За счет чего человек двигается
Как мы двигаемся?
Казалось бы, какой простой вопрос! Чаще всего о причинах движения мы просто не задумываемся и считаем его само собой разумеющимся процессом, неотъемлемой частью нашей жизни. Чем бы ты ни занимался — бегал, прыгал или просто шел, — ты двигаешься. Однако здесь все не так просто. За каждым, даже самым минимальным, движением стоит комплекс сложных действий и работа трех систем нашего организма. Да, именно три системы — костная, мышечная и нервная — дают нам возможность двигаться. Мышечная ткань довольно подвижная и эластичная: она может растягиваться и менять форму. Например, когда ты сгибаешь руку в локтевом суставе, мышца под названием бицепс сокращается, или сжимается, т.е. становится короче и толще. Как только ты разгибаешь руку, бицепс расслабляется, т.е. становится длиннее и тоньше.
Однако для движения недостаточно лишь сокращения и расслабления мышц. Они должны быть прикреплены к другим частям тела. И здесь на помощь мышцам приходит костная система, или скелет, основная функция которого — поддерживать тело человека, включая мышцы.
При помощи сухожилий мышцы крепятся к костям, именно поэтому сокращение и расслабление мышц способствуют перемещению костей и, как результат, всего тела.
А откуда мышцы знают, что им нужно двигаться? Оказывается, все мышцы твоего тела находятся под контролем нервной системы! Как только ты решаешь сделать какое-либо движение, мозг посылает сигналы мышцам и дает им особые инструкции относительно дальнейших действий.
Давай рассмотрим, как работают все три системы. Например, ты хочешь съесть яблоко, но для этого тебе нужно сорвать его с дерева. Для выполнения этих действий мозг посылает сигналы мышцам руки, заставляя их сокращаться. Сократившиеся мышцы подтягивают кости кисти руки, и ты можешь ухватиться за яблоко и сорвать его. Затем мозг посылает другие сигналы, приказывая мышцам руки таким образом повернуть кости, чтобы яблоко переместилось ко рту.
Таким образом двигаться нам помогают три системы организма: костная (или скелет), мышечная и нервная.
Нервная система обеспечивает четкую и слаженную работу всего организма. Самой важной частью нервной системы является мозг. Его можно назвать командным центром нашего организма.
Тема урока: «Как человек двигается?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока окружающего мира, 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Как человек двигается?
Урок «открытия» нового знания.
Образовательная: выяснить и запомнить значение костно – мышечной системы;
Развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения дополнительного материала, создание проблемных ситуаций;
Воспитательная: формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
Основные понятия, термины
Скелет, мышцы, опорно –двигательная система.
— понимать как происходит движение человека, о значении костно – мышечной системы организма ;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;
Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.
— внутренняя позиция школьника;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
1.Учебник О.Н.Федотова «Окружающий мир».4 класс. М.: Академкнига /Учебник,2014.
2.Тетрадь для самостоятельной работы №2 О.Н.Федотова «Окружающий мир».4 класс. М.: Академкнига/Учебник,2015
3.Наглядный материал. (таблицы «Организм человека»)
Организационная структура урока
Этапы урока, форма работы
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
Формируемые способы деятельности обучающегося
I. Постановка проблемы:
– возникновение проблемной ситуации;
– осознание противоречия;
– формулирование проблемы.
Возникновение проблемной ситуации;
-Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши и заняли свои места.
– Что мы с вами только что делали?
А как человек двигается? С помощью чего?
— Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие. Другими словами: « У нас появилась проблема, сформулируйте её».
Обучающиеся выполняют движения.
С помощью костей.
– Мышц.
– Костей + мышц
Как человек двигается?
Учебно – познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
1) Выдвижение гипотез
2) Проверка гипотез
1) Выдвижение гипотез
Еще раз повторите, какие версии прозвучали
– Итак, что мы имеем?
Что мы с ними будем делать?
2) Проверка гипотез
— Что мы знаем о костях?
Я предлагаю поближе познакомиться со скелетом человека и выяснить его функции.
Для этого поработаем в группах.
У вас на столах лежит задание №1.
– Итак, вернемся к вопросу.
— Из полученной информации сделайте вывод: подтверждается гипотеза №1?
б) Озвучьте вторую гипотезу
-Проверять ее мы будем, работая в группах. Каждая группа получает необходимый материал для работы (проволока, пластилин).
– В течение 3-5 минут нужно: 1 группе сделать фигуру человека с использованием проволоки, 2 и 3 группе – тоже, но без проволоки;
-Представители групп, продемонстрируйте результаты вашего сотворчества.
– Какой результат получили?
-Почему такой результат?
Почему поделки 2 и 4 гр. не держатся в положении вертикально?
Что случилось бы с нами, если бы у нас костей вдруг не стало?
Какой вывод напрашивается?
Какая третья гипотеза?
Давайте проверим ее
Прощупайте правой рукой ладонь своей правой руки. Что вы почувствовали под кожей?
-Какое основное назначение костной системы?
— Человек двигается с помощью скелета.
-Человек двигается с помощью мышц.
-Человек двигается с помощью костей и мышц вместе.
Проблему и три гипотезы
Каждую из них нужно проверить
Человек двигается с помощью костей.
Их много. Они как-то соединены между собой. Составляют скелет человека
Скелет защищает уязвимые, мягкие места тела человека
– На костях держится все тело.
-Нет. Потому что на скелете наше тело только держится, скелет является опорой.
– Значит эта гипотеза неверная (ошибочная).
— Человек двигается с помощью мышц.
2) Практическая работа в группах
3) Демонстрация поделок
1 группа – фигура стоит,
2, 3 гр.– фигуры упали.
1 группа – Мы использовали каркас из проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся все органы, в том числе и мышцы.
У нас нет каркаса – скелета. Есть одни лишь мышцы. Поэтому фигуры падают
-Мы бы упали. Развалились, как мясное желе.
Вторая гипотеза неверная. Человек не может двигаться при помощи одних мышц.
Человек двигается с помощью костей (скелета) и мышц.
Кости и мышцы.
– Скелет, т. е. костную систему.
Выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке
А что бы вы хотели узнать о движении человека
Сформулируйте тему урока
Определите цель урока
Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. Что вы заметили при прощупывании?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Совместная работа костей и мышц. Как называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат.
У. Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. Что вы заметили при прощупывании?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Совместная работа костей и мышц. Как называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат.
2) Работа в группах
— А как же, все-таки, мы двигаемся?
— Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы снова поработаем в группах. Откройте учебники на странице 17. Познакомившись со статьями на страницах 17-20, вы ответите на вопрос, который получит каждая группа (учитель раздает вопросы). Текст читаете весь до конца и выбираете информацию, касающуюся вашего вопроса.
1 группа : «Что нам дает возможность стоять и ходить?»
2 группа : «Все наши мышцы полностью приклеены к костям». Верна ли эта мысль?
3 группа : Правильно ли говорят: «Моя мышца то сгибается, то разгибается»?
(Дети работают 5-6 минут).
— Время закончилось. Предоставляем слово 1, 2, 3 группе. (Выступления учащихся).
— Выслушав ответы, прошу вернуться к 3 гипотезе и сделать вывод.
Как человек двигается: физиология движения и биомеханика
Как движется человек? Этот вопрос может казаться простым кому угодно, только не сотрудникам проблемной лаборатории биомеханики института физической культуры, работающим под руководством профессора, доктора педагогических наук В. М. Зациорского. На первом этапе предметом изучения стали физические качества: выносливость, быстрота, сила, рост, скорость реакции и т. д. Затем ученые применили к спорту методы, заимствованные из точных наук: кибернетики, математики, физики.
Эксперименты выявили некоторые закономерности, лежащие в основе управления человеческим телом. Ведь оно имеет двести пятьдесят — двести шестьдесят степеней свободы! (Степень свободы — возможные направления движения звеньев, например, в суставе.) Как наш мозг управляет таким богатством возможных движений, остается во многом еще загадкой.
Исследования выдающегося ученого Н. А. Бернштейна в области биомеханики показали, что движение — результат воздействия не одного, а многих нервных импульсов. И, видимо, для управления телом в мозгу есть определенные программы. Они хранятся в долговременной памяти. Для координации различных автоматизированных движений сознание располагает и своеобразными подпрограммами. Но для того, чтобы нужные программы и подпрограммы извлекались вовремя и начинали «руководить» движением, видимо, нужен и координирующий аппарат.
Есть два предположения о том, как происходит управление движением. Специалисты называют их методами «цепочки» и «гребенки». По первому — подпрограммы в нашем сознании связаны своеобразной цепочкой. Стоит сработать одной подпрограмме, автоматически включается вторая, третья, четвертая и т. д. Примером такой схемы может служить бег: дан старт пистолетным выстрелом — сознание автоматически включает первую подпрограмму (бегун в это время рванулся вперед), первая «зацепила» вторую, вторая — третью, и так почти бессознательно был выполнен весь цикл движения (бегун, наконец, пересек линию финиша).
Метод «гребенки» сложнее: в мозгу будто бы есть особый «прибор», управляющий включением программ и подпрограмм. В этот «прибор» поступают сведения об условиях выполнения движения и о результатах. Он, как компьютер, анализирует эти условия и включает в определенном порядке подпрограммы. Причем, по мнению Н. А. Бернштейна, если данный центр получает и перерабатывает информацию с периферии и отсылает ее, то для этого общения необходим язык или код. И разгадка такого языка сулит много интересного.
Вполне может быть, что обе гипотезы окажутся приемлемыми (то есть наш мозг способен управлять движением двумя способами). Но, чтобы выяснить их справедливость, исследователям не обойтись без точных количественных методов.
Третий период в изучении спортивного движения состоял в том, что его, наконец, научились измерять. Ученые теперь с легкостью могут сказать, как движется спортсмен, какие нагрузки он при этом испытывает. До недавнего времени этого не умели делать. Движение человеческого тела можно, конечно, увидеть на экране и даже в замедленном варианте. Но при съемке мы видим его каждый раз всего лишь в двух измерениях. А ведь специалисту важно знать всю его структуру. Кроме того, ученым нужно еще видеть, какие силы приложены к той или иной части человеческого тела.
Вот на манеже института физической культуры началась первая часть эксперимента — съемка. Спортсмен замер в предстартовой позе. Прозвучал выстрел, бегун резко рванулся вперед. Через несколько секунд он пересек линию финиша. Забег был обычным, если не считать того, что спортсмен соревновался в одиночестве. На руках и ногах его были закреплены специальные лампочки, по бокам дорожки установлены фотокамеры. Раз за разом щелкал затвор, спортсмен несколько раз пробегал мимо фотокамер. Чуть позже в фотолаборатории извлекут пленку со «следами» движения: лампочки оставляют на пленке полосы. Это траектории движения точек тела бегуна.
Эксперимент повторяется: операторы устанавливают камеры то у края бассейна, то у ковра самбистов, то у ринга боксеров — ведь каждому виду спорта, каждому спортсмену свойственны свои типы движения.
В одном из помещений проблемной лаборатории расположился стол на… рельсах. Над ним склонился кронштейн, отдаленно напоминающий рентгеновскую трубку. Испытуемый ложился на стол, щелчок выключателя — и он плывет по невидимым рельсам, а в сумраке из необычной трубки льется поток гамма-квантов мощностью, в несколько раз меньшей, чем у обычного рентгеновского аппарата. Часть потока гамма-квантов задерживается в теле, часть улавливается приборами, стоящими под столом. По степени уменьшения интенсивности потока можно судить о массе «взвешиваемой» части тела. Зная ускорение, с которым движется спортсмен, и массу, можно определить и силы, действующие на центры масс.
Стоит заложить в программу движений, заснятую фотокамерой, и код массы тела, и компьютер графически представит степень нагрузок, влияющих на спортсмена. Как важно знать спортсмену точно степень нагрузок, говорить не приходится.
Но это еще далеко не все. Путь к рекордам лежит через правильное управление и регуляцию, казалось, самых простых движений. И здесь исследователи возвращаются к работам Н. А. Бернштейна. Ведь наши движения — это лишь видимый результат глубоких процессов, проходящих в сознании. Профессор Н. А. Бернштейн писал: «Движения оказались индикатором внутренних процессов управления и регуляции, несравненно более глубоким и многосторонним, чем какие бы то ни было рефлексы». Практически все виды деятельности мозга могут быть выражены через движение. Причем определенным видам спорта могут соответствовать определенные типы движения спортсменов…
Есть виды спорта, требующие простых, часто однотипных действий. Это, например, бег, плавание, гребля, прыжки в воду, в высоту, длину. Программа движения в таких случаях заложена в нашем подсознании. Автоматизм, как мы говорили, играет здесь очень большую роль. Но это отнюдь не значит, что все движения, рождаются автоматически. Сознание учитывает условия, в которых они совершаются, и корректирует их программу. И чем правильнее коррекция, тем оптимальнее будет результат. Причем программа откорректированная вытесняет прежнюю. Но другим спортивным профессиям, — скажем, борьбе, фехтованию, хоккею, футболу — свойственны движения, в меньшей степени запрограммированные.
Н. А. Бернштейн в соответствии с новыми представлениями в биологии различал четыре класса математических отношений, моделирующих процессы движения. Это класс отображения, класс функций разброса, биоструктур управления и класс функций сличения и оценки.
Н. А. Бернштейн предполагал, что движение — это по существу отраженная действительность, но переведенная нашим мозгом на особый язык. С помощью такого языка мозг, видимо, и управляет телом. Исследователь определил и математическую закономерность, по которой действует в таких случаях наше сознание, и назвал ее «классом функций отображения».
Часто математики имеют дело с величинами взаимно однозначными. Например, всегда можно выразить однозначное соотношение между числами, скажем, шесть и два, но уже между множествами такого однозначного соотношения дать невозможно. Примерно такая ситуация складывается при переводе с одного языка на другой. Языки — это множества слов, между которыми нет взаимно однозначных соотношений, хотя, видимо, можно сделать достаточно эквивалентный перевод. Такой неоднозначный перевод с языка действительности на язык движения и делает наш мозг. Этот перевод почти всегда в известной степени точен, но может, как это часто бывает в литературе, иметь свои вариации.
(К слову о переводах, качественные переводы с любого языка на любой можно заказать в бюро переводов “Метафора”)
Причем из-за определенных помех действие не выполняется таким образом, каким оно было задумано в нашем сознании: оно имеет «функции разброса» — ошибки, неточности. Избежать их помогает новая структура сличения и оценки, определяющая в нашем сознании разницу между достигнутым и желаемым. Работа таких структур остается пока проблемой номер один для биомехаников, медиков, психологов, математиков, исследователей многих профессий.
Но особенно важно решить проблему биологического управления. С развитием кибернетики появились различные математические гипотезы управления, но ни одна из них полностью не устраивает биомехаников. Загадка — в единичности и множественности. Отдельная нервная клетка, попросту говоря, глупа — она работает примерно так же, как обычное реле. И как из сотен миллионов таких клеток получается биоструктура, управляющая необозримым множеством процессов в нашем организме, остается пока загадкой для ученых.
Видимо, одна из целей сегодняшних тренировок спортсменов — заложить в сознание определенную программу оптимальных движений. Выполнение этой программы языком профессионалов и ведет к тренировочному эффекту, а сумма эффектов — к рекорду. Поэтому самая заманчивая, хотя и далекая перспектива исследований в области биомеханики,— научиться закладывать такую программу в сознание принципиально новыми путями.
Более чем триста лет назад, в 1679 году, в Риме увидела свет книга профессора математики Джованни Альфонсо Борелли «О механике живого». Она была единственным к тому времени специальным трудом по биомеханике. Науке этой, однако, уже во времена Борелли насчитывалось около полутора тысяч лет. Еще в Римской империи, во втором веке нашей эры врач школы гладиаторов Клавдий Гален изучал механику движения человека. Он, вероятно, первым отличил «мертвую» механику от механики движения живых тел. Вопросы биомеханики волновали Леонардо да Винчи, Ньютона, Бернулли и многих других выдающихся ученых.
В наше время ими занимаются и психологи, и медики, и математики, и кибернетики, и физики, и многие другие специалисты.
Энергетический обмен или откуда берется энергия для организма?
За счет чего человек двигается? Что такое энергетический обмен? Откуда берется энергия для организма? На сколько ее хватит? При какой физической нагрузке, какая энергия расходуется? Вопросов как видите много. Но больше всего их появляется, когда начинаешь эту тему изучать. Попробую облегчить самым любопытным жизнь и сэкономить время. Поехали…
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии.
Для обеспечения движения (актиновых и миозиновых нитей в мышце) мышце требуется АденозинТриФосфат (АТФ). При разрыве химических связей между фосфатами выделяется энергия, которая используется клеткой. При этом АТФ переходит в состояние с меньшей энергией в АденозинДиФосфат (АДФ) и неорганического Фосфора (Ф)
АТФ + H2O ⇒ АДФ + Ф + Энергия
Если мышца производит работу, то АТФ постоянно расщепляется на АДФ и неорганический фосфор выделяя при этом Энергию (порядка 40-60 кДж/моль). Для продолжительной работы необходимо восстановление АТФ с такой скоростью, с какой это вещество используется клеткой.
Источники энергии, используемые при кратковременной, непродолжительной и продолжительной работе различные. Образование энергии может осуществляться как анаэробным (безкислородным), так и аэробным (окислительным) способом. Какие качества развивает спортсмен тренируясь в аэробной или анаэробной зоне я писал в статье «Пульс для бега и пульс при физической нагрузке (Пульсовые зоны)«.
Выделяют три энергетические системы, обеспечивающие физическую работу человека:
Энергообеспечение организма человека.
Источники энергии при кратковременной работе.
Быстродоступную энергию мышце дает молекула АТФ (АденозинТриФосфат). Этой энергии хватает на 1-3 секунды. Этот источник используется для мгновенной работы, максимальном усилии.
АТФ + H2O ⇒ АДФ + Ф + Энергия
В организме АТФ является одним из самых часто обновляемых веществ; так, у человека продолжительность жизни одной молекулы АТФ менее 1 мин. В течение суток одна молекула АТФ проходит в среднем 2000—3000 циклов ресинтеза (человеческий организм синтезирует около 40 кг АТФ в день, но содержит в каждый конкретный момент примерно 250 г), то есть запаса АТФ в организме практически не создаётся, и для нормальной жизнедеятельности необходимо постоянно синтезировать новые молекулы АТФ.
Пополняется АТФ за счет КрФ (КреатинФосфат), это вторая молекула фосфата, обладающего высокой энергией в мышце. КрФ отдает молекулу Фосфата молекуле АДФ для образования АТФ, обеспечивая тем самым возможность работы мышцы в течение определенного времени.
АДФ+ КрФ ⇒ АТФ + Кр
Запаса КрФ хватает до 9 сек. работы. При этом пик мощности приходится на 5-6 сек. Профессиональные спринтеры этот бак (запас КрФ) стараются еще больше увеличить путем тренировок до 15 секунд.
Как в первом случае, так и во втором процесс образования АТФ происходит в анаэробном режиме, без участия кислорода. Ресинтез АТФ за счет КрФ осуществляется почти мгновенно. Эта система обладает наибольшей мощностью по сравнению с гликолитической и аэробной и обеспечивает работу «взрывного» характера с максимальными по силе и скорости сокращениями мышц. Так выглядит энергетический обмен при кратковременной работе, другими словами, так работает алактатная система энергообеспечения организма.
Источники энергии при непродолжительной работе.
Откуда берется энергия для организма при непродолжительной работе? В этом случае источником является животный углевод, который содержится в мышцах и печени человека — гликоген. Процесс, при котором гликоген способствует ресинтезу АТФ и выделению энергии называется Анаэробным гликолизом (Гликолитическая система энергообеспечения).
Гликолиз – это процесс окисления глюкозы, при котором из одной молекулы глюкозы образуются две молекулы пировиноградной кислоты (Пируват). Дальнейший метаболизм пировиноградной кислоты возможен двумя путями — аэробным и анаэробным.
При аэробной работе пировиноградная кислота (Пируват) участвует в обмене веществ и многих биохимических реакциях в организме. Она превращается в Ацетил-кофермент А, который участвует в Цикле Кребса обеспечивая дыхание в клетке. У эукариот (клетки живых организмов, которые содержат ядро, то есть в клетках человека и животных) Цикл Кребса протекает внутри митохондрии (МХ, это энергетическая станция клетки).
Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот) – ключевой этап дыхания всех клеток использующих кислород, это центр пересечения многих метаболических путей в организме. Кроме энергетической роли, Циклу Кребса отводится существенная пластическая функция. Участвуя в биохимических процессах он помогает синтезировать такие важные клетки-соединения, как аминокислоты, углеводы, жирные кислоты и др.
Если кислорода недостаточно, то есть работа проводится в анаэробном режиме, тогда пировиноградная кислота в организме подвергается анаэробному расщеплению с образованием молочной кислоты (лактата)
Гликолитическая анаэробная система характеризуется большой мощностью. Начинается этот процесс практически с самого начала работы и выходит на мощность через 15-20 сек. работы предельной интенсивности, и эта мощность не может поддерживаться более 3 – 6 минут. У новичков, только начинающих заниматься спортом, мощности едва ли хватает на 1 минуту.
Энергетическими субстратами для обеспечения мышц энергией служат углеводы – гликоген и глюкоза. Всего же запаса гликогена в организме человека на 1-1,5 часа работы.
Как было сказано выше, в результате большой мощности и продолжительности гликолитической анаэробной работы в мышцах образуется значительное количество лактата (молочной кислоты).
Гликоген ⇒ АТФ + Молочная кислота
Лактат из мышц проникает в кровь и связывается с буферными системами крови для сохранения внутренней среды организма. Если уровень лактата в крови повышается, то буферные системы в какой-то момент могут не справиться, что вызовет сдвиг кислотно-щелочного равновесия в кислую сторону. При закислении кровь становится густой и клетки организма не могут получать необходимого кислорода и питания. В итоге, это вызывает угнетение ключевых ферментов анаэробного гликолиза, вплоть до полного торможения их активности. Снижается скорость самого гликолиза, алактатного анаэробного процесса, мощность работы.
Продолжительность работы в анаэробном режиме зависит от уровня концентрации лактата в крови и степенью устойчивости мышц и крови к кислотным сдвигам.
Буферная емкость крови – способность крови нейтрализовать лактат. Чем тренированнее человек, тем больше у него буферная емкость.
Источники энергии при продолжительной работе.
Источниками энергии для организма человека при продолжительной аэробной работе, необходимые для образования АТФ служат гликоген мышц, глюкоза в крови, жирные кислоты, внутримышечный жир. Этот процесс запускается при длительной аэробной работе. Например, жиросжигание (окисление жиров) у начинающих бегунов начинается после 40 минут бега во 2-й пульсовой зоне (ПЗ). У спортсменов процесс окисления запускается уже на 15-20 минуте бега. Жира в организме человека достаточно для 10-12 часов непрерывной аэробной работы.
При воздействии кислорода молекулы гликогена, глюкозы, жира расщепляются синтезируя АТФ с выделением углекислого газа и воды. Большинство реакций происходит в митохондриях клетки.
Гликоген + Кислород ⇒ АТФ + Углекислый газ + Вода
Образование АТФ с помощью данного механизма происходит медленнее, чем с помощью источников энергии, используемых при кратковременной и непродолжительной работе. Необходимо от 2 до 4 минут, прежде чем потребность клетки в АТФ будет полностью удовлетворена с помощью рассмотренного аэробного процесса. Такая задержка вызвана тем, что требуется время, пока сердце начнет увеличивать подачу крови обогащенной кислородом мышцам, со скоростью необходимой для удовлетворения потребностей мышц в АТФ.
Жир + Кислород ⇒ АТФ + Углекислый газ + Вода
Фабрика по окислению жира в организме является самой энергоемкой. Так как при окислении углеводов, из 1 молекулы глюкозы производится 38 молекул АТФ. А при окислении 1 молекулы жира – 130 молекул АТФ. Но происходит это гораздо медленнее. К тому же для производства АТФ за счет окисления жира требуется больше кислорода, чем при окислении углеводов. Еще одна особенность окислительной, аэробной фабрики – она набирает обороты постепенно, по мере увеличения доставки кислорода и увеличения концентрации в крови выделившихся из жировой ткани жирных кислот.
Больше полезной информации и статей вы можете найти ЗДЕСЬ.
Если представить все энергообразующие системы (энергетический обмен) в организме в виде топливных баков, то выглядеть они будут так:
Все это я придумал не сам, а брал выжимки из книг, литературы, интернет-ресурсов и постарался лаконично донести до вас. Если остались вопросы — пишите.