За что бог не дал детей
Бог Сам знает, кому нужны дети, а кому нет
Скучно жениху и невесте, когда кричат им «Горько!» Они словно чужие среди буйного веселья родственников. Вино, как механик бездушного организма, приводит в движение заржавелый механизм усталых душ, и воспаленное веселье отравляет радость таинства брака. Шум свадьбы опустошает и утомляет виновников торжества – жениха и невесту.
Погружение в таинство брака происходит позже.
К нам в храм приходят бездетные пары. Мы вместе просим Бога и молимся, да дал бы Он им ребенка. Но я не уверен в том, что стоит тянуть Бога за бороду и требовать чуда. Он Сам знает, кому нужны дети, а кому нет. В Нем мудрость и глубина Замысла, а у нас честолюбие и ревность.
Иоаким и Анна страдали не только потому, что не могли приласкать нарожденных детей. Каждая израильская семья мечтала, что Мессия выйдет из их чресел. И затворенное чрево говорило о том, что человек Богу противен. Бездетность говорила душе о проклятости. Она вызывала в душе огонь отверженности и сокрушение до зела.
Но, к моему изумлению, Бог слышит мои молитвы и молитвы наших прихожан. И некоторые из них обретают плод.
– У нас будет ребенок! – говорит супруга, и с испытанием задерживает умильный взгляд. А ты словно проваливаешься в бездну Божией тайны. Мощная волна ударяет в сердце, в голову и приливает к глазам. В глазах супруги совершенно не то чувство, которое ты знал раньше. На тебя смотрит новый человек с новым самоощущением причастности Божией тайне.
Я не знаю, что видит женщина в глазах любимого мужа, но я увидел своими глазами превращение жены из одной сущности в другую.
Мы напрасно думаем, что мы отец и мать ребенка. Напрасно думаем, что это мы родили его. Мы в этом ничего не понимаем. Нам только лишь дали подержать божественный плод и не сломать его. Вручили дар Божий, который мы должны развить и подготовить к службе Божией.
Узнав о своей причастности рождению новой души, ты проваливаешься во взоре супруга, как в бездну, и понимаешь, что брак – нечто гораздо большее, чем ты думал. Впервые ты понимаешь космическое чудо слитности душ. Впервые души касается благодать полноты Троицы.
На миг открывается дверка миров и тебе дают узнать божественную глубину.
«Плоть одна» – так вот ты какая!
– У нас будет ребенок!
Души сливаются и сродняются навсегда. Когда ребенка выносят из роддома, чувства прекрасны, но не так ошеломительны, как в момент касания Бога к тебе, в момент радования о душе, рожденной в нас.
Бог специально вселяет эту сокрушительную благодать, чтобы человек, вкусив ее, сделал для себя открытие Божественной глубины и важности той работы, которую ему поручил Бог.
Из цеховых интересов я молчу, когда лгут, что смысл брака в деторождении. И кошки плодятся, но не святы. И Пакистан изобилен детьми, но не достигает праведности Авраамовой и не во святых их многодетные матери.
Не в плодовитости чрева святость брака, а в подобии отношений мужа и жены Троице. Троическая печать – печать нашего богоподобия. Божественная любовь к супругу обожает нас, светлит и очищает.
Тайна праведной и чистой супружеской жизни – подобие тайны отношений лиц в Троице. Напрасно монахи лезут в эти тайны и ковыряются в ней инструментами тяжелого поста и всенощных бдений. Неблагодарное это занятие. Ну при чем тут опыт монастырской череды, епархиальных интриг, афонских путешествий к тому, о чем они не имеют ни малейшего представления – смыслу чуда в Кане Галилейской.
Тайна супружеской жизни презрена ими, признана второсортной или даже считается некоторыми святыми отцами узаконенной уступкой блуду.
Не все святые так просто судили брак. Они допускали, что одиночество человека – это результат падения, а осуждение брака – это совершенное непонимание природы творения двух разных ипостасей человеческого существа – мужчины и женщины. В этом отвержении значимости брака присутствует иллюзия монашеской «праведности», большей, чем у Троицы, сотворившей Адама и Еву. Ложь на брак – нехорошее дело, а сведение его к плодовитости – наглость, приписывающая себе мудрость, большую божественной.
Суть брака в вольном богоподобии и в усвоении троичности. Дети могут помогать этому подобию, а могут ничего не добавлять. Дети вообще не имеют никакого отношения к личному богоподобию. Бог отражается в душе независимо от того, есть у человека дети или нет. Богу важен ты и только ты. И на Суде Божием будет иметь вес только то, насколько ты смог стать похожим на Бога. Это очень личное и касается только Господа и души.
Соединение Адама и Евы было в полноте духа и их небесной природы. В норме брак земной косвенно подобен браку небесному, как наша душа богоподобна по благодати Господу. Соединение мужа и жены, в норме, духовно высоко. Оно, принятое в чистоте, окрыляет, просветляет и очищает. Оно возвышает и учит святой жертвенности. Оно просто, прекрасно в своей тайне и глубине.
Неправ был Ориген, думая, что души предсуществуют рождению. Будто бы они, как коконы или инъекция, хранятся у Бога на складе в виде небесных яиц. И будто бы Бог сеет их на землю и они прорастают человеком. Пресуществование душ фатально отделяет Бога от человека, разводит их на стороны, полагает естественную преграду родству. Вхождение же Духа в материю роднит нас по замыслу:
– Да станет Адам, как один из Нас!
Суть рождения ясно показана в Рождестве. Дух Святой касается материи и рождается новая душа. Она рождается в одно мгновение из божественного «ничего». Так Дух Святой нашел на чистое естество Девы Марии и родился Христос. Наше естество несовершенно, по сравнению с естеством Девы, и поэтому мы, принимая Дух, искажаем Его действие. И вместо святых у нас рождаются обычные дети.
Но природа рождения и нас, и наших детей одинакова – это касание Духа Божия материи. Капля Божественного Духа роднит нас с Богом. Без этого мы бы были только темной плотью. А так мы не только божественного рода, но и способны волей и по желанию принимать Бога самостоятельно в таинстве причастия.
И тайна супружеской жизни – это не что иное, как обожение двух лиц содействием Духа Святого. Всё, что от Бога принимается в Его славу, чисто и беспорочно. Даже телесное прикосновение в честном браке таинственно и коренится в Боге.
Дети – это прекрасная школа любви. Но бывает и так, что только после того, как дети уедут от родителей, те наконец-то узнают, что такое настоящая бескорыстная платоническая любовь. И дети тут ни при чем.
Бог и душа – у них своя история и свой роман. Песня песней – об этой тайне.
Как сказать об этом тем, кто тянет Бога за бороду и просит во что бы то ни стало детей?
– Другу не веришь? Ты скажи так: «Тебе? Другу? Богу? Да, всё приму. Да, на всё готов. Ты умнее. Ты благородней, Ты меня больше любишь, чем я себя. Падаю в Твои объятия, как в море. Бери меня в волны Своей любви. Делай со мной, что знаешь. Я нисколько не сомневаюсь в Твоем благородстве и в том, что Ты мне желаешь счастья. Я раб Твоей любви. Да будет мне всё по слову Твоему!»
И вот, увидишь, как Он тут же отзовется и сердце получит извещение того, что всё в надежных руках.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Если бы ответ на этот вопрос был прост, то многие семейные проблемы уже давно бы решились. Нам хочется всё свести к каким-то алгоритмам, пошаговым рекомендациям, мол, сделай то-то и то-то, и все будет хорошо. Так не бывает, но давайте обо всем по порядку.
Честно говоря, вопросы наподобие: «Почему Бог не дает мужа и детей» или «Почему Бог не дает второго ребенка?» – меня всегда ставили в тупик. Сразу хочется ответить также вопросом: а почему вы решили, что это Бог не дает? Есть ведь еще и наша воля, наши действия; есть и установленные Им законы, по которым функционирует весь мир, включая наше тело. Получается, что если мы сталкиваемся с той или проблемой, решить которую не можем или не хотим, то это Бог виноват. А может, нас просто Бог не устраивает, Он оказался не такой, как нам хотелось бы?
Почему не получается найти пару?
Давайте рассуждения построим по порядку формирования семьи. Итак, почему же некоторые девушки или женщины очень хотят замуж, а никак не выходит? Хочется сказать, что с этой проблемой сталкиваются не только представительницы слабого пола, но и мужчины. Просто родительский инстинкт, стремление быть желанной и любимой у женщин сильнее выражены. Я сейчас говорю обобщающе, а в каждом индивидуальном случае нужно искать свои нюансы. В общении с людьми мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда хорошие церковные ребята не могли найти себе пару, точно так же, как и хорошие церковные девушки. Иногда я с недоумением спрашиваю: а где вы ходите, куда смотрите? Почему ваши дороги не пересекаются? Опять же, может, проблема здесь не в Боге?
Если ничего не делать, то ничего не будет. Воспринимайте данное утверждение как закон. Если мы хотим с кем-то познакомиться, нужно немного для этого поднапрячься. Да, у кого-то это получается само собой, но не у всех. Скажу как мужчина: девушка или женщина должна нравиться. Для того чтоб разглядеть ваш внутренний мир, с вами нужно пообщаться, пригласить на свидание, а для этого необходимо, чтоб было, за что зацепиться глазу. Не подумайте, я не говорю о пошлостях, но все мы живем в определенной культурной среде, и эта среда формирует в том числе и наше эстетическое восприятие. Молодому парню или зрелому мужчине должно захотеться с вами познакомиться. Не нужно терять свою скромность и застенчивость, но не мне говорить о том, что эти скромность и застенчивость могут быть преподаны так, что на вас разу обратят внимание.
Я допустил эти рассуждения, чтоб намекнуть: иногда проблема может быть не в Боге и даже не в наших грехах, а просто в нашем поведении, во внешнем виде, в проявлении вовне. Красоту не нужно прятать, не надо скрывать, в ней нет ничего греховного. Точно так же абсолютно нормально, если мужчина нравится женщине. Мужчина-христианин всё равно должен оставаться мужчиной, наполненным внутренней силой, со стержнем, которые всегда почувствуют представительницы слабого пола. Как бы мы ни пытались морить себя постами или делать вид подвижника, всё равно нужно понимать, что эротическая энергия в человеке самая сильная. Если ее направить в правильное русло – не на разрушение, а на созидание личности – то она может принести хорошие плоды.
Итак, если у вас нет еще пары, а вы действительно хотите создать христианскую семью, то потрудитесь для этого. Продолжайте также молиться и просить у Бога желанного, но не забывайте, что Ему еще нужно позволить вмешаться в свою жизнь. Жених или невеста с неба не упадут. Я не призываю «залипнуть» на сайтах знакомств или судорожно отправляться куда-то на поиски. Делайте свое дело. Если позволяет время, найдите какие-то молодежные, благотворительные или волонтерские православные объединения рядом с вами. Начните общаться, помогать другим – и всё у вас обязательно получится.
Почему не получается зачать ребенка?
Вот семья создана, но никак не получается зачать ребенка. Возникает вопрос: почему Бог не дает детей? Проблема может быть как духовной, так и физиологической. Если дело в нарушенном здоровье, то это вам не к священнику, а к врачу соответствующей квалификации. Не думайте, что Бог по «мановению волшебной палочки» исцелит вас от ваших недугов, это еще нужно заслужить. Чудеса случаются, но только в особых обстоятельствах и с определенной целью, для всех же остальных случаев болезней есть врачи.
Что же касается духовных проблем, то давайте сразу отбросим все разговоры о том, что Бог не дает детей за грехи родителей. Эта тема многократно раскритикована, а подобного мнения придерживаются лишь те, кто не читает Священного Писания и святоотеческой литературы. Я не стану углубляться и подробно разбирать данную проблему, а отмечу лишь те источники, в которых опровергается рассматриваемое мнение:
Перечисленными ссылками вопрос не ограничивается, но, думаю, что и этого достаточно, дабы понять: каждый несет ответственность за свои грехи. Поясню еще также, что мы не исключаем определенную склонность как к порокам, так и к добродетелям, наследуемые от родителей, но склонность может быть и не реализована. Ребенок также всегда воспринимает негативный пример отца или матери, но каждый греховный поступок – уже будет лично его, а не кого-то другого.
Если же со здоровьем всё в порядке, но долго не получается зачать ребенка, то стоит вспомнить наставление свт. Иоанна Златоуста, что просить нужно с верой, упованием, непрестанно, быть уверенным, что всемогущий Господь способен выполнить нашу просьбу, но также не забывать делать должное со своей стороны. Когда рождение ребенка становится самодовлеющей целью и даже навязчивой идеей, то Бог действительно может положить препятствия к этому. Тогда стоит немного остановиться и отпустить ситуацию, вспомнить, что цель христианского брака – взаимопомощь друг другу в спасении. Два человека – это уже семья, нормальная, а не какая-то неполноценная. Если чувствуете, что хватает любви и широты сердца, то можете усыновить ребенка. Если же кто-то из супругов понимает, что не потянет, то лучше отложите этот вопрос. В общем, ищите причины в себе, в своих взаимоотношениях и постоянно что-то делайте. Помните, что дорогу осилит лишь идущий, а любой труд не останется незамеченным Богом.
Надеюсь, мне хоть как-то удалось ответить на вопрос, почему некоторым людям приходится оставаться без пары или почему Бог не дает детей женщине. Помните, что если уже сложилась пара, то проблема может быть и в мужчине. В браке мы не одни и все препятствия нужно преодолевать вместе. Никогда не останавливайтесь, двигайтесь, трудитесь, «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7–8).
Почему Бог не даёт детей: наказание или промысел Всевышнего?
Не будем указывать пальцем, а просто согласимся, что в нашем окружении, а особенно в интернете полно людей, которые недоумевают, почему Бог не даёт детей в ответ на молитвы. Не Он ли завещал: «Плодитесь и размножайтесь»?
А как же выполнить этот завет, если на то есть физиологические или какие-то иные препятствия? Да и вообще, отчего одним можно, а другим нельзя? Не уж-то эти люди чем-то лучше? Разберём это подробнее.
Бог не всем даёт детей, так как у некоторых другое предназначение
Есть, допустим, некая женщина, Мария Петровна. Ходит в церковь, читает Библию, следит за собой, замужем. Плохого слова о ней никто не скажет. Всегда она поможет ближнему, подскажет, о чём не спроси. А сама в чужие дела не лезет, чтобы людям не докучать.
Ну ведь хороший человек, верно? А детей у неё нет. Разве справедливо? Мать ведь получилась бы замечательная. Но наша проблема в том, что мы всё меряем людскими категориями. У Бога же свои планы.
Давайте ненадолго оставим Марью Петровну в покое и представим себе её далекого предка, этакого доисторического человека, каким его рисуют в учебниках биологии. Сидит бедолага и думает, чем бы расколоть орех.
Не все рождены, чтобы оставить потомство. Нобелевский лауреат Бернард Шоу не имел детей, но найдётся хоть кто-то, способный сказать, что жизнь этого выдающегося человека из-за бездетности прошла напрасно. Фото: upload.wikimedia.org
И вдруг — раз, волшебным образом у ног этого пра-прапрадедушки возникает микроскоп. Вещь увесистая, значит, орехи колоть подойдёт. Всё ведь правильно? По всем качествам идеальный орехокол, даже с ручкой. Но это с доисторической точки зрения.
Вот только задача у него иная. Поймёт ли этот человек рассказы о бактериях, лупах и т.д.? Нет, не его уровень знаний, и пытаться не стоит.
И вот вернёмся к Марии Петровне. Она в этом мире тоже не случайна. Как и у микроскопа, у неё есть своя задача. Но окружающие, как и доисторический человек, существа обусловленные, они не глядят вглубь божественного промысла, равно как и наши предки ничего не ведали об увеличительных устройствах.
Иными словами, не все из нас рождены иметь детей, хотя с человеческой точки зрения каждому подобает быть родителем.
Много великих личностей, проповедников, художников, писателей и т.д. не имели потомков:
У каждого была своя причина не иметь детей, но, вероятно, имелась и ещё одна, глубинная — божественный промысел. Конечно, это не значит, что Мария Петровна из нашего примера, будучи бездетной, обречена на мировую славу. Но вклад в наш мир измеряется не известностью человека, а той пользой, которую мы приносим кому-то другому.
Иными словами, если Мария Петровна направит свою доброту и лучшие качества на создание приюта для бездомных животных, помощь одиноким пенсионерам, творчество или что-то ещё, она способна принести пользу куда большую, чем если бы сосредоточила все свои выдающиеся качества на двух-трёх детях.
Фридрих Ницше полагал, что любому, чтобы иметь ребёнка, нужно самому стать достойнейшим человеком. Фото: upload.wikimedia.org
Это иной уровень сознания. Так, например, высказался Микеланджело, который, кстати, сотворил множество шедевров на христианские темы:
«Искусство — ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».
Поэтому бездетность — не приговор, а указание Бога на то, что у человека есть какое-то иное, безусловно, важное для этого мира предназначение.
Ветхий Завет негативно высказывается о бездетности, но мы живём по Новому Завету, где этого нет
В Библии можно найти далеко не самые приятные эпизоды, связанные с детьми. Если человек, который беспокоится, почему Господь не даёт детей, заглянет в Ветхий Завет, может появиться чувство неполноценности.
«И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков»
Мы видим ужасающую картину. Супруги, которые много лет потратили на то, чтобы жить вместе, начинают ссориться и обвинять друг друга в бесплодности. И ради сомнительной радости продолжения рода Иаков согласен изменять родной жене и иметь детей от чужой женщины, которую даже не любит.
Мы часто упрекаем молодёжь за интимные отношения без любви и брака, но вот, пожалуйста — другая сторона монеты: брак есть, а любви нет. Неужели, такое действо богоугодно? Конечно, нет. А стоит ли напоминать, что Рахиль в итоге роды стоили жизни?
Всё это показывает нам не исполнение воли Всевышнего, а жуткие устои некоторых семитов ветхозаветных времён, когда в абсолют возводилось деторождение, и этот абсолют переходил все разумные пределы. Но мы живём в другую эпоху. Рассказывает протоиерей Алексий (Уминский):
«Хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же.
Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может».
Мы живём по заповедям Христа, и те исторические свидетельства об ошибках библейских персонажей, которые зафиксированы для нас в Библии, не должны смущать людей и быть образцом для подражания. Христос любит детей, но никогда не говорит, что цель жизни человека или заведения семьи — это рожать. Божественная любовь от этого не зависит.
Отец Алексий добавляет:
«Мы порой не можем вместить Промысел Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого».
О том, чтобы Бог дал ребёнка, молиться не стоит, хотя Всевышний может ответить
У современных христиан популярно ошибочное представление, что молитва — это способ что-то попросить у Всевышнего. Будто сидит Бог где-то, понятия не имеет, что человеку хорошо, а что плохо. И тут вдруг — подсказка в молитве: «А дай-ка мне, Бог, детей», и сразу нашлось решение.
Нет. Так не бывает. Бог всё в этом мире делает не случайно, а потому не нуждается в подсказках, как и чего менять. Молитва — это способ выразить благодарность, пообщаться с Господом, но никак не заказать Ему что-то, как деду Морозу.
Если Бог считает, что нам что-то нужно, Он даст все средства для достижения этого. То есть Он не дарит храбрость трусу, но создаёт сложные обстоятельства, в которых эту храбрость можно взрастить. Но делает это лишь по Своей воле.
Если верующий не знает, почему Бог не даёт детей именно ему, то как он может быть уверен, что эти дети ему вообще полезны? Быть может, обстоятельства вообще бы привели к какому-то губительному результату. Отец Владимир (Головин) на видео ниже рекомендует вообще ничего никогда не просить у Бога, а довериться ему.
Есть ли смысл вымаливать у Бога то, что Он не дает для нашей пользы? (прот. Владимир Головин)
Бог может дать детей в ответ на искреннюю молитву, но лучше Его не просить
Случается, что Бог, по большой любви к нам, уступает на настойчивую и искреннюю молитву. Подобным образом родитель может купить ребёнку вредный продукт, просто потому, что сын или дочки очень уж слёзно просят. Мы знаем, что это навредит, но, в конце концов, иногда томления чада перевешивают.
Но не стоит пытаться давить на это. Христианские авторитеты соглашаются, что даже если Бог уступит и позволит всему свершиться по воле человека, события эти всё равно будут иметь печальный итог.
Это тот случай, когда Всевышний даёт нам на собственном опыте пережить ошибку и понять, что не стоит указывать Богу, как и что делать.
Бог не может не давать детей за грехи
Некоторых людей интересует, за какие грехи Бог не даёт детей. Но это так не работает. Вознаграждение за праведную жизнь и кара за неправедную, по христианскому вероучению, состоится после Страшного Суда. А всякие прижизненные обстоятельства обусловлены только образом жизни человека.
Скажем, почему Бог не даёт ребёнка пьянице? Ясное дело, почему: от алкоголизма возникли проблемы со здоровьем, это человек лишил себя детей, а не Бог. Или же случается, что человек родился изначально с проблемами репродуктивной системы.
Здесь уже стоит обратиться с вопросом к родителям, которые своим образом жизни повлияли на наследственность чада. А прижизненные наказания и поощрения за грехи — это уже в Восточных религиозных традициях, но не христианстве.
«Дал Бог ребёнка, даст и на ребёнка» и другие народные мудрости учат доверять Господу
Народная мудрость учит доверяться Богу в любой ситуации. Например:
Не стоит ждать и молиться о беременности, если на то воля Божья, то мы своими силами можем стать родителями
Бог даёт детей тогда, когда считает нужным и только тем, кому Он предрешил стать родителями. Не для всех из нас этот путь прямой и ровный. Некоторым предстоит понять, почему не даются дети именно ему? Быть может, есть проблемы со здоровьем?
Тогда место больного не у святых мощей в ожидании чуда, а в тех средствах, которым Всевышний позволил существовать в нашем мире — к средствам медицины.Не надо ждать чудес там, где можно справиться мирскими силами. Бог дал нам достаточно всего, чтобы всё иметь на этой земле.
Взять чужого ребёнка на воспитание — достойный выход для тех, кто не имеет своих детей, но очень хочет стать родителем. Например, египетская царица спасла еврейского ребёнка из реки и воспитала. Ему предстояло стать величайшим пророком в истории — Моисеем. Фото: alexandrtrofimov.ru
Есть разные методы лечения и оплодотворение, скажем, суррогатное материнство, а если Бог не даёт детей, то для всех желающих есть детские дома, где можно взять того, кто нуждается в родителях. А если не хочется, то что делать?
Ведь это не своя кровь. Значит, и дети такому человеку противопоказаны. Все эти стереотипы про кровь отдают эгоизмом, в них нет любви. Мы либо хотим детей, либо нет. Третьего не дано.
А если так случилось, что не судьба, вокруг всё равно остаётся замечательный мир, которому нужно открыться. Мы должны направить любовь везде и ко всему. Для истинного верующего вся Вселенная — одна большая семья, которая нуждается в наших любви и заботе.