Евреям обрезают что и как
Как проводится обряд обрезания у евреев
Обрезание у евреев – важный признак принадлежности к иудаизму. Согласно древним законам только обрезанный мужчина считается истинным евреем. Удаление крайней плоти имеет психологический и социальный подтекст. Кроме того, большинство людей сходятся во мнении, что процедура важна для здоровья.
Особенности обрезания у евреев
Ритуал представляет собой отсечение крайней плоти на пенисе. Его практикуют в разных уголках мира. У евреев иссечение плоти или циркумцизия связана с древними традициями их народа.
Обряд обрезания – символ служения Всевышнему, и он указывает на принадлежность к иудейской расе.
По религиозным соображениям и в соответствии с заповедями, во время Шабата не допускается пролитие крови. Но обрезание, которому в жизни еврейского народа придается особое значение, является исключением.
В Священном Писании евреев – Торе – отмечено, что праотец Авраам заключил соглашение с Богом и провел ритуал обрезания крайней плоти. И в наши дни, следуя заповеди, каждый новорожденный еврейский малыш должен пройти процедуру брит-мила. Так народ подчеркивает свою приверженность иудаизму и избранность среди других.
С медицинской точки зрения, удаление крайней плоти важно не только как часть религии. Оно проводится из соображений личной гигиены. Считается, что циркумцизия полезна для репродуктивного здоровья мужчины.
Как сегодня соблюдают традицию
Еврейским мальчикам назначают обрезание на 8-ой день после их рождения. Именно столько времени новорожденным отводят, чтобы адаптироваться к жизни вне материнской утробы. Кроме того, малыш к этому времени должен пережить субботу. Традиции допускают проведение процедуры позже, если ребенок болел или были другие не менее важные обстоятельства.
Не делают обрезание у иудеев, если до этого ребенка у матери умерло после процедуры 2 сына. Этот факт не отменяет циркумцизию, а отсрочивает ее до взросления.
Малышам манипуляцию может проводить отец. Считается, что мужчина, не обрезавший сына, сокращает собственную жизнь.
Еврейский народ высоко чтит традиции и верит во все предсказания, поэтому их не игнорирует.
Если еврейское обрезание не сделано до 13 лет, удаление крайней плоти осуществляет специально обученный человек – мохел. По еврейским канонам тринадцатилетний юноша уже взрослый и отвечает за себя сам. По этой причине мальчик может самостоятельно определить день для операции, в ходе которой будет сделано обрезание.
Циркумцизию лучше проводить в младенчестве, тогда новорожденный получает имя и становится полноправным членом общества, истинным приверженцем веры. Только евреи-хипстеры не делают обрезание, они не следуют старым обычаям.
Как проводится циркумцизия
Осуществлять священный ритуал у евреев принято в синагоге. Обрезание в иудаизме проводят истинные мохелы – мужчины еврейской национальности, у которых иссечена крайняя плоть. День обрезания становится большим семейным праздником, поэтому после обряда принято устраивать торжественную трапезу. На нее приглашаются все близкие и друзья семьи.
Сама манипуляция состоит из трех частей:
Делает все могель – человек, который имеет специальное разрешение. Держать во время обрезания малыша на руках считается особой честью – ее доверяют сандаку.
Иссечение крайней плоти проводят в присутствии 10 мужчин старше 13 лет, как того требует обычай.
Перед процедурой произносится благословение, далее, специальным ножом по кругу обрезают кожу, которая покрывает головку пениса. Выступающую кровь отсасывают трубочкой или ртом.
По древним традициям половой орган после манипуляций посыпают перетертым древесным порошком или ликоподием. В современном мире к таким средствам прибегают редко. Обрезание проводят без обезболивающих препаратов. Швы на кожу не накладываются, а в случае кровотечения для его остановки применяют тугую повязку.
За и против обрезания
Единого мнения о необходимости обрезания нет. У процедуры есть свои достоинства и недостатки, которые не касаются психологической стороны.
Крайняя плоть усеяна рецепторами. Они обеспечивают высокую чувствительность органа. Головка пениса менее чувственна, и, когда кожу убирают, длительность полового акта значительно увеличивается.
Евреи считают обряд больше традицией, чем необходимостью. Но существует мнение, что циркумцизия способна предупредить развитие некоторых заболеваний, снизить риск рака, воспалительных процессов в мочевыводящих путях. Многие специалисты уверены: удаление подверженной травмам крайней плоти снижает риск инфицирования СПИДом.
Кроме плюсов, иссечение кожи, покрывающей головку полового члена, имеет также несколько весомых аргументов против:
Традиционное обрезание у евреев проводят без анестезии. Хотя ребенок ничего не понимает, угроза болевого шока остается. В последнее время для снижения боли все же стали использовать местное обезболивание.
Если у новорожденного есть проблемы с кроветворением, возрастает риск кровотечения, что опасно для жизни. После операции швы не накладывают, а свежая рана остается открытой. Из-за этого высока вероятность проникновения инфекции и развития воспалительного процесса, вплоть до сепсиса.
Нельзя забывать, что, пока ребенок маленький, головка полового члена очищается самостоятельно, а вот уже подростку необходимо более тщательно следить за гигиеной. Крайняя плоть защищает от проникновения болезнетворных бактерий. После ее удаления не остается естественной преграды для патогенов, поэтому священный ритуал и еврейская традиция могут быть очень опасны как для здоровья, так и для жизни ребенка.
Обрезание в исламе и иудаизме: История, Методика, Польза и вред
Обрезание (циркумцизия) — это хирургическое удаление крайней плоти у детей и взрослых мужского пола. Для чего мусульманам обрезание? Целью оперативного вмешательства могут послужить совершенно разные причины:
История
Некоторые специалисты считают, что обряд пришел к нам из древнего мира, где он играл роль религиозного ритуала, заменяющего жертвоприношение. Одними из первых народов, проводивших обрезание, были египтяне — процедуру делали мальчикам 14 лет, выходцам из высших слоев общества. Обряд использовали, как символ зрелости мужчины, что давало ему право на женитьбу.
На протяжении всей истории евреев часто преследовали и даже приговаривали к смертной казни за проведение ритуала над своими детьми. Чтобы скрыть факт причастия к иудаизму, многим его последователям приходилось идти на операцию по восстановлению крайней плоти — анциркумцизию.
В исламе
У мусульман обрезание (хитан, суннат, хатна) воспринимается, как отрешение от земных грехов и важная часть духовного возвышения, хотя в Коране оно ни разу не упоминается. В исламе обрезание символизирует избавление от гнева, зависти, гордыни. В обмен, мужчина обретает любовь и защиту Аллаха.
Согласно сунне (священное предание мусульман), обрезание назначают на 7 день после рождения. С наступлением совершеннолетия, хитан считают обязательным. Процедуру может проводить человек другой веры. На данный момент, операцию все чаще проводит квалифицированный врач с применением местной анестезии.
В иудаизме
Обряд обрезания (или брит-мила) у евреев — символ совершенствования человека и его союза со Всевышним. Согласно традиции, церемонию проводят на 7 день после появления ребенка на свет (не включая сам день рождения). Неделю выжидают для того, чтобы убедиться, что ребенок здоров, а также чтобы избежать возможных осложнений.
Обрезание разрешено проводить любому еврею как мужского, так и женского пола. Но в основном, для этого есть специально обученный человек — моэль, имеющий медицинскую подготовку.
По традиции, процедуру проводили в синагоге рано утром, но сейчас брит-мила чаще совершается дома, в присутствии раввина и десяти мужчин возрастом старше 13 лет. Также обязательно присутствие кватеров (мужчина и женщина, часто супружеская пара, которые вносят ребенка в помещение где проходит обряд) и сандака (аналог крестного родителя, почетное звание), который держит младенца на руках во время церемонии.
В христианстве
“Обрезание Христово” христиане считают духовной, а не физической практикой. И заменяют привычное евреям и мусульманам иссечение плоти на крещение, что тоже символизирует очищение от грехов, обновление и присоединение человека к Богу.
Несмотря на это, некоторые православные церкви продолжают практиковать раннехристианские (иудейские) традиции, в число которых входит и обрезание, проводимое прямое перед крещением ребенка.
Методика
В иудаизме церемонию традиционно проводят с помощью лезвия, заточенного с обеих сторон. Крайнюю плоть обрезают по всей окружности, разрезают слизистый внутренний листок крайней плоти, отсасывают кровь и посыпают рану толстым слоем ликоподия (пыльца дерева, оказывающая антисептическое и противовоспалительное действие).
Если процедуру проводит врач, то все происходит несколько иначе: на половой орган устанавливают специальный зажим и по его краю обрезают крайнюю плоть. Зажим также применяют вместо швов для остановки кровотечения.
Существует еще один метод иссечения — “гильотина”. Доктор максимально оттягивает крайнюю плоть на особое приспособление, лезвие которого падая отрезает часть кожи, затем накладывают швы из саморассасывающегося материала.
Для младенцев во время операции анестезию не применяют, чтобы не нанести вред организму. Для взрослых мужчин могут применять местную анестезию, но если процедура производится по религиозным соображениям, то обезболивание не применяется, так как считается проявлением слабости.
Польза и вред
В современной медицине мнения насчет циркумцизии разделяются.
Некоторые специалисты считают операцию положительно влияющей на здоровье и личную гигиену мужчины. После проведения процедуры, кожа в месте удаления крайней плоти становится более грубой, что ограждает ее от проникновения патогенных микроорганизмов.
По данным исследований, проведенным в Африке, необрезанные мужчины заражаются чаще, чем подвергшиеся обрезанию. А риск заразиться ВИЧ во время полового акта уменьшается после циркумцизии.
Обрезание по медицинским показаниям проводят детям и взрослым страдающим фимозом — заболевание характеризуется сужением крайней плоти и неспособностью обнажить головку члена. Это мешает нормальному очищению органа от скопившейся смегмы, что приводит к воспалению.
С точки зрения урологии, фактом, говорящим в пользу обрезания, считают снижение чувствительности и продление полового акта, избавление от проблемы преждевременного семяизвержения.
Видео
Обрезание. Суть и цель
В окончании недельной главы «Лех Леха» Тора рассказывает нам о Союзе, который был заключен между Всевышним и Авраамом. Союз этот обязаны соблюдать все евреи во все времена:
«И сказал Б-г Аврааму: А ты завет Мой соблюдай, ты и потомство твое после тебя в их поколениях. Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола. И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет [это] знаком завета между Мною и между вами… А необрезанный мужского пола, кто не обрежет крайней плоти своей, — отсечена будет та душа от народа своего; Мой завет он нарушил» (Берешит 17:9-11,14).
И есть также аспект, в котором заповедь обрезания имеет преимущество даже над пасхальной жертвой, что делает ее величайшей из повелительных заповедей — даже тех, что невозможны к исполнению в наше время: именно с этой заповедью связаны тринадцать заветов-союзов, т.е. слово «союз» по отношению к обрезанию упоминается тринадцать раз. Помимо сказанного выше, с обрезанием связаны и другие аспекты. Во-первых, Авраам был назван цельным (непорочным) именно после обрезания, как сказано: «Ходи предо Мною и будь целен» (Берешит 17:1).
В заслугу этой заповеди была обещана ему Земля Израиля. Как сказано: «И я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством… И Я дам тебе и твоему потомству после тебя землю проживания твоего, всю землю Кнаана во владение вечное…» (там же, 7-8).
И она спасает от наказания в Геиноме, как сказали мудрецы: «Авраам сидит при входе в Геином и не дает обрезанным спуститься туда».
Кроме того, крайняя плоть отвратительна, ведь она ставится в упрек народам мира, как сказано: «ибо все эти народы не обрезаны».
Взгляни на наказание, которое она влечет за собой [если ее не исполнить]. Ведь [даже] Моше Рабейну, который не сделал обрезание сыну поскольку они находились в дороге, все же получил наказание сразу. Поэтому следует быть очень осторожным в исполнении этой заповеди.
Кроме того, обрезание — это знак Союза, отчеканенный в нашей плоти. И хотя заповеди цицит и тфилин тоже исполняются телом человека, но они сами не часть тела, и поэтому [еврей], снимая их, удаляет также и символ Союза. Но обрезание — часть нашего тела, и свидетельствует о нас, что избрал нас Б-г из всех народов, и мы народ Его и паства Его, и что во веки веков должны мы служить Ему и возвещать славу Его».
Как мы уже сказали, «Тур» — это алахический кодекс. Почему же тогда он подробно пишет о важности обрезания? Ведь это, скорее, относится к задачам этических или мировоззренческих книг, в то время как задача алахического кодекса в том, чтобы систематизировать и излагать законы. Бах (раби Йоэль Сиркис), пишет в комментарии на «Тур», что, по всей видимости, в те времена люди пренебрежительно относились к заповеди обрезания (т.е. к самому действию) либо недостаточно хорошо понимали принципы, связанные с ней и лежащие в ее основе.
В литературе обсуждаются три взгляда на то, в чем же заключается исполнение заповеди «брит мила»:
1. Совершить само предписанное Торой действие, отрезав крайнюю плоть.
2. Быть «мауль» (обрезанным) — заповедь заключается не в хирургической процедуре, а в ее итоге — обнажении головки полового члена.
3. Не быть «арель» (необрезанным) — заповедь заключается в том, чтобы не иметь крайней плоти («орла»).
Какой из этих подходов наиболее верен? И зачем нам вообще лезть в эти «дебри»?
Ответив на первый вопрос, мы получим ответ и на второй.
В алахе все три подхода приняты как имеющие одинаковую значимость и считаются дополняющими друг друга. Приведем три примера, которые показывают, как это работает:
1. Тот, кто прошел хирургическую операцию по удалению крайней плоти у хирурга-нееврея, физически является обрезанным, что соответствует второму подходу, и не имеет крайней плоти, что соответствует требованиям третьего подхода. Тем не менее, само действие обрезания не считается исполненным как заповедано, поскольку оно выполнялось хирургом не как заповедь, поэтому с т.з. первого подхода обрезания не произошло, и требуется чтобы моэль, который делает настоящее кошерное обрезание, произвел небольшой укол, при котором выйдет немного крови («атафат дам брит» — пускание крови Завета).
2. Если мужчина родился с двумя половыми органами [5] и лишь один из них был обрезан, то заповеданное действие считается исполненным (первый подход) и человек является обрезанным (второй подход), но на втором органе остается крайняя плоть, поэтому требование третьего подхода не выполнено и требуется провести дополнительное обрезание.
Рав Йосеф Дов а-Леви Соловейчик в своих комментариях к Торе («Бейт а-Леви») тоже обсуждает вопрос о сути заповеди обрезания: является ли целью обрезания устранение изъяна в человеческом теле — крайней плоти; или же цель обрезания в том, чтобы привести святость в тело человека?
С одной стороны, мы уже видели слова автора «Тура», приведшего слова мишны из трактата «Недарим», из которой следует что крайняя плоть отвратительна («ибо все эти народы не обрезаны») — следовательно, обрезание делается для того чтобы удалить скверну с тела человека. С другой стороны, мы видим что с обрезанием связаны тринадцать заветов-союзов, и лишь после обрезания Авраам был назван целостным — т.е. обрезание прибавляет к человеку, а не убавляет от него. Кроме того, в трактате «Менахот» (53) место обрезания названо «святой плотью», т.е. обрезание привносит святость в человеческое тело.
В рамках хасидского учения известно объяснение книги «Мей а-Шилоах», согласно которому крайняя плоть, отсекаемая от тела, имеет своим источником «три нечистые оболочки» («клипот») — духовные субстанции, противоречащие святости. Именно поэтому крайнюю плоть и отсекают полностью. Кожу, которая остаётся после отсечения, не требуется удалять — ее нужно лишь надорвать и опустить вниз для того, чтобы обнажить плоть. Духовный источник оставшейся кожи — это т.н. «клипа Нога», нечистая духовная субстанция, которая является смесью добра и зла, и так как ее возможно использовать для блага, то ее не отсекают, а прикрепляют к телу.
Похожую идею мы находим и в «Мидраш Шир а-Ширим»: «Как прекрасна ты и как ты приятна» — как прекрасна в воздержании от запрета «килаим» (запрещенной Торой смеси растений, животных, а также материалов в одежде), и как приятна в исполнении заповеди цицит; как прекрасна в воздержании от запрета «орла» (запрет использовать плоды первых трех лет после посадки), и как приятна в исполнении заповеди, связанной с «нета ревай» (плоды четвертого года от посадки дерева); как прекрасна в действии по отсечению кожи при обрезании, и как приятна при обнажении плоти».
Согласно автору «Бейт а-Леви», воздержание от нарушения запретов «килаим» и «орла», а также отсечение крайней плоти являются устранением зла. Исполнение заповедей цицит, «нета ревай», а также обнажение плоти служат привлечению святости. Но если посмотреть через призму идей «Мей а-Шилоах», то все, что невозможно использовать для святости, устраняется, а то, что можно — остаётся. Сам запрет «кила — им» не может быть применим в позитивном служении Б-гу (за исключением цицит, где смесь шерсти и льна при определенных условиях может быть разрешена, т.к. исполнение повелительной заповеди отодвигает запрет). В отношении «нета ревай» есть спор о том, является ли «нета ревай» отдельной заповедью, или же это продолжение запрета «орла», который таким образом снимается [9] (по второму мнению тоже получается что «орла» не может быть использована, но «нета ревай» может).
Конечно эти пояснения носят морально-педагогический характер и не влияют на закон. Тем не менее, из них мы видим, что существует спор о том, требуется ли обязательно отсекать крайнюю плоть («Мей а-Шилоах»), или же цель может быть достигнута и в том случае, если возможно оголить плоть без отсечения (как видно из «Бейт а-Леви»). Данный спор ведется и среди законоучителей [10] : «Нишмат Адам» и Цемах Цедек из Любавичей считали, что кожу обязательно отсекать, а автор «Диврей Хаим» и Маарам Шик считали, что достаточно надрезать и закрепить (приклеить) кожу так, чтобы плоть осталась оголенной навсегда. Несмотря на то, что по второму мнению поступать не принято, тем не менее, в случае гипоспадии автор «Атерет Моше» разрешает положиться на данное мнение, для того чтобы осуществить обрезание на восьмой день (но не в Шабат).
Поняв, насколько это возможно на нашем уровне, важность заповеди обрезания и ее значение, мы приблизимся к истинному пониманию слов кодекса «Шулхан Арух»: «Заповедь на отце обрезать своего сына, и велика эта заповедь — более других повелительных заповедей».
Автор: Рав Леви Ицхак Риц,
Преподаватель программ раввинской смихи, раввин общины «Неве Цедек», Хайфа
Из журнала Мир Торы
[1] Здесь речь идет о заповедях, исполнение которых возможно вне Храмовой горы, поскольку есть еще одна повелительная заповедь, за неисполнение которой полагается «карет» — это принесение пасхальной жертвы, которое возможно только на Храмовой горе.
[2] Реканати в своем комментарии к главе «Ки Тиса» объясняет, что подразумевается определенная доля: удел, который полагается за деяния человека или же за то, что он отдалялся от греха. Однако этот человек, возможно, будет наслаждаться неизвестной нам долей в Мире Грядущем, которая обусловлена милосердием Творца.
[3] См. стих в Коэлет (12:6): «До тех пор, пока порвется серебряный шнур, и откатится золотая чаша, и разобьется кувшин у источника, и покатится колесо в яму». Раши в своем комментарии понимает под «золотой чашей» мужской детородный орган.
[4] Подробней о смысле заповеди см. в статье рава Эйтана Кальменса «О смысле заповеди обрезания» в МТ №52.
[5] Пример, упомянутый в Брайте.
[6] Необрезанному коэну запрещено есть «труму» — заповеданные Торой плоды, отделяемые от урожая в пользу касты коэнов. Рамбам («Илхот трумот» 7.10), утверждает что человеку, который восстановил крайнюю плоть, разрешено есть эти плоды. Следовательно, он не рассматривается как «арель».
[7] См. Рогачевский Гаон «Кунтрес а-Мецица», «Респонсы Цафнат Панеах а-хадашот».
[8] Можно попробовать «обойти» слова «Бейт а-Леви». Во вступлении к своей статье «Вода дождевая и вода проточная: сила очищать», опубликованной в МТ №53, я упоминал о вопросе Рогачевского Гаона: является ли «скверна» («тума») чем-то таким, что существует само по себе, как явно видно из книги «Зоар» и других мистических источников; или же это общее название для правил поведения в определенных ситуациях, как следует из слов книги «Псикта де-рав Каана»? Если рассматривать этот же вопрос в контексте заповеди обрезания, то он будет звучать так: является ли крайняя плоть, которую требуется отсечь, скверной, которая покрывает объект (и, следовательно, когда ее отсекают то скверна уходит, что позволяет проявиться святости, поскольку свято лишь то, на чем нет скверны); или же святость «приходит» на объект (а все то, на чем нет святости, является скверным, поэтому при отсечении крайней плоти святость «приходит» в тело человека). Т.е. обрезание в любом случае представляет собой лишь удаление того, что препятствует святости (либо потому, что не дает ей проявиться, либо потому, что не дает ей «прийти»).
[9] Но это тема отдельной статьи, которая, с Б-жьей помощью, будет опубликована в МТ в ближайшее время.
БРИТ МИЛА: теория и практика
12.02.2002
Редактировать статью
О том, что у евреев ОБРЕЗАНИЕ один из важных и наиболее древних обычаев, слышал каждый мало-мальски образованный человек. И о том, что это не просто некая абстрактная медицинская процедура, а обычай, определяющий многое в жизни целых поколений. Но не все представляют себе, что это значит на практике, в реальной действительности. Чтобы снять все вопросы и дать нашим читателям четкое, реалистичное представление, мы отправились к специалисту, более того, к специалисту, каких мало.
«ОДИН ДЕНЬ С МОЭЛЕМ ЭКСТРАКЛАССА» – так можно было бы назвать этот СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ, над которым трудился не только ваш корреспондент Артем Варгафтик, но и сам его герой, еврейский доктор ШАЯ ШАФИТ. МОЭЛЬ – это тот человек, который ВВОДИТ КАЖДОГО ЕВРЕЯ В ЗАВЕТ ПРАОТЦА АВРААМА, то есть своими руками, профессионально и с соблюдением всех требований еврейского закона делает то самое обрезание: с точки зрения сугубо практической — хирургическую мини-операцию по удалению крайней плоти.
Иное дело, что значит и как влияет эта операция на события человеческой жизни.… И на жизнь, сознание, практические шаги целых поколений.
Но даже с точки зрения психолога обрезание – это уникальный духовный опыт, суть которого сводится к очень простой вещи: маленькому человеку делают своего рода ПРИВИВКУ от боли и страха. То есть это первый в жизни ребенка случай, когда он сталкивается с подобными ощущениями («Боль мгновенна – исцеление вечно», — так говорят врачи), и, пройдя через это, человек попадает в абсолютно новую ситуацию. Та боль, которую он испытал, тот страх, который он пережил, больше не вернутся никогда. Таким образом, вместе с ВХОЖДЕНИЕМ В ЗАВЕТ АВРААМА (БРИТ – значит ЗАВЕТ на языке Торы) человек получает именно «психологическую прививку» на будущее: и боль, и страх (а они в его жизни еще будут, так устроен мир) он уже пережил, он уже «предупрежден», а значит — вооружен. Кроме того, обрезание — это первый опыт телесного, материального служения Вс-вышнему и опыт повиновения Его воле, но об этом мы сможем подробнее поговорить по ходу нашего репортажа.
Однако вернемся к теме, которой посвящен наш репортаж: теория и практика БРИТ МИЛЫ.
Дело происходило в Москве, и мы начали с того, что договорились с реб ШАЕЙ ШАФИТОМ о встрече около синагоги на Большой Бронной, 6, – там помещается его офис, а равно и представительство знаменитой на весь еврейский мир организации БРИТ ЙОСЕФ ИЦХАК. Реб Шая и его ассистент Феликс взяли обычный чемодан на колесиках, в котором имеются все необходимые вещи для обрезания, сели в машину, в которой нашлось место и для меня, и поехали к назначенному часу «НА ДЕЛО». Делом же – оговорим сразу – был обряд обрезания, назначенный в московской общине ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ. Пока мы преодолеваем привычные московские пробки и добираемся до ресторана «Подсолнух», где назначено обрезание, я с нескрываемым любопытством расспрашиваю реб Шаю.
— С самого начала, я бы хотел уточнить некоторые вещи, чтобы потом не задавать вопросы. Какова технология этого процесса? Понятно, что операции этой подвергаются все еврейские мальчики еще с древних времен. И она заключается в удалении маленького, удобно расположенного кусочка кожи.
Но изменилась ли технология со времен Авраама Авину? И так как люди пугаются этой операции и воспринимают ее как нечто странное, то КАК ОБЪЯСНИТЬ с точки зрения практики, в чем состоит сам процесс?
— Обрезание – это то, с чего начинается еврейство в его телесном смысле. Это наше ноу-хау. Хотя обычай довольно широко распространен на планете и известен у многих народов, но не без НАШЕЙ «ПОДАЧИ», поскольку первое упоминание об обрезании имеется именно в ТОРЕ. Там сказано, что НАШ ПРАОТЕЦ АВРААМ заключил союз с Вс-вышним путем обрезания. Методика – в практическом смысле, тем более современная, конечно, изменилась. Каждый человек, который занимается обрезанием, делает это по-своему. Цель же этой операции состоит в том, чтобы головка была открыта полностью. По законам Торы, если она не полностью открыта, это неправильно выполненная процедура. Так часто бывает при обрезании у мусульман.
Такая же проблема возникает и в ходе обычных медицинских операций, совершаемых врачами-хирургами, потому как они ставят перед собой иные цели, чисто медицинские. Цель врачей сделать так, чтобы головка просто открывалась – например, это нужно и показано при лечении ряда урологических заболеваний, но, как правило, для настоящего еврейского обрезания этого явно недостаточно. Главная проблема заключается в том, что еврейский закон требует, чтобы обрезание выполнялось евреем, искренне соблюдающим традицию.
Но вернемся к методике. Она, конечно, изменилась по отношению к младенцам. Все-таки мы стараемся выполнять все максимально стерильно, используя все новейшие технологии. Но, к сожалению, у младенцев полной стерильности добиться невозможно. Потому что все свои оправления малыши делают в подгузник, памперс, и инфицирование раны все равно происходит. Другое дело, что мы можем ничего не опасаться… — все продумано и отработано веками. Рана, как правило, заживает за неделю, и малыш перестает плакать уже через несколько минут после обрезания.
— Из ваших слов следует, что согласно еврейскому закону для обрезания требуется удалить все, что покрывает определенную часть тела. Как в точности формулируется этот закон? И если традиция воспроизводится три тысячи лет, то как возможны какие-либо модификации? Вот вы говорили о других инструментах. Отражена ли в законе именно медицинская процедура, и как в точности это описано? Что требуется? Чем кошерное обрезание отличается от некошерного?
— Надо сказать, что в законе не отражена процедура, в законе отражена цель. В Шулхан Арухе — своде еврейских законов, — сказано, что сама процедура обрезания состоит из трех этапов. И только при соблюдении всех этих правил обрезание считается кошерным. Сама Мила, то есть обрезание, первая треть дела. Затем второй этап Прия, когда разрывается внутренний сток крайней плоти, и на то есть свои веские причины. И третья часть — это Мецица. Когда в целях быстрого заживления раны отсасывают (и тут же сплевывают) капельку крови.
— И теперь она отражена в законе как необходимая часть процедуры?
А вот про Прию и Мецицу в Письменной Торе нет ни слова, но это уже законы и традиции устной Торы. В эпоху античности обычай делать Прию получил еще один немаловажный смысл. Дело в том, что под влиянием греческой культуры некоторые евреи стали участвовать в Олимпиадах – публичных спортивных состязаниях. Как вы, наверное, знаете, все атлеты, принимавшие в них участие, должны были выступать голыми. Быть обрезанным с точки зрения греков и их представлений о «красоте» — было чуть ли не позором. И соответственно некоторые евреи стали делать восстановительные операции, так, чтобы человек выглядел необрезанным. Но процедура Прии значительно усложняла совершение такой операции. Это, собственно, была к тому же своего рода страховочная мера. После того как делали Прию, уже было крайне трудно восстановить прежний вид, то есть это была дополнительная гарантия необратимости обрезания. Может быть, сейчас это и можно. Ведь современная пластическая хирургия шагнула далеко вперед. Но в то время это было гораздо сложнее сделать, так как при данной операции разрывается внутренний лепесток крайней плоти до самой головки. И между разорванными краями получается как бы клин, который прирастает и способствует тому, что головка всегда будет открыта.
— То есть, попросту говоря, ПРИЯ — это некая жесткая рамка, которая фиксирует сделанную операцию?
— Да, после ПРИИ совершить восстановительную операцию гораздо сложнее. Но давайте перейдем к последнему, третьему, этапу обрезания — Мецице, который, кстати, имеет медицинскую подоплеку.
— Так в чем же состоит сама процедура?
— Делается это так: моэль собственным ртом отсасывает из ранки капельку крови. Это традиция. Так написано в Шулхан Арухе. В наше время эта процедура, естественно, несколько изменилась. Боюсь, не много моэлей в нашем мире делают это ртом.
Взрослым людям это вообще невозможно. Кстати, «взрослых моэлей» — профессионалов, умеющих делать обрезание взрослым людям по всей строгости еврейского закона, вообще единицы в мире, я думаю, что ни один из них не проводит эту процедуру ртом. Ну, это просто невозможно, иначе происходит инфицирование раны. Ведь рот считается самым грязным местом у человека, даже грязнее того, что обрезают. Так, по крайней мере, говорят врачи. С младенцами иная ситуация. Я, например, это делаю ртом только младенцам из соблюдающих еврейскую традицию семей, кто изъявляет желание. Вот такая история с Мецицей. В результате большинству детей я отсасываю эту капельку крови через специальную трубочку. Не делать этого вообще нельзя, потому что, как написано в молитве, составленной еврейскими мудрецами для произнесения ее во время трапезы после обрезания: «Он, Милосердный, благословит совершившего обрезание, того, кто совершил Прию и Мецицу! Если человек робок и малодушен и не исполнит одной из трех частей заповеди, его работа негодна». Однако самыми главными этапами остаются первые два, а третий — в практическом смысле — существует больше для лечения.
— Как передаются традиции и секреты Вашего ремесла, реб Шая? Ведь ремесло более чем редкое, учитывая, что и по первой профессии Вы хирург…
— То, что записано в Шулхан Арухе, для нас закон, который теперь выполняется всеми, но сами по себе традиции передаются от человека к человеку. У каждого моэля, человека, который профессионально занимается обрезанием, есть свой учитель. Ведь недостаточно простого прочтения свода законов. Тем более что в Шулхан Арухе и половины нет того, как надо делать обрезание. Например, там по понятным причинам нет картинок, объясняющих все тонкости процедуры, и нигде их нет. На самом деле моэлей-врачей не так много.
В этот момент выяснилось, что для того чтобы попасть в условленное место, необходимо было сделать большой крюк, вернуться и только так выехать на нужную улицу. А как мы помним, дорога ведет нас с вами на очередное обрезание. Я смотрю на часы.
— Ну ничего, без нас не начнут…
— А вы знаете, моэлю принято опаздывать.
— Ну, я не знаю. Во-первых, без моэля действительно не начнут. Во-вторых, моэль профессионально этим занимается. Он приходит на обрезание сделать свое дело.
Другие люди приходят для других целей, пообщаться, встретиться, отпраздновать и так далее. Приходят в основном родственники и друзья. Для них сидеть там пятнадцать минут, полчаса, ждать нет никаких проблем. А моэль приходит к совершенно незнакомым людям. И когда возникает ситуация, что моэль вынужден ждать еще каких-то родственников, то, естественно, это доставляет неудобство.
— Тем более что моэль вдобавок достаточно занятой человек…Но мы вроде бы отвлеклись от прежней темы. Ведь мы выясняли двойственную природу профессии моэля: врач или исполнитель обряда? Кто Вы прежде всего и кто Ваши коллеги?
— Из истории следует, что необязательно иметь образование. Хирургия — это больше ремесло. И я знаю моэля, который очень хорошо делает обрезание. Но он никакой не хирург и не врач. Он научился чему-то от нашего общего учителя, чему-то от меня. Вот, например, он накладывает швы так же, как я это делал когда-то. Решающим элементом является передача устной традиции от человека к человеку.
И невозможно научиться, если некому научить. Более того, в Шулхан Арухе написано, что обрезать может любой, кто умеет. Это такая заповедь, которую в принципе может выполнять любой. Сейчас, конечно, в Израиле идет очень серьезная компания, когда «рекламируют» и стараются приглашать моэлей, имеющих диплом раввината. Дело в том, что моэль должен быть известен, как человек Б-гобоязненный и соблюдающий субботу. Если он не соблюдает, то это не моэль, а просто добрый доктор Айболит, врач — и точка.
— Значит, по закону обрезать может только Б-гобоязненный и соблюдающий субботу человек?
— Да, но при этом он может быть кем угодно. В Израиле про моэля говорят, что он хороший, если он отрезал быстро, без кровотечения и при этом ребенок не заплакал.
— Таковы критерии профессионализма?
— Нет. Так принято в Израиле. Таково обыденное представление о критериях профессионализма как житейского правила.
Я как моэль так не считаю, потому, что это ничего не гарантирует.
Хорошим качественным обрезанием я считаю нечто другое. Плач ребенка не показатель. Ведь ребенок плачет, даже если его просто моют, потому что ему холодно. Ребенка раздели, он опять плачет. Не плакал бы он, наверно, только в том случае, если бы он был под наркозом. Кстати, чтобы ребенок меньше плакал, после обрезания ему дают немного вина. Но по традиции анестезию маленьким не делают.
— Это обоснованный запрет, потому что нельзя подписывать ДОГОВОР, не приходя в сознание, как когда-то говорили про престарелых советских генсеков. Суть обрезания — это ведь заключение союза с Вс-вышним.
Так же как наш праотец Авраам, когда заключил союз с Вс-вышним, испытывал при этом некоторое страдание, так и новорожденный ребенок в момент обрезания должен быть в полном сознании. Но, во всяком случае, союз должен быть как можно ближе к природе.