Жанры современной литературы что читаем
Новые жанры современной прозы, о которых вы почти наверняка не слышали
Эльф-панк? Эко-хоррор? Уютный британский детектив? Разбираемся вместе в хитросплетениях актуальных жанров, которые вот-вот захватят и наш книжный рынок.
1. Литература для избранных или культовый роман (coterie)
Книга, продраться через которую в силу её специфичной формы или содержания могут лишь единицы. Такие романы имеют в большей степени не художественную, а интеллектуальную привлекательность. Полистать их на пляже точно не получится – тут требуется напряжённое, длительное и вдумчивое чтение. Большинство людей читают их лишь для того, чтобы приобщиться к некой элите, осилившей это произведение и способной порассуждать о нём с умным видом.
Примеры: Из старого – «Улисс» Джеймса Джойса. Из относительно нового – безумно популярный среди студентов-интеллектуалов «Дом листьев» Марка Z. Данилевского. И ещё «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса, которую уже второй год обещают выпустить на русском, но что-то никак.
2. Диккенсовщина (dickensian)
К этому жанру стали относить все большие романы о судьбах людей, которые чем-то напоминают произведения Чарльза Диккенса. При этом события не обязательно происходят в викторианской Англии – здесь есть и вполне современные вещи.
Примеры: К диккенсовщине относят как классику вековой давности (в частности, «Женщину в белом» Уилки Коллинза, «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Ярмарку тщеславия» Уильяма Теккерея), так и современные романы («Щегол» Донны Тартт и «Здесь обитают призраки» Джона Бойна).
Фрагмент постера к сериалу «Диккенсовщина»
3. Фальшивые мемуары (fake memoirs)
Такого рода книги либо изначально публикуются как вымышленные, либо их фейковый характер выясняется позднее. В любом случае они рассказывают о том, чего не было, а иногда ещё и прикрываются для этого чужим именем.
Примеры: Книги Карлоса Кастанеды из серии «Учение Дона Хуана» были написаны таким образом, что достоверность фактов в них обсуждалась с момента публикации ещё долгое время. В 1986 году в США под именем Александра Пушкина были опубликованы «Тайные записки 1836-1837 годов». Книгу давно признали фальшивкой, но в некоторых электронных библиотеках её авторство по-прежнему приписывают Пушкину. Бельгийская писательница Миша Дефонсека в 1997 году не постеснялась написать от первого лица мемуары «Выжить с волками», где рассказала о еврейской девочке в период Холокоста, а в 2008 году признала, что книга является мистификацией и все детали в ней выдуманы.
4. Уютный детектив (cozy mystery)
Англоязычные страны подустали от мрачной скандинавской «чернухи» и в последнее время выбирают совсем другие детективные истории. Их отличает приятное место действия (маленький живописный городок), большое количество описаний аппетитной еды и дружелюбных, пусть временами и чудаковатых, жителей. За расследование обычно берётся женщина, которая связана с полицией через супруга, друга или кого-то ещё. Пока её знакомый полицейский выполняет свою работу, главная героиня ведёт разговоры с членами местного сообщества и выясняет много интересного. Хотя в основе большинства таких книг лежит убийство, оно никогда не совершается психопатом-маньяком и не отличается особой жестокостью. Виновен кто-то из местных жителей и по какой-то довольно обыденной причине.
Примеры: Основоположником жанра смело можно назвать Агату Кристи и её истории про мисс Марпл. Викторианская разновидность уютного детектива представлена романами современного автора Энн Перри. Вписывается в эту концепцию и юный сыщик Флавия де Люс Алана Брэдли. К русским представителям жанра можно отнести романы Бориса Акунина с участием сестры Пелагии и детективы Елены Михалковой.
5. Пушистый сыщик (furry sleuth)
Этот поджанр детектива сильно напоминает ранее упомянутый «уютный» детектив, но обязательно включает кошку или собаку в качестве главного сыщика или помощника в расследовании. Действие тут тоже происходит в небольших сообществах, а персонажи все, как на подбор, симпатичны.
Примеры: Серия книг Лилиан Джексон Браун «Кот, который…» рассказывает о журналисте, в доме которого живут наделённые сверхъестественной наблюдательностью сиамские кот и кошка – очаровательные Коко и Юм-Юм. В романах Джеймса Миранды преступления в небольшом городке раскрывают библиотекарь Чарли Харрис и его кот Дизель.
6. Эльф-панк (elfpunk)
С недавних пор поклонники городского фэнтези выделяют в своём любимом жанре отдельный поджанр, в котором традиционные мифологические существа, вроде фей и эльфов, переносятся из традиционных фольклорных декораций в современные городские условия. Истории при этом должны получаться мрачноватые, с лёгким привкусом антиутопии или хотя бы с темами восстания, борьбы против общества и неприятия царящих в нём социальных норм. Если в такой книге вы к тому же найдёте упоминания рок-групп и мотоциклов, можете быть уверены: перед вами чистый эльф-панк.
Примеры: Цикл книг Джули Кагавы «Железные фейри» рассказывает о 16-летней девушке, которая даже не подозревала, что является наследницей короля фейри. В романе Мелиссы Марр «Коварная красота» и его продолжениях невидимый мир волшебных существ также соседствует с миром видимым, в котором живут обычные люди. Длинная история начинается с того, что Айслинн, девушку из тихого американского городка, наделённую редким даром видеть существ из другого мира, внезапно начинает преследовать Кинан, король Лета из страны фейри. Нечто похожее происходит и в книге «Зачарованная» Холли Блэк.
7. Эко-хоррор (ecological horror)
В этом поджанре хоррора источником ужаса служат необычные погодные явления, лесные пожары и прочие природные катастрофы, определить источник которых зачастую оказывается невозможным. В таких книгах нет сверхъестественных угроз вроде призраков и смертоносных монстров. Герои сталкиваются только с враждебно настроенной по отношению к ним природой.
Примеры: В романе Джеффа Вандермеера «Аннигиляция» район Икс десятилетиями был отрезан от остального континента, а природа там поглотила последние следы человеческой цивилизации. Последняя из экспедиций снова провалилась, и теперь туда направляется группа, состоящая из одних женщин. А классикой этого жанра знатоки предлагают считать «Руины» Скотта Смита и «День триффидов» Джона Уиндема.
Понравилась статья? Читайте наши похожие материалы:
Также подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе всех обновлений
Исследовательская работа: «Стили и жанры литературы, популярные у современных читателей».
Исследование того, как изменился круг чтения современных читателей.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Стили и жанры литературы, популярные у современных читателей».»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Стили и жанры литературы, популярные у современных читателей.
Авторы: Хрущёва Анастасия Андреевна,
ученица 9 «Б» МАОУ АГО «АСОШ№1»
Научный руководитель: Федякова Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Научная фантастика, фэнтези…………………………..…..7
Исторический роман………………………………………. 10
Блогерская литература……………………………………. 14
III. Информация о проведенном опросе обучающихся…….…15-16
В современном мире многое меняется. Сейчас для нас множество сложных вещей заменено на более простые, а привычные для нас бумажные книги заменили на, те, которые можно послушать или посмотреть. Люди также продолжают читать, но стили и жанры современных книг немного изменились. Этим проектом мы хотим рассказать о современных жанрах и стилях литературы.
Рассказать о современных стилях и жанрах литературы и о том, что читает современное поколение.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть, какие бывают стили и жанры современной литературы.
Провести опрос среди обучающихся МАОУ АГО «АСОШ№1», определить, что читает современное поколение.
Сделать выводы по проделанной работе.
Мы считаем, что современное поколение продолжает читать книги и увлекается литературой, но стили и жанры этой литературы поменялись.
Во время работы мы использовали следующие методы исследования:
современное поколение стало мало читать, только малый процент продолжает это делать из-за этого многие взрослые считают современное поколение не начитанным.
Начнём свой проект с жанров, ведь найти для себя лучший из них, труднее всего.
Для начала отметим, что существует два понятия жанра:
Жанр-это вид литературного произведения, имеющий жёсткие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его разрешения, т.д.). Жанр-явление динамическое, и черты одного жанра, часто проникают в другой.
Самые распространённые современные жанры:
В этом жанре Автор описывает максимум действий героев. Герои не стоят на месте, даже находясь на развилке главной дороги, постоянно перемещаются по улицам города, из города в город, из страны в страну.
Минимум смысла, даже на развилке герой не думает, а действует по обстоятельствам, минимум логики, никакого описания, кроме сражений.
Наличие положительного главного героя-спасителя мира. Герой необычный, обученный сражаться, обреченный действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, часто совершенно случайно оказывается в гуще событий и всегда выживает.
Горы трупов и море крови с описанием ран, ушибов и пыток – обязательны.
Жанр, основанный на детективе, убийстве, похищении или краже, с подробным описанием расследования.
Наличие четких статических ролей: следователь (детектив), помощник детектива (партнер, стажер), преступник (убийца, похититель, вор), потерпевший (убитая семья), информатор (например, бабушка-соседка, которая знает все обо всех), свидетель (свидетели), подозреваемый (круг подозреваемых).
Как правило, небольшой охват территории расследования.
В финале необходимо решить все головоломки и получить ответы на все вопросы.
Лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных, жанровыми особенностями которой являются:
Наличие выдающейся главной героини с отличительной чертой, выделяющей ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо потрясающая красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений.
Романтические и эмоциональные обстоятельства, сводящие будущих возлюбленных (брак по расчету, встреча на балу).
Множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу.
Эмоциональные описания переживаний, бурные объяснения и выяснение отношений на фоне красивого антуража (природа, бальные залы, балконы, теплицы) занимают две трети книги.
В финале героям предстоит преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе пожениться, и уверенно смотреть в светлое будущее.
Научная фантастика, фэнтези.
Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов, или явлений.
Система научных или псевдонаучных знаний, изобретенная (система магии) или значительно опережающая развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, магические артефакты, космические корабли и т. д.).
Несуществующие явления в природе и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т.д.
Герои, наделенные необычными способностями, и сами способности в воображаемом мире обычны.
Широкое, зачастую необъятное поле деятельности (планета или система миров, вселенная), фантастические законы мироздания (способность вернуться в прошлое, преодолеть обычные законы притяжения), необычное, иное общество, порядок, отличный от нашей структуры мирового порядка.
Мистику иначе называют «литературой ужасов» и не беспричинно. Основная цель мистического произведения – напугать читателя, причем неважно, какими методами – введением страшного персонажа, описанием сверхъестественного явления или же нагнетанием обстановки и ожиданием страха.
Инфернальная тематика – так или иначе в мистике затрагивается тема смерти, выраженная с помощью потусторонних персонажей (привидений и духов, зомби, демонов), обстановки (старые кладбища, заброшенные дома или замки с подвалами-склепами), явлений (таинственных голосов с того света, связи с духами через сны), факта смерти, который становится началом в цепи странных событий.
Детали антуража, которые не поддаются логическому объяснению и обоснованию – таинственные звуки; надписи на стенах или кровавые пятна на полу, возникающие из ниоткуда; пропадающие предметы и в никуда исчезающие люди.
Сверхъестественные явления, события или герои являются основным двигателем сюжета, а понимание их сути, как правило, служит разгадкой интриги и ставит точку в истории.
Герои, наделенные необычными способностями, – экстрасенсы, мистики, ясновидящие, практикующие черную магию либо же изгоняющие нечисть.
Атмосфера страха или ожидания страха, таинственности и загадочности сопровождает читателя на протяжении всей истории. И роль читателя – разгадывать загадки или искать объяснения неожиданным явлениям, преодолевая собственный испуг и страх перед необъяснимым.
Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев.
Постоянная смена «фона»: герои не сидят на месте, оказываясь то в большом городе, то в тундре, то за Полярным кругом. Зачастую их перемещения являются следствием случайного стечения обстоятельств (крушение самолета или корабля; опоздал на самолет – пришлось ехать поездом с пересадкой на автобус; прибыл на новое место – побежал-поехал по окрестностям).
Красивые детальные описания местности (природы, городов), средств передвижения (самолетов, катеров, лошадей), попутчиков.
Наличие множества случайностей: затягивающих путь героя (кончился бензин – сворачиваем с пути в поисках заправки), заставляющих его постоянно двигаться (наступил в кабаке на ногу бандиту – удирай от его банды без оглядки), дающих герою краткую возможность перевести дух (неожиданная смена погоды).
Логика событий не так важна, как наличие многочисленных приключений и происшествий.
Герои приключений либо: прожженные авантюристы, готовые к сложным обстоятельствам; имеющие различные теоретические и практические навыки выживания; имеют при себе безразмерный вещмешок со всевозможными необходимыми приспособлениями; неглупы, креативны, сильны физически и найдут выход из любой ситуации, тихие домоседы, волею случая выброшенные в море приключений, – физически неподготовленные, ничего необходимого при себе не имеющие (порой даже паспорта). Распространенный случай – когда два столь разных героя находятся в одной упряжке, причем один – мужчина, а второй – женщина.
Художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого (начиная с событий минимум двадцатилетней давности).
Точность в деталях и фактах (датировка и развитие событий; жизненный путь героя – от имени до описания внешности и времени смерти).
Чётко обозначенные временные рамки.
В центре повествования – реально существовавшая историческая личность (группа людей) и связанные с ней исторические события.
Антураж эпохи или событий соблюден до мелочей (костюмы жителей города или страны, народные традиции, особенности питания и проживания).
Сочетание правдивого изображения событий прошлого с динамичной и интересной интригой, двигателями которой становятся реальные и вымышленные персонажи, а также сложные и страстные отношения между ними.
Доля авторского вымысла – минимальна. Она необходима для украшения повествования, для усиления интриги и не должна вводить в заблуждение, «переписывая» историю.
II. Стили современной литературы.
Стиль в литературе- устойчивая общность образной системы средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельные произведения, литературные направления, национальной литературы.
Произведения современной русской литературы создаются их авторами в различных стилях, среди которых выделяются массовая литература, постмодернизм, блогерская литература, роман-антиутопия. Рассмотрим подробней эти направления.
Массовая литература сегодня продолжает традиции развлекательной литературы конца прошлого века: фэнтези, фантастики, триллера, боевика, детектива, мелодрамы, приключенческого романа. Впрочем, при этом в ней ощущается поправка на современный ритм жизни, на стремительный научный прогресс. Читатели массовой литературы составляют наибольшую долю ее рынка в России. Действительно, она привлекает различные возрастные группы населения, представителей самых различных уровней образования. Среди произведений массовой литературы, сравнительно с книгами других литературных стилей, больше всего бестселлеров, т.е. сочинений, имеющих пиковую популярность. Развитие современной русской литературы сегодня в наибольшей степени определяют творцы книг с максимальными тиражами: Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Дарья Донцова, Полина Дашкова, Александра Маринина, Евгений Гришковец, Татьяна Устинова.
Постмодернизм как направление в русской литературе возник в 90-х годах прошлого века. Его первыми адептами стали писатели 70-х Виктор Ерофеев и Андрей Битов. Представители этого направления противопоставили реализму ироничное отношение к коммунистической идейности. Они в художественной форме демонстрировали свидетельства кризиса тоталитарной идеологии. Их эстафету продолжили Василий Аксенов «Остров Крым» и Владимир Войнович «Приключения солдата Чонкина». Затем к ним присоединились Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин, Анатолий Королев. Однако ярче всех других представителей этого течения зажглась звезда Виктора Пелевина. Каждая книга этого автора (а публикуются они примерно раз в год) дает тонкую художественную характеристику развитию общества. Русская литература на современном этапе идейно развивается благодаря именно постмодернизму. Характерная для него ирония, присущая сменам общественного строя доминанта хаоса над порядком, вольное комбинирование художественных стилей определяют универсальность художественной палитры ее представителей. В частности, Виктор Пелевин в 2009 году был неформально удостоен чести считаться ведущим интеллектуалом в России. Оригинальность его стиля заключается в том, что писатель воспользовался своим уникальным толкованием буддизма и освобождения личности. Его произведения многополярны, они включают в себя множество подтекстов. Виктора Пелевина считают классиком постмодернизма. Его книги переведены на все языки мира, включая японский и китайский.
Наиболее полно проблемы современной русской литературы освещаются в жанре блогерских произведений. Данный вид литературы имеет как общие черты с традиционной литературой, так и существенные отличия. Как и традиционная литература, этот жанр выполняет культурно-образовательную, идеологическую, релаксационную функции. Но, в отличие от нее, ему присущи коммуникативная функция и функция социализации. Именно блогерская литература выполняет миссию коммуникации между участниками литературного процесса в России. Блогерская литература выполняет функции, свойственные журналистике. Она более динамична, чем литература традиционная, поскольку использует малые жанры (рецензии, зарисовки, информационные заметки, эссе, короткие стихотворения, небольшие рассказы). Характерно, что произведение блогера даже после своей публикации не является закрытым, завершенным. Ведь любой комментарий, последующий впоследствии, является не обособленной, а органичной частью блог-произведения. Среди популярнейших литературных блогов рунета выделяются «Российское книжное сообщество», сообщество «Обсуждаем книги», сообщество «Что читать?»
III. Информация о проведенном опросе обучающихся
Целью данного исследования было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста и попытаться составить читательский портрет современного подростка.
Исследованием был охвачен 35 респондентов в возрасте 14-15 лет, это учащиеся 9 классов.
Как часто вы читайте литературу?
Какие жанры вы предпочитайте?
Читательский портрет современного школьника невозможен без описания того, каким книгам он отдает предпочтение.
Респондентам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:
Как видим, подростковая категория пользователей отдает предпочтение фэнтези – 14 опрошенных; на втором месте – приключения (9), на третьем – романы (8) и на последнем месте детективы. (4)
Где вы берёте книги для чтения?
Большинство опрошенных берут книги в Интернете (18), в библиотеке – 10 человек, а в магазинах покупают 10 человек.
Это показатель того, что подросткам проще найти нужную книгу в Интернете, поскольку этот вариант немного легче и удобнее, но также не мало людей предпочитают взять книгу в библиотеке.
Чтение для вас – это…
Большее количество респондентов (13) ответили, что чтение является для них отдыхом, для 9 людей чтение является необходимостью для выполнения домашнего задания. Также 5 человек воспринимают чтение, как радость, остальные находят в чтении способ найти ответы на нужные вопросы.
Результаты позволяют сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня не является первостепенной. В то же время радует, что чтение является для большинства опрошенных способом проведения досуга:
В заключение отметим, что опрошенные ребята положительно относится к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем несколько часов в неделю. Изучаемый читатель осознаёт важность и нужность чтения, роль книги как источника информации и новых знаний.
Представители опрошенной возрастной категории читают, в основном, не реже 1 раза в неделю. Почти половина ребят берет книги в библиотеке. Большинство респондентов читают неторопясь, вдумчиво и осмысленно, эмоционально переживая прочитанное, и современным электронным книгам все же предпочитают бумажные. Отрадно, что большинство ребят перечитывают понравившиеся им книги.
В целом, юный читатель в нашем досье предстает как фигура достаточно разносторонняя, с очень разнообразным кругом чтения, куда входят как русские, так и зарубежные авторы.
Этим проектом мы хотели сказать, что современное поколение всё так же продолжает читать, хоть и не так как раньше и не какие книги, как раньше, всё так же читает и расширяет свой кругозор книгами. Хоть книги немного и сменили свои жанровые особенности и особенности стиля, но всё же остается одним из авторитетных источников получения информации.
Мы достигли поставленной цели и подтвердили свою гипотезу. В последнее время и правда появилось множество стилей и жанров и нами были представлены далеко не все, ведь о них можно говорить долго.
В помощь библиотекарю «Жанры современной литературы»
Для начала: что такое жанр?
Прежде всего, отметим, что есть два понятия жанра:
— литературоведческое (по форме произведения — рассказ, повесть, роман и т. п.);
Мы будем подробно рассматривать именно прикладные жанры современной литературы.
Итак, жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.). Жанр – это явление динамичное, и черты одного жанра зачастую проникают в другой, порождая поджанры.
Какие именно характерные черты объединяют произведения в конкретный жанр?
Наиболее распространенные современные жанры
Боевик. Динамичный и, как правило, кровавый жанр, к характерным чертам которого относятся:
— максимум действия: герои не стоят на месте, даже оказавшись на развилке главной дороги, и постоянно передвигаются – по улицам города, из города в город, из страны в страну;
— минимум смысла – даже на развилке герой не думает, а действует по обстоятельствам, которые редко обоснованы хотя бы тем, что «запад – там, где заходит солнце», минимум логики, никаких описаний, кроме сражений;
— наличие положительного главного героя – спасителя мира, человечества, города, правительства. Герой незауряден, обучен воевать, обречен действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, часто оказывается в гуще событий совершенно случайно и при этом всегда выживает;
— наличие антагониста – отрицательного героя, которому противостоит герой положительный. Антагонист, как правило, весьма влиятелен, богат, неглуп, слегка не в себе, хочет погубить мир, страну, город, правительство и доживает до финала, чтобы там либо умереть, либо сесть в тюрьму;
— горы трупов и море крови с описанием травм, ушибов, пыток обязательны; причем половина трупов – от злодея, половина – от положительного героя.
Детектив. Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.
— полнота фактов – расследование строится только на той информации, которая передана читателю, и она должны быть максимально полной и достоверной. «А как я до этого додумался – вы узнаете в финале» — исключено. Читателю важно не только наблюдать за ходом действий, но и вести самостоятельное расследование;
— как правило, небольшой охват территории расследования – один город, часть города;
— в финале все загадки должны быть разгаданы, а на все вопросы – найдены ответы.
Любовный роман. Лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных, жанровые черты которой — это:
— наличие незаурядной главной героини с отличительной особенностью, которая выделяет ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо сногсшибательная красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений;
— наличие главного героя – красивого и мужественного аристократа, очаровательного и обаятельного, часто при всем прочем – негодяя и мерзавца, еще чаще – имеющего побочную романтическую профессию (вора, пирата, разбойника или Робин Гуда);
— наличие третьего лишнего (соперника) – влюбленного поклонника у героини (часто тот родом из детства), красивой и яркой соперницы (бывшей любовницы героя, его брошенной невесты или жены);
— романтические и эмоциональные обстоятельства, которые сводят будущих влюбленных (брак по расчету, встреча на балу, нежданное наследство);
— любовь, страсть (или желание) – с первого взгляда (или прикосновения);
— множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу (разница социальных статусов, бедность и гордость одного из героев, семейная вражда и др.);
— яркие и чувственные описания первых поцелуев и прикосновений обязательны, постельных сцен – по обстоятельствам;
— в финале герои обязательно должны преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе (пожениться, обручиться, переспать) и уверенно смотреть в светлое будущее.
Фантастика (научная фантастика, фэнтези). Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.
— выдуманный мир или измененная реальность – другая планета, альтернативное прошлое или будущее Земли, космос и Вселенная, параллельный мир, игровая реальность, сказочный мир и т.д.;
— система научных или псевдонаучных знаний, выдуманных (система магии) или значительно опережающих развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, волшебные артефакты, космические корабли;
— несуществующие в природе явления и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т. п.;
— герои, наделенные необычными способностями, причем сами способности в выдуманном мире являются обыденностью;
— широкое, зачастую необъятное поле деятельности (планета или система миров, Вселенная), фантастические законы мироздания (возможность перемещаться в прошлое, преодолевать привычные законы притяжения), непривычная, отличная от нашей структура мироустройства, общества, порядка.
Мистику иначе называют «литературой ужасов» и не беспричинно. Основная цель мистического произведения – напугать читателя, причем неважно, какими методами – введением страшного персонажа, описанием сверхъестественного явления, же нагнетанием обстановки и ожиданием страха.
Жанровые черты мистики:
— инфернальная тематика – так или иначе в мистике затрагивается тема смерти, выраженная с помощью: а) потусторонних персонажей (привидений и духов, зомби, демонов); б) обстановки (старые кладбища, заброшенные дома или замки с подвалами-склепами); в) явлений (таинственных голосов с того света, связи с духами через сны); г) факта смерти, который становится началом в цепи странных событий;
— детали антуража, которые не поддаются логическому объяснению и обоснованию – таинственные звуки; надписи на стенах или кровавые пятна на полу, возникающие из ниоткуда; пропадающие предметы и в никуда исчезающие люди;
— сверхъестественные явления, события являются основным двигателем сюжета, а понимание их сути, как правило, служит разгадкой интриги и ставит точку в истории;
— герои, наделенные необычными способностями, — экстрасенсы, мистики, ясновидящие, практикующие черную магию либо же изгоняющие нечисть;
— атмосфера страха или ожидания страха, таинственности и загадочности сопровождает читателя на протяжении всей истории. И роль читателя – разгадывать загадки или искать объяснения неожиданным явлениям, преодолевая собственный испуг и страх перед необъяснимым.
Авантюрный (приключенческий) роман.
Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев, которая имеет такие жанровые черты:
— постоянная смена «фона»: герои не сидят на месте, оказываясь то в большом городе, то в тундре, то за Полярным кругом. Зачастую их перемещения являются следствием случайного стечения обстоятельств (крушение самолета или корабля; опоздал на самолет – пришлось ехать поездом с пересадкой на автобус; прибыл на новое место – побежал-поехал по окрестностям);
— красивые детальные описания местности (природы, городов), средств передвижения (самолетов, катеров, лошадей), попутчиков;
— наличие множества случайностей: а) затягивающих путь героя (кончился бензин – сворачиваем с пути в поисках заправки); б) заставляющих его постоянно двигаться (наступил в кабаке на ногу бандиту – удирай от его банды без оглядки); в) дающих герою краткую возможность перевести дух (неожиданная смена погоды);
— линейный сюжет – от точки А в точку Б, от начала пути до цели, причем цель – это именно конечный пункт;
логика событий не так важна, как наличие многочисленных приключений и происшествий;
— герои приключений либо: а) прожженные авантюристы, готовые к сложным обстоятельствам; имеющие различные теоретические и практические навыки выживания; имеют при себе безразмерный вещмешок со всевозможными необходимыми приспособлениями; неглупы, креативны, сильны физически и найдут выход из любой ситуации; б) тихие домоседы, волею случая выброшенные в море приключений, — физически неподготовленные, ничего необходимого при себе не имеющие (порой даже паспорта). Распространенный случай – когда два столь разных героя находятся в одной упряжке, причем один – мужчина, а второй – женщина.
Художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого (начиная с событий минимум двадцатилетней давности).
— точность в деталях и фактах (датировка и развитие событий; жизненный путь героя – от имени до описания внешности и времени смерти);
— четко обозначенные временные рамки;
— в центре повествования – реально существовавшая историческая личность (группа людей) и связанные с ней исторические события;
— антураж эпохи или событий соблюден до мелочей (костюмы жителей города или страны, народные традиции, особенности питания и проживания);
— сочетание правдивого изображения событий прошлого с динамичной и интересной интригой, двигателями которой становятся реальные и вымышленные персонажи, а также сложные и страстные отношения между ними;
— доля авторского вымысла — минимальна. Она необходима для украшения повествования, для усиления интриги и не должна вводить в заблуждение, «переписывая» историю.
Понятие мэйнстрима прочно вошло в сленг. Что оно означает? Mainstream – это преобладающее течение в любого рода деятельности (литература, искусство, музыка, наука, политика и др.) на определенном отрезке времени.
Еще можно сказать, что это принятое большинством людей направление в чем-либо.
Примеры мейнстрима: Покемономания; Селфи; Использование соц.сетей; Эко стиль в интерьере; Мода на вегетарианство; Чат с роботом Сири, Вейпинг, Борода, Биткоины, и прочее.
«Слушал рок до того, как это стало мейнстримом»)))
Бестселлер – то, что хорошо продается. По разным данным – разные списки, зависит от страны, настроения народа, цели исследования и прочего.
В разное время продается по-разному, но, как правило – бестселлерами признаются, в том числе, самые топовые книги в данное время.
Топовые произведения – произведения современной литературы, плотно укоренившиеся в сознании читателя благодаря большой маркетинговой компании, выпуску фильмов, большого числа фанфиков и ажиотажа вокруг них.
Многие спорят о том, стоит ли считать комикс отдельным видом современной литературы, но одно то, что комикс оказывает влияние на современную литературу – факт доказанный. Ученые полагают, что учиться читать дети с помощью комиксов научатся столь же хорошо, как и с помощью обычных книг, чтение комиксов является упрощенной версией обычного чтения, которое к тому же не обладает пестрящими колонками сливающихся букв, и в комиксах много картинок.
Среди характеристик комиксов исследователи выделяют:
– соединение визуального и вербального;
– акцент на действии, а не описании;
– супергерои – борьба «добра» и «зла» вечна;
– наличие в структуре разрывов и пропусков, которые должен
заполнить читатель – развитие фантазии, воображения.
— плохо там в первую очередь потому, что отняты существенные социальные свободы. Это может сопровождаться вопиющей нищетой — но не обязательно; кроме того, нищета никогда не становится главной трудностью жизни в антиутопии. Хотя дефицит тех или иных ресурсов зачастую помогает управлять людьми.
— плохо стало в результате именно естественного социального развития общества — а не вследствие неправильного техногенного развития, падения метеорита, магии, загадочных психоизлучений или порабощения другим социумом или зелёными человечками со звёзд.
Киберпанк можно отнести к поджанру Фантастики, но в последнее время он выходит на уровень отдельного жанра литературы.
П оказывает новое направление в развитии цивилизации: информатизацию общества.
Киберпанк описывает взаимодействие человека–машины с технологическими системами. В произведениях показывается будущее, где властвуют всепланетные корпорации, а компьютерные гении–одиночки борются за свободу.
В произведениях происходит социальный кризис, обычно связанный с высоким технологическим развитием и большим соци альным расслоением в обществе.
Компьютерам в таких произведениях придается огромная мощь и сила. Они вторгаются в повседневную жизнь, манипулируют сознанием человека. Киберпространство становится второй реальностью. А вся жизнь наполняется чередой катастроф.
Главная задача Системы в киберпанке – лишить общество гуманизированной человечности, чтобы люди почувствовали себя винтиком в тотально машинизированном мире.
Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней » – пример родоначальника жанра «стимпанк». Наиболее известный пример – «Ходячий замок».
Постапокалипсис – один из поджанров Фантастики, так же выходящий на новый уровень самостоятельного жанра.
— деление выжившего общества на продуцентов и консументов, наличие банд и диких племен, более или менее изолированных высокотехнологичных компактных сообществ
— столкновение или противостояние этих групп в результате конфликтов;
— наличие мутации разного вида у людей, животных, растений.
— многочисленные артефакты погибшей цивилизации, частью опасные, частью полезные, иногда служащие фоном для повествования, иногда ключевые в сюжете.
— не очень подробно описывается жизнь непосредственно перед катастрофой, как бы давая изначальные данные, на которых в дальнейшем и будет построен сюжет, стоит отметить, что описание жизни до катастрофы очень часто встречается в виде своеобразных воспоминаний выживших, так называемых флэшбеков;
Жанровая терминология разнообразна, зависит от жанра и направления повествования, но выделяют следующие общеупотребительские термины для описания жанров современной литературы:
Прода – очередной фрагмент книги, только что написанный автором, объект страстного желания поклонников.
Лит РПГ – история про эмиграцию современника, как правило гражданина стран бывшего СССР, в компьютерную игру.
Реал РПГ – сюжет про внедрение компьютерной игры в повседневную жизнь современных людей на физическом уровне, когда действия в игре могут причинить реальный ущерб.
Гаремник – любовный треугольник, многоугольник и прочие фигуры, когда на 1 главного героя приходится более чем 1 возлюбленного.