Евангелие как читать с чего начать
Как правильно читать Библию
— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?
— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.
Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.
— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?
— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.
— Чем вызвано такое разночтение?
— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?
— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека.
— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?
— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4–5).
— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?
— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15–20 минут, чтобы прочитать одну–две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.
— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано.
— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?
— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми.
— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.
— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?
— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.
— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?
— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
— Все ли народы сегодня могут читать Библию на своем родном языке?
— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.
— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?
— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).
— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском).
— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.
— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?
— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.
— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?
— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.
С чего начать знакомство с христианством?
С чего начать изучение христианства? Как не потеряться в объеме знаний о Боге? Мы сформулировали для вас 5 шагов, которые необходимо пройти, чтобы познакомиться с учением Церкви. Проверьте, на каком из них находитесь вы.
5 шагов, которые вы найдете ниже, выстроены в том порядке, в котором мы рекомендуем их проходить. Исключение составляет лишь второй шаг – его можно сделать одновременно с первым.
Книги, которые мы рекомендуем в этой статье, вы можете приобрести на сайтах «Остров книг» и «Никея» со скидкой 10% по промокоду SMYSL.
Шаг 1. Начните читать Евангелие
Вы только начинаете знакомство с христианской верой? Тогда самый первый ваш шаг – прочитать Евангелие.
Что такое Евангелие?
Евангелие – это, в переводе с греческого, благая весть. Весть о том, что Бог стал человеком Иисусом, чтобы человек стал богом. Очевидцы этих событий – апостолы – записали свой опыт. Так появились 4 книги под названием «Евангелия».
Где найти Евангелие?
Там 4 Евангелия! С чего начать?
Евангелий, действительно, четыре. В идеале, прочитайте все их по порядку: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Однако если вам страшно забросить это чтение на полпути, начните с Евангелия от Марка – оно самое простое и динамичное.
Как правильно читать Евангелие?
Когда вы начинаете читать Евангелие, обратитесь к Богу своими словами: помолитесь о том, чтобы понять те смыслы, которые заложены в текст. Даже если вы еще сомневаетесь в том, есть ли Бог, попробуйте обратиться в Нему, выразите свои сомнения и попросите разрешить их.
В остальном, при первом прочтении Евангелия сосредоточьтесь только на том тексте, который перед вами. Сложные или непонятные места подчеркивайте (это совершенно нормально и правильно писать и подчёркивать в книге), чтобы потом, на следующих шагах, разъяснить их для себя с помощью толкований.
Шаг 2. Начните ходить в Церковь
Невозможно освоить профессию без практики. Тем более невозможно разобраться в сути христианской жизни по одним лишь книгам. Для того, чтобы понять, как живет христианин, начинайте ходить в Церковь.
Какую службу выбрать?
Как вести себя в храме?
Не бойтесь сделать в храме что-то неправильно: вы учитесь, Бога не оскорбят ваши ошибки. Однако чтобы чувствовать себя более уверенно, рекомендуем прочитать статью о том, как вести себя в храме.
Постарайтесь также познакомиться со священником и с другими верующими, которые посещают этот храм. Узнайте, есть ли какие-либо собрания вне богослужений, и постарайтесь регулярно их посещать. Задавайте там те вопросы, которые возникают у вас в ходе знакомства с христианством.
Шаг 3. Изучите катехизис
После того, как вы прочитали Евангелие и начали ходить в храм, смело беритесь за изучение катехизиса.
Что такое катехизис?
Катехизис – это основы христианского учения о вере (вероучения). В нем содержатся ответы на главные вопросы, которые могут возникнуть перед верующим. Такая книга всегда рассчитана на начальный уровень знаний, так как исторически катехизисы писали для тех, кто только еще готовится к вхождению в Церковь.
Зачем нужен катехизис?
Какой катехизис выбрать?
Шаг 4. Прочитайте послания апостолов
Что такое послания апостолов?
Послания апостолов – это письма, которые ученики Христа писали сообществам верующих из разных городов. Обыкновенно каждое письмо писалось в связи с той или иной ситуацией, сложившейся внутри общины и беспокоившей апостола. К примеру, коринфяне считали, что христианство дозволяет жить распутно, а галаты навязывали всем соблюдение пищевых (и не только) ограничений Ветхого Завета. Таким образом, каждое из писем отражает контекст той ситуации, в которой оно возникло.
Где найти послания апостолов?
Послания апостолов находятся в Новом Завете сразу после Деяний святых апостолов (их, кстати, тоже стоит прочитать). В электронном формате вы можете найти их по ссылкам, указанным на первом шаге. Рекомендуем также присмотреться к переводу посланий А. С. Десницкого.
Я ничего не понимаю в посланиях: что делать?
Послания значительно более сложные, чем Евангелие, и при первом знакомстве может оказаться так, что вам почти ничего не будет понятно. Это нормально. Это нестрашно. Очень сложных посланий всего два: к Римлянам и к Евреям – остальные более простые. Когда читаете, подчеркивайте то, что вам непонятно, чтобы потом обратиться к толкованиям. К примеру, можно послушать беседы арх. Ианнуария (Ивлиева).
Также вы можете найти курсы по некоторым посланиям на нашем сайте. В них мы очень подробно и с примерами разбираем смыслы текстов.
Шаг 5. Читайте богословскую литературу и Ветхий Завет
Теперь, когда вы прочитали большую часть Нового Завета, знаете основы вероучения и ходите в Церковь, самое время приступить к наиболее объемным и сложным разделам христианского учения: Ветхому Завету и богословской литературе.
Что такое Ветхий Завет?
Ветхий Завет – это первая часть Библии, в которой содержится история мира до пришествия в него Иисуса Христа. Это несколько десятков книг, написанных разными авторами в разные эпохи, отражающих историю взаимоотношений человека и Бога.
Зачем читать Ветхий Завет?
Ветхий Завет необходим для более объемного и глубокого понимания Нового Завета и Евангелия. И Иисус Христос, и апостолы, как вы уже наверняка заметили, проходя первые шаги, неоднократно ссылаются на ветхозаветных пророков. Для ранних христиан единственными священными книгами были книги Ветхого Завета: Евангелия, и послания написаны спустя несколько десятилетий после воскресения Христа. Кроме того, в книгах первой части Библии содержится множество мудрых наставлений и рекомендаций.
Как читать Ветхий Завет и не потерять веру?
Ветхий Завет очень сложен для понимания. Описания убийств, войн, преступлений встречаются в нем повсеместно. Нередко это вызывает смущение у читателя. Однако важно помнить, что книги Ветхого Завета описывают мир людей, который всегда далек от совершенства, а в древности был и еще более жестоким. Даже Богу Ветхий Завет нередко приписывает человеческие качества. Чтобы спокойно читать это, нужно понимать, что любой текст – это всего лишь несовершенный инструмент описания Того, Кто превосходит наше понимание. В эпоху до пришествия Христа люди иногда описывали Бога довольно жестоким, однако это не значит, что Он действительно жесток.
Еще одна сложность, которая может возникнуть у образованного человека, связана с естественнонаучной картиной мира, которую мы видим в Ветхом Завете: небесный свод, окна в нем, 6 дней творения и другие древние представления об устройстве мира. Здесь опять же важно вспомнить, что это всего лишь язык – способ описания мира, а не буквальные указания на реальность. Не стоит искать учебник естествознания там, где его никто не задумывал.
Богословская литература: с чего начать?
Ветхий Завет очень сложен, однако еще более сложна богословская литература. На этом шаге вы уже переходите на продвинутый уровень, который можно проходить бесконечно – настолько огромен объем текстов, написанных христианами за два тысячелетия истории нашей веры.
На этом шаге мы ограничимся несколькими рекомендациями:
Также начать знакомство с азами вероучения помогут «Дневники поста», специально разработанные для того, чтобы помочь человеку погрузиться в христианство на практике.
О чтении Евангелия. Беседа матушки Домники
Настоятельница нашего монастыря провела очередную беседу с сестрами. На этот раз она обратилась к насельницам обители с увещанием прилежать чтению Евангелия. Настоятельница напомнила известную истину, что Евангелие – это Книга, по Которой будет совершаться суд над человечеством. На Страшном Суде все люди будут поделены на тех, кто исполнил евангельские слова и тех, кто добровольно пренебрег ими. Соответствующей будет и участь каждого в Вечности. Матушка привела примеры чудесного изменения закоренелых грешников, просвещенных светом Божественных слов. Влияние этой Книги Книг на душу человека, на его внутренний мир матушка Домника сравнила с действием умной Иисусовой молитвы, когда от усердия и внимания неприметным образом преображается душа. Евангелие, по словам святых отцов, способно дать человеку все потребное для его души, и единственным препятствием к получению такого духовного богатства может стать только собственное нерадение.
Сегодняшнюю беседу мне хотелось бы начать немного издалека – с рассуждения, которое, мне кажется, у всех вас вызовет сочувствие. Как известно, очень многие люди мечтают встретиться с великим старцем. С таким, который сразу увидел бы всё, что творится в их душе, разъяснил бы причины их скорбей и бед, утешил бы, ободрил, и главное – сказал бы, как жить дальше. Ради этого люди готовы ехать на край света, преодолевать многие препятствия. Это относится и к нам, живущим в обители. Думаю, многие из нас иногда мечтают о том, чтобы получить духовное наставление от великого старца. Мы, бывает, думаем: «Вот если бы мне сейчас встретиться с таким старцем, как отец Иоанн (Крестьянкин) или отец Николай Гурьянов… Он-то мне точно открыл бы, что делать, явил бы мне волю Божию. Он бы мне так все разъяснил, что я бы сразу все поняла и изменила всю свою жизнь».
При этом мы забываем, что на самом деле нам совсем не обязательно ехать на край света, чтобы узнать волю Божию. Каждая из нас имеет возможность хоть ежедневно получать и откровение, и утешение, и ободрение. И все это в той же степени, как если бы она каждый день беседовала с великим старцем.
Все это может даровать нам Евангелие, если только мы будем правильно к нему относиться и правильно его читать. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о чтении Евангелия так:
«Самая беспредельная любовь Отца Небесного не могла даровать нашим душам лучшего дара, как сей великий дар Его милосердия». 1
И вот именно об этом мне хотелось бы сегодня поговорить – как пользоваться этим великим даром, как правильно читать Евангелие.
Может показаться, что этот вопрос не требует подробного рассмотрения. Ведь каждая из нас читает Евангелие ежедневно, знает, что это непременная обязанность христианина, и как будто не нуждается в дополнительных разъяснениях по этому поводу. Но дело в том, что иногда мы недооцениваем это делание и забываем – что есть Евангелие. А это главная книга нашей жизни. Как говорит святитель Игнатий, это «книга, которая решит нашу вечную участь. По ней мы будем судимы, и смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни» 2 . И нет ничего важнее для нас, чем правильно понимать Евангелие. Для этого нам нужно очень тщательно изучать его, читать толкования святых отцов. Но в то же время мне не хотелось бы, чтобы вы увлекались таким, если можно так выразиться, научным подходом к его чтению. С одной стороны, все мы обязательно должны знать святоотеческие толкования Евангелия, с другой – гораздо важнее, чтобы мы научились читать эту книгу просто, с открытым сердцем. Ведь Евангелие – это, прежде всего, живое слово Божие. Через него говорит с нами Сам Господь. И никакие наши познания о Священном Писании, никакие толкования, никакие размышления не скажут нам больше, чем может сказать Господь.
Когда мы берем в руки Евангелие, мы должны отстраниться от всего, отринуть всякое размышление и просто «погрузить ум в чудеса Божии» 3 , как говорит преподобный Исаак Сирин. И тогда мы почувствуем, что за словами Евангелия стоит живой Господь.
Замечательно говорит об этом старец Емилиан. Я зачитаю небольшой отрывок из его беседы. В ней он рассуждает о том, как должны читать Евангелие священнослужители во время богослужения, но думаю, все сказанное можно в полной мере отнести и к нам:
А в отношении к нам можно сказать: не будем никогда рассматривать чтение Евангелия только как некую обязанность, которую мы в течение дня должны исполнить. Каждый раз, когда мы открываем эту книгу, у нас должна произойти встреча с Богом. По словам старца Емилиана, Господь через Евангелие каждый день дарует нам откровение – наше личное, сегодняшнее откровение. Ведь что такое Евангелие? Это слово об откровении Бога. Бог открылся святым мужам, а они записали это откровение и через века передают его нам. Когда мы читаем Евангелие, мы можем сказать себе: «Событие, о котором повествует евангелист, – это и мое личное событие. Сейчас и у меня есть откровение. И откровение это есть Сам Христос, Который открывается мне, когда я читаю Его слова. Это живой Бог, Который взирает на меня, слушает меня и отвечает мне. Сегодня Он скажет мне нечто новое, касающееся именно меня и именно этого дня. Его слова наполнят мой разум и мое сердце и станут глубинной причиной моих дальнейших решений и поступков». Поэтому очень важно, чтобы в тот момент, когда мы читаем Евангелие, ум наш был свободным от всяких размышлений и попечений, чтобы он оставался ничем не занятым. И тогда божественное присутствие наполнит его.
Из жизни великих подвижников мы знаем, что все они именно так относились к чтению Евангелия. Оно никогда не становилось для них привычкой, а всегда было неповторимой, новой встречей с Богом. Приведу несколько примеров такого отношения к Евангелию.
Преподобный Парфений Киево-Печерский говорил:
Может быть, это высказывание не очень понятно, я его перескажу. Преподобный Парфений говорит, что чтение Евангелия сподобляет нас сердцем видеть Господа. И это делание преображает нас и ведет ко спасению, то есть к тому, чтобы в будущем веке мы удостоились созерцать Бога уже лицом к лицу. Вот самое главное, что находил преподобный отец в чтении Евангелия, – это сердечное зрение Бога и происходящее от этого духовное очищение и возрастание.
Святитель Игнатий советовал своим ученикам:
Более близкая к нам по времени подвижница, игумения Арсения (Себрякова), относилась к чтению Евангелия точно так же. Она с детства испытывала особую любовь к этой книге. И вот что она говорила, уже будучи в глубокой старости:
«Некоторые любят читать акафисты, каноны, я же больше всего люблю Евангелие. При чтении Евангелия какое-то особенное познание открывается душе. Евангелие ведь это Сам Христос. И если случится смутиться душою, если внешние дела и заботы отяготят меня, я спешу, как выпадает свободная минута, раскрыть Евангелие и прочесть хоть слово какое. Сейчас же почувствуешь облегчение, успокоение души, точно омоешь в нем душу от всего, чем она отяготилась!
Вот, наверное, самые главные слова – мы должны искать Господа в Евангелии, искать Его живое слово и Его силу.
Церковная история знает множество удивительных примеров того, как Господь через Евангелие являл Свою божественную силу, вразумлял людей, наставлял их на путь спасения. Мне хотелось бы привести несколько примеров. Начну с такого, очень выразительного, случая, о котором говорится в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Рассказывает один из собеседников странника:
Итак, даже самый вид Евангелия страшит и изгоняет демонов, сама эта книга, которую мы так часто держим в руках. Наш современник, старец иеросхимонах Константин (Шипунов), о котором вы все, наверно, слышали, давал своим духовным чадам такой совет: если не удается в течение дня прочитать даже несколько слов Евангелия, то нужно хотя бы приложиться к нему – и то будет польза. Но из этого, конечно, не следует, что нам достаточно только прикладываться к Евангелию. При любых обстоятельствах мы должны стараться каждый день прочитывать хотя бы две главы из него, для нас это жизненно необходимо. Ведь самая могущественная сила содержится в словах Евангелия – словах, напитанных Духом Святым.
Похожего видения сподобился преподобный Парфений Киево-Печерский. Вот как он об этом рассказывает:
Слово Божие – это огонь, и когда мы читаем Евангелие, мы непременно должны это ощущать. Конечно, нам не следует ждать каких-то чудесных видений, но почувствовать в своей душе действие евангельского огня мы, конечно, можем. Это выражается и в том, что во время чтения Евангелия мы чувствуем некое утешение. И в том, что евангельский свет просвещает наш ум, являя нам истины Господни. И в том, что огонь Божественных словес попаляет наши страсти, даже если мы это не вполне осознаем. Иногда эти действия бывают очень сильными, и преображение человека совершается в один миг. Мне хотелось бы привести несколько примеров, ради того чтобы вы могли представить себе великую силу слова Божия.
Древнее предание рассказывает:
Другой пример рассказывает святитель Василий Кинешемский в своих «Беседах на Евангелие»:
«Вот преподобномученица Евдокия, первоначально великая грешница, очищенная и преображенная словом Божиим, подобно тому горящему углю, который взял клещами с жертвенника Господня шестокрылатый Серафим, чтобы коснуться уст пророка.
В миру ее звали Марией. Она была дивно хороша собой, и в этом было ее несчастье. Успех, лесть, всеобщее поклонение вскружили ей голову. Мария вела суетную, легкомысленную светскую жизнь, снаружи нарядную и блестящую, но по содержанию пустую и пошлую. Пиры, развлечения всякого рода заполняли все ее время, не давая ей опомниться, прийти в себя. Но под внешностью светской львицы таилось доброе сердце и отзывчивая душа. Это ее спасло.
Однажды около той гостиницы, где пировала Мария, окруженная толпой поклонников, остановились в нерешительности два старца-инока. Видно было, что они пришли издалека. Их ноги и одежда были покрыты пылью, избитая, потрепанная обувь говорила о дальней дороге. Они были утомлены, и им хотелось отдохнуть в гостинице, но звуки музыки и веселое общество их пугали. Наконец они решились войти. Их поместили рядом с пиршественным залом в комнате, отделявшейся лишь тонкой перегородкой.
Шумная оргия продолжалась. Слышались бесстыдные речи. Опьяненная Мария танцевала соблазнительный, сладострастный танец.
Кто-то вспомнил о старцах.
– Посмотрим, что они делают? То-то, должно быть, намолятся!
– Оставьте их в покое, – сказала Мария с улыбкой.
Но уже несколько беспутных гуляк столпились у перегородки, прислушиваясь к тому, что делалось за ней.
– Тсс…Тише! Что-то читают! Послушаем!
Шум умолк. В наступившей тишине слышался слегка заглушенный стеной голос читавшего старца.
“И вот женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы Своей, и целовала ноги Его, и мазала миром”
– Вот нашли место для подобных чтений! – воскликнул один из молодых гуляк. – Эй, вы там.
– Оставь! – вскричала Мария. Лицо ее становилось все серьезнее по мере того, как развертывалась чудная евангельская история о прощенной грешнице. Она сама не понимала, что с ней делалось.
Старческий голос продолжал:
“А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много”.
– Ну, ты-то уж не станешь заботиться об этом! – шепнул Марии самый юный из гостей.
– Прочь от меня все! Оставьте меня.
В ее сердце горели эти дивные слова о прощении, о спасении, о милосердии Божием. Так засохшая земля жадно глотает влагу весеннего дождя.
Смущенные гости расходились. Мария бросилась за перегородку к изумленным старцам. Мгновенное изумление последних сменилось негодованием.
– Уйди от нас! – сказал один из них сурово. – Или нет в тебе стыда?!
– Отцы, не отвергайте меня! Я – грешница, но Господь не отверг блудницы.
Еще один случай рассказывает святитель Николай Сербский. Этот случай был не так давно – в начале XX века. Известный японский разбойник Токисо Иси, грабитель и убийца, совершенно переменился от одной евангельской фразы. Это произошло с ним, когда он находился в заключении, ожидая приговора за свои преступления:
Впоследствии этот человек, о котором рассказывает святитель Николай, покаялся в своей преступной жизни, признал перед властями свою вину в совершенном убийстве.
Можно привести еще много примеров того, как Господь Своим евангельским словом преображал даже великих грешников. Какое же отношение это имеет к нам? Для нас важно помнить, что и с нами Господь говорит через Евангелие, и на нас являет Свою силу, и нас хочет таким образом спасти. Хотя мы и не совершаем смертных грехов на деле, но мы так же нуждаемся в полном преображении своей души, как эти грешники. И Господь подает нам это преображение через чтение Евангелия. Конечно, далеко не всегда это происходит столь явно и быстро, как в описанных случаях, – как правило, мы оказываемся не способны на столь великое покаяние. Однако немало уже и то, если мы каждый день под действием евангельских слов совершаем хотя бы небольшой шаг к Господу, укрепляемся в духовной борьбе, и наше внутреннее устроение постепенно изменяется.
Мне вновь хотелось бы привести примеры того, как читали Евангелие подвижники благочестия, чтобы мы могли у них поучиться этому.
Например, митрополит Вениамин (Федченков), прибегнув к чтению Евангелия и самому простому его объяснению, помог одной из свои духовных дочерей избавиться от помыслов неверия, которые сильно бороли ее. Вот как он рассказывает о своей беседе с этой молодой женщиной:
«И вдруг мне пришла мысль: прочитать ей что-либо из Евангелия.
– Мы с вами не будем сейчас доказывать бытие и истину мира. А просто посмотрим ее. Увидим своими очами.
– Как? – удивленно спрашивает она с радостной тайной надеждой выйти из охватывавшего ее ужаса сомнений.
– Вот Евангелие. Что такое оно есть? Мы говорим: “Откровение Божественное”, “Слово Божие”. Если откровение, то оно не доказывает, а просто показывает, открывает нам тот мир, его несомненную действительность и истину. Ну, вот я открою, где попало; и мы с вами прочитаем и увидим тот мир.
Я открыл случайно Евангелие от Марка, и пальцы упали на конце пятой главы. Читаю ей про воскрешение дочери архисинагога:
“И взяв девицу за руку, говорит ей (Христос): «Талифа, куми!», что значит: «Девица, тебе говорю, встань». И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал; и сказал, чтобы дали ей есть” (ст.41 – 43).
– Ну, посмотрите, – говорю. – Разве же не очевидно вам, что все это записано достоверными очевидцами?! Ну, скажите: зачем бы им писать о девочке-полудевице, что она по воскресении, “начала ходить” по комнате?! Не все ли равно: ходила ли, сидела ли? … И, однако, эту деталь очевидцы заметили и записали. Святой евангелист Марк, как известно, писал со слов своего учителя апостола Петра, который был при этом чуде с Иоанном и Иаковом. И их самих удивило это хождение: только что была мертвою, а теперь уже гуляет, как здоровая. Известно же, что дети не любят сидеть, а любят двигаться, делать что-нибудь. И Апостол объяснил именно этим: ей было тогда еще лишь “около двенадцати лет”. Девочка еще. А потом: “Дайте ей есть”… Другая замечательная деталь: хотя и ходила она по комнате, но от болезни все же ослабла; и Спаситель и об этом позаботился. Ну, – говорю, – скажите сами (вы – честная и умная девушка), разве не очевидно всякому непредубежденному уму и сердцу, что все это действительно было? Ну, разве же в самом деле не открылось и вам, что все это – истина? А если истинны эти 2–3 стиха, то истинно и все, что выше и ниже написано о Христе и об Отце Его и о Духе Святом и вообще все то, что открыто в Евангелии о том мире?! Скажите сами.
– Да, это верно! – тихо подтвердила смущенная писательница. – Это правда.
Владыка Вениамин рассказывает, что вскоре после этого девушке во время Причастия явился Сам Господь.
Интересный пример из своей жизни приводит игумения Арсения:
Интересно, что такое понимание евангельских чудес совпадает с поучением святителя Игнатия. Он пишет:
В рассказе игумении Арсении есть еще один момент, на который мне хочется обратить ваше внимание. По ее собственному признанию, она искала в Евангелии поучение, но находила только рассказы о чудесах, однако именно они и оказались для нее лучшим поучением. Надо заметить, что так бывает довольно часто. Когда мы читаем Евангелие, мы находим в нем совсем не то, что искали, но зато именно то, что нам в данный момент нужно. Как говорит преподобный Петр Дамаскин:
Это еще одно свидетельство того, что мы постигаем евангельские истины не собственным рассуждением, а Сам Господь через Евангелие говорит с нами и вразумляет нас, и помогает нам.
Мне хотелось бы вновь подчеркнуть, что Евангелие мы должны читать очень просто, отложив всякое размышление. Можно привести еще один пример такого чтения – из книги митрополита Вениамина «О вере, неверии и сомнении». Вот что рассказывает Владыка о самом себе:
Так происходит и у нас. Когда мы начинаем читать Евангелие рассудочно, пытаемся истолковать его по своему разумению – тогда свет евангельский для нас угасает, и мы не видим ничего, кроме букв. И наоборот, когда нам удается смириться и читать просто, с верой, отбросив все рациональное, – тогда мы вновь созерцаем в Евангелии Живого Господа. Само восприятие Евангелия у нас тогда совершенно меняется, каждое его слово становится источником глубоких чувств. Можно привести простой пример того, как это бывает. Например, мы читаем в Евангелии такие слова: «Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» ( Лук. 5, 3 ). Прочитав эти простые слова, мы вдруг живо осознаем – какое это великое чудо! Бог, сотворивший Небо и землю, ступает по земле, Бог, Властитель мира, входит в лодку, как простой рыбак! Он стал человеком ради меня, Он сошел на землю, подошел совсем близко ко мне и хочет сказать мне слово истины. И мы изумляемся любви Божией, исполняемся благодарности, страха, радости. Конечно, для нас это было бы невозможно, если бы мы пытались постичь Евангелие только рассудком.
Приведу еще один пример того, как читали Евангелие подвижники. Архимандрит Игнатий (Малышев), ученик святителя Игнатия Брянчанинова, впоследствии настоятель Троице-Сергиевой пустыни, рассказывал своим духовным чадам о том, как он читал Евангелие в детстве. Тогда он, конечно, еще не мог читать Евангелие рассудочно – просто в силу своего возраста. Он читал его по-детски просто. И именно такое чтение являлось для него источником духовного наслаждения и помогало терпеливо переносить скорби. Скорбей же у него было немало. Он был тогда прислугой в купеческом доме и одна из женщин, прислуживавших там же, часто бранила и обижала его без всякой вины, ей было совершенно невозможно угодить. В этой беде мальчика утешало только чтение Евангелия. Вот как он об этом рассказывает:
Из этого краткого эпизода мы можем сделать еще один важный вывод. Чтение Евангелия способствовало тому, что еще в детстве подвижник положил начало одной из главных христианских добродетелей – смирению. И если мы будем читать Евангелие так, как читал его этот мальчик, – с детской простотой и верой, – то будем постепенно избавляться от страстей и стяжевать добродетели. Может быть, мы даже не будем замечать, как это происходит, но это обязательно произойдет, и по прошествии времени мы увидим в себе удивительное изменение.
Мне хотелось бы вновь зачитать пример из книги «Откровенные рассказы странника», из которого ясно видно, как чтение Евангелия незаметно исцеляет душу от самых тяжелых недугов. Этот случай рассказал страннику один капитан. Некогда он имел страсть к винопитию и не знал, как побороть ее, пока однажды Господь не послал ему неожиданную помощь.
«В одно время я с раздумьем сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах с книжкой для сбора на церковь. Кто что мог – подали. Он, подошедши ко мне, спросил: “Что ты такой печальный?” Я, разговорившись с ним, пересказал мое горе; монах, сочувствуя моему положению, начал: “Точно то же было с моим родным братом, и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие да и накрепко приказал, чтобы он, когда захочет вина, то, нимало не медля, прочел бы главу из Евангелия; если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет он капли хмельного не берет в рот. Поступай-ка и ты так, увидишь пользу. У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе”.
Выслушав это, я сказал ему: “Где же помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не могли удержать меня?”. Я сказал сие так, потому что никогда не читывал Евангелия. “Не говори этого, – возразил монах, – уверяю тебя, что будет польза”. На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал да и говорю: “Не возьму я его; тут ничего не поймешь, да и печать церковную читать я не привык”. Монах продолжал убеждать меня, что в самих словах Евангелия есть благодатная сила; ибо писано в нем то, что Сам Бог говорил. “Нужды нет, что не понимаешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал, если ты слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут; а ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению бесов. Да вот тебе еще скажу: Иоанн Златоустый пишет, что даже та самая храмина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы и бывает неудобь приступна для их козней”.
Этот случай является очень подходящим примером для всех нас. Вы, наверно, помните Батюшкины слова, – он говорит об этом довольно часто, – о том, что человека может опьянять не только вино, но и действие любой страсти. Гнев, блудная страсть, уныние, тщеславие точно также помрачают наш ум, как вино. Но каждая из нас имеет возможность, как этот капитан, читать Евангелие во время действия страсти. И каждая, если будет так делать, обязательно почувствует благотворное действие евангельских слов. Причем это происходит даже тогда, когда мы не до конца понимаем смысл евангельских поучений.
Например, каждый раз, когда вас сильно борет уныние, хорошо сразу начинать читать Евангелие. Хотя в этот момент вам, может быть, очень не хочется этого делать и кажется, что ничто уже не поможет вам в вашем состоянии. Все же заставляйте себя читать – и вскоре почувствуете облегчение. Либо какие-то слова вдруг откроют вам, что никаких причин для уныния нет, либо само по себе чтение Евангелия доставит радость, и страсть уныния просто перестанет действовать.
И так можно поступать во время действия любой страсти. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил следующее:
«Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой и при одном только взгляде на него отрешается от всего житейского. Если же присоединяется и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшей, так как с ней беседует Бог через эти Писания. Даже если ты не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение».
Постоянное внимательное чтение Евангелия исцеляет душу и приводит ее в правильное устроение. Об этом есть два хороших поучения в древних патериках:
Итак, евангельские слова действуют на нас благотворно, даже если мы не можем сразу постичь их смысл. Из этого, однако, не следует, что мы можем читать Евангелие расслабленно и невнимательно, как бы предоставлять Господу действовать, а самим не делать ни малейшего движения навстречу. Нет, имеется в виду совсем не это. Речь идет о том, что, когда мы читаем Евангелие, мы постигаем его не столько благодаря своему рассудку, сколько благодаря благодати Божией. И читать мы должны с усердием, вниманием, напряжением всех сил души в стремлении к Богу.
В этом смысле чтение Евангелия можно сравнить с молитвой. Точно также как в молитве мы предстоим пред Господом и просим Его помиловать нас, так и читая Евангелие, мы мысленно зрим Христа и ожидаем от Него милости, вразумления, ободрения.
Кстати, отец Андрей (Машков) говорил, что Евангелие нужно читать так же, как молиться. Причем это касается и внешней, и внутренней стороны этого делания. Отец Андрей всегда наставлял своих духовных чад, что Евангелие – это Сам Спаситель, и читать его нужно непременно стоя или, если совсем нет сил, – на коленях. Мы должны, как свеча, стоять пред Господом, – так он говорил.
Но конечно, как в молитве главное – это внимание, усердие, так и при чтении Евангелия мы должны стараться хранить внутреннюю собранность, заключать ум в Божественные слова, отвергая при этом все помыслы.
Святые отцы также сравнивают чтение Евангелия с умным деланием – именно с Иисусовой молитвой. Они говорят, что Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все евангельские истины и что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия. Если помните, в начале беседы я зачитывала слова преподобного Парфения Киево-Печерского: «Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами» 23 . То есть Евангелие – это высшая молитва.
Говоря о том, как нужно читать Евангелие, святые отцы предлагают те же советы, которые подходят при упражнении в Иисусовой молитве.
Например, преподобный Ефрем Сирин говорит, что читать нужно с усердием и прилежно, с великим вниманием – так, как если бы мы были обязаны пересказывать то, что прочитали. Интересно, что отец Андрей (Машков) это наставление святого отца проводил в жизнь. Он иногда делал так: подходил к какой-нибудь сестре и просил пересказать Евангелие, которое читалось в этот день за Богослужением. И если она не могла вспомнить, он говорил: «Ты не была на службе. Ты, наверно, на базаре была». Вот и мы должны так же читать и слушать Евангелие, как будто потом нас могут попросить его пересказать.
Святитель Игнатий тоже говорит о внимании, но при этом отмечает такую деталь – внимание должно быть буквально к каждому слову. Так же, как в молитве, в Евангелии каждое слово полно жизни и смысла. Вот что говорит святитель Игнатий:
Наконец святитель Иоанн Златоуст замечает, что чтение Евангелия ненавистно бесам, и они стараются препятствовать этому деланию. И так же, как в молитве, нам просто не нужно обращать внимания на их приражения:
«Когда будешь читать, смотри, чтобы тебя не отвлек враг, говоря: прежде всего сделай вот это дело, и тогда будешь беззаботно читать. Когда он это подсказывает, то внушает, чтобы этим занятием удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека читающим с напряжением и пользой, он нападает этими средствами и многими иными, ища, чтобы препятствовать этому».
Святые отцы вообще отмечали, что чтение Евангелия и молитва связаны между собой неразрывно. Они называли эти делания сопредельными и говорили, что молитва помогает уразуметь смысл Евангелия, а чтение Евангелия содействует молитве.
Так, святитель Игнатий говорил:
Та же мысль есть в писаниях преподобного Исаака Сирина:
И он же объединяет эти делания в одно:
Вероятно, вы и сами замечали, что во время богослужения или правила часто становится легче молиться после того, как священник прочтет Евангелие или после того, когда придут на память какие-то особенно важные для нас евангельские слова. Старец Емилиан рассказывает в одной из своих бесед, что перед богослужением он всегда читает Евангелие. Вот что он говорит:
Можно еще сказать, что чтение Евангелия и молитва дополняют друг друга, одно делание является продолжением другого. Каким образом? Часто бывает, что, когда мы молимся, то мы хотим не только обращаться к Богу, но и услышать ответ от Него. И Господь отвечает нам, подавая некое благодатное состояние. Однако мы не всегда удовлетворяемся этим, мы хотим услышать ясный ответ, как если бы Сам Спаситель явился нам и сказал какие-то слова. И вот такой ответ мы получаем через Евангелие. Это бывает тогда, когда те или иные евангельские слова вдруг не только становятся понятными нашему уму, но проникают вглубь нашего существа и звучат в самом сердце. Мы не просто логически осознаем, что нужно исполнять какую-либо заповедь, но чувствуем это всем сердцем. Именно тогда мы становимся не только слышателями слова Божия, но и творцами.
Существует и еще одна общая черта в этих двух деланиях – молитве и чтении Евангелия. Через Евангелие, как и через молитву, нам открывается реальность в истинном ее виде. Если мы редко молимся и мало читаем Евангелие, то мы воспринимаем окружающий нас мир и все происходящие в нем события очень искаженно. Мы смотрим на них лишь земным взглядом, а на сердце нашем лежит завеса. Когда мы обращаемся к слову Господню, тогда эта завеса с нашего сердца спадает. И вместо ветхого, плотяного взгляда мы обретаем взгляд новый – начинаем видеть все сердцем. Любую вещь и любую ситуацию мы воспринимаем с точки зрения вечности. Для примера можно вспомнить одно событие из Евангелия. Во время проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме с неба прозвучал глас Божий, возвещавший Спасителю славу. Но люди, собравшиеся вокруг Господа, услышали только гром. На сердце их лежала завеса, которая не позволила им услышать истину. Когда мы читаем Евангелие, для нас раскрывается подлинное содержание жизни, которое без этого чтения остается для нас сокровенным.
Но конечно, это происходит не сразу. Чтобы наши ум и сердце переменились под действием Евангелия, нам нужно долго и часто упражняться в его чтении. И в связи с этим мне хотелось бы отметить еще одно важное сходство в молитве и чтении Евангелия – это необходимость постоянства. Нам иногда очень не хватает этого качества. Бывает так, что мы вдохновляемся наставлениями святых отцов, беремся за какое-то делание, но, не видя в течение долгого времени плодов, – разочаровываемся и оставляем этот подвиг. А между тем от постоянства зависит успех любого духовного делания.
Мне хотелось бы, чтобы мы никогда не ослабевали в усердном, внимательном чтении Евангелия. Оно должно стать для нас некой ненасытимой потребностью. Хорошо бы, если бы помимо обязательных двух глав Евангелия в день мы старались иногда прочитывать еще главу или две, использовали бы свободные минуты для того, чтобы прочесть хотя бы несколько фраз. Кстати, отец Андрей (Машков) говорил своим чадам, что Евангелие нужно читать по три-четыре главы в день, не меньше. Сам он читал Евангелие очень много. Его духовные чада всегда видели его либо занятым ремеслом (и при этом он непрестанно произносил Иисусову молитву), либо читающим Евангелие. Каждый раз, когда он делал перерыв в работе, он вставал на колени и читал Евангелие. Его духовные чада предполагают, что таким образом он прочитывал по одному евангелисту в день.
Кстати, многие подвижники совершали нечто подобное. Нам, немощным, сейчас это представляется подвигом, но для них этот подвиг был, по выражению святителя Игнатия, «сладостным». Например, уже упомянутый преподобный Парфений Киево-Печерский прочитывал каждый день по одному евангелисту и благословлял на это и своих духовных чад. А многие древние отцы считали своей обязанностью знать Евангелие наизусть. Так, например, преподобный Пахомий Великий и все его ученики заучивали Евангелие. И в наши дни известны примеры такого ревностного отношения к этой книге. Игумения Таисия (Солопова), еще будучи, как тогда говорили, институткой, выучила Евангелие наизусть. Вот что она пишет в своих воспоминаниях:
Конечно, не многие из нас способны повторить подвиг игумении Таисии. Но для каждой из нас вполне доступно и естественно чувствовать тягу к Евангелию, каждодневную потребность в слове Божием. Преподобный Зосима Верховский в «Поучении о послушании» называет слово Божие манной небесной, хлебом ангельским, «имже питаются души, Бога алчущии» 30 . Можно сказать, что мы должны читать Евангелие так, как голодные едят. Душа наша требует этой небесной пищи, она необходима ей для жизни, для спасения.
Зачитаю одно древнее поучение, в котором ярко выражена эта мысль:
Итак, я призываю вас к тому, чтобы вы читали Евангелие неленостно, со вниманием и усердием и одновременно с верой в Божие милосердие, с открытым сердцем, простым, не рассуждающим умом.
В заключение же беседы мне хотелось бы напомнить еще об одной важной вещи. С нами иногда бывает, что мы читаем Евангелие вроде бы правильно, выполняем все наставления святых отцов, стараемся, чтобы было и внимание, и благоговение, и вера, – но при этом чтение все же кажется нам скучным, и сердце никак не отзывается на евангельские слова. Что это значит? Что Господь почему-либо отвернулся от нас? Или что Евангелие утратило свою силу?
Ответ на это содержится в словах преподобного Ефрема Сирина: «Если слушать слово Божие тяжело для твоего терпения, то тем паче тяжело для тебя исполнение его на деле. Заключай из этого о себе, что ты нерадив».
Когда Евангелие ничего не говорит нам, это не значит, что Господу нечего нам сказать. Это значит, что мы впали в нерадение, оставили духовный подвиг, – и просто мы сами отказываемся от Божественного откровения и силы Христовой.
По точнейшему выражению святителя Игнатия, читать Евангелие необходимо не только глазами, не только умом, но самой своей жизнью. И только по мере исполнения евангельских заповедей нам открывается таинственный смысл и великая сила Божественных слов.
Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М.: «Паломник», 2007, т. 8.