Европейский суд это что
Европейский Суд по правам человека
Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.
Содержание
История возникновения
Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.
Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.
Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.
Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.
Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Условия подачи жалоб
Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.
Юрисдикция Европейского суда по правам человека
Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.
Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.
ЕСПЧ и Россия
Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.
Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.
Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:
Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]
Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.
По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. [3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.
ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).
Добро пожаловать на сайт Европейского Суда по правам человека
Этот ресурс посвящен Европейскому суду по правам человека, цивилизованному инструменту в руках Совета Европы, призванному компенсировать нарушения прав и основных свобод человека
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд разрешает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.
Юрисдикция ЕСПЧ, ЕСПЧ и Российская Федерация
Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. Это провозглашает Конституция Российской Федерации (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому Закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по толкованию и применению Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, Конвенция и Протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.
Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе как России, так и другого государства — участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда. Также ЕСПЧ может присудить возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
Неисполнение решений Европейского Суда
Неисполнения решений Суда государствами — членами Совета Европы, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. Бывают и исключения. Так, например Великобритания отказалась выполнять решение ЕСПЧ по делу Хёрста. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы. Таким образом Решения Европейского Суда воздействуют на право и судебную практику и других государств — участников конвенции.
Компетенция Европейского суда по правам человека
Европейский Суд по правам человека имеет право :
Статьи о ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека | ЕСПЧ
Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.
ЕСПЧ является необычным судом во многих отношениях. Его юрисдикция простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. Европейский суд по правам человека служит основой для защиты прав человека в 47 государствах-членах Совета Европы, в которых проживают больше, чем 800 миллионов человек. Участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод в скором времени будет также Европейский союз.
Здание Европейского суда по правам человека
Содержание
I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека
ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).
ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).
Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.
Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.
Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):
7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.
8. Полномочия Европейского суда по правам человека:
9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:
II. Идеология Европейского суда по правам человека
Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.
Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.
Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.
Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.
Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.
III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека
IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:
основа существования и деятельности ЕСПЧ
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.
Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.
V. Cостав Европейского суда по правам человека
Судьи и Секретариат ЕСПЧ
VI. Полномочия Европейского суда по правам человека
Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:
VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека
Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:
VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека
Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.
С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).
Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.
Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.
Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ
Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.
После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ
Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.
Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:
IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека
ЕСПЧ: статистика в 2016 году
С 1 января по 1 ноября 2016 года
за 2015 тот же период
Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы
Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.
С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:
Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309), Италия (3036).
Статистика ЕСПЧ в картинках
Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ
Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ
X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз
В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.
Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ( «Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции»), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.
Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:
XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека
European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX
FRANCE
ЕСПЧ: как устроен независимый суд, который всё чаще раздражает российских чиновников, и хотят ли от него отказаться Статьи редакции
Как складывались отношения нашей страны и суда по правам человека, и как реагируют власти на неудобные им решения Страсбурга.
Концепцию национального суда как аналога ЕСПЧ раскритиковали не только правозащитники, но и некоторые лояльные власти правоведы. Глава группы «Агора» Павел Чиков отметил, что непонятно, на основе какого документа мог бы такой суд работать. Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников сказал, что РСПЧ не может рассматриваться как аналог ЕСПЧ, поскольку это «разные вещи».
Спор о возможном выходе России из Совета Европы и отказе от признания юрисдикции ЕСПЧ обострился в 2014 году. Тогда Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) проголосовала за лишение российской делегации права голоса и права участвовать в управляющих органах до конца года в связи с присоединением Крыма к России.
В ответ российская делегация покинула заседание ПАСЕ, а в 2017 году Москва прекратила выплачивать взносы в бюджет организации. Возникло опасение, что затяжное противостояние может закончиться прекращением членства России в Совете Европы. Россияне бы в этом случае лишились права обращаться с жалобами на нарушение своих прав в ЕСПЧ.
В 2019 году конфликт разрешился — российскую делегацию восстановили в правах, а Москва начала выплату взносов. Дискуссия о возможном выходе из Совета Европы утихла до 2020 года, пока тему создания национального суда по правам человека не предложил обсудить президент.
Россия вступила в Совет Европы в 1996 году, а в 1998 году ратифицировала европейскую «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод».
Первое дело, по которому суд установил нарушение Конвенции — «Бурдов против России», завершилось в 2002 году присуждением компенсации в размере 3000 евро. Начиная с этого момента россияне начали массово обращаться в ЕСПЧ — в 2010 году более 40 тысяч жалоб, то есть почти каждое третье дело, поступили в суд из России. Количество жалоб стремительно росло и после реформы системы приёма жалоб в 2017 году.
В последнее десятилетие Россия стабильно занимает первые места в списке стран Совета Европы по числу жалоб, а в 2019 году стала второй по общему числу решений ЕСПЧ за всю его историю.
В министерстве юстиции предлагают к такой статистике относиться внимательнее: почти все жалобы из этой массы (90-95%) отклоняются ЕСПЧ ещё на этапе принятия — их признают неприемлемыми. В 2019 году ЕСПЧ принял 198 постановлений, касающихся России, в 186 из них установил нарушений статей Конвенции.
А если считать удельный вес жалоб (их число на 10 тысяч населения), то Россия и вовсе не лидирует, уступая это место странам бывшей Югославии, Румынии и даже Лихтенштейну.
За последние 10 лет ЕСПЧ присудил по жалобам из России компенсаций на общую сумму в 1 миллиард 971 миллион евро. При этом 1 миллиард 866 миллионов евро — это результат рассмотрения одного дела, компенсация бывшим акционерам «ЮКОСА». Несмотря на то, что решение ЕСПЧ вступило в силу, Россия отказалась выплачивать рекордную сумму. Конституционный суд признал постановление неисполнимым в силу противоречия главному закону страны. Кроме того, около 75-85% всех постановлений ЕСПЧ Россия просто не исполняет.
Хоть и с такими оговорками, но фактически ЕСПЧ стал последней инстанцией, к которой граждане обращаются, исчерпав все средства защиты своих прав внутри страны.
Число судей в ЕСПЧ равно числу стран-членов Совета Европы — по одному от каждой страны. В 2020 году в ЕСПЧ 47 судей. Избираются они так: каждая страна представляет в ПАСЕ список из трёх кандидатур, а уже потом парламентская ассамблея выбирает одну из них. На уровне Совета Европы требования к кандидатам не формализованы — Конвенция указывает только, что судьи должны обладать «самыми высокими моральными качествами» и быть «правоведами с общепризнанным авторитетом».
Судьи должны соответствовать требованиям, которые в направившей их стране предъявляются при назначении на высшие судебные должности; им запрещено выполнять любую работу, которая «не совместима с их независимостью и беспристрастностью».
Срок полномочий судей менялся: одно время они избирались на шесть лет, потом на девять. В Конвенции также сказано, что для обновления состава Суда Парламентская ассамблея может изменить эти сроки, но так, чтобы в любом случае судья мог работать не менее трёх и не более девяти лет. По достижении 70 лет судьи покидают свой пост, с одной важной оговоркой: они продолжают вести те дела, которые уже были им поручены, вплоть до окончания процесса.
В полном составе Суд собирается редко, рассмотрение дел он поручает отдельным судьям единолично или формирует комитеты (по три судьи), палаты (по семь судей) и Большую Палату (17 судей). Конвенция предусматривает, что в любом случае в состав палат и комитетов включается судья той страны, которая является стороной в деле. Так, например, Дмитрий Дедов участвует в разрешении всех жалоб, поданных против России.
Суд может принимать жалобы от любого физического лица, группы лиц, любой неправительственной организации, которые утверждают, что стали жертвами нарушения их прав со стороны государства-члена Совета Европы.
Государства-члены Совета Европы гарантировали, что никоим образом не будут препятствовать подаче жалоб от граждан. Суд, однако, принимает их только после того, как были исчерпаны все внутренние средства защиты и в течение шести месяцев с даты окончательного решения.
По поводу исчерпания внутренних средств защиты в стране ведутся споры — что можно считать таким моментом. В настоящий момент для уголовных дел ЕСПЧ считает допустимой подачу жалобы уже после решения суда в апелляционной (второй) инстанции. Для гражданских дел необходимо дойти до кассационного определения Верховного суда (четвёртой инстанции).
При подаче в Суд жалобы проверяются на предмет приемлемости. Отказывают в приёме анонимным, явно необоснованным жалобам, а также жалобам, аналогичным тем, что уже были рассмотрены в ЕСПЧ. Отклоняются и жалобы, по которым ведётся разбирательство в другом международном органе. В таком решении суд не связан временными рамками — он может объявить жалобу неприемлемой на любой стадии.
Более того, Суд может закрыть дело на любой стадии. Причин тому может быть несколько: если спор уже урегулирован, например, с помощью мирового соглашения, или заявитель больше не намерен добиваться своего. Но Суд может и вновь открыть дело, «если сочтёт это оправданным».
Сторона, недовольная решением Суда, может потребовать рассмотреть его в Большой палате, постановление которой является окончательным.
Если Суд установил, что имело место нарушение Конвенции, а внутреннее право страны допускает лишь частичное устранение последствий, то Суд присуждает «справедливую компенсацию» потерпевшей стороне.
Что такое «справедливая компенсация» — это тоже вопрос отдельной большой дискуссии. У ЕСПЧ не существует единых формальных требований по этому вопросу. Сумма каждый раз определяется с учётом обстоятельств, в зависимости от наличия ущерба, обоснования притязаний. Прецедент бывших акционеров ЮКОСА уникальный, средний размер компенсации обычно колеблется в районе 10 тысяч евро.
Ежегодно в бюджет России закладывается сумма порядка 10 миллионов евро на возможные выплаты по решениям ЕСПЧ. Например, в 2019 году Министерство юстиции потратило на эти выплаты более миллиарда рублей (около 12 миллионов евро). Минюст объяснял, что невозможно прогнозировать, какие суммы присудит ЕСПЧ, из-за этого деньги на компенсации кончаются в бюджете обычно уже в июле-августе. По причине нехватки средств на конец июля 2020 года в срок не были исполнены 385 решений по делам против России.
Суд заседает по общему правилу в Страсбурге, однако у него есть право выполнять свои функции и в любом другом месте на территории стран-членов Совета Европы.
В Конвенции о защите прав человека и основных свобод создатели изначально предусмотрели 13 базовых прав. Позднее их число было увеличено дополнительными протоколами, однако Россия приняла не все. Протоколы №6 и №13 (полная отмена смертной казни), №12 (общий запрет дискриминации), №16 (право национальных судов получать консультацию ЕСПЧ) до сих пор не ратифицированы. Таким образом Россия обязалась гарантировать 23 права и свободы:
Толкование статей Конвенции, раскрывающих содержание того или иного права — прерогатива ЕСПЧ. За 70 лет своей работы Суд накопил богатую прецедентную практику, однако развитие общественных отношений неизбежно ставит перед ним новые вопросы. Например, в рамках концепции «поколений прав» научным сообществом обсуждается понимание права на жизнь. Является ли это правом в том смысле, что человек может им не пользоваться, и таким образом получить как бы «право на смерть»; в какой момент оно возникает: после отсечения пуповины, в момент зачатия или иной.
В России господствует доктрина, согласно которой от права на жизнь нельзя отказаться. Закон устанавливает прямой запрет на эвтаназию, хотя и позволяет гражданину отказаться от медицинского вмешательства, получив так называемую «пассивную эвтаназию». Схожим образом обсуждаются и другие права.
Раздел 2 Конституции России устанавливает формально более широкий спектр прав, чем Конвенция. В частности, в основном законе страны предусмотрено право на жилище, а также отдельно установлена неприкосновенность жилища. Жалобы на нарушение этих прав ЕСПЧ уже принять не сможет, поскольку они Конвенцией не предусмотрены.
Жалобы в ЕСПЧ подаются в письменном виде на бланках установленного образца. Формы бланков опубликованы на сайте Суда. Заявителю необходимо их скачать и заполнить, кратко и ясно изложив факты. Важно, что разделов бланка должно быть достаточно, чтобы Суд мог определить суть жалобы. Правила допускают приложить дополнительную информацию в объёме не более 20 страниц. Бланк необходимо подписать и отправить в адрес Суда.
European Court of Human Rights
F-67075 Strasbourg cedex
Подать необходимо именно бумажный оригинал — в правилах указано, что подача в иной форме, например, по факсу или электронной почте, недопустимы. К жалобе необходимо приложить копии документов, которые относятся к ситуации: судебных решений, постановлений властей. Хотя по общему правилу анонимные жалобы не рассматриваются, ЕСПЧ разрешает представить заявление для лиц, которые не хотели бы раскрывать свою личность.
Если Суд принимает жалобу, то начинается разбирательство: проводятся слушания, предпринимаются следственные меры. Предельных сроков у ЕСПЧ нет — процесс может длиться годами. Например, только 25 декабря 2020 года Суд назначил выплаты супругам Плоховым из Санкт-Петербурга, сын которых погиб в российской армии в 2005 году. С учётом времени рассмотрения дела в российских судах, получилось, что ЕСПЧ вёл дело «Плоховы против России» 13 лет.
На фоне тысяч дел, которые рассмотрел ЕСПЧ по жалобам против России, выделяются несколько, которые привлекли к себе повышенное внимание СМИ и общественности. Интерес к ним подогревало демонстративное нежелание российских властей исполнять решение суда. По некоторым из них Конституционный суд даже выносил специальные решения, признавая постановления ЕСПЧ неисполнимыми.
Капитан российской армии многодетный отец Константин Маркин развёлся с женой и запросил отпуск по уходу за новорожденным сыном. Командование части, а затем и все вышестоящие суды отказали ему в этом, так как закон предусматривает такую возможность только для женщин-военнослужащих.
Маркин пожаловался в ЕСПЧ, и суд решил, что в этой ситуации нарушены статья 8 (о праве на частную жизнь) и статья 14 (о запрете дискриминации) Конвенции. Опираясь на постановление страсбургского суда, гражданин вновь обратился в Ленинградский окружной военный суд, потребовав пересмотреть своё дело. Тот в свою очередь запросил разъяснений Конституционного суда.
В 2013 году российский орган конституционного надзора решил, что постановление ЕСПЧ невозможно исполнить и дело Маркина пересмотру не подлежит. За время процесса сын капитана уже вырос, сам военнослужащий получил причитающиеся ему компенсации, так что конфликт на этом был исчерпан.
Сергей Анчугов и Владимир Гладков, будучи осуждёны к лишению свободы, не смогли принять участие в парламентских и президентских выборах. Статья 32 Конституции прямо запрещает голосовать гражданам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. Посчитав себя ущемлёнными в правах, Анчугов и Гладков обратились в ЕСПЧ, и тот в 2013 году признал противоречащим Конвенции запрет, записанный в основном законе страны.
Это был первый случай, когда ЕСПЧ указал на противоречие Конвенции не просто одного из действующих законов, а статьи Конституции. Чтобы исполнить решение суда, России пришлось бы вносить изменения в неё. Поэтому министерство юстиции обратилось в Конституционный суд с запросом, а тот в 2016 году, как считается, впервые воспользовался новым законом, который разрешил постановление ЕСПЧ не исполнять. При рассмотрении дела Маркина такого закона ещё не было.
Поскольку дело приобрело широкий общественный резонанс, российским властям пришлось искать компромисс. В 2017 году вступила в силу поправка о новом виде наказания в Уголовном кодексе — принудительных работах. Осуждённые к ним к ним не могут покидать специальные центры без разрешения, но голосовать могут. Комитет министров Совета Европы в 2019 году счёл такую дифференциацию наказаний достаточной и признал решение ЕСПЧ исполненным.
В июне 2017 года ЕСПЧ признал дискриминационным российский закон о запрете «гей-пропаганды» среди несовершеннолетних. Суд решил, что оспариваемые российские законы нарушают статьи 10 и 14 Конвенции (о свободе выражения мнения и запрете дискриминации), поскольку «пределы законодательных норм не были чётко определены и их применение носило произвольный характер».
Министерство юстиции практически сразу же выразило несогласие с постановлением и заявило, что будет добиваться пересмотра дела, однако суд ему в этом отказал. Конституционный суд не блокировал это решение ЕСПЧ, однако ещё в 2014 году по другой жалобе рассмотрел схожий вопрос. Российские судьи постановили, что закон о запрете «гей-пропаганды» Конституции соответствует и не является дискриминационным.
В 2004 году нефтяная компания «ЮКОС» обратилась в ЕСПЧ с жалобой против России и, спустя несколько лет, выиграла дело. Суд постановил, что 55 тысячам бывших акционеров должны выплатить 1 миллиард 866 миллионов 104 тысячи 634 евро. В деле ЮКОСа суд усмотрел нарушение права на справедливое судебное разбирательство, защиту частной собственности и запрета на дискриминацию.
Конституционный суд назвал «беспрецедентной» и противоречащей «принципам равенства и справедливости» компенсацию, назначенную ЕСПЧ. Председатель КС Валерий Зорькин высказался в том смысле, что отказаться от исполнения решения страсбургского суда — «единственный способ не нарушить Конституцию России». В 2017 году надзорный орган разрешил не выплачивать рекордную сумму, признав решение ЕСПЧ «неисполнимым».
В 2020 году Конституционный суд ещё раз вмешался в дело ЮКОСА, разрешив не исполнять уже решение международного арбитража в Гааге о выплате бывшим акционерам ЮКОСа 57 миллиардов долларов.
В 2015 году Россия стала единственной страной Совета Европы, которая официально закрепила в своём законодательстве возможность национальных органов решать вопрос «о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека». Однако власти на этом не остановились. В июле 2020 года в ходе внесения поправок в Конституцию статью 79 дополнили схожей формулировкой.
«. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению. »
Статья 79 Конституции РФ
Правозащитники высказывали мнение, что эта поправка как раз нацелена против ЕСПЧ, решения которого стали всё чаще не устраивать российские власти. Официально чиновники разного уровня это обвинение отвергали.
Ряд СМИ преподносили эту поправку как установление приоритета национального законодательства над международным. Это грубая ошибка, формально в 79 статье ничего об этом не сказано. Приоритет международных договоров над российскими законами по прежнему зафиксирован в неизменной 15 статье Конституции. Однако с внесением изменений в основной закон страны исполнение решений авторитетных инстанций, таких, как ЕСПЧ, оказалось под угрозой.