Executive mba что такое
Executive Master of Business Administration (EMBA)
Executive Master of Business Administration (EMBA)
EMBA представляет собой программу дополнительного профессионального образования для топ-менеджеров и управленцев высшего уровня. Согласно учебному плану курс предполагает обучение стратегическому мышлению и работе на долгосрочную перспективу, а также развитие лидерских качеств слушателей. В рамках обучения руководителей основное внимание уделяется стратегическим тренингам и мозговым штурмам, мастер-классам по профессиональному и личностному развитию.
Кто может стать слушателем программы EMBA
Программу обучения руководителей Executive Master of Business Administration рекомендуют к прохождению владельцам и совладельцам предприятий, топ-менеджерам, руководителям филиалов и направлений, гендиректорам и их заместителям, а также тем, кто занимается разработкой и принятием стратегически важных решений в компании.
Какие существуют требования к поступающим в РАНХиГС на программы EMBA
Слушателем программы может быть только человек, имеющий диплом о высшем образовании (независимо от направления). Помимо этого, для того чтобы обучение руководителя было максимально эффективным, крайне важно, чтобы он уже имел стаж работы на руководящей должности не менее 7 лет.
Зачем руководителю нужно обучение по программе EMBA
В процессе обучения руководители учатся систематизировать свой опыт работы на руководящей позиции, узнают о современных и эффективных методиках и инструментах для развития бизнеса. Выпускники программы знакомятся с последними тенденциями различных сфер бизнеса, овладевают практическими навыками выработки и принятия стратегических решений, в том числе и в кризисных ситуациях, совершенствуют необходимые лидерские качества и формулируют четкий план по претворению стратегии развития своей компании в жизнь.
На каких условиях осуществляется обучение по программе EMBA
Продолжительность программы Executive MBA составляет от полутора до двух лет. Форма обучения руководителей – модульная, weekend, что особенно удобно для предельно занятых управленцев с рабочими графиками, расписанными на месяцы вперед.
В чем преимущества получения степени EMBA в РАНХиГС
EMBA и MBA: в чём разница?
На определенном этапе карьеры многие профессионалы решают продолжить обучение в области бизнеса. И эти амбициозные кандидаты часто задаются вопросом: «Какая программа лучше для меня — Executive MBA или традиционная MBA?» Вы и сами, возможно, задумывались над этим вопросом, пытаясь принять правильное решение для своей карьеры. В этой статье мы расскажем о нескольких фундаментальных различиях между EMBA и MBA, чтобы помочь вам с выбором.
Отличие № 1: Стаж работы
Как подразумевает термин «executive», программы EMBA предназначаются и специально разрабатываются для тех, у кого есть немалый опыт руководства. Да, за словосочетанием «опыт управления» может скрываться разный смысл — все зависит от конкретной школы, — но большинство программ имеют некоторые базовые рекомендации. Зачастую требования предусматривают минимальный размер стажа, а ожидаемый диапазон составляет 12—15 лет. (Обязательно изучите сайты всех интересующих вас школ, чтобы найти конкретные требования). С другой стороны, у студентов традиционных MBA-программ средний опыт обычно составляет 5—6 лет, но в отдельных случаях школы принимают даже новичков или вчерашних выпускников колледжей, у которых нет даже намека на полноценную работу на руководящей должности. На самом деле, ожидания в области уровня профессиональной «начинки» абитуриента различаются достаточно существенно, но очевидно, что для программ EMBA карьерный путь должен быть длиннее, а прошедшие годы — насыщеннее.
Отличие № 2: Качество опыта
Как на EMBA, так и на традиционном MBA ценится разнообразие опыта, который не вписывается в определение «исполнял обязанности». Подавая документы на программу EMBA, не думайте, что извещение о зачислении уже лежит у вас в кармане, просто потому что вы набрали оговоренное школой количество лет или оказались на нужной ступени карьерной лестницы. Обычно таким программам нужны доказательства, что вы обладаете серьезными, постоянно развивающимися лидерскими качествами и ответственностью — способны руководить людьми, контролировать исполнение бюджета, принимать стратегические решения. Программы EMBA ищут людей, уже имеющих серьезный вес у себя на работе. И наоборот, на традиционных MBA к этому вопросу походят проще: школам, прежде всего, необходимы ваше рвение и потенциал для превращения в серьезного лидера и влиятельную персону в будущем. Программы EMBA рассчитывают, что подобные метаморфозы уже остались позади, и хотят помочь вам ликвидировать оставшиеся пробелы в знаниях и навыках, чтобы вы смогли добиться еще большего.
Отличие № 3: Финансирование
«Спонсируемым» студентам обучение в бизнес-школе полностью или частично оплачивает их нынешний работодатель. Такое финансирование более распространено и выше ценится на EMBA программах; подавляющее большинство студентов традиционного MBA подобной поддержки не имеет. К примеру, в Columbia Business School полностью или частично спонсировалось 58% курса EMBA 2017 года, а на сайте программы EMBA Wharton утверждается, что полностью или частично спонсируется приблизительно 70% учащихся. В некотором смысле такая поддержка рассматривается как показатель потенциала и может оказывать влияние на решение о зачислении. Полностью покрывая затраты кандидата на обучение и временно отпуская его/ее с работы, фирма сигнализирует приемной комиссии: «Мы в нем уверены!» Но с другой стороны, если вы планируете отправиться на EMBA, не имея субсидий от компании, успокойте себя тем, что вы не одиноки — в конце концов, сумели же добиться успеха оставшиеся 42% курса EMBA в Columbia!
Отличие № 4: Структура
Большинство ведущих американских программ MBA – это очное обучение в течение примерно 21 месяца, начинающееся в конце лета или в начале осени. EMBA-программы отличаются разнообразием стартовых дат, продолжительностью занятий и требований к прилежанию. Fuqua School of Business (Duke University), к примеру, предлагает 2 EMBA курса: 19-месячную программу выходного дня, где встречи проходят в Дареме (Северная Каролина) попеременно по пятницам и субботам, и 16-месячную программу Global EMBA, включающую 4 разных международных стажировки и дистанционное обучение. Итак, если традиционные MBA относительно сходны между собой, то каждый курс EMBA нужно рассматривать отдельно. Непременно внимательно изучите все нюансы, чтобы понять, насколько вы сможете вписать их в свою профессиональную и личную жизнь, ведь вам, возможно, придется путешествовать (в том числе и за границу!)
Итак, мы выделили несколько основных различий между двумя типами программ, но есть один аспект, который их объединяет: какой бы курс вы ни выбрали — EMBA или традиционный MBA — в результате вы все равно получите степень MBA. Некоторые кандидаты беспокоятся: поскольку EMBA не подразумевает систематического личного присутствия на лекциях, значит, дипломы таких программ котируются ниже. Это совсем не так — и очевидно, компании, спонсирующие своих EMBA-студентов, тоже готовы с этим поспорить. С организационной точки зрения, EMBA и MBA работают в рамках одного стандарта высшего образования и академических достижений. Вам остается просто выбрать, какой из них лучше подходит именно для вас.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult
Разница между программами MBA, Executive MBA, DBA и Mini-MBA. Какую выбрать?
Обзорная статья, описывающая разницу между программами MBA, Executive MBA, DBA и Mini-MBA. Автор – Андрей КОЛЯДА, Ректор Бизнес-школы EMAS.
Сегодня бизнес-сообщество России активно задумывается о драйверах роста. Привычные для нас в последние годы драйверы роста экономики, в целом, и конкретных предприятий, в частности, уже исчерпаны. Нефтяные доходы больше не обеспечивают необходимой для роста экономики поддержки, девальвация рубля и раскручивающаяся инфляция приводит к серьёзному снижению реальных доходов граждан. Санкции Запада и членство нашей страны в ВТО превращают эту тенденцию в многолетний тренд. Для отечественного малого и среднего бизнеса это означает только одно – тучные годы прошли, и впереди нас ожидает десятилетие депрессивного рынка.
Факторы роста предприятия
У каждого предприятия в такой ситуации может быть 3 возможных фактора роста:
Первый фактор – это административный ресурс, тесные связи с властью. Он уже многие годы используется в России и поэтому говорить о том, что он даст нечто большее, чем уже принёс тому или иному предприятию, практически не приходится. Да, можно сидеть на бюджетных потоках и делать из этого деньги, но проблема в том, что эти потоки иссыхают на глазах. В бюджете с каждым годом всё меньше денег. И в будущем будет только хуже. Причём это касается как федерации, так и регионов. Поэтому этот фактор роста для большинства предприятий исчерпан, в лучшем случае получится сохранить прежние объёмы.
Второй фактор – рост за счёт выхода на новые рынки. Но большинство рынков уже заняты другими предприятиями. Поэтому этот фактор невозможно реализовать без наличия третьего фактора.
Третий фактор – повышение эффективности ведения бизнеса, конкурентоспособности, модернизация и отладка бизнес-процессов предприятий. Это целый комплекс работ, которые должны проводиться управленцами предприятий. Их цель – выжимать больше прибыли из каждого вложенного в бизнес рубля, стать более эффективным, чем конкурент. Это повышение рентабельности, производительности труда и т.п. проекты, в основе которых лежит улучшение бизнес-процессов компании. Именно этот фактор роста является наиболее реальным для предприятий малого и среднего бизнеса сегодня и в течение ближайшего десятилетия. Его перспективность объясняется тем фактом, что большинство компаний ещё не занимались созданием эффективных бизнес-процессов на должном уровне и, значит, здесь ещё возможны значительные улучшения. Не секрет, что эффективность среднестатистической российской компании ниже, чем её европейского или американского аналога.
В основе любого проекта по повышению эффективности бизнес-процессов компании лежат знания, которыми обладают её управленцы. Если ты не знаешь, как модернизировать тот или иной бизнес-процесс, ты не сможешь это сделать. Здесь встаёт вопрос получения качественного бизнес-образования, потому что в ВУЗах таким вещам не учат – учреждения высшего образования решают совершенно другие задачи.
Наиболее подходящими программами, на которых стоит учиться управленцам, чтобы обеспечить рост своих предприятий через повышение эффективности бизнес-процессов, являются программы формата МВА. Имидж этих программ в России несколько подпорчен некачественной работой ряда образовательных учреждений, но это не отменяет самого факта – только обучение на хорошей программе формата МВА даёт управленцу необходимые знания для улучшения своего предприятия и собственного карьерного роста.
В мире выделяют 4 вида программ. Они значительно отличаются друг от друга и предназначены для совершенно разных аудиторий. Ошибочный выбор не того формата приводит к тому, что человек не получает желаемого результата и разочаровывается. Именно с этим связаны многие жалобы на качество программ.
стать успешным наёмным руководителем, успешно развить свой уже существующий бизнес или успешно запустить свой стартап – ПРОЙДИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-ТЕСТ ОТ EMAS!
Виды программ MBA
Первый вид программы – это просто МВА или MBA со специализацией в какой-то теме. Многие считают, что это единственный существующий вид программ формата МВА. Но это не так. Содержательное наполнение этих программ – определённые теоретические знания с относительно небольшой практической отработкой. При этом в программах большинства школ практическая отработка выполняется на учебных примерах (так называемых «кейсах», реальная отработка материала на базе предприятий участников программы, как правило, не ведётся. Исключением являются Внедренческие MBA, о которых речь пойдёт ниже.
Целевой аудиторией MBA всём мире являются молодые люди, недавно (2 – 5 лет назад) окончившие ВУЗы. Эти люди занимают либо младшие управленческие позиции, либо являются менеджерами среднего звена. Они не обладают управленческим опытом на высшем уровне и не обладают полномочиями по принятию значимых для бизнеса решений и проведению серьёзных изменений в работе своих предприятий. Описанная специфика аудитории и объясняет содержание этих программ.
Задача программ MBA – дать участникам хорошую теоретическую базу для будущего роста. Глубокая практическая отработка для немедленного решения значимых для предприятия, где работает слушатель, задач, как правило, не ведётся. При этом малая практичность таких программ не является их недостатком. Просто их аудитория не готова к иному подходу – она не обладает ни существенным управленческим опытом, ни полномочиями по принятию решений. Таким людям нужна именно теория, чтобы, когда они займут серьёзную управленческую позицию, они могли принимать грамотные решения. Руководители высшего звена, как правило, на таких программах обучаться не должны, программы MBA для них изначально не предназначены. Но для молодого менеджера эти программы – отличный выбор.
Второй вид программы – это Executive MBA (или Executive MBA со специализацией). Это более престижный и более практичный вид программы, чем MBA. Это программы более высокого уровня. Во всём мире такие программы предназначены для собственников, руководителей высшего звена и кадрового резерва, претендующего на высшую руководящую позицию. Это уже люди с реальным управленческим опытом и полномочиями по немедленному внедрению изменений в деятельность своих предприятий. Менеджеров младшего звена на таких программах не бывает. Для бизнес-школы проводить программу Executive MBA сложнее, чем просто MBA, так как это более практичная программа. В правильных Executive MBA изучаемый материал отрабатывается участниками на собственных предприятиях, а не абстрактных примерах-кейсах, и зачастую немедленно внедряется в работу. Соответственно, уровень преподавателей должен быть выше, так как требовательность участников программ к ним весьма велика. Поэтому лишь небольшое количество школ бизнеса предлагают Executive MBA, большинство предлагают рынку только обычные MBA. При этом, к сожалению, на рынке присутствует определённое количество некачественных Executive MBA, которые представляют собой по сути кальку с обычных MBA – требование по более глубокой практичности и отработке участниками изучаемого материала на собственных, а не абстрактных примерах не соблюдается. Такие подделки свойственны тем образовательным учреждениям, которые не обладают достаточно компетентным для выдерживания формата Executive MBA преподавательским составом, но при этом стремятся получить свою часть рынка, выводя на него низкопробный продукт. Такую порочную практику, к сожалению, практикует ряд государственных и частных школ бизнеса. Дипломы таких поддельных Executive MBA не котируются среди работодателей так как низкий уровень качества обучения и его не соответствие стандартам в таких школах общеизвестен и элементарно устанавливается через изучение отзывов в интернете.
Важно отметить, что, как и MBA, качественная Executive MBA – это цельная дипломная программа, подчиняющаяся международным требованиям, а не произвольный набор различных курсов. Но, к сожалению, под этим брендом зачастую выдают какие-то солянки семинаров и тренингов. Это недопустимо и не правильно.
Третий вид программы – это DBA: Доктор бизнес-администрирования. Это самый престижный вид программ MBA, ультра-премиум. Это программы самого высокого уровня. В сравнении с количеством бизнес-школ, которые предлагают MBA и Executive MBA, количество школ, предлагающих DBA минимально. Это связано с тем, что требования к качеству и глубине DBA ещё выше, чем к Executive MBA. На таких программах, как правило, учатся собственники или топ-менеджеры (или те, кто в шаге от занятия этой позиции) со значительным жизненным и управленческим опытом. Соответственно, как и в случае с Executive MBA, DBA предполагает полное практическое погружение в вопросы своего предприятия, отсутствие какие-то абстрактных кейсов и т.п. DBA, как правило, более длительная программа, чем Executive MBA, так как предполагает ещё более глубокое погружение. DBA по своей престижности в бизнесе рассматривается как некий аналог степени Кандидата или Доктора наук (хотя не приравнивается к ним – это разные, в принципе не сравниваемые степени).
Четвёртый вид программы – Mini-MBA. Это самая быстрая, и недорогая программа, также известная как Pre-MBA (до-MBA). Эти программы рассчитаны на специалистов младшего звена, в целом, они не могут рассматриваться в качестве аналога MBA, не говоря уже об Executive MBA или DBA. Те, кто выбирают эти программы, чаще всего, рассматривают их как первый шаг для последующего получения образования MBA, Executive MBA или DBA. При этом согласно международным стандартам программы Mini-MBA не признаются в качестве полноценных MBA, таковыми считаются только программы MBA, Executive MBA и DBA. Иными словами, если вы хотите иметь полноценную MBA, но сейчас не можете себе её позволить по тем или иным причинам – рассматривайте получение Mini-MBA в качестве первого шага к желаемой цели. Этот вариант выбирают люди, которые из-за своей загрузки или по финансовым причинам не могут себе позволить сразу поступать на полноценные программы.
При этом некоторые школы бизнеса, предлагающие полный спектр программ MBA, в том числе EMAS, позволяют выпускникам своих Mini-MBA при желании добирать недостающие курсы и получать дипломы полноценных MBA, без необходимости проходить эту программу целиком. Аналогичный вариант бывает и с MBA → Executive MBA → DBA. Такое, однако, возможно не во всех школах, а только в тех, в которых имеется учебный процесс высокого уровня и Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA синхронизированы между собой. Это удобно для человека, который планирует развитие своего образования в долгую и хочет в будущем иметь возможность получить диплом программы более высокого уровня без необходимости проходить её целиком, заново беря и оплачивая курсы, которые он уже успешно прошёл и оплатил ранее.
Наглядно продемонстрировать разницу в глубине программ Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA можно на примере выпускных проектов, которые защищают участники этих программ в EMAS.
Академические или Внедренческие MBA?
Помимо отличий в содержании Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA имеется существенная разница и в форматах программ, а также природе школ, которые их проводят. Каждая из них может быть либо Академической, либо Внедренческой. При это подавляющее число программ в России – Академические, что связано с тем, что подавляющее число отечественных бизнес-школ являются подразделениями вузов, подчиняются их философии и в значительной мере используют вузовские подходы и преподавательский состав, т.е. по своей природе являются академическими учреждениями образования.
В рамках Академических Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA участникам, как правило, выдаются курсы, которые рассматриваются в качестве обязательных с точки зрения некоего академического стандарта. Академическая программа по своей сути является неким продолжением высшего образования, что, зачастую, видно по её содержанию. В таких программах легко встретить курсы про макроэкономику, теории менеджмента и т.п. – т.е. курсы, которые не имеют непосредственного отношения к практике ведения бизнеса, но формируют некий общеобразовательный базис у участников.
При этом в рамках Академических программ отсутствует элемент внедрения полученных знаний в деятельность / работу участников. – Контроль качества полученных знаний, чаще всего, осуществляется в виде стандартных экзаменов и, иногда, в виде решения контрольных абстрактных кейсов. Причём сказанное выше справедливо не только для академических Mini-MBA или MBA, но и Executive MBA и DBA, хотя практическая составляющая в последних всё же несколько выше (как это требуется согласно их формату – смотрите описание выше). Академические бизнес-школы не контролируют сам факт и качество внедрения полученных знаний участниками своих программ, полагая, что это выходит за рамки образовательного процесса. Академические программы можно рассматривать в качестве хорошего выбора для тех, кто не заинтересован во внедрении полученных знаний непосредственно во время или в короткие сроки после учёбы (например, женщины, находящиеся в декретном отпуске; мужчины, которые на момент поступления не определились чего они хотят в своей дальнейшей карьере и т.п.).
Внедренческих Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA в России и во всём мире значительно меньше, чем Академических, так как их реализация существенно сложнее для школы бизнеса. Применительно к России можно утверждать, что из числа ведущих федеральных школ бизнеса такие программы предлагают всего 2 или 3 школы, первой из которых является EMAS. Внедренческие программы, в отличие от Академических, заключают в себе иную философию, которая непосредственно отражается на содержании программы и том, как она проводится. Во Внедренческих MBA практически отсутствуют общетеоретические академические курсы (макроэкономика, теория чего-то и т.п.). Вместо этого упор сделан на предоставление участникам тех курсов, которые имеют непосредственную практическую и Внедренческую ценность для компаний в которых они работают или планируют работать в будущем.
Разница в содержании между Внедренческими и Академическими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA очень хорошо демонстрируется на следующем примере, который показывает, как изучаются вопросы связанные с макроэкономикой в таких программах:
Аналогичные примеры видны невооружённым взглядом и при сравнении иных курсов. – Содержание Академических программ, как правило, носит общеобразовательный характер, в то время. как содержание Внедренческих – прикладной характер с целью непосредственного внедрения в практическую деятельность участника.
Помимо содержания, существенной разницей между Внедренческими и Академическими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA является и то, как школа бизнеса осуществляет контроль качества знаний участников. Как уже было сказано выше, Академические бизнес-школы на своих программах в качестве инструмента контроля практикуют стандартные экзамены (речь идёт о качественных бизнес-школах, в некачественных экзаменов может и вовсе не быть. ). Внедренческие бизнес школы помимо сдачи экзаменов требуют от своих слушателей выполнения реальных внедренческих проектов на практике их реальных предприятий. То есть они требуют Внедрения полученных знаний – контролируют как конкретно участник программы будет внедрять те знания, которые он получил во время учёбы. Практика показывает, что с точки зрения контроля качества знаний участников Внедренческий подход позволяет добиться лучших результатов нежели Академический – начиная делать внедренческий проект по требованию школы, участник неминуемо сталкивается со множеством вопросов, которые он упустил во время курса и которые невозможно было проверить в рамках экзамена. Это преимущество в качестве знаний имеет, однако, и другую сторону. – На Внедренческих программах учиться тяжелее, чем в Академических и этот факт следует учитывать при выборе. Так, например, в рамках Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA в EMAS участники выполняют от 10 до 20 внедренческих проектов «по себе», каждый проект составляет 50% за соответствующий курс (оставшиеся 50% – экзамен по курсу). Выбирая внедренческий MBA, нужно быть готовым к тому, что учёба потребует серьёзного отношения – придётся делать множество реальных внедренческих проектов.
Итак, какую MBA выбрать?
Резюмируя сказанное об Академических и Внедренческих Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA, можно утверждать следующее:
С точки зрения ценности дипломов разницы между Академическими и Внедренческими Mini-MBA, MBA, Executive MBA и DBA нет. – Если речь идёт о сильной федеральной бизнес-школе, то её диплом ценится работодателями. При этом, дабы быть уверенным в ценности диплома, рекомендуется выбирать программы, которые занимают высокие позиции не только в национальных, но и в глобальных общемировых рейтингах. Таких школ бизнеса, реализующих MBA и котирующихся и в национальных, и в общемировых рейтингах MBA, в России по состоянию на 2019 год всего 4, одной из них является EMAS (EMAS MBA Топ-14 в Центральной и Восточной Европе, рейтинг The best Masters and MBAs worldwide, 2019). При этом среди российских очных MBA программа EMAS занимает 2-е место!