Для чего нужно законодательное собрание
Как принимает законы и чем, кроме принятия странных проектов, занимается ЗакС Петербурга?
Недавняя смена власти в городе, а также предстоящие муниципальные и губернаторские выборы заставили всех обратить внимание на политическую жизнь Петербурга. Недавно «Луна» рассказывала, чем занимается губернатор, помимо отращивания усов и рекламы себя в инстаграме. Сегодня мы продолжим облегчённый курс политического образования Санкт-Петербурга и узнаем, что скрывается за словосочетанием «Законодательное собрание», как там принимают законы и чем оно еще занимается.
Заксобрание или ЗакС — второй по важности орган государственной власти после губернатора. Он состоит из 50 депутатов (36 из них — единороссы), выбранных в 2016 году. Депутаты разрабатывают и обсуждают законопроекты, а затем голосуют по ним. Ещё они состоят в разных комиссиях, вносят в изменения в Устав Санкт-Петербурга, отвечают за развитие и хозяйственную часть жизни города Это основные задачи, выполняемые народными избранниками.
Как выглядит путь законопроекта — от идеи депутата до принятия
Депутаты ЗакСа, губернатор и ещё ряд должностей могут вносить на рассмотрение законы для города, если они не противоречат федеральным законам или Конституции РФ. После внесения инициативы в Законодательное Собрание ей предстоит пройти три чтения.
На первом чтении проект сначала обсуждают, а затем голосуют, принимать концепт или нет. Другими словами, на этом этапе депутаты обсуждают, стоит ли принимать проект за основу нового закона. Если на голосовании он не наберёт большинства голосов, то к нему возвращаться больше не будут.
Если создателю инициативы повезёт и за неё проголосует большинство, то во втором чтении депутаты, губернатор и прокуратура будут дорабатывать документ, внося правки, не меняющие суть идеи. После обсуждения правок во втором чтении проект окажется на третьем, на котором сначала проголосуют по поводу предложенных ранее правок, а затем по тому, принимать ли закон в целом. Если большинство депутатов проголосуют «за», то проект попадает на стол к губернатору. Он в свою очередь подписывает или отклоняет его в течение 14 дней — тогда он должен объяснить отказ или предложить улучшения. Далее в законопроект могут внести все губернаторские предложения или за него могут снова проголосовать ⅔ депутатов — в таких случаях его подпишут и опубликуют.
К слову, ещё одна ответственность любого депутата — встречаться со своими избирателями раз в месяц и отчитываться перед ними раз в год. Каждый депутат организует приём в округе, к которому он привязан. Узнать, где и когда найти избранника, представляющего в Заксобрании ваш район, можно с помощью контактов, перечисленных на сайте ЗакСа.
Чем ещё занимается Законодательное Собрание?
Вносит изменения в Устав Санкт-Петербурга — большой документ, в котором очень скучным языком описана деятельность всех органов государственной власти в городе. Например, в каких случаях досрочно прекращаются полномочия губернатора, какие дела рассматривает мировой судья или даже рекурсивная статья о том, что сам устав вступает в силу со дня его публикации.
Законодательное собрание может выразить недоверие губернатору Санкт-Петербурга, если он, например, издаёт акты, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и городскому уставу, и не устраняет противоречия в течение месяца со дня принятия своего злосчастного акта. К слову, такого в нашем городе не происходило никогда.
Бюрократический завхоз Санкт-Петербурга — слегка обидное, но зато справедливое наименование ЗакСа. Именно этот государственный институт отвечает за бюджет города и самые разные аспекты развития Санкт-Петербурга — от формальных назначений регламентов проведения собраний в самом же Заксобрании до назначения уполномоченных по правам человека и ребёнка. А также депутаты составляют план развития города, то есть регулируют бюджет, планируют строительство и улучшение инфраструктурных и жилищных проектов. Ещё Заксобрание распоряжается семью комиссиями:
Законодательное Собрание — в равной степени многоликий бюрократ, ответственный за составление планов по развитию города, комиссар, следящий за тем, чтобы составленные им же планы приводились в действие, и менеджер по событиям городского масштаба, например выборов или «Алых Парусов».
В следующий раз выбрать депутатов, которые будут управлять Петербургом, можно будет в 2021 году. И если вам больше 21 года, вы гражданин РФ, который не совершал тяжких или особо тяжких преступлений, и суд не лишил вас права избираться, то можно попытать удачу и стать депутатом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Зачем необходимо Законодательное Собрание? Почему ему нужна Ольга Кальницкая?
При голосовании в ЗС побеждает простое большинство.
Что Ольга Кальницкая намерена делать в Законодательном Собрании в рамках решения общегородских вопросов, если будет избрана депутатом? Вот несколько основных принципов, с которыми она идёт на выборы:
– Депутат должен доносить до своих избирателей информацию о планируемых и уже принятых Законодательным Собранием решениях. Сам факт огласки таких решений создаёт давление на депутатов и способен упредить решения, которые приняты не в интересах народа, а в интересах отдельных депутатов-представителей крупного бизнеса. Совести у единороссов нет, но есть страх перед тем, что об их грязных делишках узнают те, кто их избирал.
– Депутат должен отправлять депутатские запросы по волнующим избирателей темам. Рядовому гражданину порой сложно получить интересующую его информацию и он натыкается на простые отписки, но депутату чиновник вынужден отвечать по существу.
– Снижение платы за проезд в городском общественном транспорте. В соседнем Крыму стоимость составляет 17 рублей. А у нас 20 руб. Что уж говорить о ценах на проезд в сельскую зону?! Все повышения – это лишь вытягивание денег из карманов граждан. Пусть вкладывают в развитие, повышают качество работы и за счёт этого добиваются прибылей. А в перспективе, с частниками, которые диктуют свои требования городу, должно быть покончено.
– Льготный проезд в городском общественном транспорте для школьников, студентов, инвалидов и пенсионеров. Городской общественный транспорт – это социальная сфера. А значит, наиболее социально незащищённые категории граждан должны пользоваться льготами.
– Оплата за нахождение детей в детских садах должна быть снижена. Питание в детских садах и школах должно быть бесплатным. Государство тратит деньги на содержание заключённых, но не желает их тратить на содержание детей. Это неправильно. Не нужно делать из детей источник прибыли.
Хочется подчеркнуть, что главное, идя на выборы или игнорируя их, поддерживая того или иного кандидата, нужно отчетливо понимать одну вещь: Вы выбираете не только свое будущее, но и определяете судьбу нашего города. Ваш выбор и Ваше право – голосовать. Реализуйте его так, как подсказывают Вам разум и ответственность за будущее.
С какими вопросами обращаться к депутатам?
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Как победить выгорание
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами : больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.
Зачем необходимо Законодательное Собрание? Почему ему нужна Ольга Кальницкая?
от Ольга Семигорова
8 сентября состоятся выборы депутатов Законодательного Собрания Севастополя. Многие местные жители либо вообще ничего об этом не слышали, либо считают это событие малозначительным и не собираются идти на избирательные участки и голосовать. А зря. Давайте разберёмся, что такое Заксобрание, для чего оно необходимо и почему ему нужны такие депутаты, как руководитель Нахимовского отделения КПРФ Ольга Кальницкая.
Всю деятельность депутатов Законодательного Собрания можно условно разделить на два направления. Это решение общегородских вопросов и решение вопросов конкретного избирательного округа. Подробные полномочия ЗС в Уставе города Севастополя.
При голосовании в ЗС побеждает простое большинство.
Ольга Кальницкая – представитель КПРФ, а значит, в случае избрания в ЗС войдёт в состав фракции коммунистов, которые все предыдущие годы сопротивлялись политике, которую проводит «Единая Россия».
Что Ольга Кальницкая намерена делать в Законодательном Собрании в рамках решения общегородских вопросов, если будет избрана депутатом? Вот несколько основных принципов, с которыми она идёт на выборы:
– Депутат должен доносить до своих избирателей информацию о планируемых и уже принятых Законодательным Собранием решениях. Сам факт огласки таких решений создаёт давление на депутатов и способен упредить решения, которые приняты не в интересах народа, а в интересах отдельных депутатов-представителей крупного бизнеса. Совести у единороссов нет, но есть страх перед тем, что об их грязных делишках узнают те, кто их избирал.
– Депутат должен отправлять депутатские запросы по волнующим избирателей темам. Рядовому гражданину порой сложно получить интересующую его информацию и он натыкается на простые отписки, но депутату чиновник вынужден отвечать по существу.
– Снижение тарифов ЖКХ. Законодательное Собрание может регулировать надбавки к тарифам, устанавливаемым Государственной Думой. Кроме того, депутаты могут регулировать тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры. Очевидно, что для развития города и страны, тарифы на коммунальные услуги должны быть снижены не только для населения, но и для бизнеса.
– Снижение платы за проезд в городском общественном транспорте. В соседнем Крыму стоимость составляет 17 рублей. А у нас 20 руб. Что уж говорить о ценах на проезд в сельскую зону?! Все повышения – это лишь вытягивание денег из карманов граждан. Пусть вкладывают в развитие, повышают качество работы и за счёт этого добиваются прибылей. А в перспективе, с частниками, которые диктуют свои требования городу, должно быть покончено.
– Льготный проезд в городском общественном транспорте для школьников, студентов, инвалидов и пенсионеров. Городской общественный транспорт – это социальная сфера. А значит, наиболее социально незащищённые категории граждан должны пользоваться льготами.
– Оплата за нахождение детей в детских садах должна быть снижена. Питание в детских садах и школах должно быть бесплатным. Государство тратит деньги на содержание заключённых, но не желает их тратить на содержание детей. Это неправильно. Не нужно делать из детей источник прибыли.
Это только часть планируемой работы Ольги Кальницкой. Скоро жители Нахимовского района смогут ознакомиться и внести свои предложения в ее предвыборную программу.
Ольга Кальницкая является неравнодушным севастопольцем, она откликается не только на обращения детей войны, пенсионеров Нахимовского района, но и создала и активно развивает молодежный сектор – создав пионерскую организацию. Она активный политик и готова работать в интересах округа, выбивать у городской администрации средства на блага района. Она не боится конфликтов, не связана с местными элитами и финансовыми группами.
Хочется подчеркнуть, что главное, идя на выборы или игнорируя их, поддерживая того или иного кандидата, нужно отчетливо понимать одну вещь: Вы выбираете не только свое будущее, но и определяете судьбу нашего города. Ваш выбор и Ваше право – голосовать. Реализуйте его так, как подсказывают Вам разум и ответственность за будущее.
Полномочия Законодательного Собрания
в политической сфере:
1) принимает Устав Пермского края, вносит в него изменения и дополнения;
2) принимает законы Пермского края и иные правовые акты, вносит в них изменения и дополнения;
3) осуществляет толкование Устава Пермского края, законов Пермского края, иных правовых актов Законодательного Собрания;
4) устанавливает систему исполнительных органов государственной власти Пермского края;
6) согласовывает назначение на должности председателя Правительства Пермского края и министра финансов Пермского края;
7) в пределах полномочий, установленных федеральным законом, определяет основные принципы организации местного самоуправления;
8) решает вопросы по организации своей деятельности; утверждает смету расходов Законодательного Собрания;
9) принимает решение о выражении недоверия губернатору Пермского края, председателю Правительства Пермского края, министру финансов Пермского края;
10) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
11) обращается к Президенту Российской Федерации, в Конституционный суд Российской Федерации от имени Пермского края для разрешения вопросов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
12) обжалует в суде указы губернатора и иные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края;
13) устанавливает порядок выборов депутатов Законодательного Собрания, депутатов представительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; назначает выборы депутатов Законодательного Собрания;
14) назначает половину членов краевой избирательной комиссии;
15) устанавливает порядок проведения краевого и местных референдумов; назначает краевой референдум;
16) утверждает договоры Пермского края с иностранными контрагентами, его соглашения с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; одобряет проект договора о разграничении полномочий;
17) решает вопросы административно-территориального устройства Пермского края;
18) образует согласительные комиссии по разрешению споров между Законодательным Собранием и губернатором Пермского края, Правительством Пермского края, Законодательным Собранием и органами местного самоуправления на паритетных началах;
19) принимает решения по обращениям губернатора Пермского края, по протестам и представлениям прокурора Пермского края;
20) устанавливает в пределах своей компетенции административную ответственность граждан и должностных лиц, если такая ответственность не установлена федеральными законами;
21) учреждает награды, устанавливает почетные и специальные звания, стипендии Пермского края;
22) заслушивает ежегодное послание губернатора Пермского края;
23) информирует губернатора Пермского края о плане законопроектных работ;
24) согласовывает кандидатуру для назначения прокурора Пермского края;
25) заслушивает ежегодные отчеты губернатора Пермского края о результатах деятельности Правительства Пермского края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Пермского края.
в социально-экономической сфере:
1) регулирует бюджетный процесс в Пермском крае;
2) утверждает бюджет Пермского края и отчет о его исполнении, вносит в него изменения и дополнения;
3) устанавливает региональные налоги, сборы, тарифы, ставки и иные платежи, а также льготы по платежам в краевой бюджет в соответствии с налоговым законодательством;
4) устанавливает условия выпуска и порядок размещения краевых займов, облигаций, лотерей, векселей и других ценных бумаг;
5) определяет порядок образования и деятельности государственных краевых внебюджетных фондов, утверждает бюджеты этих фондов и отчеты об их исполнении;
6) устанавливает порядок управления и распоряжения краевой государственной собственностью, в том числе долями (паями, акциями) Пермского края в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, приватизации объектов собственности, передачи объектов краевой собственности в муниципальную собственность;
7) устанавливает порядок предоставления земельных участков под объекты федерального, межрегионального и краевого значения, порядок использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия;
8) определяет порядок предоставления дотаций, субвенций, ссуд из краевого бюджета;
9) устанавливает меры социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования.
полномочия по контролю:
1. Законодательное Собрание самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
а) реализацией Устава Пермского края, законов Пермского края и иных решений, принятых Законодательным Собранием;
б) исполнением бюджета Пермского края, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета, средств государственных краевых внебюджетных фондов. В соответствии с федеральным законом полномочия Законодательного Собрания по осуществлению контроля за исполнением бюджета Пермского края не могут быть ограничены;
в) выполнением программ экономического, социального, культурного развития края и других программ;
г) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения краевой собственностью, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти Пермского края;
д) выполнением депутатами, руководителями Законодательного Собрания, его комитетов и комиссий своих депутатских и должностных обязанностей.
Контроль за исполнением (реализацией) законов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством и регламентом Законодательного Собрания.
2. Основными формами контроля являются:
3. Губернатор Пермского края может быть отрешен от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием.
Решение Законодательного Собрания о выражении недоверия губернатору принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Решение Законодательного Собрания о выражении недоверия губернатору направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении губернатора от должности.
4. Законодательное Собрание может выразить недоверие председателю Правительства Пермского края и министру финансов Пермского края.
Решение Законодательного Собрания Пермского края о выражении недоверия указанным лицам принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Пермского края по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Пермского края. Принятие решения о недоверии Законодательного Собрания указанным должностным лицам влечет немедленное освобождение их от должности.