Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

Весну встречаем-птиц закликаем!

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это Ольга Дылкина
Весну встречаем-птиц закликаем!

Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной

деятельности по музыкально-художественному развитию для старшей разновозрастной группы

Весну встречаем – птиц закликаем.

Цель: знакомство с русскими традициями встречи весны.

знакомство с голосами лесных птиц

знакомство с русскими народными песнями

формирование словарного запаса (знакомство с новыми словами)

воспитывать интерес к русским традициям

уважительное отношение к труду

умение работать в коллективе

улучшать тембровый слух

развивать певческое творчество

развивать эмоциональную отзывчивость на музыку

улучшать качество музыкально- ритмических движений, хождение змейкой, по кругу

Развивающая предметно-пространственная среда:

запись «Голоса птиц»,веснянок, закличек

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети выходят в прихожую под музыку с пением птиц. Музыка№1

Воспитатель: Ребята, Вы слышите? Что это?

Птицы поют! А вы знаете, что на Руси издавна считали, что птицы на своих крыльях весну приносят. Хотите узнать, как встречали весну и птиц в старину?

Воспитатель: Я знаю одно волшебное заклинание, которое перенесет нас назад во времени.

Окажись здесь старина.

Авдотья-Плющиха поет песню «Весеннюю закличку», вдруг замечает гостей.

Авдотья-Плющиха: да никак гости у меня! Ну, здравствуйте, проходите. Вы откуда ко мне прибыли?

Дети: мы из будущего.

Что хотите, делаете у нас на Руси?

Дети : хотим узнать как весну закликать. Да как птиц призвать чтоб весна больше не уходила чтоб тепло было. И холодов не было.

Авдотья-Плющиха: Вот не ждала, не гадала!

Я Авдотья-Плющиха, весне первая помощница, где пройду – снег тает, ручьи бегут, вода плескается, плющит. Вот меня так и прозвали – Плющиха!

все вам расскажу про наши обычаи и покажу.

Рассказ о празднике.

Весну на Руси встречали 3 раза: Первый раз на Масленицу. Вы знаете как проходит встреча весны на масленицу?

Дети: Да! Блины пекут, хороводы водят. В игры играют.

Авдотья-Плющиха: Ой, какие молодцы! верно!

В связи с этим «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают

птицы, знаменующие собой приближение девы Весны».

И «первыми возвращаются оттуда жаворонки музыка№3, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях».

леса…». Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать

жаворонков, а с ними и весну.

Вот такими жаворонками украшали обрядовое дерево, а также украшали лентами, цветами, колокольчиками.

Давайте мы с вами найдем подходящее дерево Хоровод Музыка№5

Разучиваем закличку Музыка№4

Жаворонки ноги тонки

весну красну

А теперь украсим дерево (раздает украшения) и закликаем жаворонок музыка№4

Жаворонки ноги тонки

весну красну

Тогда давайте каждый по своей дорожке все вместе отправимся к дереву, развешает украшение и петь расскажет закличку.

(дети идут змейкой за Глашей музыка Звучит украин. народ. песня-

хоровод «Ой бежит ручьем вода» музыка №3а

обр С. Полонского (сборник Т. А. Шорыгина) Ой, бежит ручьём вода –

Нету снега, нету льда.

Нету снега, нету льда.

Нету снега, нету льда.

Мы весняночку поём.

Весну красную зовём.

Весну красную зовём.

Весну красную зовём.

Авдотья-Плющиха: Молодцы! Без вас в природе не случилось бы весны.

Заклички рассказали теперь пора и веселиться

В одну очень интересную игру «Жаворонки».

Русская народная игра «Жаворонок» Музыка№6

Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга.

С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.

Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»

Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны.

Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком».

Авдотья-Плющиха: А загадки про птиц знаете?

Дети загадывают загадки

И полоска шарфика. (синица)

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Села птичка на суку

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой! (дятел)

Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач)

Спереди у птицы шильце,

Позади у птицы вильце,

Птичка мала, а за морем была. (Ласточка.)

Авдотья-Плющиха: Вот молодцы! Каждый из вас знаток птиц дарю вам жетоны

Пора и третий обычай вам рассказать. А третий раз звали 7 апреля на Благовещенье.Издревле существовал такой красивый обычай: в этот день отпускать птиц на волю.

Чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступила весна.

Выпуская птиц на волю приговаривали:

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите! (Отпускаем птиц на Шарах)

Послушайте, как радостно и весело поют на воле птицы.

«Голоса птиц». Музыка№7

Понравилось вам у нас в лесу?

Авдотья-Плющиха: Что узнали нового?

Что бы маме рассказали папе, маме?

Авдотья-Плющиха: Молодцы! Провожу я вас до крыльца Под музыку№ 8 ручейком отправляемся в группу.

За то, что вы так активно участвовали в празднике,дарю вам угощенье: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Здоровья вам всем.

Ну, вот, ребята, все я вам рассказала пора и прощаться.

Пора нам, ребята, отправляться домой. Давайте произнесем слова-заклинания:

Закончилась вся старина!

Воспитатель: Ребята, мы с вами опять в нашем времени пойдемте пить чай с нашими чудесными жаворонками.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоФотоотчёт «Весну встречаем — зиму провожаем!» Вот и наступила весна! А давно ли мы закликали её и провожали зиму? Каждый год в нашем детском саду проходит яркий праздник встречи весны.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоФотоотчет занятия «Встречаем весну. Жаворонки» Представляю вашему вниманию отчет занятия»Встречаем весну. Жаворонки» Как известно, по «Народному календарю» страничка из Народного.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоФотоотчет о весеннем празднике «Весну встречаем, жаворонков закликаем!» Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! В рамках реализации проекта.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоПроект «С Масленицей весну встречаем» Проект «С Масленицей весну встречаем» Автор:Дьяченко Елена Львовна, воспитатель ГКУЗ Архангельской области «Северодвинский специализированный.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоПровожаем зиму и встречаем весну! Ведущая:Всех на праздник приглашаем Масленицу встречаем. Зиму провожаем весну встречаем. Спешите, спешите занять места. Масленица:Спешите.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоСценарий кулинарного мастер-класса «Стряпаем жаворонков, закликаем весну» Цель мастер-класса: укрепление детско-родительских отношений, через создание атмосферы общности интересов, приобщение родителей к участию.

Зиму провожаем-весну встречаем! Конспект непосредственно- образовательной деятельности в первой ясельной группе на тему: «Зиму провожаем- весну встречаем». Подготовила:.

Конспект занятия «Зиму провожаем-Весну встречаем» Конспект непосредственно- образовательной деятельности в первой ясельной группе на тему: «Зиму провожаем- весну встречаем». Подготовила:.

Источник

НОД «Жаворонки летите, к нам весну красную несите» в старшей группе

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это Татьяна Ласковец
НОД «Жаворонки летите, к нам весну красную несите» в старшей группе

Интегрированное занятие по познанию в старшей группе

» Жаворонки летите, к нам весну красную несите»

Программные задачи:

-Формировать представление о традициях русского народа, содействовать приобщению к истокам народной культуры.

-Познакомить детей с народной традицией встречать весну » жаворонками.

-Учить лепить из теста жаворонка, свернув в узелок жгутик теста.

-Познакомить детей с жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).

-Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах.

— Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.

-Активизировать словарь: жаворонок, противень, «пернатые друзья», «весна-красна».

-Формировать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

— Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе, доброжелательное отношение к гостям и друг другу.

Предварительная работа:

Подобрать картинки, иллюстрации птиц, русских народных игрушек, народных костюмов. Беседа о весне и признаках ее наступления; чтение литературы о весне и птицах; рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы»; заучивание стихотворений, закличек.

Материал:

Мультимедийная техника, фартучки, шапочки, мука, тесто, изюм, фонограмма с голосами птиц, выпечка «жаворонки», картинки весны, схематическое изображение птиц, макет печки, березы, елки; доски и стеки для лепки, народный праздничный костюм для воспитателя.

Методические приёмы:

1. Показ и объяснение воспитателя;

2. Игровая ситуация, с использованием художественного слова;

3. Художественное слово;

4. Наблюдение за работой детей;

5. Анализ работ воспитателем и детьми;

Ход образовательной деятельности.

Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу.

Хозяйка: Ребята, какие вы все красивые. Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их, пожелаем доброго утра, крепкого здоровья, хорошего настроения и подарим им свои замечательные красивые улыбки. Улыбнитесь все… Какие вы молодцы…

Хозяйка: Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке. Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно! Посидим рядком, поговорим ладком. Ребята, какие вы все красивые, Мальчики у нас, что добры молодцы, а девочки, что красно солнышко. Ребята, посмотрите, пожалуйста, какое необычное у меня платье. Правда, не обычное. Это, ребята, русский народный сарафан. Раньше его носили мамы, бабушки и даже девочки. А на голову повязывали платочек, или ленточку, а в праздники надевали вот такой красивый кокошник. У меня тоже сегодня праздник, потому что я пришла к вам. Поэтому я и решила одеться по- праздничному.

Светлее небо, тает снег

Я расскажу вам о весне:

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,-

Значит к нам пришла. весна /Говорят дети/

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

Значит к нам пришла. весна /говорят дети/

— Правильно, наступила ВЕСНА. Подойдите к окну, посмотрите, какая весенняя погода стоит на улице и назовите приметы весны.

Дети: Тает снег, снег рыхлый, в начале весны грязный. Ярко светит солнышко, щебечут птицы на деревьях, набухают почки.

— Ребята, а вы хотите пойти на прогулку в весенний лес?

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги, надо перепрыгнуть через них. В путь.

/Звучит Музыка Ломовой «Поскачем» дети идут, перепрыгивают через лужи и ручейки. Останавливаются в центре зала. /

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Какой здесь свежий, чистый воздух, вдохните глубоко носиком, подышите.

/Звучит Музыка Гершова «Вальс». Дети греют лицо. Звучит музыка ручья, голоса птиц/.

(дети садятся на пенёчки)

Проектор – картинка о весне – 1слайд

Хозяйка: Послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали. В первые дни весны наряжались празднично и ярко, закликали солнце, чтобы светило, не медлило, а катилось красным колесом к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Весной наступают дни, когда солнышко начинает светить ярче и дольше, чем зимой.

Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей). Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.

А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей). Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей). Ласточки, скворцы, грачи, малиновки, зяблики, соловьи, кукушки, цапли, перепела, аисты, корольки, утки, гуси, журавли, лебеди, жаворонки.

Проектор –слайд о птицах

Чем похожи птицы? (Внешним видом: есть клюв, 2 лапки, перья, крылья, хвост, умеют летать).

Чем они отличаются друг от друга (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).

Х-ка: Молодцы, ребята. Немало знаете о птицах. А какие сказки помните, в которых действующими лицами являются птицы? (На столике выложены книги со знакомыми детям сказками, среди них нужно выбрать сказки в которых говорится о птицах: например, Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, «Гуси-лебеди» русская народная сказка).

И сказки вы знаете. Молодцы.

В старину больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляют природу пробуждаться от зимнего сна. Его так и называют «певец весны».

А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и на проекторе появляется изображение жаворонка).

-Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни. Жаворонок. Птичка немного крупнее воробья. Благодаря своей окраске она умеет прятаться в земле так, что становится совершенно незаметной. Весной у жаворонков много забот: найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов.) Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А для чего жаворонки это делают? (Ответы детей). Мягкая подстилочка в гнезде нужна для того, чтобы отложенные туда яйца не повредить, да и птенцам на мягком удобнее. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. По цвету они рыжевато-серенькие.

Как и другие птицы, жаворонки выкармливают своих птенцов насекомыми. Аппетит у птенцов отличный, растут они так быстро, что родители не нарадуются.

В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков. Мы сейчас тоже встанем и позовем жаворонков.

Уж вы пташечки, жавороночки,

Весну ясную, весну красную

А теперь нам пора возвращаться домой. Будьте осторожны, не промочите ноги, старайтесь перешагивать и перепрыгивать лужицы и ручейки. (Дети идут,перешагивая через ручейки и лужи). Ну вот, мы и дома.

Ребята, посмотрите, какую красивую корзину я вам принесла, (хозяйка вносит корзинку накрытую платком, а в ней птички из лоскуточков). Хотите узнать, что в ней? (Да). Тогда отгадайте загадку:

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

Правильно, птички. Ребята, когда ваши бабушки и дедушки были совсем маленькие, такие, как вы, у них не было игрушек, как у вас, а им очень хотелось играть, а в магазине они игрушки не могли купить. И тогда мамы, бабушки и старшие сестренки шили им игрушки сами, своими руками из разноцветных тряпочек да лоскуточков. Вот такими птичками и играли раньше ваши бабушки и дедушки, когда были такими же маленькими, как вы сейчас. Хотите тоже поиграть? (Воспитатель раздает детям птичек)

— Сейчас мы наших птичек повесим на праздничную

карусель с лентами и вдохнем в них жизнь, подуем на

них, и они полетят высоко-высоко к солнышку. (Дети

вешают птичек и приговаривают):

Мы на праздник птичек делали

И на ленты их повесили,

Поиграли дружно с ними

Дух весенний в них вселили,

Наши жаворонки летите

И весну-красную на крыльях принесите.

Для этого мы оденем с вами передники, шапочки, помоем руки и я вас научу лепить из теста жаворонков. Занимайте места и внимательно смотрите, что мы будем с вами делать. Давайте вспомним, из каких частей состоит птичка?

— Голова, клювик, тело, крылья, хвостик.

Хозяйка: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку. Зачем мы это сделали? (чтобы тесто не прилипало к рукам). Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). Сначала мы раскатаем из теста » колбаску», теперь завяжем » колбаску» узелком, оставив короткие кончики. Верхний кончик превратим в головку жаворонка, а нижний –в хвостик (приплюснем и ножом сделаем надсечки). Узелок напоминает крылышки, сложенные на спинке. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков). Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились. Готовых жавороночков высаживайте на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки. Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его еще раз и постарайтесь запомнить. Попросим Татьяну Владимировну отнести противень с жавороночками на кухню и поставить выпекаться … куда? В духовку. (Дети работают под звуки «Песни жаворонка»).

На забор присели, Песенку пропели

Друг на дружку глядим,

В гнездах отдыхать. Дети стоя, отводят руки » крылья» назад и выполняют наклоны головы вправо и влево.

Бегают на носках, взмахивая руками, как крыльями.

Делают наклоны вперед, отводя прямые руки назад и произнося: клюю:

Убегают на места и садятся, положив ладошки под щечку.

Хозяйка приносит «жаворонков» :

Попало наше тесто в горячее место.

Попало – не пропало! Жаворонками стало.

Ах, какие красивые птички у нас получились. А какие глазки, клювики красивые и пёрышки. (Каждый ребенок получает в салфетке булочку-жаворонка).

— Ребята, раньше мамы раздавали жаворонков детям. Они сажали своих жаворонков на длинные шесты и большой гурьбой, с криками, песнями, звонким смехом носили их по деревне до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки собирались все вместе и ели своих птичек.

Хозяйка: Ну что ж, ребятки, а теперь пришла пора прощаться. Ребята, вам понравилось у меня в гостях. (Да). А мне вы очень понравились. А теперь пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (До свидания).

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте!» МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида Конспект НОД по лепке в старшей группе № 6 компенсирующей направленности «Жаворонки.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоНОД по лепке из соленого теста в подготовительной группе «Жаворонки, прилетите, весну принесите» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Учить детей создавать рельефный образ птички из солёного теста. Получение удовольствия.

НОД по познавательному развитию «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите!» Цель: Развитие ценностного отношения к родной культуре; формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего.

Конспект ООД по развитию речи «Весну красную зовём» Организация Образовательной Деятельности детей в средней группе №8 «Незабудки» по теме » Весну красную зовём» (развитие речи). Большакова.

Праздник «Жаворонки, прилетайте, весну красную встречайте» Сценарий праздника «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте». Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи:.

Праздник «Жаворонки, жаворонки, прилетите! Красну весну принесите!» Праздник весны «Жаворонки» (сороки)Цель: Познакомить детей с народным праздником «Жаворонки» (Сороки, обрядами, пословицами, поговорками,.

Конспект занятия в средней группе «Жаворонки, прилетайте, весну красную встречайте» Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству, способствовать формированию выразительной интонационной речи. Задачи: Образовательные:.

Сценарий праздника «Зиму провожаем, Весну Красную встречаем» для детей 3–4 лет [b]Зиму провожаем, Весну Красную встречаем. [/b] Весенний праздник для детей 1, 2 младших групп. (Праздник проводится на улице.) Действующие.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что этоСценарий развлечения в старшей группе «Жаворонки прилетайте, весну-красну созывайте» Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать представление о народном празднике прихода весны Задачи:.

Источник

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

Закличек было много. Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с “жавороночками”, ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Оставшееся печенье съедали и скармливали его скоту.

И все для того, чтобы живительные силы Природы коснулись всех — и людей, и животных.

Ой, Болса, Боже,
Да весну красну кликати
На теплые лета,
На густые жита,
Да на яру пшеницу,
Да на зелены конопли!
Ой, со густого жита
Будем пиво варить,
С зеленых конопли
Будем масло бить,
С ярой пшеницы
Пироги будем печь!

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой

Весна красна.
На чем пришла?
– На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
– А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.

Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.

Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной,
С жеребеночком — Вороненочком!

Жаворонушки
На соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое,
Соху, борону,
Унесите от нас
Зиму холодную,
Зиму холодную —
Донце с гребнем.
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела.

Ой, весна, ой, красна!
Ты когда, весна, пришла!
Когда старые старухи
На завалины сидели,
На завалины сидели,
Кулаками землю били,
Кулаками землю били,
Про невесток говорили:
“У меня была сноха неурядливая:
Посновала она кросна —
Им девятая весна.
На прошестке у ней
Трава выросла пырей,
Под подножками у ней
Клушка вывела детей”.

Лето, лето красное, поди сюда,
А ты, зима, ступай на море,
Ты и так нам, зима, надоскучила,
Ручки с ноженьками обморозила,
Метель глазки повыхлестала,
Хлеба с солью много покушали.
Уж вы ластушки, вы касатушки,
Прилетите-ка вы к нам,
Принесите-ка вы нам
Лето теплое, весну красную
Под крылышком, под бутылышком.
Соха с бороной, езжай на поле,
Напаши, наборонуй
Хлеба родного, умолотного,
Зернистого, колосистого.

Ты пчелынъка,
Пчелка ярая!
Ты вылети заморе,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимынъку,
Зимынъку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

Дождь, дождь!
На бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен, —
Поливай ведром!

В марте зима уходила неохотно. Даже в апреле заморозки были явлением частым, поэтому мороз тоже, как на Святках, было принято закликать-заговаривать. Специально испеченные колобки выбрасывали на улицу, приговаривая: “Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!” Варили овсяный кисель, выставляли его в миске на крыльцо с приговором: “Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть!”

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

9 марта, празднуются Жаворонки (Сороки, Сорочини (укр.)), Лелечини (укр.))

Очередной раз начинают закликать Весну:

Благослови, мати,
Ой, мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазыват их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

Жаворонушки, на соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Весну Красну
На своем хвосту! У-У-У!

9 марта – Сороки. В этот день прилетают из теплых стран «сорок сороков» птиц, что значило на Древней Руси «большое количество», «сотни тысяч». «На Сорок сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается». И первыми из них были жаворонки. «Сколько проталинок – столько жаворонков».

В честь этих весенних птиц в этот день пекли особые обрядовые изделия из теста, которые называли «жаворонки». Тесто для обрядовых печений обязательно ставили на солнце, чтобы сила Ярилы вошла в него. Женщины, когда раскатывали тесто, пели звонкие солнечные веснянки. Готовых выпеченных «жаворонков» обмазывали мёдом – «золотили» им голо-вы и крылья, как солнечным птицам. Затем их дарили родне, детям.

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

Обозначение праздника словом «встреча» не совсем точно. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Первобытный земледелец не до конца понимал закономерности смены времён года: не исключалась возможность, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. В предотвращение такого бедствия весну призывали и пытались путём обрядов вызвать её возвращение. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой. Слова «как птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт» означают не только последовательность событий, но выражают представление о причине и следствии.

Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну. Пример веснянки

Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корма нету!
Жаворонки,
Прилетайте к нам,
Тут кисели талкут,
Тут блины пекут.
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом,
Связаны поясом.
Чу — виль — виль,
Весна пришла
На калясочках,
Зима ушла на саночках.
Мужики, мужики
Точите сошнички,
Скоро пашеньку пахать!

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта по ст. ст.). В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования.

По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста[4], пекут «жаворонков»[2] (кое-где «куликов» и «орешки»)[5] из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

— (Воронеж. обл.)
Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками[6]:

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные заклички порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

Оригинал
Ой ти, соловейку, ти, раннiй пташку,
Ой, чого так рано з вир’iчка вийшов?
Не сам вийшов, Дажбог мене вислав
З правоi ручейки, i ключики видав:
З правоi ручейки — лiто вiдмикати,
З лiвоi ручейки — зиму зами

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

Заклички весенние (веснянки) — обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания весны и включавшие обязательное словесное обращение к объекту клича: весне, птицам, Богу или Богородице. Обращение в закличках непосредственно к весне, включая предварительную просьбу о божественном благословении, было распространено в основном у русских западных и южных областей России, граничащих с территорией Белоруссии и Украины, где этот обычай имеет свои аналогии. Призыв, адресованный птицам (жаворонкам — куликам), бытовал значительно шире. В пограничье между двумя зонами встречались смешанные варианты, сюжеты закличек могли выступать в контаминации (т.е. соединении) друг с другом, с «птичьими» закличками, формулами богатого урожая, хороводными и лирическими песнями.

Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. В южнорусских губерниях их иногда пели в такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом исполнительниц. Наиболее архаичны заклички, бытовавшие в зоне русско-белорусско-украинского Полесья. Их исполнение по своим мелодическим характеристикам наиболее близко к древнейшим заклинаниям-возгласам, выкрикам. Эта особенность, характерная в той или иной мере для всех русских закличек, ставила их в ряд ритуально-магических действий и позволяла исполнять их во время Поста, когда запрещалось петь другие песни. Крестьянки говорили: «Песни играть в эти дни грех (пост), кликать же можно» (Шереметева М.Е. 1930. С. 45).

Заклинательный характер, заговорные зачины, образы, закрепы в конце песни (например, «ключ и замок словам моим») связывают заклички с заговорами и обрядовыми приговорами. Они придавали особую значимость обряду, исполнение которого должно было вызвать пробуждение земли и наступление тепла. В тех местах, где кликание весны утеряло магическую функцию, заклички перешли в детский игровой репертуар, так же, как сходные обращения к солнцу, дождю, насекомым и т.п., мифологический подтекст которых уже в начале 20 века был заслонен бытовыми представлениями.

В западных и южнорусских губерниях клинание весны и закликание жаворонков являлись двумя разными ритуалами, связанными общей целью и часто приходившиеся на один праздник, но отличавшимися и по составу исполнителей, и по репертуару. Основным текстом кликания весны здесь были традиционные весенние заклички или веснянки, исполнявшиеся взрослыми, часто девушками, а песенки детей, обращенные к «жаворонкам», и действия с ними воспринимались как игра. Если случалось, что весенние заклички переходили в детский репертуар, они могли соединяться с закликанием птиц или звукоподражаниями. К востоку и северо-востоку от указанного региона, на территории Верхнего и Среднего Поволжья, заклички, обращенные к птицам — жаворонкам, часто были единственной формой кликания весны, а их исполнителями являлись как дети, так и взрослые. При этом отдельные мотивы весенних закличек из южнорусских областей включались в несколько измененном виде в поволжские «птичьи» заклички. Охарактеризованные выше регионы разделяла широкая полоса Волго-Окского речного бассейна — Лихвинский и Перемышльский уезды Калужской губ., на территории которых особенностью ритуала «кликания весны» было неразрывное соединение весенних закличек и закликания жаворонков.

К простейшим и одновременно, более древним формам детских «птичьих» закличек, распространенных преимущественно в южнорусских и отчасти в среднерусских губерниях, относятся многочисленные звукоподражания, например, в Московской губ. в Сороки кликание ограничивалось: «Чувиль, навиль, виль, виль, виль». К подражанию пения жаворонка могли присоединяться краткие вспомогательные формулы: «Чувиль — виль — виль, жаворонки летят, к нам весна пришла, чувиль — виль — виль, жаворонки летят» (калужск.), а также отдельные приговорки, обычно случайного, ежеминутного характера и не упорядоченные ритмически: «Сороки, сороки // Летите к нам, жаворонки // Мы вас

Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Смотреть картинку Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Картинка про Жаворонки летите весну на крылышках несите что это. Фото Жаворонки летите весну на крылышках несите что это

угостим // Колобками, крендельками // И даже вашими птушками. // Мы их много поискали, на всех хватит» (калужск.; Агапкина Т.А. 1987. С. 150). Самую многочисленную группу детских «птичьих» закличек составляли шутливые, игровые стишки. Например, «Жаворонок, жаворонок! Где ты? — Дома. — Что делаешь? — Лапти плету, лапти варю» (орловск.; Агапкина Т.А. 1987. С. 150). Чаще при кликании жаворонков использовались готовые формулы традиционных детских обращений к солнцу или насекомым: «Жаворонки, жаворонки // А где ваши дети? // — Наши дети на повети // Глинку колупают, // В масло окунают» (калужск. Агапкина Т.А. 1987. С. 150).

В «птичьих» закличках, являвшихся основой обряда встречи весны в Поволжье, дети и взрослые обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли «весну красную», «красно солнышко», «тепло гнездышко», «хлеб вольный» или «добрый», «теплое лето», а унесли холодную зиму, которая надоела, так как «весь хлеб поела», изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги, перепряла всю кудель и т.п. Их молили принести из-за моря здоровье, травы, лепешек, горшок каши, мешок денег. За это их стремились одарить, например, предлагали пирожок.

При общей тематике весенние и «птичьи» заклички варьировали по содержанию. Т.А. Агапкина выделила несколько сюжетных линий традиционных весенних закличек (Агапкина Т.А. 1993. С. 165 — 180). Наиболее распространенным на Северо-западе и в Среднем Поволжье было обращение к весне с просьбой прийти с радостью, милостью, хлебом, льном и т.п. В южнорусских губерниях к весне обращались с вопросом, на чем она пришла, и давали за нее ответ. Продолжение заклички могло содержать один или несколько мотивов: на кобыле вороне; на кнутике, на хомутике; на овсяном (ржаном, пшеничном) снопе; на овсяном (гречном) колосе; на пшеничном пироге; на кривом веретене; на жердочке, на бороздочке; на худой (кривой) лошаденке и т.п. Зафиксирован этот сюжет и в Новгородской губ., где он встречается в качестве продолжения описанного выше. В Калужской губ. эту закличку совмещали с кликанием жаворонков, а в Орловской пели после призыва: «Кулики, жаворонки, слетайтесь на одонки».

На территории прилегающей к Белоруссии встречалось наибольшее разнообразие весенних закличек. На западе Орловской губ. и некоторые уездах Смоленской у весны спрашивали, что она принесла, и пели в ответ: принесла девушкам — платочек, ленту, венок, жениха, качели, гулянье; хлопцам — коня, свистульку, дудку, соху; молодочкам — вышитый чепчик, бердо, кросна («ткать»), серп («жито жать»), сыночка; мужикам — плуг («поле орати»); бабушкам — палочку, посиделки, кудель (прясть); дедам — палочку; детям — пасхальное яичко, гулянье и т.д. В Ельнинском у. Смоленской губ. перед тем как спеть эту закличку девушки провожали зиму и обращались к птице с просьбой прилететь и принести ключи, чтобы замкнуть зиму и отомкнуть лето. В варианте этого сюжета, бытовавшем в Калужской губ., весна отвечает, что принесла три «угодья» или «корысти»: первое угодье — воды половодье, второе угодье — скотинушка в поле, третье угодье — соха с бороной.

Для жителей деревень восточного Полесья было характерно обращаться к весне с вопросом, где ее дочка. В разных деревнях приводили различный ответ: дочка сидит в саду и шьет/вышивает рубашку своему милому/сыну (имярек) или к своей свадьбе; дочка погнала быка/вола, овец: «Пасись, бычок, пока я пряду мычку».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *