За что вольтер критикует церковь
II. 1. Вольтер о христианстве
II.1. Вольтер о христианстве
ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. «ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)». КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Итоги своего многолетнего исследования истории христианства, его возникновения и развития Вольтер изложил в нескольких статьях и памфлетах, в том числе:
«Истории возникновения христианства»;
«Вопросах о чудесах» и
«Инструкции настоятеля монастыря капуцинов в Рагузе монаху Педикюлозо, отправляющемуся в обетованную землю».
Некоторые из этих размышлений представляют особый интерес.
1. Господь заключил Завет с Авраамом, по которому Он отдавал ему всю землю от Нила до Евфрата. Почему этот договор не выполнен?
2. Откуда пришла кавалерия, которую Фараон послал на Красное море для преследования евреев – ведь все животные погибли на шестой и седьмой день от язв, которые наслал на скот Господь?
3. В Библии сказано: «Если заведется пророк, который скажет, что надо идти к другим богам, то убейте его немедленно. Если ваш брат, сын, дочь, жена или друг скажет Вам: пойдем, поклонимся чужестранным богам, то немедленно убейте этого человека». Но Отцы церкви не заметили, что это является прямым обвинением против Иисуса Христа: религия, установленная его приверженцами, разрушила иудейскую религию, следовательно, Иисус заслужил, чтобы его убили собственные отец и мать.
4. Маловеры утверждают, что недостойно Бога если бы он создал религию (иудейскую) для того, чтобы ввести новую (христианскую), а если она лучше первой, то опять-таки недостойно Бога укреплять свою вторую религию мелкими чудесами, после того как Он основал первую на величайших знамениях. Исцеление бесноватых, превращение воды в вино (в христианской религии) – это совсем не то, что казни египетские или Чермное море (ныне Красное), которое расступилось и застыло на месте, или же остановившееся солнце (в иудейской религии).
5. Все Евангелия начинены абсурдными чудесами и были написаны в тайне, много лет спустя после событий, христианами, расселенными по греческим городам. Эти книги (Евангелия) были совершенно неизвестны в течение двух веков язычникам, не могли быть опровергнуты римскими историками, не имевшими ни малейшего представления об их существовании. Не было случая, чтобы языческий автор цитировал хоть одно слово из Евангелий.
В течение двух веков римляне ничего не знали о христианской религии и о Евангелиях. Они имели смутное представление о том, что существует какая-то иудейская секта, которую называют галилейской или христианской, или сектой бедных. Имена Иакова, Авраама, Ноя, Адама, Евы так же оставались неизвестны как римскому Сенату, так и греческим писателям вплоть до 300 г. н. э.
6. На Никейском соборе (в 325 г.), на котором были выработаны символы христианской веры, председательствовал император Константин, который принял христианство перед самой смертью. На этом соборе были выбраны истинные Евангелия из 50 существующих к тому времени: «Положили все Евангелия на престол, затем призвали духа святого: апокрифы тут же попадали на пол, а истинные Евангелия остались».
7. В Евангелии от Матфея Мария и Иосиф увели свое дитя (Иисуса) в Египет, а в Евангелии от Луки святая семья осталась в Вифлееме.
8. В Евангелии от Матфея род Иисуса выводится от Давида и Авраама через 41 колено, а в Евангелии от Луки – через 56 колен.
9. В Евангелии от Матфея тысячи Вифлеемских младенцев были зарезаны по приказу царя Ирода, т. к. волхвы сказали ему, что родится Мессия. Вольтер считает это «смехотворным и ужасным». Ироду было 70 лет, он находился на смертном одре и будто бы испугался младенца, который родился в деревянном стойле. «Почему ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, и вообще никто более не приводит этой басни».
10. В Евангелии от Матфея Иисус после воскрешения явился ученикам дважды, в Евангелии от Марка – трижды, в Евангелии от Иоанна – четырежды.
11. В Евангелии от Луки Иисус вознесся на небо в Вифании, в Евангелии от Иоанна – в Иерусалиме.
12. Когда Христос вошел в храм, Он изгнал торговцев («которые законным образом находились там, чтобы продавать животных, приносимых в жертву храму»), т. е. нарушил общественный порядок. Кроме этого, Иисус опрокинул столы меновщиков, швырнул их деньги на землю. Невероятно, «чтобы столько людей позволили себя избивать и изгонять одному человеку». Однако, справедливо, что за это Иисус подвергся судебному преследованию, но все же это не было основанием для казни.
13. Как могли иудеи распять Христа, которого сам Бог при крещении Иисуса торжественно объявил своим сыном в их присутствии?
14. Во время распятия Христа, согласно Евангелиям, мрак покрыл всю землю, камни раскалывались, гробы отверзлись, мертвецы выходили оттуда и прогуливались по Иерусалиму. Но, ни один свидетель, ни один писатель, в том числе и Флавий, об этом не пишут. Если бы это произошло, то об этом писали бы все историки от Китая до Греции и Рима.
15. Как понимали христианские проповеди народы, не знавшие иудейского языка?
16. Первые христианские богословы не приводили ни одного текста из четырех канонических Евангелий (от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна), они цитировали другие Евангелия, считающиеся ныне апокрифическими. Это доказывает, что апокрифические Евангелия были написаны раньше канонических.
17. Мать императора Константина отправилась в Иерусалим и нашла Гроб Господень и три креста, сохранившиеся в целости в течение 300 лет, на которых были распяты Христос, Благоразумный и Неблагоразумный разбойники. Как определить, на каком кресте распят Христос.
Три креста отнесли к смертельно больной женщине. Сначала ее положили на крест неблагоразумного разбойника – болезнь усилилась, затем на крест благоразумного разбойника – страдания немного облегчились, и, наконец, на крест Иисуса Христа – больная мгновенно исцелилась.
Таким образом, Вольтер считал церковное учение ложным. Он отвергал все существовавшие религии, с какими бы то ни было персонифицированными богами (Христом, Аллахом или Буддой).
Главной мишенью сатиры Вольтера были христианство и Католическая церковь, которую он считал врагом прогресса.
Несмотря на это, Вольтер не был атеистом и верил в идею «верховного разума», будучи сторонником «деизма», которого придерживались многие просвещенные умы его времени.
Православная Жизнь
Вольтер – французский философ и просветитель, живший в XVIII столетии.
В церковной среде он чаще всего известен как безбожник благодаря знаменитой фразе, обращенной к Католической Церкви: «Раздавить гадину». Большинство людей, незнакомых с философскими и религиозными взглядами Вольтера, считают его атеистом. Действительно, если смотреть на него как на активного антиклерикала и борца с Церковью, то он выглядит именно как атеист, но с чисто философской точки зрения Вольтера все-таки нужно отнести к деистам, убежденным в существовании Бога, создавшего этот мир, но больше не имеющего к нему никакого отношения. Именно гармоничная устроенность мироздания удерживала Вольтера от атеизма, и именно эту его позицию позднее критиковал Чарльз Дравин.
Дабы не омрачать картину взглядов Вольтера, сразу отметим ряд его положительных идей. У Фомы Аквинского он перенял космологическое доказательство бытия Бога, которое и сейчас является достаточно убедительным. Вольтер говорил, что все, что существует, имеет причину своего существования в другом существе. Если, таким образом, «отматывать» шаги обратно в прошлое, то мы должны будем прийти к самосуществующему Существу, которое и есть Бог.
Другое доказательство бытия Бога Вольтер перенял у английского богослова и философа Уильяма Пейли, он говорил: «Я всегда буду придерживаться того мнения, что часы доказывают существования часовщика, а мироздание доказывает существование Бога… С моей точки зрения, в природе, как произведении искусства, я не могу видеть ничего иного, коме конечных причин; и я настолько же убежден, что яблони созданы, чтобы приносить яблоки, насколько я убежден, что часы созданы, чтобы показывать время суток… Уже само по себе это выглядит для меня самым убедительным доказательством существования Бога, и я совершенно не представляю, каким образом не него можно было бы возразить». Согласно мнению Вольтера, Бог был необходим, чтобы мир начал быть, но с того времени Он не проявляет никакой провиденциальной заботы о мире. Нельзя не сказать, что такой взгляд на Бога достаточно популярен у представителей той современной молодежи, которая еще не решается вступить на путь полного атеизма и материализма.
Критика христианства Вольтером началась с его поэмы «Послание Урании», где он говорит о ветхозаветном Боге как о тиране, негуманно осуждающем всех подряд язычников на вечные муки. Результатом таких взглядов стала его молитва, обращенная к деистическому, но милостивому богу: «Я не христианин и могу любить тебя больше».
Как деист, Вольтер полностью отрицал возможность чудес, придерживаясь аргументации, сформированной Бенедиктом Спинозой и Дэвидом Юмом. Его позиция, как и позиция всякого деиста, заведомо уязвима. Он отрицает реальность «малых» чудес, при этом признает самое великое чудо – сотворение мира из ничего.
Пытаясь обосновать свои деистические взгляды, Вольтер также акцентирует внимание на наличии несправедливости в мире, которая была бы исправлена, если всемогущий Бог мог вмешаться или вмешивался бы в дела и процессы этого мира. Но здесь он снова противоречит сам себе. Как можно постулировать невозможность исправления несправедливости, не постулируя при этом существование окончательного эталона справедливости? Но если Бог все-таки справедлив, то и проблема зла будет решена. Если Бог справедлив и всемогущ, Он исправит всякую несправедливость в то время, которое изберет Сам. Позиция Вольтера оказывается заведомо ложной, ведь тот факт, что зло и несправедливость еще не уничтожены, никак не означает, что так будет всегда. Если существует всеблагой Бог, то Он хочет уничтожить зло и несправедливость, а если Бог еще и всемогущ, Он может это сделать.
Взгляды Вольтера были во многом характерны для настроений его времени. В своем стремлении избавиться от церковного влияния общество становилось близоруким. Принято было говорить о зле, при этом забывали, что зло не самобытно, и его оценка именно как зла возможна лишь при наличии эталона Добра. Все эти аргументы активно используются и современными критиками христианства, однако при этом многие забывают, к чему приводит гуманизм, оторванный от своих христианских корней: «Новый Чингисхан, родившийся из недр самой Европы, обрушился на нее воздушными бомбардировками, разрушающими целые города, газовыми камерами для массового истребления людей и грозит теперь смести человечество с лица земли атомными бомбами», – писал Семен Франк, которого дополняет Бердяев, указывая на кризис просветительского гуманизма: «Не осуществилось ничего из этих стремлений, ни в области познания – в науке и философии, ни в области художественного творчества, ни в области жизни государственной, ни в области жизни экономической, ни в области реальной власти над природой».
Вольтер не был дураком, он не был и атеистом, но был безбожником, восставшим против Истины, а всякое противление Истине есть ложь. И чем больше лжи, тем больше и ошибок, цена которых может быть очень высокой. Будем надеяться, что заблуждения Вольтера послужат уроком для тех, кто пытается бороться с христианством сегодня, а иначе история имеет свойство повторяться.
Протоиерей Владимир Долгих
Борьба Вольтера за веротерпимость
Вольтер известен своей борьбой против религиозного фанатизма, против преследований невинно осужденных. Как отмечал В. Г. Короленко, «Вольтер сделал великое дело – выступил защитником несправедливо осужденного. Я не говорю о том, сколько мрачных предрассудков разрушено им, но вот эта его упрямая защита безнадежного, казалось, дела, это великий подвиг. Он понимал, что человек прежде всего должен быть гуманным человеком. Необходима – справедливость». Это высказывание о деле Жана Каласа (см. о нем далее) тем более ценно, что Короленко сам выступал защитником невинно осужденных.
Фернейский отшельник отнюдь не был сторонником принципа отделения церкви от государства в современном смысле слова, этот принцип уходит своими корнями в эпоху французской революции. Вольтер считал, что в государстве должна быть одна государственная религия, остальные являются только допустимыми. Однако во-первых, церковь должна быть подчинена государству, а во-вторых, недопустимо преследование инакомыслящих и верующих по-другому, прежде всего протестантов. В Библиотеке Вольтера имеются материалы по этим делам, в частности по знаменитому делу в защиту Жана Каласа и по делу Ла Барра и д’Эталлонда.
На обратной стороне листа – расписка вдовы Каласа:
Особый интерес Вольтера к вопросам веры отразился в составе его библиотеки, где имеются как священные книги мировых религий и богословские трактаты, так атеистические и деистические сочинения, а также обширная коллекция документов, связанных с защитой Вольтером жертв религиозного фанатизма и судебного произвола. Парадоксальным образом, Вольтер утверждал необходимость веры в Бога – и опасность религии, часто порождающей жестокость и суеверие. «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» – но вера в Бога должна склонять людей к веротерпимости, а не к фанатизму.
Авторы: А.А.Златопольская,
при участии К.Пайяра и Н.Сперанской
Вольтер и церковь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:08, реферат
Краткое описание
Исследователи, изучающие французское Просвещение XVIII века и Вольтера в частности дают весьма подробную характеристику его взглядов на основе фактов биографии, динамики развития общественной мысли XVIII века и знакомства Вольтера с этими идеями, их влияния на него.
При изучении работ самого Вольтера, так и исследовательской литературы можно ярко выделить его основные воззрения по религиозным вопросам, проследить их развитие, увидеть его отношение к церкви вообще и к католической церкви в частности.
Содержание
Введение. 2
Краткая биография. 3
«Раздавите гадину!». 6
Философская религия Вольтера. 9
Заключение. 14
Сноски: 15
Список литературы. 16
Прикрепленные файлы: 1 файл
вольтер и церковь реферат.doc
Оглавление.
Введение.
XVIII век – век потрясений и бурного развития общественной мысли. Это целая эпоха, одной из главных характеристик которой была постепенная смена миросознания общества, его отход от теологических позиций в объяснении картины мира. И этому не мало способствовали многие видные философы и ученые того времени, такие как Д. Локк, Ф. Бэкон, И. Ньютон и др. важную роль сыграли также воззрения и деятельность Франсуа Мари Вольтера.
Его деятельность, направленная большой своей частью на борьбу против католической церкви, выражена в форме многочисленных произведений художественного и философского характера. Абсолютное их большинство несет в себе яркую антицерковную направленность, политическую окраску и написано интересным, острым и захватывающим стилем. Многие из идей, высказанных им в своих произведениях, были актуализированы во время Великой французской революции в годы якобинской диктатуры.
Исследователи, изучающие французское Просвещение XVIII века и Вольтера в частности дают весьма подробную характеристику его взглядов на основе фактов биографии, динамики развития общественной мысли XVIII века и знакомства Вольтера с этими идеями, их влияния на него.
При изучении работ самого Вольтера, так и исследовательской литературы можно ярко выделить его основные воззрения по религиозным вопросам, проследить их развитие, увидеть его отношение к церкви вообще и к католической церкви в частности.
Краткая биография.
Франсуа Мари Аруэ родился 21 ноября 1694 г. в Париже в семье нотариуса. Отец Вольтера поднялся до положения нотариуса, имеющего весьма высокопоставленную клиентуру. Заботясь о будущем сына, отец отдал его в пользовавшийся весьма высокой репутацией иезуитский колледж Louis le Grand. Великосветские связи отца, знакомства, приобретенные в колледже, рано проявившаяся исключительная одаренность обеспечили юному Аруэ право входа в аристократическое общество. Все это содействовало ранней популярности Вольтера в великосветских салонах как поэта и острослова. Но история молодых лет Вольтера – это не только история успехов, но также история ряда болезненных ударов по самолюбию молодого мещанина, попавшего в аристократическую среду и возомнившего себя ровней своим любезным хозяевам. Так как поэтический талант Вольтера уже в это время носил ярко выраженный сатирический характер, то о его социально-политическом воспитании проявляли заботу не только вельможи, но и правительство. За свою сатиру в адрес Филиппа Орлеанского в 1717 г. на одиннадцать месяцев он был посажен в Бастилию. Здесь он написал поэму «Эдип», которая была поставлена на сцене в 1718 г. и имела огромный успех.
В 1723 г. он написал «Поэму о Лиге», которая была опубликована лишь десять лет спустя под псевдонимом, вызвав бурю шума в среде церковников, которые требовали строгого наказания Вольтера, т. к. никто не сомневался в его авторстве.
В конце 1725 г. Вольтера избили палками слуги некоего де Рогана. Таким привычным для французского дворянства путем де Роган показал свое «превосходство» над поэтом, после того как на глазах «высшего общества» проиграл ему обмен колкостями. Не найдя защиты в суде и заступничества у тех аристократов, которых прежде считал друзьями, Вольтер пытался вызвать де Рогана на дуэль. За это он был препровожден в Бастилию, а после двухнедельного заключения ему было предписано покинуть Париж. Вольтер избирает Англию, куда пребывает летом 1726 и живет около трех лет. 1
В 1733 г. он возвращается во Францию, где продолжает активную деятельность. Реализацией творческих планов заполнены первые пять лет после возвращения. За это время он написал четыре трагедии. «История Карла XII» приносит Вольтеру известность выдающегося историка
Результатом пребывания в Англии стали «Философские письма» (иначе называемыми « Английскими письмами»), опубликованные в 1733 г. на английским языке, а в 1734 г. – на французском. Излагая свои впечатления об Англии, Вольтер обличал царившие во Франции феодальные порядки, религиозную нетерпимость и мракобесие. Он противопоставляет гражданские свободы Англии французскому политическому абсолютизму, излагает принципы эмпирической философии Бэкона, Локка, Ньютона, сравнивает научные теории Ньютона и Декарта. В первых семи «Философских письмах» речь идет о конфессиональном плюрализме Англии и подчеркивается веротерпимость и согласие между представителями разных вероисповеданий в английским обществе. «Философские письма» оказали значительное влияние на умы, они принесли во Францию в систематизированной форме английскую политическую мысль и философские теории. 2
В августе 1736 г. Вольтер получил исполненное преклонения перед его трудами письмо из Берлина от наследного принца Пруссии. Это не только поднимало престиж самого будущего правителя Пруссии, но и способствовало росту авторитета самого Вольтера. После исполнения Вольтером деликатной дипломатической миссии относительно планов Пруссии в борьбе за «австрийское наследство», благодаря усилению влияния при дворе его высокопоставленных друзей и расположения к драматургу маркизы де Помпадур Вольтер имеет возможность не только вернуться в Париж, но и получить доступ в Версаль: он назначается придворным камергером и придворным историографом.
Избрание во Французскую академию наук в апреле 1746 г. (в том же году Вольтер стал почетным членом Российской академии наук) произошло уже в период разочарования Вольтера своей фактической ролью в Версале.
Опасаясь преследования за вырвавшееся у него крайне нелестное высказывание о придворных, Вольтер в октябре 1746 г. бежит из Парижа, и недолгое время скрывается в замке герцогини Мэнской.
В середине 1750 г., уступая давним настойчивым просьбам Фридриха II, Вольтер пребывает в Берлин. Но обязанности Вольтера при дворе, сводившиеся к правке произведений короля, написанных на французском языке и украшению своим остроумием застолий в Постдамтском дворце, быстро разочаровали его. В начале 1753 г. Вольтер сложил с себя полномочия при королевском дворе и покинул пределы Германии.
В 1754 г. Вольтер покупает усадьбу близ Женевы и дом в Лозанне. Но и в Швейцарии Вольтер не нашел спокойного существования. Власть в стране принадлежала кальвинистскому правительству, которое негативно отнеслось к пребыванию в стране известного вольнодумца. Не отказываясь от усадьбы и дома в Швейцарии, Вольтер 24 декабря 1758 г. переселяется в пограничный французский округ Жекс, купив там два имения: Турне и Ферне. Второе поместье стало его основной резиденцией. 3
«Фернейский» период – один из самых продуктивных в жизни Вольтера. Здесь он пишет свои повести «Кандид» (1759), «Простодушный» (1767), «Человек с сорока экю» (1768), философские поэмы «О естественно законе» (1756), «Философский словарь» (1764) и многие другие произведения. Из Ферне он продолжает следить за изданием «Энциклопедии», работает для нее.
В 1778 г. Вольтер вернулся в Париж, где был встречен ликующими толпами приветствовавшего его народа.
На краю могилы, в возрасте восьмидесяти четырех лет, философ задумывал грандиозные планы и был полон энергии. На представлении своей последней трагедии «Ирина» он присутствовал сам. Актеры вынесли на сцену мраморный бюст Вольтера, увенчанный лавровым венком, зрители устроили бурную овацию в честь поэта.
Вольтер в Париже развил самую бурную деятельность. Он побудил Французскую академию наук вынести решение о составлении академического словаря французского языка. На себя взял составление тома на букву «А». Силы его молодости как бы снова вернулись к нему здесь, в столице его родины, от которой он был оторван столько лет. Но годы взяли свое, Вольтер скончался 30 мая 1778 г.
Церковники незадолго до смерти заставили Вольтера исповедоваться по христианскому обычаю. Когда один знакомый спросил Вольтера, правда ли это, философ сокрушенно ответил: «Что поделаешь? Здесь такие обычаи. С волками жить – по-волчьи выть. Если бы я жил на берегах Ганга, мне бы пришлось умирать, держась за коровий хвост».
Вольтер опасался, что тело его после смерти будет подвергнуто поруганию фанатиками – попами. Опасения Вольтера имели основания. Вот что сообщал живший тогда в Париже князь Барятинский Екатерине II: «Слух о болезни Вольтера и об опасном положении скоро разнесся по Парижу. Попы и набожные люди очень обрадовались; все порядочные люди были глубоко огорчены… Но поповская ненависть, которая никогда не прощает, проявилась во всей своей деятельности. Ханжи стали адресоваться к архиепископу парижскому с требованием не хоронить Вольтера, если он умрет. Он обещал им это торжественно… Все попы обнаруживают непристойную радость».
Тело Вольтера было тайно вывезено в Шампань и похоронено в аббатстве Сельер. Похороны в Париже правительство запретило.
В дни Великой французской революции, в 1791 г., останки Вольтера были торжественно перевезены в столицу. Восставший французский народ начертал на катафалке несколько слов, подытоживших всю деятельность просветителя: «Он подготовил нас к свободе». 4
«Раздавите гадину!».
Казалось бы, поселившись в Ферне, Вольтер мог обрести покой. Но позиция пассивного наблюдателя всегда была чужда ему. Но именно в фернейский период он проявил наибольшее стремление и вместе с тем умение активно воздействовать на окружающий мир. Нисколько не ослабевающая творческая деятельность Вольтера как драматурга, поэта, писателя-прозаика, историка, философа органически сочетается у него со все более ожесточенной борьбой с теми социальными силами, которое он считает ответственными за многочисленные страдания людей в современном ему мире.
Вольтер начал активно сотрудничать в возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел».
Идеологический штурм феодально-абсолютистской системы, развернутый просветителями в 60-х гг., был направлен своим острием против ее клерикального компонента. Воинствующую римско-католическую церковь Вольтер окрестил «гадиной» и считал ее ответственной едва ли не за все пороки существовавшей системы. Вольтер многократно подчеркивал необходимость для всех просвещенных людей беспощадно бороться с этим чудовищем и сам подавал пример непримиримости к нему: «Преследуйте гадину, я не заключаю с ней никакого мира!». Многие, даже личные письма Вольтера заканчивались призывом «Раздавите гадину!», который сознательно употреблялся подобно словам Катона: «Карфаген должен быть разрушен!».
Из Ферне на «гадину» обрушивается ряд чувствительных ударов, Вольтер метит в нее каждым своим произведением и действием. Резкая и прямая атака на христианский клерикализм проводится в таких работах Вольтера, как «Проповедь пятидесяти» (1761), «Проповеди, произнесенные в Лондоне» (1763), «Обед у графа Буленвилье» (1767), «Важное исследование милорда Болингброка, или Могила фанатизма» (1767), «Речь императора Юлиана» (1768), «Права людей и узурпации пап» (1768), «Наконец-то объясненная Библия» (1776), «Бог и люди» (1769), «История установления христианства» (1777). Серьезный научный анализ трактуемых вопросов сопровождается в этих произведениях всесокрушающим сарказмом, знаменитым вольтеровским смехом, который, по замечанию Герцена, «бил и жег, как молния».
Вольтер блестяще пользовался малыми поэтическими жанрами – эго эпиграммы и экспромты всегда попадали в цель.
Шутливой эпиграммой «На ковчежец с мощами» Вольтер бьет по нетерпимости католической церкви и ее приемам в отношении верующих:
Был поднесен ковчежец ей
В дар Глупости от Предрассудка.
Про то уму болтать не смей:
(перевод А. С. Кочеткова.)
Святую мать-игуменью в юдоли
Довольно весело жила в аббатстве.
С начала 60-х гг. просветительская критика религии приобрела во Франции громадный размах, стала особенно интенсивной и острой.
Из Ферне Вольтеру удалось также нанести серию очень чувствительных ударов по ненавистной для всех просветителей французской судебно-юридической системе. Потрясенный и возмущенный необоснованными смертными приговорами ряду лиц (Калас, Сиврен и др.), Вольтер предал эти дела внеевропейской огласке и выступил организатором кампаний самого широкого общественного протеста против бесчеловечности и несправедливости французского судопроизводства. В большинстве случаев речь здесь шла о жертвах религиозного фанатизма. Трехлетняя борьба за посмертную реабилитацию Жана Каласа, казненного за убийство собственного сына, якобы собиравшегося принять католичество против поли отца – протестанта, увенчалась в 1765 г. полным успехом.
Вступаясь за жертвы судебного произвола и жестокости, Вольтер выдвинул программу полной деклерикализации и широкой гумманизации правосудия, которая имела чрезвычайно прогрессивное значение не только для Франции, но и для других стран. По словам Кондорсе, Вольтер создал в Европе союз, душою которого был он сам, а лозунгом – разум и терпимость.