За что выгнали мануйлиху
«Олеся»: краткое содержание и анализ произведения
Кадр из фильма «Олеся» (1971) по повести Куприна: YouTube/RVISION
Повесть Куприна «Олеся» — это история большой любви, о которой мечтает каждый. Вот только большая любовь часто таит в себе много преград. Какие тайны скрывает история, рассказанная талантливым писателем?
Краткое содержание произведения
О чем повесть Куприна «Олеся»? Это трагическая история любви молодого барина Ивана Тимофеевича и простой деревенской девушки Олеси. Познакомимся с кратким содержанием повести.
Встреча с Мануйлихой
Иван Тимофеевич по воле судьбы оказывается в глухой деревне Волынской губернии, где ему предстоит провести шесть долгих месяцев. Он изнемогает от скуки и пытается развлечь себя всеми возможными способами.
Однажды во время охоты Иван преследует зайца и теряет дорогу в лесу. Он случайно выходит к болоту и замечает избу. Она принадлежит старухе Мануйлихе. Несколько лет назад она жила в деревне, но за колдовство местные жители выгнали ее вместе с внучкой в лес.
Старуха старается скорее прогнать незваного гостя, но Иван просит погадать ему за деньги. Во время гадания в избу входит внучка колдуньи Олеся. Это высокая брюнетка с большими темными глазами. В ее взгляде читается лукавство и озорство. Девушка рассказывает главному герою, как выбраться из леса, и разрешает как-нибудь снова прийти.
Мануйлиха в фильме «Олеся» (1971): YouTube/RVISION
Дружба, переросшая в любовь
К весне Иван возвращается в избушку. Олеся признается, что раскладывала на Ивана карты. Они показали, что жизнь у молодого человека будет невеселой, он никого «сердцем не полюбит», а тем, кто его будет любить, он «много горя принесет». В этом году его ждет «большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы». Эта любовь принесет «печаль долгую» и «большой позор» девушке.
Иван удивляется и не верит услышанному. Но Олеся уверяет, что многое в будущем может видеть. Эта способность передается в их роду от матери к дочери.
Между Иваном и Олесей завязывается дружба. Главный герой часто приходит в избушку и расспрашивает девушку о ее способностях. Олеся признается, что никогда не посмеет зайти в церковь, поскольку ее душа продана дьяволу от рождения.
Однажды Олеся признается Ивану в любви и целует его. Он отвечает взаимностью. Целый месяц герои счастливы вместе. Но приближается время отъезда. Главный герой зовет девушку замуж. Олеся говорит, что это невозможно, поскольку она необразованная и незаконнорожденная.
Иван догадывается, что на самом деле Олеся боится венчания в церкви. Ради любви девушка готова встретиться со своими страхами. Она назначает встречу в церкви на праздник Троицы.
Трагический конец
Иван Тимофеевич опаздывает на службу в церковь. Вернувшись домой, от конторщика Мищенко он узнает, что местные бабы побили Олесю за то, что та посмела прийти в церковь.
Иван прибегает в дома старухи. Олеся говорит, что это их последняя встреча. Им с бабушкой придется уехать. Девушка жалеет лишь о том, что у нее не будет от Ивана ребенка.
К вечеру начинается страшная гроза и град. Местные обвиняют в этом ведьм. Иван спешит в избу, чтобы предупредить об опасности. Он находит дом пустым. Олеся с бабушкой уже уехали. На память о возлюбленной Ивану остаются лишь позабытые в спешке красные бусы.
Олеся и Иван в фильме «Олеся» (1971): YouTube/RVISION
Анализ произведения Александра Куприна
Ознакомившись с кратким содержанием произведения, мы можем приступить к его анализу.
История создания
Какая главная мысль повести «Олеся» Куприна? В своем произведении писатель раскрыл образ «естественного человека». Такой человек чист душой, свободен и близок к природе. Он не подвластен негативному влиянию общества и находится в гармонии с окружающим миром.
На создание «Олеси» Куприна вдохновила реальная история. Однажды писатель гостил у помещика Ивана Порошина в Полесье. Помещик рассказ историю своих отношений с одной колдуньей. Она и легла в основу произведения.
Впервые повесть была опубликована в журнале «Киевлянин» в 1898 году. Тогда произведение называлось «Из воспоминаний о Волыни». Это подчеркивало его реальную основу.
Тема и конфликт
В повести раскрывается тема любви и способности к самопожертвованию. Олеся умеет любить безусловно и самозабвенно. Иван находит в Олесе то, чего ему не хватает в окружающем мире, — душевное богатство и внутреннюю красоту.
Главный конфликт произведения — противостояние цивилизации и мира природы. Общество не готово принять Олесю, а значит не может понять и их с Иваном любви. По мнению критика И. Г. Чесноковой, далеко ушедшие от природы «цивилизованные» люди не признают ничего, что выходит за рамки их представлений о мире.
Так, в повести Куприна люди, воспитанные природой и занимающиеся колдовством, оказываются лучше и более нравственными, чем те, кто вырос в «благородных» условиях цивилизации и истолковывают мораль православия.
До последнего хочется верить, что влюбленных ждет счастливый финал. Но этого не происходит. Девушка вынуждена покинуть деревню и навсегда разлучиться с Иваном.
В чем причина такого исхода? Критик Е. В. Грудинина пишет о том, что чувства Ивана недостаточно сильны, а вызваны скорее скукой. Олеси не хватило смелости, чтобы пойти против общества, а, возможно, судьбе, которую нагадала девушка, действительно невозможно противостоять. Этот вопрос остается открытым для читателя.
Олеся в церкви на праздник Троицы: YouTube/RVISION
Особенности композиции и жанр
Александр Куприн жил и творил в конце XIX – начале XX века. Тогда в «спор» вступили два литературных направления — реализм и зарождающийся модернизм. Целью реализм является правдивое воспроизведение действительности. Главная черта модернизма — отказ от классических представлений о мире, готовых концепций и абсолютных истин, признание того, что в мире все относительно.
Куприн относится к реалистической концепции в русской литературе. Повесть «Олеся» написана в жанре реализм.
Всего в произведении четырнадцать глав. Повествование идет от первого лица, непосредственного участника событий Ивана Тимофеевича. Хроникальный сюжет позволяет читателю вместе с главным героем последовательно переживать все события, день за днем.
Главная особенность композиционного уровня — ретроспектива. Рассказчик Иван повествует о том, что было в прошлом. История — это его воспоминания. Помимо этого, Куприн использует прием антитезы — он противопоставляет деревенских и городских людей, жизнь на природе и в цивилизации. Структура произведения выглядит следующим образом:
Главные герои
Как показал Куприн образы главных героев в повести «Олеся»? Главные герои — Олеся и Иван Тимофеевич. Эти персонажи совсем не похожи. Они выросли и воспитывались в разных условиях.
Иван предстает перед читателем юношей, росшим в цивилизации и получившим хорошее образование. Олеся — простая девушка, воспитанная бабушкой и природой. Через образ Олеси автор показывает моральные качества, которыми должен обладать человек: доброта, искренность и тесная связь с природой.
Повесть «Олеся» — одно из самых известных произведений автора. Она вдохновила многих режиссеров, произведение было трижды экранизировано. Это грустная история любви, которая есть для нас напоминанием о том, как важно быть милосердными друг к другу, как важно принимать и уважать каждое проявление жизни, пускай даже не поддающееся объяснению.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Мануйлиха в повести «Олеся»: образ, характеристика, описание
Мануйлиха. Художник Ольга Дмитриева |
Старая колдунья Мануйлиха является одним из ярких второстепенных героев повести «Олеся» Куприна.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Мануйлихи в повести «Олеся», описание внешности и характера героини в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Олеся»
Образ и характеристика Мануйлихи в повести «Олеся» Куприна: описание в цитатах
Мануйлиха является старой колдуньей и бабушкой главной героини Олеси:
«. Да ведь это – Мануйлиха, ириновская ведьма. »
«. Да она, правда, колдунья. Но только теперь она стала стара и уж не может делать того, что делала раньше. Лечить умела, от зубов пользовала, руду заговаривала, отчитывала, если кого бешеная собака укусит или змея, клады указывала… да всего и не перечислишь. «
О внешности Мануйлихи известно следующее:
«. Все черты бабы‑яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что‑то; выцветшие, когда‑то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы. »
«. из ее беззубого, шамкающего рта вырвались странные звуки, то похожие на задыхающееся карканье старой вороны, то вдруг переходившие в сиплую обрывающуюся фистулу. »
«. поглядела на меня пристально своими холодными, птичьими глазами. »
«. она потянулась за монетой своими скрюченными, узловатыми, дрожащими пальцами. »
«. Коричневое сморщенное лицо колдуньи собралось в недовольную гримасу. »
«. Держась за стену, сотрясаясь на каждом шагу сгорбленным телом, она подошла к столу. »
«. под ее дряблыми щеками. »
«. махнула рукой, поплелась своей дрожащей походкой в угол. »
«. взглянув мне прямо в глаза своими выцветшими, холодными глазами. »
«. И вдруг ее коричневое лицо собралось в чудовищную, отвратительную гримасу плача. «
Она не любит людей:
«. Ну, я вижу, вы с бабушкой людей не жалуете. «
Жители прогнали Мануйлиху из села за ее «колдовство»:
«. Была у нас лет пять тому назад такая ведьма… Только ее хлопцы с села прогнали! Известно, в лес… Куда же еще? И хату ее сломали, чтобы от того проклятого кубла и щепок не осталось… А саму ее вывели за вышницы и по шее. »
«. Вреда от нее много было: ссорилась со всеми, зелье под хаты подливала, закрутки вязала в жите. хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…»
Мануйлиха родом из России из Мценска (Амченска) Орловской губернии. Много лет назад женщина пришла жить в Полесье со своей внучкой Олесей:
«. А моя родина, батюшка, далекая, город Амченск… У меня там теперь и души знакомой нет. »
«. Да она чужая была, из кац*пок чи из цыганок… Я еще маленьким хлопцем был, когда она пришла к нам в село. «
У Мануйлихи и и ее внучки Олеси нет родных и знакомых:
«. Да куда же вы поедете? У вас нигде ни родных, ни знакомых нет… Наконец, и деньги нужны, чтобы на новом месте устроиться…»
Старуха одна вырастила Олесю:
«. И девочка с ней была: дочка или внучка… Обеих прогнали…»
Мануйлиха с Олесей живут в лесу около болота:
«. Говорят люди, что где‑то около Бисова Кута она живет… Знаете – болото, что за Ириновским шляхом. Так вот в этом болоте она и сидит, трясьця ее матери. »
«. Ведьма живет в каких‑нибудь десяти верстах от моего дома… настоящая, живая, полесская ведьма. «
Мануйлиха и Олеся являются простыми, бедными людьми:
«. Что мы тебе за компания? Мы люди простые, серые…»
Женщина любит пить чай:
«. Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит. «
Из-за своего возраста Мануйлиха плохо слышит:
«. Ничего, ничего, она немного на ухо туга, не услышит. Она только мой голос хорошо разбирает. «
О доме Мануйлихи (хате, избе) известно следующее:
«. Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату. Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес. Но одна сторона ее от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах недоставало нескольких стекол; их заменили какие‑то грязные ветошки, выпиравшиеся горбом наружу. »
«. Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом. «
Это был цитатный образ и характеристика Мануйлихи в повести «Олеся» Куприна, описание внешности и характера героини в цитатах.
Мануйлиха образ и характеристика
Мануйлиха образ и характеристика план:
↑ 1. Общая характеристика
↑ 2. Внешность и характер
Мануйлиха действительно похожа на настоящую ведьму: «худые щеки», «острый, длинный, дряблый подбородок», «висящий. нос», «беззубый рот», «выцветшие. глаза. с очень короткими красными веками». Голос старухи напоминает воронье карканье.
Уединенная жизнь и страх перед людьми (особенно представителями власти) сделали Мануйлиху очень скрытной и неразговорчивой. Ее недоверчивость могут смягчить только деньги или какой-нибудь подарок. Главному герою с большим трудом удается добиться расположения «ведьмы».
↑ 3. История жизни
О прошлой жизни Мануйлихи известно очень мало. Главному герою удается узнать лишь некоторые детали. Когда-то давно женщина жила в городе «Амченск» (Мценск). Покинуть родные места ей, вероятно, пришлось из-за дурной славы. Даже Олеся твердо уверена, что в их роду все женщины обладают «колдовской силой».
Изгнание из деревни произошло по случайности. Мануйлиха сгоряча пригрозила одной женщине, после чего у нее умер ребенок. Невежественные деревенские жители разбираться не стали. Мануйлихе чудом удалось избежать смерти и спасти малолетнюю Олесю.
Приют Мануйлиха нашла в полуразвалившейся избушке бывшего местного помещика. Люди в деревне успокоились и не стали преследовать «колдунью». Однако даже в лесу Мануйлиха не может чувствовать себя в полной безопасности. К ней часто приезжает урядник, требует денег и грозится выселить из хаты. Лес купил новый помещик, который собирается осушать болота. Его совершенно не интересует судьба двух женщин, которые к тому же занимаются «колдовством»
↑ 4. Отношение к внучке
За долгую жизнь Мануйлихе, вероятно, пришлось хлебнуть немало горя, почувствовать на себе жестокость людей. Она с самого начала знает, что из любви ее внучки не выйдет ничего хорошего. Главный герой догадывается, что из-за него между Мануйлихой и Олесей произошло множество ссор.
↑ 5. Значение образа
Образ Мануйлихи не играет большой роли в истории несчастной любви. Но он приобретает особое зловещее значение, если не ограничиваться рамками повести.
Всех женщин в роду Мануйлихи преследует нехорошая слава. Ничего не известно о матери Олеси. Скорее всего, ее уже нет в живых. Олеся обречена повторить несчастную судьбу своей бабки. Куда бы ни уехали Мануйлиха с внучкой, они рано или поздно столкнутся с человеческим невежеством и жестокостью. В повсти описаны три таких примера: изгнание из деревни, избиение Олеси после посещения церкви, народный гнев против «ведьмы» после небывалого града.
Олеся — краткое содержание и анализ
Повесть А. И. Куприна «Олеся» (1898) — одно из самых любимых произведений автора о любви, человеке и жизни. Центральная тема — трагическая любовь молодого барина, писателя, и девушки из Полесья.
Время и место действия
Действие повести происходит в конце 19 века, на юго-западной окраине Российской империи, в глухой деревне Волынской губернии, на окраине Полесья. Здесь красота природы сочетается с картинами деревенского захолустья, романтические чувства — с жестокостью местных крестьян.
Содержание повести очень коротко
Главный герой, Иван Тимофеевич, прибыл на шесть месяцев в глухую деревушку на краю Полесья по делам службы. Он начинающий литератор, опубликованы два его рассказа. Поначалу герой томился скукой, но вскоре всё изменилось. Однажды во время охоты Иван Тимофеевич заблудился в лесу, попал на болота и с трудом выбрался к ветхому домику. Здесь жила старая ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей.
Молодой барин отметил оригинальную красоту лесной девы и её свободное обращение. Олеся заинтересовала его, и паныч пришёл в «избушку на курьих ножках» в другой раз. Иван просит Олесю погадать ему, но, оказывается, она на него уже бросала карты. На расспросы гостя девушка ответила, что любовь ему не принесёт счастья.
И добавила, что полюбит его дама трефовой масти, но через него переживёт позор. Барин сомневается в предсказаниях и не верит в чародейские способности Олеси и её бабки. Молодая колдунья на деле показала, что она может. Встречи героев стали регулярными.
Местный урядник потребовал, чтобы обе женщины освободили домик в короткий срок, уходили из этих мест. Иван Тимофеевич хлопочет за них, дарит уряднику замечательное ружьё, и тот на время оставляет женщин в покое. Но в отношении Олеси к Ивану почему-то появилось отчуждение. Герой заболел и долго не ходил в лес. При новой встрече девушка открывает ему свою любовь, и она взаимна.
Подошло время отъезда. Иван предлагает Олесе выйти за него замуж и покинуть эти места. Девушка знает, что этому не бывать, она ведает их разные судьбы и пытается убедить любимого отказаться от своего намерения. Чтобы сделать ему приятное, она переборола свою боязнь и на Троицу пришла в церковь.
Ивану сообщили, что в селе после обедни крестьянки избили ведьму, та вырвалась и грозила им бедой. Герой бросается в лес и находит в избушке Олесю без чувств. Бабушка обвиняет его в случившемся. Девушка тем временем очнулась и сказала возлюбленному о необходимости расстаться. На прощание шепнула о своём сожалении, что у неё не будет ребёнка от него.
Ночью разразилась гроза с градом и побила посевы. Крестьяне увидели в этом проделки ведьм и собрались с ними расправиться, угроза нависла и над героем (его связь с Олесей не была секретом). Иван поскакал в лес предостеречь женщин, но там уже никого не было, только нитка красных бус осталась на оконной раме как память о любви Олеси.
Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика
Жанр повести предполагает небольшое количество героев и второстепенных персонажей. В произведении два главных героя, три второстепенных и один эпизодический.
Основные герои
Как образованный человек, Иван Тимофеевич пытается дать научное объяснение её сверхъестественным способностям, но безуспешно. По гаданию, герой — человек добрый, но слабый, и доброта его не сердечная, а сердце ленивое, холодное, никого он не полюбит по-настоящему.
Олеся гордится своим таинственным даром и одновременно тяготится им. Порой в глазах её застывает ужас перед потусторонним миром. Девушка знает, что способность колдовать дана ей от него (лукавого). Это родовое проклятие передаётся у них по женской линии.
В лачуге Олеси нет образов, они с бабкой не бывают в храме, и замуж красавица не собирается, потому что надо венчаться в церкви. Однако, полюбив, девушка готова измениться. Ради любимого она идёт в церковь, но наталкивается на непонимание, насмешки и жестокость местных крестьянок, которые избивают её.
Второстепенные герои
Ярмола вдруг проявил страстное желание овладеть грамотой в интересах родного села: уметь поставить подпись на казённой бумаге. Усилия барина в просвещении ни к чему не привели, только механическое письмо фамилии кое-как ему поддавалось. Неожиданную принципиальность проявил герой в отношении к знакомству Ивана Тимофеевича с ведьмами на болоте: сначала порицал, а потом и вовсе отдалился от барина, к которому привязался.
Старая ведьма — персонаж загадочный. Как Мануйлиха оказалась в этих местах, неизвестно. Из её разговора ясно только, что родом она из Амченска (Мценска, Орловской губернии). Грамотная речь внучки — от неё. Олеся обмолвилась, что бабушка много знает и много видела.
Видимо, поэтому Мануйлиха и Олеся не дают ему покоя непосещением церкви и чародейством. Урядник объявил им, чтобы в двадцать четыре часа они освободили хибарку, принадлежащую помещику.
Принципиальность Евпсихия Африкановича дрогнула перед двумя бутылками старки и старинным ружьём, полученным в дар от Ивана Тимофеевича.
Эпизодический герой
Краткое содержание повести «Олеся» по главам
Изложение краткого содержания произведения по главам поможет проследить ход событий и составить целостное представление о повести.
Глава 1
Иван Тимофеевич по служебным делам прибыл в деревню Волынской губернии. Начинающему писателю было интересно познакомиться с обычаями местных жителей, сделать какие-то наблюдения для своих литературных опытов. К его разочарованию, селяне были крайне необщительны. Крестьяне только кидались панычу в ноги да пытались целовать руки — наследие польского крепостного права.
Перечитав все книги, он занялся охотой в сопровождении его слуги полесовщика Ярмолы. Непогода заставила их сидеть в четырёх стенах и изнывать от скуки. Для развлечения Иван Тимофеевич принялся пользовать местных карболкой и йодом, но быстро бросил это занятие за его бесполезностью. Столь же бесполезной была его попытка обучить грамоте Ярмолу. Осмысленное чтение было мужику недоступно, с трудом он освоил графическое изображение букв своей фамилии.
Глава 2
Хлопцы выгнали ведьму вместе с её внучкой из деревни, разломали их дом. Старуха едва спаслась от расправы. С тех пор бабка и внучка живут в лесу. Повествователь заинтересовался этой историей, он намерен посетить ведьму в лесу и просит Ярмолу проводить его к ней. Полесовщику эта затея не по душе, и он наотрез отказывается.
Глава 3
В скором времени на охоте, гоняя зайца, Иван Тимофеевич заблудился. Он оказался на болоте, долго из него выбирался и увидел избушку на сваях. Надеясь, что это жильё лесника, он вошёл внутрь, и увидел старуху с внешностью быбы-яги. Сомнений нет, он попал к Мануйлихе. Старухе хотелось быстрей отделаться от незваного гостя, но он предложил ей денег за гадание.
Только закончила гадалка свои предсказания, в дверях появилась высокая девушка с зябликами в руках. Она нисколько не походила на сельских «дивчат», закрывающих лица повязками. Высокая, черноволосая, с необыкновенно красивыми тёмными глазами, девушка произвела впечатление на барина. Олеся (так её звали) рассказала Ивану Тимофеевичу, как пройти домой. Очевидно, гость девушке понравился, и она проводила его. Также позволила барину прийти ещё, но без ружья, охоту она не любила: жалела животных.
Дорогой она рассказывала о притеснениях урядника, постоянно требующего с них денег. На вопрос, не пристают ли к ней, она отрицала с надменной самоуверенностью и злым торжеством в глазах. С усмешкой вспомнила землемера, искавшего её ласк, и, должно быть, до сих пор их помнящего.
Дома Ивана встретил недовольный Ярмола. Причина недовольства — хождение паныча к ведьмам.
Глава 4
С наступлением весны просохли в лесу дорожки, и рассказчик вновь пошёл к избушке на болоте. Старая Мануйлиха не обрадовалась его приходу, Олеся, напротив, была приветлива. Разговаривая с ней о гадании вообще, Иван Тимофеевич попросил девушку погадать ему, но она отказалась, так как уже гадала на него, а два раза испытывать судьбу нельзя.
Не сразу Олеся согласилась открыть барину, что поведали ей карты. Оказалось, было мало приятного для него: слабый, слову не хозяин, охоч до женщин, сердце холодное, никого не полюбит, жизнь будет невесёлой. А вот тем, кто его полюбит, придётся горько. Девушка сообщила, что в этом же году его полюбит трефовая дама, и это обернётся для неё долгой печалью и позором.
Ивану не верится, что он может быть причиной таких неприятностей для дамы, но гадалка уверяла, что всё сбудется. По её словам, многое она знает и без карт. Так, по лицу видит, что человек скоро умрёт нехорошей смертью. Эти свойства она переняла от своей матери, а та — от бабки. Так ведётся в их роду.
Глава 5
Женщины пригласили героя поужинать с ними похлёбкой, а после Олеся вызвалась проводить барина. По дороге она рассказывала ему о бабушке, которая раньше лечила людей, знала, где найти клад и умела ещё много чего. Иван скептически отнёсся к словам девушки, он сомневался в существовании колдовских способностей и попросил Олесю показать что-нибудь на деле.
Глава 6
Иван зачастил в избушку Мануйлихи, много времени проводит с Олесей. Всё больше молодые люди привыкают друг к другу. Каждый вечер девушка провожает Ивана Тимофеевича до шляха, и в это время они ведут интересные беседы. Олеся расспрашивает героя о городской жизни, о людях, задаёт вопросы и по естественным наукам. Не только красота, но также живой ум, независимость натуры девушки привлекают молодого человека.
Однажды Иван сказал Олесе, что, если она полюбит мужчину, ей придётся венчаться в церкви. Как же иначе выйти замуж? Она ответила, что не может венчаться, и вообще показываться в церкви, так как с детства душа её предана ему (нечистому духу). Она уверена, что он давал силу ей, матери, бабке.
Иван пытается разубедить её, говорит, что она владеет вековыми знаниями, опередившими науку. Сам он не может привести каких-то веских доводов, и Олеся остаётся при своём мнении. Такие споры всегда приводили к раздражению, но Иван, тем не менее, сильнее привязывался к девушке. Зато с Ярмолой отношения ухудшились. Полесовщик почти не общался с панычем, и тот держал его только из сострадания к голодной семье.
Глава 7
Как-то раз, придя по обыкновению в домик на болоте, рассказчик заметил, что бабушка и внучка чем-то удручены. Олеся не желала ничего говорить, но Мануйлиха не вынесла и поведала барину, что был у них местный урядник, он приказал им за сутки убраться отсюда. Пригрозил в противном случае отправить её на родину в сопровождении двух солдат. Откупиться старухе не удалось.
Домик, в котором жили Манйлиха и Олеся, принадлежал старому помещику. Он умер, а новый владелец собрался осушать болота, и никакие постояльцы ему были не нужны. Паспорта у женщин были не выправлены, ехать им было некуда. Иван обещал заступиться за них, но не был уверен в успехе.
Глава 8
Иван Тимофеевич зазвал к себе в гости урядника Евпсихия Африкановича, соблазнил его двумя бутылками старки, не скупясь на характеристики. За угощеньем герой завёл разговор о двух бедных женщинах, живущих в лесу. Сначала Евпсихий Африканович был непреклонен, он ссылался на запрещённый промысел женщин, на их зловредность в обществе, непосещение ими Божьего храма. Герою, однако, удалось упросить урядника оставить их в покое, пока сам не договорится с помещиком, но взамен за услугу тот получил отличное старинное ружьё, корзинку редиски и масло для своей жены.
Глава 9
После решения проблемы с урядником отношения Ивана Тимофеевича и Олеси стали натянутыми, больше не было замечательных вечерних прогулок, которые они оба любили. Он всё время думал об этой необычной девушке, но рядом с ней робел, был неловок и ненаходчив.
Внезапно героя свалила болезнь. Шесть дней его мучила полесская лихорадка.
Глава 10
Прошло ещё пять дней, после того как Иван Тимофеевич выздоровел, и он отправился в лес, к Олесе. Увидев её, Иван понял, как она дорога ему. В это вечер Олеся проводила гостя и объяснила свою холодность страхом перед будущим. Она надеялась «уйти от судьбы». Во время разлуки девушка страдала и решила не бежать от судьбы, принять её муку, но пережить радость любви.
Герои признаются друг другу в своих чувствах и проводят волшебную ночь. Олеся обещала возлюбленному не ревновать его и не удерживать. В эту ночь пусть он живёт только любовью. О себе она сказала, что счастлива и готова к встрече с судьбой. Нехорошее предчувствие холодом заползло в душу Ивана.
Глава 11
Целый месяц длилась сказка их любви, но всему приходит конец. Ивану Тимофеевичу пора было уезжать. Всё чаще его посещали мысли о женитьбе на Олесе. Он вспоминал примеры, когда образованные люди женились на горничных и белошвейках, и были счастливы. Иван, впрочем, не мог представить лесную деву в обществе жён своих сослуживцев, в ином платье и в другой обстановке.
Герой-любовник признаётся любимой, что должен уехать и предлагает ей выйти за него замуж. Олеся понимает всю невозможность этого шага. Она незаконнорожденная, необразованная, а он барин, умный. Будет потом стыдиться её, возненавидит. И она не может оставить бабушку. Уж лучше так за ним пойдёт, но не замуж.
Иван подозревает, что возлюбленная страшится венчания, и убеждает девушку, что Бог примет её. Олеся, однако, на брак не соглашается, но, чтобы любимому было приятно, готова зайти в церковь. Иван почувствовал, что это может кончиться плохо, но не послушался влечения сердца и не отговорил Олесю от этого шага.
Глава 12
Следующим днём была Троица, Иван Тимофеевич с утра уехал по служебным делам в соседнее местечко, и на церковной службе не был. Вернулся он уже в пятом часу. Народ праздновал Троицу непотребной пьянкой. Герой заметил, как переменились люди в отношении к нему: не было поклонов, только враждебные взгляды и любопытство. Один из пьяных выдал омерзительную длинную фразу о связи Ивана и Олеси. Схватившись было за нагайку, Иван был смущён странным тоскливым чувством, что когда-то это уже было с ним… Он поскакал домой.
Дома его ждал конторщик Мищенко, от него Иван узнал, что Олеся была в церкви. Крестьяне заметили её приход, на неё оглядывались, бабы перешёптывались, а после обедни местные «дивчата» окружили её, стали высмеивать, оскорблять. В конце концов, дошло до избиения. Её чуть не измазали дёгтем, но девушке удалось вырваться, вдогонку ей летели камни. Отбежав на безопасное расстояние, Олеся повернулась к толпе и с ненавистью громко крикнула, что они ещё пожалеют об этом. Выслушав всё, Иван Тимофеевич поскакал в лес.
Глава 13
Он застал Олесю в беспамятстве, Мануйлиха напустилась на него, обвиняя в случившемся. Это из-за него внучку чуть не убили, из-за него она пошла в церковь. Олеся пришла в себя и сообщила любимому, что им надо расстаться. Они с бабушкой должны уйти из этого места, потому что любая беда в деревне теперь будет их виной, и люди до убийства дойдут. Иван возражал, он рисовал Олесе картины безмятежного счастья, но она была непреклонна: судьба препятствовала их счастью, разлука неизбежна. К ночи Олеся попросила Ивана уехать под предлогом своей усталости. При бабушке они простились, не тая своей любви.
Глава 14
С вечера над деревней бушевала страшная гроза, градом побило жито так, словно ногами потоптано. Утром к панычу прибежал Ярмола и посоветовал быстрее бежать из села. Люди уверены, что грозу наворожили ведьмы, собираются их с ними расправиться, и ему, Ивану Тимофеевичу, тоже несдобровать.
Герой спешно собрался и крупной рысью поскакал в лес упредить женщин о грозящей им беде. Когда он приехал, хата была уже пуста, остались следы поспешного выезда. Иван собрался уходить, но вдруг заметил на оконной раме нитку красных бус, оставленную, явно, намеренно. Бусы — единственное, что осталось ему на память о великодушной любви Олеси.
Анализ произведения
«Олеся» — первое оригинальное произведение писателя, в котором с полнотой изображена жизнь в малоросской глуши конца 19 века. Читатель видит убожество деревенского уклада, темноту народного сознания, взяточничество местной власти, пьяные разгулы по святым праздникам.
Писатель с иронией описывает, как терпят неудачу попытки горожанина сойтись с крестьянами и «местной интеллигенцией». Непреодолимое непонимание между интеллигентом и народом проявляются в опытах лечения крестьян и просвещении героем полесовщика Ярмолы.
В повести тьме невежества и зла противостоит природа во всей её красоте. Автор в поисках идеала человека обратился к образу девушки, далёкой от цивилизации, воспитанной в лесу. Она встречает человека из незнакомого ей мира, между ними вспыхивает любовь. Именно через это чувство полнее всего выражаются человеческие души. Городской интеллигент и лесная красавица, самобытная, по-своему талантливая, сильная, умная, великодушная. Сопоставление двух героев, их миров проходит через всю повесть.
Куприн проверяет своего современника, интеллигента, любовью. И рядом с ним, человеком добрым, но слабым, с «ленивым сердцем», «дитя природы» Олеся выглядит гораздо выше благородством и цельностью своей натуры. Если перед Ярмолой и крестьянами приезжий паныч выглядит добрым и благородным, то на фоне Олеси личность городского барина не всегда благовидна. Проявляется робость его чувств, боязливость, «подленькое опасение», нерешительность.
Куприн не скупится на описание красоты и личностных достоинств девушки. Она бескорыстна, бесхитростна, решительна. Олеся любит безоглядно, благородно, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич, хотя и зовёт её в жёны, но связан условностями и до конца не представляет Олесю супругой в городской жизни. Она понимает это чуткой своей душой, и потому, любя его, решительно не принимает предложение. Слишком разные они и разные у них дороги.
Оригинальность Олеси автор подчёркивает её способностью к колдовским чарам, называя их вместе с героем мудростью тысячелетнего опыта, странным знанием, опередившим науку. Однако эти знания не приносят девушке радости, только горделивое сознание силы. По учению Церкви, чародейство даётся человеку от духов тьмы. Поэтому наука здесь и бессильна что-то объяснить. Олеся правильно понимает источник своих способностей.
Любовь побуждает девушку войти под своды храма — кульминация повести. Но тут крестьяне, считающие себя христианами, немилосердно относятся к ней и учиняют дикую расправу. Злоба и душевная тупость этих людей, выросших среди той же природы, что и Олеся, наводит на мысль о тайне развития личности героини, оставшейся неведомой для читателя и для автора.
Образ лесной красавицы долго вдохновлял Куприна в его творческих поисках и мыслях о путях развития настоящей личности.
Жанр и направление
Направление
Жанр — повесть. Признаки жанра: небольшой объём, ограниченное количество действующих лиц в сравнении с романом; сюжет — хроникальный (развивается во времени последовательно, событие за событием).
Проблемы и смыслы
Проблематика произведения
Девушка-колдунья, которая, преодолев свой страх, впервые вошла в церковь, сталкивается с ненавистью и жестокостью «православных». А будь они настоящими христианами, отнеслись бы к ней по-доброму, ведь Небо радуется, когда заблудшая овца приходит в храм Божий.
Смысл
Идея произведения : человек, живущий в гармонии с природой нравственно совершеннее цивилизованного человека. Удалённость от невежественного общества, одержимого стадными чувствами, тоже благоприятна для развития личности. Однако в этой идее есть противоречие: человек — существо общественное, и жить в одиночестве всю жизнь для него психологически очень тяжело.
Заключение и выводы
Романтическая героиня Олеся, внучка колдуньи, в своей душевной красоте противопоставлена всем персонажам повести: и главному герою, образованному Ивану Тимофеевичу, и тёмной крестьянской массе.
Образ лесной девушки — попытка Куприна изобразить идеал человека на фоне надуманных проблем цивилизованного мира и безнравственного общества. Мир, чуждый Олесе, соприкасается с ней в лице образованного Ивана Тимофеевича и разрушает её жизнь. Писатель показывает, что человек, связанный условностями, сам убивает прекрасное в душевной слепоте своей.
Критика
Современники А. И. Куприна по-разному восприняли повесть «Олеся».
Так, Чехов и Бунин, сторонники сурового реализма, отнеслись к «Олесе» прохладно.
Чехов обозначил повесть «наивной романтикой».
В то же время М. Горький оценил эту вещь как «проникнутую настроением молодости», ценя в ней непосредственность, которой в зрелом творчестве уже не будет.
Профессор Константин Бархин назвал повесть удивительным рассказом о Полесье, о любящей и великодушной девушке-«ведьме». Отдельные страницы Бархин сравнил с «музыкальным произведением — лесной симфонией».
История создания повести. Прототипы героев
Впервые повесть была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин». Отдельное издание вышло в 1905 году. Это произведение не лишено автобиографичности. Герой повести, как и сам Куприн, литератор, начинающий писатель. Александр Иванович тоже шесть месяцев жил в Полесье. Во время пребывания в той глуши он однажды разговорился с помещиком Порошиным, и тот рассказал писателю, как у него был роман с настоящей местной колдуньей. Звали помещика Иван Тимофеевич. Его имя Куприн дал главному герою.
Театральные постановки
Театральная премьера по произведению Куприна — всегда большое событие для зрителей. В современной театральной жизни своеобразна постановка «Олеси» в театре «Et Cetera», режиссёр которой Г. Полищук видит в повести мистическую историю любви, «сжигающей души». Режиссер ставит цель не только показать красоту отношений любящих, но и подтолкнуть зрителя к размышлению о вере.
Главная тема в постановке «Олеси» режиссёром О. Невмержицкой (Театр О. Табакова) иная — это чувство вины и малодушия.