За что воевала запорожская сечь
ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
/ Ориг. : укр. Запорiзька Січ
Общее название ряда военных центров украинского низового казачества, находившихся южнее днепровских порогов между Черным и Муравским шляхами. Первая Сечь располагалась на острове Хортица, остальные так или иначе вблизи его. Название «Войско Запорожское», центром которого была Сечь, во второй половине XVII века распространялась на всю Гетманщину и входила в титулы Левобережных и Правобережных гетманов, называвших себя «гетманами Войска Запорожского». Хронологические рамки – 1555-1775 гг.
Этимология слова «Сечь» от выражения сечь (т.е. рубить) частокол, крепость. Первые достоверные известия о существовании поселений или временных стоянок казаков в Запорожье относятся к началу XVI века. С проектом создания крепости южнее днепровских порогов выступал Евстафий Дашкович, один из первых достоверно известных нам предводителей низовых казацких вооруженных групп. Польский хронист Мартин Бельский в начале 30-х годов XVI века упоминал о создании временного казацкого поселения на острове Томаковка, которое оставляли на зиму под охраной всего нескольких казаков.
Исторический очерк
Достоверное упоминание о строительстве городка на острове Хортица относится к 1555 году. Первая крепость получила в историографии название городка Вишневецкого, по имени ее основателя, Дмитрия Байды. Будучи черкасским старостой, он вместе с казаками охранял днепровские пороги от татар недалеко от места их выхода в степь. Несмотря на то, что само слово Сечь применительно к замку Вишневецкого не упоминается, большая часть исследователей именно с ним соотносят основание Запорожской Сечи. После набега крымского хана Девлет-Гирея I на Сечь в 1557 году, Дмитрий Вишневецкий был вынужден оставить крепость и затем перейти на службу царю Ивану IV, по распоряжению которого вместе с казаками впоследствии предпринял два похода в Крым.
В 1572 году король Сигизмунд II Август объявил о наборе 300 казаков на службу по охране южного поднепровья. Таким образом он преследовал сразу три цели: поставить под государственный контроль новое нарождавшееся сословие, обеспечить относительную стабильность на Муравском шляхе и расколоть запорожское казачество, привлекая его часть на государственную службу. Список лояльных принятых на службу казаков заносился в специальный список – реестр, давший название всей страте – реестровое казачество. Старший реестровых казаков утверждался королем, а способ его избрания был предметом постоянных споров между казаками и королевской администрацией. Реестровые казаки пребывали в Сечи и ее окрестностях и получили название «Войско Запорожское». Остальные сечевые казаки с точки зрения государственной власти запорожскими, строго говоря, не считались. При Стефане Батории в 1578 году реестр был увеличен до 600, а казакам в пользование передавался город Трахтемиров, были вручены клейноды – булава, бунчук, печать и хоругвь. Старшим был назначен черкасский воевода, что было уже традицией. Реестровые казаки приравнивались к безгербовой шляхте, но политических прав (участие в работе сеймиков и сеймов) не имели. За службу реестровые получали жалование. Остальные низовые казаки для Речи Посполитой официально оставались беглыми хлопами.
Положение и численность реестровых казаков на протяжении последующих десятилетий менялись. Во время Ливонского похода 1602 реестровых было до 4000, широко привлекали казаков во время осады Смоленска в 1609 году и позже, во время Московского похода гетмана П. Конашевича-Сагадачного реестр был увеличен до 20 тысяч и таким он сохранялся вплоть до Хотинской битвы с турецкими войсками в 1621 году.
После подавления восстания Жмайла в 1625 году реестр ограничили до 6 тыс., казакам было запрещено совершать морские походы, а также сообщаться с иностранными государствами. Однако в 1632 году во время Смоленской войны король Владислав IV практически оставил реестр неограниченным. К этому времени сложилась практика выборов гетмана и полковников, что, однако, было прервано т.н. Ординацией Войска Запорожского, которая передала всю полноту власти польскому комиссару. Тогда же была восстановлена крепость Кодак, служившая форпостом королевской власти в нижнем Поднепровье. Последнее десятилетие перед началом Освободительной войны было отмечено растущим количеством требований по закреплению казацких привилегий и расширения реестра.
В конце 1647 года на Сечь, спасаясь от преследований соседа-поляка, бежал Богдан Хмельницкий, до этого занимавший различные должности в Войске Запорожском. Здесь его выбрали гетманом, после чего, заручившись поддержкой крымского хана Ислам-Гирея, Хмельницкий вместе с низовыми казаками начал поход на подконтрольные Речи Посполитой украинские земли. В мае 1648 года в войско восставших влились реестровые казаки.после очевидных военных успехов казаков был заключен Зборовский мирный договор, определивший реестр в 40000, а также запретивший не-православным занимать руководящие должности в трех воеводствах – Киевском, Черниговском и Брацлавском, что, однако, было ограниченно Белоцерковским мирным договором.
После перехода украинских земель под юрисдикцию царя Алексея Михайловича, реестр был расширен до 60000, что, по мнению многих исследователей, совпадало с численностью основной массы казаков и показаченных. Налоги на содержание реестровых собирались с украинских земель, а также выделялось жалование из Москвы. С этого времени «Войско его царского величества Запорожское» стало использоваться для обозначения территории Гетманщины.
В годы Руины Запорожская Сечь была вовлечена в борьбу за власть между гетманами и вооруженные конфликты между Русским государством, Речью Посполитой и Османской империей. После измены гетмана Ивана Выговского, перешедшего к Речи Посполитой, запорожцы выступили на стороне оппозиционного гетману полтавского полковника Мартина Пушкаря. Также после измены Юрия Хмельницкого, Запорожская Сечь охраняла лояльность по отношению к царю. Именно ее кошевой, Иван Брюховецкий стал новым Левобережным гетманом. Этому способствовал процесс социального расслоения населения Гетманщины и Понизовья. Казацкая старшина стремилась постепенно ограничивать количество показаченных, стараясь таким образом сократить отток податного населения («поспольства») на Низ. Кошевые, как и московские власти, иногда выступали защитниками интересов «черни», как на польский манер, называли запорожских казаков старшины.
По Андрусовскому перемирию 1667 года Запорожье формально оказалось под совместным контролем Русского государства и Речи Посполитой, однако в связи с началом польско-турецкой войны Запорожье стало в целом автономным, признавая над собой верховную власть царя. По Вечному миру 1686 г. Запорожье окончательно отошло Русскому государству и так же управлялось на правах автономии и не подчинялось гетману. Под более жесткий контроль казаки попали только после измены гетмана И.С. Мазепы, поддержанного запорожским кошевым К. Гордиенко.
В 1711 году русские войска и полки гетмана И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алешковская Сечь (1711-1734 годы) на этот раз под протекторатом крымского хана. Вплоть до своей смерти Петр запрещал восстанавливать Сечь.
В 1729 году кошевой атаман Иван Малашевич от имени всех запорожцев просил принять казаков в подданство России. Что и было сделано, когда началась война России с Турцией и крымский хан приказал запорожцам, находившимся у него в подчинении, двинуться к русской границе, генерал Вейсбах, устраивавший украинскую линию крепостей, вручил им в урочище Красный Кут, в 4 верстах от старой Чертомлыцкой Сечи, грамоту императрицы Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство; здесь запорожцы прожили до 1775 года одновременно с ней существовала и Сечь, подконтрольная крымскому хану.
Сечь была поставлена под государственный контроль и одновременно с этим получала жалование из России. Торговля сечевых казаков была обложена таможенной пошлиной. Также им запрещалось иметь дипломатические отношения с другими странами.
В 1753 году Елизавета Петровна запретила самостоятельно избирать кошевых атаманов, а в 1756 году Сечь была переподчинена Сенату. Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».
Низовых казаков объединяла сильная корпоративная идентичность, во многом «позаимствованная» у шляхты. Для казаков были характерны представления о природном равенстве, себя они называли «товариществом» или «рыцарством». В качестве важной объединительной идеи выступало представление о «казацкой вольности» и защите православия как главной цели казаков. В начале XVIII века появляется и в течение столетия, по-видимому, укрепляется среди более широких слоев казаков этногенетическая легенда о происхождении казаков от хазар.
Администрация и военная организация
Во главе Сечи стоял кошевой, (кошевой атаман). Кошевой избирался на сечевой раде, лишь в отдельных случаях, например, в военных походах избирался старшиной или назначался царем. В таком случае он считался «назнЫм». Ближайшее окружение называлось «генеральной старшиной», которая включала в себя генерального есаула (заместителя кошевого); генерального писаря (толмача), в чьих руках находилось не только делопроизводство, но и отношения с другими государствами; кошевой судья; бунчужный, хорунжий – хранители бунчука и хоругви и обозный – ответственный за походное имущество.
В военно-административном плане Сечь была разделена на 38 куреней, во главе с куренными атаманами, реже – полковниками. В мирное время каждый курень насчитывал по несколько десятков человек, в военное – несколько сотен вплоть до тысячи. При каждом куренном атаман состоял свой товарищ (сотник), бунчужный, есаул, хорунжий и барабанщик. В каждом курене был свой писарь и канцеляристы.
Территория Сечи разделялась на 8 [изначально на 5] паланок (окру́г): Кодакскую, Бугогардовскую, Ингульскую (Перевознинскую; на правом берегу), Самарскую, Орильскую, Прогноевскую, Протовчанскую, Кальмиусскую (на левом берегу Днепра).
Высшим органом власти в Запорожской Сечи была сечевая рада, на которых обсуждались все важнейшие вопросы жизни Низового Запорожского войска: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе кошевой (войсковой) старшиИны. Сечевые рады проходили в обязательном порядке 1 января, 1 октября на Покров (храмовый праздник Сечи) и на 2-й или 3-й день Пасхи. Известны случаи, когда рада созывалась по требованию большинства казаков.
Запорожская сечь
Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ ), Войско Запорожское Низовое — военный и административный центр запорожского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI—XVIII веках.
Содержание
Возникновение Запорожской Сечи
Казаки собственно низовые (другое название Запорожских) впервые упоминаются в письме великого князя Литовского Сигизмунда Августа «козакам тем, которые, из замков и городов украинских съехавши, на Низу проживают» (1568 г.). С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми. Имена первых организаторов Войска Запорожского и строителей первой Сечи в источниках не сохранились, характер их первоначальных боевых средств и район первоначальной деятельности запорожцев остаются неизвестными.
Этимология названий Сечь и Кош
Название казацкой столицы — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», такое название связывается с тем, что то столица была обнесена частоколом с высеченным острыми краями. Буква ѣ (ять) по-украински произносится как «и», по-русски как «е», поэтому, когда в 1918 буква ять была исключена из алфавита, то Сѣчъ по-русски стала Сечь (ещё ранее, при т. н. исправлении правописания, в конце еръ был заменён на ерь), по-украински Січ (произносится Сич).
Сечь представляла собой военное укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения — курени. Впоследствии это слово трансформировалось в понятие столицы всего запорожского казачества, центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества.
Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово тюркского происхождение и означает «кочевье». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали всю территорию кочевья Войска во время походов, включая временные ставки и обычные пути движения, а также, возможно, используемые запорожцами пастбища. Этим объясняется подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.
Число и порядок Запорожских Сечей
По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.
Все запорожские Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам. Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».
Условия приёма в Запорожскую Сечь
Приём беспрерывно приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения условий [2] :
Вновь принятым казакам давались новые фамилии на украинский манер [2] : Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.
Национальный состав
По своему составу Сечь состояла из малороссийских черкас (не путать с черкесами). Взятое в целом составе, запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые составляли цвет казачества и назывались «лыцарством» или «товарыством». Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее и также входили в состав Войска Запорожского.. [3]
Войсковое и территориальное деление
В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие «рота».
Войсковые, куренные и паланочные Рады
Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.
Административные и судебные власти в Войске Запорожском
Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.
Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.
Суды, наказания и казни на Сечи
Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями.
За убийство казака казаком применялась страшная казнь. Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали. Наиболее популярной казнью у казаков было забивание у позорного столба киями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам.
Вооружение и войска
Войско разделялось на три рода войск — пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10000 — 12000 человек, из них пехота составляла около 6000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.
Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.
Войсковые клейноды
Клейнодами назывались у запорожских казаков войсковые знаки, регалии или атрибуты власти, при которых происходили большие и малые рады и которые употреблялись старшинами, в соответствии с занимаемой должностью. Впервые клейноды Войску Запорожскому были пожалованы в XVI веке польским королем Стефаном Баторием. К клейнодам относились булава, знамена, хоругви, бунчуки, печати, перначи и камышины. Всё это отделывалось драгоценными камнями, золотой нитью и представляло значительную ценность.
Сухопутные и морские походы запорожцев
Походы на суше главным образом предпринимались против поляков, татар, турок. Походы по рекам и морям почти всегда предпринимались против татар и турок. В сухопутных походах всегда конница преобладала над пехотой. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей сухопутного похода было внезапное нападение на врага. Ходили запорожцы не только на татар и турок, о их походе в 1618 г. на Москву, во главе с запорожским кошевым атаманом Петром Сагайдачным в Бельской летописи сохранились следующие строки:
Охрана границ Запорожской Сечи
Живя вблизи татар, которые главным своим занятием считали набеги на христиан, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были бекеты, радуты, фигуры и могилы. Бекетами назывались конные разъезды казаков вдоль восточных и южных границ. Радуты — это помещения для сторожевых бекетов. Они ставились вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15 — 18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую. Фигуры — это ряд бочек, обвязанных между собой и поставленных друг на друга. На верху устанавливался пук соломы, который зажигался при появлении татар. Затем зажигался пук соломы на следующей фигуре и т. д. Дым от горящих бочек оповещал Сечь о нападении татар.
Церкви и монастыри
Доходы Войска Запорожского
Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. Главным источником была военная добыча. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после делёжки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли «дымовые», то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя (реестровое казачество).
Грамотность и школы
Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали не только грамотно, но и стилистически правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо читают и темных людей добру научают».
Кроме этого, в самой Сечи, были свои школы. Запорожские школы разделялись на сечевые, монастырские и церковно — приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведенные казаками на Сечь или привезенные своими родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно — Николаевском монастыре. Школы церковно — приходские существовали при всех приходских храмах на территории Войска Запорожского.
Восстание Хмельницкого и Переяславская Рада
В 1591—1638 гг. происходит ряд казацко-крестьянских восстаний. В 1648 г. казаки поднимают восстание из-за усилившегося притеснения казаков польскими магнатами. Восстание возглавил казацкий полковник Богдан Хмельницкий. Первоначально казакам сопутствовал успех. Их поддержало Крымское ханство, которым тогда правил Ислям III Герай. В битве при Жёлтых Водах (1648) казацко-крымское войско (казаками командовал Хмельницкий, а крымцами — Тугай-бей) одержало свою первую победу, разбив польский отряд Степана Потоцкого. Вскоре последовала победа в Корсунской битве(16 мая 1648 г.) До конца июля была освобождена вся територия Левобережья, а до конца августа — Брацлавское,Киевское, Подольское(кроме г. Каменца) воеводства на правобережье, а также восточные и южные районы Волынского воеводства. освобождение правобережья связывают с именем Максима Кривоноса. В сентябре(11-13) была одержана победа под Пилявцами. Осенью ареной военных действий выступает Галиция. 26 сентября началась осада Львова. Гетьман требовал от польского командования и городской власти капитулировать и выдать казакам Я.Вишневецкого, А.Конецпольского. Узнав, что те тайно убежали, Хмельницкий, получив выкуп для уплаты ордынцам, снимает осаду и направляется на Замостье. В начале ноября гетьман начал переговоры с польским правительством и заключает перемирие с Яном II Казимиром. Победный поход 1648 завершен. 23 декабря 1648 г. казаки торжественно входят в Киев.
Однако в 1651 г. происходит Берестецкая битва, в результате которой польская армия под предводительством короля Яна Казимира и Николая Потоцкого наносит сокрушительное поражение казакам, и в августе того же года литовский гетман Радзивилл занимает Киев. Казаки были вынуждены просить помощи у единоверной России. В 1654 г. была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654—1667. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина) отошли к России, а лежащие западнее (правобережная Украина)- к Польше. Условия перемирия были позднее подтверждены мирным договором 1686.