Жанровое своеобразие романа что делать

Особенности жанра романа Чернышевского “Что делать?”

Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой). Особен­ности русского романа: внимание к проблеме личности, со­средоточенность на нравственно-этических проблемах, широ­кий социальный фон, развитой психологизм.

1. Все перечисленные черты присущи роману “Что де­лать?”. В центре романа – образы “новых людей”, в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становле­ние

Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с ут­верждением философии и этики “новых людей”. В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жиз­ни (особенно в главах “Жизнь Веры Павловны в родительском семействе” и “Первая любовь и законный брак”). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются ав­тором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.

2. Жанровое своеобразие романа “Что делать?”:

б) в романе “Что делать?” есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;

в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как прави­ло, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопиче­скую картину представляет большая часть “Четвертого сна Веры Павловны”, в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, ме­бель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопиче­ские картины этого рода важны для Чернышевского с двух то­чек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;

г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен акту­альным проблемам современности (“женский вопрос”, ста­новление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих акту­альных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.

Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

Related posts:

Источник

Жанровое и идейное своеобразие романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РОМАНА И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Искусство, по мысли Чернышевского, должно правдиво «воспроизводить жизнь», «причём очень часто, и особенно в поэзии, выступает на первый план также объяснение жизни, приговор о явлениях её» Наглядное подтверждение этим мыслям Чернышевского даёт его роман, написанный в полном соответствии с эстетическими взглядами автора. Все достоинства повести даны ей только её истинностью, замечает Чернышевский. Стремление к «истинности» обусловило отсутствие в романе «эффектности» и «прикрас». Содержание его просто и значительно, как проста и значительна жизнь. Стремясь усилить впечатление «истинности», подлинности рассказываемого, Чернышевский вводит в роман «человеческие документы»: дневники Веры Павловны, письма Лопухова и Кати Полозовой, рассказ-исповедь Крюковой и т. д.

«Поэзия — в правде жизни»,- говорил Чернышевский. Пропагандируя идеи социализма, он не побоялся ввести в роман специальную главу о том, как устроена мастерская Веры Павловны, или письмо Кати Полозовой, доказывающее подробными цифровыми расчётами выгоды и преимущества свободного коллективного труда. От введения таких глав роман выигрывал в правдивости, да и сами прозаические детали переставали быть прозаическими и своей неотразимой убедительностью производили впечатление «чуда».

«Что делать?» — философско-публицистический роман. Роман указывал, что делать, как жить, к чему следует стремиться. Поэтому естественным кажется приём вмешательства автора в жизнь героев, его рассуждения о женской независимости, пользе наук, страстные обращения к читателям: «Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно,выходите на вольный белый свет, славно жить на нём… Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью… Читайте их,- их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь,- наблюдать её интересно, думайте,- думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается,- их не нужно. Желайте быть счастливыми — только, только это желание нужно… Попробуйте — хорошо!»

Роман не только правдиво воспроизводил жизнь, но объяснял её, показывал, что уродует людей, почему люди, не дурные сами по себе, становятся чёрствыми и злыми, как Марья Алексеевна, или легкомысленными кутилами, как Серж. Роман отвечал на вопрос что делать? Подготавливать революцию, бороться за революционное переустройство жизни — вот что нужно делать всем тем, кто не желает мириться с уродующим человека общественным строем. Взволнованная проповедь социализма, призыв к революции, вера в её конечное торжество неустанно звучат на страницах «Что делать?».

Роман полностью отвечал тому, что Чернышевский считал высшим назначением искусства: для лучшей части общества он стал «учебником жизни».

Философско-социальная направленность романа сказывается, между прочим, и в том, что пейзажу, портрету героев отводится весьма скромная роль. С другой стороны, это же философско-социальная направленность романа в соединении с тем, что герои его — люди рассуждающие, мыслящие, привыкшие взвешивать и разбирать каждый свой поступок, обусловила ещё одну композиционную особенность романа: образы героев, их характеры раскрываются в диалоге и монологе, в постоянных беседах и спорах, «теоретических разговорах». Герои Чернышевского — люди дела, а не громкой фразы, говорят кратко и ясно. Вот характерные для них слова: «Дайте людям хлеб, читать они выучатся и сами»; «Жертва — сапоги всмятку»; «Нам некогда скучать: у нас слишком много дела»; «Я ненавижу… родину, потому что люблю её».

«ЧТО ДЕЛАТЬ?» КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА →

Еще по данной теме::

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО Художник, по мнению Чернышевского, не может и не должен огр…

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В ССЫЛКЕ 20 мая 1864 г., на следующий после гражданской казни, Чернышевский был …

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА Осенью 1853 г. Чернышевский начинает работу в некрасовс…

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В КРЕПОСТИ Арест Чернышевского потряс всё передовое общество. Правительство боялось …

ОБРАЗ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ — ВЕРА Детство и юность Веры Павловны прошли в отвратительной обстановке пошл…

«Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»»

И все же обычный читатель — просто читатель, а не революционер и не воинствующий моралист — едва ли удовлетворится подобными объяснениями и не поймет, почему ему следует выискивать достоинства в плохо написанной книге. Всем известна летучая фраза Е. Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт!» Но, быть может, было бы лучше, если бы каждый в России занимался своим делом? Поэты и писатели писали бы стихи и романы, а общественные деятели занимались бы общественной деятельностью!

Значение романа «Что делать?» для мировой литературы

В нем не только дан глубокий анализ современного автору общества, но и поставлены задачи формирования новых общественных отношений. Если в описании современной ему. действительности Чернышевский опирался на опыт Гоголя, то, рисуя пути и цели преобразования жизни и показывая светлое будущее человечества, он выступил как подлинный новатор, как предшественник литературы социалистического реализма. Своим романом Чернышевский ответил на главный вопрос эпохи: что нужнр делать, чтобы приблизить прекрасное будущее. Нужно готовиться к революции, отвечал писатель, нужно действовать: вырабатывать новую мораль и новые взаимоотношения между людьми, собирать и воспитывать силы, которые построят новое общество.

Писатель освещает основные проблемы общественной и нравственной жизни России, волновавшие молодое поколение 60-х годов. Он показывает бесчеловечность существующего «допотопного» образа жизни, построенного на власти денег; рисует портреты «новых людей» — представителей передовой демократической интеллигенции; излагает основы новой морали, построенной на уважении между людьми; указывает пути социалистического переустройства общества; изображает профессиональных революционеров, которые возглавляют борьбу за это переустройство.

Роман «Что делать?» своеобразен не только по содержанию, но и по художественным особенностям. Он служил важной общественно-политической цели, и, чтобы успешнее достичь ее, автор использовал самые разнообразные художественные приемы: довольно сложную сюжетную линию, драматизм действия, глубокие психологические характеристики. В диалогах, письмах, внутренних монологах и снах подробно излагаются мысли героев и мотивы их поведения; зачастую они сопровождаются авторскими комментариями. Авторская речь отличается живой непосредственностью, юмором, иногда острой иронией, многозначительными намеками. Само построение романа также подчинено его идее. Действующие лица и события размещены как бы по четырем ярусам: «пошлые люди», «новые люди», «особенные люди» и сны. «Пошлые люди» — та гнусная действительность, которую нужно изменить; «новые» — пример, которому должны следовать все, чтобы изменилась жизнь; «особенные люди» — профессиональные революционеры, борцы и руководители «новых людей»; наконец, в снах Веры Павловны раскрываются перспективы и цели революционной борьбы.

Действие романа начинается с описания мира «пошлых людей». Это требовалось не только развитием сюжета, но и необходимостью создать фон, на котором ярче проявятся особенности «новых людей». Героиня романа — Вера Павловна Розальская — выросла в мещанской среде. Ее отец, Павел Константинович,- мелкий чиновник и управляющий домом богатой дворянки Сторешниковой. Главная роль в семье Розальских принадлежит матери Веры Павловны — Марье Алексеевне, грубой, жадной и пошлой женщине. Она бьет прислугу, не брезгует нечестными доходами, стремится как можно выгоднее сбыть замуж дочь. В минуту откровенности подвыпившая Марья Алексеевна говорит дочери: «…Только нечестным да злым и хорошо жить на свете… У вас в книгах написано: старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать. А это правда, Верочка. Значит, когда нового-то порядка нет, по старому и живи: обирай да обманывай…» Бесчеловечность этого старого порядка, калечившего людей, — вот основная мысль рассказов о «пошлых людях». Во втором сне Веры Павловны Марья Алексеевна скажет ей: «Ты ученая — на мои воровские деньги учена. Ты об добром думаешь, а как бы я не злая была, так бы ты и не знала, что такое добром называется». С неумолимостью художника-реалиста Чернышевский высказывает жестокую правду: «новые люди» произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости и ценой громадных усилий должны разрывать опутывающие их связи со старым миром. И хотя Чернышевский утверждает, что это может сделать каждый, в действительности он имеет в виду передовую молодежь, обладающую громадной душевной силой. Большинство людей оставались еще на уровне взглядов Марьи Алексеевны, и Чернышевский не рассчитывал на их быстрое перевоспитание Но, объясняя закономерность существования нечестных и злых людей в социальных условиях того времени, Чернышевский вовсе не оправдывает их. Он видит в Марье Алексеевне не только жертву обстоятельств, но и живую носительницу зла, от которого страдают другие люди И писатель беспощадно разоблачает хитрость, алчность, жестокость и духовную ограниченность Марьи Алексеевны.

С еще большим сарказмом говорит он об аристократах, паразитический образ жизни которых определяется их социальным и имущественным положением и совершенно не зависит от их личных качеств. Таковы семейство Сторешниковых, Серж и другие представители высшего общества. Анна Петровна Сторешникова и ее сын не обладают ни умом, ни характером, но они имеют деньги и поэтому смотрят свысока на других людей. Михаил Сторешников — совершенное ничтожество по сравнению с Верой Павловной — думает, что за деньги он может купить ее любовь, а его мать падает в обморок от одной мысли, что «сын хорошей фамилии» может жениться «бог знает на ком».

Среди действующих лиц романа отсутствуют те, кто стоит на страже старого мира, защищая существующий порядок 1. Но Чернышевский не мог пройти мимо этих охранителей и вывел их в лице «проницательного читателя», с которым он полемизирует в своих авторских отступлениях. В диалогах с «проницательным читателем» автор подвергает уничтожающей критике взгляды воинствующих обывателей, составляющих, как отмечает он, большинство литераторов. «Новые люди», говорит автор, обращаясь к «проницательному читателю», «хлопочут и придумывают всякие штуки не менее усердно, чем ты для своих целей, только цели-то у вас различные, потому и штуки придумываются не одинаковые тобою и ими: ты придумываешь дрянные, вредные для других, а они придумывают честные, полезные для других». Именно такие «проницательные господа» помогли царю расправиться и с самим Чернышевским.

Сюжет произведения

Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, не желая выходить замуж за богатого жениха, вступает в фиктивный брак с Лопуховым, студентом- медиком – благородным и порядочным человеком. Таким образом Вера Павловна покидает отчий дом. Будучи человеком самостоятельным и деятельным, она пытается найти свое предназначение. Она открывает швейную мастерскую, куда набирает девушек, которые так же, как и она заинтересованы в развитии дела.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Затем Вера Павловна влюбляется в друга своего фиктивного мужа Александра Кирсанова. Кирсанов испытывает к ней взаимные чувства, но для того чтобы не рушить семью своего друга Кирсанов надолго их покидает. В последствии поняв, что брак тяготит Веру, Лопухов инсценирует свое самоубийство, тем самым дает возможность Вере и Кирсанову быть вместе. Лопухов же уезжает в Америку, там он становится агентом английской фирмы, затем возвращается в Россию, женится, и сообщает о своем возвращении семейству Кирсановых.

Отдельные страницы Чернышевский посвящает Рахметову. Несмотря на то, что он герой второго плана, для Чернышевского он является особенным. В Рахметове автор хотел собрать все качества «новых» людей того времени. Он изучает революционную литературу и является ярым приверженцем своего дела. Он не позволял себе излишеств, ел дешевые продукты, спал на войлоке, тяжело трудился. Все это он делал для того, чтобы лучше понять жизнь простых людей. Свою жизненную цель он видел в служении на благо простому народу.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Анализ романа «Что делать» Н. Г. Чернышевского 440 ₽ Реферат Анализ романа «Что делать» Н. Г. Чернышевского 230 ₽ Контрольная работа Анализ романа «Что делать» Н. Г. Чернышевского 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Источник

Композиция и особенности романа чернышевского что делать. Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать? Отражение действительности через сны

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Жанровое своеобразие романа что делать. Смотреть фото Жанровое своеобразие романа что делать. Смотреть картинку Жанровое своеобразие романа что делать. Картинка про Жанровое своеобразие романа что делать. Фото Жанровое своеобразие романа что делать

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863
История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

Сюжет произведения

Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, не желая выходить замуж за богатого жениха, вступает в фиктивный брак с Лопуховым, студентом- медиком – благородным и порядочным человеком. Таким образом Вера Павловна покидает отчий дом. Будучи человеком самостоятельным и деятельным, она пытается найти свое предназначение. Она открывает швейную мастерскую, куда набирает девушек, которые так же, как и она заинтересованы в развитии дела.

Затем Вера Павловна влюбляется в друга своего фиктивного мужа Александра Кирсанова. Кирсанов испытывает к ней взаимные чувства, но для того чтобы не рушить семью своего друга Кирсанов надолго их покидает. В последствии поняв, что брак тяготит Веру, Лопухов инсценирует свое самоубийство, тем самым дает возможность Вере и Кирсанову быть вместе. Лопухов же уезжает в Америку, там он становится агентом английской фирмы, затем возвращается в Россию, женится, и сообщает о своем возвращении семейству Кирсановых.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Отдельные страницы Чернышевский посвящает Рахметову. Несмотря на то, что он герой второго плана, для Чернышевского он является особенным. В Рахметове автор хотел собрать все качества «новых» людей того времени. Он изучает революционную литературу и является ярым приверженцем своего дела. Он не позволял себе излишеств, ел дешевые продукты, спал на войлоке, тяжело трудился. Все это он делал для того, чтобы лучше понять жизнь простых людей. Свою жизненную цель он видел в служении на благо простому народу.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Утопия и ее предсказуемый финал

Как всем известно, свой главный труд — роман «Что делать?» — Николай Чернышевский писал, находясь в заключении. Лишенный семьи, общества, свободы, видя в застенках реальность совершенно по-новому, мечтая об иной действительности, писатель излагал ее на бумаге, сам не веря в ее осуществление. То, что «новые люди» способны изменить мир, в этом Чернышевский не сомневался. Но то, что под властью обстоятельств выстоит не каждый, и не всякий будет достоин лучшей жизни — это он тоже понимал.

Чем заканчивается роман? Идиллическим сосуществованием двух близких по духу семей: Кирсановых и Лопуховых-Бьюмонтов. Маленький мир, созданный деятельными, полными благородства помыслов и поступков людьми. Много вокруг подобных счастливых сообществ? Нет! Это ли не ответ на мечты Чернышевского о будущем? Кто хочет создать свой собственный благополучный и счастливый мир, тот его создаст, кто не захочет — будет плыть по течению.

Роман “Что делать?” имеет очень четкое и рационально продуманное композиционное построение. По наблюдению А. В. Луначарского, композицию рома-(*148)на организует диалектически развивающаяся авторская мысль, движущаяся “по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны”. С помощью такой композиции Чернышевский показывает жизнь и свои размышления над нею, свое обдумывание ее в динамике, в развитии, в поступательном движении от прошлого через настоящее к будущему. Внимание к самому процессу жизни – характерная особенность художественного мышления 60-х годов, типичная и для творчества Толстого, Достоевского, Некрасова.

В отличие от дворян Розальская деятельна и предприимчива, хотя труд ее принимает извращенные формы: все подчинено в нем интересам личной выгоды, во всем видится эгоистический расчет. Даже дочери, вопреки воле матери убегающей к Лопухову, Марья Алексевна кричит вслед: “Обокрала!” И все же Чернышевский сочувствует ей и вводит в роман главу “Похвальное слово Марье Алексевне”. Почему?

Ответ на этот вопрос дается во втором сне Веры Павловны. Ей снится поле, разделенное на два участка: на одном растут свежие, здоровые колосья, на другом – чахлые всходы. “Вы интересуетесь знать,- говорит Лопухов,- почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?” Выясняется, что первая грязь – “реальная”, потому что на этом клочке поля есть движение воды, а всякое движение – труд. На втором же участке – грязь “фантастическая”, ибо он заболочен и вода в нем застоялась. Чудо рождения новых колосьев творит солнце: освещая и согревая своими лучами “реальную” грязь, оно вызывает к жизни сильные всходы. Но солнце не всесильно – на почве грязи “фантастической” ничего не родится и при нем. “До недавнего времени не знали, как возвращать здоровье таким полянам, но теперь открыто средство; это – дренаж: лишняя вода сбегает по канавам, остается воды сколько нужно, и она движется, и поляна получает реальность”. Затем появляется Серж. “Не исповедуйтесь, Серж! – говорит Алексей Петрович,- мы знаем вашу историю; заботы об излишнем, мысли о ненужном – вот почва, на которой вы выросли; эта почва фантастическая. Потому, посмотрите вы на себя: вы от природы человек и не глупый, и очень хороший, быть может, не хуже и не глупее нас, а к чему же вы пригодны, на что вы полезны?” Сон Веры Павловны напоминает развернутую притчу.

Мышление притчами – характерная особенность духовной литературы. Вспомним, например, евангельскую притчу о сеятеле и семенах, очень любимую Некрасовым. Ее отголоски чувствуются и у Чернышевского. Здесь автор “Что делать?” ориентируется на культуру, на образ мысли демократических читателей, которым духовная литература знакома с детства. Расшифруем ее смысл. Ясно, что под грязью “реальной” имеются в виду буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкий к естественным потребностям человеческой природы. Потому-то из этого сословия и выходят все новые люди – Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Грязь “фантастическая” – дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой природы извращены. Перед этой грязью бессильно солнце, но всесилен “дренаж”, то есть революция – такое коренное переустройство общества, которое заставит дворянское сословие трудиться.

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» создан им в камере Петропавловской крепости в период с 14/12/1862 по 4/04/1863 гг. за три с половиной месяца. С января по апрель 1863 г. рукопись частями передавалась в комиссию по делу писателя для цензурирования. Цензура ничего предосудительного не нашла и разрешила публикацию. Недосмотр вскоре был обнаружен и цензора Бекетова отстранили от должности, но роман уже опубликовали в журнале «Современник» (1863, No 3—5). Запреты номеров журнала ни к чему не привели и книга разошлась по стране в «самиздате».

В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

«Что делать?»: анализ романа Чернышевского

Роман «Что делать?» поистине явился энциклопедией жизни и борьбы за счастливое будущее, книгой, в которой читатель того времени мог найти конкретные ответы на многие вопросы. В нем Чернышевский писал о преобразующей роли труда, о формах борьбы за раскрепощение женщин, о социалистическом переустройстве общества, о нравственном кодексе человека.

Многие страницы романа посвящены любви. Встреча с Лопуховым выводит Веру Павловну из «подвала» — символа домашней тюрьмы. Любовь Кирсанова и Веры Павловны, Лопухова и Кати Полозовой дает им полноту жизни, приносит подлинное счастье. Но любовь для героев Чернышевского всегда связана с «делом», с революцией. И роман «Что делать?» пронизан верой в победу революции. Герои книги — так называемые «новые люди», представители разночинной интеллигенции, благодаря этой вере оптимистичны, они знают, куда приложить свои силы. Это были люди конкретного и благородного дела, активного действия. Но Чернышевский подчеркивает, что Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, Полозова кажутся исключительными лишь рядом с мелкими и крупными хищниками и стяжателями, живущими по закону — «обирать да обманывать». В своей среде — это самые обычные люди. «Особенным» человеком считает писатель только Рахметова, воспитавшего в себе качества стойкого революционера-подпольщика, безраздельно подчинившего все личные интересы революционному делу.

Как и в творчестве Герцена, в романе Чернышевского определяющей является авторская мысль, одушевленная любовью к человеку, верой в его возможности. По словам А. Фадеева, в «Что делать?» «великая и благородная мысль Чернышевского более является героем, чем сама жизнь, но это не лишает роман художественного очарования».

Удивительна судьба этой книги. Написанный в чрезвычайно короткий срок (менее четырех месяцев), роман по частям передавался для просмотра в следственную комиссию, а затем в редакцию «Современника», где главы его просматривал цензор. Расчет Чернышевского оказался верным — лежащий на поверхности любовный сюжет, чтение по частям привели к тому, что революционная направленность романа ускользнула от бдительного ока цензуры. Лишь когда роман появился в печати, стало ясно, какой мощный революционный заряд был заложен в нем. Книжки «Современника», на страницах которого в 1863 г. печатался роман, были арестованы. Но значительная часть тиража уже разошлась — и с этого времени роман «Что делать?» становится настольной книгой передовой молодежи, прогрессивной интеллигенции.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII — начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. — М.: Книжная палата, 1988

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *