За счет чего существует кндр

Экономика Северной Кореи и Южной Кореи: в чем разница?

Опубликовано 20.06.2021 · Обновлено 20.06.2021

Экономика Северной и Южной Кореи: обзор

Южная Корея и Северная Корея пошли кардинально разными путями после окончания Корейской войны в 1953 году. Когда дело доходит до их экономики и уровня жизни, они едва ли могут быть более разными.

Две Кореи разделены демилитаризованной зоной – полосой шириной четыре километра, идущей вдоль 38-й параллели, которая разделяет Корейский полуостров примерно пополам. К югу от демилитаризованной зоны Южная Корея управляет одной из самых передовых экономик в мире, в то время как на севере ее сосед – это военная диктатура, которая крепко держит экономику в руках. Север по-прежнему сталкивается с проблемами в области продовольствия и питания, среди прочих трудностей.

Ключевые выводы

Северная Корея Экономика

Северная Корея, долгое время находившаяся под властью династии Кимов, является одной из самых изолированных стран в мире. Военная диктатура Ким Чен Ына жестко контролирует экономику, включая почти все аспекты производства и распределения.

В 2015 году ЦРУ оценило ВВП страны примерно в 40 миллиардов долларов.

Отсутствие основ

За исключением короткого периода в 1960-х годах, когда ее экономика ненадолго затмила экономику своего южного соседа, Северная Корея в целом оказаласьнеспособной удовлетворить потребности своего народа. Экономика Северной Кореи пережила разрушительный спад в 1990-х годах, когда она сократилась почти на треть, и считается, что голод унес жизни нескольких сотен тысяч человек.

Положение улучшилось, но лишения по-прежнему распространены.По данным Всемирного банка, более половины северокорейцев не имели доступа к электроэнергии в 2017 году, а недавно установленные китайские генераторы обеспечивают более трети электроэнергии в столице страны Пхеньяне.8

Помощь Китая и других стран

Северокорейский режим придерживается доктрины чучхе, или опоры на собственные силы, но государство регулярно получает помощь и помощь от международных организаций, таких как ООН, а также от нескольких стран. Он во многом полагается на экономическую и дипломатическую помощь Китая, самого большого его сторонника.

Маленькие шаги к либерализации

В последние годы правительство Северной Кореи разрешило мелкомасштабную деятельность на свободном рынке, что привело к росту среднего класса торговцев и мелких предпринимателей. Также сообщалось, что Ким стремится предпринять дальнейшие шаги по развитию и реформированию экономики.

Любой путь вперед в развитии экономики Северной Кореи, вероятно, начнется с эксплуатации ее природных ресурсов, оцениваемых в триллионы долларов. Это одна из причин, почему соседние страны, такие как Китай и Россия, с энтузиазмом относятся к инвестированию в Северную Корею, особенно в ее нефункциональную транспортную сеть.

“Чудо” экономика Южной Кореи

Экономические преобразования Южной Кореи после Корейской войны были названы « чудом на реке Хан ». Когда-то охваченная бедностью и политическим хаосом, Южная Корея присоединилась к «триллионному клубу» ведущих экономик мира и наслаждается членством в Группе 20.

Южная Корея в настоящее время занимает 12-е место в мире по величине валового внутреннего продукта и является домом для некоторых из самых знаковых мировых брендов, включая Samsung Electronics и Hyundai Motors. Это крупнейший в мире экспортер полупроводников (хотя он сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Китая) и микросхем памяти, а также один из ведущих мировых экспортеров автомобилей.

Краткий обзор

В то время как торговля Северной Кореи с внешним миром почти полностью прекратилась, Южная Корея стала одним из самых важных экспортеров в мире.

Вызовы для Южной Кореи

Южная Корея с сильной демократией занимает высокие места в экономической свободе, хотя правительство по-прежнему играет роль в разработке промышленной стратегии. Страна сильно зависит от экспорта, который составляет около 40% ВВП. Так что любой спад в мировой торговле обычно тяжело сказывается на стране. В последние годы южнокорейские политики подчеркивали необходимость разработки альтернативных стратегий роста, в том числе за счет повышения внутреннего спроса, но пока мало что удалось сделать.

Темпы роста в Южной Корее замедляются и, как ожидается, замедлятся и дальше, что испытывают большинство стран с развитой экономикой.Согласно CIA Factbook, рост за 2018 год ожидается в диапазоне от 2% до 3% в год. Страна также борется с социально-экономическими проблемами, включая безработицу среди молодежи, бедность среди пожилых людей и неблагоприятную демографическую ситуацию.

Источник

Экономика КНДР

За счет чего существует кндр. Смотреть фото За счет чего существует кндр. Смотреть картинку За счет чего существует кндр. Картинка про За счет чего существует кндр. Фото За счет чего существует кндр

За счет чего существует кндр. Смотреть фото За счет чего существует кндр. Смотреть картинку За счет чего существует кндр. Картинка про За счет чего существует кндр. Фото За счет чего существует кндр

Поскольку с начала 1960-х годов КНДР не публикует никакой экономической статистики, то все данные о её экономике являются внешними экспертными оценками, [3] и поэтому не являются стопроцентно достоверными.

Содержание

Колониальная и послевоенная экономика

Начиная с середины 1920-х годов японская колониальная администрация прилагала усилия к развитию промышленности сравнительно богатой полезными ископаемыми и малонаселённой северной части страны, что привело к большому притоку населения на север Корейского полуострова из южных сельскохозяйственных провинций.

Этот процесс закончился после Второй мировой войны, когда после разделения Кореи на зоны оккупации СССР и США около 2 миллионов человек перешли в американский сектор. Тенденция сохранилась после формирования КНДР в 1948 году и после Войны в Корее 1950—53 годов. Население Северной Кореи сейчас [когда?] составляет 22,5 млн человек, тогда как население Республики Корея — около 50 миллионов.

Послевоенное разделение Корейского полуострова создало дисбаланс между природными и людскими ресурсами в обеих странах. Большая часть экономических оценок сводится к тому, что КНДР обладала большим промышленным потенциалом, тогда как в Южной Корее было сосредоточено две трети всей рабочей силы. В 1945 году около 65 % тяжёлой промышленности Кореи находилось на севере, тогда как доля лёгкой промышленности составляла 31 %, доля сельского хозяйства и торговли — 37 % и 18 % соответственно.

После победы коммунистов в КНДР все виды частной деятельности были ликвидированы. С 1957 года в стране была введена карточная система, а с конца 1960-х годов она стала тотальной. С конца декабря 1957 года был введён запрет на торговлю зерновыми на частных рынках. [3]

Попытки модернизации

В начале 1970-х годов Северная Корея начала широкомасштабную программу модернизации экономики с помощью импорта западных технологий, особенно в тяжёлой промышленности. К тому времени страна находилась на грани дефолта ввиду сокращения спроса на её товары за рубежом, а также нефтяного кризиса 1970-х годов.

В 1979 году Северная Корея была способна покрыть свой внешний долг, однако уже в 1980 году в стране случился дефолт: страна была признана банкротом по всем обязательствам, исключая долг Японии. К концу 1986 года долг страны западным кредиторам превысил 1 миллиард долларов. Долг странам социалистического лагеря, в основном СССР достиг 2 миллиардов долларов. Примерно в то же время Япония также объявила о дефолте КНДР. К 2000 году внешний долг КНДР включая проценты и штрафы составлял 10-12 миллиардов долларов США.

В конце XX века рост экономики КНДР замедлился, а во многих отраслях стал отрицательным. К концу 1979 года ВНП на душу населения в Северной Корее был втрое меньше, чем в Южной Корее. Причин этому было множество, включая проблемы с внешним долгом, уклон экономики в сторону тяжёлой промышленности и ВПК, политическая и, как следствие, экономическая изоляция страны, плохой инвестиционный климат и т. д.

В апреле 1982 года Ким Ир Сен объявил о строительстве новой экономики, в которой упор делался на развитие сельского хозяйства путём рекламации земель и развитию государственной инфраструктуры — в особенности электростанций и транспортной сети.

В сентябре 1984 года Северная Корея приняла закон о совместных предприятиях, основной целью которого было привлечение иностранного капитала и технологий. В 1991 году Северная Корея объявила о создании Специальной Экономической Зоны (СЭЗ) в северо-восточном районе страны (Чхонджин). Инвестиции в СЭЗ потекли с трудом — им препятствовала плохая инфраструктура, бюрократия и невозможность получить гарантии инвестиционной безопасности.

После холодной войны финансовая поддержка со стороны СССР прекратилась, а через несколько лет его примеру последовал Китай. Это, вместе с природными катаклизмами, явилось причиной серьёзного экономического кризиса в северокорейской истории. По оценкам международных экспертов в период между 1992 и 1998 годом северокорейская экономика сократилась вдвое, а несколько сот тысяч человек погибло от голода.

В декабре 1993 года КНДР объявила о трёхлетнем периоде переходной экономики, в течение которого предполагалось смягчить дисбаланс между отраслями промышленности, направив усилия на развитие сельского хозяйства, лёгкой промышленности и международной торговли. Однако в силу ряда причин планы правительства провалились, а ежегодный недостаток различных видов крупы, прежде всего риса, составил около миллиона тонн. Вдобавок в стране разразился энергетический кризис, что привело к остановке многих промышленных предприятий.

В 2002 году Ким Чен Ир заявил, что «деньги должны обеспечивать стоимость товаров потребления», после чего были проведены некоторые небольшие рыночные преобразования, создан промышленный регион Кэсон, проведены первые эксперименты по введению на предприятиях хозрасчёта. Китайские инвестиции в северокорейскую экономику выросли с 1 миллиона долларов в 2003 году до 200 миллионов в 2004.

До середины 1990-х гг. частная рыночная торговля была крайне слабо развита в КНДР, отчасти из-за исторических традиций (торговцы в конфуцианстве рассматривались как наименее престижная группа населения), отчасти из-за хорошо функционировавшей системы снабжения по карточкам. Однако в связи с экономическим кризисом середины 1990-х, когда неурожаи совпали с остановкой многих промышленных предприятий, начала расти полулегальная рыночная торговля. Попытки властей свернуть её не увенчались успехом из-за растущей коррупции. С конца 1990-х гг. растёт торговля в приграничных с Китаем районах, через которые в КНДР попадает немало южнокорейской продукции, официально до сих пор запрещённой. [3] Наказания частным торговцам, по сравнению с периодом 10-летней давности, существенно смягчились; исключением можно считать лишь громкий процесс в 2007 г., закончившийся публичной казнью нескольких десятков торговцев — их вина заключалась в том, что их посылки с подарками родным превысили по объёму традиционные ежегодные «подарки вождя», рассылавшиеся от имени Ким Чен Ира в том же месяце.

Денежная реформа 2009 года была призвана укрепить плановую экономическую систему и уменьшить влияние рынка. Однако, по некоторым данным, реформа привела к резкому росту инфляции и дефициту товаров первой необходимости. В начале 2010 года ответственный за эту реформу председатель государственного планового комитета КНДР Пак Нам Ки был уволен, а в середине марта — расстрелян. [4] [5]

Экономические связи с Южной Кореей

В послевоенной истории экономические связи между Северной и Южной Кореей то ослаблялись, то снова налаживались. В начале XXI века отношения между странами потеплели, что привело к значительному росту инвестиций южнокорейских фирм в северокорейскую промышленность. Однако, несмотря на это, экономические связи между двумя странами всё ещё довольно слабы.

После того, как правительство Южной Кореи в 1988 разрешило торговлю с северным соседом, в Южную Корею стали импортироваться северокорейские товары. Прямая торговля между странами началась после 1990 года (этому предшествовало совещание премьер-министров обеих стран). Объём торговли между странами вырос с 18,8 миллионов долларов в 1989 до 333,4 миллионов в 1999.

В начале XXI века президент южнокорейской корпорации Daewoo посетил Северную Корею и достиг договорённости о строительстве промышленного комплекса в Нампхо. Другая крупная корпорация, Hyundai Asan получила разрешение на туристический бизнес в Северной Корее — туристы доставляются в прибрежный район Кымгансан (см. Туристический регион Кымгансан). Кроме того, в районе города Кэсон на площади в 3,2 км² около Демилитаризованной зоны был возведён промышленный регион Кэсон стоимостью более 1 млрд долларов США.

После саммита между Ким Чен Иром и Ким Дэ Джуном в 2000 году Северная и Южная Корея договорились восстановить железнодорожный участок Сеул-Пхеньян, пересекающий ДМЗ. Также две стороны заявили о планах постройки четырёхполосной автострады, проходящей мимо деревни Пханмунджом, где была закончена Корейская война. После окончания этого проекта промышленный парк в Кэсоне получит прямой доступ к рынкам и портам Южной Кореи.

Кроме Кэсона и района Кымгансана, в КНДР были созданы и другие особые зоны, такие как Регион специального управления Синыйджу на северо-западе страны (у границы с Китаем) и Расон на северо-востоке страны (у границ с Китаем и Россией).

Однако в 2010 году после ряда военных инцидентов и особенно обстрела южнокорейского острова артиллерией КНДР экономическое сотрудничество было практически прекращено.

ВВП по паритету покупательной способности в 2009 году составил 40 млрд долларов США, на душу населения — 1800 долларов. По сравнению с 2008 годом ВВП упал на 0,9 %. [1]

сельское хозяйство:30,2 %
промышленность:33,8 %
сфера услуг:36 %

Рабочая сила

Рабочая сила страны составляет 9,6 миллиона человек.

Рабочая сила по секторам экономики:

Данные о безработице недоступны.

Бюджет

Известно, что КНДР имеет счета за границей. 15 июня 2007 года США подтвердили перевод денег с северокорейских счетов из банка в Макао в российский банк. Как сообщает японская телекомпания NHK, представитель американской администрации заявил, что перевод более 20 миллионов долларов был осуществлен через Федеральную резервную систему США и российский ЦБ. Средства переведены в «Далькомбанк» в Хабаровске. [7]

Промышленность

Основные отрасли промышленности: машиностроение, производство электроэнергии, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых (каменный уголь, железная руда, магнезиты, графиты, медь, цинк, свинец), металлургия, текстильная промышленность.

Производство электроэнергии

Потребление электроэнергии: 29.91 ТВ-ч (2001)

Экспорт электроэнергии: 0 кВ-ч (1998)

Импорт электроэнергии: 0 кВ-ч (1998)

Сельское хозяйство

С 1995 года КНДР помогает Всемирная продовольственная программа ООН ввиду сокращения выпуска сельскохозяйственной продукции. В 2004 году по этой программе в страну поступило 484 000 тонн продовольствия.

Внешняя торговля

Экспорт

Основные торговые партнёры: Южная Корея 28,5 %, Китай 28,4 %, Япония 24,7 %. (2003, оценка)

Импорт

Объём импорта — 3,096 млрд доллларов США (2009) [1]

Главные предметы импорта: нефть, каменный уголь, машиностроительное оборудование, потребительские товары, злаковые культуры.

Внешний долг

12,5 миллиардов долларов (2001) [1]

Валюта

Валюта страны — северокорейская вона, равная 100 чонам.

Фискальный год совпадает с календарным.

30 ноября 2009 года КНДР объявила деноминацию с ограниченным обменом старых вон на новые по курсу 100:1. [21]

Источник

Как работает экономика Северной Кореи

Страна Северная Корея, официально известная как Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), имеет изолированную и жестко контролируемую командную экономику. Командная экономика – стандартный компонент любой коммунистической страны. В командной экономике экономика централизованно планируется и координируется правительством.

Правительство Северной Кореи определяет, какие товары следует производить, в каком количестве и по какой цене товары выставляются на продажу.

Ключевые выводы

Краткая история Кореи

Корея исторически была независимым королевством.Однако после русско-японской войны Корейский полуостров был формально аннексирован японцами.Корея оставалась японской колонией с 1905 по 1945 год1.

После Второй мировой войны японские войска в северном регионе Кореи сдались Советскому Союзу, и советские войска взяли под свой контроль северный регион страны. В то же время американские войска взяли под контроль южный регион.

Вновь отделившиеся регионы назначили своих лидеров, и в 1950 году северокорейский лидер Ким Ир Сен (при поддержке руководства Советского Союза) предпринял попытку захватить поддерживаемый США южный регион Кореи (Республика Корея, или ROK), вызвав Корейскую войну, которая длилась с 1950 по 1953 год.

Попытка Ким Ир Сена захватить южный регион Кореи и подчинить весь полуостров его коммунистическому правлению в конечном итоге не увенчалась успехом. В результате возникла тупиковая ситуация, когда Корейский полуостров раскололся примерно пополам. Северная Корея (КНДР) создала свою национальную экономику за счет развития тяжелой промышленности и параллельного развития военной экономики. Южная Корея (РК) создала одну из самых передовых современных экономик мира.

Экономика Северной Кореи

На первом этапе экономического развития Северной Кореи после разделения бывшего единого королевства доминировала индустриализация. Это была сложная задача, учитывая ущерб, нанесенный инфраструктуре страны во время Корейской войны. Северная Корея приняла советскую модель управления и централизованно планируемую социалистическую экономику, а также идеологию чучхе (опора на собственные силы). В этой модели особое внимание уделялось развитию тяжелой промышленности и инвестициям в металлургическую, сталелитейную, цементную и станкостроительную отрасли.

Многие эксперты считают, что такая политика правительства Северной Кореи, начавшаяся после Корейской войны, стала препятствием на пути экономического развития страны. Недостатки этой политики усугублялись ориентацией режима на сонгун (стиль политики, ориентированной прежде всего на военные), что усугубило хронические экономические проблемы Северной Кореи. В течение десятилетий после войны в Корее наблюдается постоянный застой в производстве и производстве электроэнергии в регионе.

В 2000-е годы Северная Корея расширила тактику восстановления экономики.В 2002 году он ослабил некоторые ограничения, чтобы разрешить получастные рынки и начал серию экономических реформ, которые он назвал мерами по совершенствованию экономического управления.Некоторые из этих мер включали повышение как цен, так и заработной платы, сдвиг в механизме установления цен, изменения в системе распределения, децентрализацию национального планирования, повышение автономии управления предприятием, открытие рынка распределения для производства. методы, дифференцированное распределение и реформа системы социального обеспечения.Экономический рост ускорился в течение нескольких лет, и этот период считался улучшением по сравнению с предыдущим десятилетием.С 2000 по 2005 год Северная Корея росла в среднем на 2,2%.

Страна по-прежнему вкладывает значительные средства в свои вооруженные силы, и некоторые аналитики утверждают, что эти расходы могут быть нанесены за счет ее экономического развития.В 2016 году, последнем году, по которому были доступны оценки, Северная Корея потратила примерно 4 миллиарда долларов, или примерно 24% своего валового внутреннего продукта (ВВП), на оборонные расходы.

Сегодня Китай является основным торговым партнером Северной Кореи.Северная Корея полагается на Китай как в экономической, так и в дипломатической помощи.В 2017 году около 86% экспорта региона из Северной Кореи было направлено в Китай.  Основными экспортными товарами страны являются металлургическая продукция, полезные ископаемые, промышленные товары, текстиль, а также продукция сельского хозяйства и рыболовства.Основными статьями импорта для Северной Кореи являются нефть, кулинарный уголь, машины, оборудование, ткани и зерно.В2017 годуболее 90% от общего объемаимпорта регионаприходилось на Китай.

Ограничения экономических данных

Северная Корея известна своей секретностью и не публикует экономических данных. Регион не публиковал никаких официальных показателей или статистических данных о своих макроэкономических условиях с 1965 года. Немногочисленные источники базовой статистики по экономике Северной Кореи включают Банк Кореи (Южная Корея) и Министерство Объединения и Корейское агентство по содействию торговле и инвестициям ( KOTRA) специально для торговой информации.

Экономическая история Северной Кореи включает значительные периоды стагнации и кризиса с прерывистыми фазами восстановления и некоторого экономического роста.Приоритет режима по превращению Кореи в оборонную экономику омрачил развитие, производство продуктов питания, уровень жизни и права человека.Серьезной проблемой, с которой сейчас сталкивается страна, является торговля людьми;многие мужчины, женщины и дети подвергаются принудительному труду и торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации.А Северная Корея является основным источником рабочей силы для иностранных правительств, чаще всего для России и Китая.У северных корейцев нет выбора в работе, которую назначает им правительство, они не могут сменить работу и сталкиваются с наказанием со стороны правительства, если они попытаются избежать принудительного труда.

Источник

GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Корейской Народно-Демократической Республики (Северной Кореи, КНДР)

Корейская народно-демократическая республика является одной из самых бедных и слаборазвитых в экономическом отношении стран мира. Причиной этому считаются политика чучхе и чрезмерная милитаризация страны. Экономика КНДР является одной из самых централизованных и закрытых экономик в мире. Северная Корея испытывает хроническую нехватку продовольствия, что регулярно приводит к массовому голоду в стране.

Поскольку с начала 1960-х годов КНДР не публикует никакой экономической статистики, то все данные о её экономике являются внешними экспертными оценками, и поэтому не являются стопроцентно достоверными.

Начиная с середины 1920-х годов японская колониальная администрация прилагала усилия к развитию промышленности сравнительно богатой полезными ископаемыми и малонаселённой северной части страны, что привело к большому притоку населения на север Корейского полуострова из южных сельскохозяйственных провинций.

История экономики Северной Кореи

Послевоенное разделение Корейского полуострова создало дисбаланс между природными и людскими ресурсами в обеих странах. Большая часть экономических оценок сводится к тому, что КНДР обладала большим промышленным потенциалом, тогда как в Южной Корее было сосредоточено две трети всей рабочей силы. В 1945 году около 65 % тяжёлой промышленности Кореи находилось на севере, тогда как доля лёгкой промышленности составляла 31 %, доля сельского хозяйства и торговли — 37 % и 18 % соответственно.

После победы коммунистов в КНДР все виды частной деятельности были ликвидированы. С 1957 года в стране была введена карточная система, а с конца 1960-х годов она стала тотальной. С конца декабря 1957 года был введён запрет на торговлю зерновыми на частных рынках.

В начале 1970-х годов Северная Корея начала широкомасштабную программу модернизации экономики с помощью импорта западных технологий, особенно в тяжёлой промышленности. К тому времени страна находилась на грани дефолта ввиду сокращения спроса на её товары за рубежом, а также нефтяного кризиса 1970-х годов.

В 1979 году Северная Корея была способна покрыть свой внешний долг, однако уже в 1980 году в стране случился дефолт: страна была признана банкротом по всем обязательствам, исключая долг Японии. К концу 1986 года долг страны западным кредиторам превысил 1 миллиард долларов. Долг странам социалистического лагеря, в основном СССР достиг 2 миллиардов долларов. Примерно в то же время Япония также объявила о дефолте КНДР. К 2000 году внешний долг КНДР включая проценты и штрафы составлял 10-12 миллиардов долларов США.

Статистические показатели КНДР
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км122.7
Население, млн. человек24.6
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США12.0
Инфляция, %0.0
Уровень безработицы, %0.0

В конце XX века рост экономики КНДР замедлился, а во многих отраслях стал отрицательным. К концу 1979 года ВНП на душу населения в Северной Корее был втрое меньше, чем в Южной Корее. Причин этому было множество, включая проблемы с внешним долгом, уклон экономики в сторону тяжёлой промышленности и ВПК, политическая и, как следствие, экономическая изоляция страны, плохой инвестиционный климат и т.д.

В апреле 1982 года Ким Ир Сен объявил о строительстве новой экономики, в которой упор делался на развитие сельского хозяйства путём рекламации земель и развитию государственной инфраструктуры — в особенности электростанций и транспортной сети.

В сентябре 1984 года Северная Корея приняла закон о совместных предприятиях, основной целью которого было привлечение иностранного капитала и технологий. В 1991 году Северная Корея объявила о создании Специальной Экономической Зоны (СЭЗ) в северо-восточном районе страны (Чхонджин). Инвестиции в СЭЗ потекли с трудом — им препятствовала плохая инфраструктура, бюрократия и невозможность получить гарантии инвестиционной безопасности. После холодной войны финансовая поддержка со стороны СССР прекратилась, а через несколько лет его примеру последовал Китай. Это, вместе с природными катаклизмами, явилось причиной серьёзного экономического кризиса в северокорейской истории. По оценкам международных экспертов в период между 1992 и 1998 годом северокорейская экономика сократилась вдвое, а несколько сот тысяч человек погибло от голода.

В декабре 1993 года КНДР объявила о трёхлетнем периоде переходной экономики, в течение которого предполагалось смягчить дисбаланс между отраслями промышленности, направив усилия на развитие сельского хозяйства, лёгкой промышленности и международной торговли. Однако в силу ряда причин планы правительства провалились, а ежегодный недостаток различных видов крупы, прежде всего риса, составил около миллиона тонн. Вдобавок в стране разразился энергетический кризис, что привело к остановке многих промышленных предприятий.

В 2002 году Ким Чен Ир заявил, что «деньги должны обеспечивать стоимость товаров потребления», после чего были проведены некоторые небольшие рыночные преобразования, создан промышленный регион Кэсон, проведены первые эксперименты по введению на предприятиях хозрасчёта. Китайские инвестиции в северокорейскую экономику выросли с 1 миллиона долларов в 2003 году до 200 миллионов в 2004 году.

До середины 1990-х гг. частная рыночная торговля была крайне слабо развита в КНДР, отчасти из-за исторических традиций (торговцы в конфуцианстве рассматривались как наименее престижная группа населения), отчасти из-за хорошо функционировавшей системы снабжения по карточкам. Однако в связи с экономическим кризисом середины 1990-х, когда неурожаи совпали с остановкой многих промышленных предприятий, начала расти полулегальная рыночная торговля. Попытки властей свернуть её не увенчались успехом из-за растущей коррупции. С конца 1990-х гг. растёт торговля в приграничных с Китаем районах, через которые в КНДР попадает немало южнокорейской продукции, официально до сих пор запрещённой. Наказания частным торговцам, по сравнению с периодом 10-летней давности, существенно смягчились; исключением можно считать лишь громкий процесс в 2007 г., закончившийся публичной казнью нескольких десятков торговцев — их вина заключалась в том, что их посылки с подарками родным превысили по объёму традиционные ежегодные «подарки вождя», рассылавшиеся от имени Ким Чен Ира в том же месяце.

Денежная реформа 2009 года была призвана укрепить плановую экономическую систему и уменьшить влияние рынка. Однако, по некоторым данным, реформа привела резкому росту инфляции и дефициту товаров первой необходимости. В начале 2010 года ответственный за эту реформу председатель государственного планового комитета КНДР Пак Нам Ки был уволен, а в середине марта — расстрелян.

В последнее время главными статьями экспорта КНДР являются: рыба, основные металлы, минералы, продукция машиностроения и электроприборы, транспортное оборудование и продукты питания (местные экзотические, например водка, экспортируемая даже в США).

Основным торговым партнером КНДР стал Китай, который в 2001 г. осуществлял более 27% всего торгового оборота страны (включая и внутрикорейские отношения) и в 2004 г. еще увеличил свою долю до 39%. Япония, второй по величине партнер Пхеньяна в 2001 г., откатилась лишь на четвертое место, а ее доля в общей совокупности упала более чем вдвое (с 17,8 до 7,1%).

Для преодоления масштабного кризиса, усугубленного голодом 1996-99 годов, Пхеньян задействовал свои валютные фонды, что помогло поддержать положительные тенденции импорта продуктов питания и энергоносителей, а это, в свою очередь, вылилось в интенсификацию торговых отношений с Таиландом и Россией.

Еще одной чертой развития внешнеторговых связей КНДР стало восстановление сектора тяжелой промышленности, осуществленное в том числе и посредством роста импорта химической продукции и машиностроения.

Бюджет КНДР

Данные о бюджете страны недоступны. По данным Международного института стратегических исследований доля оборонных расходов КНДР относительно ВВП составляет 43 % (около 7,7 млрд долларов, по информации за 2007 год).

Известно, что КНДР имеет счета за границей. 15 июня 2007 года США подтвердили перевод денег с северокорейских счетов из банка в Макао в российский банк. Как сообщает японская телекомпания NHK, представитель американской администрации заявил, что перевод более 20 миллионов долларов был осуществлен через Федеральную резервную систему США и российский ЦБ. Средства переведены в «Далькомбанк» в Хабаровске.

Промышленность КНДР (Северной Кореи)

Основные отрасли промышленности КНДР: машиностроение, производство электроэнергии, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых (каменный уголь, железная руда, магнезиты, графиты, медь, цинк, свинец), металлургия, текстильная промышленность.

Горная промышленность. Общая характеристика. Горная промышленность — одна из ведущих отраслей экономики КНДР. Она удовлетворяет потребности страны во многих видах минерального сырья.

Обеспеченность народного хозяйства собственным минеральным сырьём свыше 75%. Экспортируются антрацит, железная руда, цветные и благородные металлы, барит, графит, тальк, магнезитовый клинкер.

КНДР импортирует нефть, нефтепродукты, кокс. После установления народной власти произошло коренное структурное преобразование промышленности. Преимущественное развитие получили обрабатывающие отрасли. Доля горнодобывающей промышленности в общем объёме производства сократилась с 15,7% в 1947 до 2,8% в 1965. При этом в процессе индустриализации валовая продукция горнодобывающей промышленности в 1965 по сравнению с 1949 выросла почти в 5 раз. Наиболее быстрый рост капиталовложений в топливную и горнорудную промышленность отмечался в 1961-70. Доля инвестиций в эти отрасли в среднем за год составила в 1954-61 — 13,5%; в 1957-60 — 25,9%; в 1963-64 — 32%; в 1968 — 40,2% всех ассигнований в промышленность. Выполнен большой объём капитального строительства в горнодобывающей промышленности. Был освоен ряд новых месторождений полезных ископаемых, вступили в строй новые рудники и карьеры. Коренной технической реконструкции подверглись многие действующие горные предприятия. В 1960-е гг. производительность труда на предприятиях отрасли выросла в 2-3 раза. В 1980-81 на нужды добывающих отраслей направлено 31,5% всех капиталовложений в промышленность.

Черная металлургия обеспечивает потребности экономики КНДР в чугуне, стали и прокате. По запасам железной руды республика заметно превосходит многие промышленно развитые и сопоставимые по размерам страны, такие, как Бельгия, Италия и Япония. Запасы железной руды оцениваются примерно в 2 млрд т, из них 1,3 млрд т приходится на Мусанское месторождение. Мусанский рудник располагает двумя обогатительными фабриками мощностью 4 млн т и 2 млн т угля в год. К концу 1990-х гг. его производственные мощности было намечено увеличить до 10 млн т железорудного концентрата в год. В республике известно еще более 100 железорудных месторождений.

В КНДР насчитывается более 400 различных машиностроительных предприятий. По официальной статистике продукция отечественного машиностроения удовлетворяет потребности страны на 98%. Большим достижением КНДР в 70-е годы ХХ века являлось создание в стране автомобиле- и тракторостроения. Автомобилестроение специализируется преимущественно на производстве грузовых автомашин. Центр отрасли-Токчхон. Киянский завод выпускает тракторы различной мощности и габаритов. Автобусы и троллейбусы производит Пхеньянский авторемонтный завод.

В КНДР производятся электродвигатели, генераторы, трансформаторы, электроприборы, провода, радиоприемники, телевизоры. Крупные по местным меркам предприятия по производству электротехнического оборудования находятся в Пхеньяне и Тэане.

Перед химической промышленностью была поставлена задача создать прочную сырьевую базу для легкой промышленности и способствовать проведению химизации сельского хозяйства. Химическая промышленность ориентируется преимущественно на использование местного сырья, в частности продуктов переработки угля. Основная база химической промышленности находится в Хамхын-Хыннамском районе. Здесь сосредоточены наиболее крупные предприятия по производству синтетического волокна, хлорвинила, красителей, минеральных удобрений, гербицидов, каустической и кальцинированной соды, карбида кальция, соляной кислоты и т.п.

Тем не менее, как можно понять по косвенным признакам, ситуация с обеспечением сельского хозяйства местными химудобрениями современного уровня далека от удовлетворительной. Топливно-энергетическая база республики не отличается многообразием. В КНДР не обнаружены нефть, коксующийся уголь, природный газ. Основу топливного баланса составляет каменный уголь, на долю которого приходится в пересчете на условное топливо 93,6% всех топливно-энергетических ресурсов страны. КНДР вынуждена импортировать значительное количество кокса и нефти. Производство электроэнергии 30,01 Тв-ч (2003).

Источники электроэнергии: Ископаемое топливо: 34,4%, ГЭС: 65,6 %, АЭС: 0% (1998). Потребление электроэнергии: 29.91 ТВ-ч (2001). Экспорт электроэнергии: 0 кВ-ч (1998). Импорт электроэнергии: 0 кВ-ч (1998).

Военно-промышленный комплекс КНДР и его роль во внешней экономике Северной Кореи

В целом, несмотря на тяжелое экономическое положение, КНДР способна производить большую часть необходимого для ведения боевых действий вооружения. Вместе с тем, КНДР нуждается в поставках высокотехнологичной техники, запасных частей и узлов, а также технологий из-за рубежа, в частности из стран СНГ.

Продукция ВПК КНДР экспортируется в ряд стран мира, преимущественно Африки и Ближнего Востока. Так, в 2008 году, по данным российских военных экспертов, за границу было продано вооружений и военной техники на сумму около 100 млн. долларов (преимущественно это были ракетные технологии, установки залпового огня и боевые корабли). Данная сумма валютной выручки является достаточно крупной для экономики КНДР.

Здесь необходимо добавить, что обладание ракетно-ядерным потенциалом неоднократно позволяло властям КНДР добиваться для себя заметных уступок от влиятельных держав, добиваясь увеличения экономической помощи и иных преференций.

Сельское хозяйство КНДР

Механизация сельского хозяйства сопряжена с определенными трудностями, вызванными особенностями рельефа. Широкое применение мощных сельскохозяйственных машин возможно лишь на относительно равнинных полях, составляющих немногим более 60% всех пахотных земель. Механизация работ в горных районах требует применения специально созданных машин, что для экономики КНДР представляет заметную трудность.

Развитие животноводства не отвечает потребностям страны из-за слабости кормовой базы, малопродуктивности местных пород скота. Производство мяса увеличивается за счет развития свиноводства и птицеводства. Свинина составляет 75% получаемого в стране мяса. Как известно, корейцы и Сера и Юга разводят и специальные мясные породы собак. 😉 С 1995 года КНДР помогает Всемирная продовольственная программа ООН ввиду сокращения выпуска сельскохозяйственной продукции. В 2004 году по этой программе в страну поступило 484 000 тонн продовольствия.

Транспорт КНДР

В перевозках народнохозяйственных грузов и пассажиров значительную роль играет водный транспорт. Крупнейшие морские порты (внешнеторговые перевозки): Нампхо, Чхонджин, Раджин, Хэджу.

Связь в КНДР

По иностранным оценкам, телефонная связь на территории КНДР развита всё ещё недостаточно. Охват населения средствами телефонной связи неизвестен. Тем не менее, обычная телефонная сеть государственных и прежде всего военных учреждений достаточно развита.

С 2003 года в КНДР появилась первая сотовая сеть стандарта GSM, в течении нескольких лет сотовая сеть охватила всю территорию страны. Эта телефонная связь работает в формате GSM, которая широко применяется в соседнем Китае и странах Европы. Партнером КНДР в данном проекте стала фирма из Таиланда.

С весны 2009 года началась достаточна массовая продажа мобильных телефонам гражданам в Пхеньяне и ряде крупных городов. По некоторым данным за первые несколько дней свободной продажи в Пхеньяне доступ к мобильной связи получило свыше 20 000 человек.

По заказам учреждений Центр компьютерной информации копирует из интернета сайты, в основном научно-технического содержания, проводит ревизию идеологического содержания сайта, после чего он загружается в Кванмён, и им могут пользоваться северо-корейские граждане.

Внешняя торговля КНДР

Учитывая специфику КНДР, внешняя торговля и инвестиции никогда не играли центральной роли в экономике государства. Распад Советского Союза и социалистического блока в начале 90-х гг. существенно разрушил внешнеэкономические связи Северной Кореи. Статистика, касающаяся торговли и притока иностранных инвестиций в КНДР достаточно скудна, однако даже на основании имеющихся данных можно в общих чертах обрисовать особенности экономических отношений Северной Кореи с остальным миром.

Северо-Корейская внешняя торговля сильно пострадала в 1991 г. и продолжила сокращаться вплоть до 1998 г. Как результат внешнеторговый оборот упал с отметки 4,170 миллиарда долларов в 1990 до 1,442 в 1998. Начиная с 1999 г., начался период некоторого оживления торговых сношений, в итоге к 2004 г. размер оборота практически удвоился (2,857 миллиарда). Динамика экспорта и импорта описывает практически идентичный тренд. Для примера, в 2003 г. объем торговли Сеула превысил северокорейский аналог в 155,9 раз.

Еще одной важной характеристикой торговли Пхеньяна можно считать хронический дефицит. Размер импорта стабильно превышал размер экспорта в 90-х и достиг значительных размеров с 2000 года.

Понятно, что упадок торговли Северной Кореи вызван развалом социалистического лагеря и прекращением сотрудничества с бывшими партнерами. С другой стороны, обмен с южным соседом неуклонно увеличивался все эти годы и возрос в 1990-2004 гг. с 13 до 697 миллиардов долларов. При этом до 1998 года КНДР имел профицит торгового баланса по отношению к Южной Корее, однако с 1998 г. наблюдалась обратная ситуация.

Статистика торговли Пхеньяна с остальным миром не столь обширна, однако можно предположить, что способность и в этом случае поддерживать дефицит базируется на значительном размере некоммерческих транзакций и скрытых операций, что обусловлено внешнеполитическим положением страны и давлением на нее со стороны США.

Нет точных данных об объёме экономической помощи, оказываемой КНДР. По различным оценкам гуманитарная помощь, поступающая в страну, составляет от 200 миллионов до 300 миллионов долларов в год (в основном из США, Южной Кореи, Японии и Евросоюза).

Экономические связи КНДР с Южной Кореей

В послевоенной истории экономические связи между Северной и Южной Кореей то ослаблялись, то снова налаживались. В начале XXI века отношения между странами потеплели, что привело к значительному росту инвестиций южнокорейских фирм в северокорейскую промышленность. Однако, несмотря на это, экономические связи между двумя странами всё ещё довольно слабы.

После того, как правительство Южной Кореи в 1988 году разрешило торговлю с северным соседом, в Южную Корею стали импортироваться северокорейские товары. Прямая торговля между странами началась после 1990 года (этому предшествовало совещание премьер-министров обеих стран). Объём торговли между странами вырос с 18,8 миллионов долларов в 1989 до 333,4 миллионов в 1999 году.

В начале XXI века президент южнокорейской корпорации Daewoo посетил Северную Корею и достиг договорённости о строительстве промышленного комплекса в Нампхо. Другая крупная корпорация, Hyundai Asan получила разрешение на туристический бизнес в Северной Корее — туристы доставляются в прибрежный район Кымгансан. Кроме того, в районе города Кэсон на площади в 3,2 км2 около Демилитаризованной зоны был возведён промышленный регион Кэсон стоимостью более 1 млрд долларов США.

После саммита между Ким Чен Иром и Ким Дэ Джуном в 2000 году Северная и Южная Корея договорились восстановить железнодорожный участок Сеул-Пхеньян, пересекающий ДМЗ. Также две стороны заявили о планах постройки четырёхполосной автострады, проходящей мимо деревни Пханмунджом, где была закончена Корейская война. После окончания этого проекта промышленный парк в Кэсоне получит прямой доступ к рынкам и портам Южной Кореи.

Кроме Кэсона и района Кымгансана, в КНДР были созданы и другие особые зоны, такие как Регион специального управления Синыйджу на северо-западе страны (у границы с Китаем) и Расон на северо-востоке страны (у границ с Китаем и Россией).

Однако в 2010 году после ряда военных инцидентов и особенно обстрела южнокорейского острова артиллерией КНДР экономическое сотрудничество было практически прекращено.

Китайское экономическое проникновение в Северную Корею

Общий объем торговли между Северной Кореей и Китаем во второй половине 2000 года равнялся 172,83 миллиона долларов, что на 14,9% выше показателя предыдущего года. Продемонстрированный рост импорта с влиятельным соседом шел вразрез с тенденцией постепенного затухания торговой активности страны в 90-х. Однако динамика величины экспорта продукции КНДР в Китай сохранила снижающийся характер (на 20,8% по сравнению с 1999 г.), что объясняется тем фактом, что товары, имеющие какую-либо коммерческую ценность для внешнего рынка, в Северной Корее производятся в незначительных объемах.

Основными статьями экспорта в 2000 г. являлись пиломатериалы ($2,54 миллиона), железо и сталь ($2,89 миллиона), бензин ($1,12 миллиона) и рыбная продукция ($570 тысяч).

Импорт зерна был во многом спровоцирован обширной экономической помощью Китая, оказанной Пхеньяну, а увеличение ввоза машин, электрических приборов и органической химии свидетельствует о последовательном возрождении тяжелой промышленности Северной Кореи. В то же время (2000 г.) усиление сотрудничества КНДР с Сеулом в области сельского хозяйства стало причиной спада в торговле с Китаем удобрениями (падение на 58,4%), а также растительными и животными жирами (52,3% спад).

В 2003 году Ким Чен Ир посетил Китай, чтобы ознакомиться с Шеньчженской экономической зоной для разработки модели собственной СЭЗ.

Однако, иностранными наблюдателями были замечены активные действия китайцев с целями не допустить возможный переток иностранных инвестиций из Японии и Южной Кореи в потенциальные СЭЗ КНДР.

Китайские торговцы составляют подавляющую массу народа на рынках и казино, открытых лишь для иностранцев, они же участвовали в открытии в Пхеньяне первого супермаркета, главного торгового центра в Северной Корее. Такой подъем китайско-корейских взаимоотношений с беспокойством воспринимают на Юге, так как экономическая деятельность в КНДР никогда не была прибыльной и потому определялась политическими мотивами. Неудивительно, что активность Китая видится в Сеуле в качестве способа расширить влияние в регионе, и было окрещено южнокорейскими и японскими журналистами «постколониальным толчком» Китая в направлении Северной Кореи.

У этой тревоги есть серьезные основания. Во-первых, у Китая существуют причины поддерживать экономику КНДР на плаву, а во-вторых, способность к этому. Объяснить такое поведение можно лишь противостоянием с Соединенными Штатами, которое хоть и не принимает размаха Холодной войны, но все же имеет место.

Кроме упомянутого вовлечения Китая в экономику КНДР заметным аспектом отношений двух стран стала проблема незаконной миграции северо-корейского населения через китайскую границу. Правительство КНДР долгое время закрывало глаза на это явление в период неурожая и голода в середине 90-х гг. ХХ века.

Количество незаконных мигрантов в Манчжурии приближалось в 1999 г. к 150-200 тысячам человек, и лишь в последние годы эта цифра сократилась до 70000.

Ситуация с мигрантами усугублялась наличием в Китае весьма обширной корейской диаспоры, проживающей преимущественно вдоль границы с КНДР.

Россия и КНДР

Во второй половине ХХ века торговля КНДР с Советским Союзом составляла значительную часть всего товарооборота Северной Кореи (26,1% в 1960 г., 56,8% в 1989 г.). СССР был не только крупнейшим внешнеэкономическим партнером, но и поставщиком важных стратегических материалов и технологий.

Теперь Россия является лишь пятым по величине партнером Северной Кореи (с долей в общем товарообороте менее 4,9%) после Таиланда и чуть выше Нидерландов.

После визита в Пхеньян в июле 2000 года Президента РФ В.Путина и ответного визита в Россию в августе 2001 года руководителя КНДР Ким Чен Ира торгово-экономические связи стабилизировались и приобрели некоторую положительную динамику. С 2000 по 2005 год объем взаимной торговли увеличился со 105 млн. долларов до 234,8 млн. долларов США. В 2006 году впервые с конца 1990-х годов наблюдалось падение объема взаимной торговли между Россией и КНДР. Товарооборот за 2006 год сократился (на 11% и составил около 209 млн. долларов).

Неурегулированность проблемы задолженности КНДР перед Россией является одной из основных причин замедления развития всего комплекса двустороннего торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. На начало 2007 г. долг Северной Кореи перед Россией составлял порядка 8 млрд. долларов, хотя у КНДР были свои более низкие цифры оценки этого долга. В настоящий момент долг реструктуризирован.

На протяжении последних лет российская компания «Востокэнерго» и Министерство угольной и электроэнергетической промышленности КНДР ведут переговоры о поставках в Северную Корею электроэнергии из дальневосточного региона России. В августе 2006 года корейская сторона подтвердила заинтересованность в сооружении ЛЭП напряжением 500 кВт в северные провинции КНДР. В Пхеньяне готовы рассмотреть возможность создания совместного предприятия по освоению месторождения полиметаллических руд с передачей доли своей прибыли российской стороне, либо передачи других предприятий на принципах соглашений о разделе продукции.

В 2005 году начались переговоры о налаживании сотрудничества в нефтегазовой отрасли между ОАО «Газпром» и Министерством нефтяной промышленности КНДР, в том числе в области создания в КНДР нефтегазовой инфраструктуры, поиска нефтегазовых месторождений на шельфе Японского моря, строительства газопровода на Юг Корейского полуострова.

Российские регионы в последние годы играют все более важную роль в восстановлении двустороннего экономического сотрудничества, обеспечивая до 80% всего объема товарооборота между нашими странами. Администрациями Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской области созданы совместные рабочие группы с Комитетом по содействию международной торговле КНДР в целях реализации двусторонних перспективных экономических проектов.

В России, главным образом на Дальнем Востоке, действует несколько предприятий с северокорейским капиталом. Важным направлением экономического взаимодействия России и КНДР традиционно является использование северокорейской рабочей силы (лесозаготовки, выращивание сельхозпродукции, рыбная отрасль). Общая численность занятых в России северокорейских специалистов превышает 15 тыс. человек. Есть и иные оценки, по которым, например, только в Московском регионе работает свыше 10 000 граждан КНДР.

Слабым звеном в наших взаимоотношениях с КНДР остается договорно-правовая база. В настоящее время ведутся переговоры о подписании соглашений о временной трудовой деятельности; международном автомобильном сообщении; ветеринарно-санитарных условиях экспорта, импорта продукции животного происхождения. Только в 2006 году ратифицировано межправительственное соглашение о поощрении и защите капиталовложений от 1996 года.

Валюта КНДР

Валюта страны — северокорейская вона, равная 100 чонам. Код валюты — KPW. Фискальный год совпадает с календарным. США неоднократно обвиняли Северную Корею в том, что она производит фальшивые американские доллары. По данным правительства США, КНДР приступила к подделке долларов в 1989 году и к 2006 году успела напечатать банкноты на общую сумму 50 млн долларов. Руководство КНДР опровергло эти утверждения. 30 ноября 2009 года КНДР объявила деноминацию с ограниченным обменом старых вон на новые по курсу 100:1.

Иностранные инвестиции в КНДР

Сектор инвестиций Северной Кореи весьма своеобразен, что объясняется нежеланием правительства КНДР, в отличие от Китая или Вьетнама, «открывать» свою экономику для иностранцев. Это порождает неуверенность в состоянии экономической сферы страны и отпугивает внешних кредиторов. Более того, ведение бизнеса в Корее осложняется слабой инфраструктурой (не лучшее состояние железных дорог, недостаток телефонных линий, низкая оснащенность портов).

Тем не менее, еще в 1984 г. в КНДР был принят закон о «Совместных предприятиях», а в 1992 г. в Раджин-Сонбонге открыта свободная экономическая и торговая зона, с целью привлечь иностранные инвестиции. Однако ожидаемого результата достичь не удалось. Согласно иностранной статистике размер инвестиций в экономику КНДР вырос с 572,3 миллионов в 1990 г. до 1022 миллионов долларов в 2003 г., а аналогичный показатель Вьетнама в тот же период подскочил с 260, 1 до 18574,1 миллионов долларов США (т.е. ранее уступаю более чем в 2 раза, превысил северо-корейский в 18 раз).

С другой стороны, 57 южнокорейских проектов экономического сотрудничества получили разрешение от властей Сеула после 1995 г. Более половины из них появились после 2000 г. а года и лишь один был отменен в 2004. Такой подъем в инвестиционной деятельности Южной Кореи связан с открытием промышленного комплекса Кэсон и рядом иных программ. Совокупный размер осуществленных 56 проектов превысил 5,6 миллиарда долларов США.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *