Fob xiamen что это
Условия поставки FOB
Условия поставки FOB являются частью международных правил Инкотермс, которые служат основой для внешнеэкономической деятельности и торговых договоров между странами. Что это за условия поможет понять данная статья. Сокращение FOB (Free On Board) дословно с английского на русский переводится «свободно на борту». Применяется в международных перевозках морским способом. Все термины Incoterms сформированы по четырем категориям, к одной из которых относится «Free On Board».
Говоря простыми словами, ФОБ условия определяют ответственность отправителя продукции до этапа загрузки товара на морское судно в порту пункта отправления. Обязательства переходят к получателю тогда, когда груз был размещен на корабле. Покупатель оплачивает стоимость товара по контракту, его перевозку по морю, разгрузочные работы, доставку до дверей склада, несет ответственность за размещение продукции, ее сохранность.
По стандартам Incoterms отправитель занимается экспортной подготовкой груза, оформляя полный комплект документации. Получатель оформляет разрешения по ввозу товара, его таможенное оформление, оплату пошлин. Риски, если товар повреждается или не соблюдаются сроки погрузочных работ, несет экспортер, но только до момента загрузки груза на корабль. Данные торговые условия FOB представляют базис, что применимо и для водных перевозок внутри страны. Некоторые случаи ФОБ предусматривают для покупателя оплату также погрузки.
FOB price – что это за цена
Конечная стоимость груза складывается из нескольких факторов: учитываются условия поставки ФОБ, когда осуществляется транспортировка продукции, к примеру, из Китая в Россию. FOB price – это цена внешнеторгового договора, в которую включены стоимость товара в закупке, расходы на маркировку, упаковку, получение лицензий, сертификатов или разрешений, таможенное оформление, включая оплату пошлин и сборов, затраты по доставке в порт отправления, выполнение погрузочных работ без учета цены фрахта.
Отличие FOB от FCA
Аббревиатура ФОБ применима лишь к способу доставки морем, а FCA предполагает использование наземного или воздушного видов транспорта. В этом состоит главное отличие FOB от FCA. Сокращение FCA расшифровывается «Free Carrier», что по-русски дословно значит «свободный перевозчик». Еще одним важным отличием является передача рисков. В первом варианте ответственность за товар с отправителя снимается в момент погрузки продукции на судно, во втором – с момента отправки продукции со склада партнера-экспортера. Условия FCA целесообразны при доставке товара контейнером, FOB – для насыпных грузов или продукции в таре. Часто из России по схеме «свободно на борту» экспортируются товары угольной, деревообрабатывающей, металлургической промышленности.
Отличие FOB от CFR и CIF
Главное отличие FOB от CFR: поставки CFR предполагают также оплату основного фрахта грузоотправителем. CFR (Cost and Freight) на русский переводится как «стоимость и фрахт». Поставщик производит оплату, как при ФОБ, плюс оплачивает транспортировку продукции до места назначения. При этом риски по транспортировке груза несет получатель. CIF (Cost, Insurance and Freight) на русском звучит «стоимость, страхование и фрахт», относится к условиям доставки груза морем от продавца к покупателю. СИФ предполагает все те же обязательства, что и CFR, плюс производится страхование груза.
Договор с иностранным партнером должен быть понятным обеим сторонам сделки. Что лучше применить конкретно в вашем внешнеторговом контракте подскажет опытный специалист компании МВ-Трейд. Мы регулярно осуществляем международные морские перевозки по всему миру и по России, знаем все тонкости терминологии и правил Инкотермс, успешно доставили сотни тонн товаров наших клиентов различными видами транспорта.
Получить грамотную консультацию, точный расчет по услугам МВ-Трейд, узнать ответы на вопросы или заказать международную доставку грузов вы можете по телефонам, указанным на сайте. Заполните форму ниже, мы свяжемся с вами в ближайшее время и подберем наиболее выгодные условия поставки.
Что означает FOB, CIF, CFR и другие термины?
Что означает FOB, CIF, CFR и другие термины?
Описание значений терминов FOB, CIF, CFR и других.
Термины можно разделить 4 группы:
Группа E — Место отправки (Departure):
EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.
Группа F — Основная перевозка неоплачена (Main Carriage Unpaid):
FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.
FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.
FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.
Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):
CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).
CPT. Carriage Paid To (указан порт назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном порту
CIP. Carriage and Insurance Paid to (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном порту
Группа D — Доставка (Arrival):
DAF. Delivered At Frontier (указано место) — товар доставляется к границе без растаможивания
DES. Delivered Ex Ship (указан порт) — товар доставляется на судне без растаможивания
DEQ. Delivered Ex Quay (указан порт) — товар доставляется на судне и выгружается без растаможивания
DDU. Delivered Duty Unpaid (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, оплата пошлин на заказчике
DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков
FOB (ФОБ)
Сокращение от английского «Free On Board«, буквально — » бесплатно на борт судна «. Используется для обозначение условий поставки груза и определения стороны, на которую ложатся расходы по транспортировке и/или определения точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю.
Условия ФОБ предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна ложатся на продавца. В некоторых портах при поставках на условиях FOB (ФОБ) расходы по погрузке несёт покупатель. Риск случайной гибели имущества или его повреждения возлагается на продавца — до момента пересечения товаром борта судна, и на покупателя — с указанного момента. По Общим условиям СЭВ право собственности на товар переходит от продавца к покупателю одновременно с переходом риска.
По стандартам Инкотермс, FOB (ФОБ) означает «товар погружается на корабль заказчика». Указание на условия FOB (ФОБ) в договоре означает, что продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки, плюс саму погрузку на борт. Покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. Передача рисков происходит в момент, когда груз пересекает борт судна. Как правило ФОБ, также указывает на порт погрузки; например «ФОБ порт Владивосток». Когда стороны договариваются о конкретной версии Инкотермс, это также указывается в договоре; например «ФОБ порт Одесса (Incoterms 2000)»
Сокращение от английского Ex Works, буквально » с места работы «. Также применяется русское «самовывоз».
Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине и пр.); покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т. д. Всегда употребляется с указанием местоположения продавца, например, «самовывоз из Москвы».
От английского «Carriage Paid To» — » Фрахт/перевозка оплачены до «. Применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки. Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.
От английского «Delivered At Frontier» — » доставленно на границе «. Может применяться, при поставке железнодорожным или автомобильным транспортом. Продавец несёт обязанности по транспортировке товара до границы. Покупатель несёт обязанности и по таможенному оформлению товара, и по траспортировке с границы до своего местонахождения. Риски переходят в момент достижения груза границы.
FOB (Free On Board)
ФОБ (англ. FOB, Free On Board, «свободно на борту судна», «франко-борт») — вариант условий поставок в соответствии с международными правилами Incoterms, который предполагает, что ответственность за товар и риски его повреждения переходят от продавца к покупателю в момент, когда отправление находится на борту судна (после погрузки).
Применение
Базис FOB используется для описания условий поставки по международным и внутренним договорам на водном транспорте (речном или морском).
FOB не получится использовать для перевозки ISO-контейнеров, так как процесс проверки товара нельзя произвести в порту (контейнер опечатан и закрыт), но можно использовать для всех остальных вариантов грузов (насыпные, навалочные и даже генеральные, если речь идёт об индивидуальной упаковке).
FOB в разных версиях Инкотермс
Данные условия перевозки были обозначены в самой первой редакции правил Incoterms — от 1936 г. Позже, в 1976 году, был введён специальный базис FOB Airport (он же FOA), который был разработан специально для перевозки на воздушных судах, но уже в 1980 г. базис FOA был заменён более универсальным FRC (Free Carrier, сейчас это FCA).
Классический базис FOB (для водных судов) остаётся действующим и в текущей редакции правил (Инкотермс 2020).
Условия поставки FOB во многом схожи с базисами FAS и FCA.
Отличия FOB от FAS
В случае с базисом FAS («свободно вдоль борта корабля/судна») ответственность за товар от продавца к покупателю переходит ещё в момент выгрузки товара на причале, пристани, лихтере (погрузка на судно не требуется).
Отличия FOB от FCA
Базис FCA («свободный перевозчик») позволяет выбрать любой тип транспорта (наземный, воздушный или водный), подходит для перевозки в том числе контейнеров и предполагает передачу ответственности в обозначенном месте. Это более универсальные условия поставки.
Обязанности сторон
На поставщика (продавца) возлагаются обязанности оформления экспортных процедур, доставка товара в порт отправления и расходы по погрузке.
После того, как груз находится на судне, все остальные расходы и риски переходят в сферу ответственности покупателя, например:
В договоре поставки обязательно прописываются условия и сроки уведомления принимающей стороны о передаче товара перевозчику.
Условия и сроки проведения оплаты базис FOB не определяет (они должны быть обозначены непосредственно в договоре/контракте).
Преимущества FOB
FOB условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010
Расшифровка и классификация
виды перевозок — внутренние водные и международные морские
FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»
В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.
Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.
Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.
Обязанности экспортера
Обязанности покупателя
Итак, торговый термин FOB в наиболее упрощенной расшифровке обозначает, что ответственность за товар до момента его перевалки на борт лежит на экспортере, тогда как импортер начинает отвечать за груз в момент его перехода через линию борта. Главным различием между популярными морскими торговыми терминами CIF и FOB является финансовая нагрузка за транспортные расходы: если при CIF за доставку груза платит продавец, то условия поставки FOB предполагают оплату доставки покупателем.
Как и другие базисные термины поставки, условия FOB в договоре прописываются с указанием порта погрузки товара при экспорте, например: «FOB Shanghai (Инкотермс 2010)» в любой части договора (единой формы договора для внешнеэкономических контрактов не существует, поэтому используются приемлемые для обеих сторон формы договора).
Проблемы при использовании базисного термина FOB
Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин. Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику. Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.
В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.
Когда уместно использовать торговый термин FOB?
Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным. Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом. Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически. Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание». Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.
Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом. Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.
Условия поставки FOB Инкотермс
Независимо от направления деятельности компаниям, которые работают на импорт или экспорт, необходимо знать, что такое поставка Инкотермс. Этот свод правил был введен для устранения недопонимания между странами, осуществляющими торговые операции, исключения потери времени и денег. Периодически вносятся изменения в условия перевозки FOB.
Дополнения нужны, чтобы привести нормативы в соответствие с международными торговыми отношениями, которые используются в настоящее время. Специалисты РФК Групп готовы рассказать об особенностях поставок Инкотермс.
Основные положения, которые включают торговые условия доставки FOB
FOB – аббревиатура Free On Board, которая применяется только для перевозок водным транспортом. Термин относится к понятию базис поставки, который определяет условия, риски, обязательства сторон (продавца и покупателя). Дословный перевод на русский язык – свободно на борту. Получается, что поставщик освобождается от обязательств после пересечения партии товаров поручней судна в согласованном заранее порту отгрузки. После выполнения этого условия вся ответственность за груз лежит на покупателе. FOB условия поставки Инкотермс, которые относятся к продавцу, включают:
Таковы базисные условия поставки Incoterms, которые касаются продавца. Покупатель в свою очередь обязан своевременно произвести оплату, принять груз. Эта сторона торговых отношений должна оплатить морской фрахт (т.е. провозную плату при морской доставке), выполнить импортные и другие операции, которые потребуются для ввоза продукции. Поставка товара на условиях FOB включает и эффективное распределение расходов. Так, покупатель несет издержки, которые относятся к таможенному оформлению, требуемому для импорта товаров.
Условия поставки Incoterms
Правила Инкотермс имеют юридическую силу во всем мире. Они признаны правительством, юридическими предприятиями, коммерсантами, индивидуальными предпринимателями. Доставка FOB (франко-борт) помогает достичь прозрачных и понятных отношений между сторонами, проводить прибыльные международные сделки. Она используется только тогда, когда груз транспортируется морским видом транспорта. Если такой вид транспорта не используется, то необходимо применять другие термины, например, FCA или EXW.
Расшифровка условий поставки Инкотермс требует ответственного и аккуратного подхода. Торговых терминов, применяемых в сфере внешней торговли, множество. Они сгруппированы в несколько категорий, которые отличаются по существу, характеристикам, особенностям. Помочь разобраться в особенностях правил и требований смогут профессионалы РФК Групп. Заключаемый внешнеторговый контракт/договор должен быть понятным и простым. В этом случае успех и взаимная выгода гарантирована.
Автор: Генеральный директор
ООО «РФК Групп»
Чепов Максим Юрьевич