та самая Украина молотит бомбами и снарядами. И входит город уже в состав Луганской Народной Республики. И, кстати, что там с золотом скифов? Меж тем, как нам сообщает другая, не украинская сторона, с территории Луганска позолоченный образ вывезли сербские добровольцы, сражавшиеся на стороне Донбасса. Ну и уже далее – через Закарпатье, Венгрию – она проследовала в Республику Сербскую, попав, соответственно, к Милораду Додику.
В общем, имеем весьма запутанную историю, где у каждого, по обыкновению, своя правда. Есть икона со сложной судьбой. Есть украинцы, полагающие, что из Луганска образ похитили контрабандой и вернуть его надо в Киев. Есть сербы, решившие сделать подарок российскому МИДу. Есть те, кто сражался за свои убеждения. И, наконец, есть Россия, которая пытается быть объективной и действовать в рамках международного права.
Вот только, с другой стороны, причём здесь объективность и международное право? Ведь почти всё, что говорят сегодня об иконе – на уровне домыслов, предположений и слухов, а зачастую и выдумок. Почему мы столь охотно поддаёмся им? Кто и когда доказал, что позолоченный образ прибыл к Додику контрабандным путём? Есть ли свидетельства, факты? Да и мало ли – особенно на Балканах – предметов, полученных в результате контрабанды? Вообще мир, нравится нам то или нет, состоит из отвоёванного и завоёванного. Запад, который сейчас делает кислую мину, столетиями наживался на других странах, и его величие во многом построено на колониальной эксплуатации. Собирается ли Англия возвращать вывезенное из Индии и Бирмы? Или (более близкий мне пример) как обстоят дела со мраморными статуями львов в парижском саду Тюильри, которые французы украли во время Крымской войны с Центрального холма Севастополя?
Какое отношение Украина имеет к данной иконе? Она создана в XVIII веке во времена владычества Екатерины Великой. Причём здесь современная Украина? Безусловно, за долгое время икона путешествовала по миру – и оказалась в итоге в Луганске, однако земля эта принадлежит людям, которых поставили в такую ужасающую ситуацию, что они решили стоять насмерть в борьбе за независимость. Хотят ли они отдать святыню тем, кто их бомбит? Где Екатерина Великая и где Киев? Где современный Киев и где Луганск?
Но тогда как нам в таком случае понимать российский МИД? Вероятно, он пытается сохранить нормальные отношения со всеми. Визит в Республику Сербскую прошёл для Лаврова довольно-таки плодотворно. Ясно, что с представителем сербов Милорадом Додиком есть крепкие партнёрские связи. И, к слову, если говорить в контексте всё той же путешествующей иконы, то Додик поддержал и воссоединение Севастополя и Крыма с Россией, и восстание Народных Республик Донбасса. Ясно, что Киев тут же занёс его в «чёрный список» «Миротворца». Додик продолжил гнуть свою линию, а Украина довольно забавно продолжила вопить о том, что любые заявления иностранцев о принадлежности полуострова должны согласовываться с ней. Собственно, такой бэкграунд лишь усложнил ситуацию с иконой, подаренной Лаврову. Но означает ли это, что с чувствами самого Додика и тех, кто поддерживает его, можно обращаться столь вольно?
Российский МИД пробует балансировать, договариваться и партнёрствовать. Ведь, опять же, не совсем правильно представлять бошняков из Боснии и Герцеговины как убеждённых русофобов, априори не желающих сотрудничать с Москвой. Это несколько алармистское преувеличение. Сотрудничество в той или иной форме возможно – вопрос в цене. Как говаривал герой сербского блокбастера «Южный ветер», «В этом мире мало иметь пушку и стальные яйца. Важнее всего – уметь торговаться». Вот и торгуются.
И если Россия, как то постоянно подчёркивается, действует в рамках международного права, — обратимся теперь к нему, отсекая любые эмоции, — то не обрекает ли она себя на беды? Можно ли действовать в том, что не существует? Какое сильное государство – намеренно не использую термин «сверхдержава» — соблюдает международное право? Американцы его уважают или немцы? Тем более, когда мы говорим о Балканах. Как международное право остановило гражданскую войну в Боснии? Как помогло уладить конфликт в Косово? И, наконец, как следование международному праву остановило кровавые и позорные бомбардировки Белграда? Кто понёс ответственность за них? Кто наказан? А наказаны те, кто ни в чём невиновен – например, экс-руководитель РТС Драголюб Миланович (подробнее об этом — в материале «Зашто вы врёте о Сербии»?).
Международное право в своей задумке – это обязательное условие для всех. Но в реальности получается как в хрестоматийной фразе из «Скотного двора» Джорджа Оруэлла: «Все животные равны, но одни равнее других». И сейчас, когда в США сменился президент и его администрация, а главное – силы, стоящие за ними, мы увидим, как на международное право начхают и начнут новую войну против Сербии. Необязательно с обстрелами и бомбардировками (хотя кто знает), но информационную, экономическую, смысловую и т. д. Войны ведь бывают разных типов и поколений, о чём подробно писал Збигнев Бжезинский.
Однако разве ситуация с иконой – это вопрос, в первую очередь, правовой? Нет, конечно. Скорее, данный аспект лежит в иных плоскостях – прежде всего, в культурной и духовной. Речь идёт о подарке, который сделан с целью возвращения на Родину объекта культурного наследия. Почему столь вольно МИД решает отказаться от него? Какие соответствующие расследования для того проводились? Доказана ли контрабанды иконы, а также принадлежность к Украине? Почему верят одним и изначально не верят другим? Причём верят тем, кто настроен воинственно. Что за странное самобичевание?
Рано или поздно России придётся выбирать. Потому что жизнь состоит именно что из выбора. И чем выше человек забрался, тем выбор труднее. Аналогичное касается и государств. И не дай Бог, получится так, как в 1999-м, когда Белград обстреливали, а Москва покорно и униженно наблюдала за отвратительной демонстрацией сатанинской силы. Очень точно всё констатировал Балабанов в своём фильме «Брат-2»: вы наверняка помните блестящий диалог таксиста, разговаривавшего голосом Юрия Стоянова: «А где твоя Родина, сынок. Сербов на Балканах сдала…»
Да, нужно пытаться балансировать. Однако нельзя забывать о том, что, играя с шулерами честно, ты выиграть у них не сможешь. Как нельзя забывать и о том, что объективность – особенно мнимая и лишняя в определённых вопросах — опасная шутка. Прекрасно об этом написал Лимонов в своих заметках о боснийской войне (книга «Убийство часового»), адресуя тираду французскому журналисту: «Никакой стерильной объективности (а она есть синоним трусости – твоя объективность, бедный кретин с «Антенн-2») не может быть, когда стреляют в твоих друзей». Друзей – такое вот слово. Пусть в политике, говорят, их и не существует.
Так вот, если учесть всё это, то история с иконой, вывезенной их Луганска, подаренной Додиком Лаврову и российским МИДом возвращённой, становится совсем уж показательной. В ней задействованы все те, кто, несмотря ни на что, искренне ратует и подчас даже бьётся за ценности Русского мира. Это люди, которые сделали свой выбор, но Россия колеблется по отношению к ним (пусть и в силу логичных причин). Однако, как пели ребята из моей молодости, «есть вещи на порядок выше, слышишь?». Тем более, если речь идёт об иконе, которая уж точно, как образ Божий, относится совсем уж к иным – куда более возвышенным – категориям. И возвращать её без малейших сомнений – ну, как минимум, странно. А если уж очень хочется, то сначала разберитесь, а после совершайте демонстративный акт, показывающий, как легко в желании быть объективным не отстоять тех, кто хочет стать твоим другом.
Подписка на новости
Подпишись, чтобы получать на почту уведомления о новых статьях
Есть вещи на порядок выше
Знаю значение слова, подозреваю, что это поп-исполнитель или коллектив исполнителей. По факту: цитата убогая.
Не забывай свои корни(это понятно)
Есть вещи на порядок выше(выше корней?)
Два взаимоисключающих утверждения.
Не забывай своих родителей/отчизну/творческий коллектив etc.
Есть что-то, что ты ценишь выше родителей, родины, бога, друзей и прочее.
Или цитата СИЛЬНО(до потери смысла) вырванная из контекста.
Почему в Ярославле? Должно же в Ростове быть.
«Я не хотел!»: в Ярославле на пороге школы полиция скрутила выпускника.
Сегодня в Ярославле прямо около школы задержали выпускника. 18-летний Стас вчера сдал ЕГЭ, а сегодня утром пришёл вместе с мамой за выпиской для аттестата. Забрал документ, вышел из школы и пошёл к остановке. Тут его и взяли сотрудники полиции. Мама парня, испугавшись, принялась кричать. А сам вчерашний школьник залился слезами:
— Я не хотел! Я не хотел!.
Сам рыдал, но просил маму не вмешиваться:
— Это просто полиция, мама, успокойся!
Слёзы не помогли — парня увезли в полицию. Сейчас пока есть одна версия, за что задержали выпускника, — её, услышав обрывки фраз при задержании, озвучивают мама и адвокат Стаса, которые с утра пытаются добиться с ним встречи, но пока не могут.
Маме сотрудники МВД по телефону заявили, что Стас находится на территории управления добровольно.
— Он сам сидит и беседует, его никто не удерживает, — сказал представитель МВД и больше ничего пояснять не стал.
Вещи на порядок выше
Творческая траектория ростовской группы «Каста», известной молодёжи всей страны, иллюстрирует судьбу целого явления. Имя ему — российский рэп
В середине нулевых сытые южные улицы перестали давать пищу для рифмы, да и герои времени стали более степенными. Теперь альбомная лирика смещается в область мифологическую, и в альбоме «Феникс» артиста Хамиля ( Андрей Пасечный ) зазвучала популярная нынче новая искренность: наивная мудрость молодых людей, которые сами себя растят. К 2007 году «Каста» пришла, имея в активе инструментальную коллекцию музыки из альбомов, выпущенную за два года до того, и недоумение со стороны аудитории, вызванное паузой в словесном творчестве, столь обильном в начале карьеры. В этом году вышел макси-сингл «По приколу», являвшийся скорее рифмовым аттракционом. Синглом группа явно намеревалась попрощаться со своими невзрослыми слушателями. Уверенно поставив точку в бандитской тематике треком «Западня», музыканты сделали необязательную песню «Капсулы скорости», проехавшейся клипом по музыкальному эфиру, глумливую пародию на шансонные выступления «Номерок» и виртуозное упражнение в рифмовании «Глупо, но класс».
Теперь, после такого разнотемья, появляется эпического размаха альбом «Быль в глаза». Это произведение взрослых людей, и оно явно предназначено не для той публики, которая любит их больше всего. Участников группы теперь четверо, и они осознают, что накануне тридцатилетия глупо изображать бунтарей без причины. Они твёрдо стоят на ногах и, оглядываясь по сторонам, берут в песни то, что в самом деле волнует людей этого возраста: тут критика консьюмеризма («В супермаркете») соседствует с досадой от того, что с возрастом всё меняется («Встреча»), словесная карусель «По голове себе постучи» — с вдумчивой вещью «Голос брехуна», сделанной совместно с Billy’s Band, по меньшей мере странным партнёром для рэп-исполнителей. Нынешние концертные выступления «Касты» показывают, что основная часть публики, в отличие от участников группы, почти не выросла с конца девяностых. Но что всегда отличало группу «Каста», так это способность не бояться непонимания. Рано или поздно их слова доходили до тех, кому предназначались. Так или иначе, но последние шесть лет это главная российская рэп-группа. Хочется, чтобы этих людей выслушали.
Бродские подворотен
С «Экспертом ЮГ» общались два исполнителя и автора «Касты» — Андрей Пасечный (Хамиль) и Михаил Епифанов (Шым).
— Почему была такая большая пауза между последними альбомами — почти два года?
Андрей Пасечный: А мы очень долго пишем — одну песню можем писать два месяца. Каждый выдаёт по куплетику, музыка хорошая… А потом слушаем — и недовольны. И начинается настоящая работа. Хотя каждый пишет свой куплет, весь текст обсуждаем вместе, и каждый имеет право внести корректировки. Порой чуть не до драк доходит: твой текст — это твоё дитя, а тут приходит какой-то зверь и слово своё вставляет. Да кто он такой?
— Можно описать подробнее процесс коллективного создания песни?
А.П.: Раньше происходило так. Мы собирались в комнате, каждый отсаживался в свой уголок, отворачивался со своим листочком и, прямо как сочинение, писал на выбранную всеми тему — три-четыре часа. Но со временем творчество стало более «эгоистичным», в силу возраста, что ли, ритма жизни — мы стали писать по домам. Мне, например, лучше пишется в одиночестве. Но без коллективного творчества мы существовать не можем — итоговая работа всегда совместная.
— Хип-хоп — явление американское по происхождению. Как вы адаптировали его к своему русскому слуху, российскому существованию, как формировали тематику творчества?
А.П.: Никак не формировали, если иметь в виду специальные интеллектуальные усилия. Первая стадия была подражательной: мы вкладывали в чужой стиль и чужой язык собственные чувства, собственный протест или радость. А затем начался наш, русский хип-хоп. Мы поняли, что русский язык богат и он лучше может выразить наши эмоции, обрисовать какой-то персонаж. Некоторые парни и сейчас настаивают на подражательности американскому рэпу — мол, и в русских текстах нужны короткие слова, как в английском языке, чтобы достичь характерной энергичности хип-хопа. Несомненно, у афроамериканцев в крови — ритм, никто, как они, не может двигаться и чувствовать его. Но в европейской и американской традиции есть своё преимущество — это мелодизм. Поэтому мы пришли постепенно к объединению афроамериканского ритма, русской и западной мелодики, образных и звуковых оттенков русской речи. Вот это и есть русский рэп в нашем понимании.
Михаил Епифанов: Вообще, если дать «словарное» определение, рэп — начитка стихов под ритмичную музыку. В отличие от традиционного стиха, имеющего жёсткие метрические размеры, в рэпе мастерство исполнителя заключается в умении менять этот размер. Чем виртуознее ты танцуешь ритмом, чем интересней танец ритма и рифмы, тем выше твоё мастерство.
— Вас не смущает, что музыку «Касты» воспринимают как музыку для молодняка, о том, чего родители не хотели бы знать о своих детях? Вы собираетесь создавать такую музыку и в ближайшие десять лет?
А.П.: Да, мы планируем заниматься этим и в ближайшие десять лет. И мы планируем вывести русский рэп на такой уровень, когда он будет удивлять слушателей любого возраста.
— У вас с каждым альбомом всё более усложняется техника — структура текстов, рифмы, ритм, аранжировки. Вы целенаправленно оттачиваете технику или это естественное саморазвитие механизма, запущенного десять лет назад?
М.Е.: Программировать не получается: напишем-ка мы хит или — «песню для интеллигенции». Она сказала бы: да это наши ребята, Бродские из подворотни. Но так не получается. Да и не нужно. У меня процесс происходит бессознательно. Если я ставлю себе задачу, беру высокую планку — ну-ка, Миша, зачитай текст так же круто, как поёт Том Уэйтс, или напиши что-нибудь в духе Леонарда Коэна, — у меня не получается.
Моральный кодекс
— Некоторые повзрослевшие исполнители хип-хопа на Западе, как правило не афроамериканского происхождения, французы, например, вносят в свои тексты острые политические выпады. Вы намеренно избегаете политических тем? Не собираетесь как-то подключиться к этой традиции?
М.Е.: Пока нам в этой области нечего сказать, мы не использовали свой инструмент для политической пропаганды. Начитавшись Набокова, мы как-то решили для себя, что искусство не должно быть неким общим местом, это — частное дело. Если ты что-то пропагандируешь, к чему-то призываешь, в лучшем случае ты — Достоевский. А в худшем… Быть Достоевскими нам не хотелось.
— Как правило, страдает-переживает в ваших песнях некий персонаж. Зачем вам такое психологическое лицедейство?
М.Е.: Рассказывать что-то от своего лица — дело скучное. Нужен образ. Я же лично могу рассказать о велосипедах, о канарейках, о диетах…
— Ты мог бы сделать это в рамках сольного проекта, который пока, в отличие от других членов группы, у тебя не состоялся…
М.Е.: Да уж, никак не клюнет меня золотой петух в темя… В любом творческом человеке уживаются два существа — рисователь картин и рватель картин. Так вот во мне второй, разрушитель, побеждает. Напишу строчку — и перечёркиваю. Моя корзина для бумаг полна до краёв.
— Герой ваших песен — такой «правильный пацан», следующий чёткому кодексу чести — образ, может быть, не модный. Сейчас поднимает голову герой «мобильный», легко меняющий позицию, держащий ухо востро. Как родился ваш герой, зачем он вам понадобился?
М.Е.: Герой ранних песен Розенбаума был выписан из книг Бабеля… А мы своего персонажа слепили с натуры Ростова-на-Дону, будучи ещё юными и активными участниками тусовок 1990-х годов. Хмурые брови, школа жизни… Тот кодекс чести близок простому представлению о доброй старой человеческой морали: не обманывай, не предавай своих, не забывай старых корабельных друзей, не хвастай. Просто этот кодекс выражен на дворовом языке. Если бы нам был близок другой язык — наверное, мы использовали бы его. Может, наш герой, дворовой парень, со временем, как и мы, превратится в отца семейства, станет мягче, мудрее.
— Кроме искреннего героя, выдающего «быль в глаза», у вас есть и персонаж-обыватель. Как они уживаются?
М.Е.: Да во всех нас есть обыватель. Я сегодня полдня провёл в супермаркете в поисках электроплитки с минимальной температурой нагрева 85 градусов. Главное — умение посмотреть на себя со стороны и поиронизировать. Если бы мы, как Пришвин, жили в лесной избушке, мы бы писали не обывательские, а, наверное, егерские песни, про пни. «Эй вы, пни-и, на меня взгляни-и!» Что-нибудь такое.
— Как родилась песня «В супермаркете» из альбома «Быль в глаза»?
М.Е.: Вообще я не люблю посещать супермаркеты в состоянии опьянения — уточню, конопляного опьянения. Но тут довелось. Состояние это особенное, и в местах скопления людей оно приобретает черты бреда преследования. Ты выбираешь между сухарями ванильными и просто сухарями, раздумываешь минуту, и если вдруг посмотришь на себя со стороны, понимаешь, что ты смешон и ничтожен, ты не можешь сделать элементарный выбор. И тут же ты замечаешь человека, который за тобой наблюдает, выбирает точки, с которых тебя хорошо видно, — ты чувствуешь спиной его перемещения. А тебе надо ещё взять уйму всего для дома — консервов рыбных, овощных, орешков… это же кошмар! Вот он и материализовался в песне.
Касса и «Каста»
— Как вы выбираете города для гастролей?
А.П.: В профессиональном шоу-бизнесе, как он сложился в Штатах, Европе, принято делать туры — близлежащие 20–30 городов объединяют цепочкой в гастрольный маршрут. У нас по такой схеме пока редко работают. Обычно же на нас выходят руководители местных концертных площадок и обсуждают условия сотрудничества. Если договариваемся — едем и даём концерт. Мы приезжаем в полностью подготовленную среду, наше дело лишь обеспечить качество выступления.
— Выбирая подходящую площадку, каким отдаёте предпочтение?
А.П.: Площадки разные. В Сибири, например, мы часто выступаем в больших ДК, с сидящей публикой. Она довольно статична. Ты рассказываешь — зал внимательно слушает, и бессмысленно прыгать, кричать «Ехо-о-у», призывать двигаться. Хотя к концу концерта всё равно люди встают и начинают танцевать. Как-то мы выступали в Якутске, и спонсором мероприятия был местный мясокомбинат. Над ди-джеем Хоботом висела длиннючая рекламная растяжка завода. В первом ряду сидели пузатые дяденьки, сложив ручки на животах. «Не забывай свои корни»? О, да-да, кивают головой: это правильно. Клубные концерты — это другое настроение, тесный контакт со слушателями. Мы всегда учитываем, в каких условиях будет проходить концерт.
— Вы довольны ситуацией с коммерческим продвижением группы или есть варианты зарабатывать больше, если есть, то как?
А.П.: Недавние изменения с нашим лейблом позволяют надеяться на коммерческий рост. Мы стали самостоятельными, разошлись с продюсером, с которым работали с 2000 года. Наступил момент, совпавший с низкой динамикой его работы, расхождением в видении будущего группы. А восьмилетний опыт дал нам определённую уверенность, и мы решились стать самостоятельным коллективом. Влади и Шым взяли на себя всю юридическую рутину. Мы теперь сами занимаемся продажами альбомов, пиаром, всеми процедурами менеджмента. Получается неплохо.
— На какие компромиссы приходится идти, занимаясь продвижением группы, чтобы сохранить своё лицо?
М.Е.: Машина шоу-бизнеса не монолитна, как может показаться новичку извне — это не некий замок, в который ты или входишь, или нет. Это скорее набор отдельных построек — в этой занимаются продажей дисков, в другой — снимают видеоклипы и т. д. Всё разбито на сегменты. Мы берём те, которые нам нужны. Пробным камнем на возможность компромисса стало участие группы «Каста» в телеигре Тины Канделаки «Самый умный». Мы отправили Хамиля и Змея. Но опыт этот был сомнительным — вряд ли стоит ввязываться в такие шоу-программы. Здесь ни группа не выигрывает в продвижении своего бренда, ни передача. Особенно противопоказано участвовать в разных воскресных передачах, где артист жарит яичницу. В итоге ни яичницы нормальной, ни поговорить, ни спеть. На что вообще тратится время зрителя? Мы внимательно фильтруем предложения от телевидения.
— Вы сотрудничаете в Ростове с сетью Music Star, и здесь, наверное, существуют каналы контроля за продажей дисков «Касты». А как вы отслеживаете продажи в других городах?
М.Е.: В России есть несколько крупнейших дистрибьюторов, мы работаем с одним из них. Поставщик наших дисков знает, что продаются они неплохо, поэтому всегда рад выпустить их на своих мощностях. Другое дело, что сложно проконтролировать количество реально выпущенных дисков. Но и тут мы нашли способ — дружим с типографией, их печатающей. В учебниках по менеджменту эти тонкости не прописаны. Но, к счастью, уже проходят времена, когда обман был нормой. Надеемся, что нас не обманывают. Если узнаем, что да, будем вынуждены поменять партнёра.
А.П.: Вот в чём нас наверняка обманывают, так это в продаже цифрового контента. В секторе MP3, рингтонов мы ещё не участвуем и оттуда не получаем никаких гонораров, дивидендов.
— Почему вы тогда не распространяете альбомы на своём сайте, как группы U2, Radiohead, чтобы получать доход и в этом сегменте? Достаточно разместить для пользователей текст: «Заплатите столько, сколько считаете нужным, и качайте наш альбом».
М.Е.: Такие попытки были, но больше 2500 долларов они не приносят. Пока такая модель у нас не работает: культура потребителя ещё не доросла — один заплатит, а сто — поскупятся отблагодарить артиста. А Radiohead заработали на другом: на их страничке с призывом скачать альбом был размещён баннерок, который принёс им не меньше, чем компакт-диски. Возможно, мы это попробуем. Но сейчас появилась ещё одна альтернатива — компания Apple начала продавать iPhone, значит, скоро в России откроется поддержка iTunes…
— Сотовые операторы сами будут генерировать сервисы для iPhone’ов, создавать мультимедийные порталы, потому что им нужно будет отбить эти вложения — а потому можно будет напрямую сотрудничать с ними.
А.П.: Вот-вот, отличные перспективы открываются. Значит, будем продавать iTunes.