За что богатыри полюбили царевну

Как богатыри относятся к царевне из сказки о мертвой царевне и почему?

Задания по литературе для 5 класса 9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Богатыри представлены нам очень дружелюбными- поняв,что кто-то чужой забрался к ним в дом сразу же заявили,что примут этого человека,как родного. Гостеприимны- сразу же накормили царевну и

Богатыри сначала все полюбили царевну и каждый хотел,чтобы она стала его женой,не спорили с ней и уважительно к ней относились. После отказа царевны богатыри не обиделись а продолжали любить её и относится к ней как к родной сестре. Она стала для них настолько дорога и близка,что даже после того, как она съела отравленное яблоко и уснула крепким сном они не смогли её похоронить а уложили в хрустальный гроб и отнесли в пустую гору,подвесив на цепи и оградив забором.

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

В сказке Пушкина «О мертвой царевне» молодая царевна оказывается в доме семи богатырей в тот момент, когда богатырей не было дома. Она наводит порядок и вернувшиеся богатыри оказываются приятно поражены увиденным. Они сразу предлагают девице стать им сестрой, еще не видя ее и не подозревая, что это царевна.

Царевна и богатыри жили очень дружно и конечно богатыри полюбили царевну, а потом спросили ее напрямик, кто из них ей больше по сердцу. Но царевна призналась, что она отдана королевичу Елисею и богатыри отступились.

Эти сцены показывают нам прежде всего честность и высокую нравственность царевны и богатырей, которым даже в голову не пришла мысль о том, чтобы отбить царевну, чтобы настаивать на своей любви и тем ставить царевну в неловкое положение.

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Молодая царевна из сказки Пушкина «О мертвой царевне» когда оказалась у семи богатырей ни в чем не испытывала неудобства. Богатыри вели себя по-рыцарски, они относились к ней со всем должным уважением, как к своей сестре. Когда они узнали, что у царевны есть жених, это не изменило их отношения.

Это говорит о том, что герои сказки, и царевна и богатыри, очень хорошие и добрые люди.

Источник

Краткое содержание «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ⭐

Главные герои: царевна, королевич Елисей, мачеха (жена царя), 7 богатырей

Второстепенные персонажи: чернавка (служанка царицы)

Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1833 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа |

Темы: героизм, добро и зло, жизнь и смерть, любовь, милосердие и жестокость

Рождение царевны

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Иллюстрация В. Назарук

В некотором царстве, пока царь был в отъезде, царица родила дочь но сама умерла.

Поначалу царь горевал, но спустя год взял себе новую жену. Она была очень красивой, но характер у нее был тяжелый. Ее нрав отличался завистливостью, своенравностью и жестокостью. У новой супруги царя имелось волшебное зеркало, которое могло говорить. Ежедневно царица любовалась собственным отражением и каждый раз задавала зеркалу вопрос, является ли она самой красивой женщиной на свете. На протяжении многих лет зеркало говорило правду, что красивее царицы никого не было в мире.

Соперница

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Иллюстрация В. Назарук

Однако незаметно выросла падчерица царицы. У нее появился жених. Царица в очередной раз спросила у зеркала о своей несравненной красоте, на что услышала ответ, что самой красивой на свете является ее падчерица. Царица позвала служанку и отдала ей приказ извести царевну. Служанка должна была увести девушку в лес и оставить там. Чернавка исполнила приказ своей госпожи. Царевна поняла ее замысел и стала молить о пощаде. Она посулила служанке награду за это. Чернавка отпустила девушку, а сама вернулась к хозяйке. Царица поинтересовалась насчет исполнения своего приказа. Служанка обманула ее, сказав, что царевна связана и оставлена на съедение лесному зверью.

Царь горевал о дочери. А жених девушки Елисей пустился на поиски невесты.

Семь богатырей

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Иллюстрация В. Назарук

Царевна долго бродила по лесу, после чего вышла к дому, который был скрыт в чаще. Позднее пришли хозяева. Это были семь братьев, все они были богатырями. Девушка осталась у них и стала вести хозяйство. Однако скоро богатыри предложили ей выбрать одного из них в мужья. Царевна отказалась, потому что у нее уже был жених.

Коварство царицы

Царица же, думая, что царевну разорвали дикие звери, снова обратилась к зеркалу и узнала, что девушка жива. При помощи угроз она добилась правды от чернавки и приняла решение самостоятельно извести падчерицу. Она оделась нищенкой и отправилась в лес. Царевна ничего не подозревала и радушно приняла гостью. Только пес почуял неладное, громко лаял на нищенку и рвался с привязи. Девушка подала страннице милостыню. В ответ получила яблоко, которое было пропитано ядом. Ни о чем не подозревающая царевна откусила небольшой кусочек и тут же упала бездыханной.

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Иллюстрация В. Назарук

Вернулись богатыри. Пес подбежал к яблоку и проглотил его. Тут же он умер. Братья поняли, что девушку извела царица из зависти. Сначала они собирались похоронить царевну, но девушка не выглядела мертвой. Она как будто спала. Посоветовавшись, богатыри положили ее в гроб из хрусталя, который подвесили на цепи в пещере.

Спасение

Царица наконец услышала тот ответ от зеркала, который хотела. Елисей искал невесту по всему миру, однако все было тщетно.

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Он спрашивал о девушке у всех, кого встречал – у солнца, у месяца и у ветра. И только ветер, который был вечным странником, поведал королевичу о пещере. Он сообщил, что в той пещере висит гроб из хрусталя, а в нем лежит царевна. Королевич опечалился и решил в последний раз посмотреть на невесту. В отчаянии он разбил гроб и царевна открыла глаза. Молодые люди вернулись к царю.

Смерть царицы

Тем временем царица снова спросила у зеркала о своей красоте. Зеркало ей ответило, что царевна всех милее. Царица в ярости разбила зеркало. Когда она встретилась с падчерицей ее сердце не выдержало и она умерла от злости и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и Елисея.

Как Вы запомнили содержание «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

Источник

Литература

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу [1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки. Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Источник

За что богатыри полюбили царевну

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

Мачеха и падчерица

Все начинается с того, что царица рожает царю дочь, а сама умирает. Царь горюет, но вскоре решает жениться второй раз. Новая царица была молодой и красивой, но характер у нее был скверный. Это была жадная, жестокая и эгоистичная женщина с каменным сердцем. И знала она колдовство: у царицы было волшебное зеркало.
Показать полностью. Каждый день она обязательно навещала зеркало и спрашивала у него, кто самая красивая на всем белом свете. Зеркало неизменно называло имя царицы. Но время шло, царица старела, а царевна наоборот подрастала и хорошела.

И вот однажды зеркало заговорило иначе: царица все еще была прекрасна, но не ровня царевне. Черная зависть начала душить злую женщина, она подговорила служанку отвести царевну на прогулку в лес и бросить там на съедение волкам. Царевна обо всем догадалась и попросила служанку сжалиться. Та отпустила девушку, а царице сказала, что царевна мертва. Царевна бродила по лесу, пока не наткнулась на дом. Там жили семь братьев-богатырей, которые приютили несчастную. Она была так хороша, добра и трудолюбива, что братья влюбились в нее и попросили выбрать одного из них в мужья. Но у царевны уже был возлюбленный Елисей.

В жизни любой женщины наступает время перемен. Во многих сказках зашифровано описание таких критических периодов и способы перехода женщины из одного статуса в следующий. Условно таких переходов можно выделить три:

1.переход девочки в девушку (отделение от родителей, опыт столкновения со взрослым миром, получение первого сексуального опыта, замужество)

2.переход девушки в женщину (наиболее продуктивная фаза жизни – рождение ребенка, развитие умения любить и творить)

3.переход к старости (способность уступить место более молодым, обретение мудрости)

Сказочные сюжеты, раскрывающие алгоритм взросления, перехода девочки во взрослую девушку, наиболее распространены, потому что этот порог должна переступить каждая девочка.

Мачеха в этих сказках символизирует ту часть матери девочки, которая видит в ней соперницу, которая не хочет уйти «со сцены», благословить ее расцветшую женскую силу. Конечно, девочка не может занять место матери-мачехи в своей родной семье, поэтому ей неизбежно нужно уйти из родительской семьи, чтобы обрести свою. Важным элементом в этих сказках является трудолюбие героини, задания, которые требуют от нее умелости, тщательности и т.д., а также волшебные помощники, облегчающие эти задания, выручающие ее из сложной ситуации.

Богатыри играют важную роль в сказке, они являются противоположностью злобной царице. Они приняли царевну, заботились о ней при жизни и после смерти. Несмотря на то, что они не знали царевну, богатыри стали для нее братьями.

Пушкин говорит о добре и зле, о том, что добро сильнее. Это мы видим в конце, когда царевна выходит замуж за Елисея, а царица умирает от зависти и ненависти.

За что богатыри полюбили царевну. Смотреть фото За что богатыри полюбили царевну. Смотреть картинку За что богатыри полюбили царевну. Картинка про За что богатыри полюбили царевну. Фото За что богатыри полюбили царевну

«Ожидающая пробуждения и спасения»

Этот сюжет встречается во многих женских сказках. Его фабула довольно проста: героиня попадает в ситуацию, с которой не может справиться самостоятельно; ей требуется помощь прекрасного юноши. Спящая красавица и Мертвая царевна пробуждаются только от поцелуя принца; Василису Премудрую суженый должен освободить из кощеева плена; немало принцесс требуют спасения – кто от дракона, кто от колдуна, кто от неприятеля.
Показать полностью. Она – томится в высокой башне, пещере, хрустальном гробу. Он – вдохновлен стремлением ее освободить, и расколдовать.

В данном сюжете героиня внешне абсолютно пассивна. И это дает возможность герою проявить активность, доблесть, изобретательность. Словом все, на что он способен.

Вот наиболее известные истории, в которых есть сюжет «ожидающей спасения»: «Спящая красавица», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Руслан и Людмила», «Царевна-лягушка», «Три царства – Медное, Серебряное и Золотое» и многие другие.

Особое место в «сюжете ожидания» занимает сон красавицы в хрустальном гробу. Одной из первых «спящих красавиц» можно назвать валькирию Брунхильд – героиню скандинавского и германского эпоса.

Верховный бог – Один приказал Брунхильд наблюдать за боем двух воинов – старого и молодого. При этом валькирии вменялось покровительствовать старику. По замыслу Одина, молодой воин должен был погибнуть, а Брунхильд – доставить его душу в Валгаллу, место где живут и пируют герои после славной гибели.

Брунхильд, наблюдая за боем, сочла волю Одина несправедливой. На ее взгляд, Валгалла больше подходила для старика, а молодому воину следовало жить, чтобы совершить еще множество подвигов. И вот она, ослушавшись Одина, проводила в Валгаллу душу старика, чем, естественно, вызвала гнев Верховного бога.

Он сказал ей, что для такой непокорной валькирии вряд ли найдется подходящий мужчина. Один погрузил Брунхильд в сон и отнес на землю. Согласно его воле, валькирия пробудится ото сна только в том случае, если на земле родиться истинный герой, достойный по Силе самой валькирии.

Пока одинокая и прекрасная Брунхильд спала, множество отважных и сильных юношей целовали ее, но она не просыпалась. Все они не были достойны ее. Прошло немало лет, прежде чем родился на земле герой Сигурд. Именно от его поцелуя она пробудилась и полюбила его.

История любви валькирии и героя трагична и поучительна, – такова традиция мифа. Но нас, в данном случае, интересует тонкий символизм сна и пробуждения Брунхильд.

Сон валькирии защищает ее от ложных страстей и увлечений. Она не разменивается на чувства к недостойным ее. Так кара Одина оказывается для нее оберегом.

Получается, что в этом сюжете зашифровано тонкое послание: существует некий «небесный избранник», герой, предназначенный стать возлюбленным женщины и его необходимо дождаться. А чтобы ей избежать соблазна удовлетворять свою потребность в любви с недостойными, лучше погрузиться в сон.

Сон, в данном контексте, символизирует женскую активность, направленную на саморазвитие. Переводя со сказочного языка на наш, «заснуть в хрустальном гробу» означает «начать работу над собой». Это и самообразование, и духовное развитие, а также работа по совершенствованию культуры чувств и тела. Итак, оказывается, что героиня вовсе не пассивно ждет спасения, пробуждения. Она работает духовно. При этом она застрахована от ошибочных действий, которые могут запутать событийный поток и отвести от нее Единственного. Она спит в хрустальном гробу, но, на самом деле, бережет свою чистоту, готовит себя к встрече с Ним.

Еще один интересный аспект этого сюжета – поцелуй прекрасного принца. Красавица пробуждается именно от поцелуя. В этом контексте героиня символизирует спящую Женственность (Женскую энергию), которую инициирует соприкосновение с Мужской энергией.

Мужчина, контакт с ним, необходим женщине чтобы проснуться, увидеть мир другими глазами. Если мы хотим осветить темную комнату электрическим светом, нужно найти «включатель». Мужчина для женщины своего рода «включатель». Поэтому каждая женщина, начиная с самого раннего возраста, так стремится к контакту с ним, к Любви. Чтобы «включиться», чтобы проснуться.

Миссия мужчины – пробудить Женственность в женщине. Дальше энергия Женственности, энергия Любви начнет менять женщину. Она расцветет физически, эмоционально, ментально и духовно. Но без поцелуя ничего не получится.

Кроме того, поцелуй для принца – символ результативности собственных действий. Он многое преодолел чтобы добраться до спящей красавицы. Теперь он достиг своей цели, доказал себе и остальным свою Силу.

Чтобы мужчина был активен, смог реализовать собственный потенциал, женщине необходимо проявлять внешнюю пассивность. Если она сама научиться пробуждаться ото сна, если она перестанет попадать в передряги с похитителями-драконами, или сама возьмет в руки меч, – как мужчина сможет проявить свою Силу?! При этом женщине придется приобрести мудрость и Божественное Наитие, чтобы безошибочно определять среди множества героев своего Единственного.

Источник

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Царь с цари­цею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смот­рит в поле, инда очи
Раз­бо­ле­лись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся беле­шенька земля.
Девять меся­цев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочель­ник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Изда­леча наконец
Воро­тился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяже­ле­шенько вздохнула,
Вос­хи­ще­нья не снесла
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год про­шел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду мол­вить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Свое­нравна и ревнива.
Ей в при­да­ное дано
Было зер­кальце одно;
Свой­ство зер­кальце имело:
Гово­рить оно умело.
С ним одним она была
Доб­ро­душна, весела,
С ним при­вет­ливо шутила
И, кра­су­ясь, говорила:
«Свет мой, зер­кальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румя­ней и белее?»
И ей зер­кальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румя­ней и белее».
И царица хохотать,
И пле­чами пожимать,
И под­ми­ги­вать глазами,
И при­щел­ки­вать перстами,
И вер­теться подбочась,
Гордо в зер­кальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихо­мол­ком расцветая,
Между тем росла, росла,
Под­ня­лась – и расцвела,
Бело­лица, черноброва,
Нраву крот­кого такого.
И жених сыс­кался ей,
Коро­ле­вич Елисей.
Сват при­е­хал, царь дал слово,
А при­да­ное готово:
Семь тор­го­вых городов
Да сто сорок теремов.

На девич­ник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зер­каль­цем своим,
Пере­мол­ви­лася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румя­ней и белее?»
Что же зер­кальце в ответ?
«Ты пре­красна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румя­ней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зер­кальцу как хлопнет,
Каб­луч­ком-то как притопнет.
«Ах ты, мерз­кое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брю­ха­тая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
При­зна­вайся: всех я краше.
Обойди все цар­ство наше,
Хоть весь мир; мне ров­ной нет.
Так ли?» Зер­кальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румя­ней и белее».
Делать нечего. Она,
Чер­ной зави­сти полна,
Бро­сив зер­кальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И нака­зы­вает ей,
Сен­ной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, свя­зав ее, живую
Под сос­ной оста­вить там
На съе­де­ние волкам.

И молва тре­зво­нить стала:
Дочка цар­ская пропала!
Тужит бед­ный царь по ней.
Коро­ле­вич Елисей,
Помо­лясь усердно Богу,
Отправ­ля­ется в дорогу
За красавицей-душой,
За неве­стой молодой.

Но неве­ста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
При­бе­жал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подво­рье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Под­ня­лася на крыльцо
И взя­лася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В свет­лой гор­нице; кругом
Лавки, кры­тые ковром,
Под свя­тыми стол дубовый,
Печь с лежан­кой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди доб­рые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все поряд­ком убрала,
Засве­тила Богу свечку,
Зато­пила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Вхо­дят семь богатырей,
Семь румя­ных усачей.
Стар­ший молвил:
«Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты ста­рый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Бра­тец будешь нам названый.
Коль ста­рушка, будь нам мать,
Так и ста­нем величать.
Коли крас­ная девица,
Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрас­нев­шись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Уса­дили в уголок,
Под­но­сили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На под­носе подавали.
От зеле­ного вина
Отре­ка­лася она;
Пиро­жок лишь разломила,
Да кусо­чек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпро­си­лась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во свет­лую светлицу
И оста­вили одну,
Отхо­дя­щую ко сну.

День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утрен­ней зарею
Бра­тья друж­ною толпою
Выез­жают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку пра­вую потешить,
Соро­чина в поле спешить,
Иль башку с широ­ких плеч
У тата­рина отсечь,
Или вытра­вить из леса
Пяти­гор­ского черкеса,
А хозя­юш­кой она
В терему меж тем одна
При­бе­рет и приготовит,
Им она не прекословит,
Не пере­чат ей они.
Так идут за днями дни.

Бра­тья милую девицу
Полю­били. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Стар­ший мол­вил ей: «Девица,
Зна­ешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так Бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Про­чим лас­ко­вой сестрою.
Что ж кача­ешь головою?
Аль отка­зы­ва­ешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но дру­гому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Коро­ле­вич Елисей».

Бра­тья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Про­сти ты нас, —
Стар­ший мол­вил поклонясь, —
Коли так, не заикнуся
Уж о том». – «Я не сержуся, —
Тихо мол­вила она, —
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Поти­хоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *