Fmcg что это такое в торговле fmcg
FMCG продажи что это такое: товары народного потребления
Аббревиатура FMCG расшифровывается, как Fast Moving Consumer Goods, что на русский язык можно перевести: товары повседневного спроса. В отечественном варианте аббревиатура будет ТНП. Всем товарам данной группы присущи следующие отличительные черты:
Содержание:
FMCG что это за зверь
К товарам повседневного спроса можно отнести множество различных линеек торговых наименований:
В итоге товары могут отличаться друг от друга достаточно сильно. Да и приобретаются они не всегда непосредственно ежедневно. В зависимости от регулярности приобретения, их подразделяют на:
Структура рынка FMCG
Товары народного потребления выпускаются не только крупными корпорациями с мировым именем. Местные производители успешно занимают свою нишу данного сегмента рынка и активно конкурируют с продуктами, рассчитанными на широкий круг потребителей. Местное производство зачастую пользуется куда более высоким спросом среди населения. Товары повседневного спроса обладают своим жизненным циклом, который можно выразить многоуровневой схемой:
Первый уровень
Начальный этап жизни товара — маркетинговый отдел. Маркетологи разрабатывают продукт и продумывают для него рекламную стратегию, которая позволит ему занять свою долю рынка и снискать успех среди потребителей. Креативные люди, способные разработать и воплотить в жизнь коммерчески успешный товар, буквально нарасхват у крупных корпораций.
Второй уровень
После этапа разработки и производства, товар попадает на склады дистрибьюторов и оптовых покупателей, которые занимаются дальнейшей розничной реализацией. Дистрибьютор, как правило, самостоятельно занимаются маркетингом приобретаемой продукции. Ведь высокие продажи — это непосредственная цель их бизнеса. Тут же возникает и первая рыночная наценка, которая, как правило, находится на уровне 10-15%. В редких случаях она доходит до 40%, но это зависит от конкретного рыночного сектора.
Третий уровень
Сетевые магазины розничной торговли или единичные точки. Именно они работают непосредственно с конечным потребителем.
Сетевики, в большинстве своём, имеют куда более широкий диапазон инструментов для успешной реализации товара. В связи с этим граница наценки в них может варьироваться в широких пределах: от 5% до 100%.
Единичные самостоятельные магазины не имеют возможности работать с крупными поставками, поэтому закупочные цены для них ощутимо выше. Они пытаются привлекать покупателей стабильными ценами. Рыночная наценка индивидуальных предпринимателей находится на уровне 30%.
Четвёртый уровень
Заключительная фаза жизненного цикла товара. Это конечный потребитель, на удовлетворение нужд которого и нацелены маркетинговые отделы первого уровня. Люди приобретают товары для непосредственного применения, и именно поэтому продукты FMCG должны максимально соответствовать их представлениям об идеальном решении насущных проблем.
Инструменты FMCG маркетинга
Существует ряд наиболее простых и понятных инструментов, которые помогают продвигать новые товары в широкие массы:
Эффективные рекламные кампании могут обеспечить успешную жизнь даже странным и, казалось бы, ненужным вещам. Опытные маркетологи способны не только продавать снег зимой, но и проворачивать куда более впечатляющие вещи.
Крупнейшие торговые сети FMCG в России
Сетевые магазины, безусловно, диктуют свои условия в отрасли FMCG. Это, разумеется, не означает бесперспективности развития частного местного производства. Именно с индивидуального предпринимателя, реализующего свои товары в домашнем регионе, начинается большинство успешных интернациональных корпораций.
Среди наиболее известных торговых сетей РФ можно выделить:
Заключение
Глубокое знание маркетинга, принципов его работы и воздействия на потребителей, способно помочь вам построить успешный бизнес. Причём это касается не только физических торговых точек, но и онлайн-проектов. Работа с витринами в Глобальной сети в чём-то похожа на работу обычных магазинов. Знание своей аудитории — самый главный критерий для построения успешных проектов в манимейкинге и арбитраже трафика. Если вы точно понимаете, на кого нужно таргетировать рекламу и где найти эту самую аудиторию, то вы — король мира FMCG продаж.
Что такое FMCG: понятие, примеры товаров в сфере FMCG
Что такое потребительские товары — FMCG
Fast-Moving Consumer Goods или потребительские товары — это такие товары, которые продаются быстро по относительно низкой цене.
У FMCG короткий срок годности из-за высокого потребительского спроса — например, безалкогольные напитки и кондитерские изделия, или из-за того, что они являются скоропортящимися — например, мясо, молочные продукты и выпечка.
Рынок FMCG динамичен. Эти товары часто покупают, их быстро потребляют, они имеют низкую цену и продаются в больших количествах.
В чём суть потребительских товаров
Товары народного потребления — это товары, приобретаемые средним потребителем.
Рынок FMCG делится на три категории:
Срок годности товаров долговременного пользования составляет три года или более, в то время как срок годности товаров кратковременного пользования составляет менее одного года.
FMCG-товары являются крупнейшим сегментом потребительских товаров. Они попадают в кратковременную категорию, так как потребляются сразу и имеют короткий срок годности.
Почти каждый человек в мире ежедневно использует товары повседневного спроса. Это мелкие потребительские покупки, которые мы совершаем в продуктовых магазинах. Например, жевательная резинка, фрукты и овощи, напитки, препараты без рецепта, такие как аспирин.
На рынок FMCG приходится более половины всех потребительских расходов, но это, как правило, покупки с низким уровнем вовлечённости. Потребители, скорее всего, будут демонстрировать товары длительного пользования, такие как новый автомобиль или смартфон, чем новый энергетик, который они купили за 100 рублей.
Типы потребительских товаров
Как упомянуто выше, потребительские товары — это товары кратковременного пользования или с коротким сроком годности, которые потребляются быстро.
FMCG можно разделить на несколько различных категорий, включая:
Индустрия потребительских товаров — FMCG продажи
Поскольку потребительские товары имеют высокий уровень оборота, рынок не только очень большой, но и очень конкурентный. Крупнейшие мировые компании борются за долю рынка в этой отрасли, включая Coca-Cola, Unilever, Procter & Gamble, Nestlé, Kellogg’s.
Упаковка является важным фактором в процессе производства. Системы логистики и распределения часто требуют вторичной и третичной упаковки для максимизации эффективности. Первичная упаковка имеет решающее значение для защиты продукта, а также стимулирует продажи.
FCMG продажи происходят в больших количествах, поэтому они считаются надёжным источником дохода. Этот высокий объём также компенсирует низкую рентабельность отдельных продаж.
В качестве инвестиций акции FMCG обычно дают низкую доходность, но это безопасные ставки с предсказуемой маржой, стабильными регулярными дивидендами.
Выводы
Покупатели по всему миру всё чаще покупают вещи, в которых они нуждаются, в интернете, потому что он предполагает определённые удобства — от доставки заказов прямо к двери до широкого выбора и низких цен, чего обычные магазины не могут.
Неудивительно, что наиболее популярными категориями электронной коммерции являются товары длительного пользования.
Рынок FMCG онлайн для покупки продуктов питания и других расходных материалов растёт, так как компании улучшают эффективность логистики, что сокращает сроки доставки.
Fmcg что это такое в торговле fmcg
FMCG — это продукты массового потребления (спроса).
Понятие широко используется в рекламе. Аббревиатура расшифровывается как «fast moving consumer goods» — товары, которые быстро оборачиваются, передвигаются по цепочке, продаются в больших объемах. Они получили название товаров народного потребления, это потребительская продукция.
Другими словами, это категория продукции ежедневного спроса, она не залеживается на полках в магазине: бытхимия, гигиенические средства, полуфабрикаты, кондитерские изделия, мясные продукты.
Популярные производители товаров FMCG:
Основные критерии товаров FMCG:
Люди используют их постоянно, при этом тратят на их покупку примерно 50% доходов. Раньше товары FMCG называли продукцией широкого потребления — ширпотребом.
Виды продукции FMCG
FMCG — это продукция, у которой срок годности меньше года. Они делятся на группы по сфере использования:
Постоянный спрос на них связан с ежедневной потребностью людей в них. Они обеспечивают базовые человеческие потребности: питание, гигиену, обучение и т. д. Поэтому такая продукция продается ежедневно большими партиями.
В маркетинге товары FMCG разделены на несколько категорий:
Отдельно выделяют сезонную продукцию: в мае — шашлыки в ведерках, в августе-сентябре — канцелярские товары, летом — косметика для загара, средства от мух и комаров и т. д.
Рынок FMCG состоит из разных уровней:
1. Производители, известные бренды или небольшие компании;
2. Оптовики, дистрибьюторы, которые формируют базу клиентов и развивают свою сеть;
3. Розничные магазины;
Маркетинг товаров FMCG отличается от других направлений рекламы следующими преимуществами:
Основная задача маркетинга сделать товары наиболее привлекательными и сформировать у покупателей потребность в покупке.
Настроить интеграцию без программистов ApiX-Drive
Статьи о маркетинге, автоматизации и интеграциях в нашем Блоге
FMCG: структура рынка, персонал, маркетинг
Посмотрите на последний чек из супермаркета. Продукты, стиральный порошок, гель для душа – все эти товары обозначаются краткой аббревиатурой FMCG. Расшифровка этих четырех английских букв говорит сама за себя – в переводе на русский Fast Moving Consumer Goods звучит как «товары повседневного спроса» или ТНП.
Отличительные черты таких товаров:
Давайте разберемся, что же это за товары, и как их продавать.
Категории FMCG продаж
На рынке FMCG представлены десятки тысяч товарных позиций. К товарам широкого спроса относятся:
Выделяют 3 категории товаров в секторе FMCG продаж:
В отдельную категорию выделяют сезонную продукцию. Например, прохладительные напитки, мороженое и питьевую воду, спрос на которые резко поднимается с наступлением теплого времени года. Или тетради и ручки, в большом объеме продаваемые перед 1 сентября.
Структура рынка FMCG
Рынок FMCG – высококонкурентная многоуровневая среда.
Уровень 1
На этом уровне работают те, кто придумывает и воплощает в жизнь новые идеи в области производства товаров широкого спроса. Они же отвечают за разработку общей рекламной стратегии для фирменного продукта, поэтому их маржа максимальна.
На вопрос, что такое fmcg компании, лучше всего ответят их названия:
Кроме производителей (они же чаще всего владельцы торговых марок), на первом уровне рынка находятся импортеры.
Уровень 2
Крупные партии товаров от производителей расходятся по оптовым покупателям, которые и составляют второй уровень рынка FMCG. Однако есть производители, которые продают напрямую конечным покупателям. Яркий пример – Avon.
В качестве оптовика выступает дистрибьютор или обычная оптовая компания-склад. Последняя, в отличие от дистрибьютора, не развивает клиентскую базу, не разрабатывает и не организует маркетинговых мероприятий, не сотрудничает с производителем в рамках продвижения продукта.
Стандартная наценка оптовой компании составляет 15-20%, реже до 40%.
Уровень 3
Розничные магазины – сетевые или единичные – тесно взаимодействуют непосредственно с конечным потребителем.
К третьему уровню в структуре рынка FMCG относятся также предприятия HoReCa: отели, рестораны, кейтеринговые агентства. Наценка на товары достигает 500%.
Уровень 4
Вот мы и добрались до конечной цели любого производителя – конечного покупателя. В сегменте FMCG продаж им является физическое лицо, приобретающее продукцию для собственного потребления. Именно на него ориентируются при разработке стратегий продвижения, создании новых товаров, улучшении их качества.
Особенности FMCG сегмента продаж
Одна краткая зарисовка поможет вам понять, что такое FMCG продажи. Представьте, вы идете по улице, и вас мучает жажда. Вы не будете исследовать предложения разных магазинов, а зайдете в первый попавшийся и купите бутылочку питьевой воды со знакомым названием на упаковке, оставив без внимания десяток других. Все, акт продажи/покупки совершился, задача производителя выполнена.
В примере четко видны особенности продаж FMCG сегмента:
Все это в комплексе способствует динамичному развитию рынка и активной конкурентной борьбе. Для успеха в FMCG продажах необходимо тщательно продумать маркетинг, регулярно проводить рекламные кампании и организовать грамотный мерчандайзинг.
На FMCG рынке не выжить без помощи профессионалов, которые проделают огромный объем работы:
Подбор персонала в FMCG компанию
Основная задача FMCG бизнеса – не просто удержать уже лояльных клиентов, но и постоянно привлекать новых для непрерывного увеличения дохода, что невозможно без участия компетентного и ответственного персонала.
Требования к сотрудникам FMCG компаний:
Подбор персонала в FMCG компанию – многоэтапный сложный процесс, причем на собеседовании HR-специалист обращает внимание не на образование, а на личные качества кандидата. Для их выявления используется тестирование, по итогам которого определяется соответствие кандидата запросам конкретного FMCG бизнеса.
В результате теста работодатель получает объективную оценку потенциального сотрудника по:
Маркетинговые инструменты FMCG продаж
Маркетолог FMCG компании работает сразу по нескольким направлениям:
Какие маркетинговые инструменты он использует?
Вести работу по всем направлениям FMCG маркетинга одновременно очень сложно. Зато легко упустить что-то важное, что-то, из-за чего продуманная стратегия летит ко всем чертям. Вот почему многие компании привлекают консультантов со стороны – специалист со свежим, незамыленным взглядом быстро находит слабые места и предлагает неординарные решения по выводу товара на лидирующие позиции.
Тенденции FMCG рынка
Ротация марок товаров, расширение ассортимента, революционные маркетинговые решения – вот что означает сфера FMCG продаж в ближайшие два года. Рынок нацелен на сокращение срока использования продукции, что приводит к увеличению товарооборота.
Эксперты утверждают, что к 2018 году:
FMCG продажи: что это такое, структура и сегменты рынка
Аббревиатура FMCG расшифровывается как Fast-Moving Consumer Goods и обозначает группу товаров, которые продаются массово и быстро. Еще их называют товарами широкого потребления или народного пользования.
Типы потребительских товаров
Особенности FMCG товаров
Категории FMCG продаж
Отдельной категорией отмечают сезонные товары: летом в топе продаж мороженое, шашлыки, средства против насекомых, в августе и сентябре — канцелярия для учебы, в декабре — горошек для оливье 🙂
Структура рынка FMCG
Рынок FMCG делится на четыре уровня:
Уровень 1 — компания-производитель. Это может быть глобальная компания или региональное предприятие. На этом уровне занимаются производством продукции и контролем качества, разрабатывают рекламу, стратегию продвижения и привлечения аудитории.
Также к этому уровню относятся компании-импортеры, если продукцию производят за рубежом.
Уровень 2 — оптовики: дистрибьюторы, склады. Дистрибьюторы занимаются маркетингом в том регионе, где они находятся: создают и отслеживают клиентскую базу, развивают каналы продаж и поставок продукции в торговые сети. Склады только хранят товары и по запросу отгружают их в розницу. На этом уровне происходит первая наценка: обычно это 10-15%, но в редких случаях она может доходить и до 40%.
Уровень 3 — розница. Это торговые точки, которые напрямую работают с продажами конечным потребителям: супермаркеты, торговые сети, аптеки, ИП. Наценка этого уровня — от 5 до 100%, у ИП до 30%.На этом же уровне рынка находятся рестораны, кейтеринги, отели. Их наценка может составлять до 300%.
Уровень 4 — покупатели, которые приобретают товары для собственного пользования. Их боли и нужды оценивают компании первого уровня, чтобы предложить свое решение.
Маркетинговые инструменты FMCG продаж
Как сделать крутой FMCG-бренд
Делайте красиво. Привлекательный дизайн и красивая картинка подтолкнут потенциального потребителя к решению о покупке.
Pepsi сделали красивую, сочную рекламу, которая действительно привлекает внимание. Почему бы не попробовать новый вкус?
Баннер на сайте компании Pepsi
Делайте проще. Месседж рекламы должен быть на языке потенциального клиента, показывать близкие ему понятия и образы: семья, дети, питомцы, вечеринки, домашний уют. Идеально, когда месседж:
Nestle своей рекламой решили показать, что именно они могут решить проблему современного человечества с недостатком энергии по утрам. Откликнется многим.
Баннер на сайте компании Nestle
Примеры влияния брендов через эмоции
Желание выделиться и получить признание, уверенность в себе
Компания Gillette продает мужчинам уверенность в себе и в том, что каждый из них — лучший.
Реклама бритв Gillette
Любовь и семейные ценности, забота
Любовь — это эмоции, направленные на других. И многие компании играют на этих чувствах: показывают свой продукт как способ донести любовь, проявить заботу.
«Агуша» заботится о сне малыша. Ну и родителей заодно.
Реклама каши «Агуша»
Kinder шоколад дает родителю уверенность в том, что он заботится о ребенке и дает ему самое лучшее.
Реклама Kinder шоколада
Не забывают и про заботу о питомцах: Whiskas позаботится о том, чтобы кошке было хорошо, а взамен она будет ласково мурлыкать. Ня ^^
Реклама на сайте Whiskas
Радость, гармония, счастье
Знаменитый слоган Kinder Сюрприза. Дарит радость даже взрослым.
А Nutella предлагает найти повод для радости вместе с ней.
Greenfield о гармонии и принятии себя. Что-то есть в чаепитиях спокойное и умиротворяющее.
Создайте ассоциации: у человека должна быть уверенность, что если у него возникает потребность в чем-то, значит, ее может закрыть конкретный бренд. Ваш бренд.
Сегментируйте. Разрабатывайте продукт под определенную аудиторию и ориентируйтесь на нее. В рекламе делайте акцент на потребности клиента, те чувства, которые хотите вызывать, ассоциируйтесь с известной для покупателей личностью.
Держите интерес аудитории на высоком уровне: проводите акции, розыгрыши, интерактивы для привлечения внимания покупателей к брендам вашей компании.
Тенденции FMCG рынка в 2021 году
ЗОЖ. Во многих супермаркетах есть отдельные полки и стеллажи под здоровую, экологически чистую продукцию, не содержащую сахара и различных добавок. Торговая сеть «Вкусвилл» периодически стимулирует клиентов делать свой выбор в пользу растительной пищи. В 2016 году в их блоге вышла статья о том, как употреблять мясо без рисков для здоровья. Компания X5 реализует стратегию содействия здоровому образу жизни и доступности правильных продуктов.
Экологичность. Растет популярность продажи товаров в биоразлагаемой упаковке или в тару, которую принес с собой клиент. Широкий ассортимент биоразлагаемых и безопасных для окружающей среды моющих средств также позволяет поддерживать тренд. Торговые сети предлагают электронные чеки как альтернативу бумажным — это помогает сохранить лес и природу.
Развитие онлайн-рынка. У всех крупных российских торговых сетей есть доставка товаров из ассортимента супермаркета. Эта услуга стала особенно востребованной в период жестких локдаунов, но и сейчас не теряет актуальность: клиенты оценили преимущества. Занятые люди экономят время на покупках в магазине, а те, кому просто не хочется выходить из дома — всегда могут заказать что-то необходимое или вкусненькое.
Геймификация. Хороший инструмент для привлечения покупателей — добавить элемент игры в привычные действия. Например, сервис «Перекрёсток Впрок» дарит скидку 15% на первые три заказа не за банальную подписку на рассылки, а за прохождение квиза. Квиз по мере прохождения подробно рассказывает будущему пользователю о сервисе, что положительно влияет на решение попробовать им воспользоваться.
Подкасты и блоги. Вкусвилл ведет блог о своей продукции, а в конце 2020 года запустил первый на рынке подкаст о еде во всех её проявлениях.
Кулинарные шоу. Многие компании проводят в социальных сетях прямые эфиры, чтобы подписчики могли готовить вместе с ведущим, публикуют посты и сториз с рецептами из своих продуктов.
Рецепты к Яблочному спасу от «Пятерочки»
Гайды, чек-листы, мастер-классы. Любая польза повышает лояльность, но бесплатная — особенно хороша для привлечения новых клиентов.
Советы по питанию от «Магнита»
Чат-боты и AI. Покупатели не любят говорить по телефону и выяснять с кем-то отношения, поэтому коммуникацию переносят в чат-боты. Например, «Пятерочка» разработала чат-бот, в котором можно ускорить очередь, найти ближайший магазин и посмотреть его загруженность, проверить баллы на карте лояльности, оставить обращение.
AR/VR-технологии и смешанная реальность. Компания Vichy разработала инструмент диагностики кожи по фото, который определяет сильные и слабые стороны кожи, показывает, на какие проблемы обратить внимание в первую очередь, подбирает индивидуальный протокол ухода. А у Kinder есть приложение, в котором игрушки «оживают», достаточно найти в яйце вкладыш и навести камеру на QR-код. В приложении множество заданий и мини-игр с полезным развивающим контентом, в которые ребенок может играть и самостоятельно, и со взрослыми.