Для чего нужна манга

«Ненастоящее чтение»: 5 доказанных причин, почему читать комиксы полезно

Отрывок из книги Барбара Тверски «Ум в движении: Как действие формирует мысль»

Для чего нужна манга. Смотреть фото Для чего нужна манга. Смотреть картинку Для чего нужна манга. Картинка про Для чего нужна манга. Фото Для чего нужна мангаДля чего нужна манга. Смотреть фото Для чего нужна манга. Смотреть картинку Для чего нужна манга. Картинка про Для чего нужна манга. Фото Для чего нужна манга

Дол­гое вре­мя ко­мик­сы счи­та­ли нена­сто­я­щим и даже при­ми­тив­ным чте­ни­ем о су­пер­ге­ро­ях, ко­то­рое ин­те­рес­но толь­ко под­рост­кам. Та­кое сте­рео­тип­ное от­но­ше­ние ме­ша­ло за­ме­тить их уни­каль­ное свой­ство: ко­мик­сы ис­поль­зу­ют все виды изоб­ра­же­ний и речи, пе­ре­да­ют ин­фор­ма­цию сра­зу че­рез несколь­ко ка­на­лов и успеш­но ра­бо­та­ют с про­стран­ствен­ным мыш­ле­ни­ем, ко­то­рое ле­жит в ос­но­ве де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. В кни­ге «Ум в дви­же­нии: как дей­ствие фор­ми­ру­ет мысль», ко­то­рая вы­шла в из­да­тель­стве «Аль­пи­на нон-фикшн», ко­гни­тив­ный пси­хо­лог Бар­ба­ра Твер­ски рас­ска­зы­ва­ет, по­че­му так важ­но раз­ви­вать про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние, а так­же опро­вер­га­ет по­пу­ляр­ные мифы об обу­че­нии.

Ис­то­рии: ко­мик­сы!

Про­дол­жая тему рас­ска­зы­ва­ния ис­то­рий, об­ра­тим­ся к ко­мик­сам — са­мой изоб­ре­та­тель­ной фор­ме по­вест­во­ва­ния. По­сколь­ку ко­мик­сы ис­поль­зу­ют все виды изоб­ра­же­ний и речи, то, о чем я ниже ска­жу, име­ет на­мно­го бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние — вплоть до бы­то­вых ис­то­рий и ви­зу­а­ли­за­ций. Ко­микс обыч­но по­ка­зы­ва­ет тела, дей­ству­ю­щие в про­стран­стве, — что и яв­ля­ет­ся ос­нов­ной те­мой этой кни­ги. Ко­мик­сы так­же яв­ля­ют­ся схе­ма­ми: они вме­ща­ют и раз­де­ля­ют с по­мо­щью яче­ек, вы­стра­и­ва­ют ячей­ки в стро­ки и столб­цы и груп­пи­ру­ют их на стра­ни­це. В них мно­го­об­раз­но ис­поль­зу­ют­ся язык и сим­во­лы.

По­вест­во­ва­ние сред­ства­ми гра­фи­ки — по­все­мест­ное яв­ле­ние. Су­пер­ге­рои не за­бы­ты; они ста­ли ми­фи­че­ски­ми и оше­лом­ля­ют сво­их фа­на­тов в но­вых вы­пус­ках. Со­зда­ние бо­лее се­рьез­ных про­из­ве­де­ний в фор­ма­те ко­мик­са вдох­нов­ля­ет пре­вос­ход­ных ав­то­ров и при­вле­ка­ет мас­со­вую ауди­то­рию. Это пре­крас­ные ри­со­ван­ные пу­те­во­ди­те­ли по ис­то­рии, пси­хо­ло­гии, фи­ло­со­фии, фи­зи­ке, хи­мии, ста­ти­сти­ке — прак­ти­че­ски по лю­бой теме. Ко­микс-жур­на­ли­сти­ка про­цве­та­ет. Ро­ди­те­ли, пе­да­го­ги и биб­лио­те­ки все ак­тив­нее по­ку­па­ют дет­ские ко­мик­сы — даже для ма­лы­шей од­но­го-двух лет от роду, — а дети их все боль­ше лю­бят.

Для чего нужна манга. Смотреть фото Для чего нужна манга. Смотреть картинку Для чего нужна манга. Картинка про Для чего нужна манга. Фото Для чего нужна манга

Ко­мик­сы: хо­ро­шо для нас, хо­ро­шо и для де­тей

Бу­дучи ис­то­ри­я­ми, ко­мик­сы до­став­ля­ют удо­воль­ствие, мо­гут быть тро­га­тель­ны­ми, вдох­нов­ля­ю­щи­ми или за­бав­ны­ми. Они успеш­но обу­ча­ют и несут ин­фор­ма­цию. Пе­ре­да­вая ин­фор­ма­цию сво­и­ми сред­ства­ми, ко­мик­сы мо­гут увя­зы­вать ее с тем со­об­ще­ни­ем, ко­то­рое они несут, с по­мо­щью всех ви­дов изоб­ра­же­ний в слу­ча­ях, ко­гда эф­фек­тив­ны изоб­ра­же­ния, с ис­поль­зо­ва­ни­ем всех ви­дов сло­вес­но­го вы­ра­же­ния, ко­гда мож­но ожи­дать, что эф­фек­тив­ны бу­дут сло­ва, и их со­че­та­ния — для двой­но­го эф­фек­та. В от­ли­чие от ис­то­рий, из­ло­жен­ных про­сто тек­стом, они учат нас, как смот­реть и что ис­кать, — а это очень важ­но в мире, все шире ис­поль­зу­ю­щем ви­зу­аль­ные фор­мы ком­му­ни­ка­ции. Ко­мик­сы мо­гут за­во­е­вы­вать до­ве­рие чи­та­те­лей, осо­бен­но юных и не осо­бо же­ла­ю­щих учить­ся.

Мне при­хо­дит­ся пе­ре­сту­пить че­рез себя, что­бы это ска­зать, по­то­му что дол­гие годы они под­вер­га­лись неза­слу­жен­ной кри­ти­ке; даже Кон­гресс США при­со­еди­нил­ся к ней. Пусть ко­мик­сы и не во­вле­ка­ют мо­ло­дежь в на­си­лие или ком­му­низм, они слиш­ком при­ми­тив­ны, это не на­сто­я­щее чте­ние. Бес­куль­ту­рье, за­слу­жи­ва­ю­щее лишь пре­зре­ния. Да ни­че­го по­доб­но­го! Это фор­ма ис­кус­ства.

Мно­гие ав­то­ры, в том чис­ле ле­ген­дар­ные Уилл Айс­нер и Арт Шпи­гель­ман, объ­яс­ня­ли, что уме­ют ко­мик­сы и как дей­ству­ют. Скотт Мак­кла­уд, еще один ма­стер это­го жан­ра, на­ри­со­вал ко­микс о ко­мик­сах, став­ший клас­си­кой. Ны­неш­нее раз­ви­тие ко­мик­сов опи­ра­ет­ся на от­кры­тия этих ав­то­ров-ху­дож­ни­ков, а так­же на ис­сле­до­ва­ния ко­гни­тив­ных наук. Ниже я пе­ре­чис­лю при­чи­ны успе­ха ко­мик­сов, вы­де­лю неко­то­рые из мно­же­ства их ост­ро­ум­ных ин­стру­мен­тов и при­е­мов, но помни­те ме­та­пра­ви­ло ко­мик­сов — на­ру­шай пра­ви­ла!

Кар­тин­ки за­по­ми­на­ют­ся луч­ше слов

Изоб­ра­же­ния — важ­ный эле­мент, обу­сло­вив­ший пре­иму­ще­ства ко­мик­са. Кар­тин­ки не толь­ко за­по­ми­на­ют­ся луч­ше слов, но и бо­лее вы­ра­зи­тель­ны, они быст­рее и непо­сред­ствен­нее пе­ре­да­ют со­об­ще­ние — вспом­ни­те вто­рую гла­ву. Они рас­кры­ва­ют непод­власт­ные сло­вам ню­ан­сы дей­ствий, эмо­ций и об­ста­нов­ки. Вспом­ни­те взрыв­ной рост по­пу­ляр­но­сти эмод­зи, да­ле­ко обо­гнав­ших в ин­тер­не­те слен­го­вые сло­веч­ки на­по­до­бие LOL и OMG; об­ра­ти­те вни­ма­ние на по­пу­ляр­ность ги­фок — один млрд в день в 2016 г. и In­sta­gram — 95 млн по­стов в день в 2018 г. Дай­те изоб­ра­же­ни­ям волю, и взрыв­ной рост обес­пе­чен.

Изоб­ра­же­ния по­ка­зы­ва­ют, сло­ва го­во­рят

Шпи­гель­ман на­зы­ва­ет ко­микс «Co-Mix», под­чер­ки­вая сли­я­ние ме­диа, изоб­ра­же­ния и опи­са­ния, поз­во­ля­ю­щее каж­до­му из этих средств де­лать то, что у него луч­ше все­го по­лу­ча­ет­ся, и бо­лее того — ра­бо­тать сов­мест­но, вза­и­мо­дей­ство­вать, до­пол­нять и под­дер­жи­вать друг дру­га, кон­тра­сти­ро­вать и опро­вер­гать, сме­ши­вать­ся и сли­вать­ся.

Ко­мик­сы не про­сто одни из муль­ти­ме­диа. Этот жанр поз­во­ля­ет, мало того — сти­му­ли­ру­ет и воз­на­граж­да­ет нетра­ди­ци­он­ные, без­удерж­но кре­а­тив­ные спо­со­бы ис­поль­зо­ва­ния изоб­ра­же­ний и слов, и их со­че­та­ния.

Ко­мик­сы по­ощ­ря­ют и воз­на­граж­да­ют вни­ма­ние

Бо­гат­ство это­го сред­ства ком­му­ни­ка­ции тре­бу­ет при­сталь­но­го изу­че­ния как каж­до­го из его эле­мен­тов, так и их обо­их вме­сте. При­выч­ка смот­реть и ви­деть мо­жет пе­ре­не­стись на по­сти­же­ние яв­ле­ний ре­аль­ной жиз­ни — лю­дей, об­ста­нов­ки, си­ту­а­ций, а так­же жиз­ни на стра­ни­це — карт, схем, ви­зу­а­ли­за­ций, диа­грамм. По­доб­но ко­мик­су, лич­ное вза­и­мо­дей­ствие от­ли­ча­ет­ся на­сы­щен­но­стью и мно­го­мо­даль­но­стью, пред­став­ляя со­бой микс зву­ко­вых эле­мен­тов (вздо­хов, сме­ха, вор­ча­ния, слов, фраз и пред­ло­же­ний с раз­ной ин­то­на­ци­ей) и ви­зу­аль­ных (улы­бок, на­хму­ри­ва­ний, по­жа­тий пле­ча­ми, кив­ков, ука­зы­ва­ю­щих дви­же­ний паль­цев и уча­стия в раз­го­во­ре рук и тела).

Ис­то­рии име­ют на­ча­ло, се­ре­ди­ну и ко­нец

На­чи­ная еще с «По­э­ти­ки» Ари­сто­те­ля утвер­жда­ет­ся, что ис­то­рии име­ют дугу по­вест­во­ва­ния, ко­то­рую Фрей­таг (Речь идет о немец­ком пи­са­те­ле Гу­ста­ве Фрей­та­ге (1816–1895). — Прим. ред.) ви­зу­а­ли­зи­ро­вал в фор­ме тре­уголь­ни­ка: дей­ствие под­ни­ма­ет­ся до куль­ми­на­ции, где на­пря­же­ние раз­ре­ша­ет­ся, за­тем па­да­ет до раз­вяз­ки, где все нити схо­дят­ся во­еди­но. Дуга по­вест­во­ва­ния дает ис­то­рии чет­кие на­ча­ло, се­ре­ди­ну и ко­нец. Впро­чем, со­глас­но из­вест­но­му вы­ска­зы­ва­нию Жан-Люка Го­да­ра: «Ис­то­рия долж­на иметь на­ча­ло, се­ре­ди­ну и ко­нец, но не обя­за­тель­но в этом по­ряд­ке».

Вот как Мак­кла­уд клас­си­фи­ци­ру­ет (Ав­тор ссы­ла­ет­ся на кни­гу Скот­та Мак­кла­уда в раз­де­ле «Биб­лио­гра­фия» (см. с. 425). Из­да­ние на рус­ском язы­ке: Мак­кла­уд С. По­ни­ма­ние ко­мик­са. — М.: Бе­лое яб­ло­ко, 2016. — Прим. ред.) пе­ре­хо­ды меж­ду ячей­ка­ми в ко­мик­сах: от мо­мен­та к мо­мен­ту, от дей­ствия к дей­ствию, от объ­ек­та к объ­ек­ту, от ме­ста к ме­сту, от де­та­ли к де­та­ли. Все это неод­но­знач­но, но лю­бо­пыт­но, ко­неч­но.

Мож­но было бы про­ве­рить, при­ме­ни­ма ли эта клас­си­фи­ка­ция к аб­за­цам про­зы. Си­сте­ма Мак­кла­уда со­гла­су­ет­ся с дан­ны­ми ко­гни­тив­ной пси­хо­ло­гии: люди сег­мен­ти­ру­ют со­бы­тия жиз­ни, если име­ет ме­сто но­вое дей­ствие, но­вый объ­ект, но­вая лич­ность, но­вая сце­на. Пе­ре­ход от мо­мен­та к мо­мен­ту пред­по­ла­га­ет раз­би­е­ние об­ще­го дей­ствия на мел­кие ча­сти, про­дле­ва­ние мо­мен­та и со­зда­ние на­пря­же­ния. Паук, зло­ве­ще пол­зу­щий вверх по телу. Пе­ре­ход от де­та­ли к де­та­ли со­зда­ет ана­ло­гич­ный эф­фект, оста­нав­ли­вая дей­ствие, что­бы рас­смот­реть про­стран­ство с раз­ных пер­спек­тив, об­ду­мать всю сце­ну, а не само по себе дей­ствие. Раз­ные объ­ек­ты, раз­ные пер­со­на­жи, и что они ви­дят. Ав­то­ры ко­мик­сов мо­гут с по­мо­щью этих пе­ре­хо­дов за­да­вать темп от мед­лен­но­го, со­зер­ца­тель­но­го и та­ин­ствен­но­го до быст­ро­го, ха­о­тич­но­го… и та­ин­ствен­но­го. Со­зда­ние тай­ны — та­ин­ствен­ное дело.

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис в на­шем ин­ста­гра­ме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *