За счет чего живет телеграмм
Дуров объявил о начале монетизации Telegram. Что важно знать
На чем будет зарабатывать Telegram
С 2021 года мессенджер Telegram начнет монетизироваться, сообщил его основатель Павел Дуров в своем Telegram-канале.
При этом Дуров подчеркнул, что «большинство пользователей едва ли заметят серьезные изменения»: все текущие сервисы Telegram останутся бесплатными, а в сервисах с личными и групповыми чатами не будет рекламы.
Почему решили ввести платные услуги
Как объяснил Дуров, по мере роста числа пользователей мессенджера обслуживание его работы становится все дороже. Сейчас у Telegram около 500 млн пользователей, а поддержка проектов такого масштаба, в том числе оплата расходов на серверы и трафик, обходится в «сотни миллионов долларов в год», эти расходы уже невозможно оплачивать из личных сбережений, объяснил бизнесмен.
«Когда технологическая компания вырастает до таких размеров, у нее есть только два пути: начать зарабатывать деньги для покрытия затрат или продаться более крупному игроку», — написал он, оговорившись, что продажа Telegram не рассматривается, так как миру нужен независимый мессенджер. Монетизация должна позволить Telegram сохранить независимость и «будет полезна всему сообществу, так как расширит возможности создателей контента для заработка», рассчитывает он.
Как к нововведениям отнеслись участники рынка
По оценке руководителя российского подразделения партнерской сети Admitad Анны Гидирим, после запуска рекламной платформы и выхода ее на полные обороты Telegram может рассчитывать более чем на 4 млрд руб. выручки в год, исходя из объема аудитории мессенджера и опыта схожих платформ. «Бизнес крайне заинтересован в прозрачных и удобных инструментах продвижения в этом мессенджере — темпы продаж через него растут ежегодно. В 2020 году через Telegram только в России было продано товаров более чем на 1,8 млрд руб., что на 65,3% больше, чем в 2019-м», — отметила она.
Опрошенные РБК владельцы крупных Telegram-каналов неоднозначно отреагировали на сообщение Дурова. Несколько из них указали на то, что пока нет подробностей о том, как будет устроена рекламная платформа. Автор Telegram-канала «Сталингулаг» (357 тыс. подписчиков) Александр Горбунов рассказал РБК, что не увидел в сообщении Дурова «намека на некую рекламную биржу» и не считает, что мессенджер будет делиться рекламными доходами с авторами каналов. «Скорее всего, мессенджер будет оставлять все доходы себе, а рынок рекламы, который в Telegram уже устоялся, останется таким же, каким мы знаем его сегодня», — говорит он.
Главный редактор канала Mash (906,4 тыс.) Максим Иксанов отметил, что Дуров как бизнесмен имеет «полное право зарабатывать на Telegram, а то получается, что на нем зарабатывают все, кроме него». «Скорее всего, эти возможности важны для пабликов, которые ведут энтузиасты или просто авторы, у них нет, как у Mash, возможности иметь собственный рекламный и юридический отдел, чтобы работать с большим количеством клиентов», — рассуждает Иксанов. По его мнению, до 80% каналов воспользуются возможностью работать с платформой, их авторы «смогут просто заниматься творчеством, а не как сейчас — бегать по рынку и пытаться заработать хоть сто рублей».
«Аналогичное новшество после покупки «ВКонтакте» вводила Mail.ru Group, установив огромную комиссию, и работать напрямую с клиентами было выгоднее, — вспоминает администратор крупного новостного канала rus_criminal (846 тыс. подписчиков). Однако он считает, что Дуров не из тех, кто создал проект ради монетизации, поэтому он рассчитывает, что комиссии на рекламной платформе будут невысокими, а владельцы каналов смогут и дальше делать «нативную» рекламу в постах.
Автор канала EVOLUTION (817 тыс. подписчиков) предполагает, что при появлении рекламной платформы Telegram появится больше плюсов, чем минусов. Число рекламодателей увеличится, а у администраторов каналов появится выбор, какую рекламу ставить напрямую, а какую — через рекламную платформу Telegram. В то же время, по его словам, появление рекламной платформы может сильно снизить стоимость рекламы в каналах: в ней может появиться алгоритм, который будет показывать среднюю стоимость рекламы, а раньше цена рекламы рассчитывалась для каждого конкретного случая.
Управляющий партнер венчурного фонда Typhoon Digital Development Олег Братишко назвал модель монетизации Telegram «необычной», потому что таким образом с каналов в странах их основного распространения можно будет получить максимум по несколько миллионов долларов в год, что несопоставимо с затратами команды Telegram на поддержание мессенджера. По его словам, более стандартным способом монетизации является введение платных опций для всех пользователей, поскольку это приводит к более значимому экономическому эффекту. «Может быть, таким образом под видом монетизации Telegram создает инструмент для увеличения влияния тех или иных каналов — управляя продвижением канала через биржу, можно прокачивать определенные темы», — рассуждает он.
Стоимость содержания Telegram как сервиса. Экономика мессенджера
Многие считают Telegram мессенджером, используют его как продвинутый вариант WhatsApp. Не разделяю этого мнения, так как Telegram вбирает в себя свойства как мессенджера, так и социальной сети, в которой можно делиться контентом, общаться и поддерживать контакт с неограниченным кругом людей. Смело можно сказать, что Telegram – это инструмент другого поколения, он пришел на смену привычным мессенджерам и безо всяких скидок стал явлением. В январе 2021 года аудитория Telegram перевалила за 500 миллионов человек, им пользуются по всему миру. Где-то Telegram пытаются запретить, где-то, напротив, приветствуют. Основной вклад в популярность Telegram внесла Россия, так как государство делало вид, что хочет заблокировать мессенджер, но никогда не предпринимало реальных попыток это сделать. Не могу припомнить такой масштабной и дорогой рекламной кампании для другого сервиса.
Политическая борьба в Америке оттолкнула многих людей от Facebook, Twitter, Instagram, а почти никому не известный клон Twitter под именем Parler и вовсе пал смертью храбрых. Люди искали удобный инструмент, где они смогут выражать свои мысли, многие открыли для себя Telegram. В Facebook недооценили восприятие пользователями того, как они относятся к своим данным. Много лет данные WhatsApp передавались в Facebook и использовались в различных целях, в том числе и для рекламы, человек для корпораций превратился в продукт. Изменение пользовательского соглашения WhatsApp подсветило эту проблему, о ней стали говорить публично, и многие люди решили, что они не являются для Facebook продуктом, который можно продавать, отправились на поиски другого инструмента и нашли Telegram. Павел Дуров упомянул, что за 72 часа Telegram получил 25 миллионов пользователей, рекорд безо всяких скидок, и за него нужно благодарить как Facebook, так и цензуру, которую ввели в американских социальных сетях.
Можно смело утверждать, что 2021 год для Telegram становится удивительным, мессенджер уже требуют заблокировать в США инициативные граждане, но это только цветочки, основные события еще впереди. Многие рассуждают о том, что Telegram от этой ситуации только выигрывает, получает десятки миллионов пользователей из ниоткуда, не тратит на их привлечение деньги. Сказочная ситуация, которой можно и нужно радоваться, но на деле все не так прекрасно. Причина в том, что каждый пользователь означает дополнительные расходы, которые мертвым грузом ложатся на Telegram. Аудитория в 500 миллионов человек – это заметная политическая сила в нашем мире, но с момента запуска в 2013 году Telegram не приносит своему владельцу ни копейки. Этот бизнес только сжирает миллионы долларов ежемесячно и выглядит как благотворительный проект, но может ли он быть таковым? Сомневаюсь.
Давайте вместе постараемся разобраться, сколько стоит содержание Telegram, насколько проект дорог и откуда появились деньги на него. Выводы каждый сможет сделать самостоятельно.
Начать нужно с оценки того, как развивался Telegram, как менялась его аудитория. Давайте посмотрим на график.
Можно сказать, что за последний год Telegram ускорился, прирост аудитории в 200 млн пользователей можно считать рекордным. Но к январю 2022 года в Telegram планировали достигнуть аудитории в миллиард пользователей, такой прогноз был сделан в 2018 году, когда Павел Дуров пытался запустить свою криптовалюту. План выглядит реалистичным. Чтобы оценить Telegram в разрезе других социальных сетей и мессенджеров, давайте посмотрим на статистику (октябрь 2020 года, как вы понимаете, все уже заметно изменилось).
Огромная аудитория, постоянный и взрывной рост. Давайте оценим, сколько стоит содержать такую махину и на что уходят деньги. Так как Telegram не является публичной компанией, ориентироваться мы можем на то, что в разное время рассказывал Павел Дуров, создавший мессенджер.
Первое интервью, которое может нас заинтересовать, датируется 2015 годом. Первоначально оно появилось в американском издании Daily Dot, но сегодня страница с этим текстом ведет в никуда, интервью исчезло. Вот эта ссылка.
Уничтожить что-то в сети крайне сложно, поэтому предлагаю ознакомиться с парой моментов, рассказанных в интервью. В частности, Павел Дуров заявил, что в 2015 году на поддержание мессенджера уходил миллион долларов в месяц. Он тратил на мессенджер собственные деньги, которые получил от продажи доли в социальной сети «ВКонтакте». И вот его прямая речь: «Сейчас мы неустойчивы, мы тратим мои личные средства. Мы хотим, чтобы в будущем компания могла покрывать зарплаты, потому что иначе это нечестно. И я согласен с тем, что это то, куда мы идём, что мы сделаем в конце концов, придумаем устойчивую бизнес-модель. Я думаю, что мы уже скоро начнём с этим экспериментировать. Это не будет включать платные функции, подписки или рекламу. Telegram всегда будет бесплатным для пользователя. Наша монетизация, скорее всего, будет включать платформу для сторонних разработчиков и разделение доходов».
Или вот такой пассаж: «Мы похожи на некоммерческие организации тем, что мы тоже хотим тратить всё, что заработали. В то же время мы хотим сами себя обеспечивать. Поэтому важный вопрос, который нам задают пользователи: “Отличный продукт, бесплатный, мне он нравится, но что случится через год, два года, пять лет, когда вы наберёте большую популярность и расходы возрастут?”.
Мы не хотим вечно сжигать деньги, и мы не хотим зарабатывать больше, чем можем потратить. Мы хотим зарабатывать ровно столько, сколько нам нужно на оборудование, трафик и зарплаты. В нашей команде — лучшие разработчики мира. Некоторые из них были лучшими во “ВКонтакте”, и они ушли вслед за мной в Telegram. Они получали предложения от Facebook, Google. Мы не можем мотивировать их опционами, потому что это не частная компания, предназначенная для продажи. Поэтому нам приходится платить им конкурентоспособные зарплаты, иначе у нас не было бы разработчиков».
На что Telegram тратит деньги? Это команда разработчиков, расходы на офис и другую мелочевку, так как эти расходы мизерны по сравнению со стоимостью трафика и серверов для обслуживания Telegram. Экстраполировать расходы 2015 года на сегодняшний день невозможно, так как среднестатистический пользователь Telegram того времени и 2021 года сильно отличаются. Причина в популярности мессенджера и том, что он позволяет создавать публичные каналы, которые распространяют информацию, и зачастую это не просто текст, а фотографии, видео, голосовые сообщения. Все то же самое есть и у пользователей. У меня нет статистики по трафику пользователя Telegram в 2015 году, но есть возможность посмотреть таковой для российских пользователей в январе 2020 года и в январе 2021 года, данные одного из операторов большой тройки. В январе 2020 года средний объем передаваемых данных (только мобильные данные, Wi-Fi не учитывается, что дает большую погрешность, реальные данные выше) составил 800 МБ. В январе 2021 года мы наблюдаем рост до 1.4 ГБ. Делать выводы из этих данных по России в целом можно, но в других странах профиль потребления сильно отличается.
Также стоит учитывать, что оператор видит данные только на своей сети. Если человек пользуется двумя смартфонами, то трафик кратно выше, на каждом устройстве он дублируется! Вот мои данные из Telegram, они выше средних для России (подписка на десяток каналов, активный обмен фотографиями).
Посмотрите, сколько данных передаете вы, думаю, что статистика вас удивит. Единственный вывод, который можно сделать на коленке, звучит крайне просто: сегодня в Telegram объем данных на одного пользователя в месяц составляет значимую величину и сильно отличается от того, что мы видели в 2015 году. В пользу этого говорит и то, что люди ежегодно потребляют все больше и больше мобильного трафика.
Понятно, что Россия заметно выделяется дешевизной мобильного интернета, например, в Индии картина на пользователя будет совсем другой. Но там у людей также есть Wi-Fi, они не менее активно потребляют разнообразный контент. Для Telegram не играет особой роли, как вы получаете доступ к приложению, по Wi-Fi или через сотовую сеть. Для сервиса важно, какой объем данных вы передаете, а также то, что эти данные необходимо хранить на серверах, а также оплачивать трафик до них. Львиная доля расходов Telegram сегодня – это серверы, которые должны обеспечивать работу приложения, а также желательно находиться в разных странах мира, чтобы обеспечить наилучшую связность для сервиса.
В декабре 2020 года Павел Дуров впервые объявил о том, что в Telegram появятся платные функции. В мессенджере ничто не изменится для пользователей, для них Telegram останется бесплатным. Также пользователи не будут видеть рекламу в своих сообщениях, что зачастую раздражает и вызывает отторжение. Деньги планируется привлекать за счет расширенных возможностей, а также тех, кто использует Telegram для бизнеса. Никакой конкретики объявлено не было, но Дуров повторил, что разговора о продаже компании или доли в ней не идет.
Дуров много лет выстраивает образ человека, который борется за права людей, создает инструмент, защищающий приватность, и не следит за своими пользователями. Факт заключается в том, что Telegram хранит все, что вы отправляете через него, – сообщения, файлы, видео и фотографии. Для пользователя это ровно такой же черный ящик, как другие сервисы, вы не знаете, что происходит внутри него, и остается только верить словам Павла Дурова. Вера – штука эфемерная, она может быть быстро разрушена.
В мае 2020 года инвесторам Gram предложили кредитный договор, по которому компания обязана до 1 мая 2021 года вернуть все привлеченные деньги и заплатить 10% за год их использования (срок действия – с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2021 года). Либо вернуть 72% от суммы, но тогда ставка составит 52.7%.
В январе 2021 года появился слух, что Дурову предлагали продать от 5 до 10% компании при общей оценке Telegram в 30 млрд долларов. Но Дуров отклонил предложение, да и все предыдущие заявления однозначно говорят о том, что компания не продается. Согласитесь, что это выглядит как минимум странно и удивительно, ведь Telegram – это бизнес, который съедает ежегодно сотни миллионов долларов. И их нужно где-то привлекать, благотворительность не может продолжаться бесконечно долго. Вопрос монетизации сервиса стоит остро, но даже если Telegram запустит такую монетизацию завтра, он не сможет привлечь достаточные средства для поддержания работы, расходы уже больше, чем потенциальная выручка.
На этом фоне путей для решения проблемы не так много, но это если говорить о бизнес-составляющей. Думаю, что мы увидим очень интересный ход от Павла Дурова, когда он использует свою фирменную фишку – защиту людей и их персональных данных. Никаких обязательных платежей, но сбор данных в поддержку Telegram, возможность получить «галочку» напротив имени, что ты пожертвовал какие-то деньги. Это социальная история, которая может поддержать сервис. Также это отличная история, чтобы показать, что Telegram независим, поддерживается своими пользователями, за ним не стоит кто-либо. Мое мнение при этом остается неизменным, что Telegram создан как инструмент разведки, и инструмент успешный, вся легенда вокруг сервиса выстроена очень верно. Равно как и то, что многие годы Telegram не зарабатывает деньги, этот вопрос перед сервисом просто не стоял. Поверить в альтруизм Павла Дурова легко, так как это часть его образа. Но повторю, что Telegram для всех вне его – это черный ящик, и никто не знает, что происходит внутри, какие данные и как хранятся, куда они передаются и так далее. Кто-то может посчитать это теорией заговора, но все косвенные признаки говорят об одном и том же. Неуклюжие попытки заблокировать Telegram в России выглядели как удачная PR-кампания. Когда инженеры предлагали 100% способы «убить» сервис, их советы просто игнорировались, что рисует ситуацию совсем в другом свете.
Но если отбросить в сторону политику и то, кто на самом деле и для чего создавал Telegram, можно сказать, что в публичном поле компании необходимо решить один простой вопрос – показать, что она независима и получает деньги на свое существование из «чистого» источника. Сбор денег пользователей для этого идеален, тем более что среди таких платежей легко скрыть финансирование со стороны тех или иных институтов власти.
КАК ЗАРАБАТЫВАЕТ ТЕЛЕГРАМ?
КОМУ И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН? ТЕАТР БЕЗОПАСНОСТИ
Хайп вокруг с блокировки «Телеги» льется рекой изо всех щелей. Много недовольных людей, которые считают, что Telegram — это последний оплот безопасности и свободного интернета. А кто-нибудь сам проверял, действительно ли он так «безопасен»? И вообще, откуда Павел Дуров берет деньги на его обслуживание и поддержку?
Мы верим в безопасное и удобное общение, которое, к тому же, на 100% бесплатно.
Коммерческим компаниям часто приходится идти на компромисс между своими ценностями и получением финансовой выгоды. Поэтому Telegram и является некоммерческим продуктом. Он не предназначен для получения дохода, никогда не будет продавать рекламу и принимать внешние инвестиции. Также Telegram не может быть продан. Мы не строим «пользовательскую базу», мы разрабатываем мессенджер для людей.
Павел Дуров, разделяющий наше мнение, пожертвовал значительную сумму через свой актив Digital Fortress, так что на данный момент у нас достаточно денег. Если же они кончатся, мы предложим пользователям внести пожертвования, или сделаем незначительные платные опции.
Как вам? По-моему звучит очень красиво и убедительно, как в сказке! 🤗🤗🤗
Для начала давайте разберемся, что это за птица. Правда ли все, что нам рассказывает Павел Дуров?
Telegram — приложение с открытым исходным кодом (нет)
Действительно, на официальном сайте лежат исходники, но только клиентских приложений. Когда-то давно ходили слухи, что разработчики раздадут серверную часть всем желающим, но этого до сих пор не произошло. Что творится на серверах Телеги для нас остается загадкой.
Павел Дуров сам за все платит (нет)
Хранение и обработка такого огромного количества информации требует множество серверов и, как следствие, очень больших денежных затрат. Рекламы нет. Платных услуг нет. Приложение скачивается бесплатно. Как быть?
Некоторые приложения получают деньги за трафик примерно по такой схеме:
Вы платите ежемесячную сумму интернет-провайдеру, в которую включен, например, бесплатный доступ к Яндекс.Картам. Вы заходите в интернет, пользуетесь разными сайтами, в том числе и Я.Картами. В конце месяца интернет-провайдер делает отчисления контент-провайдеру из вашей абонентской платы (вы этого не замечаете). Но Telegram так не работает.
Судя по тому, что Telegram терпит убытки (с 2013 года
по 70$ млн в год), закрадываются сомнения в возможности Павла Дурова оплачивать все из «своего кармана» без привлечения инвесторов.
В документе для SEC Дуров не назвал своих инвесторов – и это пришлось делать им самим или их знакомым.
Как же тогда зарабатывает Telegram?
Ответ: никак. На данном этапе приложение спонсируется теми, кому нужны либо его функции (например Secret Chat), либо информация, которая бережно собирается на серверах. Именно за счет этих неизвестных лиц с непонятными намерениями и живет проект Павла Дурова.
Правда ли, что переписки Telegram невозможно расшифровать?
Telegram и WhatsApp используют один и тот же алгоритм — Сквозное шифрование. Достаточно вбить в Гугл это название и перейти по первой ссылке, чтобы увидеть 3 способа, которыми может быть украден Ключ и расшифровано ваше сообщение.
Антон Розенберг, работавший с Павлом Дуровым над социальной сетью «ВКонтакте», объяснил принцип шифрования на гаджетах пользователя Telegram.
В разговоре с RT Розенберг сказал, что в мессенджере есть облачные и секретные чаты. В последних используется шифрование end-to-end, то есть сообщение шифруется на телефоне отправителя, а расшифровывается только у получателя. По его словам, Telegram не видит содержимое сообщения, только метаданные, то есть кто, кому и когда написал, а также примерный объем текста.
«Это более надежно, но реализация в Telegram не очень удобна, секретные чаты доступны только с одного устройства, и поэтому ими практически никто не пользуется», – сказал Розенберг.
Остальные чаты, в том числе личные сообщения, каналы и группы, – облачные, они шифруются на телефоне, передаются с помощью протокола MTProto на серверы мессенджера, там расшифровываются и сохраняются. То есть ключи от них есть в распоряжении Telegram, сообщил Розенберг.
Есть статья в блоге Касперского о «защищенности» всех мессенджеров. Они вспомнили очень хорошее словосочетание «Театр безопасности», и сравнили всю эту «безопасность» с пожилыми охранниками, которые встречаются на многих пропускных пунктах в коммерческих и государственных учреждениях. Про Телеграм там есть очень хороший абзац. Советую всем прочитать. Вот отрывок:
Конечно, говоря о безопасных сервисах обмена сообщениями, нельзя не вспомнить про Telegram — пожалуй, самый раскрученный мессенджер с эпитетом «безопасный». Как же он оказался в категории «театралов»? Ну, хотя бы потому, что объявленная его создателями беспрецедентная защищенность переписки до сих пор толком не подтвердилась, зато неоднократно подвергалась объективной критике.
Автор блога cryptofails.com отметил, что MTProto (протокол, который использует Telegram) представляет собой довольно неэффективный и ненадежный алгоритм и вообще «игнорирует все значимые исследования в области криптографии за последние 20 лет», а создателям Telegram стоит пригласить в качестве аудитора настоящего криптографа.
Telegram — быстрый мессенджер? Да! Безопасный? Увы, пока лишь условно.
Павлик просто хайпит. 😀Все, чем так горд Павел Дуров пока не подтвердилось. Что ж. Будем ждать…
Бонус: Telegram vs ICQ
Песков заявил, что после блокировки Telegram он перешел на ICQ. Как думаете, почему именно ICQ? Вообще кому нужна Аська в 2017 году? На самом деле все просто: ICQ принадлежит Mail.Ru Group. Я надеюсь, что не придется объяснять логическую цепочку Песков — Mail.ru Group. 🙂
Если вам понравилась статья, поделитесь ей в соцсетях.
На чём зарабатывает Телеграмм: раскрываем секреты
Изначально, приложение появилось как бесплатный, удобный сервис для общения — за три года разработчики не получили ни копейки прибыли. Функционирование Телеграмма началось благодаря финансированию Павла Дурова – он позаботился об отсутствии рекламы, платных функций и особых возможностей, доступных за отдельную плату.
Планы создателя Telegram: что дальше?
В сентябре 2015 года на конференции TechCrunch Disrupt, которая прошла в Сан-Франциско, Павел заявил о скорой монетизации мессенджера. Теперь разработчики ботов смогут получать деньги с обычных пользователей. Многие пользователи-представители крупных компаний, которые продвигают свой бизнес в программе, были заинтересованы приложением. Это значит, что данный тип монетизации с самого начала своего функционирования принесет большой доход.
Полученные деньги будут разделены между Дуровым и Телеграммом. По прогнозам аналитиков, полученные доходы не превысят 10 млн долларов, и будут оплачивать труды команды Телеграмма, которая состоит всего из 15 человек, и покроют расходы на содержание приложения.
И вот долгожданный момент насупил, совсем недавно в приложении появилась возможность использовать ботов для оплаты. Прошло почти 3 года и точный бизнес-план, разработанные Павлом Дуровым работает. Повсеместное использование ботов в сфере торговли только набирает обороты.
Одним из дальнейших вариантов получения прибыли является активация различных сервисов для развития частного бизнеса. Такое действие будет предложено в обмен на определенную долю выручки со стороны предпринимателя.
Вариант продажи приложения является недопустимым, хотя, по мнению аналитиков, создатель получил бы с этого большие деньги, в размере 2,6 миллиардов долларов.
На официальном сайте Телеграмма пока что не опубликована информация о данном бизнес — ходе, и на вопрос “На чём зарабатывает Телеграмм?”, разработчики продолжают отвечать, что приложение является абсолютно бесплатным и существует благодаря финансированию со стороны Павла Дурова. Однако недавно появилась информация, что точные данные появятся сразу после того, как создатель мессенджера определится с выбором той или иной бизнес — идеи.