Football manager 22 что нового
Football Manager 2022. Сколько стоит? Какие изменения? Что за новая тактическая роль?
Игра Football Manager 2022 вышла 9 ноября 2021 года. На этой странице в Steam доступна для скачивания демо-версия. Там же можно купить полную версию игры и дополнительный контент к ней. Многие люди попробовали Football Manager 2022 еще раньше. С 22 октября был открыт доступ к бета-версии. Но он был для тех, кто оформил предзаказ.
Теперь состоялся официальный релиз:
Системные требования игры Football Manager 2022
Минимальные (в рекомендованных указан только первый пункт):
Windows
macOS
Стоимость игры Football Manager 2022
В Steam игра доступна за 2699 рублей. Дополнительный контент – 399 рублей. Демо-версия – бесплатно.
Трейлер игры Football Manager 2022
Есть и такой трейлер с Педри:
Главные нововведения игры Football Manager 2022
В Football Manager почти не бывает глобальных изменений, но в новой версии одно все-таки есть. Создатели игры продвигают ее через аналитические и скаутские отчеты – они списаны с отчетов по реальным клубам. Теперь перед игрой можно детально рассмотреть соперника и игру своего клуба: через систему xG, перемещение мяча, диаграмму передач или ударов головой.
Для всего этого есть специальный новый раздел Data Hub. Примерно так он выглядит на экране:
Моменты из нового игрового движка:
В игре появляется новая тактическая роль – крайний центральный защитник (Wide Centre-Back). Он используется при игре в три ЦЗ. На этой позиции игрок может чаще выдвигаться в полузащиту и даже помогать атаке. Пользователи уже протестировали атакующую тактику 3-2-2-3 с атакующим ЦЗ. Но минус есть и у нее – в защите остается много свободного пространства.
Сам процесс игры стал удобнее и приятнее – даже 3D-матч показывается плавно. Важное и красивое нововведение – измененный заключительный день трансферного окна. Теперь все еще больше похоже на реальность: трансферные слухи, последние новости и постоянные предложения от агентов. Они устраивают игроков в разные клубы до последних часов окна.
Улучшено взаимодействие тренера и персонала команды – от этого повышается и его вклад в клубную работу. По-прежнему интересны разговоры с игроками и пресс-конференции. Диалоги там снова улучшены и расширены по сравнению с предыдущими версиями – это в Football Manager происходит каждый новый сезон. И оно уже становится однообразным.
Специальная форма FMFC 22.
FourFourTwo делал интервью с главой студии разработки Football Manager еще перед запуском прошлой версии игры. Уже в нем отмечалось, что будет улучшена роль персонала. В Football Manager 2022 его советы влияют на тактику игры и поведение клуба во время трансферного окна. Сейчас FourFourTwo пишет, что персонал дает больше полезных наводок.
Mirror изучил характеристики игроков в Football Manager 2022. По всем показателям с отрывом лидирует Лионель Месси. Сразу за ним идут Левандовски, Де Брюйне и Кейн. Роналду в этом рейтинге только седьмой. Подборка Mirror основана на базе данных игры – полностью ее можно посмотреть тут. Важно: там анализируются только текущие характеристики, потенциал не берется.
Проблемы в игре Football Manager 2022
Пользователи реддита еще по бете жаловались, что в игре нет главного тренера «Аякса» Эрика тен Хага (в мобильной версии с ним точно все хорошо). Зато в Football Manager есть другие проблемы с лицензиями: Man UFC («Манчестер Юнайтед»), Zebre («Ювентус»). Тренером «Ювентуса» вообще заявлен Габриэле Милано.
Обзор Football Manager 2022
Разобравшись в этой игре, вы сможете сделать сборную России чемпионами мира
Жанр “Хардкорный симулятор” очень специфичен. Вряд ли он когда-нибудь станет массовым настолько, что будет вровень конкурировать, например, с шутерами. Но игры в этом жанре — это практически всегда стопроцентное попадание в аудиторию. Из-за узкой направленности случайный человек не запустит подобный продукт из праздного любопытства, просто “посмотреть”. Игры этого жанра ищут целенаправленно, получая именно то, за чем пришли.
Серия футбольных хардкорных симуляторов Football Manager как раз из таких продуктов. До 2003 года у нее было другое название — Championship Manager, но прекращение сотрудничества с издателем Eidos заставило разработчика — Sports Interactive — искать новое. Итоговый выбор, как мне кажется, подходит игре гораздо лучше предыдущего, и с 2004 серия называется Football Manager. А издателем стала известная на весь мир компания SEGA.
Известно, что лучше всех в футбол играет тот, кто сидит перед телевизором. Все гениальные тактические ходы тренера клуба или сборной — это детский лепет по сравнению с тем буйством мыслей и идей, которые хаотично появляются в головах великих футбольных зрителей. Уж они-то точно знают, нужен ли Дзюба в составе сборной России, или нет! Дай бы им волю и возможности, и наша команда побеждала бы в каждом Чемпионате Европы и мира.
Казалось бы, что можно каждый год добавлять в эту очень консервативную игру? Бесконечно улучшать интерфейс? Совершенствовать 3D-движок матчей? Обновлять списки игроков клубов и сборных в соответствии с реальными событиями в футболе? Все это само собой, но каждый раз нужно добавлять что-то новое, иначе какой смысл приобретать новую часть игры, если у нее нет отличий от предыдущей. Например, в прошлой части, FM21, разработчики затронули очень актуальную и по сей день проблему планетарного масштаба из-за Covid-19. Хоть трибуны в игре и не опустели (а болельщики значительно увеличивают удовольствие от просмотра матча), но сами клубы с самого старта сезона были не в радужных настроениях: урезаны зарплаты, снизились стоимость игроков и доходы от стадионов.
Что же нового Sports Interactive решила добавить в свежий FM22? Давайте разбираться.
Data Hub
Это новый раздел на боковой панели FM22, который является местом назначения для всего, что связано с анализом данных и производительности. Из него менеджеры могут углубляться в показатели эффективности команды, чтобы проанализировать, где дела идут правильно в течение 90 минут матча, а где есть возможности для улучшения. Отсюда же есть возможность просмотра статистики и анализа отдельных игроков из вашей команды, что позволяет определить сильные стороны, которые нужно совершенствовать, и слабые показатели, над которыми необходимо усердно работать на тренировочной площадке.
Новые визуализации данных, такие как графики импульса и карты зон, а также переработанные карты пропусков, делают более понятными визуально, какие последствия последуют после принятия решений, как они повлияют на шанс успеха, помогут диагностировать проблемные области и оценить наиболее эффективный вклад каждого игрока команды команды.
Менеджеры, желающие полностью посвятить себя анализу данных, могут еще глубже погрузиться в Data Hub и попросить свою команду аналитиков предоставить индивидуальные отчеты по широкому кругу тем. Просто, чтобы было понятно: реальные клубы используют те же показатели и методы отчетности. Теперь это будет доступно и вам.
Игровой движок
Речь идет о 3D-движке, на котором показана непосредственно игра на поле. Для этой игры визуализация происходящего в виде трансляции матча не была ключевой фишкой серии, но на мой взгляд, давно пора серьезно поработать над этим аспектом, пусть и ценой увеличения системных требований к ПК.
Тем не менее каждый год разработчики вносят улучшения в визуальную симуляцию действий на поле. Движения игроков теперь выглядят гораздо более реалистичными и естественными, в то время как дриблинги и касания на мяче были переработаны в сторону большего диапазона движений, включая возможность поворачиваться на мяче и выполнять повороты Кройфа.
Значительные улучшения ИИ приводят к большей реалистичности матча. Была переработана система прессинга: игроки теперь имеют концепцию спринтерской способности и знают, когда они могут или не могут прессинговать своего противника. Точность также была усовершенствована, чтобы гарантировать, что состояние игрока оказывает большее влияние на точность передач, ударов и первых касаний.
Новые роли
Еще одним нововведением является добавление на поле роли защитника широкого плана. В последние два-три года мы наблюдаем, как тактические инновации возникают чаще, чем когда-либо прежде. Игроки должны отвечать за большее количество участков поля и выполнять больше обязанностей. Таков современный реальный футбол. Роль игрока в команде уже не такая жесткая, как раньше. Сегодняшние лучшие игроки должны владеть мячом так же хорошо, как и и играть без него. Уже не достаточно просто быть физически сильным или быстрым, просто хорошо пасовать, если вы не знаете, как давить на соперника, защищать пространство или быть тактически искусным, чтобы понимать, когда двигаться вперед или куда необходимо переместиться, чтобы получить мяч.
Вот почему мы все чаще видим, что все больше и больше игроков выступают в нескольких ролях, например, опорный полузащитник и крайний защитник.
В результате игрок будет действовать по-разному в зависимости от местоположения мяча, фазы матча (переход от обороны к нападению, атака или защита) или в зависимости от конкретных триггеров, например, кто владеет мячом. Широкие центральные защитники могут быть задействованы в обороне, поддержке или атаке с растущей готовностью пересекаться и создавать ситуации «два против одного». Роль в основном рассматривается для тактик 3-5-2 или 3-4-3, или любых комбинаций, использующих трех беков.
Трансферы
Изменения коснулись и системы трансферов — ахиллесовой пяты прошлогоднего FM21. Обновленный трансферный дедлайн в FM22 лучше воспроизводит драму и волнение в период окон. Менеджеры будут лучше информированы о последних сделках, слухах и предложениях от агентов в новом центре Deadline Day.
Специальные экраны позволяют менеджерам отслеживать интерес со стороны других клубов к своим подопечным, извлекать выгоду из футболистов, чьи контракты близки к истечению, и видеть, какие игроки были недавно переведены в список.
Совещания персонала
Собрания персонала оптимизируют ваше взаимодействие с ключевыми членами закулисной команды менеджеров, чтобы дать им больше времени сосредоточиться на важных для них элементах управления. Основываясь на информации футбольных профессионалов, встречи персонала являются еженедельным событием в вашем календаре, которое позволяет вам лучше организовать свою предматчевую подготовку, долгосрочные цели развития игроков и структуру своей команды.
Вам будет дана возможность действовать по советам своей закулисной команды, а также предоставится набор новых функциональных дополнений, с помощью которых вы сможете увеличить вклад персонала в работу.
Вот такие ключевые изменения можно выделить в Football Manager 2022. В остальном, это по-прежнему лучший и самый детальный из всех хардкорных симуляторов управленца клуба самой восхитительной спортивной игры в мире. Да, эта игра, как и вся серия, не дружелюбна к новичкам, и уж тем более, она не даст и шанса тем, кто решил посмотреть ее “просто так”.
Но когда вы разберетесь во всех нюансах и аспектах FM22 и сможете самостоятельно привести к чемпионству любой клуб мира, даже из какой-нибудь третьей лиги страны, название которой вы запомнить не смогли, в этот самый момент вы можете абсолютно честно сказать “Я понимаю игру не хуже, чем большинство тренеров в реальной жизни, и знаю, как привести команду к чемпионству”. И это будет абсолютная правда.
Что нового в Football Manager 2022?
9 ноября состоялся релиз Football Manager 2022. Cимулятор футбольного тренера “обновляется” каждый год, но изменения не всегда получаются глобальными. “Менеджер” — единственная игра в своем жанре, которая пользуется огромной популярностью среди фанатов. Конкуренции у FM просто-напросто нет. Несмотря на это, Football Manager каждый год пытается радовать фанатов. Чем удивили (и удивили ли вообще) разработчики в этот раз? Попробуем разобраться.
Обновленный 3D-движок игры
В новой версии игры немного обновили движок. Да, “фирменная” графика не изменилась. Футболисты выглядят скорее схематично, чем реалистично. Но преданные поклонники менеджера заметили некоторые изменения. Например, разработчики освежили анимации движений и поведения игроков. Обработка, касания мяча, дриблинг и передачи – все это Sports Interactive обновила. К тому же, крученые удары стали более прорисованными: теперь можно заметить, как футболист подставляет под мяч голеностоп. Изменение небольшое, но приятное. Да и в целом движения игроков стали более плавными: остановки, ускорения и смены направления теперь не такие топорные.
Информационный хаб
Разработчики представили подробные графики с описанием командных действий при обороне и атаке. К примеру, данные дают понять, в каком направление была отправлена передача или как перемещались футболисты. А это позволяет более детально изучить рисунок игры команды и внести нужные корректировки. Огромным плюсом стала информация о показателях коллектива-соперника в матчах против вас. Доступно огромное количество отчетов и обзоров игры следующего оппонента.
А еще разработчики наконец внедрили возможность анализировать поведение даже отдельно взятых игроков, чтобы развивать их на тренировках. То есть, раздел клубного отчета стал больше. Кстати, обратиться к информационному центру можно и во время матча, чтобы в перерыве между таймами оценить ситуацию на поле и понять, насколько заслуженно ваша команда лидирует или уступает.
Трансферное окно
Трансферы тоже подверглись небольшим косметическим изменениям. В финальный день нам, как и раньше, показывают список всех переходов, но теперь добавилась и информация о слухах. Кого подпишет “Барселона”? Куда перейдет Килиан Мбаппе? Чей трансфер сорвался или находится на завершающей стадии? Всю эту информацию можно использовать и для ведения своих переговоров.
Собрания тренерского штаба вернулись
Спустя несколько серий FM игрокам вновь стали доступны сборы тренерского штаба. На них обсуждаются вопросы развития команды и футболистов, а также увольнения персонала. Однако, фанаты Football Manager уже успели раскритиковать разработчиков за бессмысленность некоторых диалогов. Например, на собраниях уж слишком часто поднимаются вопросы о перспективах молодых футболистов. А еще геймеры жалуются на бессмысленные диалоги, сообщения в почте и бесконечные пресс-конференции. Обещанного разнообразия фраз игроки не увидели.
Как обстоят дела с белорусскими футболистами в FM22?
Football Manager всегда радовала фанатов обилием футбольных лиг. Например, в менеджере можно поиграть и за БАТЭ из вышки, и за “Гранит” из первого дивизиона, и даже за “Клецк” из второй лиги. Так что белорусские любители футбола всегда тепло относились к серии Football Manager. Да и футболистов наших здесь полно. Что касается общих рейтингов игроков с белорусским гражданством, то здесь явных передовиков нет. А самый скилловый игрок страны в FM22 — 34-летний капитан российского “Краснодара” Александр Мартынович.
Мы составили список из десяти самых высокорейтинговых футболистов Беларуси в Football Manager 2022:
1. Александр Мартынович — 34 года — “Краснодар” — защитник — рейтинг 122.
2. Ренан Брессан — 33 года — КРБ — полузащитник — рейтинг 118.
3. Павел Нехайчик — 33 года — БАТЭ — полузащитник — рейтинг 118.
4. Евгений Яблонский — 26 лет — БАТЭ — полузащитник — рейтинг 116.
5. Виталий Лисакович — 23 года — “Локомотив” — нападающий — рейтинг 116.
6. Илья Шкурин — 22 года — “Динамо” (Киев) — нападающий — рейтинг 112.
7. Егор Филипенко — 33 года — “Шахтер” (Солигорск) — защитник — рейтинг 111.
8. Александр Карницкий — 32 года — “Мезекевешд” — полузащитник — рейтинг 110.
9. Андрей Климович — 33 года — “Кубань” — голкипер — рейтинг 110.
10. Антон Путило — 34 года — “Динамо” (Минск) — полузащитник — рейтинг 110.
Обзор Football Manager 22: изменений не больше, чем в FIFA. Игра эволюционирует, но не всегда как надо
Те же грабли?
Так повелось, что Football Manager считается гиковской игрой – только для тех, кто обожает футбол и очень глубоко в нем разбирается. В самом деле: ну кому интересно ковыряться в непонятных табличках, разбираться в куче характеристик игроков, читать какие-то постоянные аналитические отчеты, нанимать персонал? Игра сложная, нудная, однообразная, и новичку в ней разобраться вот вообще не просто.
При этом Football Manager 21 занимает 27-е место по онлайну в Steam спустя год после релиза? Ежедневно игру в среднем открывают 31 тысяча человек. Это в 2 раза больше, чем Red Dead Redemption 2. В 3 раза чаще, чем Cyberpunk 2077. Игра, которая напичкана непонятными табличками и в 99% случаев играется не онлайн, а против компьютера. Удивлены?
Знаете, на каком месте Football Manager 22, которая за две недели до релиза доступна в бета-версии? На 25-м.
Новинок минимум. Но а когда было иначе?
Football Manager не сильно отличается от FIFA (к сожалению). Каждый год в играх серии происходят только минимальные изменения. Пробежимся по ним коротко:
xG и другие примочки для анализа игр. Если ваша команда уступила 0:3, не спешите критиковать футболистов: возможно, в матче вам слишком сильно не везло. Модель xG отобразит более адекватную картину происходящего. Появилась и карта передач, тепловая карта и другие методы для анализа игр. Есть ли в них смысл? Ну… они здесь скорее для красоты.
Необходимость – 5 из 10.
Переработанный Deadline Day. Странно, что это появилось только сейчас, хотя в Карьере FIFA и Мастер-лиге от PES эта «фишка» есть давно. В последний день трансферного окна вам предлагают принять участие в движухе. Теперь это не пустое общение с прессой: агенты предлагают вам своих клиентов, другие клубы чаще вступают в переговоры и шлют трансферные предложения. Оформление последнего дня теперь другое.
Необходимость – 8 из 10.
Переработанная коммуникация с персоналом и агентами. Появились более развернутые отчеты по развитию ваших футболистов, а также встречи с советом директоров, который оценивает вашу работу с помощью системы английских оценок (от A до D). По мне так совсем лишнее: всю нужную инфу вы и так узнаете, если захотите. Навязывать ее не нужно.
Необходимость – 2 из 10.
Система скаутинга усложнилась. Здесь придется пройтись подробно – это главное изменение в игре. Еще 5-6 версий назад изучить любого игрока было совсем просто: отправляете скаута изучить его, и через пару дней у вас готовая картина. Сразу было видно, насколько он хорош сейчас и имеет ли необходимый талант.
Потом оценки стали более расплывчатыми: скауты уже не могли слишком точно оценить игрока за 1 отчет, потенциал стал «плавающим» (игрок раскроется на 5 звезд, но это неточно). В списке отображались не все футболисты в мире – а только те, кого покрывает ваша скаутская сеть. Чтобы она стала шире, приходилось жертвовать трансферным бюджетом. Теперь анализ каждого игрока стоит денег. Приглашение на просмотр не решит проблему: даже вашим тренерам потребуется пара матчей, чтобы адекватно оценить новичка.
За все эти изменения мне хочется крепко похвалить разработчиков. Но в этой FM они пошли куда-то не туда. Во-первых, теперь каждый изучаемый игрок может изучаться или одну неделю, или полностью. Но оба эти анализа окажутся слишком неточными. Я вообще не нашел между ними разницы.
Во-вторых, у каждого потенциального новичка теперь есть оценка (от А до D) – классная фишка, но выставляется она криво. Вот пример: вратарь-легионер (лимит в РПЛ никуда не делся), который вряд ли будет основным, оценен на А. Почему? Потому что он стоит немного. Но в моем клубе сейчас есть 300 миллионов. В то же время реально классный кипер, потенциал которого 4,5 звезды, оценен на С просто потому, что его ценник в 30 миллионов скауты считают большим.
В-третьих, скауты теперь чаще ошибаются. Например, они могут нарисовать игроку потенциал в 3 звезды, но когда он заиграет на полную мощь, тренеры станут оценивать его уже на 4.
Необходимость – 10 из 10. А вот реализация подкачала.
Новая графика и дизайн. Надо, чтобы игра хоть немного отличалась от предыдущей. Так что теперь в меню появится розовый цвет, движок матча станет «еще более реалистичным» и так далее. Делается для галочки, вообще не нужно. Все равно вы поставите моды.
Необходимость – 1 из 10.
А теперь много гиковского нытья: игра стала слишком казуальной, в ней нет никакого челленджа
Что, если вам скажут, что Карлос Тевес зимой окажется в «Роторе»? Скорее всего, вы крепко почешете затылок и издадите затяжное «чеееееее?»
В Football Manager это не проблема. Те, кто хоть чуть-чуть знают Тевеса и его карьеру, понимают, что он никогда не поедет в Россию. Тем более в ФНЛ. Тем более на зарплату в 3,5к в неделю.
В FM я начал играть с 08 версии, хотя футменеджеры открыл для себя с Total Club Manager 2005 от ЕА (и сейчас бы в нее с удовольствием пошпилил). Это действительно была серия для гиков. Самое главное, что она реально была сложной: вы могли провести шикарную трансферную кампанию, но новички не приживались. Могли вывести команду в высший дивизион – и тут же с треском из него вылететь. Ковыряние в тактике могло помочь победить «МЮ», а могло привести к крупному сливу от «Болтона».
В FM 19 серию ужасно упростили. Подписывать игроков стало легко, а матчи даже против фаворитов, особенно в первые сезоны, выигрываются слишком часто. Если вы добились повышения в классе, то будьте спокойны: как минимум в середине таблицы нового дивизиона вы окажетесь. Весь виртуальный мир крутится вокруг вас, создавая мнимые сложности. Но в итоге вы все равно окажетесь на вершине – вопрос лишь в том, за сколько сезонов. Только хэппи энд!
Многие глитчи так и не поправили. Вы по-прежнему можете «нафармить» много денег, подписывая бесплатно игроков с трансферного рынка (делаете предложение в 0 долларов и в Х миллионов за 10 сыгранных матчей). Вы можете обходить лимит на легионеров, уходя в отпуск в последний день трансферного окна: ИИ сам сформирует заявку, внеся хоть 20 иностранцев. Но я даже не хочу критиковать за это.
Для меня главная проблема – сложность. Если вы знаете базовые принципы и играете не первый год, то будете разрывать игру. Никакого челленджа. У меня лишь одна просьба к разработчикам. Сделайте уровни сложности. Хотя бы два. Я понимаю смысл упрощения. Но не забывайте про «задротов», которые потратили на серию не одну тысячу часов.
Ну, хотя бы за Премию Бышовца спасибо!
Что в итоге?
Все как всегда: слегка улучшенная предыдущая версия с дополнениями, которые делают игру более развернутой. Football Manager движется вперед, в отличие от FIFA (эти ходят по кругу) и PES (сбило самосвалом), но делает это так медленно и неуверенно. Отсутствие конкуренции сказывается: необходимо сделать продукт, который чуть интереснее предыдущего, но слишком заморачиваться тоже смысла нет.
Стоят ли эти дополнения 2500 рублей? Ну, EA дерет еще больше. Я рад, что усложняют систему поиска и анализа игроков – ведь это самая главная и интересная фишка Football Manager. То, ради чего мы мотаем бесконечные однообразные сезоны: взять молодого пацана, раскрыть его талант и вывести с ним любимый клуб в список лучших в мире.