Fpv трансляция что это
Fpv трансляция что это
Эта статья для тех, кто с детства мечтает летать как птица. Сразу оговорюсь, в реале Вы не полетите, но чувства будут очень близки. Итак, речь идет о FPV (first person view)-полетах. FPV — это новое движение в авиамоделизме, его суть заключается в управление моделью самолета через установленную на борту камеру. Картинку с борта самолета Вы получаете в реальном времени и видите через очки “виртуальной реальности”. Также, на очках установлен датчик поворота головы и камера на самолете поворачивается вслед за поворотами Вашей головы. У вас появляется неподдельное ощущение реального присутствия. А самолетом Вы управляете по радио каналу. Со стороны это выглядит примерно так:
А вот как выглядит изнутри:
На хабре ранее уже поднималась тема FPV, попытаюсь её раскрыть и углубить. Моя статья получилась больше обзорной с уклоном “сделай сам”. Сама тема FPV очень объемная и в следующих статьях планирую описать все детально.
Начнем с самого страшного — с цены. В современном моделизме фраза “сделал сам” означает купил запчасти, собрал и настроил. Хотя, есть любители, кто любит взять в руки лобзик и паяльник, но это уже высший пилотаж, сперва соберем из готовенького.
В таблице перечислено, что нам нужно и сколько это стоит.
Самолет * | 2628р |
Двигатель * | $9.69 |
Контроллер для бесколлекторного двигателя * | 1350р |
Сервоприводы * | 2×570р |
Аккумулятор * | 1800р |
Радиоаппаратура * | $579 |
Зарядное устройство * | $24.99 |
Видеопередатчик * | $65 |
Видеоприемник * | $65 |
Камера * | $95 |
Очки * | $275 |
Path-антенна * | $55 |
Устройство поворота камеры | $35 |
Датчик поворота головы | $55 |
Телеметрия | $335 |
* Обязательные компоненты.
Все предложенные варианты компонентов могут быть заменены аналогами, я лишь предложил то, что сам лично покупал, или купил бы. Ссылки на магазины взяты не с потолка, все эти магазины проверены лично мной.
Если вас не испугали цены — то поехали дальше.
Самолет
Я предлагаю использовать самолет EasyStar. Этот самолет стал стандартом для FPV, для него есть куча различных прибамбасов и огромное количество статей и обсуждений. Сам самолет продается в виде комплекта для сборки. Для сборки самолета Вам потребуется только супер клей с активатором. Сам процесс сбора описывать смысла нет, в комплекте есть инструкция, да и испортить там что-то просто нереально, самолет немецкого производства, поэтому там все четко и красиво. Главное, не забудьте вклеить двигатель и Сервоприводы. 3 часа работы — и Ваш самолет будет готов к полету, ну и 10 минут отмыть руки от клея :-).
Радиоаппаратура
Радиоаппаратура состоит из передатчика и приемника. К приемнику подсоединяются уже вклеенные Вами сервоприводы. Сервоприводы приводят в действие органы управления самолетом.
В таблице цен я указал ссылку на аппаратуру Futaba 10CG 2.4GHz. Сразу предупрежу, что это дорогая аппаратура, но тут есть несколько подводных камней. Если Вы хотите использовать датчик поворота головы, то, по сути, кроме футабы вариантов больше нет — ко всем другим комплектам аппаратуры подключить датчик поворота головы без костылей не получится, и не факт что будет работать как надо. Можно выбрать футабу попроще, но, мне кажется, это прошлый век. Ниже Futaba 9 опускаться не стоит, не факт что заработает наш датчик поворота головы, а Futaba 9 является устаревшей моделью.
Видео оборудование
Видео оборудование мы будем использовать аналоговое. Согласен, это прошлый век, но, к сожалению, цифрового радиолинка с вменяемой ценой я пока не нашел. В таблице я указал ссылки на оборудование с частотой 900 Мгц, и это неспроста. Дело в том, что RC-аппаратура у нас работает на частоте 2,4 ГГц и, чтобы ей не мешать, выбираем AV-радиолинк с частотой подальше. 900 Мгц нам хорошо подходит. Видео передатчик будет мощностью 800mW, этого нам хватит отлететь от базы примерно на 2-3км, для начала, думаю, выше крыши.
Специально для нашего самолета продают устройство поворота камеры. На него можно навешать всё видео оборудование, в итоге получится некий моноблок.
Склеиваем его по следующей видео инструкции:
В комплекте видео оборудования все контакты идут типа тюльпан, отрываем их и всё жестко спаиваем, мы же самолет делаем, а не танк — экономим каждый грамм. Камеру и видео передатчик приклеиваем на двухсторонний скотч. В итоге у Вас должно получиться что-то в виде этого.
Все это должно четко встать в паз для фонаря самолета.
Для видео приемника я рекомендую приобрести path антенну, С её помощью качество принимаемого видеосигнала увеличится в разы, но возникнет одно НО. Path антенна имеет диаграмму направленности и поэтому лучше летать в секторе, в котором эффективность антенны лучше всего, либо чтобы кто ни будь Вам помогал и направлял антенну на самолет.
Все наземное оборудование подключается предельно просто, все разъемы и провода есть в комплекте. Подключаете антенну к приемнику, потом очки, и подаете на все это питание и видите в очках картинку с самолета.
Телеметрия
Для полноты ощущений самолет можно оборудовать телеметрией. Телеметрия выводит поверх изображения информацию о вашей скорости, высоте, удаления от базы, горизонт и т.п. Многие комплекты телеметрии оборудованы автопилотом, который может в случае потери радиосигнала вернуть самолет на базу. Советовать какую именно телеметрию брать я не буду, все хороши. Есть даже чисто русская разработка от smalltim. Я, например, свою паял, может как-нибудь напишу про это статью.
Подготовка к полету
Самолет готов, видео оборудование работает, все вроде бы готово к полету, но вот опыта пилотирования у Вас нет, а разбить в щепки в первом же полете такую кучу денег неохота. Любители авиа симуляторов могут со мной поспорить, да согласен принцип полета очень похожий и для вас будет намного проще, но помимо управления от первого лица Вам потребуется научиться управлять самолетом со стороны. Для экономии денег наш брат придумал симулятор авиамоделей. Я рекомендую PhoenixRC.
В комплекте идет диск с программой и проводок для подключения передатчика к компьютеру. Я, конечно, понимаю что пиратство дело плохое, но по секрету скажу что проводок можно купить дешевле, или даже самому спаять, а программу вообще за бесплатно скачать с торрентов, только тсссс.
Советую Вам пару недель полетать на симуляторе и после этого пробовать в реале. Лучше первый раз летать в окружении знающих людей. На форуме моделистов можно найти наиболее близкую для Вас площадку.
Что такое FPV и какая разница между Wi-Fi и аналоговыми 5.8ГГц и 2.4ГГц
Введение
Если вы когда-нибудь интересовались дронами или квадрокоптерами, то встречали аббревиатуру FPV. FPV (First Person View) — вид от первого лица как в компьютерных играх. С каждым днем цены на квадрокоптеры снижаются и дроны с функцией FPV становятся доступны даже в бюджетном сегменте БПЛА.
Летая на дроне с FPV можно буквально почувствовать себя птицей. Именно поэтому этот тренд быстро набирает популярность. Видя это производители увеличили выпуск дронов именно с возможностью FPV полета. Вид от первого лица дал большой толчок популярности дронов. С каждым днем растет число людей, кто уже летает или только собирается.
Цены на FPV дроны начинаются в районе 100 долларов. Такие беспилотники в основном нужны для ознакомления с полетами по FPV и понимания — какой дрон будет следующим. Однако существуют две разные технологии передачи FPV сигнала: цифровая (по Wi-Fi) и аналоговая на частотах 5.8ГГц и 2.4ГГц. Давайте рассмотрим их подробно.
Что такое FPV?
FPV в сфере дронов или беспилотного хобби — это трансляция видео в режиме реального времени с камеры дрона на монитор, очки или шлем пилота. Другими словами эта технология позволяет видеть то, что «видит» дрон в момент полета. Для осуществления такого полёта на дрон устанавливается камера, видеопередатчик и антенна. Есть сборки 3 в 1 (AIO — All In One), которые в хобби зачастую использующиеся на микро дронах типа Tiny Whoop. В таком случае для реализации FPV полёта пилоту требуется либо пульт с монитором и приемником, либо очки со встроенным приемником.
*Пример FPV AIO камеры.
Какая от этого польза? Первое — ощутить в какой-то степени свободу полета. Второе — FPV позволяет управлять дроном на больших расстояниях.
С FPV вы точно видите, где в данный момент времени находится дрон и ориентируетесь по окружающей его местности. После того, как, мы выяснили, что такое FPV в беспилотном хобби, давайте разберемся с самыми популярными способами передачи видеопотока.
Типы FPV: цифра и аналог
Как уже упоминалось выше передача видеопотока по воздуху реализуется посредством передатчика и приёмника, которые в свою очередь могут работать в различных диапазонах радиочастот — 900 МГц, 1.2 ГГц, 1.3 ГГц, 2.4 ГГц, 5.8 ГГц. В любительской нише самыми часто используемыми диапазонами являются 2.4ГГц и 5.8ГГц. А используемое для передачи данных оборудование может быть двух типов цифровым и аналоговым. Каждый из типов имеет свои плюсы и минусы, но один из них явно лучше другого. Взглянем по очереди на каждый.
Аналоговое FPV на 2.4ГГц
Из описанных в этой статье вариантов аналоговый диапазон 2.4ГГц наименее популярный. Причина кроется в низком качестве частоты для осуществления приема FPV сигнала. Видео картинка на этой частоте более подвержена размытию и шумам. Все из-за большого количества приборов, окружающих нас и работающих на частоте 2.4ГГц. Начиная от мобильных устройств подключенных по Wi-Fi и заканчивая микроволновыми печами. Все они источники интерференции этой частоты. Соответственно в городе летать в режиме FPV на частоте 2.4ГГц будет проблематично.
FPV по Wi-Fi на 2.4ГГц (цифровое)
*Слева на право: Один из вариантов держателей смартфона (устанавливается на пульте управления бюджетных БЛА); Один из вариантов исполнения бюджетной FPV Wi-Fi камеры с встроенным видеопередатчиком и антенной.
Самая популярная технология посредством которой реализуется FPV полёт. Устанавливается в основном на бюджетные дроны. Почти каждый квадрокоптер ценой меньше ста долларов, будет именно с FPV по Wi-Fi. Первая причина популярности это дешевый Wi-Fi передатчик который подключен к камере дрона, вторая — в комплектации отсутствует монитор, его роль будет выполнять смартфон или планшет. В случае с аналоговым оборудованием, беспилотник укомплектовывается дополнительно пультом с монитором или очками.
Поэтому FPV по Wi-Fi самый простой и удобный способ полёта от первого лица на сегодняшний день. После включения дрона, вам нужно подключить гаджет к Wi-Fi точке и зайти в приложение. Минусы цифровой технологии это расстояние передачи сигнала, ограниченное возможностями Wi-Fi, большое количество источников интерференции в диапазоне 2.4ГГц и самый большой минус это задержка картинки, чем дальше дрон находится от пилота, тем больше значение задержки, которая в последствии сводит на нет весь дальнейший полёт от первого лица. Такой способ актуален исключительно для первого ознакомления с FPV и не более того.
Аналоговое FPV на 5.8ГГц
FPV на 5.8ГГц выбор профессионалов и любителей. Плюсы. Хороший баланс между пропускной способностью и дальностью. Задержка картинки настолько мала, что незаметна человеческому глазу. На данный момент является одним из лучших диапазонов для осуществления FPV полетов. По умолчанию устанавливается на гоночные дроны, так как задержка передаваемой картинки оптимальна для скоростных полетов.
Минус только один — цена. Из-за дополнительного монитора или очков, цена заметно выше. За мощный передатчик тоже придется доплачивать.
Новичкам советуем начинать с бюджетных FPV очков с аналоговой технологией 5.8 ГГц.
FPV по Wi-Fi на 5ГГц (цифровое)
Трансляция по Wi-Fi на частоте 5ГГц пришла в бюджетную нишу не так давно, что позволило значительно улучшить качество видеопотока и расстояние удаления. Поэтому при выборе бюджетного дрона с FPV будет лучшим, если Wi-Fi видеопередатчик модели работает на частоте 5ГГц.
К сведению: Для привлечения внимания пользователя разработчики часто используют вместо обозначения ГГц/GHz, просто «G» (например 5G или 2.4G). На деле это не имеет ничего общего с пятым поколением мобильной связи, а просто указывает, что контроль дрона/передача видеопотока осуществляется на частоте 5ГГц (или 2.4ГГц соответственно).
Вывод
В итоге получается:
К сведению
Как известно технологии не стоят на месте и в профессиональное беспилотное хобби постепенно входит полёт от первого лица построенный на цифровой более мощной начинке, которая далека от Wi-Fi технологии, и на порядок обходит по качеству трансляции (HD качество при сверхнизкой задержке) аналоговое FPV. Первыми, кто предложил в хобби такое цифровое FPV, способное поспорить с аналоговым, стали DJI Innovations со своим FPV комплектом DJI Digital FPV system. Минус такой технологии, как всегда только один — цена.
Как новейшие дроны позволяют снимать видео на бешеной скорости
FPV-дроны — это гоночные фристайл-дроны. Они интересны тем, что их используют для видеосъемки, а не просто ради забавы.
Как управлять FPV-дроном
Без должного опыта это вряд ли получится. Чтобы управлять им, нужно надеть очки или использовать монитор. Новички, надевая очки, обычно падают — практически невозможно удержать равновесие, наблюдая за траекторией движения скоростного дрона. Кроме того, существует специальный шлем, но у него есть недостатки: например, плохая оптика, а это дополнительная нагрузка на зрение. Есть, конечно, и плюс — более яркое ощущение от полета. Потеряется ваш дрон во время полета или нет, зависит от условий. Частота связи — 5 Гц, так что стены могут перебить связь.
Кстати, эту технологию использовали во время съемок второй части «Вторжения» Федора Бондарчука.
Покупка готового дрона VS самостоятельная сборка
Готовый гаджет лучше не покупать: вам могут продать неликвид. Допустим, из тех запчастей, которые нельзя продать, собирают дрон и выставляют на продажу. Несложный и хороший выход — найти человека, который сможет собрать коптер, учитывая ваши пожелания.
Новичку лучше купить специальный пульт, например, Taranis. На вторичном рынке его можно приобрести за 6-7 тыс. руб. Его можно подключить к компьютеру и начать «летать». Конечно, это симуляция, но именно симулятор позволяет научиться управлять устройством перед тем, как выйти в открытое пространство. Когда поймете поведение дрона, будете уверенно чувствовать его направление и лететь туда, куда хотите, — тогда можно тренироваться на улице.
Заряд FPV-дрона
Батарейки хватает примерно на пять минут — в зависимости от режима.
Время полета зависит и от того, выполняет ли дрон какие-либо трюки. Если да, то при скорости 150 км/ч он будет находиться в воздухе около двух минут. Самый мощный дрон, способный летать со скоростью 250 км/ч, рассчитан меньше чем на минуту нахождения в воздухе. Комплекта батареек хватает на один или два полета, после этого они портятся.
FPV-дрон для съемок
В России эта область начала активно развиваться только в этом году. Некоторые крутые ролики, снятые с помощью FPV-дрона:
FPV Библия. Как преуспеть в пилотировании фристайл дрона.
Я пытаюсь немного улучшить ситуацию с русскоязычной информацией на тему фристайл пилотирования квадрокоптеров (дронов).
Эта статья не первое, с чего нужно начать своё знакомство с fpv и фристайл пилотированием, однако я решил начать публикации с неё. Автор подразумевает наличие у читателя начальных знаний.
При переводе приходится использовать кальку с английского, так как устоявшейся терминологии на русском либо нет, либо мы используем кальку.
Успеха в FPV достичь сложно, однако возможно, если вы будете следовать следующим советам.
Следуя этим советам независимо от того, что говорят другие вы добьётесь успеха в FPV. Это не означает, что несогласие с этим списком гарантирует ужасные впечатление от FPV, но следуя ему, ваше мастерство и понимание будет расти быстро, а безудержное веселье настигнет ваш раньше и будет случаться гораздо чаще.
Прежде чем мы перейдём к списку, я напомню, что несмотря на то, что все советы, в первую очередь, направлены на снижение количества технических отказов, потерь летательного аппарата, а также исключение травмирования, в расчёт не берётся глупость пилота. Если вы хотите полетать над лужайкой перед Белым Домом с первой батареи, логичным продолжением вашей жизни будет тюрьма. Тогда, возможно, вам не стоит выбирать это хобби.
Для тех же, кто хочет позитивного опыта, ознакомьтесь с текстом ниже:
Далее идут общеупотребительные в хобби сокращения.
FPV (first person view) вид от первого лица, как если бы вы были за рулём.
Литий-полимерные аккумуляторы имеют границы напряжения, в отличие от других аккумуляторов, где «пустая» батарея та, у которой на выводах ноль вольт, литий-полимерные считаются «пустыми» при напряжении около 3.5В на ячейку.
Литий-полимерный аккумулятор из одной ячейки:
Полностью заряжен: 4.2В
Напряжение хранения около 3.8
НЕ РАЗРЯЖАЙТЕ свои аккумуляторы ниже 3.5В на ячейку, это повреждает батарею и сокращает срок службы.
1S = 1 ячейка («банка») = 4.2В
3S = 3 ячейки = 12.6В
4S = 4 ячейки = 16.8В
Стоит заметить, что, к примеру, если я собираюсь пойти полетать, мне необходимо зарядить свой 4S аккумулятор до 16.8В
(для большинства FPV квадрокоптеров, всенаправленной антенны в 3dbi на приёмнике и такой же на передатчике будет достаточно)
Распространённые частоты для цифровых систем управления 433МГц/900МГц/2.4ГГц(самая распространённая)/5.8ГГц
Распространённые частоты для аналоговой видеосвязи 900МГц/1.3ГГц/2.4ГГц/5.8ГГц(самая распространённая)
Обычно чем ниже частота, тем лучше сигнал проходит сквозь препятствие и дальше связь, однако не всегда.
Давайте заставим ваше оборудование работать верно.
Следующие правила не относятся конкретно к квадрокоптерам, а скорее в целом к радиоуправляемым FPV летательным аппаратам.
Всегда начинайте с необходимого минимума, и добавляйте компоненты один за шаг. После каждого нового добавленного компонента, выполните необходимые проверки, будь то проверка качества видеоизображения на столе, включение новых моторов (без пропеллеров само собой) или просто подача питания на электронику, чтобы убедиться, что всё спаяно верно.
Когда собираете свой первый аппарат, начинайте с простого, покупайте только то, что понимаете или следуйте опробованным и проверенным путём, надёжность которого доказана многими другими.
Советы по FPV оборудованию.
Всегда собирайте разумно и оставляя немного пространства. Дроны падают и чем крепче компоненты прикреплены, тем проще они ломаются.
Используйте оборудование с хорошей репутацией или с приличным количеством хороших отзывов. Если вы купите компонент неизвестной модели, скорее всего при возникновении проблемы меньше человек захотят вам помочь.
Не запитывайте ваш видеопередатчик или камеру напрямую от аккумулятора, пока об этом не будет сказано в инструкции и компонент имеет встроенную фильтрацию питания.
Экранируйте провода переплетая сигнал и землю между собой, это отличный способ избавиться от помех на изображении.
Не летайте с видеосистемой способной перекрыть ваш канал радиоуправления по части дальности.
Не летайте с системой радиоуправления работающей на частоте выше чем видеосвязь.
Контролируйте жизненно важные параметры вашей системы, например напряжение аккумулятора, расход заряда, качество радиосвязи управления, качество видеосвязи. К примеру за батареей можно следить с помощью динамика, информации на экране, настроив таймер.
Старайтесь летать в малолюдных местах, с низким уровнем радиосигнала и всегда в пределах видимости.
Рекомендуется использовать 2.4ГГц для радиоуправления и 5.8ГГц для видесвязи, если вы не летаете на дальние расстояния. В этом случае рекомедуются более низкие частоты и выше мощность передатчиков.
НИКОГДА НЕ ЛЕТАЙТЕ БЕЗ ЗАПИСИ ВИДЕО
Перед взлётом ВСЕГДА проверяйте, что пропеллеры установлены в правильном направлении.
Всегда начинайте с безопасных вещей, не срывайтесь в небеса с первой батареи в новом месте. ОПАСНО.
Как только заметили помехи на видео, разворачивайте дрон и либо покупайте более «дальнобойную» антенну, либо не летайте дальше и около той точки возникновения помех.
Всегда имейте чёткое понимание, где вы, как пилот находитесь относительно вашего дрона.
Развитое пространственное мышление это то, что делает разницу между отличным полётом и потерей вашего дрона, или даже травмированием вас или кого-то рядом.
25-200mW достаточная мощность видеопередатчика для 99% FPV-полётов. Если у вас проблемы с видеосигналом, проверьте все антенные разъёмы, также не забывайте,что место где вы летаете может быть сильно заполнено радиоизлучением, например дом неподалёку с множеством WiFi точек внутри.
НЕ ПОКУПАЙТЕ дешёвое оборудование, пока не доказано, что оно надёжно. Сэкономленные средства не стоят потраченных нервов на наладку или потерянного дрона.
Всегда проверяйте ваше оборудование перед полётом, не только во время упаковки и распаковки из рюкзака. Антенны раскручиваются, батарея смещается, пропеллеры гнутся.
Всегда проверяйте оборудование летая глядя на дрон, перед полётом FPV.
Общий FPV этикет при полётах с другими пилотами.
Будьте дружелюбны и начните с просьбы присоединиться к уже существующей компании пилотов.
Если есть место, которое вы видели на fpv-видео, всегда убедитесь у местных пилотов,что там можно летать.
Всегда начинайте с вопроса какой канал/частоту используют пилоты, даже до того как доставать свои вещи.
Перед тем как запитать дрон громко ясно и несколько раз скажите (чтобы все точно вас слышали): «Я включаюсь на канале X, хорошо?».Если вы не услышали «Нет» или «Погоди», тогда и только тогда вы можете включать свой дрон. Даже после того, как вы подключили батарею, будьте готовы немедленно её выключить, даже если вам показалось, что у кого-то проблемы, например кто-то сказал «У меня пропало видео».
Всегда включайте свой дрон как можно дальше от уже летающих.(Даже если вы на другом канале, ваш передатчик может перебить их видео потому что он ближе и мощнее, а их источник далеко и слабее).
При посадке, если есть ещё летающие пилоты, не садитесь рядом с ними, даже если вам будет неудобно пройтись за вашим дроном пару десятков метров. Это всё равно лучше, чем спровоцировать падение чьего-то дрона своей посадкой в центр компании.
Не проверяйте ваше оборудование рядом с людьми в видеоочках, и рядом с людьми вообще.
Всегда будьте в курсе состояния вашего окружения, замечайте пешеходов, изменения погоды, условий освещения и т. д.
Дополнительные советы для полётов на дальние дистанции.
Летать на далёкие дистанции (свыше
1км) без информации о силе сигнала радиоуправления опасно.
Для максимального покрытия видеосвязи, советую высококачественны приёмник с передатчиком, системой дублирования приёма и антенны с высоким коэффициентом усиления. Максимальная мощность радиоканала управления, а также оптимальное расположение передающей и принимающей антенны тоже рекомендуется.
Не используете систему дублирования приёма как замену правильного расположения антенн. Система дублирования используется для снижения негативного эффекта от приёма неверно ориентированного поляризованного сигнала, а также для увеличения сектора приёма.
Наиболее распространены системы с одним аккумулятором, но два аккумулятора подключённые параллельно помогут снизить эффект от других отказов.
Добавление системы «Возврат домой» в ненадёжный дрон не увеличивает шансы успешного возврата. В первую очередь работайте над надёжностью дрона без системы автовозврата домой, затем добавляйте её если необходимо. Обычно к этому моменту приходит понимание, что система не нужна.
При полётах на дальние дистанции хорошо летать к интересной точке и обратно. Когда дистанци между вами и дроном велика, а качество видео низкое, очень легко потерять чувство направления.
Всегда отмечайте направление ветра перед полётом и летите против ветра, чтобы возвращаться по ветру. Или компенсируйте, оставляя достаточно заряда аккумулятора для борьбы с ветром на обратном пути.
Необязательно оборудование, такое как микрофон на дроне и трансляция звука в наушник подключённый к видеоочкам, очень полезно. Звук также подскажет вам, что пропеллер повреждён, хотя этого не видно на видео, а также повышает эффект погружения при полётах.
Автор: Steele Davis
Если вы ничего не поняли, но вам захотелось собрать квадрокоптер и научиться летать, ищите меня в вк cheat_fpv и мы начнём.
Если вы вообще не знаете, что такое фристайл пилотирование, вот ссылки на лучших пилотов и их видео.
Если вы думаете, что единственное, что вас останавливает это деньги, то план такой: сначала за