Европейское разделение труда история 8 класс что это
Разделение труда
Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
— общее разделение труда по отраслям общественного производства;
— частное разделение труда внутри отраслей;
— единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.
Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:
Концепция разделения труда довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Выделяют общественное разделение труда — распределение в обществе социальных функций между людьми — и международное разделение труда.
Общественное разделение труда — это разделение труда прежде всего на труд производительный и управленческий. (Ф.Энгельс «Анти-Дюринге» соч., т.20,стр.293)
Разделение труда привело в современном мире к наличию огромного множества различных профессий и отраслей. Ранее (в древности) люди были вынуждены почти полностью обеспечивать себя всем необходимым, это было крайне неэффективно, что обусловливало примитивный быт и комфорт. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить непрерывным внедрением разделения труда. Благодаря обмену результатами труда, то есть торговле, разделение труда становится возможным в обществе.
С точки зрения бизнес-инжиниринга, разделение труда — есть функциональная декомпозиция бизнес-процессов. Часто удается выделить в отдельный вид такую часть функций, которую затем становится возможным поручить автоматике или машине. Таким образом, разделение труда продолжает происходить и сегодня и имеет тесную связь, например, с процессами автоматизации. В сфере интеллектуального труда, также возможно и весьма полезно его разделение.
Разделение труда является первым звеном всей системы организации труда. Разделение труда — это обособление различных видов трудовой деятельности и деление трудового процесса на части, каждую из которых выполняет определенная группа работников, объединенных по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам.
Например, основным методом работы в бухгалтерии является разделение труда специалистов. Распределяем работу сотрудников по участкам бухгалтерского учета под руководством ведущих специалистов и аудиторов, что позволяет добиваться максимальной эффективности их работы. Таким образом динамично сочетаем наработки в области автоматизации бухгалтерского учета и опыт в области администрирования бухгалтерских услуг.
Этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда
Международная торговля возникла еще в античности. Она развивалась на протяжении нескольких тысячелетий, используя новые технические достижения и научные открытия. Постепенно совокупность связей между странами образовала мировое хозяйство. Тогда же возникло явление международного разделения труда. Многие экономисты-теоретики выдвинули свои гипотезы о том, как выгоднее торговать с соседями внутри единого мирового хозяйства.
Основные черты
Современное мировое хозяйство появилось благодаря международному разделению труда и кооперации. Сегодня каждая страна зависит от доли своего участия в интернациональной торговле, а также от движения рабочей силы и капитала. Если государство изолируется, оно лишает себя инноваций и кредитов. В таком состоянии страна замедляется в своем развитии, а позже и вовсе может пережить экономический кризис.
Мировое хозяйство и международная торговля складываются в многогранную и сложную систему, на которую влияет множество факторов. Всеобщая экономика – это совокупность национальных экономик, объединенных между собой различными связями. Тенденции развития мирового хозяйства складываются из размера и качества производственных сил.
Разница с внутренним хозяйством
Внешние экономические связи напоминают внутренние сделки. Их цели одинаковы: быть полезными потребителям и приносить доход производителям. Но есть между ними и существенные различия, которые обуславливаются государственными границами и национальным суверенитетом. Этапы развития мирового хозяйства столетие за столетием стирали эти рубежи, однако даже в современном глубоко взаимосвязанном мире некоторые из них продолжают существовать.
Во-первых, проблемы развития мирового хозяйства заключаются в существовании множества национальных валют. Расчеты при таком многообразии необходимо производить в какой-то одной из них, что вынуждает стороны к конвертации. Во-вторых, национальные правительства имеют возможность вводить собственные ограничения на сделки с заграничными партнерами, при этом не применяя их на внутреннем рынке. Это квоты на импорт, тарифы, экспортные добровольные лимиты, субсидии в экспорт. Все вышеперечисленное влияет на экономическое развитие мирового хозяйства.
Наконец, в-третьих, у каждой страны разная фискальная и денежно-кредитная политика, влияющая на темпы роста инфляции, уровень занятости и т. п. Если внутри государства эти меры одинаковы, то на международном уровне они кардинально отличаются друг от друга. Данные отличия влияют на конкурентоспособность услуг и товаров одной страны на рынке другой.
Зарождение
Свое начало глобализация мирового хозяйства берет в международной торговле, история которой исчисляется несколькими тысячелетиями. В доиндустриальную эпоху основной парадигмой экономического развития была идея о «поддерживающем потреблении». Господствующее положение занимало натуральное хозяйство. Везде было распространено обычное воспроизводство товаров. Эта система существовала в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Господствующие классы обогащались за счет принуждения крестьян и рабов.
Новые этапы развития мирового хозяйства стали возможными после совершения Великих географических открытий в XV–XVI вв. Одновременно с этими грандиозными событиями происходило постепенное разложение феодального общества. Великие географические открытия стали возможными благодаря развитию городской экономики, товарно-денежных отношений, науки и техники. Европейцы получили значительный стимул открывать и исследовать новые земли – золото. Торговля стала морской и океанской. В товарообороте появились новые, неизвестные прежде продукты и материалы. Стал развиваться не зависимый от государства европейский капитализм, который проник в промышленность и ускорил развитие мануфактурного производства.
В XVI столетии территория, известная европейцам, увеличилась в шесть раз. Появились гигантские перспективы для развития торговли, а торговые пути переместились из Атлантики в Индийский океан. Потеряло свое прежнее значение внутреннее Средиземное море. Порты на его берегах (Венеция, Генуя и т. д.) пришли в закономерный упадок. Одновременно с тем возвысились города, имевшие доступ к океанам: Севилья, Лиссабон, Антверпен, Амстердам и Лондон. Увеличение золотого потока из Америки вызвало ценовую революцию – цены выросли на 200-500%. Такой скачок позволил быстро обогатиться купцам и коммерсантам. Деньгами разжились даже крестьяне-спекулянты на продовольствии и сырье. В то же время заметно оскудели кошельки дворянства, чьи оброки обесценивались.
В Старом Свете начался поиск новых рынков. Лидирующей экономикой оказалась Англия. Это государство встало на путь политики колониализма. Англичане на некоторое время завладели монопольным правом торговать с Россией через свою Московскую компанию. Подобные контакты стали первыми примерами новых экономических связей между далекими связями. Именно в XVI веке важным игроком на интернациональном рынке стала Россия. В мировом хозяйстве ценились ее редкие товары и ресурсы.
Промышленная революция
В конце XVIII века в Западной Европе началась Промышленная революция, которая послужила толчком к началу нового этапа развития мирового хозяйства. Ее важнейшей чертой стала индустриализация – переход от аграрного общества к индустриальному. Благодаря применению в производстве машин на рынке появились новые товары. Начался быстрый экономический рост, который значительно усилил разрыв между передовыми и отсталыми странами. Произошла урбанизация – массовый приток населения в города.
Все этапы развития мирового хозяйства отличались друг от друга уровнем развития коммуникаций. Так, Промышленная революция дала человечеству железные дороги. Первый паровоз появился в 1804 году. К концу XIX века железные дороги стали основной коммуникационной наземной сетью, использовавшейся в торговле. Тогда же в море появились пароходы. Современные транспортные средства были гораздо быстрее своих предшественников. Их стали применять для укрепления и увеличения экономических связей.
Разросшиеся предприятия объединялись в хозяйственный комплекс. Это новое явление в экономике позволило еще быстрее производить товары и отправлять их конечному потребителю. Приобрел колоссальную значимость промышленный капитал. На эти средства развивались новые проекты. Мировое хозяйство и международная торговля приобретали все более современные формы.
Очередной этап
В начале XX столетия современное развитие мирового хозяйства столкнулось со множеством противоречий. Главное из них заключалось в том, что экономические отношения между странами базировались на военной силе, а не на капитале. Соперничество между великими державами, контролировавшими большую часть интернационального рынка, привело к огромному кровопролитию. После двух мировых войн и изменения прежних торговых связей в мировой экономике сложилось противоборство между двумя системами – капитализмом и социализмом. Конфликт носил не только экономический, но и идеологический, и политический характер.
Холодная война закончилась победой капитализма – сегодня 90% мировой торговли приходится на капиталистическое хозяйство. Любые этапы развития мирового хозяйства характеризовались появлением новых игроков на рынке. Так, в 60-е гг. XX века в системе мирового хозяйства появились развивающиеся страны, не принадлежавшие к привычному Западу. Это были новые индустриальные экономики Юго-Восточной Азии: Сингапур, Гонконг, Южная Корея и Тайвань (их стали называть четырьмя малыми драконами), а также государства Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика).
На рубеже XX и XXI вв. благодаря развитию новых технологий и средств коммуникации мировое хозяйство достигло своей максимальной исторической целостности. Динамично развивающиеся экономики интегрированы друг с другом. Когда прошлые основные этапы развития мирового хозяйства остались позади, интернациональный капитал и производство приобрели глобальные масштабы. Такая международная экономика основана на общепринятых принципах рыночных отношений.
Понятие международного разделения труда
Сегодня международное разделение труда (МРТ) является важнейшей основой связанности национальных экономик, из которой и произрастает единое всемирное хозяйство. Что это за явление? МРТ – специализация отдельной страны на определенном производстве. В каждом регионе есть свой уникальный продукт, которого нет в других местах. Такой баланс позволяет участникам рынка обмениваться товарами (продавать лишние и покупать недостающие).
Современное международное разделение труда охватывает услуги, знания, продукцию научно-технического, производственного и других комплексов. Благодаря МРТ у всех стран снижаются издержки производства, а потребители получают максимальное удовлетворение своих потребностей. С помощью этого разделения мировое хозяйство прогрессирует ускоренными темпами уже много лет. В данной системе участвуют все государства вне зависимости от своего экономического развития. Это могут быть США, Франция, Кения, Австралия, Парагвай, Россия. В мировом хозяйстве для каждой страны есть своя ниша. Если американцы экспортируют компьютеры, то кенийцы – кофе, а Россия – газ.
Виды МРТ
Согласно классической классификации, у международного разделения труда выделяется три основных вида. Первый – общее МРТ. Это разделение между большими сферами нематериального и материального производства: промышленностью, связью, транспортом и т. д. Фактически это специализация по отраслям. Согласно ей, все страны мира делятся на сырьевые, индустриальные и аграрные.
Частное разделение труда связано с предметной специализацией и охватывает отрасли и подотрасли крупных сфер. Это легкая и тяжелая промышленность, земледелие, скотоводство (экспортное производство готовых услуг и продукции). Единичное разделение труда – разделение внутри определенного предприятия или предприятий, составляющих циклическую систему изготовления товаров, деталей и компонентов. Этот вид МРТ часто реализуется в рамках крупных объединенных транснациональных компаний, одновременно действующих в нескольких странах.
Меркантилизм
В XVI веке появилась меркантилистская теория. Ее применение показало, как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства. Меркантилисты считали, что их странам необходимо ограничивать импорт, при этом стараясь самостоятельно производить недостающие товар. Поощрялся экспорт, который способствовал притоку валюты. При положительном торговом балансе страна получала много золота, увеличивавшего размеры капитала и открывавшего перспективы значительного экономического роста.
Меркантилистская теория обладала серьезным недостатком. Ее сторонники считали, что экспортеры, получая прибыль, наносят убытки своим конкурентам на рынке, однако эта идея не нашла своего подтверждения на практике. В то же время меркантилизм выработал новые полезные экономические инструменты, в частности протекционизм. Ведя такую политику, государство вставало на защиту отечественных производителей, расчищая им ниши на рынке (для зарубежных конкурентов вводились пошлины, ограничения и т. д.).
Теория абсолютных преимуществ
Знаменитый английский экономист Адам Смит первым заговорил о том, что эффективное разделение труда позволяет государствам достичь серьезного прогресса в развитии производства. Об этом принципе ученый написал в 1776 году в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его соображения легли в основу теории абсолютных преимуществ, сменившей теорию меркантилизма. Смит предлагал простую формулу – покупать у соседей те товары, которые приобрести дешевле, чем произвести. Ведя такую торговлю, обе стороны получают дополнительную прибыль и экономят собственные трудовые ресурсы, которые могут быть потрачены значительно эффективнее. Это и есть абсолютные преимущества.
У вышеописанной теории есть заметный минус. Рынок, построенный по такой модели, с одной стороны, демонстрирует преимущества международной торговли, но в то же время не оставляет места странам, у которых нет абсолютных преимуществ перед своими соседями.
Сравнительные преимущества
Теория сравнительных преимуществ демонстрирует, как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства. Экономические отношения, построенные по принципу Рикардо, приносят прибыль всем сторонам сделки (хотя кто-то неизбежно получает больше).
Ученый в своем исследовании привел ставший хрестоматийным пример. В Англии и Португалии производится сукно и вино, при этом производство дешевле в Португалии. Таким образом, у страны на Иберийском полуострове есть абсолютное преимущество перед британским конкурентом. Однако Рикардо с помощью математических подсчетов доказал, что португальцам выгоднее экспортировать именно вино, так как по этому товару у страны издержки заметно ниже. Аналогичное правило распространяется на английское сукно. Сложив эти обстоятельства в общую картину, ученый получил ясный и выгодный экономический курс. Португалия и Англия могут обмениваться сукном и вином с наибольшей выгодой друг для друга.
Конспект урока Разделение труда. (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Разделение труда.
8 класс Уроки №.31,32,33. Дата 08.05;10.05;15.05;17.05;22.05;24.05.
Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.
Тип – урок изучения нового материала.
Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).
Формы учебной деятельности учащихся:
— фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);
— индивидуальная (во время работы с заданием).
1Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.
1. Организационно-подготовительная часть.
Приветствие, контроль посещаемости
2.1. Постановка задачи урока
2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)
Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).
Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:
между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры – ответы уч-ся : тяжелая и легкая промышленность;
между городом и деревней. Приведите примеры – ответы уч-ся : промышленность и сельское хозяйство;
между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры – ответы уч-ся : – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.
Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на
добывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: угольная, горнорудная ;
обрабатывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.
Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений ( между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).
Если и дальше происходит усложнение и совершенствование трудовых операций, то появляются специалисты разрядной квалификации (1, 2, 3 разряды). Чем выше разряд, тем сложнее выполняемые работы.
Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.
Итак , профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).
Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.
Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).
3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю).
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.
4. Подведение итогов урока.
Как вы понимаете разделение труда?
Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
Приведите примеры профессии, специальности, должности.
5. Выставление оценок
6. Домашнее задание
Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?
socway
socway
Десять стран в Центральной и Восточной Европе подали заявления о вступлении в Европейский Союз. Еще десять стран подписали соглашения с Европейским Союзом, которые либерализовали торговлю в сфере промышленности. Данный пример сравнительного преимущества может отразить в большей степени мощь этих стран в прошлом, чем их будущую специализацию. Во-первых, торговля в странах Центральной Европы характиризуется понижением очевидных сравнительных преимуществ этих стран в тех секторах, в которых эти страны были наиболее сильными (главным образом, легкая промышленность и обувная промышленность), так же как характиризуется понижением некоторых наибольших сравнительных недостатков этих стран. Во-вторых, в этот короткий период времени, некоторые страны имели успех в построении новых сравнительных преимуществ. Наиболее заметные изменения произошли в инженерной промышленности, в которой страны Центральной Европы достигли наивысших показателей экспорта. В-третьих, вовлеченность иностранного капиталла в обрабатывающую промышленность достигла высшего уровня и стала важнейшим элементом основополагающим роста показателей экспорта. Примеры торговли стран Центральной и Восточной Европы с Европейским Союзом и последствия этого так же были проанализированы в свете двух феноменов: прежде всего, международное разделение процесса производства (то есть, международное разделение цепи производства добавленной стоимости), которое приводит к самой глубокой степени специализации; далее, внутриотраслевая торговля, которая может иметь отношение к горизонтальной диффиринциации товаров (обмен количеством товаров) или вертикальной диффиринциации товаров (обмен качеством товаров).
Увеличивающаяся доля промежуточной продукции в экспорте и импорте стран Центральной и Восточной Европы в период 1993-1996 предполагает то, что эти страны являются все более и более вовлеченными в международне разделение процесса производства внутри Европы. Более глубокое изучение подтверждает то, что международное разделение производства между двумя частями Европы, которое в прошлом было сконцентрировано в традиционных секторах (текстильная промышленность и кожеобрабатывающая промышленность), недавно проникло и в другие сферы производства (электротехническая промышленность, автомобильная промышленность). Пропасть между экспортными структурами Европейского Союза и стран Центральной и Восточной Европы достаточно велика. Но, так как внутреннее производство стран Центральной и Восточной Европы включает все возрастающую пропорцию импортируемых затрат, в конечном счете, это должно привести к улучшению конкурентоспособности этих стран в тех секторах, в которых темпы роста снижены.
Урок 2. «Европейское чудо»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема I. Рождение нового мира Урок 2. «Европейское чудо» (§ 1)
Особенности и значение темы. Урок насыщен фактическим материалом, обобщение которого формирует представление учащихся о процессе модернизации. Желательно при этом соблюсти определённый баланс: жизнь европейцев в XV III в. не была лёгкой и безоблачной, демографические сдвиги не затмевают данных о высокой детской смертности; показатели роста уровня жизни — проблемы бедности;
информация о научной революции и росте грамотного населения — в целом низкого уровня образования. В этом плане актуален также материал о работорговле. Использование гистограмм и графиков позволяет облегчить усвоение теоретических знаний и создаёт основу для развития умения анализировать статистические данные.
Планируемые результаты изучения материала
понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.
устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;
решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);
представлять текстовую информацию в форме таблицы;
организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.
определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;
рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;
анализировать статистический материал и делать выводы;
сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие;
извлекать информацию из письменных и визуальных источников;
оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.
Межпредметные связи. Обществознание (экономическая сфера, товарно-денежные отношения). География (географическое положение ведущих стран Европы и Азии, географическое разделение труда, специализация).
Внутрикурсовые связи. История раннего Нового времени (Великие географические открытия, Реформация).
Варианты проблемных и познавательных заданий. Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?
Проектные и исследовательские задания: «Транспортная
революция» в XV III в. Разделение труда в Европе в XV III в.: предпосылки и последствия.
Основные понятия и термины: «европейское чудо»,
демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.
Дополнительные источники информации:
Литература: Алъдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 264—266.
Энциклопедия для детей: Общество. — М.: Аванта +, 2005. — Т. 21. — Ч. 1. — С. 478—488.
Европа становится лидером мира.
Торговля преображает мир.
ХОД УРОКА Первый вариант изучения нового материала
Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Учитель может использовать приём комментированного чтения п. 1 и составления плана: перечисление факторов модернизации, создавших
условия превращения Европы в мирового лидера. Рекомендуется уточнить также термин «фактор» (от лат. «делающий», «производящий») — движущая сила, причина процесса или явления. В сильном классе можно использовать иной приём: предложить учащимся таблицу «Факторы лидерства Европы» (используется компьютерная доска или раздаточный материал) и дать задание раскрыть каждый из факторов с опорой на текст учебника. Перечень факторов приводится в таблице (первая строка), их конкретизация в устной или письменной форме выполняется учащимися.
Факторы лидерства Европы в XVIII в.
Для изучения 2—5 вопросов организуется самостоятельная работа по вариантам или в группах с текстом учебника и раздаточным материалом. Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5—7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4—5 мин. Используются 3—4 задания по выбору учителя, при выборе всех вариантов не будет возможности организовать коллективное обсуждение результатов. Остальные задания могут быть даны на дом.
1 вариант. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).
вариант. Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XV III в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.
вариант. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?
вариант. Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».
вариант. Найдите информацию в параграфе и заполните схему «Транспортная революция в Европе». Объясните причины происходящих перемен.
вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Европейская торговля». Отразите в ней: а) разделение труда в Европе; б) новые формы торговых сделок, которые появились в XVIII в.
вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Заморская торговля Европы». Отразите в ней: а) импорт (ввоз) и экспорт (вывоз); б) «треугольную торговлю».
вариант. Прочитайте фрагмент из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788 г.) и ответьте на вопросы: каковы были цели работорговцев? В каких условиях содержались африканские рабы? Дайте оценку работорговле.
Второй вариант изучения нового материала
Школьная лекция по плану параграфа. Для активизации деятельности учащихся в начале лекции ставятся проблемные познавательные задания; пункты плана и основные понятия учитель записывает на доске в процессе объяснения. В конце урока организуется обсуждение проблемных заданий.
Домашнее задание. § 1, выполнить задания, не использованные на уроке (первый вариант планирования) или ответить на вопросы к параграфу по выбору учителя (второй вариант планирования).
Опережающее задание к уроку «Век Просвещения»: подготовить биографические справки о философах: И. Кант (1724—1804), Т. Гоббс (1578—1679), Д. Локк (1632—1704), Монтескье (1689—1755), Вольтер (1694—1778). Если учитель планирует организацию выставки репродукций портретов философов, учащимся рекомендуется единая форма оформления подготовленных материалов.