За что боролись якобинцы
Кто такие якобинцы? Почему ими восхищался Ленин?
Якобинцы – участники политического Якобинского клуба времен Великой французской революции. Свое название они получили по имени монастыря святого Якова в Париже, где собирались участники клуба. Они отличались от других партий непримиримой революционностью и жестокостью.
Кадр из игры Assassin’s Creed Unity о Великой французской революции. Фото: Wikimedia
С июня 1793 по июль 1794 года они фактически возглавляли революционную Францию. Этот период называется Якобинской диктатурой. Она запомнилась казнями и террором и завершилась тем, что на гильотину отправились сами ее лидеры.
Именно с якобинцев и их революционных методов брал пример Владимир Ленин во время Русской революции.
Раскол умеренных сил
Французская революция началась в мае 1789 года. 14 июля пала Бастилия, затем власть взяло в свои руки Национальное собрание из представителей буржуазии (третьего сословия), просвещенного дворянства и духовенства. Оно отменило привилегии и провозгласило равенство всех граждан, в том числе короля, перед законом. Страна начала трансформироваться из абсолютной в конституционную монархию. Это процесс завершился в сентябре 1791 года принятием Конституции.
В Якобинском клубе остались так называемые конституционалисты – более свободолюбивое, но все еще не радикальное крыло революционеров. Среди них были братья Ламет, Барнав, Дюпор.
Все изменила неудачная попытка короля Людовика XVI бежать из страны в июне 1791 года. Революционно настроенные граждане поняли, что глава государства не разделяет революционных идей новой страны и не готов мириться с ограничением собственной власти. Это привело к политическому кризису, который завершился расстрелом антимонархической демонстрации на Марсовом поле.
Конституционалисты покинули якобинцев и образовали собственный Клуб фельянов. В него перешло и большинство провинциальных ячеек якобинцев. Возрождать Якобинский клуб пришлось немногим оставшимся в нем радикалам, лидером которых стал Максимилиан Робеспьер.
Кровавые радикалы
Робеспьер изначально провозгласил самые радикальные лозунги. Он требовал окончательного свержения короля и установления республики. Когда он стал лидером якобинцев, к ним перешли убежденные республиканцы из клуба кордельеров. Среди них были журналист Жан Поль Марат, оратор Жорж Дантон и лидер восстания 14 июля 1789 года Камиль Демулен.
Жорж Дантон. Фото: Wikimedia
Радикальные якобинцы стали подтачивать неустойчивое правительство, требуя низвергнуть короля. Эти настроения вылились в восстание 10 августа 1792 года. Монарх был свергнут, в стране установилась республика. В сентябре по стране прокатились первые массовые репрессии, венцом которых стали расправы в парижских тюрьмах. Их подогревали в том числе якобинцы.
Тогда же открылся Национальный Конвент – новый верховный орган власти. Из более чем 700 депутатов от всех регионов страны почти 400 составляло так называемое болото – колеблющиеся законодатели, не знавшие, кому отдать свой голос. На противоположных флангах заседали умеренная республиканская партия жирондистов и радикальная – монтаньяров (якобинцев). Первая была особенно сильна в провинции, вторая – в Париже.
Казнь Людовика XVI. Фото: Wikimedia В январе 1793 года Конвент большинством голосов (380 против 310) осудил Людовика XVI к смерти на гильотине. Это стало победой монтаньяров над жирондистами. Со временем их конфликт лишь обострялся. Жирондисты обвиняли якобинцев в том, что они стремятся к диктатуре. Те отвечали, что жирондисты предают революцию и хотят восстановления старого порядка.
Большой террор
Восстание 31 мая – 2 июня 1793 года положило конец этому противостоянию. Тысячи парижских санкюлотов (челяди) окружили Конвент и арестовали жирондистов. Многие их лидеры были казнены. Обновленный Конвент принял новую Конституцию. В ответ жирондистка Шарлотта Корде зарезала лидера якобинцев Марата.
По стране прокатилась невиданная до этого волна террора. Осенью 1793 года были жестоко подавлены жирондистские восстания в Лионе, Марселе, Тулоне, Бордо. На подавление мятежного региона Вандея послали революционные «отряды смерти», которые уничтожали всех на своем пути. Были казнены королева Мария-Антуанетта, бывший мэр Парижа Байи, конституционалист Барнав, поэт Андре Шенье, любовница Людовика XV мадам Дюбарри, герцог Филипп Эгалите, лидеры жирондистов Верньо, Жансонне, Бриссо, супруги Ролан. Химика Лавуазье казнили с формулировкой “Республике не нужны ученые”.
Подавление восстания в Лионе, декабрь 1793 года. Фото: Wikimedia Раскол в стане революционеров продолжался. Самых рьяных из них во главе с Эбером стали называть эбертисты или “бешеные”. Более умеренное крыло сформировалось вокруг Дантона и Демулена. Робеспьер решил не церемониться ни с теми, ни с другими. 24 марта 1794 года он расправился с эбертистами, а 5 апреля на гильотину пошли дантонисты.
Казнь Робеспьера. Фото: Wikimedia Конец якобинской диктатуре положила женщина. Тереза Тальен была супругой депутата Конвента Жана-Ламбера Тальена. Когда летом 1794 года ее арестовали по подозрению в контрреволюции, муж побоялся пойти против всемогущего Робеспьера. Тогда она послала ему записку: « Je meurs d ’ appartenir à un l â che » («Я умираю оттого, что принадлежу трусу»). Взгоряченный супруг быстро сколотил заговор и сверг якобинцев 9 термидора (27 июля) 1794 года. На гильотине были казнены Робеспьер, Сен Жюст и другие лидеры павшего режима.
При чем здесь Ленин?
История якобинцев – это история всей французской революции, т.е. постепенная радикализация протеста. Если сначала они требовали ограничения власти короля, то затем его свержения, потом смерти, а в конце и вовсе установления тотальной революционной диктатуры и подмены Бога высшим существом. Усиливающийся вихрь революции сметал все на своем пути, в том числе и тех революционеров, кто не успевал за ним. Потому и стали говорить, что революция пожирает своих детей.
Французская революция. Якобинцы
Очередная угроза революции
С самого начала французская буржуазия и ее политические представители стремились заключить сделку с оппозицией. Они опасались, что массы не остановятся на отмене феодальных привилегий аристократии, а предпримут наступление на саму собственность.
Бриссо, лидер жирондистов, выступал против «дезорганизаторов», которые «уравняли бы все – собственность, богатство, цены на конюшни, различные услуги, причитающиеся обществу». Он отразил панику своих богатых покровителей. Однако в момент величайшей опасности спасение революции зависело от мобилизации наиболее угнетенных масс общества.
Якобинцы и жирондисты первоначально принадлежали к одной партии. Но, тогда как последние отшатнулись, расшевелив «низшие слои» общества, якобинцы увидели, что это была единственная альтернатива, если революция должна была быть защищена.
В то время как политические вопросы в правительстве затягивались, угроза контрреволюции снова подтолкнула массы к действию. Герцог Брунсвикский, возглавлявший вторгшиеся армии, издал манифест, угрожавший местью, если королю и королеве будет причинен какой-либо вред.
Это была не пустая угроза.
Уверенный в успехе король, наконец, устроил то, что было равносильно парламентскому перевороту, отправив в отставку министерство жирондистов 13 июня 1792 года. Были подготовлены все условия для монархического переворота.
Однако вскоре положение революции снова было спасено.
Дантон, Марат, Шометт и Эбер сформировали новую революционную коммуну, обеспечив организованное самовыражение масс, которые избирали делегатов от своих «секций». Помимо этого, 10 августа 1792 года прогремело крупное восстание. Дворец Тюильри был взят штурмом, и Людовик был вынужден бежать за защитой к тому самому правительству, против которого он замышлял заговор.
Под давлением масс правительство отстранило короля и приняло ряд прогрессивных законов. Всеобщее избирательное право для мужчин было, наконец, завоевано. Земли эмигрантов конфисковывались для продажи небольшими партиями, хотя на практике большинство из них продавалось богатым.
Тем не менее августовское восстание стало важным поворотным моментом.
Своими действиями массы показали, что они потерпят не что иное, как коренное и отраслевое преобразование общества. Старая основа для компромисса была разрушена. Умеренные жирондисты были вынуждены прервать тайные переговоры с королем. Все формы правления, партии и институты были брошены в плавильный котел.
Подъем якобинцев
Политический центр тяжести сместился внутри Ассамблеи с ростом левых якобинцев за счет жирондистов. Что еще более важно, ось власти перешла от дискуссионной палаты к «улице», от Национального собрания к революционным органам местной власти и клубам, которые вдохновляли их и вооружали идеями и лозунгами.
Революционные коммуны начали занимать центральное место, особенно Парижская коммуна, в которой доминировали «люди 10 августа»: Дантон, Марат, Эбер и Шометт.
Якобинцы, радикальное крыло мелкобуржуазной демократии, добились успеха, потому что они, в отличие от жирондистов, были готовы опереться на массы, чтобы справиться с реакцией. Они не подняли руки в ужасе от «сентябрьской резни», когда парижане ворвались в тюрьмы, чтобы устроить плебейское сведение счетов с аристократической контрреволюцией.
Какими бы мрачными ни были эти события, их можно понять только в свете ужасной опасности, нависшей над революционным Парижем. Более поздний опыт контрреволюционного Термидора в 1794 году и Белого террора, последовавшего за побежденной революцией 1848 года и Парижской коммуной 1871 года, показывает, какой кровавой бойни можно было ожидать, если бы реакция восторжествовала.
В отличие от бесчисленных жертв термидорианского террора, убитых без суда, по крайней мере, якобинцы импровизировали трибуналы, перед которыми заключенным аристократам давали шанс защитить себя. И это не было полной формальностью, как утверждалось. В то время как 1 465 заключенных были убиты, 1 335 были оправданы – факт, который вряд ли упоминается авторами, стремящимися изобразить парижан как кровожадных монстров.
Сентябрьские массовые убийства представляли собой отчаянный акт самообороны революционного Парижа, спонтанную акцию, призванную вселить ужас в сердца врагов.
Казнь короля и противостояние якобинцев и жирондистов
20 сентября 1792 года вновь избранный Конвент, сменивший Ассамблею, собрался в Тюильри. Жирондисты теперь представляли правое крыло. Левые, сидевшие на самых высоких скамьях, были известны как «Гора».
Под влиянием августовского восстания и сентябрьских массовых убийств жирондисты, которые в любом случае были формальными республиканцами, проголосовали вместе с якобинцами за отмену монархии.
С этого момента революция характеризовалась борьбой между «Горой» и жирондистами внутри Конвента и растущей враждебностью Парижской коммуны к Конвенту в целом.
Суд над королем выявил напряженность между теми, кто хотел остановить революцию, и теми, кто находился под давлением масс, которые были готовы идти до конца. Невозможно было серьезно бороться с реакцией, не разобравшись с «первым звеном в цепи контрреволюции». Но жирондисты отказались казнить Людовика, что, как они правильно понимали, означало бы для революции точку невозврата.
Отвергнув тактику затягивания жирондистов, Конвент небольшим большинством голосов проголосовал за казнь. Революция сожгла все мосты.
Поражение аристократии и свержение монархии августовским восстанием 1792 года, кристаллизовали классовые противоречия внутри революционного лагеря. По мере продвижения революции, наиболее колеблющиеся элементы Конвента резко сдвинулись вправо, в то время как якобинцы под давлением масс переместились влево. Открытый раскол стал неизбежным.
Это отражало усиление классовой войны.
Крупная буржуазия нажила состояния на военных контрактах, финансовых спекуляциях и покупке церковных земель. Масса людей страдала от дефицита, резкого роста цен и быстрого обесценивания валюты. Парижские прачки провели демонстрацию под лозунгом: «Du pain et du savon» (хлеб и мыло). Продуктовые магазины были разграблены во время продовольственных бунтов.
Перепуганные жирондисты оклеветали бунтовщиков, как «агентов Питта» – британского премьер-министра. Под видом федерализма жирондисты отразили панику богатых купцов Бордо, Нанта, Лиона и Тулона на событиях в Париже. В ответ полупролетарские массы потребовали большего централизма, увеличения полномочий Конвента, революционного террора для подавления реакции.
Движение достигло своего пика с 31 мая по 2 июня 1793 года.
В зал для дебатов Конвента вторглась масса людей, требовавших изгнания депутатов-жирондистов. Это восстание ознаменовало решительную победу революции: триумф наиболее революционного крыла, основанного на плебейских массах в Париже, против реакционной буржуазии и ее агентов-жирондистов.
Окончательная победа революции и террор
Выход масс на сцену был вызван отчаянной ситуацией для революции, которую можно сравнить только с самыми мрачными годами Гражданской войны в России после 1917 года, когда советское правительство подверглось нападению 21 иностранной армии и когда на одном из этапов большевики контролировали только лишь территорию вокруг Петрограда и Москвы.
Испанская армия пересекла Пиренеи. Пруссаки вторглись с востока. Тулон был вероломно сдан англичанам. В регионе Вандея началось кровавое восстание, угрожавшее Нанту. Жирондисты устраивали восстания в провинциях на стороне контрреволюции. Марсель и Лион также сдались врагу.
Французская революция, особенно в ее кульминационный момент 1793–1794 годов, была великой войной за социальное освобождение, которую французский народ вел вопреки невероятным обстоятельствам. Они противостояли могущественным и многочисленным врагам, как внутри, так и снаружи. Против них были выставлены великие державы Европы. И все же, несмотря ни на что, им удалось отстоять революцию.
Такая победа была бы немыслима, если бы не концентрация власти в руках наиболее решительных и дерзких элементов революционной демократии. Комитет общественной безопасности, созданный Конвенцией, действовал как передний край войны против внутренней реакции.
Без сомнения, эксцессы были, например, в Нанте и Лионе, при печально известном Жозефе Фуше, который позже стал агентом термидорианской, бонапартистской и даже роялистской реакции и миллионером с титулом герцога Отранто.
Чтобы убедить народ сражаться, якобинцы пошли на уступки требованиям масс. Конституция 1793 года была первой по-настоящему демократической конституцией – прямым завоеванием масс в борьбе. Неважно, что эта конституция в сложившихся условиях так и не была в действительности введена в действие. На практике массы уже навязали свою собственную прямую революционную демократию.
Партия якобинцев на вершине
Однако общая тенденция характеризовать якобинцев как своего рода «социалистическую» партию совершенно неуместна. Несмотря на непрерывный подъем и падение партий и программ, которые неизменно выдвигали на первый план радикальную тенденцию, классовое содержание французской революции никогда не переставало носить буржуазный характер. Фракция Робеспьера была просто наиболее последовательно революционной из мелкобуржуазных течений, которые доминировали в Конвенте.
Под давлением масс якобинцы довели буржуазную революцию до ее пределов и в некоторой степени даже за них, вторгнувшись в частную собственность. Это ни в коем случае не являлось социалистической тенденцией в якобинизме, твердо стоявшей на почве буржуазной собственности, а лишь желанием примирить полупролетарские слои, часть которых, несомненно, хотела пойти дальше.
В сентябре 1793 года новые массовые демонстрации вынудили Конвенцию, в которой доминировали якобинцы, принять закон об «общем максимуме» или потолке цен. Новые военные действия требовали строгого контроля над экономикой, что накладывало ограничения на капитализм. Комитет общественной безопасности вел безжалостную войну против спекуляций. Имущество ссыльных и повстанцев было конфисковано. Был даже элемент национализации, например, оружейной промышленности и армейских поставок. Были установлены ограничения на богатство и наследование. Конфискованные богатства аристократов и контрреволюционеров финансировали помощь старикам, больным, вдовам и сиротам.
Вершина революции и ее упадок
Эти меры получили восторженное одобрение масс, став ключом к военной победе.
И какая это была победа?
То, что перевернуло чашу весов, помимо умелого командования, было, прежде всего, моральным духом революционного солдата.
К концу 1793 года враг был практически вытеснен с французской территории. Революция торжествовала на всех фронтах. Феодальные повинности были окончательно отменены без какой-либо компенсации. В июне 1793 года Конвент принял жизненно важный закон, который произвел настоящую аграрную революцию, вернув крестьянам всю землю, отнятую у сельских общин. Торжество крестьянина было полным. Власть аристократии была сломлена.
Но как раз в тот момент, когда революция достигла своего пика, она начала отступать.
С революционной диктатурой якобинцев буржуазная революция достигла пика и вышла за свои пределы. Идти дальше означало бы угрожать буржуазной собственности. Это не входило в планы Робеспьера и других якобинских лидеров.
Буржуазная революция отличается от социалистической революции так же, как капиталистическая система отличается от социализма. Законы движения, управляющие капитализмом, не зависят от сознательной воли правящего класса. Капитализм как бы регулирует сам себя посредством слепой игры рынка. Следовательно, для его воплощения не требуется сознательной и научной программы.
Напротив, яростные страсти и революционная энергия, необходимые для свержения старого режима, никогда не могли бы быть вызваны обращением к ценностям рынка, морали грабителей денег и отвратительной реальности наемного рабства для многих.
Социалистическая революция может быть осуществлена только сознательной деятельностью масс, борющихся за свое самоосвобождение. Напротив, буржуазная революция, по сути, передача власти от одного привилегированного меньшинства к другому, всегда должна основываться на иллюзиях. Английские буржуа XVII века считали себя избранниками Божьими, борющимися за установление правления святых на земле. Их французские эквиваленты почти 150 лет спустя апеллировали к разуму и говорили о свободе, равенстве и братстве. Но при конкретном развитии производительных сил эти идеальные формы могли быть наполнены, в конечном счете, только капиталистическим содержанием.
Победа якобинства, наиболее последовательного и революционного крыла мелкой буржуазии, столкнула лидеров революции с противоречиями между стремлениями пробужденных городских масс и объективными пределами буржуазной революции. Само якобинство было уничтожено этим противоречием.
Крах якобинцев
Часть из якобинцев, что были вокруг Дантона и Десмулена, хотели остановиться, сосредоточив огонь на продолжающемся терроре.
С другой стороны, когда угроза контрреволюции была устранена, имущие классы, включая теперь значительную часть крестьянства, отреагировали на годы бурь. Богатые требовали порядка и защиты от парижан. Средние слои – жаждали тишины и покоя, чтобы продолжить работу по обогащению самих себя. Внутри Конвента бывшие сторонники жирондистов, колеблющийся центр, запуганные и молчаливые в предыдущий период, стали беспокойными.
Робеспьер пытался балансировать между фракциями и группами. Но неизбежно он выступил в пользу имущих классов.
К началу 1794 года массы были измотаны четырьмя долгими годами боев. Продолжающийся крах бумажной валюты, длинные очереди, нехватка хлеба и общая бедность резко контрастировали с коррупцией в высших эшелонах власти. Правда, Робеспьер все еще жил в столярном доме на улице Сент-Оноре, а Сен-Жюст обедал куском хлеба и несколькими ломтиками сосисок, все еще сидя за своим столом.
Недовольство было распространено среди парижской бедноты и рядовых якобинцев. Они контролировали клуб Кордельеров и старую базу Дантона, а также открыто говорили о праве на восстание. Но классовый баланс сил уже решительно изменился против них.
Якобинцы опирались на народные массы, чтобы нанести удары по жирондистам. Как только они были устранены, первоочередной задачей Робеспьера стало перенаправить свой огонь против левых.
Поскольку власть была сосредоточена в руках Комитета общественной безопасности, независимо функционирующие секции представляли потенциальную угрозу власти якобинцев. Поэтому они предприняли шаги по подчинению 40 000 революционных секций Комитету общественной безопасности, который начал чистку против левых, тем самым подорвав базу поддержки масс.
В марте 1794 года Хеберт и 19 его последователей были внезапно арестованы и казнены. Массы, измученные и дезориентированные, на этот раз не смогли отреагировать.
Это событие в целом рассматривалось как конец революции.
Хотя Робеспьер попытался уравновесить это ударом по правым якобинцам, казнив Дантона и его сторонников, маятник начал необратимо качаться вправо.
Как только страх перед парижанами был устранен, баланс сил внутри Конвенции быстро изменился. Часть якобинцев перестала поддерживать Робеспьера, тем самым оставив его в изоляции. Раскол отразился и на самом Комитете общественной безопасности
Государственный переворот 9-го Термидора (27 июля) 1794 года был неизбежным результатом. Почувствовав волну недовольства, охватившего теперь все классы, фракция недовольных якобинцев восстала против Робеспьера.
Однако в ночь на 10-е Термидора Робеспьера спасли и доставили в Парижскую коммуну. Но этот шаг лишь отсрочил неизбежное. На этот раз массы не отреагировали ни на что, и относительно небольшие силы, которыми командовал Конвент, смогли снова захватить Робеспьера и его сторонников, и немедленно казнить их без суда.
Подытог
За несколько лет Франция прошла путь от абсолютной монархии через конституционную монархию к буржуазной республике.
После июля 1794 года она вернулась к директории, бонапартизму и, наконец, после поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году – к абсолютной монархии.
Французская революция ознаменовала решающую социальную и политическую трансформацию: сокрушение власти аристократии, радикальное очищение авгиевых конюшен феодализма и распределение земли миллионам мелких крестьянских собственников. Несмотря на все превратности политической надстройки, основные социальные завоевания революции остались.
Якобинцы
Якоби́нцы (фр. Jacobins ) — участники Якобинского клуба (club des Jacobins), французского политического клуба эпохи революции, — установившие свою диктатуру во Франции в 1793—1794 годах.
Начиная с XIX века термин употребляется не только для обозначения членов клуба и их союзников, но и как название радикального политического течения.
Содержание
История клуба
Зарождение
Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, то есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на Генеральные штаты ещё до их открытия.
Когда король и Национальное собрание перебрались в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в парижском частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание. В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку якобинцами, сами же они приняли наименование «Общества друзей конституции».
На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия, как её понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон.
Организация клуба
С точностью дата открытия клуба в Париже — в декабре 1789-го или январе следующего года — не известна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 г.
Не известно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.
Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции — комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.
В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не-депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettrée («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.
Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис, учёный Ласепед, литератор Мари-Жозеф Шенье, Шодерло де Лакло, живописцы Давид и Карл Верне, Лагарп, Фабр д’Эглантин, Мерсье. Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).
Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба.
Клуб обзавелся собственной газетой; редактирование её было поручено Шодерло де Лакло, близкому к герцогу Орлеанскому; саму газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция по отношению к Людовику XVI; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашённому в его названии политическому принципу.
Отпадение фельянов
Из-за бегства короля и его задержания в Варенне в клубе произошли разногласия, вызвавшие раскол между членами клуба; более умеренные из них во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием Клуб фельянов. Приверженцы этого направления составили потом правое крыло в Законодательном собрании. Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже в деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его филиалами (affiliations).
В этом резко проявились преобладание Парижа и стремление к централизации, присущие «Старому порядку»; воздействие парижского клуба на провинциальные сыграло большую роль в революционном перевоспитании Франции и значительно содействовало окончательному торжеству принципа централизации в стране. Отделение от якобинцев более умеренных фельянов усилило в Якобинском клубе позиции радикальных элементов. Для дальнейшей его судьбы было очень важно, что в распре между фельянами и якобинцами провинциальные клубы приняли сторону последних. На происходивших в начале сентября 1791 г. выборах в Законодательное собрание якобинцы сумели в число 23 депутатов Парижа провести только пять вождей клуба; но влияние его росло, и на ноябрьских выборах в парижский муниципалитет якобинцы одержали верх. После этого Парижская коммуна стала орудием Якобинского клуба.
Самые влиятельные из парижских газет выступали за якобинцев против фельянов. Якобинский клуб основал свой орган под названием «Журналь де деба» (Journal des débats et des décrets) вместо прежней газеты «Journal d. 1. soc. etc.», отошедшей к фельянам. Не ограничиваясь прессой, якобинцы перешли в конце 1791 г. к непосредственному воздействию на народ; с этою целью видные члены клуба — Петион, Колло д’Эрбуа и сам Робеспьер — посвятили себя «благородному призванию обучать детей народа конституции», то есть преподавать в народных школах «катехизис конституции». Более практическое значение имела другая мера — вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и Национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами бежали в Париж, а также из рабочих, предварительно посвящённых в идеи якобинцев.
В начале 1792 г. таких агентов было около 750; они состояли под началом бывшего офицера, получавшего приказания от тайного комитета Якобинского клуба. Агенты получали по 5 ливров в день, но вследствие большого наплыва жалованье снизилось до 20 су. Большое влияние в якобинском духе оказывало посещение галерей Якобинского клуба, открытых для публики, где могло поместиться до полутора тысяч человек; места занимали с двух часов дня, хотя заседания начинались только в шесть вечера. Клубные ораторы старались держать публику в постоянном возбуждении. Ещё более важным средством для приобретения влияния был захват галерей в Законодательном собрании через агентов и руководимую ими толпу; этим путём Якобинский клуб мог непосредственно воздействовать на ораторов Законодательного собрания и на голосование. Всё это стоило очень дорого и не покрывалось членскими взносами; но Якобинский клуб пользовался крупными субсидиями герцога Орлеанского или обращался к «патриотизму» своих состоятельных членов; один из таких сборов доставил 750000 ливров.
Отпадение жирондистов
После ухода фельянов из Якобинского клуба в последнем в начале 1792 года возник новый раскол; в нём выделились две партии, которые позже боролись в Конвенте под названиями жирондисты и монтаньяры; сначала эта борьба выглядела как соперничество двух вождей — Бриссо и Робеспьера.
Разногласие между ними и их приверженцами особенно ярко обнаружилось в вопросе об объявлении войны Австрии, за что выступал Бриссо. Личные отношения и соперничество партий ещё более обострились, когда Людовик XVI согласился сформировать министерство из людей, близких к кружку депутатов Жиронды.
Свержение монархии. Радикализация клуба
Восстание 10 августа, приведшее к свержению монархии, останется непонятным тому, кто не знает деятельности Якобинского клуба с 28 июня по 10 августа.
Члены его систематически подчиняли своему непосредственному воздействию три силы, которые они повели на приступ против короля и конституции: федератов, секции и Коммуну. Федераты, то есть добровольцы, прибывшие из департаментов, были подчинены влиянию Якобинского клуба с помощью центрального комитета из их среды, который имел тайные заседания в Якобинском клубе. Этот комитет выбрал из своего состава 5 членов, составивших тайную директорию, и к этим 5 лицам было присоединено 10 Якобинцев. Это был штаб революционного ополчения, созданного для захвата Тюильри. Путем агитации в секциях была создана «повстанческая коммуна», которая в ночь с 9 на 10 августа захватила ратушу и парализовала защиту дворца Национальной гвардией, убив её командира.
По свержении короля Якобинский клуб потребовал немедленно предать его суду. 19 августа внесли предложение заменить прежнее название «Клуба друзей конституции» новым — «Общество якобинцев, друзей свободы и равенства»; большинство отклонило это название, но 21 сентября клуб стал так называться. В то же время было постановлено произвести «чистку» клуба от недостойных, для чего избрали специальную комиссию. В сентябрьских убийствах Якобинский клуб как таковой не принимал непосредственного участия, но в солидарности с ними вождей клуба не может быть сомнения; это подтверждается как содержанием их речей в это время и свидетельством их собратьев по клубу, например Петиона, так и откровенным одобрением убийств членами клуба позже. В дальнейшей деятельности Якобинского клуба господствовал принцип террора. В первый период своей истории «Общество друзей конституции» было политическим клубом, влиявшим на формирование общественного мнения и настроение Национального собрания; во второй оно стало очагом революционной агитации; в третий Якобинский клуб стал полуофициальным учреждением правящей партии, органом и вместе с тем цензором Национального Конвента. Этот результат был достигнут путём долгой борьбы.
Участие в Национальном Конвенте
Национальный Конвент, открывшийся 21 сентября 1792 г. сначала слабо поддавался влиянию Якобинского клуба. Причины этому нужно искать в популярности жирондистов, вожди которых благодаря красноречию господствовали в Конвенте и увлекали за собой колеблющийся центр («Болото»). Но вскоре началась борьба между якобинцами и жирондистами, как в Конвенте, так и в Якобинском клубе. В первом преобладали жирондисты, тесня противников, пытаясь привлечь их вождей и депутатов Парижа на свою сторону. Центральный клуб был очень озабочен отношением к нему провинциальных клубов, в которых после подчинить этому руководству коммуну и анархические элементы Парижа ускорила развязку кризиса: восстания 31 мая и 2 июня привели к удалению Жирондистов из конвента и их аресту. Эта победа развязала руки Якобинскому клубу и возложила на него новую роль — организацию правительственной власти и контроль над ней. Вместе с тем клуб перешёл из оппозиционного положения во владычествующее и потому вступил в борьбу с оппозиционными элементами. Новый правительственный орган становится в то же время руководителем высшего правительственного органа, распоряжающегося как исполнительной властью (министерством), так и законодательной (конвентом). Якобинский клуб стал ментором центрального правительственного органа, но Франция ещё не была завоевана; местные власти во многих случаях по-прежнему держались политики падшей партии. Клуб захватывает власть над провинцией посредством местных Якобинских клубов. 27 июля издаётся закон, угрожающий всем местным властям, военным командирам и частным лицам 5 или 10 годами заключения в цепях за противодействие «народным обществам» (sociétés populaires) или за роспуск их.
С другой стороны, Якобинский клуб отстаивает правительственную, то есть свою политику и слева, то есть против крайних революционеров, очагом которых продолжает быть клуб кордельеров, но которые нередко переносят борьбу в заседания самого Якобинского клуба. Хотя составленная якобинской партией в конвенте конституция 1793 г. нашла себе горячих защитников в Якобинском клубе, она вовсе не соответствовала настоящей цели главных вождей этой партии. Якобинцы провели и отстаивали её для того, чтобы устранять конституцию, составленную Жирондинцами на почве непосредственного народовластия. Якобинская конституция была несколько умереннее в этом отношении, но все же и она предоставляла верховную власть народным массам — а это вовсе не входило в планы Якобинцев. Представляя собой меньшинство в стране, они не желали выпустить власть из своих рук. Захват власти якобинцами вытекал не только из их положения: он был следствием их политического темперамента и условием для осуществления их политических идеалов.
Диктатура якобинцев и террор
В ночь на 2 июня 1793 года десятки тысяч вооружённых парижан и отряды национальной гвардии окружили Конвент. Жерла пушек были направлены в зал, где заседали депутаты. Под угрозой расстрела на месте, депутаты Конвента приняли решение об удалении из его состава жирондистов. Многие из них были позднее арестованы, часть — казнена. Власть перешла к якобинскому клубу и к его вождям — Робеспьеру, Марату, Дантону. С новой силой заработали чрезвычайные суды — революционные трибуналы. Летом 1793 года был убит Марат.
Тем временем Конвент принял новую Конституцию, провозгласившую Францию республикой. Ситуация накалялась и по мере обострения положения в тылу и на фронтах, Конвент принимает Закон о подозрительных, который предписывал брать под арест всех «подозрительных». Таковыми объявлялись «враги революции и республики, сочувствующие тирании», кого подозревали комиссары Конвента, родственники эмигрантов. В этих условиях в число «подозрительных» мог попасть каждый. К этому моменту были арестованы последние жирондисты. Один из их вождей перед казнью произнёс знаменитые слова: «Революция… пожирает собственных детей».
9 октября 1793 года был взят Лион. Конвент принял декрет, по которому Лион должен был быть разрушен. Почти всех оставшихся в городе людей вывезли из Лиона и расстреляли.
9 термидора. Агония клуба
Роспуск клуба
Опутавшая Францию крепкая паутина, сотканная якобинцами, была разорвана. Временный перерыв террора, лежавшего тяжёлым гнетом на населении, вызвал в различных классах общества ожесточение против «террористов». Якобинский клуб стал непопулярен; бульварные франты (muscadins) искали столкновений с якобинцами, проникали с бранью и угрозами в их заседания; замечалось сильное раздражение против них и в простом народе. Производившееся в конвенте дело Каррье, бывшего террориста-палача Бретани, ускорило развязку. Каррье играл большую роль в клубе, который горячо за него вступился. 9 ноября должно было слушаться в конвенте дело Каррье; густая толпа окружала его с криками: «долой якобинцев». Дело было отложено, но толпа не расходилась, а вечером двинулась к клубу с пением враждебной якобинцам песни «Пробуждение народа». Толпа стала бросать камни в окна, а вооружённые дубинами «мюскадены» ворвались на галереи и стали оттуда выгонять зрителей, преимущественно женщин; драма происходила и на дворе клуба, и в близлежащих улицах, пока не прибыли члены конвента и комитетов с вооружённой силой. Через несколько дней двери клуба были запечатаны.
Чтобы уничтожить саму память о клубе, конвент постановил сломать Якобинский монастырь и устроить на его месте «рынок 9 термидора». Теперь он носит название «рынок Сент-Онорэ» (Marché St.-Honoré), по улице этого имени.
После роспуска конвента в 1795 г. члены бывшего клуба дважды пытались вновь организоваться. Сначала они образовали клуб Пантеона, который пользовался покровительством директории и быстро разросся до 2000 членов; но так как этот клуб поддался социалистической пропаганде Бабёфа, то был закрыт уже 28 февраля 1796 года. Когда столкновения между директорией и советами создали благоприятную почву для возобновления якобинской агитации, якобинцы организовали новый «Клуб Манежа», открывшийся 6 июля 1799 года и прославлявший в патетических речах память Бабёфа и Робеспьера. Это тотчас вызвало отпор «золотой молодежи» и новые драки, во время которых толпа брала сторону клубистов. 13 августа клуб был закрыт по распоряжению Сийеса.
Роль Якобинского клуба во французской революции
Роль Якобинского клуба во французской революции ещё недостаточно признана, хотя отдельные историки — как апологеты революции, так и критики её — не раз указывали на эту роль. На самом деле влияние этого клуба — один из самых характерных фактов в «эволюции» революционного движения. Если пресса того времени разжигала революционные страсти, то клубы, и во главе их — Якобинский, объединяли и направляли движение. Меткое выражение Герцена о «постановке» революций лучше всего определяет роль Якобинского клуба. Из французских историков Кине, идеализируя революцию, следующим образом подводит итог деятельности Якобинского клуба:
Провинции, столь молчаливые ещё за два года перед тем, были освещены пламенем, которое зажглось в Париже. Но следствием этого было и то, что достаточно было положить конец электрическому излучению клуба, чтобы все изменилось в несколько месяцев. И тогда восстановилось старое невежество». Рассматривая революцию с противоположной точки зрения, Тэн также выставляет на вид, но в более реальном свете, взаимодействие столичного клуба и его разветвлений, или колоний. Парижский клуб публикует список клубов, печатает их доносы, в силу этого в самой отдаленной деревушке всякий Якобинец чувствует, что поддержан не только клубом, но и всей ассоциацией, охватившей страну и охраняющей своим мощным покровительством самого мелкого из своих приверженцев. Взамен этого всякий местный клуб повинуется паролю, который ему прислан из Парижа. Из центра к периферии, как и обратно, непрерывная переписка поддерживает установившееся согласие. Так сложился громадный политический механизм о тысячах рычагов, действующих за раз под одним общим давлением, а рукоятка, приводящая их в движение, находится в улице Сен-Оноре в руках нескольких дельцов.
Не было машины более действительной, лучше сложенной, чтоб сфабриковать искусственное и ожесточённое мнение, придать ему вид национального и инстинктивного (spontané) порыва, чтоб передать шумному меньшинству права молчаливого большинства и подчинить ему правительство.
В двух последних трудах по революции роль Якобинского клуба стушевана. В объёмистом сочинении Жореса о ней нет речи; Олар, специалист в этом вопросе, издавший сборник документов по истории Якобинского клуба, посвящает ему лишь один параграф и, умаляя его влияние, говорит: «Якобинский клуб следовал в эту эпоху (сент. 1792 г.) за всеми перипетиями общественного мнения и выражал их верно и благоразумно».
Громадное влияние Якобинского клуба на ход революции не подлежит сомнению и может быть доказано отзывами современников. Оно проявлялось в двух направлениях: клуб подготовлял законы для конвента и заставлял его их принимать. В первом отношении можно сослаться на Сен-Жюста, который прямо признает, что ораторы представляли конвенту законопроекты, разработав их предварительно в Якобинском клубе. О способе внушения конвенту якобинских измышлений аббат Грегуар говорит: «Наша тактика была очень проста. По уговору один из нас пользовался удобным случаем, чтобы забросить предложение в одном из заседаний национального собрания. Он знал наперед, что оно встретит одобрение лишь очень малого числа членов собрания, большинство же разразится против него. Но это было не важно. Он требовал, чтобы его предложение было передано в комиссию; наши противники, надеясь его там похоронить, не возражали против этого. Но парижские якобинцы овладевали вопросом. По их циркуляру или под влиянием их газет, вопрос подвергался обсуждению в трёх- или четырёхстах аффилированных клубах (филиалах), и три недели спустя со всех сторон сыпались адресы к собранию, которое принимало значительным большинством проект, им ранее отвергнутый». Ввиду этого для полного освещения роли Якобинского клуба необходимо не только изучение деятельности центрального клуба, но и местных, что гораздо трудней.
Политическое течение
Политическое революционное течение радикального толка — якобинизм — пережило Якобинский клуб и продолжает жить в истории.
См. также
Примечания
Литература
(кроме вышеупомянутых газет Якобинского клуба):
Художественная литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Якобинцы» в других словарях:
ЯКОБИНЦЫ — Члены политического клуба, образовавшегося в 1780 г. и собиравшегося в монастыре ордена Якова, откуда и пошло это название; учение их, состоящее в демократической тирании, было причиной превращения их имени в нарицательное название ярых… … Словарь иностранных слов русского языка
ЯКОБИНЦЫ — в период Французской революции кон. 18 в. члены Якобинского клуба, оставшиеся в его составе после выхода из него в 1792 жирондистов. Вожди якобинцев: М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Дантон, Л. А. Сен Жюст и др. В период якобинской диктатуры (1793… … Большой Энциклопедический словарь
ЯКОБИНЦЫ — ЯКОБИНЦЫ, в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен Жюст и др. 11 ноября 1794 клуб… … Современная энциклопедия
Якобинцы — в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 г. жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен Жюст и другие. 11 ноября 1794 г. клуб… … Исторический словарь
Якобинцы — (Jacobin), в период Французской революции члены знаменитого Якобинского клуба, основанного на базе Бретонского клуба; открылся после созыва Генеральных штатов в 1789 г. Назван по месту заседаний в быв. Якобинском (доминиканском) монастыре в… … Всемирная история
Якобинцы — ЯКОБИНЦЫ, в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен Жюст и др. 11 ноября 1794 клуб… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
якобинцы — в период Французской революции конца XVIII в. члены Якобинского клуба, оставшиеся в его составе после выхода из него в 1792 жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Дантон, Л. А. Сен Жюст и др. В период якобинской диктатуры (1793 94)… … Энциклопедический словарь
Якобинцы — политическая партия во Франции, в эпоху Великой Французской Революции 1789 г., получившая свое название от клуба, находившегося в монастыре св. Якова. Якобинская партия по своему социальному составу и политической программе была не однородна, она … Исторический справочник русского марксиста
Якобинцы — в период Великой французской революции члены Якобинского клуба (См. Якобинский клуб), выражавшие интересы революционно демократической буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейскими массами; они представляли собой оставшуюся … Большая советская энциклопедия
ЯКОБИНЦЫ — в период Французской буржуазной революции конца 18 века члены Якобинского клуба, остававшиеся в его составе после выхода из этого клуба в окт. 1792 жирондистов (с этого времени стал широко употребляться термин Я. ); реально же размежевание Я. и… … Советская историческая энциклопедия