Еврейская школа что это

Еврейская школа: что это такое и с чем ее едят?

Об этом рассказывает директор петербургской еврейской школы «Менахем» Валерий Борисович Столов

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что этоДиректор школы «Менахем» В. Б. Столов

Завершился очередной учебный год. Следующий станет для петербургской еврейской школы «Менахем» юбилейным – ей исполнится 20 лет. Мы попросили ее директора Валерия Борисовича Столова рассказать о самом насущном – о том, что больше всего волнует родителей, решившихся отдать ребенка в еврейскую школу.

Каков уровень образования в вашей школе? Это первый и важнейший вопрос, который задают мне заботливые еврейские родители: Многим почему-то кажется, что уютная, домашняя атмосфера еврейской школы и качественное образование несовместимы. Но это не так. То, что мы прожили 20 лет и за этот период число учащихся увеличилось в несколько раз, о многом говорит. В городе существует сильная конкуренция среди школ разных типов. При невысоком общеобразовательном уровне школа просто не наберет учеников. В нашей он, слава Б-гу, стабильно высок. Об этом говорят результаты рейтингов, которые составляют СМИ по результатам ЕГЭ, – а это самый объективный критерий. Мы находимся в «топовых» показателях среди и частных, и государственных школ. У нас регулярно проходят государственные проверки, связанные с аккредитационными процедурами. Последняя была в начале 2015 года. Для того, чтобы пройти аккредитацию, необходим средний балл 3,5. А у нас он выше 4-х.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что этоФото: Исраэль Бардуго

А нужна ли вообще школа нашему ребенку? Этим вопросом сегодня задаются многие осознанные родители. Появляется все больше сторонников домашнего обучения.

В самом деле, привычная нам, существующая уже свыше 300 лет «классно-урочная» система устаревает. Связано это с изменениями в коммуникациях, с развитием Интернета. Взять хотя бы традиционную форму работы – реферат. Раньше надо было идти в библиотеку, обложиться книгами. А сегодня все сводится к банальному копи-пасту. Таким образом, реферат изжил себя – как в свое время изжили себя формы работы, принятые в дореволюционной школе: переписывание, зубрежка. На смену устаревшим технологиям должны прийти новые.

Но означает ли это что такой моделью должно стать домашнее обучение? Мы считаем иначе: при всех достоинствах этой формы обучения оно не способно выполнить важнейшую функции социализации, т.е. учить и воспитывать ребёнка в коллективе, состоящем из таких же детей.

Еврейский характер нашей школы проявляется в создании особой атмосферы, в особой воспитательной концепции. Мы развиваем еврейскую школу как место, куда дети именно приходят.

Сохраняя традиционную модель посещения школы, мы при этом стремимся к более интенсивным формам обучения. Для еврейской школы, куда дети едут со всего города и где нет занятий по субботам, это особенно актуально. Но еврейская школа одновременно и создает все предпосылки для интенсивного обучения: классы небольшие, каждому ребенку достается больше времени и внимания учителя.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что это

А как у вас с бумажной волокитой? Такой вопрос задают родители, которым порядком поднадоела бюрократия в школе. Это веяние последнего времени – учитель государственной школы буквально тонет под ворохом бумаг. Времени на общение с детьми не остается. Частным школам в этом смысле легче. Мы выполняем только те бумажные процедуры, которые связаны с безопасностью и режимом функционирования школы. Нам не приходится обрабатывать лишние мегабайты информации.

Благодаря отсутствию бумажной волокиты наша администрация доступна и открыта для учеников и их родителей.

Ехать на другой конец города… Стоит ли оно того? Это, пожалуй, один из главных вопросов, беспокоящий родителей будущих учеников. Я обычно отвечаю так. Если вы подумываете о том, чтобы привести к нам своего ребенка, наверняка вас что-то настораживает в «обычной» школе. Думайте, взвешивайте! Многие родители едут к нам и час, и полтора (что не мешает нашим детям посещать музыкальную школу, кружки – их, кстати, на базе нашей школы много). Некоторые семьи даже меняют квартиру, переселяясь поближе к школе. Мы это ценим.

Среди наших родителей немного тех, кто скажет: «Мой ребенок будет учиться только в еврейской школе». Такое могли бы сказать 20 лет назад бабушки, настрадавшиеся от антисемитизма. Сегодня ситуация другая. Наши родители – это активные, требовательные люди, которые ищут для своего ребенка вариант, лишенный недостатков «массовой» школы. Но при прочих равных они, скорее, выберут еврейскую школу.

А как обстоят дела с клановостью, снобизмом, травлей? Это тоже популярный вопрос, который задают наши проницательные еврейские родители. Действительно, школа, уходящая от «массовой» модели, рискует попасть в другую западню – образование «группировок» в среде учеников. Могу сразу успокоить: такого у нас нет. Однажды ко мне зашел преподаватель очень престижного лицея. Он с удивлением и не без зависти отметил: «Как интересно ваши дети уходят из школы. Они дожидаются своих одноклассников, чтобы выйти всем вместе. А у нас ребята расходятся группами по несколько человек, причем эти группы между собой не общаются».

К счастью, у нас тенденции к расслоению противостоит дух общинной школы, где все ощущают себя членами одной семьи. Все знают всех, все дружат со всеми, в этом смысле границы между классами размыты. Немалую роль в этом играет то, что к нам приходят ребята из достаточно однородного социального слоя. У нас нет ни асоциальных элементов, ни «быкующих». Это дети из хороших семей, принадлежащих к среднему классу. Дети приучены вести себя скромно, не кичиться материальными возможностями родителей. Ребенок не ставит перед собой самоутвердиться, потому что в нашем коллективе каждого воспринимают, прежде всего, как человека, личность.

У нас напрочь отсутствует такое явление как травля – во всех ее проявлениях. Старшеклассник, сшибающий на своем пути малыша, для нас нонсенс. Были пара случаев: новички страшно удивлялись, когда за «какой-то там» щелбан их отводили в кабинет директора. Мы разъясняем ребятам, что «у нас так не принято». Они довольно быстро к этому приспосабливаются.

Я физически не приемлю «дедовщину». В армии мне, словно «больному на голову», объясняли, что дедовщина – это неизбежное явление. Но я с этим так и не смирился. Возможно, это говорит во мне еврейское начало.

В беседах с родителями мы часто слышим, что причина ухода из предыдущей школы – конфликт с учителем. Я этому удивляюсь, если честно. У нас не сводят счеты с детьми. Не может быть такого, чтобы учитель «невзлюбил» ученика. Естественно, учителя, не разделяющие наших ценностей, у нас не задерживаются.

Хорошо ли школа оснащена с материально-технической точки зрения? Этот вопрос мне также довольно часто приходится слышать. Скажу так. Здание нашей школы могло бы, в принципе, вместить 400 учеников. А у нас их всего 150! В распоряжении небольшой группы детей – инфраструктура целой школы: большие светлые коридоры, огромный участок, где дети гуляют, играют, катаются на лыжах, уютный актовый зал, хороший компьютерный класс, столовая.

Да, и с охраной у нас тоже все в порядке. Посторонним доступ в школу закрыт.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что этоФото: Исраэль Бардуго

Что это значит, что школа еврейская? Что это для нас будет означать практически? Какие ценности вы собираетесь прививать моему ребенку? Конечно, все эти вопросы не могут не волновать родителей. Попробую объяснить. Концепция нашей школы – воспитание на традиционных ценностях. В последнее время во многих школах стала доминировать альтернативная концепция: никакой иерархии, равный статус у взрослых и детей. Нам это не близко. Мы считаем, что у детей должно быть уважение к старшим, это выражается и в ритуальных вещах: учитель входит – дети встают.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что этоВ.Б. Столов со старшеклассниками школы «Менахем» привезли мацу к Песаху пожилым людям

Учеба – важнейшая ценность еврейской традиции. И для нас важно, что школа может апеллировать к этому как к чему-то безусловному.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что этоЗагородный лагерь школы «Менахем»

Что касается соблюдения предписаний иудаизма, здесь мы не можем вмешиваться в частную жизнь.

Выбор всегда за семьей. Другое дело, что ничто не берется из ничего. Можно сто раз повторять: «вырастет – выберет сам», но для того, чтобы сделать осознанный выбор, ребенок должен видеть разные модели. Вы не выберите иудаизм, если образ еврея не будет для вас привлекательным, современным и динамичным. Показать привлекательный образ еврейской традиции – этой цели посвящен и семейный школьный лагерь, где у родителей и детей есть возможность отдохнуть и больше узнать о еврействе.

Создавая возможности для еврейского воспитания, мы во многом апеллируем к опыту семьи, к преемственности поколений. У нас есть немало творческих проектов, посвященных исследованию истории еврейской семьи, ребенок расспрашивает родителей, бабушек и дедушек, рисует генеалогическое древо, пишет доклад, который затем презентует на ученической конференции. При этом в нашем уставе записано, что преподавание в школе носит светский характер. Это означает, что те же еврейские традиции ученикам преподносятся в культурологической, познавательной форме. И оценивается их знание, а не соблюдение.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что этоПраздник Сидура у 1-2 класса школы «Менахем». Фото: Вадим Вереницын
Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что этоБат-мицва – праздник еврейского совершеннолетия у шестиклассниц школы «Менахем».
Фото: Вадим Вереницын

Есть ли в школе дресс-код? У нас школьная форма, соответствующая «законам скромности», принятым еврейской традиции. Также мы просим девочек не надевать дорогие украшения. Надо сказать, что требования еврейского закона во многом совпадают с государственной политикой, причем мы идем на шаг впереди. К многим из наших нововведений государство приходит спустя время. Например, когда мы ввели предмет «еврейские традиции», находились чиновники, которые усматривали в этом что-то антиконституционное. Проходит несколько лет – и государство вводит основы религиозных культур и светской этики!

Что ждет ребенка после школы? Каковы шансы на удачное поступление в вуз? Наши дети легко адаптируются, в вузы поступают около 90 процентов выпускников. Практически все поступают туда, куда хотят. Этому способствует программа тьюторства в старших классах. Специализированных классов нет, поскольку у нас один класс в параллели. Подготовка к ЕГЭ происходит после уроков, почти в индивидуальном режиме. Мы гуманно относимся к 11-классникам, и в тех предметах, которые не требуются для сдачи ЕГЭ, придерживаемся принципа «минимальной достаточности». При этом мы всегда успешно выполняем требования государственных стандартов.

Многих родителей беспокоит вопрос: а что будет с ребенком после окончания школы? Как после таких «тепличных условий» он сможет перейти к «реальной и суровой» жизни?

Мне кажется, эта проблема выдумана старшим поколением. Как сказала на выпускном вечере одна из девушек, «условия в нашей школе не тепличные, а естественные».

Источник

От разочарования до восторга: ученики и их родители — о еврейских школах России

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что это

Август — месяц, когда у родителей остаётся последний шанс определиться с местом учёбы на будущий год. «Цимес» спросил учеников нескольких еврейских школ в разных городах России, а также их родителей, что им нравится и не нравится в школе, почему они её выбрали и как относятся к этому сейчас. Но не все ответы оказались такими радужными, как мы ожидали

Имена некоторых героев материала изменены по их просьбе. Если вам тоже есть за что поругать и за что похвалить вашу еврейскую школу (можно анонимно) — напишите нам об этом в личные сообщения любой соцсети. Мы с вами обязательно свяжемся!

Школа №12 ОРТ «Мишпахтейну», Казань

Алла, выпускница

— Моя школа относится к всемирной системе еврейских школ ОРТ. Училась я в ней с первого по 11-й класс и была очень рада получать там образование. Правда, больше всего мне нравились каникулы.

Школа подарила мне огромное количество друзей, с которыми я продолжаю общаться и сейчас.

Из еврейских предметов у меня был только иврит (и то на достаточно базовом уровне). В итоге язык я знаю хорошо, но только потому, что два года жила и училась в Израиле.

Моя школа — яркий пример многонациональности Республики Татарстан и Казани в частности. Там учатся не только евреи, но и представители других национальностей, живущих в Казани. Однако, на мой взгляд, школе не хватает часов преподавания именно еврейских предметов: иврита, традиции и др.

Инга, мама Аллы

— Это единственная школа в нашем городе, где учат иврит и отмечают еврейские праздники. Мне было важно, чтобы моя дочь росла с ощущением, что быть еврейкой — не повод для стеснения. Говоря о «еврейской школе», мы подразумеваем некую связь с историей, традицией и религией, но по факту отношение к этим вещам в школе довольно формальное: уроки традиции в школе отменили, поскольку значимая часть учеников не имеет еврейских корней. Иврит дочь знает хорошо, но это, скорее, связано с тем, что наша семья соблюдает традиции: дома у нас кашрут, мы отмечаем Шаббат и праздники, всегда находимся на связи с равом и рабанит нашей общины.

Я сама окончила математическую школу, нам всегда много задавали на дом. Но пока я наблюдала за процессом обучения своего ребёнка, ощущение какой-то работы у меня было лишь с её первого по четвёртый класс. По сравнению с начальной в средней и старшей школе уровень образования явно провисает. Отчасти это связано с частой сменой учителей, в результате происходит большой отток учеников в другие школы.

На мой взгляд, в школе есть острая потребность в учителях, которые не станут отрабатывать на детях свои комплексы и не станут доказывать свою правоту за счёт унижения детей, тем более прилюдного.

Школе нужны учителя, искренне интересующиеся еврейскими традициями, — и, разумеется, сами уроки традиции тоже нужны. Не хватает и инклюзивного блока — важно, чтобы дети знали, что есть разные люди, всем нужно по возможности помогать и ко всем относиться уважительно.

Школы «Хедер Менахем» и «Бнот Менахем», Москва

Двора, ученица школы «Бнот Менахем», 11 лет

— В школе мне нравится математика и иврит, особенно то, что связано с Торой. Русский и английский — не очень. По русскому языку я люблю слушать «Радионяню» — папа включает нам записи. Я люблю читать, особенно про путешествия во времени.

Яша, ученик школы «Хедер Менахем», 8 лет

— Мне нравятся в школе друзья и многие учителя, нравится учиться вообще. Не нравится физкультура и не всегда нравятся обеды. Я люблю играть в лего и слушать уроки по истории на специальном канале в интернете. Сейчас мне интересна история Золотой Орды, а ещё — про Александра Македонского.

Ханна-Шифра, 6 лет, подготовительная группа школы «Бнот Менахем»

— Я люблю сказки про принцесс. Ещё мне очень нравится русский и английский. Мы там учим песни и слова. Интересно, что будет в первом классе!

Гершон Коган, отец Дворы, Яши и Ханны-Шифры

— У меня религиозная семья с четырьмя детьми. Поэтому образование и воспитание детей для нас имеют ключевое значение. Нам критически важно, чтобы дети ходили туда, где приняты наши ценности, поэтому к тому моменту, как наша дочь доросла до первого класса, мы рассматривали только две московские школы — «Решит Хохма» и «Бнот Менахем». Именно в этих школах обеспечивался должный уровень религиозного воспитания.

Выбрали «Бнот Менахем», школу для девочек, входящую в систему «Хабада», хотя мы и не хабадники, — за устоявшуюся систему образования. Переехали ради этой школы в другой район. Позже старший сын пошёл в соседнюю школу для мальчиков «Хедер Менахем».

Мы очень довольны. Учителя внимательны к детям и вкладывают в каждого ребёнка максимум. Ребёнок рассматривается как личность.

Поначалу у меня, как у человека, окончившего хорошую московскую школу, были опасения, что в религиозной школе не будет нужного уровня светского образования. Со временем я успокоился на этот счёт: образование — не сумма знаний, а навык их добывать, критически мыслить, не стесняться задавать вопросы.

Эти навыки как раз и прививаются еврейским религиозным образованием, и я вижу по сыну и дочери, что набрать необходимые знания по интересующей теме они могут и сами. Отдельный плюс — основные предметы преподаются на иврите, поэтому дети постепенно становятся двуязычными.

Школа №1311 «Тхия», Москва

Дарья, мама ученицы средних классов

— В народе школу дочери знают как «школу Липмана», по имени Григория Исааковича Липмана, её первого директора. Мы выбрали школу по рекомендации друзей: они были очень довольны, что отношение их детей к школе в целом и к учёбе в частности изменилось с приходом в №1311. Дочь учится там ещё с дошкольной подготовки — группа называется «Тинок» (на иврите — «Младенец»), ею руководит Елена Григорьевна Липман.

Самого Григория Исааковича в качестве директора мы не застали, но были свидетелями ухода учителей, покидающих школу вслед за ним. Учителя начальных классов остались; к «началке» у меня вопросов нет, завуч Марианна Семёновна Тульчинская — отличный человек и педагог. Но уровень преподавательского состава в средней школе, на мой взгляд, упал: пришли более молодые учителя, отзывы родителей не воодушевляют. Мне кажется, школе нужен более профессиональный педагогический состав.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что это Школа №1311 «Тхия»/ Facebook

Дети в школе питаются кошерно, изучают традицию в рамках программы, отмечают еврейские праздники с викторинами, квестами и костюмированными мероприятиями, во время каникул мадрихи «Сохнута» проводят на территории школы дневные лагеря «Йом фест».

Если у кого-то из детей день рождения, ребёнок приносит угощения с учётом кашрута.

С другой стороны, детям не нужно одеваться по законам скромности, девочки могут ходить в брюках и джинсах. Соотношение светских и религиозных предметов — примерно 90% на 10%. Иврит преподают довольно слабо. В целом всё хорошо, но многое зависит от желания родителей поддерживать еврейский компонент.

Школа «Решит Хохма», Москва

Оделия, ученица 3 класса

— Мне нравится, что школа рядом с домом. Я люблю приходить вовремя, потому что завуч или директор встречают меня улыбкой. Ещё мне нравится урок ИЗО. На самом деле, мне всё нравится в моей школе.

Мириам, мама Оделии

— Выбирая школу, мы в первую очередь думали об окружении, в котором будет расти ребёнок.

Это очень влияет на детей, их моральные ценности и интересы — ведь школьные друзья остаются на всю жизнь.

Поскольку мы соблюдающие евреи, нам важно, чтобы дети учились не просто в еврейской, а непременно в религиозной школе. При поступлении Оделия проходила тесты на уровень развития речи и на знание иврита, математики и окружающего мира, а также собеседование со школьным психологом. Наша дочь легко справилась со всеми заданиями.

В школе «Решит Хохма», кроме обычной программы, есть религиозные предметы и иврит. Мы довольны уровнем обучения, но ещё больше нам нравится атмосфера в школе. Классы небольшие, большинство семей знакомы друг с другом, администрация приветлива и готова идти навстречу. После занятий есть кружки по интересам — наша дочка занимается в школе гимнастикой дважды в неделю. В целом мы очень довольны школой и рады, что выбрали именно её.

Школа №550 ОРТ «Школа информационных технологий», Санкт-Петербург

Соня, ученица начальных классов
— В школе мне нравятся некоторые отдельные педагоги и кружки. Не нравятся отношения с одноклассниками и что учителя кричат. Мои любимые предметы — русский язык, литература, иврит и рисование. Самое сложное для меня — это математика.

Я бы хотела, чтобы в школе был хороший туалет, новый учитель и люди, которые помогают детям.

Рита, мама Сони

— Школу №550 мы выбрали случайно: накануне учебного года я спрашивала у всех подряд, где учатся дети и куда кто собирается поступать. И наша знакомая, связанная с системой образования, сказала, что в одной школе в первом классе освобождается место.

Школа находится в историческом центре Санкт-Петербурга.​ Уровень образования пока оценить сложно, поскольку дочь только начала учиться, но в целом ей там не нравится, кроме некоторых активностей типа дополнительных занятий и творческих кружков. Иврит дочь знает на начальном уровне, праздники и традиции — на среднем. Не могу сказать, что мы поддерживаем традиции дома: иногда мы ходим в синагогу, но регулярной связи с общиной у нас нет.

На мой взгляд, учителям сильно не хватает уважительного отношения к детям: случается, что на детей кричат, обзывают их, говорят разные унизительные вещи. Я пыталась поговорить напрямую с педагогом, но, к сожалению, ничего не вышло. Я считаю, что учителя должны не только транслировать знания, но и уметь использовать эмоциональный интеллект, следить за атмосферой в классе и отношениями между детьми.

Записали Настя Венчикова и Мария Вуль

Если вам тоже есть за что поругать и за что похвалить вашу еврейскую школу (можно анонимно) — напишите нам об этом в личные сообщения любой соцсети. Мы с вами обязательно свяжемся!

Источник

Образование по-нашему

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что это

Однажды к Гилелю пришел иноверец и обратился с необычной просьбой: изложить «всю Тору» за то время, которое спрашивающий сможет простоять на одной ноге.
Гилель ответил:
– Не делай ближнему того, чего себе не желаешь, – в этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись.
Шаббат

Нынешнее еврейское образование критикуют все, кому не лень, – в Израиле и в диаспоре; учителя, родители и ученики; те, кто отдает учиться своих детей, и те, кто не подходит к еврейским школам на пушечный выстрел. Претензий высказывается много и разных. Что школа очень далека от современной жизни – и что она оторвана от корней. Что еврейских предметов слишком много – и что их явно недостаточно.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что это
Правда, родителей винить трудно. К началу XXI века мы имеем десятки, если не сотни различных моделей еврейской школы. Сегодняшнее еврейское образование столь разнообразно и многовариантно, что временами даже специалисту непросто разобраться. Что уж говорить про обычных людей, у которых и других хлопот хватает.

Многообразие еврейского образования отнюдь не случайно. Сегодня не существует даже однозначного ответа на вопрос «что такое еврей?».

Одни говорят, что евреи – это нация (при этом определение «нации» тоже расплывчато). Другие – что вероисповедание. Третьи полагают, что еврей – это тот, кто считает себя таковым.
И каждая доктрина реализуется, помимо прочего, в образовательной сфере.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что это
Еврейские учебные заведения делятся на два основных класса: социализирующие и «миссионерские». Первые предназначены для самовоспроизведения той или иной еврейской общины. Задача такой школы – чтобы выпускник по окончании учебного курса был максимально похож на своих родителей. Скажем, если это школа гурских хасидов, то все, окончившие учебное заведение, остаются гурскими хасидами (ходят в капотах и штраймлах, готовят еду определенного уровня кошерности; считают высшим религиозным авторитетом Гурского ребе и т.д.).

У «миссионерской» школы задача другая – воспитать детей в соответствии с определенными идеалами, которые далеко не всегда совпадают со взглядами родителей. В годы XX века таковыми были, к примеру, большинство светских израильских школ, где детей и внуков галутных евреев перековывали в настоящих израильтян. Сегодня «миссионерствуют» почти все русскоязычные еврейские школы, где из детей ассимилированных родителей пытаются сделать «настоящих евреев».

Для этого, к примеру, ученикам нередко меняют «гойские» имена на еврейские. Фамилии при этом остаются прежними, и в результате возникают необыкновенные ономастические конструкции, типа Малкиэля Наливайко или Крестовоздвиженского.

Что же до «еврейской компоненты», то она состоит из изучения языка (чаще всего иврита, реже – идиша), истории и литературы. Во многих светских школах также изучают элементы еврейской традиции – праздники, обряды перехода (жизненный цикл), некоторые базовые религиозные понятия. Однако это, скорее, ознакомительные курсы, и никто не предполагает, что ученики воспримут изучаемое в качестве руководства к действию.

Педагогическая идеология ультраортодоксальной модели исходит, опять же, из двух основных предпосылок: главное и единственное призвание еврея в этом мире – изучение Торы и соблюдение заповедей; окружающий мир полон соблазнов и пороков, от которых ученика следует оградить любой ценой.

Соответственно, идеальное ультраортодоксальное образование сводится к изучению исключительно религиозных предметов: Торы, Талмуда, заповедей и т.д.

Несколько проще решается вопрос с нерелигиозным образованием для девочек. Согласно еврейскому закону, девочки не обязаны изучать Тору. Поэтому у выпускниц ультраортодоксальных учебных заведений светское образование получше, чем у их братьев. И девушки отправляются работать, пока мужья сидят в иешиве и учат Тору.

Соответственно, в таких школах ученики получают и светское, и религиозное образование. На бумаге это выглядит просто замечательно. На практике возникает множество проблем. Известно, что даже у двух евреев минимум три мнения о том, как необходимо преподавать религиозные и светские предметы, а также – в какой степени последние соответствуют «нашей Торе». Решает эти проблемы всякий молодец на свой образец.

В одних школах светское образование ограничивается изучением идеологически безвредных точных и естественных дисциплин. В других – детям дают полноценное гуманитарное образование, но при этом не рассказывают о страшной и ужасной теории эволюции. В третьих – учат всё, но каждый предмет проходит цензуру: из истории убирают то, что связано с христианством; из литературы – откровенные любовные сцены; из анатомии – изучение репродуктивной системы.

Еврейская школа что это. Смотреть фото Еврейская школа что это. Смотреть картинку Еврейская школа что это. Картинка про Еврейская школа что это. Фото Еврейская школа что это
Внутри каждого из перечисленных течений существуют оттенки и нюансы. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети учились в еврейской школе, к выбору учебного заведения следует отнестись вдумчиво. Мало выбрать направление – желательно выяснить еще множество деталей: с какой общиной и/или идеологией связана конкретная школа; в каком объеме изучаются в ней светские и религиозные дисциплины; в какой степени учащихся побуждают (или даже принуждают) к определенному образу жизни; какие еврейские предметы преподают и с каких позиций…

То есть, конечно, можно пустить это дело на самотек. Но тогда и результат будет непредсказуемым и вряд ли вас обрадует.

Родителям, которые хотят дать своему ребенку формальное еврейское образование, скучно не будет. Кроме того, у них появится шанс узнать много нового и интересного о себе, о Торе, о евреях, о неевреях и о мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *