За что бог дает несчастливую судьбу
Почему Господь посылает трудности?
Сталкиваться с различного рода проблемами приходится каждому из нас. Однако каждый относится к ним по-разному. Одних возникающие проблемы ввергают в состояние подавленности, другие, преодолевая трудности, лишь становятся сильнее, открывая для себя новые возможности. Нередко столкнувшись с жизненными сложностями, мы акцентируем свое внимание на негативных сторонах проблем, не задумываясь, что ее решение может нести благо человеку. Следует помнить, что наша жизнь – испытание, пройти которое должен каждый.
Почему Всевышний посылает нам испытания?
Часто проблема, кажущаяся нам неимоверно сложной в результате ее разрешения открывает нам новую перспективу: хорошую работу, боле благоприятные условия жизни. Преодолевая трудности, мы получаем возможность изменить ситуацию к лучшему, а сама проблема превращается в своеобразный указатель, направляющий нас в нужную сторону.
«Так радуйтесь этому, даже если теперь и приходится, совсем ненадолго, погоревать от разных испытаний. Ведь и золото испытывают огнем, хотя огонь может его и разрушить, а ваша вера драгоценнее золота, и истинность ее должна быть испытана и доказана, чтобы получить похвалу, славу и честь в День, когда явит себя Иисус Христос» Петра 1:6-7
Наш мир далек от совершенства и нашей целью в нем является вовсе не лишенное забот существование. Посылая нам испытания, Господь дает нам возможность стать сильнее. Не познав трудностей, человек не сможет в полной мере оценить дарованные ему блага.
Зачастую самыми памятными и приносящими пользу являются уроки, извлекаемые нами из испытаний, неудач и боли. Нам дано видеть только саму проблему и испытывать чувства с нею связанные. Господь же видит большее и лучше знает, что именно является для человека лучшим. Посылая нам очередное испытание, Бог не дает нам совершить ошибки, давая возможность обрести бесценный опыт.
«Господь не допустит испытаний, которые были бы вам не по силам, и к тому же во всяком испытании Он даст и выход из него, и силы для его преодоления» (1 Коринфянам 10:13)
Заставляя нас пройти через трудности, Господь открывает нам и пути выхода из сложной ситуации.
Порой трудности могут обернуться истинным благом, не дав свершиться опасным для человека событиям. Нередко, чтобы спасти человека от несчастья, Бог посылает ему меньшие невзгоды. Поэтому столкнувшись с проблемой, задумайтесь. Возможно, Господь, таким образом, оградил вас от большей беды. Принятие испытания, преодоление трудностей принесет вам награду и сделает ближе к Богу.
Как и наш мир, мы тоже несовершенны. Но являясь творением Господа, человек должен стараться стать лучше. Именно различные трудности, встречаемые нами на жизненном пути, заставляют нас оценить добро и воспитывают в нас лучшие качества. Господь желает видеть человека совершенным и испытывает его трудностями. В итоге, каждая последующая проблема закаляет нас, делает более выносливыми, дает опыт и мудрость.
«Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких недостатков… Счастлив человек, который стойко переносит испытания, потому что он, выдержав их, получит венок жизни, обещанный Богом тем, кто Его любит» (Иакова 1:2-4, 12).
Как вытерпеть эти испытания?
Очень сложно искать в себе смирение, когда испытания сыпятся на голову одно за другим. Бороться с этим легче всего, если регулярно посещать церковь и исповедоваться. Также можно найти поддержки у батюшки. И помните о том, что близкие тоже могут оказать вам посильную поддержку.
опять одни красивые слова! те трудности, которые мне послал бог я не выдерживаю, и ухожу из жизни. пусть бог подавится моей жизнью, моей отвратительной судьбой!
Света, не Бог посылает трудности, а социум и люди вокруг нас. Иногда, чтобы Он Вас услышал нужно «докричаться» до Него. Но необходимо делать это по правилам. Мы все и сами не без грехов.
Временные трудности бывают у каждого человека. Надо бороться и жить.
Светлана, почему Вы решили, что только у Вас тяжелая жизнь? Очень много людей с тяжелой судьбой и не кричат, что жизнь несправедлива…. Трудности надо преодолевать….а не рыдать….и не проклинать….
Родительское воспитание абсолютно не при чём! Всё зависит от того какой силой характера бог с первых дней жизни наградит. Одни по этой причине с самого раннего детства и всю свою жизнь волевые, целеустремлённые, храбрые, другие же опять же с самого раннего детства и всю свою жизнь — ТрУсы, нытики, паникёры, хлюпики, абсолютно безвольные, никчемные, невероятно до чего нервные, психованные. И тех и других такими создал бог. Только один создал такими как надо, а над другими решил поиздеваться.
Светлана, уйти это самое легкое. Живи пожалуйста, мы должны жить.
Света, если Вам очень плохо, позвоните мне 8 905 704 98 ноль три, поговорим. Или оставьте свои контакты.
Света, не делайте себе зла. Как бы не было трудно, держитесь. Скорее всего Вам действительно сейчас очень плохо, но и это надо пережить. С такими не хорошими мыслями уходить из жизни нельзя, это будет не конец, а только начало чего-то очень ужасного и причём вечного. Будьте благоразумны. Потерпите, а ещё лучше помолитесь тому Богу, на которого Вы сейчас обижены и Он обязательно Вас услышит и поможет. Всего Вам доброго.
Весьма интересный вопрос. У меня есть предельно лаконичный ответ на этот ответ являющийся единой истинной. Но боюсь что отсутсвие у меня времени, а у множества людей логического мышления не позволит сознанию понять правду.
Мне тоже сейчас очень плохо. Я постоянно работаю над собой. Заставляю себя не ныть, чем то заниматься. Лечилась у психиатра. Пью сейчас антидепрессанты. Очень хочу жить и не огорчать родных и близких. Но с каждым днем это становится все труднее.
Подскажите, как справиться с этой ситуацией? Зашла в какой то тупик, но надежды на выздоровления не теряю. Спасибо, что делитесь советами.
Леночка, самое простое, что можно сделать в сложившейся ситуации, когда совсем хреново, нужно на время отрешиться от данной ситуации путем уехать на какое-то время в другое место (к друзьям, в путешествие, ну и т.д.). Взять отпуск и уехать. Если ОН вас предал, то знайте — надо такого забыть. Единожды предав — предаст и далее. Единожды солгав, будет врать и далее. Все пройдет, т.к. время лечит. Это правда жизни. Но это будет для вас опытом
Меня тоже иногда одолевают мысли про уход, когда теряешь всех близких, рядом никого нет, находишься я в другой стране без работы и документов, переносишь несколько операций… Вот уж где реально сложно найти выход
Наташа, здравствуйте! Вы в какой стране? Хотите я буду дружить с вами и поддерживать вас как смогу.
Не пытайтесь найти ответ на этот вопрос, его не существует. Невозможно объяснить почему страдают и уходят из жизни онкобольные дети и очень многое другое.
Света ведь и сам сын божий страдал за наши людские грехи, за ложь, за искушение, и поверь он прошел и не оставил нас, а как ему было тяжело на распятом кресту. Ты даже себе не представляешь какую боль он вынес!
Есть люди не самые хорошие совестливые и порядочные, которые живут как «свиньи в лохани» всю жизнь или почти всю жизнь. И им почему-то никаких трудностей не посылается. А насчёт родни я не согласна, её помощи. У меня мать умерла, когда мне мне 18 лет было. Было очень больно, страшно и тяжело. И поддерживала меня морально и помощью только старшая сестра и батюшка в Храме поддерживал и утешал и помогал чем мог. А все остальные родственнички в том числе и крёстные, которые в своё время на себе волосы рвали, когда всё хорошо было, говорили, что «мы тебе если что и мать и отец». Когда пришло несчастье, ни чем не помогли, не интересовались даже как дела и насмехались ещё. И ничего! Живут — жрут! Никаких им нет испытаний! Правда крёстный умер не лёгкой смертью. Вот так.
Вопрос, который чаще других приводит человека в Церковь – страдание. Болезни, неустроенная жизнь, отсутствие детей, семьи, проблемы с работой – неважна причина. В глубине, человек приходит спросить Бога, почему Тот, такой добрый, не уничтожит зло в жизни отдельной личности и целом мире. В особой степени возмущает: неверующие живут-не тужат, бедные христиане мучаются. По идее Бог должен к своим расположиться, бесконечно одаривать благами избранников, поощрять их веру. Что-то не так с Создателем? Или нашим отношением к Нему?
Не задумывал Бог наш мир местом страданий
Первые люди жили в чудесном Эдеме, в бесконечной гармонии с природой, напрямую общались с Богом. Только неблагодарность разрушила их мир, как разрушает и наш. Адам и Ева добровольно впустили зло в свои сердца. Предки, как и современники возжелали больше, чем даровано Богом.
Первые люди нарушили заповедь любви, не выполнили единственную просьбу Творца. Поверили искусителю, вместо доверия Богу, обменяли бессмертие на болезни и скорби. Страницы Ветхого завета продолжают тему страданий за грехи: Всемирный Потоп, гибель Содома и Гоморры, египетское рабство.
Крест с Богом
Новый Завет изменяет мир. Страдание безвинного Христа добровольно, происходит по любви, за других. Христианские мученики соучаствуют в искупительной Жертве.
«Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16, 24), предлагает Бог человеку. И в Таинстве Крещения верный добровольно «сочетовается Христу». Апостол говорит «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3, 27).
Стали церковью — телом Христовым, людьми что разделяют Крестоношение распятого Бога. Только разделяют Крест с Богом больше праведники. Мы избавляемся в крещении только от первородного греха.
Склонность к падениям, которую годами растили в своих душах поколения предков, остается. Скорби и страдания приходят уже по личным грехам. А при знании науки спасения, грех умножается. Одно дело, когда человек грешит неосознанно, другое, если понимает и не останавливается.
Меньше ли скорбей у неверующих
Со стороны, кажется, меньше. Успешные политики, на бедах других едут к верхушкам власти. Богатые бизнесмены изощряются в низменных удовольствиях.
Только христианину, что стремится в Небесные Чертоги, безразлично больше или меньше грехов у его неверующего собрата. Тот сам будет с Богом общаться на эту тему. Важно успеть принести собственное покаяния, очистить сердце, пока не призвал Господь к ответу!
потому что бог любит людей и поэтому и посылает испытания
А если ничего не помогает, а испытания бьют как из брандспойта, остаётся мыло и верёвка?
Что Библия говорит о судьбе / предназначении?
Это – очень сложный вопрос, и мы начнем с того, чему Библия нас не учит. Судьба обычно рассматривается как предопределенный ход событий, неподвластный человеческому контролю. Типичная реакция того, кто верит в судьбу, – отстранение. Если мы не можем изменить судьбу, зачем даже пытаться? Чему быть – того не миновать, и мы ничего не можем с этим поделать. Это называется «фатализмом», и это не соответствует Библии.
Фатализм – основной постулат ислама, который требует полного подчинения суверенитету Аллаха. Он широко распространен и в индуизме; фактически, именно фаталистическое отношение к жизни помогает поддерживать кастовую систему в Индии. В греческой мифологии упоминаются мойры – три богини, которые ткут человеческие жизни. Их решения не могли быть отменены даже другими богами. Опять же, фатализм не является библейским понятием.
Судьба и предназначение – наша свобода воли
Библия учит, что человек был создан со способностью0 делать нравственный выбор и что он несет ответственность за этот выбор. Падение человека не было предопределенным событием, в котором Адам и Ева стали несчастными жертвами-марионетками деспотичного Бога. Напротив, первая пара имела возможность выбрать послушание (с сопутствующим ему благословением) или непослушание (с последующим проклятием). Они знали, к чему приведет их решение, и были привлечены к ответственности (Бытие 3).
Тема ответственности за свой выбор пронизывает все Священное Писание. «Сеющий беззаконие пожнет беду» (Притчи 22:8; тут и далее – Новый Русский Перевод). «От всякого тяжелого труда бывает прибыль, а пустословие приносит только нужду» (Притчи 14:23). «Если хочешь жить без страха перед властью, делай добро и получишь от нее похвалу» (Римлянам 13:3).
Часто, когда в Библии говорится о судьбе, это относится к судьбе, которую люди навлекли на себя: «Многие … живут как враги креста Христова. Их конец – погибель» (Филиппийцам 3:18-19). «Такова участь тех, кто надеется на себя…» (Псалом 49:13). «Но нарушающий верность в супружестве – безрассуден; так поступающий сам себя губит» (Притчи 6:32). «…каждый был судим по своим делам» (Откровение 20:13).
Мы грешим, потому что принимаем решение грешить. Мы не можем винить судьбу, рок, предопределение или Бога. В Иакова 1:13-14 написано: «Когда вас постигает искушение, не говорите: “Это Бог меня искушает”. Бог Сам не может быть искушен злом и не искушает никого. Каждого человека искушают его же собственные желания, они увлекают и соблазняют его».
Интересно то, что многих людей, принявших решение грешить, расстраивают негативные последствия греха. «Человек своей же глупостью губит себе жизнь, а сердце его злится на Господа» (Притчи 19:3). Это чрезвычайно глубокий стих. Человек, по глупости разрушающий свою жизнь, продолжает обвинять Бога или, возможно, судьбу. Таким образом, он упорствует в своем безрассудстве.
Священное Писание также учит, что мы принимаем решение верить. Часто повторяемое в Библии повеление верить подразумевает, что у нас действительно есть выбор в этом вопросе. «…Не сомневайся, но верь» (Иоанна 20:27; см. также Деяния 16:31; 19:4).
Судьба и предназначение – Божий суверенитет
Но мы не являемся суверенными хозяевами своей судьбы. Только Бог суверенен. Его высший контроль называется «провидением». Он решил дать нам свободу воли и создал моральную вселенную, в которой закон причины и следствия является реальностью. Но есть только один Бог, и во вселенной нет «случайностей».
Всемогущий и премудрый Господь должен иметь план, поэтому неудивительно, что Библия говорит об этом. Данный план, поскольку он принадлежит Богу, свят, мудр и великодушен. Божье провидение действует, чтобы осуществить Его первоначальный план относительно творения.
Господь говорит в Исаии 48:3: «Я предрекал минувшее заранее, уста Мои возвещали его, и Я объявлял о нем; затем внезапно Я действовал, и все исполнялось». То, что Он объявляет – Он и совершает (и Он может объявлять об этом на многие столетия вперед!).
Противиться плану Бога бессмысленно. «Нет ни мудрости, ни разума, ни замысла, что имели бы успех против Господа» (Притчи 21:30). Вот почему Вавилонская башня так и не была достроена (Бытие 11:1-9), хулители Даниила были брошены к львам (Даниила 6:24), Иона оказался внутри рыбы (Иона 1:17) и почему мы попадаем в беду, когда грешим.
Даже то, что мы обычно называем «случайностью» или «судьбой», находится под Божьим контролем. «Бросают жребий в полу одежды, но любое решение его – от Господа» (Притчи 16:33). Иными словами, Бог на самом деле управляет каждым аспектом в мире.
Все происходящее соответствует Его замыслу. Зло существует, но оно не может воспрепятствовать Божьему провидению. Он использует для Своих целей даже грешных людей. «Как поток воды, сердце царя в руке Господней: куда Он захочет, туда его и направит» (Притчи 21:1). Бог влиял на сердца египтян (Исход 12:36) и царя Артаксеркса (Ездры 7:27), чтобы реализовать Свой замысел. Даже когда намерения человека – чистое зло, Господь все еще может осуществить Свою волю, как в случае с теми, кто распял Иисуса (Деяния 2:23; 4:27-28).
Божий план включает награду тем, кто доверяет Ему, и Он обещает прославить Своих детей. «Нет, мы говорим о тайной мудрости Божьей, которая до сих пор была скрыта, но еще до сотворения мира предназначена Им для нашей славы … Но как написано: “Не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку то, что Бог приготовил любящим Его”» (1 Коринфянам 2:7-9). Обратите внимание на использование слова «предназначена» в этом отрывке – это предназначение, основанное на нашей любви к Господу.
Судьба и предназначение – индивидуальный план
Верховная власть Бога распространяется даже на план нашей индивидуальной жизни. Это проиллюстрировано в Его призвании Иеремии – еще до того, как этот пророк родился. «И было ко мне слово Господне: Прежде чем Я образовал тебя во чреве, Я уже знал тебя, прежде чем ты вышел из утробы, Я избрал тебя; Я назначил тебя пророком для народов» (Иеремии 1:4-5).
Давид также понимал, что у Господа был план относительно него. «Твои глаза видели мой зародыш, и в книге Твоей все мои дни были записаны, когда ни одного из них еще и не было» (Псалом 138:16). Благодаря этому знанию Давид искал конкретного Божьего руководства во многих ситуациях, например, в 1 Царств 23:9-12.
Судьба и предназначение – итог
В книге Деяния Иисус является перед Савлом из Тарса с интересным заявлением: «Трудно тебе идти против рожна» (Деяния 9:5; 26:14). У Христа, очевидно, был план относительно Савла, и тот (мучительно) сопротивлялся ему. Использование нашей свободы вопреки плану Бога может быть мучительным.
Позже Иисус сказал Савлу, что к нему придет человек по имени Анания, а потом Он обратился к Анании (стихи 11-12)! Очевидно, у Господа был заранее подготовленный план относительно Анании. Так вот, Анания не хотел посещать Савла (стихи 13-14). Он мог поступить, как Иона, и сбежать. Если бы он принял такое решение, то Бог приготовил бы «рыбу», чтобы вернуть его. К счастью, Анания послушался (стих 17). Использование нашей свободы для следования плану Бога приносит благословение.
Таким образом, Библия учит, что Господь стоит во главе всего. В то же время Он дал нам свободу подчиняться или не подчиняться Ему, и есть некоторые вещи, которые Он делает только в ответ на молитву (Иакова 4:2).
Бог благословляет послушных и с терпением (которое иногда может казаться слабостью) относится к непослушным. У него есть план относительно нашей жизни, который включает в себя нашу радость и Его славу как в этом мире, так и в мире грядущем. Те, кто принимает Христа как Спасителя, приняли план Бога (Иоанна 14:6). С этого момента начинается постепенное следование тому наилучшему, что Он приготовил для нас, с молитвой об исполнении Его воли (Матфея 6:10) и уклонением от греха (Псалом 31:1-11; 118:59; Евреям 12:1-2).
Что Библия говорит о судьбе / предназначении?
Судьба
Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ,
в котором родимся, ни время, в котором родимся,
но выбираем одно: быть людьми или нелюдями
патриарх Сербский Павел (1914–2009)
Судьба́ – многозначный термин, обозначающий:
1. предназначение (идеал);
а) небесная: полноценное (требуемое призванием человека) раскрытие черт Образа и Подобия Божия, жизнь в общении с Богом и Его святыми в Царствии Небесном;
б) земная: исполнение земного предназначения; реализация в земной жизни данных от Бога сил и талантов во славу Божию;
2. частное предназначение (например, предназначением Саула было служение Богу и народу в качестве царя, но он не исполнил его; к этой же роли был предназначен и Давид, и он исполнил его);
3. жизненный путь;
4. стечение обстоятельств (происходит по Промыслу Божьему);
5. рок (неотвратимость — понятие, свойственное некоторым формам язычества; см. также: детерминизм).
Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению, на котором основано христианство. Святитель Иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом.
У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой «судьбы» Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы.
В науке роль судьбы выполняет причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.
В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как промысла, провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за «естественной» зависти братьев, а по промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп. Иоанну Дамаскину отсекли руку, но – вопреки всем физическим законам – она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа.
Как человек осуществляет свою судьбу?
Он рождается на земле от определенных родителей, в определенной стране, определенного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обстоятельства жизни. От нас не зависит, где и от кого мы родились. Это – судьбы Божии. Но если в язычестве это определяет все (рождение в бедности – несчастная судьба, рождение в царском доме – счастливая), то в Православии все это не имеет решающего значения. Даже наоборот. Можно быть добродетельным и благополучным в бедности, а можно быть грешником в богатстве. Христос даже утверждает большее счастье для бедных: блаженны нищии…, трудно богатому войти в Царство Небесное. Решающим моментом в достижении своей судьбы, в исполнении божественного предопределения является другое: свободный выбор между добром и злом.
Но мы рождаемся грешными, с первородным грехом, т.е. воля, ум и чувства наши повреждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Получается, что и выбор между добром и злом мы не можем сделать так уж свободно: мы от рождения выбираем грех; нашими родителями мы обречены на изначальную греховность.
Тогда-то и вступает в дело благой Промысл Божий, который решает спасти нас не когда мы исправились, а когда еще были врагами Божиими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спасает нас различными средствами: посылает Свою предваряющую благодать, просвещает нашу душу и пробуждает в нас стремление к Богу. Бог устами пророка Исаии говорит: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» ( Ис.65:1 ). В течение всей жизни Бог многократно обращается к человеку, дает ему возможность обратиться к Себе и возрастить плод добродетели: кому во сто крат, а кому в шестьдесят, иному же в тридцать ( Мф.13:8 ). Это – тоже своего рода судьба: кто угождает Богу в миру, кто – в священстве, а кто – в монашестве.
Православное учение о предопределении (предназначении) ко спасению
В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св. апостол Павел: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29-30 ). Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения. В этом смысле у всех людей единая судьба – оказаться в Царствии Небесном: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).
Учение 12-ти Апостолов начинается с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это – статический, так сказать, аспект судьбы.
Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла. И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной. В таком случае можно говорить о судьбе как жизненном пути каждого человека от рождения в бессмертие. В отличие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть многообразной: тогда судьба – это реализация общего предназначения отдельным человеком, результат раскрытия в себе образа и подобия Божия. И тогда можно говорить о горькой судьбе как неудавшейся жизни, или о счастливой судьбе, как о пути, завершенном в Царствии Небесном.
Бог прославил тех, Кого Он предузнал. Бог обладает всеведением, для Него не существует нашего земного времени. Примеров такого предзнания много: это предсказание о рождении святого Иоанна Предтечи ( Лк.1:15 ), это слова святого апостола Павла о своей избранности еще прежде рождения ( Гал.1:15 ), это указание на будущее Божие избрание родителям преподобного Сергия Радонежского… Поэтому-то Бог и открывает пророкам и апостолам судьбы будущего века: Второе славное Пришествие, День всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу.
«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» ( Пс.35:7 )
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ).
Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит и 90%, из того, как вы на это реагируете.
Учение о судьбе в нехристианских религиях
Судьба человека в исламе несколько иная: у мусульман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места женщинам, разве что предельно благочестивым женам, которые будут продолжать прислуживать своему господину и на небе. Но они вряд ли будут первыми в ряду 70 прекрасных гурий, которыми будет обеспечен каждый достигший неба последователь Аллаха. Это – общая судьба мусульман (следует оговориться: мусульман, в чьих жилах течет арабская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная складывается иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Которого совершается ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может творить все, что захочет: его желания и воля не ограничены никакими рамками, никакими законами, ни какими клятвами или обещаниями. И потому судьба человека в исламе – в абсолютной зависимости от воли Аллаха. А воля Аллаха не зависит ни от греховности человека, ни от его добродетели. Захочет Аллах – и человек будет благоденствовать, даже если он страшный грешник. Захочет – и будет нищим скитальцем, даже если он предельно добродетельный. Предугадать невозможно, что же именно надо сделать, чтобы попасть в обещанный рай. Согласно исламу все, что бы ни происходило с человеком, есть воля Аллаха. Объяснить ее невозможно, изменить – тоже. Остается только покорно терпеть ее. В каком-то смысле покорность воле Аллаха похожа на покорность неотвратимому року в греческом язычестве.
Если вспоминать восточные религии, то судьба человека там совсем печальная. Так как мира как такового не существует, он лишь майя – наваждение, то и личность отдельного человека – лишь временная категория. Более того – это зло. Восточное благо – это безличное единое целое, не имеющее сознания, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый человек несет свою карму, т.е. отвечает за поступки и действия того, о ком он даже не помнит – своего якобы прошлого воплощения. Поэтому судьба человека на востоке также плачевна: земные радости могут обернуться будущими страданиями, а нынешние страдания не гарантируют благое существование после смерти, т.к. неизвестно, сколько именно надо страдать, чтобы исполнить карму, величина которой заведомо неизвестна. И конечная цель жизни – достичь нирваны, т.е. полного растворения в Будде. Это уничтожение личности православный философ Вышеславцев называет страшными, но точными словами: духовное самоубийство.
Само понятие “судьба” не укоренено в православном богословии. Жизнь человека не предопределена — Господь не ограничивает воли личности, которая сама выбирает направления своего жизненного пути.
патриарх Алексий II
Обратите внимание, как Господь ведёт Себя по отношению к Иуде. За его добродетели (они у него были) берет его в число 12 апостолов (чтобы он не позавидовал); зная о его воровстве, не разоблачает его, чтобы не оттолкнуть, а покрывает любовью; зная о его предательстве, прикровенно, не укоряя, предупреждает его, говорит о страшном наказании за этот грех. Господь делает все, чтобы не подтолкнуть его ко греху, а остановить любовью.
Не так Он ведет себя с Петром: его он и сатаной называет, и резко обличает перед другими, зная, что он покается в грехе. Так Господь, предвидя будущее, делает ВСЕ, чтобы спасти, а не погубить.
Каждого человека Он призывает к бытию в самое лучшее для этого человека время, устраивает его жизнь, посылает нужных людей, радости или скорби, болезни или выздоровление.
Конечно, это мое утверждение можно принять только на веру. Если войти в область зла или хотя бы встать на границу добра со злом, то с этих точек все будет видеться иначе. Невозможно до Страшного Суда понять переплетение судеб, причины поступков, сроки жизни и прочие тайны, связанные с промыслом Божиим. Делая ВСЕ для нашего спасения, Господь оставляет место для нашего свободного изволения. Мы можем принять или не принять это ВСЕ (не на словах, а на деле).
Я тоже долго мучился всеми этими вопросами. Никак ничего не мог понять, а потом доверился Богу и успокоился. Я больше, слава Богу, не подозреваю Его ни в чем, а верю в Совершенную, Абсолютную Любовь к каждому человеку и даже ко мне, грешному! И так радостно и светло на душе, когда помышляешь об этом. Если с этой верой смотреть на то или другое событие, на ту или иную человеческую судьбу, то ничего не смущает, а многое (хотя и не все, конечно) делается вполне понятным.
С любовью о Христе,
протоиерей Аркадий Шатов
Смотри вперед – с надеждой, назад – с благодарением, наверх – с молитвой, вниз – с покаянием, внутрь – со вниманием! А вокруг – с любовью!
игумен Тихон (Борисов)
Тёмное слово “судьба” лучше нам будет заменить ясным и определенным выражением — провидение Божие.
Владимир Соловьёв