Foh пульт что это
Foh пульт что это
Roland, заклятый друг и любимый конкурент Yamaha – героя предыдущего обзора микшеров – отнюдь не новичок в цифровом звуке, однако, в части консолей он известен меньше. Первые экземпляры цифровых микшеров появились в нашей стране во второй половине девяностых в клубе «Метелица», активно занимавшемся концертной деятельностью. Это была серия VM 7000 с хорошим по тем временам звуком, но неудобным управлением: разработчики тогда увлекались миниатюризацией в ущерб всему прочему, включая удобство управления. Впоследствии тенденция изменилась – цифровые консоли стали больше похожими на аналоговые и имитировали линейку аналогового пульта, что сразу приблизило производителей к потребителям.
Консоль М-480 (фото 1) выглядит весьма традиционно для аппаратов без сенсорного экрана.
Система меню удачна, а слоев меню немного: все основные и многие дополнительные функции находятся в пределах одного клика. «Аналоговая» ячейка позволяет управлять всеми основными функциями канала, включая динамическую обработку. Эквалайзер состоит из двенадцати энкодеров, в отличие от на порядок более дорогого Midas, куда сумели впихнуть только три, что доставляет звукорежиссеру некоторое количество головной боли. При активации эквалайзера энкодеры очень логично и приятно подсвечиваются. Кстати, о подсветке. В отличие от опять же более дорогих собратьев, имеются раздельные регулировки яркости для подсветки дисплея, для энкодеров и для внешних ламп подсветки. Там же находится кнопка включения touch режима фейдеров, что очень удобно (не надо лезть в меню), в меню имеется и регулировка этой чувствительности, что позволяет предотвратить «случайные прикосновения». Правее расположены шестнадцать кнопок включения миксов, а при одновременном нажатии двух соседних кнопок активируются матрицы.
По правую сторону дисплея расположена, условно говоря, мастер панель. Центральное место в ней занимают клавиши курсора и колесо Jog-dial, сконструированные достаточно удобно для перемещения по экрану. Рядом кнопки прямого доступа к патчу и конфигурации системы, группам DCA и Mute; восемь свободно назначаемых кнопок; секция Talkback и генератора; кнопки доступа к мониторной секции. Сверху – панель управления рекордером-плеером. Он записывает и воспроизводит только WAV-файлы формата 16 бит-44/48 кГц. Так что потенциальные фанерщики, проверяйте, какой пульт вам поставят, и подготовьте флешку с соответствующими фонограммами!
Находящаяся тут же секция памяти сцен устроена стандартно для подобных консолей – можно задавать параметры, записываемые в сцены, можно задавать уровни доступа, можно записывать и вызывать одну сцену без обнуления всех сцен пульта, чего никак не могут искоренить некоторые конкуренты.
Как видим, сама консоль по современным меркам построена довольно стандартно и работа на ней не должна вызывать трудностей даже у начинающего.
Интересно другое – система. Вот о ней поговорим несколько подробнее. Для начала они сделали Digital Snake – попросту цифровой мультикор с аналоговыми входами и аналоговыми же выходами, просто для того, чтобы улучшить качество передаваемого на большие расстояния сигнала. Известно, что в аналоговом мультикоре из-за реактивных составляющих его сопротивления падение высоких частот выше 10 кГц может достигать 10-12 дБ! В цифре же потери качества сигнала зависят в основном от качества AЦ/ЦA-преобразователей, а преобразователи от Roland всегда славились своим звуком. В то время в цифровых мультикорах уже тоже не было ничего необычного, но разработчики Roland пошли дальше: их система могла спокойно обходиться без консоли и управляться маленьким пультом S-4000R (фото 2), который подключался прямо к входному или выходному рэку и имел все необходимые органы управления его преампами.
Таким образом, выставить уровни, проконтролировать их и раздать фантомное питание можно было независимо от того, с каким пультом этот цифровой мультикор работает.
Как известно, чем чище на сцене, чем меньше на ней проводов, тем вольготнее чувствует на ней себя артист, да и техник не будет на сцене спотыкаться, подавая гитару со свежими струнами. В аналоговом мире это решается применением так называемых subsnake: коротких мультикоров небольшой, 6-12 каналов, емкости: с их помощью коммутируются барабаны, клавишные «станции», оркестровые группы. В рассматриваемой системе существует такой же subsnake на 8 каналов в обоих направлениях, только цифровой (фото 4, верхний блок). Решение любопытно тем, что этот блок может получать питание как от большого блока по протоколу REAC, так и от батарей (опционально). Таким образом, можно организовать совершенно независимый 8-канальный цифровой мультикор в традиционной аналоговой системе. Блок также может выполнять роль DI-Box: для этого четыре из восьми входов оборудованы, помимо разъемов XLR, разъемами TRS c переключением в режим Hi-Z.
Следующий компонент системы S 4000M (фото 3, верхний блок) – модуль объединения сигналов REAC в один поток.
Также он может служить и сплиттером REAC-потоков. Устройство может пригодиться в системе для сбора сигналов с цифровых subsnake, что описаны выше.
В больших инсталляциях или на больших концертах, да еще с ТВ и интернет-трансляциями на весь мир, как например, Олимпиада, никак не обойтись без хорошего многопотокового сплиттера. Его роль в системе выполняет прибор S 4000D (фото 4, нижний блок).
Он позволяет два входящих (один основной, второй дублирующий) REAC-потока распределить на восемь выходов. На его основе можно построить весьма интересную систему, о которой будет несколько слов ниже.
S 4000H (фото 5, нижний блок) – прибор, выполняющий схожие функции, но в аналоге.
Два цифровых потока (как и в предыдущем случае, один из них резервный) или 8 аналоговых могут быть розданы на 32 аналоговых же выхода. Аналоговые входы и выходы организованы на 8-канальных разъемах D-sub. И аналоговый, и цифровой сплиттеры S 4000D могут управляться с компьютера через разъем RS 232 или по MIDI.
В систему может входить и оптический «удлинитель» линий связи и преобразователь REAC в оптический формат (фото 5, верхний блок). Это даст возможность передавать сигналы на расстояния до 2 км, однако на другом конце «свет в окошке» снова будет преобразован в тот же REAC, и никуда от него не деться.
От приятных мелочей перейдем к главным блокам системы. Собственно, это единый фрейм высотой 6 U, куда можно вставить входные и выходные платы в любой нужной пропорции. (фото 3 и 6).
Управление может осуществляться с консоли, с описанного выше маленького блока управления S 4000R при отключенной консоли (!), с компьютера по MIDI или через порт RS 232.
Цифра позволяет без особых трудностей производить многодорожечную запись шоу, а также виртуальный саундчек. Многодорожечная запись в системе от Roland может быть реализована двумя способами: при помощи аппаратного 48-канального рекордера R1000 (фото 7) и на компьютер в программу SONAR через драйвер виртуальной звуковой карты (фото 8).
В отличие от конкурентов, драйвер не привязан жестко к системе «компьютер-программа», что удобнее в случае зависания компьютера. Более того, SONAR может поставляться в разных вариантах комплектации и стоимости (от трех до двадцати тыс. руб). Если же есть необходимость соединить систему с чем-нибудь от стороннего производителя, на помощь придет блок S-MADI (фото 9) – преобразователь REAC в MADI.
Помимо этих 16 каналов, приходящих по REAC-протоколу, имеется возможность напрямую подключить аналоговый стереоисточник, например, «фанерку». Ко всему прочему, на задней стенке персонального микшера установлен ambience-микрофон, подающий артисту в микс атмосферу сцены, так что он не будет изолирован от происходящего вокруг. Выходная секция оснащена лимитером, двухполосным фиксированным эквалайзером и, помимо выходов на наушники, имеются два линейных выхода, куда можно подключить индивидуальный напольный монитор. Все настройки можно записать во внутреннюю память микшера и после чека уйти спокойно пить кофе, унеся его с собой, так как питание подается по REAC-кабелю. Если у вас аналоговый FOH-пульт, то с системой S 4000, куда входит блок S 4000H, можно также организовать такой индивидуальный мониторинг. Количество индивидуальных постов может достигать 16, так что хватит на камерный оркестр!
Звук системы в целом понравился. Не замечено зависимости от внешнего клока, хотя при любой разветвленной системе рекомендуется внешний клок. Однако в реальной обстановке стандартного концерта, где задействована пара рэков на сцене и консоль, он явно не нужен. Очень мягко работают эквалайзеры, как параметрические на каналах, так и графические. Графические эквалайзеры удобны тем, что при переключении их на фейдеры, отпадает нужда переключать частотные диапазоны, так как при наличии 24 фейдеров получается 24-полосный эквалайзер. Этого числа полос, как правило, хватает: крайние верха (20, 16, 12 кГц) весьма редко нуждаются во вмешательстве.
Хороши классические роландовские «временные» эффекты: хорусы, дилеи, фленджеры и прочие, в том числе и гитарные чудеса. Плагинов от внешних производителей пока не предусмотрено, зато есть библиотека «винтажных» классических машин от Роланда: например, кто уже был в сознании в восьмидесятых годах, помнят вожделенный RE 201 Space Echo или стереохорус Roland SDD-320 Dimension D.
Жаль, однако, что протокол REAC закрытый, причем, закрытый на программном уровне, и что вдвойне обидно, есть совместимость на аппаратном уровне, то есть «по проводам и разъемам», со многими аппаратами на основе Ethernet. Сторонние производители вроде Riedel или Auvitran тоже не торопятся с конвертерами для этого протокола, а родной конвертер MADI решает лишь локальные задачи.
Тем не менее, за сопоставимые с конкурентами деньги потенциальные пользователи получают способную работать на больших мероприятиях целостную систему, которую в противном случае пришлось бы собирать по кусочкам.
Foh пульт что это
Смотреть что такое «FOH» в других словарях:
Foh — Foh, interj. [Cf.
FOH — is a three letter acronym which may refer to: *Formula One Holdings, a company which nominally controls the commercial aspects of Formula One *Front of House, a term used in theatre and live music venues to describe a part of the floor in front… … Wikipedia
foh — [fô] interj. FAUGH … English World dictionary
FOH — Front Of House (Englisch etwa Besucherbereich, abgekürzt FOH) bezeichnet bei Theater und Konzert Veranstaltungen diejenigen Bereiche, die für das Publikum zugänglich sind. Der Gegenbegriff lautet Backstage und bezeichnet den Bereich des… … Deutsch Wikipedia
FoH — Front Of House (Englisch etwa Besucherbereich, abgekürzt FOH) bezeichnet bei Theater und Konzert Veranstaltungen diejenigen Bereiche, die für das Publikum zugänglich sind. Der Gegenbegriff lautet Backstage und bezeichnet den Bereich des… … Deutsch Wikipedia
foh — /faw/, interj. faugh. * * * … Universalium
FOH — Federal Occupational Health (Medical) Federal Occupational Health (Governmental » US Government) Front Of the House (Academic & Science » Architecture) **** Fires Of Heaven (Community » Religion) *** Friends Of Humanity (Community) ** Fist Of The … Abbreviations dictionary
fóh — imperative of fón … Old to modern English dictionary
foh — adj. == particoloured (of dress). Rel. S. iv. 28. AS. fah … Oldest English Words
FOH — abbr. Front Of House (theatres) … Dictionary of abbreviations
foh — ˈfō archaic variant of faugh … Useful english dictionary
Foh пульт что это
Основные направления в работе концертного звукорежиссера
Локтиков И.
Звукорежиссеры осуществляют свою деятельность на телевидении, ра-дио, в кино, живой музыке, в звукозаписи и т.д. В данной работе речь пойдет о концертных звукорежиссерах, тех, кто работает с «живым» звуком.
Звукорежиссеры осуществляют свою деятельность на телевидении, ра-дио, в кино, живой музыке, в звукозаписи и т.д. В данной работе речь пойдет о концертных звукорежиссерах, тех, кто работает с «живым» звуком.
У звукорежиссера концертного зала (FOH) рабочее место находится там, где располагается аудитория. Он создает звуковой образ для этой аудитории. В идеале FOH звукорежиссер должен находиться в середине зала, но на практике, к сожалению, это не всегда возможно реализовать. Его основной задачей является микширование звука и создание звукового образа для ауди-тории. Микшируя звук, он создает необходимую звуковую картину в зале. Звукорежиссер зала является своего рода проводником энергии и эмоций между артистами и аудиторией. Микширование «живого» звука является очень сложной и проблематичной задачей. Это не просто передвижение ручек громкости вверх и низ. Это сочетание определенных звуков, таким образом, чтобы был услышан как весь микс в целом, так и каждая деталь в от-дельности, чтобы ничего ни скрывалось и не маскировалось другими звуками.
FOH-звукорежиссеры так же как и техники делятся на несколько кате-горий: звукорежиссеропределенного зала (например, звукорежиссер филар-монии), звукорежиссер, работающий непосредственно с определенной груп-пой или коллективом в гастрольных поездках, приглашенные звукорежиссеры (свободные фрилансеры).Говоря о звукорежиссерах залов, можно сказать, что они являются универса-лами. Они работают с разнообразными коллективами, разными составами перед которыми ставятся, часто, очень непохожие задачи по формированию звукового образа. Эти звукорежиссеры отлично знают акустику помещения, в котором работают, его проблемы и недостатки, а так же положительные черты. Из минусов такой работы можно заметить нехватку времени на настройку звука незнакомых коллективов.
Звукорежиссеры коллективов прекрасно знают все нюансы исполните-лей, с которыми работают, имеют хорошее представление о необходимом звуковом образе, который нужно передать аудитории. Все детали шоу отто-чены на многочисленных репетициях, и все аспекты заранее обговорены с артистами. К сложностям работы следует отнести необходимость постоянной адаптации к новым акустическим условиям (залы, открытые площадки и т.д.) и умение оперативно под них подстраиваться. Так же нужно разбираться в большом количестве разнообразной звукоусилительной аппаратуры, уметь с ней работать, так как не всегда есть возможность точного исполнения райдера артистов.Что касается звукорежиссеров-фрилансеров, то это разносторонние профессионалы микширования звука, приглашают их за свой неповторимый звуковой «вкус» и чутьё при создании звукового образа. У этих звукорежис-серов должны проявляться все характеристики и умения инженеров, работа-ющих с «живым» звуком. Они обладают обширными техническими знаниями и творческим виденьем.
Структура аналогового микшерного пульта
Консоли или микшерные пульты, различаются по конструкции, характеристикам и возможностям реализации. Диапазон форматов простирается от компактных пультов с 4-каналами до 96-канальных широкоформатных аналоговых консолей (и даже больше).
Рис. 6. Аналоговая консоль Focusrite: 72 входа и 48 выхода
Пультов существует великое множество, но любой из них содержит, как минимум, входную ячейку и мастер-секцию.
Входная ячейка
Рис. 7. Панель входов и выходов аналогового пульта «Soundcraft FX16»
Секция входов состоит из определенного количества входных каналов (ячеек) — монофонических и стереофонических. Как правило, количество входных каналов кратно двум. Вход каждого моноканала обычно оформлен двумя гнездами: для микрофона (тип XLR) или линейного источника сигнала (TRS или RCA).
Конденсаторные микрофоны (и некоторые «активные» динамические микрофоны), требуют фантомного питания, и большинство консолей размещают кнопку включения 48 V на входах XLR. Рекомендуется совершать подсоединение микрофонов «при отключенном» фантомном питании.
Рис. 8. Вид кнопки включения фантомного питания с 1-8 каналы и предварительного усиления Gain пульта «Soundcraft FХ16»
Регуляторы коэффициента усиления входного сигнала – gaincontrol или trim, позволяют усилить или ослабить уровень звукового сигнала на входе консоли, так, чтобы не случилось клиппирования (для цифрового сигнала) и добавления нежелательных искажений (для аналогового).
После предварительного усиления в цепи сигнала может не совсем очевидное устройство: фазовращатель. Затем сигнал может быть подан на фильтры для ограничения его полосы и устранения нежелательных составляющих. В дорогих профессиональных пультах встречается полный набор: для обрезки НЧ, для обрезки ВЧ, с перестраиваемыми частотами среза. Но чаще всего, применяется простейший однокнопочный фильтр, обрезающий, как правило, только НЧ-составляющие ниже 80 или 100 Гц, с частотой спада 12 дБ на октаву.
Следующий элемент — это регулятор панорамы (PAN). Эта функция позволяет изменять положение монофонического сигнала, направляя его либо к левому, либо к правому выходу мастер шины. Таким образом создается эффект «псевдостерео». Кстати, если до панорамного регулятора сигнал был монофоническим, то после изменения состояния панорамы он станет стереофоническим.
Еще один элемент входной ячейки в большинстве микшеров это возможность вывода одной из версий сигнала через выход direct. Эти выходы появились в связи с потребностью записывать каждый канал источников пульта отдельно. Внутри консоли они идут сразу после входного каскада. На этом этапе сигнал обеспечен линейным уровнем громкости, но на него еще не влияют ни фейдеры, ни кнопки mute, ни эквалайзеры или какие-либо другие процессы в консоли. Типичное использование сигнала с direct выходов предполагает наличие рекордера на концерте, для осуществления многоканальной записи и в дальнейшем повторного сведения, только уже в студийных условиях.
В случае необходимости применения каких-либо внешних приборов обработки в тракт пульта встроены специальные insert (от англ. – вставка, врезка) гнезда, которые расположены после предусилителя. Данный интерфейс представляет собой одновременно вход (англ.return – «возврат») и выход (англ. send – «посыл») канала. Встречаются подобные гнезда не только во входных ячейках пульта, но и в подгруппах, и в мастер-секции. Также возможно перемещение разрыва, с помощью специального переключателя, в различные точки тракта.
Рис. 9. Insert кабель Y-образный
Блок обработки
После манипуляций с посылами сигнала на внешнее устройство обработки, путь пролегает через эквалайзер (в некоторых высококачественных моделях, как студийных, так и концертных, есть собственные процессоры динамической обработки: компрессор, гейт, которые также срабатывают в определенной точке тракта. В типичной аналоговой консоли, возможности обработки сигнала заканчиваются на эквалайзере, и гибкость этого этапа может меняться в зависимости от финансовых и конструктивных возможностей. Есть следующие виды встроенных эквалайзеров:
Рис. 10. Трехполосный полупараметрический эквалайзеа аналогового микшерного пульта «Soundcraft FX16»
— параметрический эквалайзер – подходящий вариант для селективной, или хирургической обработки сигнала. Он более тонкий в настройках и сложный. Самый классический вариант этого типа эквалайзеров содержит элемент регулировки усиления или ослабления сигнала на фиксированной частоте, и с фиксированной полосой пропускания (определяющей диапазон затрагиваемых частот).
Блок распределения
Рис. 11. Регуляторы посылов AUX аналогового пульта «Soundcraft FX16»
В этом блоке также находятся посылы на шины AUX. Полное название этих сборных шин и соответствующих им выходов – Auxiliary Sends (дополнительные посылы). Со временем это название разделилось и укоротилось и в пультах часто встречается как AUX, так и Sends.
В теории посылы AUX существуют для отправки сигнала на дополнительные устройства обработки, общие для всех каналов в пульте. Уровень сигнала, посылаемого на эффекты, регулируется индивидуально. Это, как правило, происходит после регулирования фейдера. На практике посылы используются звукорежиссерами в основном для сценического мониторинга. А для этого существуют специальные переключатели Pre/Post.
В дополнение к стандартным средствам управления уровнем и режимами отключения и соло, цифровые консоли позволяют в ряде случаев группировку дополнительных элементов управления, таких как панорама, посылы или переключатели инвертирования фазы. В то же время, группировка контроллеров не изменяет исходный путь сигнала, поэтому невозможно отправить группу каналов на процессор.
Для масштабных широкоформатных выступлений созданы были специальные аудиоподгруппы, которые обычно называют матрицей микширования. Это, собственно, часть микшерного пульта со своим независимым микшером для выходов. Матричная система работает в основном также, как и AUX посылы, но входы матриц работают от аудиоподгрупп и основных выходов. Обычно матричных выходов 4, но иногда бывает 8. Эти отдельные выходы матрицы, как правило отправляются на отдельный кластер громкоговорителей, или на другие устройства, где требуется специальное объединение сигналов, допустим на сценические мониторы, наушники для музыкантов, громкоговоритель в фойе и т. д.
Мастер секция
Виды пультов
Современные микшеры классифицировать исходя из различных принципов.
Вот некоторые из них:
1. По принципу действия – аналоговые и цифровые;
2. По сфере применения – концертный основной (FOH), концертный мониторный, студийный, вещательный (эфирные)
3. По конструкционным особенностям – «split» и «in-line»;
4. По виду исполнения – дискретные и монолитные;
5. По количеству входных и выходных каналов (8, 16, 24, 32 и т.д.).
Разберем различия пультов по конструктивным особенностям.
Рассмотрим пульты по сферам их применения. Концертные микшерные пульты (или пульты FOH, front of house пульты) предназначены для проведения концертных мероприятий (Live-шоу). Как правило, имеют большое количество входных каналов, несколько подгрупп, дополнительных посылов и т.д. Концертные пульты должны быть более прочные и надежные в эксплуатации, так как предполагают постоянную транспортировку с мероприятия на мероприятие. В отличие от студийных пультов рядовые концертные микшеры имеют более худшие показатели по параметрам искажений, уровню шумов и т.д., но в то же время имеют более низкую стоимость. В аналоговых концертных микшерах редко можно встретить встроенную динамическую обработку и качественную пространственную обработку, поэтому концертному звукорежиссеру приходилось подключать внешнее «навесное» оборудование.
Рис. 12. Концертный FOH микшер MIDAS Venice U32
Мониторные микшерные пульты предназначены для решения задач, связанных с созданием нескольких миксов для музыкантов. Это нечто, вроде огромной матрицы микширования («Mix Matrix»), только выполненное как самостоятельное устройство и с гораздо большим количеством выходов. Используются, как правило, на концертах с большим количеством исполнителей или с большими составами групп. Стоит отметить, что специализированные мониторные пульты довольно редко можно встретить, таковыми могут называться даже небольшие по размерам пульты, там, где не все возможности обработки присутствуют, но они должны обеспечивать возможность создания дополнительных миксов.
Рис. 13. Мониторный микшер «Crest AudioX 20RM»
Студийные микшеры или микшеры для записимузыки, это практически те же пульты, которые используют при озвучивании концертов, за исключением того, что, во-первых, они должны иметь максимально качественные характеристики по параметрам сигнал/шум, количество искажений. Также желательно иметь побольше разъемов insert на разных уровнях тракта: от индивидуальных секций, до мастер-секци..
Рис. 14. Студийный микшер «Solid State Logic»