Еврейское гетто что это
Гетто
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Гетто — термин, укоренившийся для обозначения городского квартала, в котором евреи жили отдельно от остального населения, по доброй воле или по принуждению извне. Слово «гетто» происходит от итальянского «ghetta», что означает пушечный или литейный завод: вблизи такого завода находился еврейский квартал, устроенный в Венеции в 1516 году.
Во время Второй Мировой войны понятие гетто приобрело другой смысл — целью создания еврейских гетто стало планомерное уничтожение еврейского населения (см. тему Холокост). Нацисты помещали евреев в специальные изолированные районы, а затем убивали.
Оглавление
История гетто до Второй Мировой войны [↑]
В силу того, что еврейская жизнь имеет по своей природе общинный характер, евреи всегда стремились поселиться компактно. После разрушения Храма и рассеяния евреи разных стран в большинстве своем жили обособленно.
В истории гетто можно условно различить два периода: до устройства римского гетто в 1555 г. и после него.
Первый период характеризуется тем, что, наряду с еврейскими кварталами, устроенными по приказанию властей, существовали — а в некоторых странах и преобладали — гетто, где евреи селились по собственной воле. В средневековой Европе, например, гетто имело то преимущество, что жители находились под защитой окружавших его стен. Власти обычно не вмешивались во внутреннюю жизнь евреев.
В 1555 году Римский папа Павел IV издал буллу, где было сказано: «В Риме и прочих городах папских владений евреи обязаны жить совершенно изолированно от христиан, в помещении или на улице, где имелись бы один вход и выход; лишь одну синагогу они могут иметь, и никакой земли они не должны унаследовать». Папа назначил для гетто несколько узких улиц по левому берегу Тибра, куда обязал переселиться евреев. Жители не имели права покидать пределы гетто в ночное время и в дни христианских праздников. Выходить на территорию города они должны были в специальных желтых шляпах.
Римское гетто состояло из двух частей — более аристократической и бедной, которая часто затоплялась во время наводнений при разливах Тибра. Сплошная стена отделяла район от остального города. Недалеко от входа был поставлен крест с надписью из книги пророка Исайи(Иешаяу 65:2): «Весь день я простираю руки к народу непокорному» — для обозначения скорби церкви по поводу еврейского «неверия».
По мнению путешественников, посещавших римское гетто, нельзя было представить себе более нездорового места, чем эти тесные улицы с многоэтажными домами (не принадлежавшими евреям; хозяева-христиане назначали высокие цены за квартиры) и усеянные лавочниками и ремесленниками, сотнями сидящими за работой на улицах. Только в 1814 году папа Пий VII разрешил немногим евреям жить вне гетто, и лишь в 1870 г. Римское гетто было упразднено.
Подобные районы существовали и в других итальянских городах — Флоренции, Турине, Пизе, Генуе, Неаполе.
Гетто других европейских стран — например, Германии и Австрии — не носили такого отпечатка унижения и стеснения, как в Италии. В Вене, например, в XVI в. возникло особое еврейское поселение, соединенное мостом с остальным городом.
Система еврейских гетто была упразднена в период наполеоновских войн. Император Франции вводил в завоеванных странах принципы гражданского права, которые не допускали возможность дискриминации.
В Российской империи гетто, как таковое, практически не существовало. В XVIII веке появилось ограничение, известное под названием «черта еврейской оседлости» — запрет евреям селиться на обширной части территории страны, где, в основном, находились крупные города. Исключение составляли территории Речи Посполитой, отошедшие к России в конце XVIII — начале XIX века, где гетто сохранились в нескольких городах, и вплоть до 1862 было ограничено право поселения евреев вне специально отведенных улиц.
Гетто во время Второй Мировой войны [↑]
В период Второй мировой войны (1939-1945) словом «гетто» стали называть своего рода концентрационные лагеря, куда переселяли евреев с целью уничтожения.
Процесс организации гетто обычно проходил в два этапа. Сначала нацисты формально отделяли евреев от остального населения и запрещали им менять место жительства, появляться без специальных опознавательных нашивок, пользоваться общественным транспортом, ходить по центральным улицам, продавать и покупать недвижимое и другое имущество и т.д.
На втором этапе их переселяли в гетто — отгороженную охраняемую территорию (часть города), откуда было запрещено выходить без специального разрешения. Помещенных сюда евреев использовали на тяжелых принудительных работах. Постепенно их отправляли в «лагеря смерти», где убивали в газовых камерах.
Всего на оккупированных нацистами территориях было организовано около 1150 гетто. Наиболее крупные из них — Варшавское (450 тыс. человек), Лодзинское (204 тыс. человек), а на территории СССР — Львовское (100 000 человек) и Минское (около 80 000 человек).
Жизнь в нацистских гетто [↑]
Условия жизни в гетто были нечеловеческими: страшная скученность, голод, антисанитария, почти полное отсутствие лекарств. В Варшавском гетто, например, евреев набивали по 13-15 человек в комнату, а одному жителю гетто в Гродно полагалось не более 1 квадратного метра жилья. Узники получали мизерный паек, мучались от холода, вшей, отсутствия канализации и водопровода, гнойных ран, непосильного труда. За любое неповиновение людей расстреливали на месте. Евреям-врачам запрещено было оказывать медицинскую помощь; а при угрозе эпидемии обычно убивали всех жителей гетто.
Но и в этих условиях евреи пытались помочь друг другу. Иногда удавалось нелегально доставать продукты — покупать или выменивать их у местного населения. Например, в Вильнюсском гетто какое-то время ввозили телеги с продуктами, купленными у литовцев, маскируясь вывозом мусора или умерших узников. В некоторых гетто евреи выращивали овощи, устраивали благотворительные столовые. В Варшаве, Белостоке и других местах была организована поддержка части людей едой и одеждой, а в гетто Щучина обеспечивали больных горячим супом. В большинстве гетто были организованы бани; врачи тайком лечили больных, существовали подпольные школы для детей, ешивы, устраивались культурные мероприятия — спектакли и концерты, которые помогали людям спастись от отчаяния.
Функции самоуправления исполняли юденраты — еврейские советы, принудительно создававшиеся фашистами. Обязанные реализовать приказы оккупантов, они были своего рода заложниками, отвечающими за все, что происходило в гетто. За неподчинение члены юденратов немедленно истреблялись. Так, в Львовском гетто из четырёх председателей трое были расстреляны, в Минском — двое, в Вильнюсском — двое председателей и ещё несколько членов юденрата. В Лидском гетто, Монастырщине и Хиславичах первые юденраты были расстреляны в полном составе.
Во многих гетто существовали подпольные организации, призывавшие к вооруженному сопротивлению фашистам. Самое широкое и острое сопротивление было в Варшаве весной 1943 года. Для подавления восстания немцам пришлось использовать армию. В ходе боев еврейское население было полностью истреблено, а само гетто сравнено с землей.
Небывалый в истории размах антисемитизма [↑]
Никогда в истории не было такого размаха антисемитизма, как во время уничтожения евреев в нацистских гетто и лагерях смерти. Ненависть и жестокость просвещенных арийцев при молчаливом согласии всего мирового сообщества унесла жизни более 6 миллионов евреев, из них — полтора миллиона детей. Пусть сотрется сама память об этих злодеях из человеческой истории!
«Еврейского квартала в Варшаве больше не существует»: трагедия и героизм крупнейшего гетто Европы
Семнадцать тысяч камней в поле — словно изувеченные надгробные плиты на огромном кладбище. Его окружают вековые сосны и ели, а по их стволам идет белая лента с бесконечной чередой фамилий: Rosenfeld, Gerstman, Rajzman, Gurwicz, Rosengarten, Kantorowicz. В Освенциме, самом страшном месте на земле, погибло более миллиона человек. Здесь, в 80 километрах к северо-востоку от Варшавы, в течение года было убито 800 тысяч ни в чем не повинных людей. В Треблинке закончилась жизнь практически всего еврейского населения польской столицы. В самой Варшаве до сих пор остались следы событий 75-летней давности, когда нацисты попытались за считаные месяцы уничтожить созданное ими крупнейшее гетто Европы. Onliner рассказывает, как перед лицом неминуемой трагедии осталось место героизму.
Окончательное решение
Эти слова сказал польской писательнице Ханне Кралль для ее книги «Опередить Господа Бога» Марек Эдельман, уроженец белорусского Гомеля, которому суждено было стать вторым и последним руководителем восстания в Варшавском гетто. Эдельману повезло, он чудом выжил и умер в 2009-м в 90 лет. Сотням тысяч других обитателей этого страшного района до столь почтенного возраста дожить было не суждено.
Окончательное решение о полном истреблении всего еврейского народа нацисты приняли лишь после нападения на Советский Союз. В 1930-е годы, после своего прихода к власти, они лишь любыми способами «стимулировали» их эмиграцию из пределов рейха, отбирая собственность и всячески дискриминируя людей. Так продолжалось, пока агрессивные устремления Адольфа Гитлера не вступили в активную фазу. После оккупации Польши количество евреев в пределах захваченной нацистами территории вновь резко увеличилось. Планы по их масштабному переселению на некую ограниченную территорию (рассматривался вариант с островом Мадагаскар) остались фантастическими прожектами. У фюрера на Европу были большие планы, шла война с Великобританией, а впереди была еще более масштабная кампания — на востоке. В этих условиях «поощрение эмиграции» или тем более невероятное (хотя бы с точки зрения логистики) массовое переселение десятка миллионов человек в Африку перестали устраивать Гитлера. Он решил, что «окончательное решение еврейского вопроса» могло быть только одно: физическое уничтожение целого народа.
К моменту оккупации Варшавы еврейское население города достигало 250 тысяч человек, но очень быстро увеличилось в последующие месяцы. В столицу в надежде на лучшее бежали евреи со всей страны, не подозревая, что вскоре они попадут в капкан. К концу 1939 года их число достигло 360 тысяч. Около года политика оккупационной администрации по отношению к ним последовательно ужесточалась. Уже 7 октября 1939 года был создан Юденрат («Еврейский совет») — орган, ставший посредником между нацистами и евреями — жителями Варшавы. Затем последних принялись привлекать к принудительному труду (сначала по разборке городских руин), далее все банковские вклады евреев, превышавшие 2 тысячи злотых, были заморожены. С 23 ноября магазины и прочие заведения, принадлежавшие евреям, помечались звездой Давида, с 1 декабря вводились соответствующие нарукавные повязки. Затем был запрет пользования общественным транспортом, а в апреле 1940 года вокруг района Муранув, где достаточно компактно проживали евреи (они составляли около 88% его населения), начала возводиться стена.
К этому времени нацисты почти полностью отошли от политики стимулирования эмиграции. Новым этапом (как показало будущее, промежуточным) было создание в крупных и средних населенных пунктах компактных районов, куда переселялись евреи из самого города и его окрестностей.
Жизнь внутри
16 октября 1940 года генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк объявил о создании Варшавского гетто, ставшего крупнейшим подобным образованием во всей Европе. С территории района Муранув принудительно выселялись проживавшие там поляки и представители других национальностей (около 113 тысяч жителей). На их место переселялись евреи из прочих районов столицы и ее окрестностей. На территории в 3 квадратных километра в конечном итоге скопилось 400 тысяч человек — треть населения Варшавы. Спустя месяц после создания гетто возведение трехметровой стены с колючей проволокой вокруг района завершилось, и гетто оказалось отрезано от внешнего мира. Ловушка захлопнулась — самовольное покидание ее границ запрещалось и каралось сначала девятимесячным тюремным сроком, который вскоре заменил расстрел на месте.
Еврейские гетто фашистской Германии: театры, рестораны, кафе, рэкет, нищета, антисанитария…
Жуткое еврейское гетто: театры, рестораны, кафе.
Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто – это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).
Напомню, гетто – это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Золочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.
Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его. Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.
«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского «дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, – так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского.
– В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом – во французских шелках и дорогих шляпах». В гетто было 6 театров, рестораны, кафе, но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме.
Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.
Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо – сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер, захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.
Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций – чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране. Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!
Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»? Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рэкетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население – стариков, женщин, детей.
Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рэкетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила, 2 и на территории предприятия Тебенс – и там зверски пытали. Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами. Варшавское гетто превратилось в джунгли: один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.
Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых. Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения – отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.
Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули, вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские – они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов. Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно – бандиты поджигали новые здания.
В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа – Малка Здроевич, она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».
Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках. Этот мальчик – Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) – ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат – Йозеф Блоше (Josef Blosche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто. Командир «восстания» – Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.
Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалась свежая. В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) – покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.
По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи. Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади. Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме.
Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?
Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.
Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии. Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии. В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.
Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности – там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.
Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост», а инфекционные заболевания. И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур.
Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.
Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» – вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.
Каких евреев уничтожали в гитлеровской германии
Холокоста не было! Не веришь смотри..
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…
Гетто
Эта страница также переведена на
Слово «гетто» произошло от названия еврейского квартала в Венеции, учрежденного в 1516 году. Во время Второй мировой войны гетто являлись городскими кварталами (как правило, огороженными), куда гитлеровцы сгоняли еврейское население, и где евреи жили в самых нищенских условиях. Гетто предназначались для изоляции евреев — они не только отделяли еврейские общины от нееврейского населения, но и разрушали связи между самими еврейскими общинами. Власти Германии и стран фашистского блока основали более 800 гетто по всей восточной Европе. По меньшей мере миллион евреев были заперты в гетто в течение войны.
Гитлеровцы считали гетто временной мерой для изоляции евреев и установления контроля над ними. Во многих местах проживание евреев в гетто продолжалась сравнительно недолго. Некоторые гетто просуществовали всего несколько дней, другие — месяцы, а то и годы. С конца 1941 года, по мере реализации «Окончательного решения еврейского вопроса» (плана по уничтожению всех европейских евреев), немцы постепенно ликвидировали большинство гетто. Немцы и их союзники либо расстреливали жителей гетто и хоронили их в вырытых неподалеку общих могилах, либо отправляли — как правило, на поездах — в лагеря смерти. Небольшую часть евреев германская полиция и СС отправляли в лагеря принудительного труда и концентрационные лагеря.
Многие гетто (расположенные в основном на территории оккупированной восточной Европы) были огорожены стенами или заборами из дерева и колючей проволоки. Евреев отправляли в гетто целыми семьями, включая стариков и маленьких детей. Гетто были переполнены людьми, внутри царила антисанитария. Истощение, хроническая нехватка пищи, одежды, лекарств и всего остального, жестокие зимние холода, отсутствие необходимых коммунальных услуг — все это приводило к многочисленным вспышкам эпидемий и необычайно высокой смертности. Многие тысячи евреев погибли в гетто. Те, кто выжил, мучались от страха и изолированности от внешнего мира.
Самым крупным на территории Польши было Варшавское гетто, где примерно 450 000 евреев теснились на участке площадью в 3,3 квадратных километра. Другие крупные гетто располагались в городах Лодзь, Краков, Белосток, Львов, Люблин, Вильнюс (Вильно), Каунас (Ковно), Ченстохов и Минск. Десятки тысяч евреев из западной Европы также были отправлены в гетто на востоке.
Нацисты заставляли евреев носить идентификационные знаки и нарукавные повязки, а также принуждали многих евреев отбывать трудовую повинность на благо Германского рейха. Повседневная жизнь гетто управлялась назначенным фашистами еврейским советом (юденратом) и еврейской полицией, от которых гитлеровцы требовали поддерживать порядок в гетто и содействовать депортациям в лагеря смерти.
В некоторых гетто члены еврейского Сопротивления поднимали вооруженные восстания. Самым крупным было восстание в Варшавском гетто весной 1943 года. Произошли также отчаянные мятежи в Вильно, Белостоке, Ченстохове и некоторых небольших гетто. В августе 1944 года нацисты уничтожили последнее крупное гетто — в городе Лодзь.
В Венгрии изоляция евреев в гетто началась только весной 1944, после вторжения Германии и оккупации страны. Меньше чем за три месяца венгерская полиция, действуя совместно с немцами, депортировала около 440 000 евреев из венгерских гетто. Большинство из них были направлены в лагерь смерти Освенцим (Аушвиц-Биркенау). В столице Венгрии Будапеште евреи были помещены в специально помеченные дома (так называемые «дома со звездой Давида»). В ноябре 1944 года, после прогерманского переворота, венгерская фашистская партия «Скрещённые стрелы» официально создала в Будапеште гетто. Около 63 000 евреев были заключены на участке площадью 0,26 квадратных километра. 25 000 евреев, имевших защитные паспорта (выданные нейтральными государствами), были помещены в так называемое «международное гетто», расположенное в другом районе города. Изоляция венгерских евреев в гетто прекратилась в январе 1945 года, когда советские войска освободили Будапешт.
Во время Холокоста гетто служили промежуточным этапом в нацистском плане порабощения, дегуманизации и массового уничтожения евреев.