Естествознание что это такое
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. — теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление Е. как области научного знания произошло в эпоху Возрождения и было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук. Для классической философской традиции характерно сближение Е. с гуманитарным познанием, рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира (идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма; классификация форм движения материи — механической, физической, химической, биологической и социальной — как основа классификации наук у Энгельса и др.). В неклассической философии вопрос о специфике Е. остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им «наук о природе» и «наук о духе». В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике Е. также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигмаль-ных установок ( см. НАУКА). В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17-18 вв); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного Е. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины философских вопросов Е.
Естествознание
Что такое естествознание
Естествознание — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах.
Попытки познать окружающую действительность осуществлялись еще во времена древней Греции. Отличительной особенностью этого периода является отсутствие широкого спектра наук. Не было подразделения на физику, химию, биологию. Эти понятия были включены в единую систему, именуемую естествознанием.
Лишь в начале XIX века А. Ампером была определена иерархия системы этого понятия. Первое место в ней было отведено физике, второе — химии. Позже Ф. А. Кекуле предложил отнести к естествознанию еще и механику с биологией, выдвинув при этом на первый план механику, а биологию, разместив четвертой.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Системные уровни науки имеют второстепенное значение, важна ее суть. Сегодня можно определить данное понятие как учение о живой и неживой природе.
Чем отличается от других направлений
Данному учению не присущи математические вычисления. Все открытия осуществляются здесь через теоретическое и эмпирическое познание, а умозаключения представлены через химические и физические формулы.
Открытия в области естествознания имеют относительный характер. Они далеки от математической точности, при этом являются объективны по содержанию, но, будучи результатом человеческого мышления, они субъективны по своей форме.
Научное познание здесь строится по принципу причинно-следственной связи. Эксперимент является критерием естественно-научной истины. Пределы соответствия определены относительностью.
Характерные черты науки, чем занимается
Главная задача ученых в области естествознания — определить точки соприкосновения всех входящих в состав естествознания наук. Кроме того, важно уметь отличить обыденные или социальные представления о строении мира от научных. На этот счет здесь были определены следующие признаки научных знаний:
Научные знания всегда носят системный характер. Это означает, что их можно рассматривать как самостоятельную единицу и как часть научной системы. Выдвигаемые предположения всегда анализируются с точки зрения критичности мышления. Это является залогом появления достоверности информации. Под критичностью подразумеваются сомнения, на основе которых осуществляется поиск уже имеющихся на этот счет открытий, что влечет за собой сопоставление и анализ.
Наличие имеющихся данных по какому-либо вопросу говорит о общезначимости вопроса, а это в свою очередь становится причиной преемственности поколений. Преемственность строится на прогнозированности результата и его детерминированности. Под детерминированностью подразумевается доказательная база открытия.
Открытиям в области естествознания присуща универсальность и незавершенность, что обусловлено связью более конкретных наук. Одни открытия, например, находят свое продолжение в физике, а другие — в химии. Это становится причиной появления фрагментарности и чувственности. Под фрагментарностью понимается отсутствие целостности изучаемого материала, необходимость его исследования обусловлена эмпирическим восприятием.
Несмотря на это, все естественно-научные открытия обладают внеморальностью и обезличенностью. Это всегда показатель объективности.
Методы исследования, используемые в естествознании и развитие естествознания
Методологическая база естествознания представлена тремя группами:
Ключевое значение имеет в данной сфере доля случая. Случайно был открыт, к примеру, рентген, пенициллин, многие химические элементы и прочие вещества. К тому же развитие естествознания строится на единстве случая и необходимости. Единого подхода или технологии здесь нет. Бытует мнение, что случай способен открыть только все необходимое в хозяйстве. Все необходимое представлено следующей разновидностью:
Все необходимое имеет разную долю значимости, что усиливает или ослабевает на каждом этапе становления общества. При этом необходимость побуждает практику, а практика в свою очередь становится причиной появления открытия.
Подобным образом формируется методологическая база фундаментальных наук. Гуманитарные формируются и развиваются по иному пути.
Концепции современного естествознания
Отношение к естествознанию в современном мире несколько изменилось. С широким развитием физики, химии, биологии, географии как самостоятельных наук концепция современного естествознания получила некое разнообразие. Появилась тесная связь с историей и философией. Это обусловлено обращением к таким выдающимся личностям как Петр Первый, Наполеон. Деятельностью этих деятелей обусловлено развитие науки целой эпохи.
С развитием физики и биологии стало понятно, что, ограничиваясь только открытиями в данных областях, постичь всю сущность бытия невозможно. Это стало причиной обращения к первоистокам, а точнее к библии и литературе.
Таким образом, предметом современного естествознания стало знание. Под ним подразумевается многосторонний, обоснованный практикой результат. Его появление в обязательном порядке должно быть подтверждено логически.
Что такое естествознание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие естествознания
Науки разделяются на технические, естественные, гуманитарные и математические. Естествознание занимается изучением естественных наук, которые можно сгруппировать следующим образом:
Таким образом, естествознание – это совокупность наук о природе.
Естествознание является самостоятельной наукой, изучающей природу как единое целое. Таким образом, естествознание позволяет изучить природные явления и любой предмет окружающего мира гораздо более подробно и глубоко, чем одна какая-либо из естественных наук. Этим обусловлено то, что естествознание, так же, как науки об обществе и мышлении, является важнейшей составляющей человеческого знания.
История становления и развития естествознания
Естествознание, так же, как наука и культура, имеет сложную и длительную историю становления.
Историки науки различают четыре стадии развития естествознания:
Первая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходило накопление прикладной информации о природных явления, а также способах и возможностях использования сил природы. Отсюда данный этап развития получил название натурфилософский, отличительной характеристикой которого является созерцание природы как неразделимого целого.
Со временем, к процессу накопления информации добавляется теоретическое осмысление причин, вызывающих изменения в природе, изучение способностей и особенностей этих изменений. Этот этап развития естествознания является аналитическим. В этот период появляются первые попытки рационального объяснения процессов природы, первые концепции. Также на этом этапе осуществляется анализ природы, выявление причин и следствий, изучение отдельных явлений и предметов. В результате происходит объединение теорий и методик в целостную науку о природе – естествознание.
Готовые работы на аналогичную тему
Синтетическая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходит воссоздание учеными целостной картины мира на основе уже изученных частей.
Начиная со второй половины 20 века историки науки выделяют новый этап развития естествознания – постнеклассический. Данный этап характеризуется тем, что возникают новые фундаментальные принципы и формы организации, такие как эволюционизм, гуманизм, экологизм, холизм, антропный принцип. Данные принципы направляют современное естествознание не только на поиски истины, они направляют его в первую очередь на полезность для человека и общества. На данном этапе естествознание ставит улучшение среды обитания людей, рост их благосостояния, как материального, так и духовного выше экономической целесообразности.
Следует отметить, что современное естествознание объединяется с производством, техникой и бытом людей, становится одним из важнейших факторов развития цивилизации.
Если ранее естественно-научные исследования носили узкодисциплинарный характер, то естествознание на современном этапе имеет в основном проблемную, междисциплинарную направленность. То есть, на сегодняшний день принципиально важным моментом является использование возможностей разных наук для решения сложных комплексных проблем. Это приводит к объединению естественных, гуманитарных и технических наук. Изменилось и отношение к экспериментам, особенности современного естествознания не позволяют свободно экспериментировать с объектами ввиду опасности их для здоровья и жизни людей. Это объясняется тем, что природные силы, побуждаемые современными техническими возможностями, при неаккуратном их использовании способны привести к тяжелым катастрофам, не только локальным, а также региональным и даже глобальным кризисам.
Предмет и задачи естествознания
В развитии общества и в жизни каждого конкретного человека естествознание играет ключевую роль. Именно естествознание является основой всех видов жизнеобеспечения – и физиологического, и технического, и энергетического. Помимо этого, естествознание является теоретической основой всех технологий, сельского хозяйства и промышленности, а также различных видов производства. Поэтому оно является важнейшим элементом культуры, одним из главных индикаторов уровня развития цивилизации.
Таким образом, характеристики, отмеченные выше, позволяют прийти к выводу о том, что естествознание является подсистемой науки и связано со всеми элементами культуры, такими как религия, философия, этика и др.
В то же время, естествознание является самостоятельной наукой, областью знания, которая обладает собственной структурой, предметом и методами.
Относительно того, что является предметом естествознания существует два широко развитых представления. В первом случае, естествознание – это наука о природе как единой целостности. Во втором случае, естествознание рассматривается как совокупность наук о природе как единой целостности.
Предмет исследования естествознания, как самостоятельной науки, отличается от предмета изучения других частных наук. Специфическим отличием является то, что естествознание исследует одни и те же природные явления с точки зрения сразу нескольких наук, и выявляет общие закономерности. Это единственно возможный способ, позволяющий представить природу как единую систему и выяснить, на чем строится все многообразие предметов и явлений окружающей действительности. Результатом подобных исследований является формулирование основных законов, которые связывают макромиры с мегамирами, Землю с Космосом, физические и химические явления с процессами, жизнью и разумом во Вселенной.
Задачей естествознания является изучение, познание отдельных химических, физических и биологических явлений, играющих ключевую роль в представлении естественно-научной картины мира. Выявление скрытых связи, при помощи которой создается органическое единство этих явлений, является еще одной задачей естествознания.
Что изучает естествознание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Естествознание появилось 3000 лет назад, тогда не существовала разделения на естественные, гуманитарные науки, даже понятие наука не было сформировано. Поначалу люди наблюдали окружающий их мир, чтобы понимать, когда лучше охотится, а когда сеять или собирать урожай. Шли годы, человек всё больше познавал природу, в которой живёт, размышления об устройстве всего сущего на Земле привели к появлению философии. Первые попытки систематизации знаний о природе сделал Аристотель в труде «Физика». Однако точной доказательной базы в работе не было, понятие естествознание только начинало формироваться. И поначалу у него полностью отсутствовал основополагающий экспериментальный метод, который даёт возможность опытным путём проверить гипотезы и теории, и сделать дальнейшие предположения, основываясь на полученных сведениях.
Что понимается под словом естествознание?
Этимологически слово «естествознание» образовано из двух слов «естество», что означает «природа» и собственно само слово «знание». Итак, естествознание до словно – это знание о природе.
В современной трактовке «естествознание» означает совокупность наук о природе, исследующих природные явления, а также процессы их развития, эволюции. Естествознание также может выступать как самостоятельная наука, в этом качестве даёт возможность изучить любой объект окружающего мира глубже, чем это может сделать, каждая наука в отдельности. Естествознание вместе с другими науками об обществе, мышлении составляет важнейшую часть человеческого знания. В итоге это деятельность по получению знания и результатов, то есть по систематизации научных знаний о природных процессах.
Место естествознания в жизни человека неоспоримо, оно является основой всех видов деятельности человека, как технической, так и биологической. Помимо этого естествознание заложило теоретические основы сельского хозяйства, промышленности и производства. Таким образом, естествознание один из важнейших показателей уровня культуры и цивилизованности общества и связано с элементами культуры – философией, этикой, культурой.
Готовые работы на аналогичную тему
Само понятие естествознание появилось в Европе в 18 веке. Тогда же были окончательно сформированы предмет, цели и структура науки.
Предмет естествознания
Структура естествознания
Структура естествознания представляет собой сложную систему, все части которой находятся в строгой иерархии. То есть наглядно систему естественных наук можно представить в виде лестницы, где каждая последующая ступень связана с предыдущей, и фундаментально основана на ней.
Базой для всех остальных научных дисциплин является физика, изучающая тела и материи, их движение, превращения и формы. Внутри самой физики можно выделить множество подразделов, у каждого из которых есть свой предмет и структура, специфические методы исследования. Первой из физических дисциплин стала механика, а именно механика Ньютона, которая легла в основу естествознания и дала толчок первой научной революции в истории человечества. Механика специализируется на изучении различных форм движения объектов в пространстве и времени. В свою очередь механику делят на:
Каждая из наук рассматривает движение тела со своей позиции, будь то равновесное состояние, движение с геометрической точки зрения или приложения сил. Объединяет все эти дисциплины то, что они изучают макрообъекты.
Сравнительно недавно появились науки, посвященные изучению микрообъектов, это:
С течением времени появляются новые разделы, которые позволяют нам взглянуть на окружающий мир с другой точки зрения.
Следующей после физики выделяют химию, науку об элементах, их соединениях, свойствах и превращениях. Выше говорилось, что науки находятся в иерархической подчинённости. Что это значит, посмотрим на примере химии. Говоря, о химических элементах, вводят понятие электронной оболочки, как раз это область ответственности физики. В химии выделяют два основных раздела: органическую и неорганическую химию.
На следующей после химии ступени располагается биологии, наука о живых существах, их взаимодействии между собой и с окружающим миром. Биология – это, по сути, комплекс дисциплин, включающих в себя ботанику, зоологию, анатомию, цитологию, палеонтологию и др.
Далее следуют науки о Земле: география, геология, экология. Они рассматривают строение, эволюцию нашей планеты, представляющей собой сложное взаимодействие физических, химических и биологических явлений. Так же не стоит забывать о таких дисциплинах как астрономия, которая изучает строение, происхождение планет, галактик. В основе астрономии опять же лежит физика, таким образом можно сказать о цикличности научного знания и взаимосвязи всех исследуемых процессов.
Структура естествознания не ограничена перечисленными науками, внутри самой дисциплины идут двухсторонние процессы дифференциации и интеграции знания.
Давайте подведём итог, что же изучает естествознание?
Естествознание изучает мир во всем его многообразии. Не важно, о какой сфере деятельности человека мы говорим, в основе всё равно будет естествознание. Дальнейшее развитие человека, общества также будет проходить в рамках естествознания или одного из его направлений.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12 04 2021
Естествознание
Иллюстрация к статье «Естествознание» из Cyclopaedia 1728 года.
В историческом контексте объединение понятий естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания естественные науки ещё не сформировались.
Содержание
История естествознания
Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а также астрономии, необходимой для навигации, а с развитием техники — развитие физики, химии.
Аристотель считал главным параметром для любого момента движения расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки движения. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения: тело, падающее под действием импетуса, накапливает его все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. Всё это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.
Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника « Об обращениях небесных сфер » (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого « Математические начала натуральной философии » было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции». [2]
Школы естествознания
Школы естествознания XVIII—XIX веков делились по вопросу о соотношении ныне действующих сил природы (в основном геологические и биологические факторы) с силами прошлого: