Focusrite thunderbolt asio что это
Focusrite thunderbolt asio что это
Британский производитель Focusrite обновляет в 2021 году профессиональную линейку звуковых интерфейсов Clarett. В названии появился значок плюс, что означает совершенно новую электронную начинку. Внешний вид и прочие возможности не изменились.
Зачем компания пошла на подобный шаг? В 2021 году многие компании в профессиональной и бытовой сфере вынужденно меняют внутреннюю электронику в связи с перебоями поставок компонентов. У пользователей закрадывается резонный вопрос: не стало ли от этого хуже? Ведь серия устройств Focusrite Clarett USB была очень успешной и занимала нишу разумных по цене профессиональных звуковых интерфейсов для студий звукозаписи.
К счастью, в новых устройствах Focusrite Clarett+ производитель поставил ещё более качественную начинку и улучшил технические характеристики. То есть изменения тут произошли именно со знаком «плюс». Отсюда и значок «+» в названии продукта.
Вот какие конкретно изменения в ТТХ произошли:
Параметр | Clarett USB | Clarett+ |
---|---|---|
Динамический диапазон входов | 118 дБ | 118 дБ |
Кг+шум входов | -107 дБ | -110 дБ |
Динамический диапазон выходов | 118 дБ | 124 дБ |
Кг+шум выходов | -103 дБ | -106 дБ |
Динамический диапазон выхода для наушников | 115 дБ | 118 дБ |
Кг+шум выхода для наушников | -101 дБ | -104 дБ |
В линейку Focusrite Clarett+ входят три модели: 2Pre, 4Pre, 8Pre. Они отличаются только числом каналов. Начинка и все основные характеристики у них практически одинаковые.
Мы рассмотрим младшую модель 2Pre. Все хорошие слова об одноименной предыдущей модели справедливы и тут. Корпус устройства сделан из алюминия и не имеет торчащих винтов. Цельнотянутый алюминиевый профиль придаёт корпусу необходимую прочность. Все ручки выточены также из алюминия и имеют накатку, чтобы рука не проскальзывала. Выглядит очень дорого, стильно и функционально.
На комбо-входах TRS/XLR имеется фирменная индикации перегрузки изменением подсветки ободка с зелёного на красный. Выбор типа сигнала линейный/гитарный, а также обработки AIR включается в микшере. Фантомное +48 дБ питание, раздельное для каждого канала, включается аппаратной кнопкой. Интересно, что режим эмуляции микрофонных предусилителей ISA в новых Clarett+ отличается от бюджетных Scarlett Gen3 в лучшую сторону. По этому поводу у производителя есть отдельное большое разъяснение.
Для регулировки громкости мониторов (выходы 1/2) используется интересный цифровой регулятор (энкодер) с абсолютным положением ручки. То есть громкость регулируется в цифровом виде, но большой ручкой с меткой текущего положения и с упором в крайних положениях. Регулировка осуществляется в пределах 128 дБ с шагом 1 дБ. Установка нужной громкости у нас не вызывало никаких проблем. Ползунок микшера при этом следует за регулятором, и его нельзя сдвинуть мышью. Понятно, что такая ручка даёт возможность быть уверенным в выбранной громкости, без необходимости запоминать это значение в ППЗУ. Даже при внезапном отключении питания выбранная громкость сохраняется аппаратным образом. Прекрасное техническое решение, которого нет у бюджетных интерфейсов.
Как и в первом поколении Clarett, USB Type-C позволяет обойтись без внешнего блока питания, но только если разъём сможет выдавать ток 3А и 15 Вт мощности. Если мощности будет недостаточно или если подключить карту в обычный USB2.0 разъём, то карта определится в системе, но звука на выходе не будет. При этом мигающий индикатор питания даёт сигнал пользователю, что нужно подключить комплектный 12В адаптер питания. Благодаря стандартному разъёму 5.5х2.1 мм, нет проблем подключить любой более качественный адаптер, который подходит по мощности. Мы ради эксперимента использовали импульсный и трансформаторный БП на 12В. Никаких проблем с этим не возникло, всё работало очень хорошо. Интересно, что тут имеется тумблер питания, которого нет у недорогих продуктов Focusrite.
На задней панели устройства мы видим балансные разъёмы TRS, стандартный MIDI вход и выход, цифровые разъёмы USB и S/PDIF. Устройство способно работать и без компьютера, с мобильным устройством. USB порт здесь UAC2.0 совместимый.
Внутри цифровая часть не претерпела больших изменений. Судя по всему, это та же самая цифровая карта на двух XMOS. Первый используется в качестве USB контроллера. Второй занимается микшированием каналов и вводом-выводом цифровых сигналов. Такое разделение благотворно отражается на измерениях и на качестве звучания.
Единственное, за что можно покритиковать начинку, это за усилители для наушников на NJM4556AL. Это немного простовато для такого высококачественного интерфейса.
Мы тестировали Clarett, подключив к ПК по кабелю USB-C. Драйвера не совместимы с Windows 7 и 8, но отлично работают с Windows 10 и Windows 11.
Панель управление одинакова для всех устройств линейки Clarett. Что интересно, здесь имеется как аппаратный микшер, так и полезная возможность его полного отключения и прямого посыла звука на выход. Помимо аналоговых входов, в микс можно добавить и 8 цифровых ADAT каналов, каждый с индикацией и собственным регулятором громкости. Если эти каналы не нужны, их легко убрать с экрана, нажав на крестик.
Так выглядит панель, если полностью отключить микшер и пустить сигнал напрямую с программных выходов 1/2 в приложении на физические выходы 1/2.
Для работы с Windows приложениями можно выбрать каналы 3/4 как независимое устройство вывода.
Панель выбора размера буфера также позволяет переключить синхронизацию с внутренней на внешнюю и показывает текущий статус клока. Такая функция, наряду с расширением каналов цифровым подключением, говорит о возможности интеграции со студией.
Задержка прохождения сигнала по полному тракту (Round-trip latency) при буфере 64 семпла и частоте 44 кГц по нашим измерениям составляет 7.9 мс, что типично для всех устройств на XMOS. Интересно, что фирменная панель Clarett с выбором буфера показывает в точности то же самое значение. Очень полезно!
Диагностика ASIO
Device: Focusrite USB ASIO
Features:
Input channels: 12
Output channels: 4
Input latency: 390
Output latency: 390
Min buffer size: 16
Max buffer size: 1024
Preferred buffer size: 192
Granularity: 16
ASIOOutputReady – not supported
Sample rate:
8000 Hz – not supported
11025 Hz – not supported
16000 Hz – not supported
22050 Hz – not supported
32000 Hz – not supported
44100 Hz – supported
48000 Hz – supported
88200 Hz – supported
96000 Hz – supported
176400 Hz – supported
192000 Hz – supported
352800 Hz – not supported
384000 Hz – not supported
Input channels:
channel: 0 (Input 1) – Int32LSB
channel: 1 (Input 2) – Int32LSB
channel: 2 (SPDIF 1) – Int32LSB
channel: 3 (SPDIF 2) – Int32LSB
channel: 4 (ADAT 1) – Int32LSB
channel: 5 (ADAT 2) – Int32LSB
channel: 6 (ADAT 3) – Int32LSB
channel: 7 (ADAT 4) – Int32LSB
channel: 8 (ADAT 5) – Int32LSB
channel: 9 (ADAT 6) – Int32LSB
channel: 10 (ADAT 7) – Int32LSB
channel: 11 (ADAT 8) – Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Output 1) – Int32LSB
channel: 1 (Output 2) – Int32LSB
channel: 2 (Output 3) – Int32LSB
channel: 3 (Output 4) – Int32LSB
Focusrite thunderbolt asio что это
Британская компания Focusrite выпустила в 2018 году линейку высококачественных USB2.0 звуковых интерфейсов Clarett USB. Новинки предлагают новый USB вариант исполнения для одноимённых Thunderbolt-интерфейсов Clarett 2015 года.
При этом, название продуктов никак не изменилось, что вызывает небольшую путаницу. Поэтому, при поиске интерфейсов Clarett в магазинах и на сайте производителя следите за приставкой USB в названии модели!
Многие пользователи при выходе Thunderbolt семейства Clarett очень сильно обрадовались. Ведь, по их мнению, наконец-то можно избавится от «устаревшей» шины USB2.0 и воспользоваться более прогрессивным Thunderbolt подключением. Хотя более правильная ситуация, когда пользователь сам может выбрать нужный ему разъём подключения. Пока ещё не все ПК оборудованы Thunderbolt-портом, либо этот разъём может оказаться занят устройством, более требовательным к быстродействию. Поэтому USB подключение пока рано списывать со счетов. Особенно если пользователю не требуется большое число каналов – а таких людей, скорее всего, большинство.
В нашем обзоре мы рассмотрим как раз самые массовые и популярные модели: двухканальную Clarett 2Pre USB и четырёхканальную Clarett 4Pre USB. Несмотря на USB2.0 подключение, производитель оборудовал свои продукты новым разъёмом USB Type-C. В сравнении с microUSB, новый разъём USB Type-C имеет много преимуществ – его можно вставлять любой стороной, он более долговечный, поддерживает более высокий ток. Таким образом, Clarett 2Pre USB можно запитать от шины USB, если она выдаст ток 3 А, то есть обеспечит мощность 15 Вт. На подобное способны выходы USB Type-C современных компьютеров.
Но даже если компьютер оснащён стандартным USB 2.0 разъёмом, волноваться не стоит! В комплекте идут сразу 2 USB кабеля для подключения: с USB Type-C на обоих концах и со стандартным USB Type A для подключения к самым обычным компьютерам. При подключении к обычному USB разъёму берётся только сигнал с данными. А питание производится от +12В адаптера сети переменного тока, входящего в комплект с устройством.
Достаточный ли ток для запуска от шины USB, интерфейс это сам измеряет и выводит предупреждение пользователю в контрольной панели (Insufficient Power = недостаточное питание). Также недостаток тока можно легко понять по мигающей лампочке Power, даже ещё до установки драйверов и контрольной панели.
Чем отличаются старшая и младшая модели? Только числом каналов. Хотя по спецификациям цифры характеристик могут отличаться в последнем знаке, не стоит придавать этому большого значения. Начинка моделей полностью одинакова. Она базируется на высококачественных конверторах AKM новой 44-й серии с паспортными параметрами 120 дБ сигнал/шум и Кг+шум 0.0003%. Цифровая плата внутри одна и та же, на двух процессорах XMOS.
Важное преимущество интерфейсов Clarett в сравнении с бюджетными Scarlett заключается, конечно, в предусилителях Air, которые воссоздают знаменитые микрофонные предусилители ISA. Режим AIR можно включать и отключать.
Ещё одна интересная особенность, которая будет в основном актуальна для старших моделей, это работа в качестве автономного микшера, с управлением с Mac, PC или iOS устройств.
Технические характеристики Focusrite Clarett
Focusrite Clarett 2Pre USB
Focusrite Clarett 4Pre USB
Приведённые производителем цифры – высокие и ничем не уступят конкурентам в своей ценовой категории. Производитель отдельно подчёркивает, что он указывает в паспорте реальные характеристики конечных устройств, а не цифры из паспорта преобразователей. Впрочем, у семейства Clarett всё в порядке с параметрами – они как раз очень близки к преобразователям, то есть их потенциал по качеству раскрыт практически полностью.
Корпус устройства сделан очень добротно – он не имеет ни одного торчащего винта. Цельнотянутый алюминиевый профиль придаёт корпусу необходимую прочность.
На комбо-входах TRS/XLR имеется фирменная индикации перегрузки изменением подсветки ободка с зелёного на красный. Выбор типа сигнала линейный/гитарный, а также +48 дБ питание включается в микшере.
Для регулировки громкости мониторов (выходы 1/2) используется интересный цифровой регулятор с абсолютным положением ручки. То есть громкость регулируется в цифровом виде, но большой ручкой с меткой текущего положения и с упором в крайних положениях. Регулировка осуществляется в пределах 128 дБ с шагом 1 дБ. Ползунок микшера при этом следует за регулятором, и его нельзя сдвинуть мышью. Понятно, что такая ручка даёт возможность быть уверенным в выбранной громкости даже при отключении питания.
На задней панели устройства мы видим балансные разъёмы TRS, стандартный MIDI вход и выход, цифровые разъёмы USB и S/PDIF. Устройство способно работать и без компьютера. USB порт здесь UAC совместимый.
Старшая модель отличается в основном большим числом входов. Предусилителей 4 штуки. При этом гитарные входы только 1 и 2.
Единственное, что теряется по сравнению с Clarett 2Pre – это возможность питания от шины USB Type-C. В старшей модели питание возможно только от разъёма 12В для подключения адаптера сети переменного тока.
Обе модели интерфейсов имеют цифровой вход ADAT, который позволяет расширить число каналов добавлением, например, 8-канального предусилителя или интерфейса оцифровки с ADAT выходом. Эти дополнительные каналы можно не только записать синхронно с основными, но и сделать нужный сабмикс для мониторинга. Обычно, недорогие интерфейсы не имеют никаких опций расширения, а вот Clarett такое сделать позволяет.
Clarett 4Pre USB имеет дополнительные линейные входы 5/6 и 7/8 на разъёмах TRS, а также S/PDIF вход и выход.
Второй выход на наушники в Clarett 4Pre USB реализован на независимом преобразователе ЦАП CS4392, то есть можно подавать отдельные сабмиксы в наушники двум исполнителям.
Начинка очень интересная. Она существенно отличается от бюджетных устройств. Подсистема питания здесь занимает значительную часть печатной платы. Цифровая подсистема вынесена на отдельную большую плату. Разъём USB Type-C усилен специальной конструкцией. Двойной тумблер обесточивает и 12В внешнее питание, и разъём USB.
Очень много внимания уделено экранированию. Весь корпус имеет замкнутый металлический экран со всех сторон.
Два процессора XMOS позволяют разделить задачи. Тот, что поменьше, занимается только обменом с шиной USB. Второй процессор занят записью и воспроизведением звука с аналоговых и цифровых входов-выходов. Такое разделение благотворно отразилось и на измерениях, и на качестве звучания.
4-канальный ЦАП AK4413 (ДД 120 дБА, Кг+шум: – 104 дБ). Эти микросхемы АЦП и ЦАП уже хорошо себя зарекомендовали в профессиональной аппаратуре. Мы их видели, например, в RME Babyface Pro.
Единственное, за что можно покритиковать начинку, это за усилители для наушников на NJM4556AL. Это немного простовато для такого высококачественного интерфейса.
Device: Focusrite USB ASIO
Features:
Input channels: 12
Output channels: 4
Input latency: 2114
Output latency: 2114
Min buffer size: 8
Max buffer size: 1024
Preferred buffer size: 1024
Granularity: 8
ASIOOutputReady – not supported
Sample rate:
8000 Hz – not supported
11025 Hz – not supported
16000 Hz – not supported
22050 Hz – not supported
32000 Hz – not supported
44100 Hz – supported
48000 Hz – supported
88200 Hz – supported
96000 Hz – supported
176400 Hz – supported
192000 Hz – supported
352800 Hz – not supported
384000 Hz – not supported
Input channels:
channel: 0 (Input 1) – Int32LSB
channel: 1 (Input 2) – Int32LSB
channel: 2 (SPDIF 1) – Int32LSB
channel: 3 (SPDIF 2) – Int32LSB
channel: 4 (ADAT 1) – Int32LSB
channel: 5 (ADAT 2) – Int32LSB
channel: 6 (ADAT 3) – Int32LSB
channel: 7 (ADAT 4) – Int32LSB
channel: 8 (ADAT 5) – Int32LSB
channel: 9 (ADAT 6) – Int32LSB
channel: 10 (ADAT 7) – Int32LSB
channel: 11 (ADAT 8) – Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Output 1) – Int32LSB
channel: 1 (Output 2) – Int32LSB
channel: 2 (Output 3) – Int32LSB
channel: 3 (Output 4) – Int32LSB
Минимальный буфер 16 семплов. Задержка в режиме 44 кГц при буфере 64 семпла составляет 8 мс. Это самое типичное значение для USB2.0 интерфейсов. Работа при 64 семплах на быстром компьютере возможна.
Измерения в RMAA
Мы соединили линейный вход с выходом и прогнали стандартные тесты в нашей программе RMAA 6.4.5 PRO.
Focusrite thunderbolt asio что это
В предыдущем обзоре мы рассматривали продукты средней ценовой категории Focusrite Clarett 2Pre USB, Clarett 4Pre USB Это отличные «рабочие лошадки» в любую студию звукозаписи, от домашней до профессиональной, там где не требуется больше чем 2 или 4 канала на запись одновременно. Но что если поговорить о нуждах коммерческих студий звукозаписи, где необходимо оцифровывать и выводить из ПК большое число цифровых каналов? Например, если взять 32 или 64 канала, ещё и повышенного разрешения?
В этом случае шина USB уже не позволяет «протолкнуть» такой поток данных и обеспечить приемлемую задержку. Для такой цели нужно подключение по Thunderbolt или по Pro Tools DigiLink (в PCI Express цифровую интерфейсную карту HDX). Также современным трендом при подключении большого числа оборудования является использования сетевых протоколов поверх Ethernet, таких как Dante. Именно для подобных серьёзных сетапов в коммерческих студиях и рассчитан новый флагман линейки звуковых интерфейсов Focusrite RED 8PRE. Из традиционных разъемов расширения здесь есть два банка ADAT.
Как следует из названия, интерфейс Focusrite RED 8PRE имеет восемь встроенных микрофонных преампов. Конечно, с фирменной технологией утепления звука Air, которую можно включать и отключать на любом входе.
Технические характеристики Focusrite RED 8PRE
Устройство имеет внушительные размеры и вес. Внимание сразу же привлекают аж 3 цветных экранчика. Тот, что слева, управляет блоком входов и имеет собственную ручку управления. Здесь можно отрегулировать уровень, включить фантомного питание, фильтр против бубнения, выбрать фазу, и прочие стандартные функции. Самый правый экранчик отвечает за секцию мониторинга и меню настроек. Настроек немного, зато в них нельзя запутаться и все они под рукой.
В центре находится блок пикметров. Можно выбрать подробную индикацию уровней любых цифровых и аналоговых входов и выходов. Для устройства выходят обновления прошивки, так что возможно в будущем мы увидим какие-нибудь ещё интересные функции, которые задействуют такой хороший технический потенциал.
На задней стороне расположено множество разъёмов. Основные аналоговые каналы устройства выведены на гребёнки DB-25. Сами кабели в комплект не входят. Для измерений и прослушивания мы задействовали имеющися у нас готовые кабели от интерфейса Lynx Aurora, так как распайка колодок чаще всего стандартная (TASCAM DB-25 Pinout Standard).
С цифровым подключением есть одна особенность. Thunderbolt поддерживается только под Apple Mac, и только под Mac OSX написана панель управления интерфейсом. Мы работаем на компьютерах Windows, поэтому у нас было два варианта: подключить к ПК к стоящей карте Pro Tools HDX либо воспользоваться подключением по Dante. Мы выбрали вариант Dante, как наиболее простой. И здесь нас ждали подводные кампни. Хотя Dante прекрасно работает, вывести звук или записать его в ПК по Dante нельзя до тех пор, пока Focusrite RED 8PRE не будет правильно сконфигурирован. То есть каналы Dante нужно сопоставить с физическими входами и выходами. К сожалению, с передней панели таких настроек нет. Рассчитано, что у пользователя имеется компьютер Apple Mac с подключением Thunderbolt. Поэтому нам пришлось взять на время Macbook с Thunderbolt для однократного конфигурирования маршрутизации каналов. После этого, все настройки храняться в энергонезависимой памяти (ППЗУ) звукового интерфейса Focusrite RED 8PRE. То есть даже если вытащить кабель питания из сети, настройки полностью сохраняются.
Вот какая панель запускается под Mac OSX.
Для пользователя имеется выбор: загрузить текущую конфигурацию из памяти Focusrite RED 8PRE, создать с нуля новую конфигурацию или выбрать один из имеющихся пресетов.
Можно выбирать готовый пресет и изменить там то, что вам не подходит. Так как аппаратных каналов 64х64, то можно сопоставить физическим входам и выходам цифровые каналы напрямую. Там этот вариант подходил идеально. Однако, можно на каждый канал делать не прямое сопоставление, а создавать сабмикс из прочих входных и выходных каналов. Всё это никак нельзя сделать с передней панели устройства. Какой пресет записан в память, такой у вас и будет маршрут сигналов на всех каналах.
Также в панели есть вкладка, полностью дублирующая возможности настройки с передней панели.
После сделанных изменений появилась возможность работы с Focusrite RED 8PRE из-под Windows. (Конечно, такая возможность присутствует под Windows всегда, если подключить устройство к карте Pro Tools HDX. Однако, стоимость такой карты очень существенная и, всё же, она больше нужна на тех студиях, где рабочий процесс плотно завязан на AVID Pro Tools.)
Работать с Dante на ПК можно даже не имея отдельных устройств. Достаточно Ethernet подключения, прямого или через роутер, и лицензии на Virtual Sound Card, которая приобретается на официальном сайте Audinate. Маршрутизация потоков осуществляется через бесплатную утилиту Dante Controller. Эта же утилита важна для диагностики проблем и контроля целостности пакетов.
Основной сложностью при использовании Dante можно назвать необходимость вручную устанавливать одну и ту же частоту дискретизации для Grand Master устройства и всех его Slave клиентов. Если знать эту особенность и переключать сначала Focusrite RED 8PRE в нужную частоту, а вслед за этим и музыкальное приложение на ПК, то вполне можно работать. В любому случае, профессионалы смогут разобраться и всё это правильно сконфигурировать.
Цифровая часть устройства довольно сильно наворочена, содержим отдельные цифровые платки. Все сигналы сводятся в единый FPGA Xilix Spartan-6 и дальше раздаются платам преобразователей. Кстати, дизайн здесь модульный. Те же самые платы используются в Thunderbolt/Dante интерфейсах 4PRE и 16LINE.
Блок питания защищен отдельным экраном. Судя по нашим спектрам измерений и по 121 дБА сигнал/шум, с питанием у устройства всё в порядке.
Мы оценивали Focusrite RED 8PRE на активных студийных мониторах ADAM Audio и в наушниках. Качество звука высоко профессиональное, напомнило нам впечатление от звука Focusrite Clarett 2Pre USB и Clarett 4Pre USB, где использовалась похожая качественная электронная начинка. Основное отличие в том, что в Focusrite RED 8PRE используются только электронные регуляторы уровня на всех входах и выходах. То есть сначала вы выбираете кнопкой нужный выход, MONITOR, HP1, HP2, а затем ручкой регулируете уровень. При этом текущее значение отображается на экране. Также есть опция MUTE и DIM. В младших моделях этого не было. Помимо нажатия на кнопки, имеется ещё и долгое нажатие, которое открывает дополнительные опции. При этом, линейные выходы на DB-25 не имеют оперативной регулировки уровня. Но громкость и прочие продвинутые функции можно настроить из контрольной панели. Все входы, наоборот, полностью управляются с передней панелиустройства. Звук Focusrite RED 8PRE нам понравился за исключением наушниковых выходов. Их качество оказалось ниже, чем у линейных выходов устройства, это видно и по техническим характеристикам, и заметно на слух. Это единственное, к чему мы смогли придраться.