За счет чего по мнению автора социальное государство может выполнять свои функции
ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социальное государство
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Социальное государство»
Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства.
По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. . Государство обязано и за счѐт собственных ресурсов и путѐм создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоѐмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. . Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платѐжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием. Одной из важнейших составляющих социальной сферы
должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. . Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.
(Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 30–33)
21. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.
22. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.
23. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.
24. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.
За счет чего по мнению автора социальное государство может выполнять свои функции
Какое определение понятию «социальная политика» даёт автор? Какие два механизма экономической политики, с точки зрения автора, включает в себя социальная политика? От чего, по мнению автора, зависят успех или неудача в решении проблем социальной политики?
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Социальная политика — система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Основными задачами социальной политики являются: повышение благосостояния; улучшение условий труда и жизни людей; осуществление принципа социальной справедливости; развитие социальной инфраструктуры; создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Слово «социальный» характеризует всё то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создаёт базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса. Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества. Возможности решения задач социальной политики определяются объёмами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию.
Социальная политика — это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики. К последним, в первую очередь, относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения. Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависят от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.
Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счёт средств не только бюджета, но и предприятий.
Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста.
Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Другие экономисты, наоборот, подчёркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы.
Прочитайте текст и выполните задания С1— С4
Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.
Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.
Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.
Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.
(Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель //
Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 30–33)
С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.
С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.
С3. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.
С4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.
Ответы:
С1.В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны.
С2.Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.
С3.Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.
В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.
С4. В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.
С5проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?
Содержание
1.За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?
2. На основании текста выпишите конечную цель социального государства. Почему данная цель, являясь собственной целью государства (цель для себя) и не совпадая с целями конкретных людей или социальных групп, не противоречит интересам личности? Дайте необходимое объяснение.
3. Автор утверждает, что социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Следует ли в таком случае рассматривать государство как социальное, которое, взяв на себя обязанность соблюдать и защищать социальные права человека, по каким-то причинам в конкретный исторический момент не в состоянии делать это в полном объёме? Выскажите ваши соображения по данному вопросу.
4. Автор считает очень важным различать функции социального государства и социальные функции государства. Используя знания обществоведческого курса, приведите три примера функций социального государства.
Выдержки из текста
1.За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?
Проблема выполнения государством своих социальных функций и обязательств в конечном счёте тесно связана с вопросом качества политических отношений и проблемой соотношения государства и права в конкретной стране.
Нормативный подход к проблеме соотношения государства и права исходит из того, что государство является источником права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право определяет содержание государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. В то же время анализ объективной государственно-правовой реальности свидетельствует о более сложном и многогранном взаимодействии права и государства, их взаимном проникновении (если их вообще можно разделить). Право без поддержки государства обойтись не может, государственное принуждение обеспечивает реализацию правовых норм. Но и само государство объективно нуждается в праве, право делает легальными требования государственной власти и, в конечном счёте, обеспечивает его легитимность. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.
2. На основании текста выпишите конечную цель социального государства. Почему данная цель, являясь собственной целью государства (цель для себя) и не совпадая с целями конкретных людей или социальных групп, не противоречит интересам личности? Дайте необходимое объяснение.
Конечная цель социального государства – это сохранение социально-политической стабильности, то есть условий, при которых государственная власть чувствует себя в полной безопасности. Поэтому в деятельности социального государства нет ничего альтруистического, то есть того, что бы государство делало себе в ущерб. Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем сохранении и развитии.
О работе
Дисциплина: « Теория государства и права»
Тема: « За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?»
Тип: «Ответы на вопросы»
Продажи полностью автоматические. Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки. Для получения пароля на ответы на вопросы «За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функции? Чем это обусловлено?» произведите оплату.
Внимание. Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.
Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайте заказ новой работы.
Тесты на тему «12»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 38
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Виды социальных групп
Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое поло жение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие инте ресы
Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официаль ных организаций
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Вертикальная мобильность; карьера; структурная мобильность; социальная мо% бильность; миграция.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «участники со стороны защиты в уголовном процессе».
1) подозреваемый; 2) потерпевший; 3) подсудимый; 4) адвокат; 5) обвиняемый; 6) свидетель.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Образование представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими сторонами, как обучение, воспитание и развитие.
2)Целью образования является передача постоянно умножаемого опыта и знаний че ловечества от поколения к поколению.
3)Современное образование в Российской Федерации предполагает обязательность обучения в государственной школе.
4)Общие цели и задачи образования связаны с социокультурными и духовными цен ностями, идеалами общества.
5)Образование представляет собой совокупность рационально построенных прогно зов.
5 Установите соответствие между типами мировоззрения и основами их классифика ции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
отношение к преобразованиям
соотношение с общественным прогрессом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Антон всегда хотел стать профессионалом в области функционирования рыночно го механизма, хотя сам процесс изучения экономики его мало занимал. Он успешно окончил соответствующий факультет университета, что позволило ему занять долж ность консультанта по продажам в одной крупной фирме и реализовать свой интерес.
Выберите из приведённого списка характеристики этого интереса и запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под кото рыми они указаны.
1)Одной из функций государственного бюджета является финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.
2)Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.
3)К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
4)Дефицит бюджета возникает, когда государство снижает расходы и увеличивает налоги.
5)Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумули рованные государством средства.
Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот ветствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
основой экономики является промышленность 1) командная
Б) директивное управление производством и распре 2) рыночная
делением 3) и командная, и рыночная
имеет место разделение трудаГ) свобода предпринимательства
Д) государственное ценообразование
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В городе Р. открылся новый банк. По каким признакам можно установить, что это сберегательный банк? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)осуществляет эмиссию денег
2)проводит совместно с органами власти денежнокредитное регулирование эконо мики
3)предоставляет кредиты населению
4)привлекает свободные денежные средства людей
5)кредитует коммерческие банки
6)осуществляет расчётнокассовое обслуживание
На графике отражено изменение предложения на рынке сухоф руктов: кривая предложения переместилась из положения S в по ложение S1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
снижение импортных пошлин на ввоз сухофруктов
рост доходов населения
неурожай фруктов в стране
сокращение количества продавцов сухофруктов 5) снижение стоимости транспортировки сухофруктов
Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Для семьи демократического (партнёрского) типа характерна взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем.
2)Члены семьи связаны кровным родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
3)Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
4)Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.
5)Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке.
12 В стране А. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возраст ных групп: молодёжи (20—30 лет) и старшего поколения (45—55 лет). Им был задан воп рос: «Какие профессии Вам представляются наиболее престижными?» Полученные ре зультаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Юрист, нотариус, адвокат
Экономист, финансист, банкир
Сотрудник правоохранительных органов, военный Учитель, врач
Молодёжь Старшее поколение
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграм мы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Представители старшего поколения в большей степени, чем представители молодо го, считают более престижной профессию госслужащего.
2)Представители молодого поколения в большей степени, чем представители старше го, уважают профессии учителя и врача.
3)И старшее поколение, и молодёжь наиболее престижной профессией признают про фессию коммерсанта, бизнесмена.
4)Профессии нотариуса, юриста и адвоката лидируют по степени престижности и у старшего поколения и у молодёжи.
5)По мнению молодёжи, профессия госслужащего является самой непрестижной.
Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они ука заны.
1)Высокая степень развития общей и политической культуры общества является од ним из условий существования демократии.
2)Демократия сочетает государственные и общественные начала в управлении обще ством.
3)Демократия представляет собой одну из форм правления.
4)В условиях демократии либеральная идеология устанавливается в качестве обяза тельной.
5)Для демократии характерно существование в обществе оппозиционных партий, вы являющих и критикующих недостатки и просчёты в деятельности государственной власти.
Установите соответствие между функциями и органами государственной власти субъ ектов Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в пер вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) утверждение бюджета субъекта РФ
Б) представление субъекта РФ в отношениях с феде ральными органами власти
В) разработка проектов программ социальноэконо мического развития субъекта РФ
Г) принятие поправок к конституции (уставу) субъ екта РФ
Д) представление отчёта об исполнении бюджета субъекта РФ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
1) высшее должностное лицо 2) высший законодательный (представительный) орган 3) высший исполнительный орган
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Государство К. представляет собой единое, неделимое, составляющее одно целое госу дарственное образование с единым гражданством. Законодательная власть разделена между монархом и парламентом. Исполнительную власть осуществляет монарх. В госу дарстве не допускается политическая оппозиция, но предоставляется автономия личнос ти во внеполитической сфере.
Выберите из приведённого списка характеристики формы этого государства и запи шите цифры, под которыми они указаны.
4) дуалистическая монархия
2) конституционная монархия
5) унитарное государство
3) федеративное государство
6) тоталитарное государство
Что из перечисленного относится к экономическим правам граждан Российской Фе дерации? Запишите цифры, под которыми указаны экономические права.
1)на гарантию общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования
2)на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
4)на использование своих способностей для предпринимательской деятельности 5)на владение, пользование и распоряжение имуществом
Выберите верные суждения о юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Юридическая ответственность может наступить только за совершённое правонару шение.
Юридическая ответственность налагается не только за совершённые поступки, но и за мысли или намерения.
Видами юридической ответственности являются материальная, гражданскопра вовая, уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает за нарушение имущественных прав.
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, служеб ной, учебной, воинской дисциплины.
18 Установите соответствие между признаками и правами человека и гражданина, кото рые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот ветствующую позицию из второго столбца.
А) являются юридическими категориями 1) человека
Б) существуют вне связи человека с конкретной страной 2) гражданина
В) принадлежат всем людям от рождения
Г) признаются государством и законодательно закреплены
Д) не всегда выступают как правовые понятия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Учитывая, что подсудимая В. имела двоих малолетних детей, суд смягчил приговор. Какие иные обстоятельства могут смягчить уголовное наказание? Запишите цифры, под которыми они указаны.
предотвращение виновным вредных последствий совершённого преступления
совершение преступления организованной группой
добровольное возмещение нанесённого ущерба
совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения
подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления 6) совершение преступления при защите от общественно опасного посягательства
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятия “индустриальное общество” и “индустриальная ” (А) можно использовать как синонимы. Французский философ и социолог Р. Арон описывает про цесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного “традицион ного общества”, в котором господствуют натуральное (Б) и сословная (В), к передовому, промышленно развитому “индустриальному обществу”.
С точки зрения сторонников данной теории, именно характеристики крупной
(Г) и обусловливают (Д) во всех иных (Е) обще
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков. Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Эту возможность ему даёт власть. Всё, что делает государство, будучи социальным, оно делает «благодаря своей власти». Необходимость применения власти обусловлена тем, что выполнение функций социального государства может быть сопряжено с государ ственным принуждением, например, когда идёт речь о перераспределении доходов для выполнения социальных программ. Действительно, для выполнения задач и функций социального государства права и интересы одних (более сильных) членов общества могут быть ограничены в интересах других, нуждающихся в этом (более слабых) членов обще ства. Однако для этого вовсе не нужно вводить какието специфические «социальные» обязанности, налагаемые непосредственно на граждан. Здесь вполне достаточно общей обязанности гражданина выполнять решения государственной власти — той власти, ко торая имеется у социального государства не в силу того, что оно социальное, а в силу то го, что оно государство.
Конечная цель социального государства — это сохранение политической стабильнос ти в условиях, когда единственно возможный путь для этого — предоставление всем чле нам общества возможностей или, как минимум, гарантий для достойного существова ния. Эта цель является собственной целью государства (целью для себя) и не совпадает с целями конкретных людей или социальных групп, каждая из которых преследует свои интересы. Государство должно находиться вне этих индивидуальных или групповых ин тересов. Однако эта цель не противоречит интересам личности, поскольку лишь в усло виях социальной и политической стабильности может быть обеспечено безопасное суще ствование и свободное развитие человека. Очень важно различать функции соци ального государства и социальные функции государства. Цели и функции социального государства — это цели и функции государства, находящегося на определённой стадии развития» (Кочеткова Л. Н. Социальное государство: цели и функции // Социальногу манитарные знания. 2008. № 3. С. 70—71, 76.).
За счёт чего, по мнению автора, социальное государство может выполнять свои функ ции? Чем это обусловлено?
На основании текста выпишите конечную цель социального государства. Почему дан ная цель, являясь собственной целью государства (цель для себя) и не совпадая с целями конкретных людей или социальных групп, не противоречит интересам личности?
Автор утверждает, что социальное государство возникает на определённой стадии развития. Привлекая обществоведческие знания и опираясь на содержание текста, сфор мулируйте две характеристики социального государства.
В тексте говорится о том, что важно различать функции социального государства и социальные функции государства. Используя знания обществоведческого курса, приве дите три примера функций социального государства.
Назовите любые три функции политического лидера.
Раскройте на трёх примерах взаимосвязь глобальных проблем современности.
27 Гражданин М. заказал в частной фирме «Пластбург» новые окна, которые должны быть установлены в течение трёх дней. Однако фирма, приняв заказ, не выполнила рабо ту в срок. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Доходы и расходы потребите ля». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План дол жен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под пунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Общество не обязательно соответствует политическим гра ницам» (С. Тёрнер).
«Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).
Социология, социальная психология
«Даже в процветающем обществе неравное положение лю дей остаётся непреходящим явлением» (Р. Дарендорф).
«Недолговечна та власть, которая управляет во вред наро ду» (Сенека).
«Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен).