Europa universalis 4 с чего начать
База знаний по игре Europa Universalis 4
Краткая база по игре Europa Universalis IV, где вы узнаете много интересных фишек и разберётесь в основных игровых механиках. Эти подсказки лучше всего подходят новичкам или тем, кто ещё не разобрался во всех аспектах игры и хочет узнать для себя что-то новое. Благодаря этому гайду вы научитесь правильно использовать дипломатию, воевать с врагами и поддерживать благосостояние собственного государства.
Где и как скачать русификатор Europa Universalis 4:
Обучение основам игры EU 4
Стоит понимать, что EU IV далеко не для всех и даже наиграв 200-300 часов, вы всё равно будете считаться новичком. Главное — это ваша устойчивость и усидчивость, так как только одна партия может занимать 80-90 часов. Ошибки в этой игре неизбежны, чем больше и чаще ошибок вы будете совершать, тем быстрее вы научитесь правильно играть.
Первые шаги
Для начала вам нужно выбрать страну, за которую вы и будете играть. Маленькие государства новичкам не подходят, так как развиваться за них очень сложно, а воевать — нереально. Небольшие страны нацелены на выживание и играть ими нужно тогда, когда вы смогли победить, ну или хотя бы дожить до конца партии. Также не стоит начинать странной, где практически нет полезных ресурсов или доступа к воде. Если у вас один-два соседа — это тоже не лучший вариант. Хотя иногда отсутствие соседей играет на руку вам, если у вас есть мощный флот и возможность заняться колонизаторской деятельностью. Лучше всего начать игру, к примеру, за Португалию или же Швецию. Там и соседей немного, и возможности хорошие, и ресурсы имеются. Но настоящим фаворитом для новичка становится Османская Империя. Оттоманская Империя — одна из мощнейших наций во всей игре.
Лучше всего играть через политический вид карты, так как вы будете хорошо видеть все соседние страны, их границы и провинции. Также обращайте внимание на мини-карту в правом нижнем углу. Лучше, конечно, заняться интерфейсом в режиме активной паузы. Если вы ещё не знакомы с серией EU, то уделите некоторое время на изучение всех имеющихся вкладок и настроек.
Горячие клавиши в Europa Universalis 4
И да, не забывайте про настройку горячих клавиш на клавиатуре. Помните, у вас не просто стратегия в реальном времени, у вас целая глобальная RTS, поэтому горячие клавиши просто маст хэв. Все клавиши писать особо нет смысла, их обозначения можно найти в настройках. Там же можно перенаправить все команды на другие клавиши, если вам так будет угодно.
Война
Постоянные войны и конфликты очень истощают, особенно если вы были катализатором военных действий. Во-первых, действующая армия может быстро закончиться, а на создание новой уйдёт немало финансов и времени. Во-вторых, для ваших соседей вы становитесь агрессором и очень часто они сами нападают на вас, дабы избавить мир от тирана. Если вы начали войну без повода, то к вам не только падает штраф за агрессивную экспансию, но также падает стабильность в стране и приходит военное истощение. В войну могут ввязываться не только вассалы и союзные страны с обеих сторон, но также и нейтральная сторона. Нейтральные страны могут выступить на стороне защиты, если та запросила мир и ей было отказано.
Сама же битва в игре выглядит чисто схематически и является серией сражений, нежели одним сражением. Каждое из таких сражений состоит из двух фаз, что длятся приблизительно 6 шесть. Битва заканчивается в том случае, если одна из сторон полностью лишается морали армии, будет приказ об отступлении или же армия будет полностью истреблена. Для каждой армии действуют следующие значения, которые вам стоит учитывать:
Уходящие деньги
Многие случайные события сосут деньги из вашей казны. Также и советники, содержание армии, ремонт кораблей, постройка зданий стоит немалых денег. Всегда следите за тем, сколько в месяц вы получаете и сколько денег у вас уходит, и если дебит с кредитом не сходятся, то пора что-то менять. Лучше всего распускать войска, особенно когда у вас мирное время.
Займы — это вещь полезная, но крайне коварная (собственно, как и микрозаймы в реальной жизни). Можно брать деньги в кредит, особенно когда вам нужно совершить тактический манёвр и быстро создать армию наёмников. Но проценты бывают слишком большие, пускай и выплачивать их нужно не сразу. Лучше не брать два-три займа одновременно, так как их можно просто не осилить. Если наступает этап банкротства — это конец, большой и длинный. В том плане, что игра сразу же не заканчивается, но вы получаете штрафы буквально на всё, начиная моралью солдат и заканчивая уменьшением стабильности в стране. Все ваши советники и наёмники выкидываются на улицу, куда и вы скоро попадёте. Из стадии банкротства выйти очень сложно — вас захватывают недруги, сажают вашего правителя на кол и вам нужно начинать партию заново.
Торговля
Торговые пути — это, наверное, самый прибыльный источник в вашей стране. У вас всегда будет, как минимум, один торговый узел. Это будет или ваша столица, или один из крупных городов, где хорошо развита торговля. Именно в этом узле лучше всего собирать деньги, так как от него вы не будете получать штрафы. В начале игры постарайтесь загнать торговцев во все торговые точки, которые находятся на вашей территории.
Если торговые пути проходят через прибрежные участки, то туда можно и нужно ставить охрану в виде кораблей. Во-первых, так надёжнее качать деньги, а во-вторых, вы будете получать больше прибыли с точки. Можно также отметить вашим суднам вернуться домой, если вдруг начнётся война.
Подытожим
В остальном же, многие подсказки вы сможете найти в самой игре, ну или же всё придёт с опытом. Старайтесь пользоваться данной базой, когда будете строить свою империю и развивать свои владения. Не переживайте, если вы сольёте две-три партии в начале — это норма. Просто старайтесь получать удовольствие от процесса и учиться на собственных косяках.
Europa universalis 4 с чего начать
Приниматься за игру в Europa Universalis IV может показаться крайне сложным для новых игроков. Однако Paradox Interactive приложило все усилия и возможности, чтобы сделать игру более понятной для новичков. Руководство было разделено на пять частей для Вашего удобства:
Геймплей игры не сосредоточен на одном персонаже, как в Crusader Kings II. Главы государств будут стареть и умирать, а их наследники, если таковые имеются, взойдут на трон. Игроки являются абстрактными/отвлеченными управляющими страны, и они могут делать что угодно со своей страной до конца игры 2 января 1821 года. Во время партии игрок должен убедиться, что его страна не будет уничтожена или захвачена, так как это ведет к завершению игры.
В игре нет определенных условий для победы, хотя в правом верхнем углу экрана есть счет, показывающий кол-во набранных очков и место в рейтинге. Игроку предоставлена полная свобода выбора, в каком направлении влиять на историю своей страны. Игрок может взять маленькую страну, состоящей из одной провинции, и превратить ее в огромную всеразрушающую империю; или же взять огромную страну и спровоцировать ее распад с многочисленными предшествующими событиями.
Подобно напряженной партии в шахматы, Paradox Interactive хотели, чтобы равновесие в игре и тактические решения игрока были увлекательной частью игры. Важная часть игры это наблюдение за каждой шестеренкой огромной механизма страны. Игрока можно представить в виде кукловода с державой под руководством его пальцев.
Это не военная игра. Игроки, желающие отправить их войска на поле боя, не задумываясь о событиях в будущем, будут разочарованы. Хотя в игре есть акцент на ведение войны, это далеко не все, что есть в игре. Если Вы слепо пойдете на войны, Ваши армии будут разбиты, казна пуста, и соседи рассержены. Даже самые агрессивные правители должны уделять внимание тонкостям дипломатии и прагматизму экономики.
Это не ролевая игра. Здесь не будет разговоров по душам с Вашими советниками, и Вы не сможете увидеть других правителей, желающих ударить Вас в лицо поговорить с Вами. Хотя в игре есть династические браки и унии, они представляют чисто абстрактный характер. Не ждите романтических эпизодов.
Это не симулятор боевых действий. Хотя в игре есть панель боя, где можно увидеть как Ваши войска атакуют врага, Вы не сможете управлять ими. Игра сфокусирована на стратегически правильных решениях, а не на ведении боев.
Это не пошаговая игра. Время проходит с одинаковой для всех держав. Однако, так как игра может быть остановлена и скорость течения времени может быть изменена, это не стратегия в режиме реального времени.
Это не быстрая игра. Даже если максимально ускорить скорость течения времени, игры, начатые в 1444 году и законченные в 1821, длятся 12 часов. Это не та игра, если вы хотите пройти ее за десять минут и выиграть.
Это не игра из серии Civiliation. Много игроков незнакомых с играми серии Парадоксов зачастую сравнивают их с играми Civilization. Но это не тот случай. Единственное сходство игр это то, что вы играете за доброжелательных (или нет) людей, которые контролируют судьбы тех, кого Вы выбираете, но на этом сходства заканчиваются. Обе игры хороши по-своему, и каждому они нравятся по разным причинам, но сравнивать их бессмысленно.
Оба режима имею свои плюсы и минусы, однако рекомендуется начать одиночную игру с рекомендованной нацией, чтобы ознакомиться с игрой. Также можно начать закрытую многопользовательскую игру с другом, чтобы он помог Вам разобраться с игрой и показать то, что не было в туториале.
Если Вы никогда не играли в игру, подобную этой, или даже если вы закаленный игрок EU3, все равно рекомендуется пройти туториалы, чтобы ознакомится с основными чертами игры, как война или экономика, и с нововведениями EU4.
Одним из первых выборов в игре является выбор страны, за которую Вы будете играть. В отличие от Crusader Kings II, где рекомендуется взять страну по-меньше, чтобы не быть вовлеченным в глобальные проблемы Европы, в этой игре лучше взять страну по-больше. Это из-за того, что большие державы любят пожирать маленькие страны, о чем Вы узнаете после нескольких часов (иногда даже минут) игры. Даже если кажется, что управлять страной, состоящей из одной провинции будет легче, это совсем не так. Даже опытные игроки находят это сложным.
Самая важная кнопка находится в левом верхнем углу экрана. Она будет выглядеть как щит с флагом Вашей страны. Когда Вы нажмете на эту кнопку, откроется меню, которое покажет Вам действующего короля и свободные места для советников. Перед тем как нанять советников, рекомендуется ознакомиться с Вашей экономикой в третьей вкладке. Большинство стран начинают игру в плюсе и прибылью. Проверяйте эту вкладку время от времени, чтобы убедиться, что с Ваша страна получает прибыль. Когда Вы убедитесь, что Вы получаете прибыль, Вы можете нанять советников. Доступно три типа советников: администратор (обозначен бумагой и пером), дипломат (обозначен белым голубем) и военный советник (обозначен двумя скрещенными мечами). Вы можете иметь только одного советника каждого типа. Если Ваша прибыль составляет менее 3 дукатов в месяц, Вам не советуется нанимать советников. Если же вы получаете меньше 30 дукатов в месяц, рекомендуется нанять одного советника первого уровня. Это из-за того, что стоимость советников возрастает квадратично в зависимости от их ранга. Пока неважно какого советника Вы выберите. Только потом Вы можете решить нанять советника для определенных целей, а в первой игре рекомендуется взять самых дешевых.
Теперь, когда Вы наняли советников и Ваша казна пополняется, пришло время посмотреть на Вашу страну. Ваша страна состоит из одной или более провинций. Ваша страна состоит только из земельных провинций. Никто не владеет морем, однако Вы можете контролировать торговые точки и пути с помощью флота.
Вы можете заметить маленькие фигурки в Вашей стране, как 3D солдатиков или 3D кораблики. Это юниты, с помощью которых Вы будете вести войны. У Ваших соседей тоже есть похожие. Чтобы создать юниты, Вам потребуется время, поэтому всегда готовьтесь к войне заранее (или всегда). Если Вы зайдете в меню, в котором Вы недавно были, и нажмете на вкладку Армий, то Вы сможете увидеть, сколько у Вас есть наземных и морских сил и какой у Вас лимит таковых. Лимит обозначает максимальное кол-во юнитов, которых Вы можете иметь без дополнительной платы. Каждый превышающий лимит юнит будет стоить все больше и больше. Вы можете нажать на юнит, чтобы выбрать его, или выделить территорию (нажать и держать), чтобы выбрать несколько юнитов.
Если Вы посмотрите вокруг, то увидите провинции цветов, отличных от Вашего. Эти провинции не Ваши. Пока. Они принадлежат соседним странам. Хотя это не просто пустые места. Они управляются компьютером и будут вести переговоры с Вами и другими странами, чтобы выполнить их цели. Кстати о целях, Ваша страна тоже может выполнять задания, если Вы хотите. Кончено, игра попытается наставить Вас в правильном направлении, но Вы все равно вольны делать что угодно. Вы можете найти задания в панели Заданий в меню государства.
Даже перед тем, как Вы снимите игру с паузы, Вам нужно сделать несколько вещей. Проверьте карту. Посмотрите на некоторые режимы карты и поймите, что происходит с Вашей страной. Базовые знания географии и истории помогут Вам, так как игра старается следовать теми же дорогам, что и история. Тем не менее, странные вещи тоже могут произойти: Франция, проигравшая войну Испании, освобождает страны, занимающие половину ее территории, разделение страны пополам. Новым игрокам нужно посмотреть на все панели карт, чтобы узнать, что происходит в их стране.
Много игроков делают огромную ошибку, начиная играть за страну с одной провинцией. НЕ НАДО. Может показаться, что так будет легче понять основы игры, но это не так, на Вашем пути будет множество препятствий. Если Вы сделаете ошибку, вы не успеете моргнуть, как Вас захватят.
В общем, лучше брать страну побольше, у Вас будет больше денег, армии и флота. У Вас также есть больше стратегических решений, с которыми можно поиграть без страха перед ошибками. Если Вы проиграете войну (а в первой игре многие так делают), то потеря нескольких провинций не будет катастрофой.
Даже сузив круг выбора наций до больших стран, их все равно много. Хотите ли Вы начать игру за страну без флота (чтобы не беспокоиться о механике флота) или же за морскую державу? Заметьте, что некоторые страны уже воюют или готовы начать войну.
Прохождение игры Europa Universalis 4
Автор: Алексей Матвеев
Дата: 08.09.2013 01:02
+2
Поделитесь с друзьями:
28 306
Если у вас возникают проблемы при прохождении игры Europa Universalis 4, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и информацией к действию. Мы подробно описываем шаги, которые необходимо проделать, чтобы полностью пройти игру Europa Universalis 4. В наиболее сложных местах мы добавляем картинки, которые могут вам помочь. Прохождение Europa Universalis 4 читайте у нас на сайте.
Гайд для начинаюших
Europa Universalis IV – это игра, возможности которой крайне многочисленны и разнообразны. И прежде чем приступать к ней, необходимо узнать некоторые базовые моменты, чтобы упросить задачу её познания. Данный гайд должен помочь тем, кто не знаком ни с одной игрой серии EU, и содержит некоторые советы для стартовых начинаний.
Первым делом вам предстоит определиться с тем, какой страной вы будете править. Маленькие страны совсем не подойдут для начинающих, поскольку единственная их цель – выжить, и сделать это очень непросто. Начать лучше всего с крупного государства, и выбрать я бы посоветовал Португалию или Кастилию. За них говорит тот факт, что они держатся несколько обособленно от Европы, на её периферии. Таким образом, различные крупные войны, которые так или иначе коснутся вас в любом случае, будут проходить на расстоянии. То есть если на и вас попрет кто-то весьма сильный, скажем, Франция, то ей предстоит довольно длинный масштабный поход или плавание со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Итак, после того, как вы определились со страной и нажали кнопку «Старт», вам откроется полный интерфейс управления всеми делами и задачами. Обратите внимание на миникарту в правом нижнем углу экрана, над ней расположены кнопки – различные режимы просмотра нашей главной игровой карты. Наиболее удобный вариант, на котором я предлагаю остановиться – политический вид. В этом режиме все государства будут раскрашены в различные цвета, с ярким выделением границ и провинций.
Нажав кнопку в левом верхнем углу в форме щита с символикой вашей стран, вы откроете много интересных вкладок, каждая из которых представляет детальный интерес, так что советую просмотреть их все, если вы не сделали этого во время туторила. На первой вкладке идет информация о правительстве и о советниках. Если ваши доходы составляют менее 4-5 дукатов в месяц, то никого в помощники себе нанимать не стоит, поскольку ребята эти требуют довольно огромных зарплат.
А теперь поговорим о войнах. Большую роль в EU4 играют числа, поэтому тот, у кого больше войск – имеет очень значительное преимущество. Поэтому если на вас нападает кто-то более сильный, то лучше всего вести оборонительную войну, используя бонусы местности. Также неплохо заиметь генерала, должен же кто-то командовать всем этим предприятием. В случае агрессии одной из сверхдержав, ни в коем случае не лезьте на рожон и держите все войска в одном месте. Стоит провести переговоры и узнать, каковы требования противника, может удастся отделаться малой кровью. Нет, тогда нужно всячески изнурять врага, сопротивляться как можно дольше. Глядишь, кто-то решит воспользоваться положением, и выступит против нашего обидчика, пока тот еще не отошел от возни с нами.
Вот в этом и заключаются базовые вещи, которые должны помочь вам в ваших начинаниях в мире EuropaUniversalis 4. Обязательно пройдите туториал, там вы узнаете действие главных механик игры, но по настоящему познать все можно лишь только играя, разбираясь и не сдаваясь.
Гайд. Горячие клавиши.
Как и в любой RTS, в EU IV горячие клавиши играют очень важную роль, сокращая взаимодействие пользователя и интерфейса до минимума. Далее будут приведены наиболее важные из них.
Начнем с кнопок Q, W, E, R, T, Y. С их помощью можно быстро переключаться между различными режимами просмотра карты.
A – посадить или высадить юниты с борта транспортного корабля.
B – открыть меню строительства зданий.
D – разделить армии или корабли таким образом, чтобы оставшаяся часть могла успешно выдержить блокаду или держать осаду провинции.
F – найти какую-либо провинцию; перейти в главную провинцию вашего государства.
G – соединить несколько армий или кораблей в один отряд.
S – разделить армию пополам.
Z-X-C – выделить из объединенной армии только пехоту/кавалерию/артиллерию соответственно; в случае, если это морские юниты, то эти кнопки отвечают ли выделение тяжелых судов/ легких кораблей/Галер.
V – выделить из объединения кораблей транспортные суда; открыть меню найма войск.
L – открыть гроссбух.
F1 – открыть главное меню управления всеми государственными делами. В этом меню для переключения между различными вкладками можно использовать кнопки от ‘1’ до ‘0’.
F10 – сделать скриншот игрового окна в формате PNG.
F11 – сделать скриншот всей игровой карты на текущий момент.
+/- – увеличить/уменьшить скорость течения времени.
Торговля
Главными элементами торговли являются торговцы. По умолчанию каждая страна имеет два слота под них, однако это число может быть увеличено посредством Идей и решений. Более того, государства, имеющие устройства торговых республик имеют бонус в виде одного бонусного купца.
Отправляя своих торговцев в торговые узлы, можно дать им два типа указаний:
«Перенаправлять» торговлю в нужном направлении.
Чем больше ваше влияние в торговом узле, тем более жирный процент от всех доходов данного узла вы можете получить. Гораздо интереснее второй пункт – перенаправление торговли. Допустим, что у нас есть три узла А, Б и С, причем только в C мы имеем огромное влияние. Так вот, мы можем послать наших торговцев перенаправлять торговлю из A, через Б, и прямиком на С, установив выгодный маршрут трансфера денежных капиталов.
Объем денежных средств, которые вы способны собрать зависит, главным образом, от величины вашей Торговой Мощи (ТМ). Эта величина не измеряется в денежных единицах, она показывает, какой кусок от «всего пирога» находится в ваших руках. Для каждого торгового центра это значение отличается.
Торговая мощь зависит от:
Провинции. Чем больше провинций находится под контролем в регионе, тем более высокий показатель ТМ. Также постройка новых зданий увеличивает данный показатель.
Меркантилизм. Величина ТМ, создаваемая каждой провинцией, увеличится в два раза.
Торговцы. Увеличивают ТМ того региона, в который отправлены, в два раза.
Корабли. Каждый легкий корабль, который патрулирует торговый маршрут, увеличивает ТМ на 3 процента, причем это число увеличивается при использовании кораблей более новых моделей. Это отличный способ увеличить объем торговли. Главное, нужно определиться с количеством судов таким образом, чтобы доход был максимален. Чем больше будет финансирование морского флота, тем больше прибыли будет от торговли, так что при планировании бюджета и расходов старайтесь не экономить на этой области.
Если поместить торговца в столицу вашего государства, то этот маневр даст бонус в 10% к доходам. Однако, я бы посоветовал вам не делать этого, поскольку прибыль здесь собирается автоматически, а прибавка в 10% не так полезна, как посылка данного купца в другой узел. Конечно, это повлечет к снижению ТМ в столице, однако выгоды здесь будет значительно больше. Самым идеальным вариантов является создание трансферного маршрута, один конец которого находится в узле, привязанном к столице, а другой – в точке, где вы имеете значительный контроль.
Чтобы увеличить свою долю в торговом узле, вы можете накладывать Эмбарго на конкурентов. Эмбарго уменьшит ТМ соперников в узлах, где вы вместе имеете долю контроля. Это приведет к увеличению доходов других стран. Также в качестве штрафа придется потерять половину ТМ в любом другом узле. Таким образом, чем выше ваш показатель ТМ в выбранном узле, тем эффективнее накладывать Эмбарго.
Повысить эффективность Эмбарго на 33% можно при помощи Идей группы «Шпионаж». И, кроме того, у Англии есть национальная Идея, повышающая эту эффективность на 100%.
Europa Universalis 4, как и предыдущая часть, обладает очень обширной wiki базой знаний, поэтому, если у вас есть какие-то вопросы, то можете обратиться к ней, либо задать их здесь, и мы с радостью на них ответим.
Europa Universalis 4
Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем. последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.
Добрый Старый Свет
Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.
«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства. да мало ли что.
Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.
На Западном фронте без перемен
Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War, и не заноза в заднице, как в Civilization V. Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.
Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.
Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.
Карл у Клары украл корону
Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.
Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.
Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.
ЭТО ВАЖНО: количество дипломатических связей напрямую влияет на поступление соответствующего ресурса. В пределах четырех стран штрафа не будет, но если назаключать альянсов на пол-Европы, вскоре запасы очков дипломатии иссякнут.
Править караваны
Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.
Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.
ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.
Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.
Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.
Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.