За что арестовали туполева
«Враг народа»: за что авиаконструктора Туполева посадили в ГУЛАГ
В мае 1940 года известный конструктор Андрей Николаевич Туполев был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Ситуацию усугубил тот факт, что Туполев согласился с предъявленными ему обвинениями. Однако многие историки уверены в том, что Андрей Николаевича попросту вынудили дать признательные показания.
Арест и приговор
Как утверждает Алексей Топтыгин, автор книги «Неизвестный Берия», Андрей Туполев был взят под стражу 21 октября 1937 года прямо на своем рабочем месте в Главном Управлении авиационной промышленности. После этого Туполев провел в стенах Лефортовской и Бутырской тюрем около года. Когда же в конце концов авиаконструктор признался в предъявленных ему обвинениях, в том числе в националистических деяниях и шпионаже в пользу Франции, его оставили в покое и даже предложили работу. Осенью 1938 года Туполев был переведен в поселок Болшево под Москвой, где к тому моменту уже собралась внушительная компания ученых-арестантов.
Несмотря на то, что Андрей Николаевич продолжал работать, самолеты АНТ, созданные под его руководством, были переименованы в ЦАГИ. Пока Туполев трудился, ему заочно вынесли приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет поражения в правах по 4-м пунктам 58-й статьи.
Рассказ сокамерника и угрозы следователей
Зачем же Туполев, если он и самом дел был ни в чем не виноват, поставил на себе такое клеймо? Многие историки уверены в том, что конструктор попросту был вынужден дать признательные показания. Следует отметить, что, по данным автора книги «Тюрьмы и ссылки» Р. В. Иванова-Разумника, волею судьбы в Лефортово Туполев оказался в одной камере с организатором оборонной промышленности Ромуальдом Муклевичем. Муклевич, не выдержав «допросов», сознался во всем и убеждал Туполева сделать того же самое. Военный деятель в красках описал сокамернику все, что с ним могут сделать в случае упорства.
Однако последней каплей для Туполева стала, по всей видимости, угроза несколько иного плана. Если верить Евгению Толстых, автору издания «Лаврентий Берия. Оболганный Герой Советского Союза», Андрею Николаевичу пригрозили: если он откажется от обвинений в свой адрес, его супруга тоже будет арестована, а дети окажутся в интернате. Туполеву, который не сомневался в том, что угрозы будут выполнены следователями в полном объеме, ничего не оставалось, как согласиться с условиями этого «договора».
Арест жены и ее отказ от дачи показаний
Тем не менее жена авиаконструктора Юлия Николаевна Туполева (в девичестве Желтикова), как утверждает Анатолий Сульянов, автор издания «Берия. Арестовать в Кремле», оказалась за решеткой всего через неделю после ареста мужа. По-видимому, Туполев об этом не знал, по крайней мере, поначалу. Когда же Андрею Николаевичу стало известно об аресте Юлии Николаевны, он потребовал ее немедленного освобождения. Берия заверил ученого, что его супруга уже давно находится на свободе, да и с их детьми все в порядке.
На самом же деле Берия солгал. Юлию Николаевну выпустили только в ноябре 1939 года. Примечательно, что Юлия Туполева, как пишет Ярослав Голованов в своей книге «Королев: факты и мифы», отказалась говорить что-либо против супруга, чем в существенной мере облегчила его участь. Потому как тот же Муклевич, например, в 1938 году был приговорен к смертной казни и расстрелян на следующий день после вынесения обвинительного вердикта.
Доброе утро
За что арестовали Туполева
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Спустя три месяца конструктора самолета Андрея Николаевича Туполева арестовали. Обвинение стандартное: шпионаж и вредительство. В течение года Туполева водили на многочасовые допросы. Но даже в тюремной камере он продолжал придумывать новые самолеты. После того, как он обратился к Берии с предложением сконструировать пикирующий бомбардировщик и штурмовик, Туполева перевели в центральное конструкторское бюро — ЦКБ-29, которое в народе прозвали шарашкой. Закрытое учреждение НКВД — та же тюрьма. Но работали здесь инженеры и конструкторы — около 400 человек.
В «шарашке» Туполев разработал высокоскоростной пикирующий бомбардировщик ТУ-2, который и спас конструктора. Незадолго до начала войны всю команду авиационной «шарашки» освободили, а самого Туполева представили к Сталинской премии. Самолет поставили на серийное производство. Всего было построено 2 600 самолетов.
Каждый новый самолет Туполева становился событием. На смену Ту-2 пришел более мощный реактивный бомбардировщик ТУ-16.
Чуть позже появился первый реактивный пассажирский самолет — ТУ 104. Салон оборудовали бассейном невесомости. Здесь тренировали будущих космонавтов. Ту-134 и Ту-154 называют «рабочими лошадками», они до сих пор в строю.
Первый в мире сверхзвуковой авиалайнер тоже спроектировал Туполев. Советский Ту-144 поднялся в воздух на два месяца раньше знаменитого «Конкорда». Выдающийся авиаконструктор умер в 1972 году. К этому времени он успел разработать больше 100 типов самолетов.
80 лет назад был арестован авиаконструктор Туполев
академик Андрей Николаевич Туполев, 1968 год
Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Его отец за сочувствие народовольцам был исключен из Петербургского университета, но получил образование экстерном и работал нотариусом. Мать Туполева, выпускница Мариинской женской гимназии в Твери, нашла деньги на небольшую усадьбу в Пустомазово, где и обосновалась молодая семья.
«Семья была, бесспорно, передовая, — вспоминал Туполев о своих родителях, братьях и сестрах. — Жизнь. была скромной».
Начальное образование Туполев получил дома, а затем продолжил обучение в Тверской гимназии.
«Я чувствовал, что мне надо идти по технике, — писал он. — Потому что технику я любил».
В 1909 году Туполев пришел в кружок воздухоплавания Николая Жуковского, где ученый заразил его «одной из самых страшных страстей — страстью к науке». Там Туполев уже в 1910 году совершил свой первый полет на планере, в постройке которого участвовал.
Однако обучение прервал первый арест. Туполев был взят под стражу за участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы и в административном порядке отправлен на родину. Закончить учебу ему удалось лишь накануне Первой мировой войны.
После обучения Туполев работал в ЦАГИ, где занимал пост начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.
Он участвовал в создании советского аналога дюралюминия, который заменил в самолетах дерево.
Под руководством Туполева проектировались бомбардировщики, истребители, пассажирские, транспортные, морские самолеты, аэросани, торпедные катера, мотоустановки, оперение первых советских дирижаблей. На заводах он организовал филиалы основного КБ, что значительно ускорило выпуск техники.
В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолет ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригада Павла Сухого сконструировала самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолет модели «Максим Горький». На самолете было установлено восемь двигателей, его полезная площадь составляла более 100 м², а пассажировместимость — до 60 человек.
С 1936 года Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.
21 октября 1937 года Туполев был арестован. Согласно обвинению, он
«возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции».
Также Туполева обвиняли в подрыве экономики и создании контрреволюционной организации. Кроме того, он якобы продал свои чертежи немецкому авиаконструктору Вильгельму Мессершмитту, главному конкуренту советских авиаконструкторов.
Подозрения на Туполева пали из-за его поездок в Германию, Францию и США в 1930-х годах. Одна из этих поездок чудом обошлась без скандала — Туполев оформил заказы на изготовление самолетов на зарубежных заводах в обход консалтинг-торговой фирмы АМТОРГ, созданной СССР специально для этого. Вдобавок Туполев брал с собой в командировки жену, которая не имела отношения к авиации. В результате поездок были закуплены лицензии на производство нескольких самолетов, одни из которых оказались слишком сложными в производстве, а другие не соответствовали советским нормам прочности.
«Меня долго держали на Лубянке, в одиночке, — рассказывал он потом своему другу Леониду Керберу, тоже авиаконструктору. — Потом перевели в Бутырки. Стало легче и труднее, все-таки кругом люди. Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке — а ведь мне тяжело — я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое:
«Пиши, б. кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись, продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет».
Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны».
Если Туполев не признается, жену его обещали отправить в лагерь, а детей — в детские дома. Под угрозой ареста родных он «сознался», что с 1924 года являлся французским шпионом. Однако признание не помогло.
Арестованный по 58-й статье, Туполев сидел в 58-камере и работал над новым самолетом — АНТ-58.
Из Бутырской тюрьмы Туполева перевели подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось «Особое техническое бюро при НКВД СССР».
Когда Туполева доставили в Болшево, там уже работала сильная группа зеков-авиационщиков: известные конструкторы Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Роберт Бартини, Иосиф Неман, Александр Надашкевич, Курт Минкнер, многие сотрудники Туполева по ЦАГИ. Был там и Сергей Королев, под руководством Туполева он и другие авиаконструкторы активно участвовали в в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Сами заключенные прозвали свое КБ «шарашкой».
Заочный суд над Туполевым и его соратниками состоялся лишь в мае 1940 года. Туполев был приговорен к 15 годам лагерей.
От лагерей его спасла война. Уже 19 июля 1941 Туполев и двадцать его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены. В общей сложности Туполев провел за решеткой 1376 дней. Он был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.
После Второй мировой войны КБ Туполева разработало и выпустило реактивный бомбардировщик Ту-16, способный развивать скорость более 1000 км/ч. За ним последовал первый советский реактивный гражданский самолет — Ту-104.
В 1957 году был создан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. А 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.
Туполев скончался 23 декабря 1972 года. Он был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Туполев был обладателем множества советских и зарубежных наград, в том числе восьми орденов Ленина, четырех Сталинских премий и Золотой медали Общества основоположников авиации Франции. В его честь названы улицы во многих городах России, установлены памятники и мемориалы.
Факты против лжи. За что был осужден Туполев.
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован. В обвинительном заключении значилось: возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Следствие по делу Туполева закончено в апреле 1938.
Следственный документ из книги Анатолия Сульянова «Берия. Арестовать в Кремле»:
«Хранить вечно. № 855−38
Дело Туполева А. Н. Начато 7 января 1938 г. 1939 года января 4 дня старший следователь следственной части НКВД лейтенант государственной безопасности Есипенко, рассмотрев следственное дело № 14415 по обвинению Туполева А. Н. по ст. 58 п. 6, 7, 9, 11 УК РСФСР, нашел:
…В данное время от арестованных Некрасова и Вальтера получены показания, изобличающие Туполева, как одного из руководителей террористической деятельностью в контрреволюционной кадетско-фашистской организации, существовавшей в Москве и именовавшей себя русско-фашистской партией. Туполев арестован 21.10.37 г. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Сын помещика. Начальник конструкторского бюро НАГИ, заместитель директора ЦАГИ, проживает: Каляевская улица, дом 29, кв. 33.
Туполев группировал в ЦАГИ антисоветски настроенных людей, создал антисоветскую организацию и занялся вредительской работой в области авиационной промышленности:
— признавал проведение вредительства по строительству самолета „ДБА“, задержки постройки стратосферных самолетов по ДБ-2, РД, ВИТ, ДБ-3, И-21, ПБ, СБ, ДМП;
— признавал, что сорвал полет Громова на установление дальности, сорвал в 1935 году намеченный правительством перелет Леваневского через Северный полюс в Америку и в 1937 году рядом вредительских актов привел к гибели экипаж самолета Леваневского при полете в Америку через Северный полюс. В 1924 году завербован Моргулисом для шпионской деятельности в пользу Франции. Будучи в Париже в 1935 году, лично передал шпионские сведения о самолетах-истребителях и легких бомбардировщиках министру авиации Франции Денену.
На допросе 23.11.38 г. Туполев отказался от показаний в части шпионажа.
В совершенных преступлениях Туполев изобличен соучастниками:
1. Фрадкин А. Е. — на очной ставке с Туполевым 3.12.37 г. показал, что он был связан с ним по шпионской работе в пользу Франции с 1930 года и получил от Туполева в 1930 и 1934 годах шпионские материалы о самолетах.
2. Недашкевич А. В. ранее судим за вредительство, показал 17.10.37 г., что с июля 1934 года входил в антисоветскую организацию в ЦАГИ, возглавляемую Туполевым, по его указанию задерживал разработку новых образцов вооружения.
3. Озеров 25.11.37 г. показал, что входил с 1923 года в антисоветскую группу Туполева. По указанию Туполева группа переросла в антисоветскую вредительскую организацию с задачей ослаблять оборонную мощь Советского Союза.
9. Стечкин Б. С. показал на допросе 9.1.38 г., что он в 1936 году, будучи уволенным с завода № 38 как бывший вредитель, был приглашен Туполевым на работу в 1-й главк наркомата оборонной промышленности, но в главк пойти отказался и просил устроить его в ЦАГИ. По антисоветской деятельности связан с Туполевым с 1918 года.
Дали показания: Мясищев В. М., Минкер К. В., Осипов А. А., Черемухин А. М., Инюшин К. А., Погосский Е. И. Всего 22 человека».
Вскоре его без суда привезли в Болшево, в тюрьму, которая была своего рода сборно-распределительным пунктом для арестованных специалистов перед тем, как направить их по тюремным НИИ и КБ — «шарагам». Вспоминает сам Андрей Николаевич: «Кого там только не было: корабелы, танкисты, артиллеристы, химики. Через пару дней меня вызвали к начальству и получил я первое задание — составить список известных мне арестованных специалистов. Откровенно говоря, я был крайне озадачен. Всех арестованных до меня я знал, а после? Не выйдет ли так, что по моему списку посадят еще бог знает сколько народу? Поразмыслив, я решил переписать всех, кого я знаю, а знал-то я всех. Не может же быть, чтобы пересажали всю авиапромышленность? Такая позиция показалась мне разумной, и я написал список человек на 200. И что же ты думаешь, оказалось, что за редким исключением все они уже за решеткой!»
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА А.Л.ДЕДОВА, П.В.БАРАНОВА И И.А.СЕРОВА Н.С.ХРУЩЕВУ О РЕАБИЛИТАЦИИ А. Н.ТУПОЛЕВА, В. М. МЯСИЩЕВА, В. М. ПЕТЛЯКОВА И ДРУГИХ
На первом листе записки имеется копия следующей резолюции Н. С. Хрущева от 28 февраля 1955 г.: «Членам Президиума ЦК КПСС. Согласен». — Сост. 23 февраля 1955 г. Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву В соответствии с Вашим поручением нами рассмотрены следственные дела на Туполева А. Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, находившихся в заключении. В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспециалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матулевич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиационной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявленных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следственных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Туполева и других. В результате установлено: Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были арестованы НКВД СССР в 1937–1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоряжении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестованных, оговоривших друг друга. От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существования советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты. Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники ЦАГИ — Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали, что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью. В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отказались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговорили себя в результате применения запрещенных методов следствия. В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом были сданы в архив.
С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстанцией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что «рассмотрение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от их работы и сорвет план работы Особого технического бюро». Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении государственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в судебное заседание ничего не даст, так как они длительное время находились во взаимном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в будущем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специалистов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет. В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которыми назначена мера наказания всем арестованным специалистам. В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с решением этой комиссии. Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в 1940-44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из них были освобождены со снятием судимости.
В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937–1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия. Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о которых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.). При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых действий в Испании. В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Прокурору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации. В отношении работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности по этим делам, провести расследование.
А. Дедов П. Баранов И. Серов АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 56–58. Копия. Машинопись.
Что ж, из архивных документов хорошо ясно, что А.Н.Туполев, как и сотни тысяч других репрессированных в 1937-38гг. советских граждан, стал невинной жертвой созданной Сталиным системы тотального террора. Можно лишь добавить, что в заключении он повел себя как исключительно мужественный человек. Зная о том, что «органы» часто арестовывают и жен так называемых «врагов народа», он поставил условие своим тюремщикам: или они не трогают его семью, или он и пальцем не пошевелит для работы в авиационной «шарашке». И его условие было выполнено: жена (действительно уже арестованная) была отпущена на свободу.
Страницы истории
Здесь уместно напомнить, что примерно 90% советских авиаконструкторов оказались репрессированы в 30-х годах; некоторые, например, Константин Калинин (его самолеты были основой парка гражданской авиации СССР), были расстреляны. Григоровича и Поликарпова, кстати, засадили «шарашку» еще в конце 20-х. Что ж, обратимся к фактам и документам.
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован. В обвинительном заключении значилось: возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Следствие по делу Туполева закончено в апреле 1938.
Следственный документ из книги Анатолия Сульянова «Берия. Арестовать в Кремле»:
«Хранить вечно. № 855−38
Дело Туполева А. Н. Начато 7 января 1938 г. 1939 года января 4 дня старший следователь следственной части НКВД лейтенант государственной безопасности Есипенко, рассмотрев следственное дело № 14415 по обвинению Туполева А. Н. по ст. 58 п. 6, 7, 9, 11 УК РСФСР, нашел:
…В данное время от арестованных Некрасова и Вальтера получены показания, изобличающие Туполева, как одного из руководителей террористической деятельностью в контрреволюционной кадетско-фашистской организации, существовавшей в Москве и именовавшей себя русско-фашистской партией. Туполев арестован 21.10.37 г. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Сын помещика. Начальник конструкторского бюро НАГИ, заместитель директора ЦАГИ, проживает: Каляевская улица, дом 29, кв. 33.
Туполев группировал в ЦАГИ антисоветски настроенных людей, создал антисоветскую организацию и занялся вредительской работой в области авиационной промышленности:
— признавал проведение вредительства по строительству самолета „ДБА“, задержки постройки стратосферных самолетов по ДБ-2, РД, ВИТ, ДБ-3, И-21, ПБ, СБ, ДМП;
— признавал, что сорвал полет Громова на установление дальности, сорвал в 1935 году намеченный правительством перелет Леваневского через Северный полюс в Америку и в 1937 году рядом вредительских актов привел к гибели экипаж самолета Леваневского при полете в Америку через Северный полюс. В 1924 году завербован Моргулисом для шпионской деятельности в пользу Франции. Будучи в Париже в 1935 году, лично передал шпионские сведения о самолетах-истребителях и легких бомбардировщиках министру авиации Франции Денену.
На допросе 23.11.38 г. Туполев отказался от показаний в части шпионажа.
В совершенных преступлениях Туполев изобличен соучастниками:
1. Фрадкин А. Е. — на очной ставке с Туполевым 3.12.37 г. показал, что он был связан с ним по шпионской работе в пользу Франции с 1930 года и получил от Туполева в 1930 и 1934 годах шпионские материалы о самолетах.
2. Недашкевич А. В. ранее судим за вредительство, показал 17.10.37 г., что с июля 1934 года входил в антисоветскую организацию в ЦАГИ, возглавляемую Туполевым, по его указанию задерживал разработку новых образцов вооружения.
3. Озеров 25.11.37 г. показал, что входил с 1923 года в антисоветскую группу Туполева. По указанию Туполева группа переросла в антисоветскую вредительскую организацию с задачей ослаблять оборонную мощь Советского Союза.
9. Стечкин Б. С. показал на допросе 9.1.38 г., что он в 1936 году, будучи уволенным с завода № 38 как бывший вредитель, был приглашен Туполевым на работу в 1-й главк наркомата оборонной промышленности, но в главк пойти отказался и просил устроить его в ЦАГИ. По антисоветской деятельности связан с Туполевым с 1918 года.
Дали показания: Мясищев В. М., Минкер К. В., Осипов А. А., Черемухин А. М., Инюшин К. А., Погосский Е. И. Всего 22 человека».
Вскоре Туполева без суда привезли в Болшево, в тюрьму, которая была своего рода сборно-распределительным пунктом для арестованных специалистов перед тем, как направить их по тюремным НИИ и КБ — «шарагам». Вспоминает сам Андрей Николаевич: «Кого там только не было: корабелы, танкисты, артиллеристы, химики… Через пару дней меня вызвали к начальству и получил я первое задание — составить список известных мне арестованных специалистов. Откровенно говоря, я был крайне озадачен. Всех арестованных до меня я знал, а после? Не выйдет ли так, что по моему списку посадят еще бог знает сколько народу? Поразмыслив, я решил переписать всех, кого я знаю, а знал-то я всех. Не может же быть, чтобы пересажали всю авиапромышленность? Такая позиция показалась мне разумной, и я написал список человек на 200. И что же ты думаешь, оказалось, что за редким исключением все они уже за решеткой!»
Суд над Туполевым состоялся лишь в мае 1940 г., 28 мая он был приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Почти все, проходившие по делу, получили по десять лет. Находясь в заключении, А.Н.Т. работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»), там он создал бомбардировщик Ту-2, который пошел в серию и стал лучшим фронтовым бомбером СССР. В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Но полностью реабилитирован Туполев был только через 2 года после смерти Сталина — в 1955 году.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА А.Л.ДЕДОВА, П.В.БАРАНОВА И И.А.СЕРОВА Н.С.ХРУЩЕВУ О РЕАБИЛИТАЦИИ А. Н. ТУПОЛЕВА, В. М. МЯСИЩЕВА, В. М. ПЕТЛЯКОВА И ДРУГИХ
На первом листе записки имеется копия следующей резолюции Н. С. Хрущева от 28 февраля 1955 г.: «Членам Президиума ЦК КПСС. Согласен». — Сост. 23 февраля 1955 г. Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву В соответствии с Вашим поручением нами рассмотрены следственные дела на Туполева А. Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, находившихся в заключении. В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспециалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матулевич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиационной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявленных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следственных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Туполева и других. В результате установлено: Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были арестованы НКВД СССР в 1937—1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоряжении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестованных, оговоривших друг друга. От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существования советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты. Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники ЦАГИ — Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали, что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью. В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отказались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговорили себя в результате применения запрещенных методов следствия. В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом были сданы в архив.
С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстанцией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что «рассмотрение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от их работы и сорвет план работы Особого технического бюро». Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении государственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в судебное заседание ничего не даст, так как они длительное время находились во взаимном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в будущем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специалистов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет. В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которыми назначена мера наказания всем арестованным специалистам. В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с решением этой комиссии. Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в 1940−44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из них были освобождены со снятием судимости.
В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937—1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия. Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о которых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.). При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых действий в Испании. В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Прокурору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации. В отношении работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности по этим делам, провести расследование.
А. Дедов П. Баранов И. Серов АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 56−58. Копия. Машинопись.
Что ж, из архивных документов хорошо ясно, что А.Н.Туполев, как и сотни тысяч других репрессированных в 1937−38гг. советских граждан, стал невинной жертвой созданной Сталиным системы тотального террора. Можно лишь добавить, что в заключении он повел себя как исключительно мужественный человек. Зная о том, что «органы» часто арестовывают и жен так называемых «врагов народа», он поставил условие своим тюремщикам: или они не трогают его семью, или он и пальцем не пошевелит для работы в авиационной «шарашке». И его условие было выполнено: жена (действительно уже арестованная) была отпущена на свободу.