Flex office что это

Как устроен “гибкий офис” (flex office)

Что такое гибкий офис (flex office) и как он устроен? Какие проблемы приходится решать при его обустройстве? Рассмотрим на примере кейса канадской компании CAE!

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это

Во всем мире, в том числе в России, растет интерес к «гибким офисам» (flex office). У офисных помещений этого формата есть две главных особенности. Первая — отсутствие выделенных для сотрудников постоянных рабочих столов. Вторая — сочетание открытой планировки и специально спроектированных функциональных зон. Этот подход к организации офисного пространства помогает экономить полезную площадь в помещениях, и, что более важно — гибко организовывать работу сотрудников.

Как устроен “гибкий офис”

Каждый день современный офисный работник выполняет множество разнообразных задач. Одни требуют частых поездок к заказчикам, другие — максимальной сосредоточенности и уединения, третьи — обсуждений в группах, четвертые — конфиденциальных переговоров и т.п.

Выполняя эти задачи, сотрудник часто перемещается по офису или выезжает за его пределы. Закрепленное за ним рабочее место остается пустым, а значит, офисные площади используются неэффективно. Случаются парадоксальные ситуации: большую часть дня многие столы пустуют, но новых сотрудников размещать негде. Концепция «гибкого офиса» помогает решить эту проблему.

Каждое утро служащий выбирает свободное рабочее место в зависимости от типа выполняемой задачи, а в течение дня меняет его, если того требует новый вид деятельности. Например, служащий может начать рабочий день в зоне для индивидуального труда, а затем перейти в зону для групповой работы, совещаний, конфиденциальных переговоров, видеоконференций и т.п.

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это
Так выглядит «гибкий офис» в компании CAE, Монреаль, Канада

В 2015 году концепцию гибкого офиса решила внедрить канадская компания CAE. Фирма создает программно-аппаратные симуляторы для обучения пилотов, медиков и военных специалистов. Бизнес CAE стабильно растет, а вместе с ним — и земельные площади, занимаемые офисными зданиями и павильонами для симуляторов. Для их строительства компания приобретала расположенные по соседству земельные участки, но в какой-то момент свободной земли рядом с ее кампусом просто не осталось. Тогда CAE решила оптимизировать имеющиеся площади, и первым ее шагом стал перевод административных помещений в формат «гибкого офиса».

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это
CAE занимается производством полномасштабных симуляторов для пилотов гражданской авиации, военных специалистов, медиков и т.п.

Главная проблема «гибкого офиса»

Осознавая преимущества «гибких офисов», CAE знала и об их серьезном недостатке. Функциональные зоны в таких помещениях обычно имеют открытую планировку, поэтому в них свободно распространяется звук разговоров сотрудников. Случайно услышанные реплики и обрывки фраз заставляют людей непроизвольно прислушиваться к чужим беседам, отвлекают, вызывают снижение производительности труда. Сотрудники теряют концентрацию, вынуждены снова возвращаться к уже проделанной работе, чтобы восстановить в памяти контекст, делают больше ошибок. По оценкам исследователей, офисный шум и его главная составляющая — разговоры — это главный отвлекающий фактор в любом офисе.

Чтобы устранить проблему шума в своих «гибких офисах», CAE обратилась к канадскому поставщику систем маскировки звука — компании Soft dB.

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это
Система маскировки звука (саундмаскинга) Soft dB SmarSMS-NET

Флагманский продукт фирмы, шумовая завеса SmartSMS-NET, используется в административных помещениях крупнейших международных компаний, в том числе Cisco, Mastercard, Microsoft и многих других.

Система SmartSMS-NET воспроизводит почти неразличимый фоновый звук — маскер. Он делает неразборчивыми разговоры, которые ведутся на удалении от сотрудника, и тем самым помогает ему оставаться сосредоточенным.

Почему CAE выбрала систему маскировки звука Soft dB

CAE решила установить шумовые завесы SmartSMS-NET по нескольким причинам:

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это

Итоги внедрения системы звукомаскировки

Вначале CAE реализовала два пилотных проекта внедрения системы SmartSMS-NET в своих офисах. Первые же результаты убедили компанию продолжить внедрение: уровень удовлетворенности сотрудников шумовой завесой достиг 80%. По отзывам работников, в офисе улучшилась акустическая обстановка, снизилась утомляемость персонала, повысилась конфиденциальность переговоров, сотрудники стали меньше отвлекаться на посторонние беседы коллег.

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это
Теперь все офисы CAE оснащаются шумовыми завесами SmartSMS-NET

Поэтому CAE решила комплектовать системой маскировки звука SmartSMS-NET все свои административные помещения. По мнению руководства компании, шумовые завесы ускорят переход к концепции «гибкого офиса» и помогут сделать труд работников в таких помещениях более комфортным и производительным.

Узнать больше о системе маскировки SmartSMS-NET и заказать консультацию по оборудованию Soft dB можно на этой странице.

См. также

Для получения консультации по оборудованию Soft dB отправьте, пожалуйста, нам запрос:

Источник

Гибкие офисы – новый формат для новой реальности

Социальное дистанцирование – работа без совещаний и кофе-брейков

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это
Эксперты издания INC уверены, что независимо от того, как вы относитесь к социальному дистанцированию, это сделает офисных работников гораздо более продуктивными, чем они были до пандемии. Как? За счет сокращения или даже устранения трех огромных провалов в производительности:

1. Меньше бесполезных совещаний (прирост производительности на 16%)
Согласно недавнему исследованию Массачусетского технологического института, средний сотрудник тратит примерно 16% дня на бесполезные собрания. Недавнее исследование, проведенное Atomik Research для компании-разработчика программного обеспечения Mavenlink, показало, что совещания ненавидят повсеместно: от 41 до 50% (в зависимости от возраста респондента) офисных работников и считают «слишком много ненужных совещаний» серьезным убийца производительности.
В нынешней ситуации офисные работники не захотят так много времени проводить в конференц-залах на собраниях сомнительной ценности в целях защиты собственного здоровья, и больше сотрудников будет работать из дома.

2. Меньше отвлекающих факторов на рабочем месте (повышение производительности на 15%).
Респонденты исследования Mavenlink определили «болтливых сотрудников» как еще один огромный провал в производительности. Этот ответ, вероятно, является косвенным показателем шумового загрязнения, присущего офисной среде с открытой планировкой, где больше всего отвлекает вынужденное подслушивание разговоров коллег.
Многие компании будут устанавливать «защитные экраны», которые, помимо защиты рабочих от распространения инфекции, также будут иметь непреднамеренное, но благоприятное последствие снижения шумового загрязнения. На основе нескольких исследований установлено, что компании платят в среднем 15% «налога на производительность», когда они открывают офис с открытой планировкой.

3. Меньше поездок на работу (увеличение производительности на 13%)
Недавние протоколы карантина показали даже самым ярым управленцам, что компании могут нормально функционировать при условии, когда все сотрудники работают из дома. Поскольку социальное дистанцирование делает непрактичным использование офисных помещений с высокой плотностью, многие, если не большинство компаний, продолжат разрешать сотрудникам работать из дома. Таким образом, у сотрудников получается меньше поездок на работу, то есть время, посвященное работе увеличивается. По данным Бюро переписи населения США, средний пассажир проводит в дороге около часа в день. Это примерно 13% времени, которое работник мог бы потратить на работу.

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это

Итого: внедрение социального дистанцирования потенциально повысит общую производительность среднего офисного работника на целых 44%. Это эквивалентно добавлению 110 рабочих дней к году.

Можно отнестись к этим данным всерьез, можно с иронией, но новая реальность такова, что необходимость для каждого сотрудника держаться на расстоянии от других диктует и новый формат офисных пространств – большие площади, жесткий лимит на количество одновременно находящихся в помещении людей.
В Европе, например, некоторые компании ввели на своей территории схемы передвижения, чем-то похожие на правила дорожного движения. Появились «улицы» с односторонним движением, «стоянки» в зонах отдыха или возле принтеров и «заправки» возле кулеров. Разумеется, это повлекло за собой необходимость перестройки самого офисного пространства: там, где раньше размещались десять человек, оказалось всего пять рабочих мест. В кафетериях и столовых теперь в ходу раздельные «кабинки», а на входах в общие пространства вывешены напоминания об их максимальной вместимости и диспенсеры с антисептическим средством.

Новая реальность – новые гибкие офисы

Чтобы воплотить в жизнь концепцию «защиты расстоянием», компании также вводят сменный график работ, когда весь коллектив делится на смены, выходящие в офис каждая строго в свою неделю, чтобы минимизировать возможные контакты. Еще одно решение – flex-форматы или гибкие офисы, спрос на которые вырос во всем мире. Этот формат относительно молод, возник он в Нидерландах всего 15 лет назад, но пандемия подарила ей очень удачную возможность развития. К 2030 году около всего офисного рынка Европы будет представлено гибкими пространствами. Сейчас, по данным CBRE, на долю этого сегмента приходится 6% в Шанхае, 5% в Лондоне и 5,2% в Амстердаме.

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это

Аналитики сообщают, что на падающем рынке московской офисной недвижимости растет именно сегмент гибких сервисных офисов – по прогнозам, его прирост в конце года может составить 50%. Востребованность нового формата приведет к переделу всего офисного рынка, считают аналитики компании Space 1.Исследование, проведенное этой сетью сервисных офисов, показало, что на фоне прогнозируемого экспертами JLL по итогам 2020 года падения объемов купленных и арендованных офисных площадей в Москве на 20% и снижения ввода новых объектов как минимум на 6%, доля сегмента так называемых гибких офисов к концу года вырастет на 50% (с 1% до 1,5% рынка).
Гибкими офисами уже пользуются банки «Тинькофф» и «Открытие», компании «Яндекс.Маркет» и «МТС». На прошлой неделе «Сбер» закрыл одну из крупнейших сделок по аренде гибких офисов. Кредитная организация арендовала сроком на три года гибкий офис под брендом Manufaqture. Проект площадью 4700 кв. м, рассчитанный на 789 рабочих мест, расположен в бизнес-центре класса «А» Poklonka Place.

Что такое гибкие офисы

Кто арендатор гибких офисов?

Рабочий день современного офисного сотрудника состоит из множества задач: у кого-то большая часть времени состоит из поездок к клиенту, у кого-то поездки к подрядчикам. После многочисленных встреч кому-то требуется уединение и работа с документами, а кто-то спешит на совещание с коллегами.
Выполняя эти задачи, сотрудник не сидит часами за своим рабочим местом – он часто перемещается по городу или по офису. Его рабочий стол пустует, а значит, офисные площади используются неэффективно. Случаются нелепые ситуации: рабочие столы, а нового сотрудника размещать негде. Концепция гибкого офиса решает эти проблемы.

Flex office что это. Смотреть фото Flex office что это. Смотреть картинку Flex office что это. Картинка про Flex office что это. Фото Flex office что это

Рассмотрим идею гибкого офиса, например, для риэлтерского бизнеса. Агента по недвижимости, как известно, кормят ноги. Утром он в банке, днем на сделке, вечером показывает объект. С офисом его работа не ассоциируется никак, но офис ему бывает нужен – встретиться с клиентами для оформления документов, промониторить варианты объектов в базе, подготовить, сделать копии или переслать документы. За каждым сотрудником закреплять свое рабочее место не имеет смысла, поэтому целесообразно несколько рабочих мест закрепить за группой агентов во главе с менеджером. Проведение встреч в переговорных комнатах согласовываются заранее. Если у компании несколько офисов по городу, и, в случае крайней необходимости, сотрудник компании, имея при себе бейдж, может прийти в любой офис и воспользоваться всем необходимым. С точки зрения сервиса такой подход имеет плюс для клиента – он может выбрать сам тот офис компании для встречи со своим агентом, который ближе к его дому или месту работы.
В нынешней ситуации, когда офисные сотрудники работают сменами, часть трудиться удаленно и бывает в офисе раз в неделю, гибкий офис – реальный выход и строка сокращения затрат в бюджете.
Действительно ли пандемия ускорила внедрение нового формата офисной недвижимости – покажут итоги этого непростого года.

Источник

Гибкие офисы: взгляд изнутри

Лента новостей

Все новости »

Кто сегодня является основным потребителем flex-офисов, какие их плюсы арендаторы считают ключевыми и находят ли в гибких пространствах не только преимущества, но и недостатки?

Председатель совета директоров ПАО «Калибр» Михаил Коган уже рассказывал BFM.ru: изначально предполагалось, что на базе второго коворкинга «Калибр», который должен открыться в декабре, сформируется комьюнити из представителей креативных индустрий, но спрос на гибкие пространства со стороны корпоративных клиентов оказался столь высоким, что уже сейчас именно они забронировали под аренду 50% нового коворкинга.

Кому это надо?

В описании арендаторов, которым интересны гибкие офисные пространства, профессионалы сегмента в целом сходятся — разнятся только детали. Действительно, наибольший интерес наблюдается сейчас со стороны крупных арендаторов, считает исполнительный директор сети сервисных офисов Space 1 Павел Федоров: «Для одних это временное решение и возможность протестировать новые форматы работы офиса на фоне пандемии, для других — взвешенное долгосрочное решение и возможность без капитальных затрат получить современное офисное пространство с набором необходимых услуг».

По мнению партнера, руководителя департамента офисной недвижимости компании Cushman & Wakefield Натальи Никитиной, flex-формат подойдет компаниям, которые ищут современный и технологичный офис, но не хотят нести капитальные затраты и заключать договор аренды на длительный срок. Это также касается участников рынка, которые не обладают экспертизой по отделке офисных помещений и не планируют закладывать на это отдельный ресурс. «Мы ожидаем увеличение спроса на flex-пространства и проекты под конкретного клиента (built-to-suit). Сегодня сотрудники хотят посещать офис не для того, чтобы воспользоваться компьютером, — это можно сделать и дома, а прежде всего, чтобы обсудить коллаборации, совместные проекты, встретиться с клиентом», — считает Наталья Никитина.

Управляющий директор сети смарт-офисов SOK Михаил Бродников добавляет чуть больше конкретики: «Чаще всего SOK выбирают технологичные компании: IT-менеджеры и agile-команды составляют примерно 70% наших клиентов».

А вот как описывает расклад сил среди арендаторов основатель и генеральный директор сети корпоративных смарт-офисов CEO Spaces Гурген Шекоян: «В прошлом году мы хотели провести большую работу и выявить спрос — из каких отраслей он идет. Но он так быстро меняется, что в этом оказалось мало смысла. Безусловно, IT-сектор более чувствителен к переменам, и они первые начали думать о гибких офисных решениях, но за ними очень быстро подтянулись и другие отрасли: это и банковская сфера, и девелопмент, и просто «стандартный» бизнес. Сейчас, например, с нами общается крупная юридическая компания, хотя, казалось бы, юристы максимально консервативны».

Несмотря на то что движение в сторону гибких офисов началось не вчера, коронакризис, конечно, внес определенные коррективы. «Из крупных компаний от классических, кабинетных офисов в пользу гибких пространств отказываются те, кто пострадал из-за пандемии сильнее всего: компании, связанные с туризмом, с непродуктовым ретейлом, с fashion-индустрией, с нефтегазодобычей и сервисом в этой отрасли», — подчеркивает директор по продажам сети сервисных офисов Space 1 Мария Кабанова. Понятно, что в ситуации неопределенности все хотят найти решения с минимумом затрат и гибкостью по сроку аренды — а этим требованиям сегодня в полной мере соответствуют только сервисные офисы.

Гибкий выбор — от случайного до целенаправленного

Среди нынешних арендаторов гибких офисов немало компаний — игроков рынка недвижимости, и их взгляд изнутри, наверное, наиболее любопытен, поскольку совмещает обычный подход арендатора с оценкой профессионала. Что именно заставило девелоперов, риелторов, консультантов отказаться от прежнего классического адреса — не суть важно. Куда важнее то, почему они сделали выбор в пользу flex-формата и какие преимущества гибкого офиса считают ключевыми.

В этом смысле опыт компании Sminex, которая сегодня имеет прописку в «CEO Spaces Кадашевская» на Кадашевской набережной, наверное, выбивается из общего ряда: как признается директор HR-департамента Sminex Иван Бельских, именно гибкий офис компания не искала, но рассматривала такой вариант, поскольку имела позитивный опыт размещения небольших проектных команд в коворкинге.

Иван Бельских директор HR-департамента компании Sminex «Для нас гибкость офиса прежде всего определяется возможностью увеличения или сокращения количества рабочих мест в зависимости от текущих потребностей бизнеса. Здесь мы получили такую возможность. Преимущества гибкого офиса по сравнению с классической арендой в первую очередь в отношении оператора к клиенту. Это взаимовыгодное партнерство: оператор гибкого офиса заинтересован в успехе своего клиента в отличие от среднестатистического московского арендодателя».

А вот компания Cushman & Wakefield, чей громкий переезд в гибкий офис сети Space 1 на Тверском бульваре недавно бурно обсуждал рынок, напротив, целенаправленно искала именно новый формат. И точно знала почему, рассказывает управляющий партнер, генеральный директор Cushman & Wakefield Сергей Рябокобылко.

Сергей Рябокобылко управляющий партнер, генеральный директор компании Cushman & Wakefield «Мы в течение 13 лет размещались в офисе формата open space в рамках договора «классической» аренды в БЦ Ducat Place III. Однако новое время и текущие обстоятельства требуют гибкости как в плане условий договора, так и в плане функционала помещения. Поэтому мы искали формат гибкого офиса, который отвечал бы нашим потребностям с точки зрения безопасности, комфорта, а также функциональности и уникального стиля. Наш новый офис — современное пространство, удобное для коллаборации отделов и управления кросс-функциональными командами. Считаю очень правильным, что мы примеряем на себе формат гибкого пространства: оно позволяет поддерживать гибридную работу, при которой сотрудники, работающие из дома и из офиса, могут эффективно взаимодействовать. Мы сами постоянно меняемся и помогаем меняться нашим клиентам. Основные преимущества гибкого офиса на Тверском бульваре — это локация в центральном деловом районе, развитая инфраструктура, эргономичность, технологичность и уникальная атмосфера. Примеры других преимуществ — современный дизайн, функциональные помещения, а также технологии, которые используются для входа в офис, для печати документов, общения с владельцем, бронирования рабочих мест и переговорных комнат. Концепт полностью вписывается в изменение наших бизнес-процессов. Такой офис соответствует требованиям лидирующего консультанта на рынке коммерческой недвижимости и ожиданиям наших партнеров и клиентов».

Кстати, особым и очень важным фактором Сергей Рябокобылко называет аутсорсинг административно-хозяйственных услуг. «Уверен, внедрение гостиничного сервиса в офисные площади — это новый тренд, который определит будущее офисного сегмента», — считает эксперт.

Еще одна компания, недавно отпраздновавшая «гибкое» новоселье, — Kalinka Group. «Для нас новый формат сервисного офиса Space 1 в районе Арбата — это как отель «пять звезд», где все включено», — отмечает председатель совета директоров компании Екатерина Румянцева.

Екатерина Румянцева председатель совета директоров Kalinka Group «Оператор нового офиса заботится о нас не хуже консьерж-сервиса: ежедневная уборка, ремонт, техническая поддержка, меблировка рабочих зон, кухонного пространства и общих зон, благодаря чему мы можем еще больше сконцентрироваться на выполнении ежедневных задач, посвятить время стратегическому развитию компании и коммуникациям как с нашими клиентами, так и внутри коллектива. Ставка аренды включает все налоги и коммунальные платежи, а также охрану и даже чай/кофе, что снимает головную боль с компании-арендатора. При этом каждое из пространств — как манекен, который можно декорировать в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями».

По оценкам эксперта, с закрытием границ и переходом на удаленную работу особо бурное развитие получили коворкинги: сразу несколько крупных проектов вышли на столичный рынок во втором-третьем кварталах 2020 года, и еще больше появится до конца года. «Ряд крупных корпораций, кстати, планирует распространить удаленную работу на часть своих сотрудников и после снятия всех карантинных мер: доля таких сотрудников в крупных компаниях может находиться в диапазоне от 20% до 40%», — считает Екатерина Румянцева, отмечая, что сама Kalinka Group пока каких-либо недостатков в своем новом офисе (читай: в своем новом офисном формате) не заметила.

А вдруг просто не успела — ведь переезд состоялся только во второй половине октября? Не может же быть, чтобы целый сегмент, внутри которого расположилось сразу несколько форматов, — и на всех ни одного недостатка…

Гибкость, которая не по карману. Или не по размеру

Не может. Недостатки или нет, но особенности у flex-сегмента есть. Причем говорят о них в основном не арендаторы (к примеру, как считает Иван Бельских, «разве что возникают эксплуатационные вопросы, как и в обычном офисе, которые мы оперативно решаем с оператором»), а профессионалы, предлагающие рынку гибкие офисные модели. Первая особенность, которую отмечает Михаил Бродников: «Количество мест, которые мы в такой модели можем предложить рынку, пока ограничено. Но мы активно работаем над устранением этого недостатка».

Еще одна тема, над которой наверняка задумывался всякий, кто так или иначе соприкасался с flex-форматами, — а всем ли они подходят. Гурген Шекоян постарался дать исчерпывающий ответ.

Гурген Шекоян основатель и генеральный директор сети корпоративных смарт-офисов CEO Spaces «В любом рынке есть качественные, классные продукты, которые все хотят. Взять хотя бы автомобильный: многие, например, хотят Gelandewagen AMG, который стоит 20 млн рублей. В этом и проблема — он очень дорогой. Поэтому, когда люди говорят, что коворкинг дорогой, нужно понимать: это упакованный продукт, в который вложили много денег для того, чтобы конечный потребитель мог платить просто аренду. Чем больше компания, тем меньше ей хочется заниматься чем-то еще помимо своего основного вида деятельности. Но когда в компании работает от 10 до 50 человек, тут как раз возникает вопрос: вроде хочется заниматься бизнесом, и надо кастомизировать все. Люди сравнивают обычный офис с коворкингом, говорят, что это очень дорого, и выбирают прямое стандартное решение — арендовать офис и самим заниматься эксплуатацией. Поэтому, говоря о том, какие минусы есть в нашем сегменте, я бы отметил, что мы не подходим переходному формату компаний со штатом от 10 до 50 сотрудников. Мы по сравнению со стандартным офисом дороже».

А есть еще варианты, при которых классический офис все-таки выгоднее гибкого? Есть, признает Павел Федоров, но всего один: «Обычный офис может оказаться выгоднее сервисного, пожалуй, только в том случае, если компания может планировать дольше, чем на четыре-пять лет, и обладает свободными средствами на отделку и мебель». Хотя надо понимать, что в этом случае заниматься всем этим ей придется самостоятельно, напоминает эксперт.

Зонирование освоили, пора начинать думать о психологии

Какие предложения готовы сделать профессионалы гибкого сегмента своим арендаторам — понятно. Какие требования арендаторы готовы предъявлять к коворкингам и сервисным офисам — тоже понятно. А вот чего они все вместе хотят от архитекторов, работающих над созданием flex-форматов? Об этом BFM.ru побеседовал с партнером архитектурной студии IND architects Андреем Сидоровым, имеющим немалый опыт работы с гибкими пространствами.

— Можно ли выделить главные требования, которые сегодня предъявляют ваши «гибкие» заказчики?

— Главное требование к архитекторам — чтобы планировочные решения можно было максимально быстро менять под потребности арендатора, я имею в виду зонирование и количество людей. Это требования и к инженерным решениям, и к перегородкам, и к мебели. Именно на этом построена концепция гибких офисов. Задача архитекторов — предусмотреть все варианты использования помещений: кому-то нужен open space, кому-то больше переговорных и отдельных кабинетов, кому-то — лаунж-зоны с возможностью там работать. И на этапе проектирования архитектор не знает, что захочет арендатор.

— И каждый раз приходится все придумывать заново? Или уже появились какие-то наработки?

— Архитекторы используют различные решения зонирования. Если для классических офисов мы используем бенч-системы для столов, когда на четыре-пять столов одна цельная ножка, то для гибких офисов предпочтительнее нарезки по два-три стола, что позволит за счет перестановки мебели менять планировочную структуру. Тотальные open space не подходят для гибких офисов, там используют более нарезанные пространства на 20-30 посадочных мест. Иногда арендаторы задумываются о сдаче части помещений в субаренду, так что архитектор предусматривает дополнительные изолированные входы. Преимущество гибкого офиса в том, что компания-арендатор не тратит деньги на ремонт — он уже сделан — и новую мебель — она входит в стоимость аренды.

— С вашей точки зрения, есть ли какие-то требования, которые заказчики предъявляют крайне редко, а стоило бы?

— Заказчики не часто просят архитекторов предусмотреть в офисах зоны отдыха для сотрудников, биофильный дизайн, не думают о психологии пространства. Архитекторы закладывают это в проекты и убеждают заказчика в необходимости, так как благодаря грамотным решениям сотрудникам станет комфортнее работать в офисах. Например, в проекте Space 1 на Тверском бульваре мы удачно обыграли установленную здесь чашу бассейна — несколько лет назад в историческом здании, когда-то принадлежавшем фавориту Екатерины II Ивану Римскому-Корсакову, хотели открыть спа-центр. Мы не снесли чашу, а оборудовали в ней переговорные и спуск превратили в рабочую зону в виде амфитеатра.

Сегодня в гибких офисах все чаще оборудуют современные зоны отдыха: игровые комнаты с настольными играми и видеоприставками, залы для занятий спортом или медитации, собственные бары, небольшие оранжереи с растениями. Андрей Сидоров уверен, что в дальнейшем это станет обязательным атрибутом гибких офисов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *