Естественные монополии разрешены потому что
ДО Антимонопольное регулирование в сфере защиты конкуренции (Самопроверка)
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Рыночная власть монополии зависит от:
цены товара
эластичности спроса на товар
количества покупателей на рынке
неценовой конкуренции
Главной целью антимонопольного законодательства является:
запрещение монополий
увеличение налоговых поступление в бюджет
поддержание конкурентных условий на рынке
установление справедливых рыночных цен
Найдите неверное утверждение
чем меньше возможностей у фирм воздействовать на рынок товара, тем более конкурентным является этот рынок
в условиях монополистического рынка потребности покупателей удовлетворяются наиболее полно
только в условиях совершенной конкуренции фирмы могут контролировать цены на свою продукцию
в условиях несовершенной конкуренции фирмы получают сверхприбыли
«Барьером» для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:
патенты и лицензии
законодательное оформление исключительных прав
незначительный капитал
низкие издержки производства
Естественные монополии разрешены, потому что
Государство не в состоянии контролировать их деятельность
Конкуренция может повредить общественным интересам
Предприятия получают помощь от государства
Предприятия имеют исключительно крупные размеры
Примером естественной монополии является:
ОАО «Российские железные дороги»
ОАО «Сбербанк России»
Международный банк реконструкции и развития
компания «Microsoft»
В условиях монополистической конкуренции фирмы обычно продают:
одинаковые товары
товары, являющиеся несовершенными заменителями
разные по своему предназначению товары
товары, которые являются дополняющими товарами
Рыночная конкуренция развивается:
между продавцом и покупателем
как среди продавцов, так и среди покупателей
только среди продавцов
только среди покупателей
К недостаткам совершенной конкуренции можно отнести:
отсутствие сговора продавцов
отсутствие механизма защиты окружающей среды
неэффективное использование ресурсов в процессе
общественного производства
небольшой объём производства отдельной фирмы
Примером барьера для входа фирм в отрасль может быть:
Большой стартовый капитал
Патент
Контрольный пакет акций
Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
сталкивается с конкуренцией “не на жизнь, а на смерть”
имеет ломаную кривую спроса
является ценовым лидером на олигополистическом рынке;
наиболее эффективна в отрасли
одна из конкурентных фирм в отрасли
Противодействие монополизации рынка обеспечивают все из перечисленных ниже факторов, кроме:
антитрестовского законодательства, препятствующего тайным сговорам с целью установления контроля над предложением
принудительной демонополизации
налоговой политики, заставляющей снижать монопольные цены;
появления товаров-заменителей
интернационализации рынка
все факторы включены в перечень обоснованно
Найдите верное утверждение:
конкуренция – это соперничество, при котором покупатели соревнуются с продавцами
непременным следствием увеличения степени конкуренции между покупателями товара является снижение равновесной цены этого товара
конкуренция между продавцами всегда приводит к повышению качества продаваемой продукции
конкуренция между производителями способствует сокращению числа неэффективных производителей
Отличительной особенностью олигополии от других рыночных структур является:
однородность товара
возможность фирм оказывать влияние на цену товара
учет поведения других фирм
ограниченное количество продавцов на рынке
Какая фирма имеет больше свободы при установлении цен?
Единственный производитель товара, для которого нет заменителей
Одна из 100 фирм данной отрасли
Одна из трех компаний отрасли
Единственный производитель товара, для которого есть множество заменителей
На рынке мобильных телефонов господствуют несколько крупных корпораций. В этой отрасли конкуренция:
Отсутствует
Носит только ценовой характер
Ведет к неэффективному производству
Не является ценовой, а ведется вокруг потребительских свойств мобильных телефонов
Конкуренция между автомобилестроительным и трубопроводным заводами на рынке труда является _________конкуренцией
внутриотраслевой
межотраслевой
неценовой
ценовой
Естественные монополии возникают в результате:
явного положительного действия эффекта масштаба
сговора местных производителей
решения Всемирной торговой организации
действия патентов
Что случится на рынке совершенной конкуренции, если величина предложения превысит величину спроса?
потребительский спрос возрастет
производители увеличат выпуск товаров
рыночная цена упадет
рыночная цена поднимется
Принцип «невидимой руки» рынка сформулировал:
А. Смит
Дж. Кейнс
Аристотель
К. Маркс
Олигополист максимизирует прибыль, когда:
его предельные издержки равны предельной выручке
предельные издержки равны цене продукции
средние издержки равны цене продукции
средние издержки равны предельным издержкам
К общим чертам рынков монополистической и совершенной конкуренции относятся:
отсутствие существенных барьеров для вхождения в отрасль
Выпуск уникальных товаров
выпуск однородных товаров
множество продавцов и покупателей, оперирующих на рынке
Сговор двух компаний сотовой связи об установлении общих цен на услуги связи будет называться:
картелем
синдикатом
концерном
трестом
Примером неценовой конкуренции служит:
реклама товара на телевидении
гарантийное обслуживание
бесплатная доставка
все ответы верны
Какова роль монополий в сфере закупок
Естественные монополии в России — это заказчики и поставщики в контрактной системе. Из статьи вы узнаете, как законодательно регулируется их деятельность.
Естественная и искусственная монополия
Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие «естественная монополия» как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.
Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:
Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.
Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.
Причины формирования искусственной и естественной монополии
Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.
Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.
Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:
Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.
Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:
Монополия как заказчик по 223-ФЗ
Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 2 ст. 1). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и Положение о закупках.
Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).
Пример закупок естественной монополии
Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.
Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.
Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.
При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.
Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.
Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.
Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.
Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2020 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».
Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.
Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.
Монополия как поставщик по 44-ФЗ
Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика (п. 1 ч. 1 ст. 93).
Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему реестру:
Однако поставщика может и не быть в таком реестре.
Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.
Вопросы также часто возникают при определении цены контракта. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, покупатель оплачивает оказываемые ему услуги согласно показаниям приборов учета. При этом ч. 2 ст. 34 Закона гласит, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок действия сделки.
Минэкономразвития России опубликовало Письмо № Д28и-150 от 04.02.2015, в котором рекомендует при заключении таких контрактов указывать цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Последняя величина может быть рассчитана на основе показателей прошлых периодов и грядущих изменений (например, расширение штата).
Если объем потребленных ресурсов не соответствует запланированному, то заказчик может предложить изменить контракт, увеличив или уменьшив его стоимость на 10 % или меньше (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95).
Пример формулировки условия об установлении цены государственного контракта вы можете скачать ниже.
Картель и монополия: в чем разница
Итак, мы разобрали понятие монополии, которое подразумевает превышение полномочий лицами, занимающими доминирующее положение, или совершение ими действий, противоречащих законодательству. Закон № 135 определяет это как монополистическую деятельность (п. 10 ст. 4). Если такой факт фиксируется чаще двух раз в течение 3 лет, считается, что такие действия носят систематический характер (п. 11 ст. 4).
Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.
Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:
Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:
Чтобы лучше понимать, что такое картельный сговор, рассмотрим схему «Таран» (Определение Верховного Суда РФ № 308-КГ16-1857 от 08.04.2016). В качестве примера возьмем аукцион на капремонт школы с НМЦК 18 163 774,00 руб. Для участия в процедуре было подано 4 заявки.
Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).
При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии допусков СРО. Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.
В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.
Подобные действия влекут за собой как административную ответственность для юрлиц, так и уголовную — для физлиц (ч. 1 ст. 178 УК РФ).
Естественная монополия
Опубликовано 23.06.2021 · Обновлено 23.06.2021
Что такое Естественная монополия?
Естественная монополия – это тип монополии, который существует из-за высоких начальных затрат или значительной экономии за счет масштабов ведения бизнеса в конкретной отрасли. Компания с естественной монополией может быть единственным поставщиком, продуктом или услугой в отрасли или географическом местоположении. Естественные монополии могут возникать в отраслях, для работы которых требуется уникальное сырье, технологии или аналогичные факторы.
Ключевые моменты
Понимание естественных монополий
Почему разрешены естественные монополии
Естественные монополии разрешены, когда одна компания может поставлять продукт или услугу по более низкой цене, чем любой потенциальный конкурент, и в объеме, который может обслуживать весь рынок. Поскольку естественные монополии эффективно используют ограниченные ресурсы отрасли, чтобы предлагать потребителям самую низкую цену за единицу продукции, во многих ситуациях выгодно иметь естественную монополию.
Например, электроэнергетика – это естественная монополия. Коммунальные монополии предоставляют воду, канализацию, электричество и энергию, такую как природный газ и нефть, в города по всей стране. Начальные затраты, связанные с созданием коммунальных предприятий и распространением их продукции, значительны. В результате капитальные затраты являются сильным сдерживающим фактором для потенциальных конкурентов.
Кроме того, обществу может быть выгодно иметь коммунальные предприятия в качестве естественных монополий. Создание нескольких коммунальных компаний было бы невозможным, поскольку для каждого конкурента потребовалось бы несколько распределительных сетей, таких как канализационные линии, электрические столбы и водопроводные трубы. Поскольку экономически целесообразно, чтобы коммунальные предприятия работали как естественные монополии, правительства позволяют им существовать. Однако отрасль жестко регулируется, чтобы потребители получали справедливые цены и надлежащие услуги.
Другой пример естественной монополии – железнодорожная компания. Железнодорожная отрасль финансируется государством, что означает, что их естественные монополии разрешены, потому что они более эффективны и в интересах общества способствовать ее процветанию. Кроме того, отрасль не может поддерживать двух или более крупных игроков, учитывая необходимые уникальные ресурсы, такие как земля под железнодорожные пути, вокзалы и их дорогостоящие сооружения. Однако то, что компания действует как естественная монополия, явно не означает, что это единственная компания в отрасли. Компания может иметь монополию в одном регионе страны. Например, кабельные компании часто работают в регионах, хотя в отрасли наблюдается консолидация, в результате чего появляются национальные игроки.
Более современные примеры естественных монополий включают платформы социальных сетей, поисковые системы и онлайн-торговлю. Такие компании, как Facebook, Google и Amazon, создали естественные монополии для различных онлайн-сервисов, во многом благодаря преимуществам первопроходцев, сетевым эффектам и естественной экономии за счет масштаба, связанной с обработкой больших объемов данных и информации. В отличие от традиционных коммунальных предприятий, эти типы естественных монополий пока практически не регулируются в большинстве стран.
Важный
Естественная монополия обычно существует, когда эффективно иметь только одну компанию или поставщика услуг в отрасли или географическом местоположении.
Регулирование естественных монополий
Компании, обладающие естественной монополией, могут иногда использовать преимущества, ограничивая предложение товаров, завышая цены или используя свою власть в ущерб другим способом, кроме цен.
Например, коммунальная компания может попытаться повысить тарифы на электроэнергию, чтобы накопить сверхприбыли для владельцев или руководителей. Или платформа интернет-услуг может использовать свою монопольную власть над информацией, интерактивным взаимодействием и коммерцией, чтобы оказывать чрезмерное влияние на то, что люди могут видеть, говорить или продавать в Интернете. Регулирование естественных монополий часто устанавливается для защиты населения от любых злоупотреблений естественными монополиями.
Согласно общему праву, многие естественные монополии действуют как общие перевозчики, чей бизнес признан имеющим риски монопольного злоупотребления, но им разрешено вести бизнес, пока они служат общественным интересам. Обычные операторы связи обычно должны предоставлять открытый доступ к своим услугам без ограничения предложения или дискриминации среди клиентов, а взамен им разрешается действовать как монополия и предоставляется защита от ответственности за возможное неправомерное использование клиентами. Например, компании стационарной телефонной связи обязаны предлагать домашним хозяйствам в пределах своей территории телефонные услуги без дискриминации по манере или содержанию телефонных разговоров человека и, в свою очередь, обычно не несут ответственности, если их клиенты злоупотребляют услугой, совершая розыгрыши по телефону.
В большинстве случаев естественных монополий, разрешенных государством, в каждом регионе есть регулирующие органы, которые служат сторожевой собакой для населения. Коммунальные предприятия обычно регулируются государственными департаментами коммунальных предприятий или государственными комиссиями. Министерство транспорта США несет широкую ответственность за безопасность передвижения по железным дорогам, в то время как Министерство энергетики США отвечает за нефтяную и газовую промышленность. До сих пор ни одно из аналогичных агентств в США не наделено полномочиями аналогичным образом регулировать технологические и информационные монополии, и они не управляются как общие операторы, хотя это может стать тенденцией в будущем.
Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О естественных монополиях
Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
(В редакции федеральных законов от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 16-ФЗ, от 26.03.2003 № 39-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.05.2006 № 62-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 132-ФЗ, от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, от 26.07.2017 № 205-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 3. Определения основных понятий
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статьях 4 и 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 205-ФЗ)
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 16-ФЗ)
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; (В редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий
2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
Глава II. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии
Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии и согласование действий, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий
1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, согласование:
любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
инвестиций субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
продажи, сдачи в аренду или иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода.
Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.
Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства по основаниям, установленным правилами рассмотрения ходатайств, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.
В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее чем в течение 15 дней со дня его получения.
Если в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
4. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется посредством:
федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
6. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий.
8. Государственный контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать в том числе предмет осуществления указанного контроля.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий
1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
проекты планов капитальных вложений.