За счет чего дизель экономичнее бензина
Почему дизельные двигатели более экономичные, чем бензиновые?
Преимущество дизельных моторов.
Дизель. Для многих Российских автомобилистов по-прежнему остается загадкой обозначение этих моделей автомобилей латинской буквой «D». Да, многие из нас однозначно знают о том, что этой латинской буковой обозначают дизельные автомобили. Но, к нашему сожалению, большое количество граждан по-прежнему связывают дизельные автотранспортные средства с тракторами, со строительной или грузовой автотехникой, которые имеют грязный черный выхлоп из трубы. Но, на самом деле, все давно не так, дизельные двигатели в современных транспортных средствах намного превосходят по своим характеристикам большинство бензиновых силовых агрегатов.
Все нынешние сложившиеся в головах автомобилистов стереотипы связанные с дизельными двигателями, не имеют ничего общего с реальными современными технологиями, которые применяются на современных дизельных агрегатах.
За последние годы новые автомобильные технологии позволили автопроизводителям существенно улучшить эффективность дизельных моторов и сделать их значительно лучше своих главных конкурентов, то есть бензиновых двигателей.
Так, главным преимуществом двигателей с воспламенением от сжатия (дизельные моторы) перед бензиновыми агрегатами является значительно меньший их расход топлива. Причем разница в потребление топлива может составлять аж до 30%.
Посмотрите друзья на модель 2015 Audi A8 L c 3.0 литровым турбированным шестицилиндровым бензиновым мотором. Средний расход топлива у машины составляет 10,7 л на 100 км пробега. Неплохо для такого мощного силового агрегата, не правда ли? Но, не торопитесь, идентичная модель но с дизельным 3.0 литровым турбодвигателем имеет уже расход топлива 8,4 л на теже 100 км пробега.
Будущее за дизелем
Как считают многие эксперты сегодня дизельные моторы и дизельное топливо не достаточно оценено на современном мировом авторынке. Во многом это связано со стереотипами самих потребителей и с предвзятым отношением многих автокомпаний к технологиям дизельных двигателей (есть компании, которые не имеют своей технологии дизельных силовых агрегатов, что представляет риск для бренда в случае популизации в мире дизельных моторов).
Но многие автопроизводители на протяжение многих лет все-равно стараются продвигать в массы дизельные моторы. Так, к примеру, компания «Ауди» подталкивает своих покупателей делать выбор в сторону дизельных моделей машин. И надо признать, что за последние годы наблюдается рост популярности дизельных моделей Ауди среди покупателей этих автомашин.
По некоторым данным было выяснено, что в настоящий момент около 10% продаж автомобилей марки Ауди по всему миру приходится именно на дизельные модели машин. Даже в США, где традиционно считалось, что на машине должен стоять только бензиновый двигатель такие продажи дизельных автомашин выросли до 5% от общего количества новых проданных автомобилей.
Для того чтобы закрепить успех продаж машин марки Ауди на всех ведущих мировых рынках, данная компания предполагает в последущем оснастить весь свой модельный ряд автомобилей дизельными версиями.
На что смотрят покупатели, выбирая себе дизельные автомобили? В первую очередь при таком выборе клиент смотрит на экономичность двигателя и на максимальный крутящий момент. Как правило, многие дизельные двигатели намного экономичнее своих бензиновых аналогов и имеют гораздо больший крутящий момент. Так что же такое дизельный двигатель, и в чем секрет экономичности дизельных моторов?
Преимущество дизельного двигателя
Преимущество дизельного двигателя изначально заложено в само топливо. К примеру, благодаря своей плотности дизельное топливо дает на 15% больше энергии, чем тот же бензин. На молекулярном уровне эта разница заключается в более длинной составляющей цепочке углеродов. Другими словами можно сказать, что при сжигании 1 литра «солярки» получается больше выделяемой энергии на 15%, чем при сгорании 1 литра бензина марки АИ-92.
В дополнение ко всему, дизельные двигатели имеют гораздо большую степень сжатия в сравнении с теми же бензиновыми агрегатами. Традиционно и как правило, степень сжатия многих бензиновых двигателей составляет от 8,0 до 12,0 единиц. А вот в некоторых дизельных моторах степень такого сжатия может составлять от 12,0 и до 16,0 единиц и даже более.
Конечно, такая высокая степень сжатия необходима для воспламенения топлива в дизельном агрегате. Ведь топливо в нем воспламеняется за счет сжатия. Так, воздух под большим давлением подается в камеру сгорания вместе с дизельным топливом. За счет сжатия кислород нагревается до большой температуры и в результате чего топливо самовоспламеняется. Именно поэтому эти двигатели могут работать без свечей зажигания.
Еще одной технической новинкой в производстве дизельных двигателей является система впрыска топлива Common-Rail. Система основана на пьезоэлектрической технологии и на дозированной подачи топлива под очень высоким давлением в 2000 бар. К примеру, такая технология применяется на дизельных моторах автомобилей Ауди, которая позволяет не только экономить расход топлива, но и значительно уменьшить уровень вредных веществ в выхлопных газах автомобиля.
Кроме того стоит также отметить, что в дизельных двигателях отсутствуют дроссельные заслонки, которые применяются на бензиновых силовых агрегатах. Так, к примеру, эти воздушные компоненты на бензиновых двигателях вызывают лишний расход топлива поскольку требуют лишней затраты энергии для их функционирования. Вот например, при закрытой частично дроссельной заслонке этой системе подачи воздуха требуется больше усилий для того чтобы пропускать воздух. Дизельные же моторы не имеют подобной системы. Но это еще не все.
В большинстве дизельных агрегатов в настоящий момент применяется турбина, что позволяет увеличить доставку максимального крутящего момента на привод колес. Причем этот турбокомпрессор позволяет обеспечивать предельный крутящий момент как на низких оборотах двигателя, так и на больших оборотах. С учетом того, что у дизельных двигателей крутящий момент гораздо выше бензиновых моторов, применение турбины позволяет сделать этот дизельный мотор недосягаемым для бензиновых конкурентов.
Благодаря современным технологиям сегодня в дизельных двигателях по сравнению с бензиновыми просто отсутствуют какие-либо недостатки. К примеру, компания «Ауди» на протяжении долгих лет вела работу над созданием идеального дизельного мотора, что позволило их автомобилю Ауди недавно выиграть круглосуточные автогонки ЛеМан-24.
Звук дизельного двигателя
Чтобы обеспечить рост популярности дизельных моторов многие автопроизводители долгие годы вели разработку в том плане, чтобы сделать звук работы такого двигателя более гладкой. Ведь не секрет, что большому количеству автомобилистов не нравилось как работали дизельные силовые агрегаты в прошлые годы. Но благодаря развитию современных технологий многие современные дизельные агрегаты имеют приятный для уха мягкий звук.
Один успех одного гоночного автомобиля Ауди, который выиграл 24-часовую гонку, говорит нам о многом. Скорее всего в ближайшие годы популярность этого вида моторов будет только расти и во многом благодаря именно тому, что автокомпании смогли изменить звук работы дизельных моторов.
Миф о грязном выхлопе
Исторически сложилось так, что дизельные двигатели не были по выхлопу экологически чистыми, особенно во времена, когда выхлоп дизельных моторов представлял собой черный клубок дыма. К нашему счастью современные дизельные моторы не имеют подобного черного и грязного выхлопа. Это стало возможным благодаря применению расширенных систем очистки выхлопа. Вот к примеру, многие современные дизельные автомодели имеют уровень загрязняющих веществ точно такой же, как и бензиновые силовые агрегаты. Так во многих дизельных машинах сегодня используется технология расщепления на химическом уровне газа оксида азота. Благодаря катализатору, где и происходит химическое преобразование, оксид азота расщепляется на азот и кислород.
К сожалению, несмотря на кристально чистый выхлоп всех современных дизелей эти силовые агрегаты пока не получили должного внимания публики и авто- экспертов. У народа нынче в моде совершенно другие автомобили с инновационными технологиями, несмотря даже на свою дороговизну и на отсутствие экономической выгоды в их приобретении. Речь идет об электрических и гибридных автомобилях.
В наши дни о них говорят буквально все и по всему миру. Но мы со своей стороны считаем, что рано или поздно рынок все-же осознает неоспоримое преимущество дизельных моторов. Особенно, если учесть такой факт, что электрические технологии в настоящий момент находятся только на начальном этапе своего развития. Конечно, в далеком будущем электрические машины скорее всего смогут составить конкуренцию другим типам автомобилей, но в ближайшей перспективе есть вероятность того, что дизельные автомашины станут популярными по всему миру, а спрос на гибридные транспортные средства пойдет на спад.
Правда, стоит здесь сразу отметить, что несмотря на многие преимущества дизельных моторов эти дизельные версии стоят гораздо дороже. Но если сравнивать их с гибридными автомобилями, то все-таки дизельные автомобили намного быстрее окупаются.
Дизельный двигатель сохраняет мировые запасы топлива
В случае массовой популярности дизельных двигателей наш мир может снизить потребление топлива в общем мировом масштабе. Благодаря своей экономичности многие автовладельцы могут хотя бы ненадолго на время забыть об экономии топлива. Не секрет, что многие собственники транспортных средств уже забыли что значит давить на педаль газа до полика, опасаясь перерасхода топлива. Безусловно автомобиль является средством передвижения, но ведь любому из водителей иногда необходимы и нужны особые ощущения драйва и мощности.
Такие достижения к примеру, как пьезоэлектрический впрыск топлива с изменяемой геометрией турбонадува, или современная система отработки выхлопа, а также многие другие технологии применяемые в современных дизельных двигателях, дали шанс на рост популярности дизельных машин в современном мире.
Что выбрать: дизель или бензин?
Автомобилисты на форумах и в реальной жизни часто спорят, какой двигатель лучше — дизель или бензин. У каждого водителя собственный ответ на вопрос: кому-то важен уровень шума, кто-то учитывает расход топлива, кто-то смотрит на содержание вредных веществ в выхлопном газе. Мы сравним бензиновые и дизельные двигатели по их главным параметрам.
Принципы работы бензинового и дизельного двигателя
Забежим вперед: дело в свече зажигания. В бензиновых двигателях она установлена, в дизельных — нет. Первые работают на бензине, вторые — на дизельном топливе.
Бензиновый двигатель. Он формирует воздушно-топливную смесь после основного такта сжатия. ВТС полностью занимает отдельно взятый цилиндр. Температура внутри него редко превышает 510-520 градусов Цельсия. Коэффициент сжатия обычно меньше 10, часто — 9. Устройства с коэффициентом сжатия 11 встречаются редко. Из-за сравнительно низкой температуры воздушно-топливной смеси обязательно устанавливают свечу зажигания, которая воспламеняет ее.
Дизельный двигатель отличается более высокими характеристиками. Температура воздушно-топливной смеси превышает 500 градусов Цельсия, достигает 750-910 градусов Цельсия. Коэффициент сжатия часто составляет 24-25 единиц. Из-за таких характеристик воздушно-топливная смесь воспламеняется самостоятельно: ей не нужна дополнительная «стимуляция» свечой зажигания.
На что смотреть при сравнении дизельного и бензинового двигателей
Мощность мотора
Бензиновые двигатели мощнее, чем дизельные. Стоит посмотреть объявления о продаже подержанных авто или зайти на официальные сайты автоконцернов, чтобы убедиться в этом. Например, Mercedes-Benz в одной из моделей предлагает потребителям два типа двигателя:
При этом мощность — не главный определяющий параметр качества при сравнении. Она косвенно влияет на характеристики самого автомобиля, но в большинстве случаев служит абстрактной цифрой. Например, оба двигателя в моделях Mercedes-Benz способны легко развивать скорость до 120 км/ч, не оказывая негативного воздействия на ходовую часть.
Бензиновый двигатель мощнее. Но преимущество нивелируется серьезным недостатком — неровной тягой. Дизель, несмотря на невысокую мощность, радует автовладельцев идеально ровной тягой на любых оборотах — малых и больших. Поэтому, если важен ровный ход, не раздумывайте, что лучше — бензин или дизель. Выбирайте второй вариант.
Эксплуатация зимой
В северных регионах страны особое внимание уделяется возможностям транспортного средства при эксплуатации в холодное время года, когда столбик термометра опускается ниже 0. В этом случае бензиновый двигатель лучше — он устойчив к низким температурам. Сегодня есть зимние виды бензина, но многие продолжают пользоваться обычным летним топливом, и это не влияет на скорость движения, долговечность запасных частей и другие параметры.
Дизель восприимчив к морозам, но не боится влаги, конденсата, воды. Это обусловлено тем, что электроэнергия требуется только для запуска агрегата — в работе электричество не нужно. Поэтому дизель часто устанавливают на внедорожники, которые могут двигаться почти в любых экстремальных условиях, в том числе и по воде.
Расход топлива
Раньше считалось, что дизель экономичнее бензина, в первую очередь из-за несоразмерной стоимости топлива. Солярка стоила намного дешевле бензина. Сегодня цены почти сравнялась, но дизельные двигатели все равно потребляют меньше топлива. Это обусловлено высоким коэффициентом сжатия воздушно-топливной смеси.
Показатели КПД дизельного мотора примерно на 40% выше из-за увеличенной в 2 раза степени сжатия. Поэтому владельцы первой группы моторов утверждают, что их автомобиль потребляет на 20% меньше топлива, чем аналогичные транспортные средства на бензине. Вторая группа тоже бывает достаточно экономичной, особенно в случае с небольшими автомобилями — например, с машиной Daewoo Matiz с расходом около 4-5 литров на 100 километров. Но дизельные агрегаты все равно более экономичны.
Шумовые показатели
Единственное, в чем дизель до сих пор далеко отстает от бензина — шумовые характеристики. Он работает громче. Впрочем, некоторые видят в этом плюс — якобы работа мотора на низких оборотах напоминает мурчание кошки, поэтому успокаивает и помогает сосредоточиться. Однако многим такой «рев» не нравится.
Бензиновые двигатели работают тихо, без сильных перепадов громкости звука, почти незаметно. Ценители тишины, которые ездят на дизеле, просто обустраивают качественную шумоизоляцию в автомобиле. Так работу мотора почти не слышно — уровень шума совпадает с уровнем шума от бензинового аналога.
Экологичность выхлопа
Современные стандарты «Евро-4» или «Евро-5» обязывают всех производителей тщательно следить за химическим составом топлива, чтобы уменьшить содержание вредных веществ в выхлопном газе. Дизель более экологичен — двигатель тоже выбрасывает выхлопные газы, но они менее вредны по сравнению с продуктами отхода бензиновых аналогов.
Именно экологичностью выхлопа частично обусловлена популярность агрегатов на солярке в Европе. Во Франции каждое третье транспортное средство работает на дизтопливе. В Австрии у дизеля 50% автомобильного рынка. И эти показатели ежегодно растут. Даже автоконцерны, которые раньше выпускали транспортные средства преимущественно на бензине, сегодня предлагают потребителям альтернативный вариант — каждую модель с двумя типами двигателей.
Долговечность
О долговечности двух типов мотора можно судить теоретически. Срок службы всех агрегатов под капотом зависит от ответственности автовладельца — чем чаще он проводит техническое обслуживание автомобиля и заменяет устаревшие запасные части, тем лучше и дольше проработает мотор.
Если говорить теоретически, дизельные двигатели более долговечны. Это частично обусловлено тем, что солярка более маслянистая, поэтому выступает дополнительным смазывающим средством. Детали истираются дольше и работают лучше. К тому же в бензиновых агрегатах более жесткие головка блока цилиндров, блок, коленчатый вал, функциональные узлы цилиндропоршневой группы.
При одинаковом уходе за автомобилем — например, моделью BMW с высоким расходом топлива на 100 километров — дизель прослужит дольше. Например, есть модели, с пробегом больше 400 000 километров без капитального ремонта мотора. А МАЗы и КАМАЗы, эксплуатирующиеся с прошлого века, иногда наматывают более 3 000 000 километров в общей сложности благодаря повышенному ресурсу дизеля.
Обслуживание
Если сравнивать обслуживание двух типов агрегатов без оглядки на их срок службы, бензиновый мотор выгоднее дизельного. С ними чаще работают российские мастера, потому что пока автомобили на дизеле занимают всего 7-10% от общего рынка. Это влечет за собой снижение цен на ремонт бензинового мотора — в автомастерских берут меньше за то, с чем уже знакомы. Кроме того, дизель отличается сложной конструкцией, поэтому мастера реже берутся за его восстановление. Дополнительно новый топливный насос для него иногда стоит, как автомобиль с пробегом.
Еще на большинстве автозаправок продают солярку невысокого качества. Под видом арктического или зимнего топлива предлагают летнее, которое застывает при любой температуре ниже нуля градусов по Цельсию, добавляют разные присадки, пытаясь искусственно повысить качество, а иногда даже разбавляют дизтопливо водой или другими веществами. Бензин качественнее. Поэтому на таких типах мотора реже требуется замена масла и фильтров по сравнению с дизелем.
Стойкость к низкокачественному топливу
Общее качество бензина в среднем по стране выше, чем качество дизтоплива. Это частично обуславливает стоимость обслуживания. Кроме того, бензиновые агрегаты более стойкие к низкокачественному топливу. Они легче переносят разбавленное топливо, некачественные присадки, подмену топлива на марку с более низким октановым числом. Дизель реагирует на низкое качество очень чувствительно — значительно ускоряется износ деталей мотора.
Проблему с чувствительностью легко решить. Достаточно заправляться на проверенных станциях или покупать большие объемы топлива самостоятельно. Спрашивайте сертификаты качества на топливо, визуально проверяйте его цвет, обращайте внимание на запах.
Стоимость топлива
В прошлом веке солярка стоила почти в два раза дешевле бензина. Низкая цена частично зависела от того, что дизелем комплектовались преимущественно сельскохозяйственные большие машины с высоким потреблением топлива. Сегодня стоимость за литр почти сравнялась, например:
В 2017 году цена на оба вида топлива подбирается к 40 рублям. Поэтому особой разницы между двумя типами моторов больше нет. Но дизель остается экономичнее благодаря эффективному сжиганию топлива — об этом мы писали выше.
Сравните все характеристики бензина и дизеля и сделайте свой выбор. Подумайте, какие параметры важны вам. Если хотите долговечный и экономичный мотор с более экологичным выхлопом, выбирайте дизель. Если хотите мощный, тихий, устойчивый к низкокачественному топливу и зиме агрегат, не требующий дорогостоящего обслуживания, выбирайте из бензиновых движков.
А чтобы ресурс мотора всегда радовал вас, покупайте топливо у ООО «Компании «Нипетойл». Мы продаем сертифицированное топливо, привозим его сами по Москве и области, предлагаем оптовую стоимость. Позвоните нам, и мы расскажем подробнее о продуктах, условиях покупки, оплаты, доставки.
Дизель или бензин: какую машину выгоднее содержать
В Европе обожают дизельные авто из прагматических соображений. Но если это так выгодно, то почему никто не хочет пересаживаться на них в России? Мы посчитали, в какие деньги встанет обслуживание бензиновых и дизельных версий одних и тех же моделей.
О преимуществе по стоимости топлива не говорим умышленно, потому что разница несущественная. На заправках Москвы за литр Аи-92 просят 32,46 руб., за Аи-95 — 35,2 руб., солярку продают по 33,5 руб.
Далее на примере нескольких самых продаваемых моделей в России рассмотрим, во что обойдется вам бензиновый и дизельный автомобиль на момент пробега 20 000 км. Заранее оговоримся, что паспортные данные расхода, конечно же, занижены, и в реальности он окажется выше на любом моторе.
Перед тем как мы вооружимся каталогами с ценами и калькулятором, лишний раз поясним, в чем же плюсы и минусы дизельных моторов.