Еврейская арфа что такое

Еврейская арфа что такое

Варган (Хомус, Кубыз)

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото:

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Интересные факты

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

Разновидности

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

Применение

Исполнители

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

История

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке Мольн изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Варган

Источник

Сузукей В. Хомус (варган, еврейская арфа) в мировой практике музицирования

Сузукей В. Хомус (варган, еврейская арфа) в мировой практике музицирования. //Хомус в традиционной культуре тувинцев. Кызыл «Тываполиграф», 2010 с.11-17.

Поражает воображение и многообразие форм хомуса, встречающееся в различных странах. Кроме того, в одних культурах он трактуется как «сугубо мужской инструмент»[3], а в других – он «преимущественно находится в руках женщин»[4]; в одних культурах отношение к нему «несколько пренебрежительное, как к не совсем полноценному инструменту»[5], а в других хомус как «общественный символ национальной культуры»[6], «один из основных инструментов»[7], который «…органично включен в систему традиционной культуры… и практически нет интонационной сферы, которая не моделировалась бы на нем»[8].

Разнообразен и функциональный контекст бытования хомуса в разных культурах: обрядовый, производственный, игровой, психо-сексуальный и художественно-коммуникативный.

По данным В.С. Никифоровой, хомусные импровизации, исполняемые якутами, имеют чисто художественную функцию и составляют сферу жанров этнического досуга. Этим и объясняется отсутствие обрядовой или хозяйственно-культурной функциональной закрепленности и репертуарной регламентированности музыки хомуса в якутской традиции[9]. А название чукотского хомуса ванны ярар (зубной бубен) частично совпадает с названием шаманского бубна – ярар и указывает на то, что хомус у чукчей дифференцируется в одном ряду с бубном. Ванны ярар, как и яряр, является сакральной семейной святыней. Он не может быть подарен или передан чужому человеку, так как это накличет беду на членов семьи[10].

Использование хомуса в качестве шаманского инструмента в тувинской традиции подтверждается фотографией, сделанной С.И.Вайнштейном в 1983 году[11]:

Инструмент также сопровождал ритуалы во многих культурах, а в Европе даже использовался как терапевтический инструмент Месмером и другими ранними экспериментаторами в психотерапии[12].

В Западной Европе еврейская арфа (хомус, варган) испытала свой «золотой век» на протяжении почти столетия, до 1850 года. В течение этого периода появились большие виртуозы, которые преобразовали инструмент в средство демонстрации экстраординарной техники исполнительства. Многие из этих исполнителей достигли большой славы по всей Европе и наиболее блестящим из них был Карл Юленштайн, игравший, по крайней мере, для двух правящих монархов того времени (для короля Англии Георга IV и будущей королевы Швеции Маргрейвин Фредерик). Еврейская арфа и ее виртуозы прославлялись некоторыми своими величайшими современниками – поэтами и писателями, среди которых были Гете и Джон-Паул Ритчер. Вдохновленный игрой одного из этих мастеров, преподаватель Бетховена, Джоан Георг Альбрехтберг, написал около семи концертов для еврейской арфы, две из которых недавно были зарегистрированы.

Многогранности, уникальность хомуса (варгана) проявляется и в его некоторых универсальных, общих для многих культур, свойствах. Выявление структурных параллелей на основе сравнений не только территориальных, но и типологических признаков хомусного искусства дает обширный материал для сопоставления культур по целому ряду параметров. Здесь можно отметить, например, такое явление, как пение-говорение сквозь хомус, которое широко распространено у тюркских народов.

Представляя собой процесс перевода речевой и вокальной артикуляции словестных форм в инструментальный наигрыш, это явление позволяет, по мнению Эдуарда Алексеева, проследить закономерности трансформации этих фонем в различных языковых культурах. «Здесь открывается широкое поле для проведения комплексных музыкально-лингвистических исследований, вскрывающих глубинную связь фонетики и интонации, речевой и вокальной артикуляции, вообще особенностей фонетических трансформаций и вербальных и музыкальных языках разного строя»[13].

Кроме того, уникальность хомуса заключена и в его собственно инструментальном звучании, в его технически неисчерпаемых темброрегистровых и звукоизобразительных возможностях варьирования, которые практически никак не фиксируются известным способом нотного письма. Сюда относятся как натуралистические хомусные звукоподражания звукам природы, голосам зверей и птиц, так и программно-изобразительные импровизации типа «Жаворонок в степи»[14] (у башкир), «Весна в тундре» (у якутов)[15], «Хову аялгазы» — Степные мелодии, «Узун-хоюг» — Протяжные мелодии (у тувинцев)[16] и т.д.

Как показывает исполнительская практика ряда тюркских народов, развитие хомусной техники игры проявляет тенденцию достижения выдающихся виртуозных результатов именно в рамках программно-изобразительных импровизаций. В связи с этим особую актуальность приобретают и исследования в области акустики хомуса.

Бурдонно-обертоновое звучание хомуса, сложная фонетико-артикулярная техника и наложение приемов игры, основанных на чередовании интенсивности дыхания – все эти наиважнейшие компоненты звукообразования при игре на хомусе, комплексно рассмотренные некоторыми исследователями[17], создают целостную картину собственно хомусного звучания.

Этот маленький, но богатый акустическими и тембровыми возможностями инструмент, данный нам народной практикой огромного числа народов, таит в себе, как отмечает Э.Е. Алексеев, все еще не раскрытые потенции[18]. Исключительное положение, занимаемое хомусом в музыкальной культуре народов мира, широчайшее распространение, общедоступность, относительная простота в изготовлении и применении, многогранность проявления его в разных культурах делает хомус объектом разносторонней музыкально-исследовательской деятельности.

[1] Музей Хомуса пародов мира (путеводитель). Составитель P.P. Жиркова. — Якутск, 1993, с. 4.

[2] The Jew’s Harp. Л Comprehensive Anthology. Selected, edited and translated by Leonard Fox. 1988 by Associated University Presses, Ins. (Фокс Л. Еврейская арфа. Сравнительная антология. — Люисбург, 1988».

[3] Тынурист И.В. Варган в Эстонии // Варган (хомус) и его музыка. – Якутск, 1991, с.76

Добжанская О.Э. Чукотские наигрыши на рамном варгане // Варган (хомус) и его музыка. – Якутск, 1991, с.53

[4] Эсмгаймер Э. Варганы в сибири и Средней Азии //Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. – Л., 1986, с.86.

[5] Тынурист И.В. Указ.соч., с.75.

[6] Алексеев Э.Е. Варган: нераскрытые исследовательские перспективы…. //Варган (хомус) и его музыка. – Якутск, 1991, с.6

[7] Загретдинов Р.А. История башкирского кубыза // Варган (хомус) и его музыка. – Якутск, 1991, с.67

[8] Добжанская О.Э. Чукотские наигрыши на рамном варгане // Варган (хомус) и его музыка. – Якутск, 1991, с.53

[9] Никифорова В.С. Некоторые особенности фольклорных наигрышей на якутском хомусе //Варган (хомус) и его музыка. – Якутск, 1991, с.43-44

[10] Добжанская О.Э. указ. Соч., с.53

[11] Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. – М.:Наука, 1991, с.255

[12] Fox Leonard. Указ. Соч. с.2

[13] Алексеев Э.Е. Варган: нераскрытые исследовательские…//Варган (хомус) и его музыка. – Якутск, 1991, с.6

[14] Загретдинов Р.А. Школа игры на кубызе. – Уфа, 1997, с.32

[15] Сольный диск Спиридона Шишигина

[16] Сузукей В.Ю. см. в 4 главе данной работы.

[17] Emili Leipp, «La Guimbarde», Bulletin du Groupe d’Acoustique Musicale, 25 (1967); Ole Kai Ledang, On the International Folk Music Cjuncil 6(1972); 92-103; Мазепус В.В. О физических основах звукообразования при игре на варганах //Музыкальная этнография Северной Азии, — Новосибирск. 1989. С.155-161; Ларионов В.П., Семенов Я.С. Краткая математическая теория якутского хомуса // Варган (хомус) и его музыка. – Якутск. 1991. С.118-123; Ондар М.М.-А., Сузукей В.Ю. Сходства и различия в зувукоизвлечении некоторых музыкальных инструментов и хомуса //Ученые записки ТИГИ, вып.XIX. – Кызыл, 2008 с.296-301.

[18] Алексеев И.Е. Предисловие// Варган (хомус) и его музыка. Якутск, 1991 с.3

Источник

Еврейская арфа (инструмент)

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Резюме

Описание

С органологической точки зрения еврейская арфа классифицируется как идиофон, приводимый в действие щипком.

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Еврейская арфа состоит из двух элементов:

Арфы западных евреев, как правило, сделаны из металла, и тембр издаваемого звука может варьироваться в зависимости от их размера. Также в Азии и Океании встречаются деревянные и бамбуковые арфы.

Язычок можно встряхнуть не за изогнутый конец: веревкой, привязанной к раме, молотком и т. Д. Количество вкладок может быть до пяти.

Акустический

Акустическое исследование арфы и ее ротового резонатора очень сложно; но инструменталисту не нужно браться за это: он на слух изменяет форму полости так, чтобы звуки, которые он слышит, соответствовали тем, которые он хочет произвести.

Арфист кладет инструмент перед ртом одной рукой, удерживая его за рамку (напротив параллельных ветвей). Западные металлические челюстные арфы плотно прилегают к раздвинутым зубам (инструменталист не должен закрывать параллельные ветви зубцами, которые могут заблокировать проход клинка). На губы кладут восточную бамбуковую или латунную еврейскую арфу ( еврейскую арфу хмонг из Вьетнама ). Другая рука используется для приведения в действие языка (чаще всего снаружи внутрь).

Вы также можете «петь» во время игры.

История

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

Популярная и народная музыка

Еврейская арфа что такое. Смотреть фото Еврейская арфа что такое. Смотреть картинку Еврейская арфа что такое. Картинка про Еврейская арфа что такое. Фото Еврейская арфа что такое

западная Европа

Дальний Восток

Инструмент монгольской музыки традиционный. Вариант под названием коусян состоит из нескольких полосок разных тонов.

Центральная Азия

В Казахстане он называется шанкобыз ( шаңқобыз ) и исполняется в традиционной народной музыке.

В Кыргызстане он называется темир комуз и используется в традиционной народной музыке.

Америка

Выученная музыка

В кинотеатре

Звук еврейской арфы широко использовался в мультипликационных эффектах 1930-х и 1940-х годов, а иногда и в сценах. Позже, Арахис Снупи собака иногда играет на арфе еврея

Начало темы, написанной Франсуа де Рубе для «Скумуна» ( 1972 ), соответствует нескольким нотам, сыгранным на челюстной арфе.

Фильм Бартабы « Шаман» (1995) отдает дань уважения шаманскому происхождению арфы в сцене приручения дикой лошади в 12:54 дюйма в фильме. Вибрации арфы специально используются, чтобы успокоить лошадь, установить связь и сделать он восприимчив к намерениям якутского шамана Сибири. Республика Саха (Якутия) относится к слову саха для челюстной арфы, хомус, будет относиться как к тростнику (хомус, вероятно, связан с русским камышом), так и к магии (хомухун) Саха различают «говорящий» хомус, более ритмичный, от «поющего», более мелодичный. В Якутии раньше бывало, что шаманы использовали челюстную арфу в коллективных ритуалах с целью очищения или установления связи с природой и природой. духи.

Имена еврейской арфы

Во многих азиатских странах его называют по-разному, в зависимости от его формы, материала, из которого он изготовлен, или даже в зависимости от использования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *