За нарушение санитарного законодательства уголовная ответственность наступает за что
Уголовное право, исполнение наказания
Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 Уголовного Кодекса РФ).
Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы от противоправных действий либо бездействия лица наступили последствия в виде массового заболевания или отравления людей, либо возникла реальная угроза наступления таких последствий.
Ответственность несет только то лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению тех или иных санитарно-эпидемиологических правил.
В зависимости от тяжести наступивших последствий уголовный закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятиста тысяч до двух миллионов рублей, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, ограничения свободы на срок до четырех лет, принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Прокурор отдела
государственных обвинителей Е.В. Демитрович
Прокуратура
Иркутской области
Прокуратура Иркутской области
Уголовная ответственность за нарушение установленных санитарно-эпидемиологических правил
Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 Уголовного Кодекса РФ).
Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы от противоправных действий либо бездействия лица наступили последствия в виде массового заболевания или отравления людей, либо возникла реальная угроза наступления таких последствий.
Ответственность несет только то лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению тех или иных санитарно-эпидемиологических правил.
В зависимости от тяжести наступивших последствий уголовный закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятиста тысяч до двух миллионов рублей, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, ограничения свободы на срок до четырех лет, принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Прокурор отдела
государственных обвинителей Е.В. Демитрович
За нарушение санитарного законодательства уголовная ответственность наступает за что
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ).
Под санитарно-эпидемиологическими правилами понимаются нормативные акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, обеспечивающие безопасность для здоровья человека и среды его обитания.
Преступлением признается нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
За совершение такого преступления предусмотрены различные виды наказаний:
— штраф от 500 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев;
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет;
— ограничение свободы на срок до двух лет;
— принудительные работы на срок до двух лет;
— лишение свободы на срок до двух лет.
Верховным Судом РФ высказана позиция о возможности привлечения к ответственности по ст. 236 УК РФ граждан, инфицированных COVID-19 или контактировавших с ними.
Так, если инфицированный или контактировавший с ним гражданин, обязанный в силу вынесенного постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и ограничения, умышленно их не выполняет (например, зная о заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции), то при наступлении общественно опасных последствий в причинной связи с допущенными нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по указанной статье УК РФ. Если вследствие таких нарушений создана реальная угроза массового заболевания людей, ответственность наступает по ч. 1 ст. 236 УК РФ.
Административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по разработке и утверждению государственных санитарноэпидемиологических правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).
Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена статьей 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
В случае поступления сообщения о событиях, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, соответствующая информация с собранными материалами направляется в органы Роспотребнадзора для принятия процессуального решения.
В сложившейся эпидемиологической ситуации возможно применение статьи 6.36 (воспрепятствование оказанию медицинской помощи) КоАП РФ.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, воспрепятствующие в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской ПОМОЩИ (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП РФ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Воспрепятствованием могут признаваться любые действия граждан, связанные с противодействием по оказанию медицинской помощи, включая отказ открывать дверь или впускать медицинских работников в помещение для выполнения медицинских процедур (к примеру, медицинского осмотра, госпитализации).
Субъектом правонарушения выступает физическое лицо.
На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.
№ З-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, выражающихся, в том числе в невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и (или) выполняющих установленные мероприятия по недопущению распространения коронавирусной инфекции (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).
Невыполнение такого требования сотрудников полиции может квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Справочно: полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) по части 1 статьи КоАП РФ наряду с должностными лицами Роспотребнадзора наделены органы внутренних дел (полиция), в пределах задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанной норме относится к исключительной компетенции судей (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).
Объективную сторону правонарушений по части I статьи 19.4 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.
Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.
Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.
Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Преступление, предусмотренное статьей 236 УК РФ, посягает на общественные отношения по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологические правила установлены нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил выражается в совершении активных действий, запрещенных правовыми нормами или предписаниями, либо в бездействии. Например, в неисполнении, ненадлежащем исполнении или уклонении от выполнения возложенных обязанностей, в том числе от карантинных мероприятий, изоляции и госпитализации, либо в несоблюдении ограничений, установленных предписаниями должностных лиц органов государственного надзора.
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Ответственность за нарушения требований санитарного законодательства
Ответственность за нарушения требований санитарного законодательства.
При выявлении нарушений санитарного законодательства принимаются меры административного воздействия, выдается предписание об их устранении. Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ).
Статья 6.3— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
Статья 6.4.— Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;
Статья 6.5.— нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению;
Статья 8.2.— несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами;
В случае неисполнения предписания в установленные сроки, Управлением возбуждается дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ с последующей передачей материалов в суд для рассмотрения и направляется иск
Прокурор разъясняет
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 повлекла необходимость изменения законодательства, поскольку нарушение санитарно-эпидемиологических правил в такой период представляет общественную опасность для жизни и здоровья населения, так как способствует распространению опасного для окружающих инфекционного заболевания.
Санитарно-эпидемиологические правила – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Соответственно, нарушение требований, изложенных, в том числе, в указах Президента Российской Федерации и губернатора Оренбургской области, правоохранительными органами могут быть расценены как нарушение санитарных правил.
Так, если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении него постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.) в результате чего наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного или нескольких лиц), то такое деяние является административным правонарушением. Ответственность за его совершение предусмотрена частью 3 статьи 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и может повлечь наказание для гражданина в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 300 тыс. руб.
Однако если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил, в том числе режима самоизоляции будет установлено, что такое действие повлекло за собой по неосторожности массовое заболевание других людей либо создало реальную угрозу возникновения таких последствий, то это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или лишения свободы до 2 лет.
В случае если нарушения физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил повлекли по неосторожности наступление последствий в виде смерти человека, действия (бездействие) виновного могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 236 УК РФ, за совершение которых уголовным законом предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1 до 2 млн. руб., принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.
При наступлении последствий в виде смерти двух и более лиц, указанное деяние квалифицируется по ч. 3 ст. 236 УК РФ и влечет наказание в виде принудительных работ от 4 до 5 лет либо лишение свободы от 5 до 7 лет.
Информация подготовлена уголовно-судебным управлением прокуратуры области
Прокуратура
Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
23 августа 2021, 15:29
Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее заражение другого человека новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 повлекла необходимость изменения законодательства, поскольку нарушение санитарно-эпидемиологических правил в такой период представляет общественную опасность для жизни и здоровья населения, так как способствует распространению опасного для окружающих инфекционного заболевания.
Санитарно-эпидемиологические правила – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Соответственно, нарушение требований, изложенных, в том числе, в указах Президента Российской Федерации и губернатора Оренбургской области, правоохранительными органами могут быть расценены как нарушение санитарных правил.
Так, если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении него постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.) в результате чего наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного или нескольких лиц), то такое деяние является административным правонарушением. Ответственность за его совершение предусмотрена частью 3 статьи 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и может повлечь наказание для гражданина в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 300 тыс. руб.
Однако если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил, в том числе режима самоизоляции будет установлено, что такое действие повлекло за собой по неосторожности массовое заболевание других людей либо создало реальную угрозу возникновения таких последствий, то это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 236 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или лишения свободы до 2 лет.
В случае если нарушения физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил повлекли по неосторожности наступление последствий в виде смерти человека, действия (бездействие) виновного могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 236 УК РФ, за совершение которых уголовным законом предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1 до 2 млн. руб., принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.
При наступлении последствий в виде смерти двух и более лиц, указанное деяние квалифицируется по ч. 3 ст. 236 УК РФ и влечет наказание в виде принудительных работ от 4 до 5 лет либо лишение свободы от 5 до 7 лет.
Информация подготовлена уголовно-судебным управлением прокуратуры области