За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии

Статья 33. Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям

1. Государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, предусматриваются в нем отдельной строкой в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

3. Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее двадцати рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.07.2008 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Средства федерального бюджета, выделяемые для государственного финансирования политических партий, направляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год на расчетные счета политических партий ежегодными и единовременными перечислениями.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 183-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:

а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 144-ФЗ, от 01.12.2012 N 211-ФЗ, от 14.10.2014 N 300-ФЗ, от 19.12.2016 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение подп. «б» п. 6 ст. 33 (в ред. ФЗ N 179 от 03.07.2018) применяется также к правоотношениям, возникшим в связи с проведением ближайших предыдущих выборов Президента Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.07.2008 N 144-ФЗ, от 03.07.2018 N 178-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. С 1 января 2006 года и до 1 января года, следующего за годом проведения первых после 1 января 2006 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственное финансирование политических партий, входивших в состав избирательного блока и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется ежегодно в размере пяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым избирательным блоком, или кандидатами, выдвинутыми избирательным блоком и избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящей статьи. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящим пунктом, распределяются между политическими партиями, входившими в состав избирательного блока, в равных долях, если иное не было определено соглашением о создании избирательного блока.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Средства федерального бюджета, предусмотренные настоящей статьей, выделяются:

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Политические партии вправе отказаться от государственного финансирования, предусмотренного настоящей статьей. В случае отказа политической партии от государственного финансирования денежные средства, выделяемые политической партии из федерального бюджета по результатам выборов, остаются в федеральном бюджете.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Сколько стоят России политические партии

Сколько стоят России политические партии

Сколько стоит демократия в России

Все зарегистрированные политические партии сдают ежегодные финансовые отчёты в Центризбирком. Все отчёты публикуются на сайте ЦИК, каждый желающий может с ними ознакомиться. Мы решили поинтересоваться, как устроены финансы наших партий: сколько они привлекают средств и на что их тратят. Всё это постарались визуализировать с помощью понятных диаграмм.

Мы взяли отчёты за 2015 год от пяти самых популярных партий, набравших на прошлых выборах в Думу больше всего голосов. Все эти партии собрали на выборах более 3% голосов и получили государственное финансирование, что нас особенно интересует. Эти же партии, кроме одной, получили представительство в Думе, так как прошли необходимый для этого 7% барьер.

Как партии формируют свой бюджет

В первой части рассмотрим, как формируются бюджеты партий и каково их абсолютное и относительное значение. Во второй части посмотрим, как эти бюджеты расходуются.

Годовые бюджеты пяти самых популярных партий

Годовой бюджет крупнейшей партии «Единая Россия» больше суммы бюджетов всех остальных партий вместе взятых и составляет более 5.5 млрд. рублей в год. У трёх других партий годовой бюджет превышает 1 млрд. рублей.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Денежные и имущественные поступления

Все поступления в партийный бюджет делятся на денежные и имущественные. Как видим, имущественные поступления у всех партий составляют лишь незначительную часть. За исключением КПРФ, где эта часть составляет пятую часть бюджета. Поэтому дальше сосредоточимся только на денежной части бюджетов.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Источники денежных поступлений

Бюджеты всех партий наполняются преимущественно за счёт денежных поступлений от государства. Для некоторых партий важным источником финансирования также выступают добровольные пожертвования их сторонников. Остальные источники, включая членские взносы, не играют большой роли. Дальше остановимся подробней только на этих двух самых крупных источниках.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Государственное финансирование

Согласно Федеральному закону РФ о политических партиях, тем партиям, которые на выборах в думу или на выборах президента набрали не менее 3% голосов избирателей, полагается ежегодное финансирование из государственного бюджета. Объем финансирования напрямую зависит от числа голосов, отданных избирателями на выборах:

«Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее 20 рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах».

К закону постоянно вносятся поправки, всё время увеличивающие стоимость одного избирателя, последняя поправка назначила 110 рублей за каждого избирателя.

В итоге, имеем следующие суммы государственного финансирования партий и его относительного распределения между ними.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Денежные поступления от пожертвований

Второй важный источник денежных поступлений для некоторых партий — после государственного финансирования — это добровольные пожертвования своих сторонников. Три четверти всех пожертвований приходится на «Единую Россию». Поступления от пожертвований составляют почти 25% бюджета этой партии. У ЛДПР пожертвования составляют 20% бюджета, у «Справедливой России» — 10%, у КПРФ — 2%, у «Яблока» — менее 1%.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Жертвовать могут как физические, так и юридические лица. Как видим, преобладают пожертвования от юридических лиц. Выделяются только КПРФ, где соотношение пожертвований от физических и юридических лиц примерно равное. И «Яблоко», где пожертвования от физических лиц составляют треть.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Куда партии тратят свой бюджет

Расходы партий можно условно поделить на две составляющие:

Сначала рассмотрим все расходы, связанные с общественной деятельностью, а затем — с деятельностью организационной.

Общая структура расходов партий

Сразу видно, что одни партии «специализируются» на пропагандистской деятельности — ЛДПР и «Справедливая Россия», а другие на поддержке региональных отделений — «Единая Россия», КПРФ и «Яблоко». Одни партии тратят значительную часть бюджета на руководство — КПРФ, «Справедливая Россия» и «Единая Россия», а у других траты на руководство мизерные, но откровенно выражены «другие расходы» — «Яблоко» и ЛДПР. Далее рассмотрим каждую статью расходов по порядку.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Расходы на пропагандистскую деятельность

В пропагандистскую деятельность включается информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность. В абсолютных показателях это самая большая суммарная статья расходов среди расходов на общественную деятельность партий. Больше всего пропагандистской деятельностью занимается ЛДПР, её расходы в этой области составляют более трети от расходов всех партий и две трети её собственного бюджета. У «Справедливой России» расходы в этой области также велики относительно её бюджета и составляют почти его половину. Для обоих партий пропагандистская деятельность является основным источником расходов.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Расходы на публичные мероприятия

По абсолютным показателям расходы на публичные мероприятия занимают второе место по суммарным расходам на общественную деятельность партий. В тратах на публичные мероприятия доминирует «Единая Россия», на долю которой приходится почти три четверти от расходов всех партий. Однако в рамах бюджета ЕР это составляет всего 13%.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Расходы на содержание издательств, образовательных учреждений и СМИ

В этой области общественной деятельности явный лидер КПРФ, на долю которой приходится почти четыре пятых от расходов всех партий. В бюджете же самой партии это только десятая часть всех расходов. Оставшаяся одна пятая часть от всех расходов приходится на ЛДПР. Другие партии практически ничего не вкладывают в этой сфере, в их бюджетах данные расходы занимают менее 0.5%.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Расходы на благотворительность

Хоть какой-то благотворительностью занимаются только «Справедливая Россия» и КПРФ, на долю которых приходится 56% и 39% соотвественно от расходов всех партий. Но в их внутренних бюджетах это составляет всего лишь не более 2% и не более 1%. У остальных партий этот показатель менее 0.5%

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Содержание региональных отделений

Теперь перейдём к расходам на внутрипартийную организацию. Содержание региональных отделений по совокупной сумме расходов всех партий занимает первое место как среди общественных, так и среди организационных расходов. «Единая Россия» и КПРФ на это тратят более трети своих бюджетов, для обоих партий это самая крупная статья расходов. «Яблоко» и «Справедливая Россия» тратят пятую часть. Яркое исключение — ЛДПР: в их статьях расходов это всего 5%.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Содержание руководства

Больше всех на своё руководство тратит КПРФ. Данные траты у этой партии составляют пятую часть от всего бюджета и занимают второе место после трат на региональные представительства. Яблоко и ЛДПР тратит на руководство заметно меньше всех. В их бюджетах это всего пара-тройка процентов.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Перечислено в избирательные фонды

На поддержку своих представителей на выборах больше всего, относительно своего бюджета, тратит «Яблоко», для них это основной источник всех расходов и составляет треть всего бюджета. А меньше всего в этом направлении тратит КПРФ, выделяя на перечисление в избирательные фонды всего 3.5% бюджета.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Расходы на проведение съездов

На проведение съездов все партии тратят одинаково, 1–3% от своего бюджета. А ЛДПР и того меньше.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Другие расходы

О «прочих расходах» можно было бы вообще не говорить. Так как это скорее всего некоторая погрешность классификации. И действительно, у всех партий они занимают не более 1% от бюджета. Однако у двух партий эта статья расходов составляет существенную часть бюджета. У «Яблока» это почти треть бюджета и занимает второе место после расходов на поддержку выборов, а у ЛДПР — пятая часть бюджета. В финансовых отчётах Центризбиркома нет ответа, что это за расходы.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Зарплаты депутатов Думы

Напоследок, ещё стоит отметить, что деньги от государства получают не только партии, преодолевшие 3% барьер, но также и все их представители, вошедшие в Думу на правах депутатов. На 2015 год на зарплаты депутатам было выделено 8 млрд. 80 млн. рублей. Это даже больше того, что получают от государства непосредственно сами партии (они получают все вместе почти 7 млрд. руб.). Всего у нас 450 депутатов, значит каждый в среднем за год получает 18 млн. рублей. Если распределить по партиям, в соотвествии с числом их мест в Думе, то получится следующая картина.

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

P.S. Предыдущие статьи Максима Каракулова:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Партийные «бюджетники»: как политические партии живут за счет россиян

За счет чего живут политические партии. Смотреть фото За счет чего живут политические партии. Смотреть картинку За счет чего живут политические партии. Картинка про За счет чего живут политические партии. Фото За счет чего живут политические партии

Станислав Андрейчук о финансировании парламентских партий в России

Политические партии в России могут получать средства из нескольких источников – от членов партии в виде взносов, от юридических и физических лиц в виде добровольных пожертвований, от хозяйственной деятельности партии и займов. Но все эти источники составляют лишь небольшую часть доходов партийных структур. Например, в 2017 году (это последний год, по которому пока опубликована финансовая отчетность партий) «Справедливая Россия» собрала в качестве членских взносов ноль рублей. У ЛДПР в том же году все пожертвования вместе со взносами едва превысили 0,3% от всех доходов.

Главный источник доходов парламентских партий – это средства федерального бюджета. Официальное государственное финансирование в 2017 году составило в среднем около 80% их доходов. Всего в 2012-2017 гг. на официальную поддержку политических партий федеральный бюджет направил около 30 млрд рублей.

Ежегодное государственное финансирование политических партий, набравших более 3% голосов на последних выборах в Государственную Думу, закреплено в законе «О политических партиях». Кроме того, разовую компенсацию получают партии, чей кандидат на выборах президента страны также преодолел планку в 3%.

Задачи государственного финансирования партий

Государственное финансирование партий в разном виде существует во многих странах. Его сторонники говорят, что госфинансирование позволяет партии осуществлять свои основные функции (продвижение своих политических ценностей, политическое просвещение и участие в выборах), не ставя себя в зависимость от крупных доноров. В России еще добавляют, что граждане не готовы жертвовать средства, что обусловлено культурно-историческими причинами и высоким уровнем бедности в стране. Действительно, сами граждане не спешат поддерживать политические партии. Однако это проблема именно партий, т.к. общественные проекты вполне научились жить на средства, полученные от пожертвований россиян.

К примеру, благотворительный фонд «Нужна помощь» в 2017 году получил в качестве пожертвований 166 млн рублей – почти в 50 раз больше, чем ЛДПР, которой граждане и юрлица перечислили всего 3,5 млн. КПРФ и «Справедливая Россия» также получили в качестве пожертвований меньше благотворительной организации – 63,4 млн и 152,2 млн соответственно. Лишь «Единая Россия» превзошла этот результат, при этом основную часть пожертвований в ее адрес сделали крупные корпоративные доноры, часто связанные с членами и сотрудниками партии, а от физических лиц она получила в два раза меньше, чем благотворительный фонд.

Эффективность работы партий

Очевидно, что политические партии, которые должны представлять интересы российских граждан, сегодня проигрывают борьбу за их добровольные пожертвования. Причина, как мы видим, не в том, что граждане не готовы отдавать часть своих и без того не очень больших средств другим, а в том, что они не видят для себя мотивов делиться деньгами с партиями.

По данным «Левада-центра», индекс доверия политическим партиям сегодня отрицательный – граждане скорее не доверяют им, чем доверяют. Среди общественных институтов партии конкурируют по этому показателю за последнее место с крупным бизнесом.

Можно, конечно, говорить, что привлекать средства на благотворительность и различные социальные нужды намного проще, чем на политическую деятельность. Но это как раз результат недостаточного политического просвещения, которым должны заниматься партии наряду с участием в выборах, хотя и это они делают далеко не регулярно. Прошлогоднее исследование Движения в защиту прав избирателей «Голос» показало, что кроме «Единой России» партии практически не участвовали в выборах в органы местного самоуправления, на котором, как правило, должны решаться наиболее распространенные проблемы, с которыми встречаются граждане. Например, КПРФ выставила своих кандидатов лишь в 13,6% кампаний по выборам глав муниципалитетов и в 16,9% кампаний по выборам местных депутатов. Результат «Справедливой России» еще скромнее – она приняла участие в 5,7% и 14% кампаний соответственно.

Доля расходов на участие в выборах в бюджетах партий также мала. Лишь у ЛДПР на участие в выборах и пропаганду за последние шесть лет ушло ¾ всех средств. У остальных партий эти расходы значительно ниже – в среднем около 30% в 2017 году. Зато велики расходы на управление. По двум «управленческим» статьям («Содержание руководящих органов» и «Содержание региональных отделений») в 2017 году «Единая Россия» направила 53,2% от объема всех расходов партии, КПРФ – 49,8%, «Справедливая Россия» – 35%. Лишь у ЛДПР официальные расходы на управленческие функции значительно ниже (6,6%). Для сравнения, в том же 2017 году управленческие расходы фонда «Нужна помощь» составили всего 3,9% от бюджета фонда.

Об эффективности работы партий, живущих практически целиком за счет налогоплательщиков, говорит и снижение их поддержки, рассчитанной «в голосах». Если в 2011 году на выборах депутатов Госдумы в избирательных ящиках обнаружили 64,6 млн действительных бюллетеней, то в 2016 году эта цифра снизилась до 51,6 млн. Хотя за этот же период число партий, принимавших участие в выборах, увеличилось в два раза. Согласно логике закона «О политических партиях», в котором прописано их государственное финансирование, это должно было привести к снижению такой поддержки, поскольку ее размер рассчитывается исходя из количества полученных на выборах голосов – каждый голос избирателя имеет свою «цену». Однако сразу после выборов 2016 года депутаты Госдумы внесли поправки и увеличили эту сумму. В результате с 2007-го по 2018 год госфинансирование в пересчете на один полученный партиями голос увеличилось в 30,4 раза. По данным Росстата, средняя зарплата россиян за то же время выросла лишь в 3,2 раза.

Решение партиями своих финансовых проблем за счет налогоплательщиков вошло в практику. Показателен в этом смысле кредит в 600 млн рублей, который «Единая Россия» взяла в 2007 году – в год выборов депутатов Госдумы. На следующий год депутаты парламента, около 70% которых представляли эту партию, увеличили объем госфинансирования в четыре раза в пересчете на один полученный на выборах голос. В результате ежегодное госфинансирование «Единой России» выросло ровно на 600 млн рублей, которые она и внесла в качестве погашения займа.

Кто зарабатывает на политических партиях

Сложившаяся практика показывает, что партии привыкли решать свои политические проблемы за счет налогоплательщиков, при этом не спрашивая их. В результате партии превращаются в «обюрокраченные» структуры, которые все дальше уходят от своих избирателей. Поэтому крайне важно привлекать внимание общества к этим проблемам. К тому же повышение финансовой прозрачности партий и избирательных фондов является необходимым условием для борьбы с теневым лоббизмом и коррупцией.

Гражданское общество постепенно эти проблемы осознает. На их решение в частности направлен недавно появившийся общественный проект «Кошельки партий», который представляет собой базу данных о спонсорах и подрядчиках партий и кандидатов на выборах. Именно благодаря этому ресурсу недавно удалось провести и опубликовать исследование о том, как партии расходуют финансы.

Исследование показало, что значительную часть средств политических партий получают юридические лица, которые тесно связаны с партийным руководством. Например, один из крупнейших получателей средств ЛДПР — Институт мировых цивилизаций (ИМЦ), учредителем которого является не только ЛДПР, но и сам Владимир Жириновский. В 2013-2018 гг. партия перечислила туда 127,5 млн рублей. При этом ИМЦ получает средства федерального бюджета еще и напрямую. Несмотря на негосударственный статус этого учебного заведения, уже второй год для него в федеральном бюджете закладывается субсидия и прописывается отдельной строкой: в 2018 году она составила 50 млн рублей, а на 2019 год заложено уже 120 млн.

Похожие схемы есть и у других партий. Так, «Справедливая Россия» пожертвовала в 2017 году 108 млн рублей на «благотворительную деятельность». Получателем средств стал Фонд «Центр защиты прав граждан», тесно связанный с партией. Начиная с 2012 года 76,3 млн рублей получил Институт «Справедливый Мир», который также аффилирован с партией. Отметим, что в 2018 году лидер «Справедливой России» вынужден был публично жаловаться на нехватку средств для выплаты зарплат сотрудникам партии.

Что делать?

Госфинансирование партий в их нынешнем виде выглядит порочной практикой. Кроме того, оно напрямую ведет к конфликту интересов у депутатов, которые устанавливают объем финансирования партий, являясь при этом их представителями.

Альтернативой такой схеме в будущем могли бы стать селективные налоги, когда сами граждане могут решить, на что пойдет часть уже уплаченных ими налогов (НДФЛ) – на поддержку конкретной партии, НКО или церкви. Такие схемы уже действуют в некоторых странах, в том числе на постсоветском пространстве. Это, безусловно, потребует изменений в налоговой сфере, но прежде всего – в сознании граждан и политиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *