За скептическим монологом одинокого лермонтовского человека скрывается что

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»? (ЕГЭ по литературе)

«Монолог» Михаила Юрьевича Лермонтова – откровение, преподнесенное читателю в виде лирического произведения элегического толка. Именно мотив грусти наполняет стихотворение по-особенному глубоким переживанием, что выгодно подчеркивает всю важность и значимость затронутых автором тем.

Общую картину мрачности дополняют красочные эпитеты. Они как незаметные в общей совокупности акценты, чарующе привлекательны в углубленном рассмотрении.

«Как солнце зимнее на сером небосклоне, /

Субъект лирики с грустью отмечает, что ему, как и всем представителем его поколения, уготована единственно «верная» незавидная участь. Тоскливая, лишенная истинных чувств юность, и угнетающая своей однообразностью имитация настоящей жизни: «И нам горька остылой жизни чаша; /И уж ничто души не веселит». Вот он, мотив отчаянного одиночества среди толпы, в сочетании с печальным тоном Михаила Юрьевича Лермонтова.

К1 Соответствие ответа заданию – 1/2

Правильный ответ на вопрос только в последнем абзаце

К2 Привлечение текста произведения для аргументации – 1/2

Много лишней информации, практически нет ответа на вопрос, одни «ощущения читателя»

К3 Логичность и соблюдение речевых норм – 1/2

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ мой любимый поэт и писатель.

Это человек сам по себе трагической судьбы. И поэтому я буду писать именно о нем и о его стихотворении.

Стихотворение «И скучно и грустно» написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году, в пору творческой зрелости поэта, которая является последним периодом его жизни и творчества.

Я просто вам напоминаю Дата смерти 15 (27) июля 1841 года.(26 лет)

В последние годы жизни Лермонтов написал немало стихотворений.

“Выхожу один я на дорогу. ”, 1841 год.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

И не где так ярко не проявился скептицизм Лермонтова, как в стихотворении «И скучно и грустно». Все традиционные жизненные ценности — дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти — не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты, побеждены холодным рассудочным анализом.

Любовь — временное очарование, не стоящее «труда», исчезающее бесследно («А вечно любить невозможно»). Юношеские иллюзии остались в прошлом, а заполняющие душу эмоции (» И радости муки, и всё…») в сравнении с ними ничтожно. «Сладкий недуг» страстей «рано иль поздно» излечивается.

В душе воцаряется пустота, а жизнь предстаёт бессмысленным и скучным существованием: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка…

«Глупой шуткой» жизнь видится в сравнении с идеальным представлением о её смысле и содержании.
За скептическим монологом одинокого «лермонтовского человека» скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным ему миром. Стихотворение, несмотря на его «персональность», полную открытость лирического «я», имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нём выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова — это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.

Он хотел оставить о себе память на века, поэт хочет, чтобы над ним «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел». Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством на подвиги во имя справедливости последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой, и суть которой он так и не смог понять при жизни, несмотря на то, что никогда не считал поэзию обычным увлечением

Источник

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы: рассмотреть этапы лирики Лермонтова и попытаться понять, как отражена в них тема одиночества, и почему поэт, за всю свою жизнь, так и не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Задачи:
• Показать, как отражена тема одиночества на раннем (юношеском) этапе творчества Лермонтова
• Показать, какие черты приобретает тема одиночества в зрелой лирике
• Изучить лирику Лермонтова и найти стихотворения, наиболее удачно выражающие тему одиночества. Проанализировать их.

Тема одиночества в лирике перед. 2003.doc

Лирический герой Лермонтова в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. В соединении с природой тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит[1;119].

Одинокая сосна, мечтает о далекой пальме:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет[1;102].

Одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.[1;103]

Одинок был и сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.[1;154]

Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Прочел потерянным досугом…

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет![1;151]

Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно, как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь.
Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания, странничества. Одиночество странника — особое, ибо оно избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества. В стихотворении «О, полно извинять разврат!», посвященном Пушкину, автор обращает к нему удивительный призыв:

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой…[1;109]

Мир отвергает героя, изгоняет его, но герой также отвергает этот мир и уходит от него.

С 1835—1836 годов творческие принципы Лермонтова существенно меняются. Не отказываясь от романтического мировоззрения и метода целиком, он начинает смотреть на своего героя и на действительность с большей объективностью и трезвостью. Мотив одиночества, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, в его зрелой лирике приобретает новые черты. Ощущение, отъединенное от людей, поэт воспринимает теперь не столько как объективно трагическое состояние человека, стремящегося разрушить противостояние с миром и сознающего невозможность этого. В стихах последних лет мотив одиночества лишается личностной или любовной окраски. В переводе стихотворения Г. Гейне «На севере диком стоит одиноко…» (1841) Лермонтов отступает от подлинника. В немецком языке слово «сосна» мужского рода, а «пальма» — женского. Таким образом, у Гейне речь идет о разлуке двух влюбленных, а у Лермонтова — об одиночестве в более широком, общечеловеческом плане.

Зрелая лирика Лермонтова является высочайшим взлетом и достижением его творчества и всей русской литературы. В зрелых стихотворениях Лермонтова продолжается развертывание и углубление центрального для его лирики образа положительного героя того времени. Лирический герой является трагической фигурой не только тогда, когда он выступает как носитель литературной миссии. Зрелая, как и юношеская, лирика Лермонтова остается трагической во всех ее проявлениях. Любовь к свободе, порывы страсти, беспокойства и негодования сочетаются в его новых стихах, как и прежде, с голосами разочарования, одиночества и горькой безнадежности.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.[1;41]

Важная особенность стихотворения в том, что размышления о современниках – это процесс осознания лирическим героем своего истинного положения в мире. Его мысль движется от печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Лирический герой осознает, что его личная судьба тождественна судьбе поколения. Поэт судит свое поколение, но одновременно и о самом себе говорит в тоне сурового самоосуждения и самоиронии. Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение, он уверен, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире.

Действительно, только оставаясь в принципиальном одиночестве которым он мучился и к которому в то же время стремился, право на которое он оберегал и отстаивал у «ничтожного мира», он мог обнаружить уникальность своего «Я»; только такая позиция была достойна его, как и всякого истинного героя. Но одновременно он тяготился своим одиночеством, признаваясь, что оно «страшно» ему, и жаждал связи с другой, родственной душой. Мцыри мечтал:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Эта откровенно выраженная тоска по родной душе постоянно присутствует в лирике Лермонтова, и тем трагичнее оказывается невозможность ее обрести, разделить с ней свою судьбу. Лермонтовский Демон также страдал от своей космической бесприютности, и в итоге — «позавидовал невольно неполной радости земной».

Стремление к этой «неполной», краткой, даже отвергаемой земной радости и убеждение в том, что истинный удел — в гордом, мятежном одиночестве, бросающем вызов творцу и миру, — трагически разрывало сознание Лермонтова и определяло пафос его творчества (особенно раннего), проникая во все его роды и жанры — драмы, поэмы, прозу.

Сохраняя устойчивость, полноту символического и психологического содержания, одиночество как жизненная позиция в зрелом творчестве Лермонтова обретает некоторые новые черты. Здесь оно уже не признак исключительности; во всяком случае, не это акцентирует поэт. Одиночество уже ничего не обещает его герою, оно может быть скучным, тщетным, но при этом всегда подлинным выражением трагизма, остроту которого в поздней лирике Лермонтова в большей степени связывает с одиночеством среди людей, чем с одиночеством вселенского масштаба («Пророк», «Смерть поэта», «Воздушный корабль»).

Такое одиночество не снимает высокого личного трагизма, но предстает как естественный неизбежный общий итог бытия. Оттого так свободно переходит Лермонтов от «Я» к «мы» в своей беспощадной характеристике исторически одинокого поколения («Дума»). «В зрелом Лермонтове крепнет стремление вырваться из круга трагического одиночества, пойти навстречу людям» [6;75]. И в поисках выхода из него его уже не смущает проза обыденной жизни, соизмеримость с ней и с жизнью других людей, «простого человека». Однако тяготение к народной жизни, общим ценностям не устраняет одиночества «лермонтовского человека»; отказ от прежних романтических иллюзий лишь усиливает и углубляет испытанный реальностью трагический характер его одиночества; для пророка сохранение связи с мировым «целым» возможно лишь ценой вынужденного разрыва с людьми («Пророк»). Основным источником лермонтовского одиночества является противостояние героя и мира; дистанция, разделяющая их, до конца остается непреодоленной.

В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) очень ярко проявляется скептицизм Лермонтова, пожалуй, больше он не был выражен так сильно. В традиционные жизненные ценности – дружба, любовь, желания, радости и страдания, чувства и страсти – не только подвергнуты сомнению, но и отвергнуты, побежденным холодным, рассудочным анализом. Но это печальная победа, ведь лирический герой страдает от того, что

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…[1;61]

и что «вечно любить невозможно». Ему горько от мысли, что ни в отношениях между людьми, ни в самом себе он не может найти ничего, что примирило бы его с жизнью. К жизни, объявленной «пустой и глупой шуткой», лирический герой подходит как максималист, не желающий довольствоваться малым. Его не устраивает видимость дружбы, не выдерживающей испытания невзгодами, несбыточные желания, любовь «на время», «ничтожные» радости и муки.

«За скептическим монологом одинокого «лермонтовского человека» скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнуть гармонии между человеком и равнодушным к нему миром» [2;390]. Стихотворение, несмотря на его «персональность», полную открытость лирического «я», имеет огромный обобщающий смысл: ведь в нем выражен не только индивидуальный опыт Лермонтова – это итог раздумий всего лермонтовского поколения. В горьком личном опыте сконцентрирован опыт многих людей.

Чем больше всматривался поэт в окружающую его петербургскую жизнь, тем больше понимал он пустоту и фальшь светского общества. Одиноко было Лермонтову в толпе петербургских балов, маскарадов, раутов. Лирический герой стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) снова одинок, находясь в «пестрой толпе», где вместо живых людей мелькают «приличьем стянутые маски». Он внешне ничем не выделяется из этой толпы, но «наружно погружась в их блеск т суету»[1;59], вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви. Здесь мы видим тот «остаток чувства», который еще есть в современном человеке. Однако мысли мимолетны, их спугивает «шум толпы людской». В душе героя рождается протест, но, как истинный сын своего времени, он не способен, открыто высказывать окружающим свою злость и горечь.

В стихотворении «Благодарность» — «за все, чем я обманут в жизни был» [1;77], — обнажается двойственная природа лермонтовского одиночества. Враждебный человеку мир — с отъединенностью от «врагов» и «друзей» — и волевое, гордое, не примиренное «Я» поэта, не желающее пойти на какой-либо компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборства как равных «Я» и бога. Лермонтовская «с небом гордая вражда»— та окончательная «точка», которая замыкает круг безысходности его одиночества.

Все рассмотренные нами стихотворения в полной мере выражают одиночество лирического героя Лермонтова.

В нескольких словах мы расскажем о содержании литературоведческих работах использованных нами при написании контрольной работы. Как основной источник мыслей, мы использовали сборник стихотворений и поэм М.Ю. Лермонтова, прочитав который, мы открыли для себя мир поэта, что позволило нам охарактеризовать его творчество.

Так же нами была использована Большая литературная энциклопедия. Это иллюстрированное фундаментальное издание по курсу литературы. В книге представлены биографии писателей, поэтов и критиков от древности до наших дней, анализ художественных произведений, сведения по теории литературы, развитию литературных жанров, традиций и направлений, введен словарь литературоведческих терминов.

Кроме того, в помощь в написании контрольной работы к нам пришла Лермонтовская энциклопедия. Она знакомит нас со всеми сторонами творческого наследия Лермонтова и его биографии. В ней мы нашли статьи, посвященные каждому произведению поэта, вопросам поэтики, лермонтовскому окружению, памятным местам. Книга отражает также связи Лермонтова с русской и мировой литературой, рассказывает о преломлении лермонтовских тем и образов в живописи и музыке, театре, кино. Издание иллюстрируется рисунками самого поэта и русских художников на лермонтовские сюжеты.

Источник

За скептическим монологом одинокого лермонтовского человека скрывается что

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем.

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье.

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?

Подобные вопросы называются риторическими. Дадим определение.

Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.

Какой приём использует автор, характеризуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветём недолго, быстро увядаем. »?

Автор использует приём сравнения. Дадим определение.

Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — это выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Тема личности и эпохи показана во многих произведениях русской поэзии. Например, в творчестве Сергея Александровича Есенина данная проблема неизменно появляется в большинстве его стихотворений. «Письмо матери» рассказывает читателю о нелегкой судьбе лирического героя, который отождествляется с самим поэтом. Многое в жизни не сложилось, немало выпало на долю героя испытаний:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось.

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

В стихотворении Лермонтова мы видим похожие мотивы грусти и тоски о прошедней молодости:

И сердцу тяжко, и душа тоскует.

Средь бурь пустых томится юность наша.

Обоим автором жизнь кажется трудной, нередко пустой. Личности, которой выпала доля противостоять жесткой эпохе, трудно быть несломленной.

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют сравнения?

10.1. В 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.

Свои рассуждения Лермонтов начинает, обращаясь к своим сверстникам, с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете». Поэт возмущён, что свои лучшие молодые годы своей жизни люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом эпохи «безвременья», лицемерить, лгать и развлекаться.

10.2. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Монолог» звучит актуальная для творчества поэта тема поколения эпохи «безвременья». Раскрывая мысль о нерастраченности энергии современного автору поколения, Лермонтов прибегает к сравнениям. Он сравнивает своих сверстников с северными растениями, которые быстро увядают:

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветём недолго, быстро увядаем.

Жизнь молодого поколения «пасмурна», «как солнце зимнее на сером небосклоне».

Таким образом, с помощью сравнения создается художественный образ, работающий на раскрытие идейного замысла произведения.

В 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.

Свои рассуждения Лермонтов начинает, обращаясь к своим сверстникам, с утверждения о том, что «ничтожество есть благо в высшем свете». Поэт возмущён, что свои лучшие молодые годы своей жизни люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом эпохи «безвременья», лицемерить, лгать и развлекаться.

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл6